О ПРОДЛЕНИИ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ АКЦИЗОВ ПО АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ 20 мая 1994 г. N 11-13/5762 (Д) В целях обеспечения полноты поступления в государственный бюджет акцизов по алкогольной продукции Государственная налоговая инспекция по г. Москве просит провести до 20 июля 1994 года проверку всех вино - водочных предприятий, являющихся плательщиками акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья, спирту питьевому, водке и ликеро - водочным изделиям, по вопросу правильности исчисления и уплаты акцизов в бюджет за период, прошедший со времени последней документальной проверки предприятия. При проведении проверки следует обратить особое внимание на следующие вопросы: 1. Обоснованность дифференциации уровня отпускных цен на подакцизные товары и продукцию, отпускаемую разным потребителям в одном и том же периоде. При проверке этого вопроса следует иметь в виду, что пунктом 50 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.92 N 10, предусмотрено, что определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок; по себестоимости последних по времени закупок, а не раздельно по партиям водки, выработанной из полученного от поставщиков дешевого и дорогого спирта. Поэтому при формировании цен себестоимость товара не должна калькулироваться в зависимости от дифференциации стоимости сырья. Одновременно следует проверить правильность исчисления акцизов при формировании свободных отпускных цен на подакцизные товары и продукцию, с тем чтобы не допустить занижение облагаемой акцизами базы. В случае, если предприятия реализуют одинаковые виды подакцизных товаров и продукции различным покупателям по разным отпускным ценам, уровень которых значительно отличается, облагаемый оборот для уплаты акцизов с 01.01.94 должен определяться в соответствии с пунктом 22 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2270 исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на такую же или аналогичную продукцию на момент совершения операции. 2. С каких оборотов уплачивается акциз при товарообменных операциях, а также соответствие отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе, порядку, предусмотренному в письме Минфина России от 30.10.92 N 16-05/4 (доведено письмом Государственной налоговой инспекции по г. Москве от 26.02.93 N 11-08/1352). При этом следует иметь в виду, что при обмене с участием подакцизных товаров в 1994 году оценка этих товаров для целей налогообложения определяется исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на такую же или аналогичную продукцию на момент совершения операции. В случае, если товарообмен производится специализированными предприятиями в целях закупки сырья для производства подакцизных товаров, акциз в этом случае может исчисляться исходя из принимаемых на данном предприятии максимальных отпускных цен на производимый подакцизный товар на момент передачи готовой продукции. 3. Правильность исчисления и уплаты акцизов по продукции, изготовленной (разлитой) из давальческого сырья в 1992-1993 гг., а также в 1994 году. При этом в 1992-1993 гг. следует обратить внимание на своевременность сообщения налоговым органам по месту нахождения предприятий - владельцев давальческого сырья об изготовлении (розливе) товаров и продукции на принципах давальческого сырья. 4. В соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Указом Президента Российской Федерации от 11 июня 1993 года N 918 "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" производство, хранение, оптовая и розничная продажа алкогольной продукции разрешается в установленном порядке предприятиям только при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности и внесении их в Государственный реестр предприятий, которым разрешена такая хозяйственная деятельность. При этом постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года N 1259 право проведения лицензирования хозяйственной деятельности предприятий в области производства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции и выдачи лицензий предприятиям независимо от форм собственности предоставлено лишь Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации. Согласно разъяснению Высшего арбитражного суда Российской Федерации (письмо от 19.01.93 N С-13/ОП-19ВЯ-21), если деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия), осуществляется без указанного разрешения, такая деятельность должна рассматриваться как незаконная с взысканием в доход бюджета по решению суда или арбитражного суда всей выручки, полученной от этого вида деятельности. 5. Имеет ли место в нарушение действующего законодательства сдача в аренду предприятием, имеющим лицензию, производственных мощностей по производству и розливу алкогольной продукции другому хозяйствующему субъекту, не имеющему такой лицензии. В этом случае налоговые органы вправе обратиться в территориальные органы Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации с предложением о лишении такого предприятия лицензии на право производства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции. С 22 апреля 1994 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 года N 358 "О мерах по восстановлению государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" еще раз подтвержден запрет на сдачу в аренду предприятий (полностью или частично) для осуществления хозяйственной деятельности по производству, розливу, хранению алкогольной продукции юридическим лицам, не внесенным в государственный реестр предприятий, которым разрешена такая хозяйственная деятельность, и не получившим лицензии в установленном порядке. 6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1992 года N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" установлено, что спирт этиловый из пищевого сырья может поставляться только потребителям, получившим квоты потребления. Согласно действующей инструкции Министерства пищевой промышленности СССР от 25.09.85 "По приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта" спирт должен отпускаться основному фондодержателю или по его разнарядке предприятиям (организациям), входящим в его систему. Не допускается отпуск спирта предприятиям (организациям), не находящимся в ведомственном подчинении фондодержателя. В случае, если спирт (в том числе предназначенный для выработки водки, ликеро - водочных изделий, винодельческой и другой алкогольной продукции) отпускается предприятиями - производителями другим предприятиям, не вырабатывающим эту продукцию, облагаемую акцизами, ими вносится в бюджет акциз в размере 90 процентов. По подакцизным товарам (продукции), приобретенным без акциза для производства другого вида подакцизных товаров (продукции), но используемым не по целевому назначению, предприятия, реализующие подакцизные товары, которые были приобретены без акциза, должны уплатить акциз в установленном порядке. Обобщенную информацию по результатам проверок и выявленным нарушениям, а также предложения по совершенствованию Закона Российской Федерации "Об акцизах" и Инструкции N 2 представьте в налоговые управления по административным округам не позднее 15 июля 1994 года. Налоговые управления по административным округам обобщенную информацию направляют в Управление методики и ревизий 21 июля 1994 года. Основание: письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.05.94 N ВЗ-6-05/162. Первый заместитель начальника инспекции - Государственный советник налоговой службы II ранга Л.Я.Сосихина 20 мая 1994 г. N 11-13/5762 |