О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 23 октября 1996 г. N 116/858-II (РГ 96-207) Рассмотрев ход подготовки и проведения выборов глав исполнительных органов государственной власти и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя контроль за соблюдением избирательных прав граждан, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что в субъектах Российской Федерации активно идет процесс формирования органов государственной власти. По состоянию на 20 октября 1996 года выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации проведены в 25 регионах, в том числе глав исполнительной власти - в 15 субъектах, депутатов законодательных органов - в 10. В целом избирательные действия осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установила, что имеющиеся в ряде субъектов Российской Федерации нарушения действующего законодательства о выборах существенно затрудняют избирателям реализацию в полной мере своего конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти. Состояние законодательного регулирования в Республике Адыгея, Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Тыва, Республике Хакасия, Алтайском, Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ленинградской, Калужской, Калининградской, Камчатской, Мурманской, Новгородской, Орловской, Пермской, Самарской, Сахалинской областях, Агинском Бурятском, Коми-Пермяцком, Корякском, Усть-Ордынском Бурятском, Эвенкийском автономных округах вызывает серьезные замечания, а многие нормативные акты требуют серьезной переработки и незамедлительного приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Фактически проявляется тенденция формирования правонарушающего регионального избирательного законодательства. Типичным нарушением в законах о выборах республик Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Тыва, Алтайского и Хабаровского краев, Брянской, Курской, Иркутской областей является требование постоянного проживания гражданина на определенной территории для приобретения активного избирательного права. В законах о выборах Республики Бурятия, Ингушской Республики, Республики Марий-Эл, Республики Саха (Якутия), Республики Хакасия, Курской области, Коми-Пермяцкого и Корякского автономных округов введены дополнительные условия ограничения активного и пассивного избирательного права. Избирательные права военнослужащих срочной службы нарушены в законах Республики Карелия, Ленинградской области. В законодательных актах ряда субъектов Российской Федерации содержатся неправомерные нормы образования избирательных округов для проведения выборов депутатов законодательных органов, допускающие отклонение по числу избирателей в избирательных округах до 20 процентов от средней нормы, что значительно превышает установленные федеральным законодательством Нарушены права избирательных объединений в законах республик Адыгея, Тыва, Ставропольского края, Владимирской, Калининградской и Саратовской областей, в которых отделения общероссийских и межрегиональных объединений не рассматриваются как один из участников избирательного процесса. Правонарушающая практика организации проведения выборов в ряде субъектов Российской Федерации еще не стала предметом юридической квалификации органов прокуратуры, юстиции и судов. Слабо реагируют на правовые заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о нарушениях законодательства о выборах законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации при проведении выборов допускаются отступления от действующего законодательства в осуществлении некоторых избирательных действий. Главы органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), Амурской, Иркутской, Саратовской, Сахалинской областях не организуют работу по уточнению списков зарегистрированных избирателей в строгом соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". В Ростовской области, Корякском автономном округе рядом руководителей органов местного самоуправления нарушен установленный порядок формирования избирательных комиссий для проведения региональных выборов. Имеются случаи, когда представители органов власти вмешиваются в деятельность избирательных комиссий, не считаясь с принципом их независимости и самостоятельности, закрепленным федеральным законодательством, подчас стремясь сделать их инструментом для достижения личных целей. В этих условиях избирательные комиссии допускают отступления от норм закона при проведении тех или иных избирательных действий: неправильно организуют голосование избирателей вне помещения для голосования, нарушают порядок обработки итогов голосования и составления протоколов, а также права наблюдателей, своевременно не предоставляют им заверенную копию протокола об итогах голосования, не публикуют полные данные о результатах выборов. Нарушения, допущенные в ходе прошедших выборов главы администрации Амурской области, поставившие под сомнение результаты голосования, являются предметом рассмотрения областного суда. В целом за прошедший период в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, органах прокуратуры и судах рассмотрены жалобы и заявления на нарушения избирательных прав граждан в ходе выборов в Республике Адыгея, Республике Хакасия, Амурской, Курской, Саратовской, Ростовской областях. В судебной практике Республики Северная Осетия-Алания и Карачаево-Черкесской Республики отмечены случаи, когда суды подменяли избирательные комиссии, принимая незаконные решения о повторном подсчете голосов, признании действительности выборов, установлении результатов по отдельным избирательным округам. Нормальному ходу избирательной кампании подчас мешает отсутствие конструктивного взаимодействия между руководителями исполнительных и представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это имело место в Амурской, Сахалинской областях, Корякском автономном округе, а отсутствие взаимного согласия органов власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов привело фактически к срыву в октябре текущего года выборов главы администрации области и необходимости их переноса на более поздний срок. Избирательные комиссии Республики Адыгея, Республики Бурятия, Республики Калмыкия, Республики Карелия, Республики Саха (Якутия), Республики Хакасия, Амурской, Курской, Саратовской, Ростовской областей, Корякского автономного округа не приняли всех необходимых мер по защите избирательных прав граждан в ходе подготовки и проведения выборов в органы государственной власти. Анализ проведенных выборов показал, что в ряде регионов по прежнему отсутствует система правового просвещения и обучения участников избирательного процесса, неудовлетворительно реализуются мероприятия Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Руководствуясь статьями 19, 32 Конституции Российской Федерации, а также на основании статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Информировать Президента Российской Федерации как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина о том, что в законодательных актах о выборах Республики Адыгея, Республики Бурятия, Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия) и Корякского автономного округа содержатся нормы, существенно нарушающие права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации. 2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации обеспечить строгое соблюдение избирательных прав граждан в ходе проводимых выборов, руководствоваться федеральным законодательством о выборах в случае несоответствия закона или иного нормативного акта субъекта Российской Федерации федеральному законодательству. Проанализировать ход избирательных кампаний на своих территориях, результаты анализа обсудить на заседаниях комиссий и принятые решения направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. 3. Предложить органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации на ближайших сессиях рассмотреть вопрос о внесении в конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов раздела об избирательной системе с установлением статуса избирательных комиссий, обеспечивающих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления. 4. Заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о нарушениях избирательных прав граждан, установленных в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования. 5. Обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с предложением обобщить судебную практику, связанную с нарушениями избирательных прав граждан, допущенных в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и рассмотреть результаты обобщения на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации. 6. Постановление и информацию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации" направить руководителям исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти, председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации для устранения имеющихся нарушений избирательных прав граждан и приведения законодательства субъектов Российской Федерации о выборах в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", а также в Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации. 7. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации активизировать работу по реализации Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, расширить взаимодействие с соответствующими органами по более широкому их привлечению к правовому просвещению и обучению участников избирательного процесса. 8. Опубликовать настоящее постановление и информацию в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и "Российской газете". 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вешнякова. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Т. Рябов Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вешняков |