О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОПАСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 19 октября 1996 г. N 1242 (Д) В целях выполнения обязательств по реализации рамочной Конвенции ООН об изменении климата и предотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий" (далее именуется - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. 4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по науке и технологиям предусматривать ежегодно при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и формировании проекта федерального бюджета выделение средств для осуществления мероприятий Программы. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1242 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОПАСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ" ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОПАСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ" Наименование Программы - федеральная целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий" Дата принятия решения о - постановление Правительства Российской разработке Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 Программы, дата ее "О плане действий утверждения Правительства Российской Федерации (наименование и номер по охране окружающей среды на соответствующего 1994-1995 годы" нормативного акта) постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1242 "О федеральной целевой программе "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий" Государственный - Федеральная служба России по заказчик гидрометеорологии Программы и мониторингу окружающей среды Основные разработчики - научные организации Федеральной службы Программы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Федеральной службы лесного хозяйства России и Российской академии наук Цели и задачи - уменьшение ущерба от опасных Программы, изменений климата; важнейшие целевые обеспечение выполнения международных показатели обязательств Российской Федерации по рамочной Конвенции ООН об изменении климата; обеспечение органов исполнительной власти Российской Федерации информацией о текущих и прогнозируемых изменениях климата и их последствиях; создание научно-технической и нормативно-првовой базы по предотвращению опасных изменений климата и адаптации развития экономики Российской Федерации к изменениям климата Сроки реализации - 1997-2000 годы Программы Перечень подпрограмм и - создание и обеспечение основных функционирования информационной системы мероприятий об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов; создание и обеспечение функционирования информационно-аналитической системы сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления; создание и обеспечение функционирования системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере; система предупредительных мер в целях адаптации экономики Российской Федерации к изменениям климата; система мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения; разработка стратегии и мер по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий на период до 2020 года Исполнители подпрограмм - Федеральная служба России по и основных мероприятий гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (головной) Министерство топлива и энергетики Российской Федерации Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Министерство природных ресурсов Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Министерство путей сообщения Российской Федерации Министерство строительства Российской Федерации Министерство промышленности Российской Федерации Министерство Российской Федерации по атомной энергии Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство оборонной промышленности Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации Российская академия наук Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды Государственный комитет Российской Федерации по статистике Федеральная служба лесного хозяйства России Объемы и источники - для реализации Программы в 1997-2000 финансирования годах потребуется 239,4 млрд. рублей, в ценах 1996 года, в том числе из: федерального бюджета - 171,4 млрд. рублей, внебюджетных источников - 68 млрд. рублей Ожидаемые конечные - осуществление эффективного контроля и результаты мониторинга выбросов и поглощения реализации Программы парниковых газов и их поведения в атмосфере, прогнозирование изменения климата и его последствий; уменьшение отрицательного влияния изменения климата на здоровье населения и экономику страны в результате принятия предупредительных мер; создание системы мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов за счет энерго- и ресурсосбережения во всех отраслях экономики, применения альтернативных источников энергии, осуществления других мероприятий; выполнение обязательств Российской Федерации по рамочной Конвенции ООН об изменении климата, разработка стратегии и мер в этой области на период до 2020 года Система организации - контроль за выполнением Программы контроля за исполнением осуществляется Программы государственным заказчиком - Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Текущее управление осуществляет дирекция Программы, формируемая Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ Изменение климата в результате антропогенных выбросов парниковых газов ведет к крупномасштабным негативным последствиям практически во всех областях деятельности человека. Наиболее значительному потеплению подвержены высокие широты Земли, в которых расположена значительная часть территории Российской Федерации. В Российской Федерации весьма уязвимыми к изменениям климата являются сельское, лесное и водное хозяйства. Это связано, главным образом, с перераспределением осадков и увеличением числа и интенсивности засух. В зоне вечной мерзлоты, которая занимает около 10 млн. кв. километров (58 процентов площади всей страны), в результате ее таяния при потеплении климата будет разрушаться хозяйственная инфраструктура, в первую очередь из-за уязвимости добывающей промышленности, энергетических и транспортных систем и коммунального хозяйства. Подъем уровня Мирового океана приведет к затоплению и разрушению береговой зоны и низменных территорий дельт рек с расположенными здесь городами и поселениями. Изменение климата может оказать негативное влияние на здоровье людей как из-за усиления теплового стресса в южных районах, так и распространения многих видов заболеваний. В связи с глобальной угрозой изменения климата страны - члены ООН в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию подписали рамочную Конвенцию ООН об изменении климата (далее именуется - Конвенция), которая ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1994 г. и вступила в силу с марта 1995 г. Конечная цель Конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. По Российской Федерации уровень выбросов парниковых газов к 2000 году не должен превышать достигнутого в 1990 году. Федеральная целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий" (далее именуется - Программа) должна обеспечить реализацию обязательств Российской Федерации по Конвенции, а также осуществление комплекса мероприятий по предотвращению отрицательных последствий изменения климата в России. Осуществление таких мер является комплексной задачей государственного масштаба и требует скоординированных действий министерств и ведомств. Реализация Программы позволит преодолеть существующие недостатки в сборе и анализе информации об изменениях климата, антропогенных причинах и источниках этих изменений путем создания автоматизированных информационных систем. Для предотвращения серьезного ущерба, который может быть нанесен зависимым от изменения климата отраслям экономики России, должен быть разработан комплекс предупредительных мер. Программа направлена на обеспечение сдерживания роста выбросов и увеличение поглощения парниковых газов путем разработки системы взаимоувязанных технико-экономических и организационно-технических мероприятий для всех отраслей производства и видов хозяйственной деятельности, связанных с выбросами и поглощением парниковых газов. Программа является первым этапом решения данной проблемы и предусматривает преемственность между разработками и мерами, которые будут осуществляться в 1997-2000 годах, и разрабатываемой стратегией и мероприятиями до 2020 года. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основными целями Программы являются: предотвращение отрицательных последствий изменения климата для экономики и здоровья населения Российской Федерации с учетом возможных положительных последствий изменения климата; уменьшение антропогенных изменений климата путем стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на безопасном уровне. Эти цели реализуются через решение следующих взаимосвязанных задач: повышение детальности и достоверности информации о состоянии климатической системы и изменениях климата и обеспечение пользователей этой информацией; получение достоверной информации об антропогенных источниках и выбросах парниковых газов, о состоянии поглотителей и динамике поглощения парниковых газов из атмосферы, а также о других источниках антропогенных воздействий на климат; повышение качества и надежности информации о реакции на изменения климата и уязвимости по отношению к ним управляемых и природных экосистем, экономики и здоровья населения страны; разработка предупредительных адаптационных мер для уменьшения уязвимости климатически зависимых отраслей экономики; разработка мер по снижению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов с учетом прогнозируемого подъема экономики и требований Конвенции. Для решения указанных задач необходимо: создать информационные системы, обеспечивающие органы государственной власти и отрасли экономики Российской Федерации информацией о текущих и прогнозируемых изменениях климата, об источниках и поглотителях парниковых газов, организовать систему наблюдений за парниковыми газами в атмосфере; разработать комплекс предупредительных мер в целях адаптации экономики страны к изменениям климата, систему мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов, а также стратегию на период до 2020 года по предотвращению опасных изменений климата и меры по выполнению обязательств Российской Федерации по Конвенции. 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Программа состоит из 6 подпрограмм. Подпрограмма "Создание и обеспечение функционирования информационной системы об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов. Основной задачей подпрограммы является регулярное обеспечение органов государственной власти, организаций и учреждений Российской Федерации информацией, характеризующей текущее, ожидаемое и наблюдавшееся в обозримом прошлом состояние и изменения климата с оценкой роли в этих изменениях антропогенных факторов для осуществления мероприятий по адаптации и устойчивому развитию сельского, лесного и водного хозяйств, а также информацией о состоянии вечной мерзлоты на территории Российской Федерации. Подпрограмма "Создание и обеспечение функционирования информационно-аналитической системы сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления". Мероприятия, включенные в подпрограмму, предусматривают создание и функционирование на основе компьютеризации подсистем сбора и статистического учета данных, охватывающих все виды источников и поглотителей парниковых газов на территории Российской Федерации: сбор и хранение информации по добыче, транспортировке, переработке и потреблению органических видов топлива, по объемам продукции, производство которой приводит к выбросу парниковых газов; отслеживание технологических и экономических мероприятий, приводящих к изменению удельных и абсолютных выбросов парниковых газов и к изменениям общей структуры потребления топлива в топливно-энергетическом комплексе, в промышленности, на транспорте, в коммунальном хозяйстве; сбор и хранение информации по сельскохозяйственному производству, по образованию, захоронению и утилизации твердых и жидких отходов промышленного и бытового происхождения, играющих важную роль в балансе парниковых газов, по газам с косвенным парниковым эффектом, а также по другим источникам воздействия на климатическую систему (аэрозоли и прочее); сбор и накопление данных об изменениях запаса углерода в экосистемах, в первую очередь в лесах на территории Российской Федерации, под влиянием хозяйственной деятельности и климатических изменений для расчета объемов выбросов и поглощения парниковых газов. На базе этой информации будут обеспечены расчет величины, анализ структуры и динамики выбросов и поглощения парниковых газов, их влияния на процессы глобального потепления. Подпрограмма "Создание и обеспечение функционирования системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере". Комплекс мероприятий по реализации данной подпрограммы направлен на создание и обеспечение функционирования системы наблюдений за климатически активными примесями в атмосфере (парниковые газы, аэрозоли) на территории России. Это позволит осуществить контроль концентрации парниковых газов (двуокиси углерода, метана, фреонов, закиси азота, тропосферного озона) и аэрозолей в атмосфере, оценить эффективность мероприятий, направленных на стабилизацию уровня концентрации парниковых газов в атмосфере в соответствии с Конвенцией. Реализация подпрограммы предполагает решение следующих основных задач: создание и совершенствование аналитической базы системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере, обеспечение метрологического контроля; разработка унифицированных программ наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере с учетом международных требований; выполнение систематических наблюдений, создание и ведение банка данных системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере, обеспечение органов государственной власти, учреждений и организаций Российской Федерации информацией о тенденциях изменений парниковых газов и аэрозолей в атмосфере на территории Российской Федерации, о результатах оценки эффективности мероприятий, направленных на стабилизацию уровня концентрации парниковых газов в атмосфере. Подпрограмма "Система предупредительных мер в целях адаптации экономики Российской Федерации к изменениям климата". Основная задача подпрограммы состоит в предупреждении отрицательных последствий изменения климата для экономики Российской Федерации путем своевременной адаптации к ним. Для этого предусматриваются: создание государственной системы сбора, анализа и обобщения информации по воздействиям изменения климата на отрасли экономики, здоровье человека, управляемые и природные экосистемы в целях обеспечения государственных органов власти и заинтересованных организаций надежной и достоверной информацией для принятия решений по предупредительным мерам; разработка системы мер по адаптации к отрицательным последствиям изменения климата: а) отраслей экономики, наиболее подверженных воздействиям изменения климата (сельское, водное и лесное хозяйства); б) расположенных в зоне вечной мерзлоты объектов добывающей и перерабатывающей промышленности, транспорта, энергетики, коммунального хозяйства и других; разработка предупредительных мер по предотвращению отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения (ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, миграция в северные районы распространителей инфекционных болезней, влияние температурного режима); разработка предупредительных мер по предотвращению и уменьшению региональных последствий изменений климата, которые позволят избежать значительных экономических потерь и возможных катастрофических последствий на территориях субъектов Российской Федерации; создание нормативной базы, регламентирующей проведение в Российской Федерации работ по оценке, прогнозу и предотвращению воздействий опасных изменений климата на экономику. Подпрограмма "Система мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения". Задачей подпрограммы является создание комплексной системы технико-экономических и организационно-технических мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов во всех сферах хозяйственной деятельности на предприятиях и в организациях всех видов собственности и увеличению поглощения парниковых газов на территории Российской Федерации, а также создание и совершенствование нормативно-правовой и методической базы экономического и административного регулирования, направленного на снижение выбросов парниковых газов при использовании топливно-энергетических ресурсов. Наиболее важные мероприятия по ограничению выбросов парниковых газов связаны с повышением эффективности использования топливно-энергетических ресурсов во всех сферах хозяйственной деятельности через реализацию политики структурных преобразований в области производства и потребления. Увеличение поглощения парниковых газов будет осуществляться в основном за счет процессов поглощения двуокиси углерода в лесных экосистемах. Для реализации данной подпрограммы предусматривается привлечение иностранных инвестиций и передача технологий в рамках совместных с другими государствами мер по сокращению выбросов парниковых газов, которые должны осуществляться в соответствии с Конвенцией. При этом будут выполнены системные оценки, разработана общая методология экономически эффективного привлечения инвестиций и технологий в различные отрасли экономики страны и проведены необходимые предпроектные разработки. Важной составной частью подпрограммы являются меры по совершенствованию государственной системы стандартов, разработка и технологическое опробование новых федеральных, отраслевых и региональных стандартов в этой области. Подпрограмма "Разработка стратегии и мер по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий на период до 2020 года". В подпрограмму включены мероприятия по разработке долговременной стратегии по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий и мероприятий по выполнению Российской Федерацией обязательств по Конвенции. С учетом масштабности проблемы и необходимости осуществления целенаправленных действий постоянного характера должна быть разработана федеральная программа, главной целью которой будет выполнение требований Конвенции в 2001- 2020 годах. Планируемые мероприятия подпрограммы также дадут необходимый материал для подготовки национальных докладов и других документов Российской Федерации по выполнению Конвенции, предусмотренных принятыми обязательствами. 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Потребности в финансовых ресурсах для осуществления Программы в 1997-2000 годах составляют 239,4 млрд. рублей, в ценах 1996 года, в том числе 171,4 млрд. рублей из федерального бюджета и 68 млрд. рублей из внебюджетных источников (в рамках двусторонних международных проектов по осуществлению Конвенции). Средства на выполнение основных работ и исследований по Программе выделяются из федерального бюджета целевым назначением основным разработчикам и исполнителям Программы по согласованию с государственным заказчиком. Финансирование из внебюджетных источников обеспечивается за счет реализации международных проектов по совместному осуществлению мероприятий с государствами - Сторонами Конвенции. Отбор проектов осуществляется Межведомственной комиссией Российской Федерации по проблемам изменения климата. 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Государственный заказчик Программы - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям осуществляют функции управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Функционирование информационной системы об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов и системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере обеспечивается Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Функционирование информационно-аналитической системы сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в части источников и поглотителей, а в части эмиссии, стока и влияния на глобальные процессы потепления климата - Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Мероприятия по предотвращению опасных изменений климата и адаптация экономики осуществляются в соответствующих отраслях. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет организационно-методическое, программно-математическое и научно-информационное обеспечение Программы в целом. В координации работ министерств и ведомств Российской Федерации по реализации Программы участвует Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата в пределах ее компетенции, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1994 г. N 346. 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Создание предусмотренных Программой систем контроля, мониторинга, анализа и прогнозирования в области изменения климата позволит обеспечить органы государственной власти и отрасли экономики Российской Федерации достоверной информацией для принятия хозяйственных и других решений, уменьшения ущерба, связанного с отрицательными последствиями изменения климата, а также для использования возможных положительных факторов. В результате реализации Программы будет создана нормативно-правовая база и разработаны научно обоснованные рекомендации для выполнения комплекса практических мероприятий по внедрению энерго- и ресурсосбережения, развитию лесных экосистем с целью уменьшения выбросов и увеличения поглощения парниковых газов, по адаптации к изменениям климата отраслей экономики и в первую очередь сельского, лесного и водного хозяйств и здравоохранения, по учету этих изменений при проведении технической и социальной политики. Указанные рекомендации и нормативные документы, а также прогнозы в области изменения климата позволят принимать обоснованные инженерные, технические и другие решения по защите зданий, сооружений и иных объектов, находящихся в зоне вечной мерзлоты, от последствий глобального потепления. По международным экспертным оценкам, ожидаемый ущерб от изменения климата, при отсутствии адекватных мер по предотвращению отрицательных последствий его изменения, превысит ущерб, наносимый в настоящее время в результате стихийных бедствий и загрязнения окружающей среды. Для условий Российской Федерации экономический эффект от реализации Программы будет в 2-3 раза превосходить затраты на ее осуществление. Кроме того, реализация Программы позволит выполнить обязательства Российской Федерации по Конвенции. ____________ Приложение к федеральной целевой программе Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий М Е Р О П Р И Я Т И Я федеральной целевой программы Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий (млн. рублей, в ценах 1996 года) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Объемы финансирования за счет средств | | | | | федерального бюджета | | | | |----------------------------------------------| Сроки | Основные | | Наименование мероприятий | | В том числе | выполнения | исполнители | | | Всего |-------------------------------------| (годы) | | | | | капитальные | проведение | прочие | | | | | | вложения* | НИОКР | текущие | | | | | | | | затраты | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Создание и обеспечение функционирования информационной системы об изменении климата и влиянии на него | антропогенных факторов | | Создание и обеспечение функционирования | 5172 | 3420 | 741 | 1011 | 1997-2000 | Росгидромет, | подсистемы анализа климата | | | | | | Российская | | | | | | | академия наук | | | | | | | | Создание и обеспечение функционирования | 8300 | 5492 | 1187 | 1621 | 1997-2000 | Росгидромет | подсистемы | | | | | | | климатических данных | | | | | | | | | | | | | | Обеспечение функционирования системы телесвязи | 1502 | 998 | 212 | 292 | 1997-2000 | Росгидромет | для сбора и распространения климатической | | | | | | | информации | | | | | | | | | | | | | | Разработка проекта и создание подсистемы сбора, | 3703 | 2448 | 531 | 724 | 1997-2000 | Росгидромет, | обобщения и анализа фенологических и | | | | | | Рослесхоз, | дендрохронологических данных, | | | | | | Российская академия | характеризующих антропогенные изменения | | | | | | наук, | биотического компонента климатической системы | | | | | | Госкомэкология | | | | | | | России | | | | | | | | Разработка проекта и создание подсистемы сбора, | 2675 | 1651 | 464 | 560 | 1997-2000 | Росгидромет, | обобщения и анализа данных о состоянии вечной | | | | | | Российская | мерзлоты на территории Российской Федерации | | | | | | академия наук | и ее антропогенной динамике вследствие | | | | | | | изменения климата | | | | | | | | | | | | | | ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ 1 | 21352 | 14009 | 3135 | 4208 | | | | 2. Создание и обеспечение функционирования информационно-аналитической системы | сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, | их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления | | Создание и обеспечение функционирования | 5382 | 2823 | 667 | 1892 | 1997-2000 | Росгидромет, | информационно-аналитической | | | | | | Госкомстат | системы оценки и статистического учета выбросов и | | | | | | России | поглощения парниковых газов по данным | | | | | | | об источниках и поглотителях | | | | | | | и определения вклада России в мировую эмиссию | | | | | | | парниковых газов | | | | | | | Создание и обеспечение функционирования | 4199 | 2065 | 506 | 1628 | 1997-2000 | Росгидромет, | подсистемы сбора специализированных | | | | | | Госкомстат | данных по источникам выбросов | | | | | | России, | парниковых газов в энергетическом и | | | | | | Минтопэнерго | индустриальном секторах при использовании | | | | | | России | ископаемых видов топлива | | | | | | | Создание и обеспечение функционирования | 2786 | 1530 | 276 | 980 | 1997-2000 | Росгидромет, | подсистемы сбора данных о динамике | | | | | | Госкомстат | содержания углерода в лесах | | | | | | России, | и почвах и данных о сведении лесов и | | | | | | Рослесхоз, | опустынивании | | | | | | Госкомзем | | | | | | | России | | | | | | | | Создание и обеспечение функционирования | 2786 | 1530 | 276 | 980 | 1997-2000 | Росгидромет, | подсистемы данных о технологических | | | | | | Госкомстат | процессах и объемах производств | | | | | | России, | в животноводстве и растениеводстве, | | | | | | Минсельхозпрод | связанных с выбросами парниковых газов | | | | | | России | | | | | | | | Создание и обеспечение функционирования | 2786 | 1530 | 276 | 980 | 1997-2000 | Росгидромет, | подсистемы сбора данных о параметрах и | | | | | | Госкомстат | характеристиках бытовых и промышленных | | | | | | России, | отходов, необходимых для оценки выбросов | | | | | | Госкомэкология | парниковых газов | | | | | | России | | | | | | | | Обеспечение функционирования подсистемы сбора | 2786 | 1530 | 276 | 980 | 1997-2000 | Росгидромет, | данных о выбросах газов с косвенным парниковым | | | | | | Госкомэкология | эффектом (СО, NOх, неметановые углеводороды), | | | | | | России | а также источниках других антропогенных | | | | | | | воздействий, включая аэрозоли | | | | | | | | | | | | | | ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ 2 | 20725 | 11008 | 2277 | 7440 | | | | 3. Создание и обеспечение функционирования системы наблюдений за парниковыми газами | и аэрозолями в атмосфере (СНПГА) | | Создание аналитической базы СНПГА. | 1621 | 730 | 223 | 668 | 1997-2000 | Росгидромет, | Разработка средств и методов измерений | | | | | | Российская | парниковых газов и аэрозолей, оборудования | | | | | | академия наук | для отбора проб воздуха | | | | | | | | | | | | | | Метрологическое обеспечение выполнения измерений | 569 | 210 | 78 | 281 | 1997-2000 | Госстандарт России, | парниковых газов, разработка стандартных образцов,| | | | | | Росгидромет, | поверочных средств. | | | | | | Российская академия | Аттестация средств и методов выполнения измерений | | | | | | наук | | | | | | | | Разработка типовых проектов технического | 485 | 206 | 79 | 200 | 1997-2000 | Росгидромет, | оснащения станций СНПГА и унифицированных | | | | | | Госстандарт | программ наблюдений с использованием | | | | | | России, | национального и международного опыта | | | | | | Российская академия | мониторинга парниковых газов | | | | | | наук | | | | | | | | Обследование районов предполагаемого | 139 | 63 | 19 | 57 | 1997-2000 | Росгидромет, | размещения станций СНПГА | | | | | | Российская академия | | | | | | | наук | | | | | | | | Оснащение наблюдательных пунктов и аналитических | 3796 | 1670 | 561 | 1565 | 1997-2000 | Росгидромет, | лабораторий СНПГА средствами измерений, | | | | | | Госстандарт | автоматической обработки и передачи данных, | | | | | | России, | поверочными средствами, стандартными | | | | | | Российская академия | образцами, пробоотборным оборудованием | | | | | | наук | | | | | | | | Обучение персонала наблюдательных пунктов и | 320 | 136 | 52 | 132 | 1997-2000 | Росгидромет, | аналитических лабораторий правилам | | | | | | Госстандарт | эксплуатации оборудования, контролю | | | | | | России | качества получаемой информации | | | | | | | | | | | | | | Создание и ведение банка данных СНПГА | 192 | 81 | 31 | 80 | 1997-2000 | Росгидромет | | | | | | | | Обеспечение научно-методического руководства | 460 | 196 | 74 | 190 | 1997-2000 | Росгидромет, | СНПГА; | | | | | | Госстандарт России | контроль качества и анализ полученной информации | | | | | | | | | | | | | | Обеспечение участия в международных | 229 | 98 | 36 | 95 | 1997-2000 | Росгидромет, | сопоставлениях методов определения парниковых | | | | | | Госстандарт России, | газов и аэрозолей, обмен получаемой информацией | | | | | | Российская академия | с национальными службами, международными | | | | | | наук | организациями, рабочими органами Конвенции | | | | | | | | | | | | | | Издание тематических обзоров и ежегодников с | 180 | 38 | 37 | 105 | 1997-2000 | Росгидромет | анализом современного состояния, тенденций | | | | | | | изменений парниковых газов и аэрозолей в | | | | | | | атмосфере | | | | | | | | | | | | | | ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ 3 | 7991 | 3428 | 1190 | 3373 | | | | 4.Система предупредительных мер в целях адаптации экономики Российской Федерации к | изменениям климата | | Разработка и создание государственной системы | 12596 | 8189 | 1969 | 2438 | 1997-2000 | Росгидромет, | сбора, анализа, обобщения информации по | | | | | | Госкомэкология | воздействиям опасных изменений климата на | | | | | | России, | управляемые и природные экосистемы, | | | | | | Минсельхозпрод | отрасли экономики Российской Федерации | | | | | | России, | | | | | | | Рослесхоз, | | | | | | | Минприродресурсы | | | | | | | России | | | | | | | | Усовершенствование и унификация методов оценки | 1378 | 891 | 218 | 269 | 1997-2000 | Росгидромет, | и прогнозирования воздействия опасных изменений | | | | | | Госкомэкология | климата на управляемые и природные экосистемы, | | | | | | России, | отрасли экономики Российской Федерации на основе | | | | | | Минсельхозпрод | отечественных разработок и официальных | | | | | | России, | документов Конвенции об изменении климата | | | | | | Рослесхоз, | | | | | | | Минприродресурсы | | | | | | | России | | | | | | | | Разработка системы предупредительных мер в | 16158 | 10553 | 2165 | 3440 | 1997-2000 | Росгидромет, | целях адаптации к изменениям климата сельского, | | | | | | Минсельхозпрод | водного и лесного хозяйств | | | | | | России, | | | | | | | Рослесхоз, | | | | | | | Минприродресурсы | | | | | | | России | | | | | | | | Оценка и прогнозирование возможных положительных | 690 | 454 | 104 | 132 | 1997-2000 | Росгидромет, | последствий изменений климата | | | | | | Минсельхозпрод | | | | | | | России | | | | | | | | Разработка системы предупредительных мер по | 3963 | 2576 | 620 | 767 | 1997-2000 | Минздрав России, | предотвращению отрицательных последствий | | | | | | Росгидромет | изменений климата для состояния | | | | | | | здоровья населения: | | | | | | | ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки;| | | | | | | влияние температурного режима и тепловых волн, | | | | | | | прежде всего в крупных городах | | | | | | | | | | | | | | Разработка мер по адаптации к негативным | 13986 | 9102 | 2182 | 2702 | 1997-2000 | Российская академия | последствиям климатических изменений в зоне | | | | | | наук, | вечной мерзлоты для объектов энергетики, | | | | | | Росгидромет, | газопроводов, зданий, сооружений | | | | | | Минтопэнерго | и наземных видов транспорта | | | | | | России, | | | | | | | Минтранс России, | | | | | | | МПС России, | | | | | | | Минстрой | | | | | | | России | | | | | | | | Разработка системы мер по предотвращению и | 7315 | 4761 | 1141 | 1413 | 1997-2000 | Росгидромет, | уменьшению отрицательных региональных | | | | | | МЧС России, | последствий изменений климата | | | | | | Минприродресурсы | | | | | | | России, | | | | | | | Российская академия | | | | | | | наук | | | | | | | | Подготовка и издание нормативных документов, | 2868 | 1874 | 443 | 551 | 1997-2000 | Росгидромет, | регламентирующих проведение работ в | | | | | | Госкомэкология | Российской Федерации по оценке, | | | | | | России | прогнозу, а также по предотвращению воздействия | | | | | | | опасных изменений климата на управляемые | | | | | | | и природные экосистемы, отрасли экономики | | | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | | | | | | | ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ 4 | 58954 | 38400 | 8842 | 11712 | | | | 5. Система мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения | | Cоздание и совершенствование комплексной системы | 5565 | 2776 | 1190 | 1599 | 1997-2000 | Росгидромет | мероприятий по ограничению выбросов и увеличению | | | | | | | поглощения парниковых газов, организация | | | | | | | централизованного автоматизированного | | | | | | | банка данных для обеспечения межотраслевого и | | | | | | | межрегионального взаимодействия | | | | | | | | | | | | | | Разработка, создание и совершенствование | 5566 | 2570 | 796 | 2200 | 1997-2000 | Минэкономики России, | нормативно-правовой и методической базы | | | | | | Госкомэкология | экономического и административного | | | | | | России | регулирования выбросов парниковых газов на базе | | | | | | | автоматизированного многоцелевого банка данных | | | | | | | по научно-техническому и эколого-экономическому | | | | | | | обеспечению мероприятий для широкого круга | | | | | | | отраслей и производств | | | | | | | | | | | | | | Меры по совершенствованию государственной системы | 2978 | 1372 | 446 | 1160 | 1997-2000 | Госстандарт России | стандартов и разработка и технологическое | | | | | | | опробование новых федеральных, отраслевых и | | | | | | | региональных стандартов, направленных | | | | | | | на уменьшение выбросов и увеличение стоков | | | | | | | парниковых газов при производстве и эксплуатации | | | | | | | промышленной продукции, при использовании | | | | | | | энергоресурсов, на транспорте, в коммунальном, | | | | | | | сельском, лесном хозяйствах и при других | | | | | | | видах деятельности | | | | | | | | | | | | | | Меры по повышению эффективности использования | | | | | | | энергоресурсов, экономии топлива и сырья, | | | | | | | использованию новых видов топлива и уменьшению | | | | | | | на этой основе выбросов парниковых газов: | | | | | | | | | | | | | | в топливно-энергетическом комплексе | 6261 | 2890 | 881 | 2490 | 1997-2000 | Минтопэнерго | | | | | | | России, | | | | | | | Минатом России | | | | | | | | в транспортном комплексе | 7044 | 3447 | 617 | 2980 | 1997-2000 | Минтранс России, | | | | | | | МПС России | | | | | | | | в химической и нефтехимической промышленности | 4869 | 2251 | 699 | 1919 | 1997-2000 | Минпром России | | | | | | | | в отраслях металлургии | 4869 | 2251 | 699 | 1919 | 1997-2000 | Минпром России | | | | | | | | в машиностроительных отраслях | 4370 | 2016 | 632 | 1722 | 1997-2000 | Минпром России | | | | | | | | в оборонной промышленности | 3869 | 1789 | 555 | 1525 | 1997-2000 | Миноборонпром России | | | | | | | | в строительной индустрии | 3869 | 1789 | 555 | 1525 | 1997-2000 | Минстрой России | | | | | | | | в сельском хозяйстве | 3869 | 1789 | 555 | 1525 | 1997-2000 | Минсельхозпрод | | | | | | | России | | | | | | | | Меры по увеличению поглощения двуокиси углерода | 5565 | 2846 | 629 | 2090 | 1997-2000 | Рослесхоз | в лесах России | | | | | | | | | | | | | | Двусторонние международные проекты по совместному | - | - | - | - | 1997-2000 | Росгидромет, | осуществлению обязательств, предусмотренных | | | | | | заинтересованные | рамочной Конвенцией ООН об изменении климата, | | | | | | министерства | в области уменьшения выбросов и увеличения | | | | | | и ведомства | поглощения парниковых газов** | | | | | | | | | | | | | | Всего по подпрограмме 5 | 58694 | 27786 | 8254 | 22654 | | | | 6. Разработка стратегии и мер по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных | последствий на период до 2020 года | | Разработка стратегии предотвращения опасных | 453 | - | 115 | 338 | 1997-2000 | Росгидромет, | изменений климата и их отрицательных последствий | | | | | | Российская | на период до 2020 года с этапами 2001-2005, | | | | | | академия наук | 2006-2010, 2011-2020 годы | | | | | | | Разработка федеральной целевой программы на | 1011 | - | 257 | 754 | 1997-2000 | Росгидромет, | 2001-2005 годы | | | | | | Российская | | | | | | | академия наук, | | | | | | | Минтопэнерго | | | | | | | России, | | | | | | | Рослесхоз, | | | | | | | Минприродресурсы | | | | | | | России, | | | | | | | Госкомэкология России | | | | | | | | Подготовка и издание национальных докладов и | 459 | - | 113 | 346 | 1997-2000 | Росгидромет | других документов Российской Федерации для | | | | | | | Конференции Сторон в соответствии с рамочной | | | | | | | Конвенцией ООН об изменении климата | | | | | | | | | | | | | | Разработка методологической базы, создание и | 1798 | - | 460 | 1338 | 1997-2000 | Росгидромет, | обеспечение функционирования системы комплексной | | | | | | Российская | экологической и социально-экономической оценки | | | | | | академия наук | последствий воздействия парниковых газов и | | | | | | | изменений климата на отрасли экономики, | | | | | | | здоровье и благосостояние человека при различных | | | | | | | сценариях и прогнозах | | | | | | | | | | | | | | ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ 6 | 3721 | - | 945 | 2776 | | | | | | | | | | ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ | 171437 | 94631 | 24643 | 52163 | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Капитальные вложения финансируются, начиная с 1998 года. ** Финансирование двусторонних международных проектов в общем объеме 68 млрд. рублей осуществляется за счет внебюджетных источников. ____________ |