РЕШЕНИЕ О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ РЕШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 18 октября 1996 г. (РГ 96-235) Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил: 1. Утвердить Концепцию формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств (прилагается). 2. В целях реализации вышеназванной Концепции возложить на Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств организационное обеспечение взаимодействия органов Содружества и организаций, ответственных за формирование информационного пространства в государствах Содружества. 3. Исполнительному Секретариату Содружества с участием полномочных представителей государств - участников СНГ и органов Содружества, заинтересованных ведомств государств - участников Содружества, национальных и международных научных организаций и объединений завершить разработку проекта Перспективного плана подготовки документов и мероприятий по реализации Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств и внести его на рассмотрение Совета глав правительств Содружества в 1997 году. Совершено в городе Москве в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ АННОТАЦИЯ Концепция формирования информационного пространства СНГ (далее - Концепция) подготовлена в соответствии с Решением Совета глав правительств от 3 ноября 1995 года и во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств от 12 апреля 1996 года. Концепция базируется на принятых ранее соглашениях государств - участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах деятельности и прежде всего в сфере обмена информацией. При подготовке Концепции использованы материалы рабочих заседаний и консультативных встреч полномочных представителей государств и органов Содружества, организованных и проведенных Исполнительным Секретариатом СНГ во исполнение решений Совета глав правительств о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства СНГ от 26 мая 1995 года и о разработке проекта Концепции формирования единого информационного пространства государств - участников СНГ от 3 ноября 1995 года. В Концепции были использованы также предложения по выработке и реализации информационной политики, подготовленные в Межгосударственном экономическом Комитете Экономического союза, Межпарламентской Ассамблее СНГ, Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", Совете руководителей государственных информационных агентств СНГ, информационных службах других органов Содружества, материалы ИТАР-ТАСС, Информационного агентства "Интерфакс", Международной неправительственной организации "Интервидение", Международного центра научной и технической информации, документы ООН, Европейского Союза, национальных и международных научных организаций и объединений, других организаций. Концепция носит рекомендательный характер, основана на констатации имеющегося информационного сближения государств Содружества и представляет собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества государств - участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов. Основные положения Концепции отражают: приоритетные цели и интересы проведения согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного пространства СНГ; принципы и организационные основы сотрудничества государств - участников СНГ в сфере развития информационных и телекоммуникационных услуг; механизмы и условия реализации согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию межгосударственных информационных обменов. Концепция составлена с учетом основных положений национальных программ информатизации и развития систем связи, подготовленных в государствах Содружества. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Информационное пространство СНГ - совокупность информационных пространств государств - участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров по согласованным сферам деятельности. Формирование информационного пространства СНГ - совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств - участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации в целях обеспечения и удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, организаций и органов управления государств Содружества. Информационная инфраструктура государств - участников СНГ - совокупность имеющихся в государствах Содружества информационных ресурсов, средств теле-, радио-, телефонной, телефаксной, специальной, спутниковой, почтовой, телеграфной связи и условий для их использования в интересах сотрудничества государств - участников СНГ в согласованных сферах деятельности. Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Информационная технология - система методов и способов использования информационно-вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, поиска, обработки и распространения информации. Информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных,других информационных системах), подготовленные и систематизированные в удобной и пригодной для использования форме. Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом. Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею в соответствии с порядком, установленном собственником или владельцем информации. ВВЕДЕНИЕ Межгосударственные обмены информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств СНГ в широкомасштабную задачу формирования информационного пространства. Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуются выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств Содружества. Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности,использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств - участников СНГ. Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач: определение приоритетных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов; предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных интересов и приоритетов. Решение указанных задач является началом процессов создания качественно новой информационной среды и формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Возникновение транснациональных экономических структур, информационных и телекоммуникационных систем свидетельствует о переходе от индустриальной к информационной ориентации развития экономики и общества. Глобальные информационные системы связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества. Решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере. Формирование информационного пространства СНГ позволит полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им на территориях государств - участников СНГ, проводить согласованную политику в различных сферах. Задачи, стоящие перед государствами - участниками СНГ в контексте формирования информационного пространства, не ограничиваются проведением внутренней информационной политики и развитием национального информационного пространства. Эти задачи связаны также с выявлением путей и средств расширения таких возможностей, которые позволили бы государствам - участникам СНГ извлечь максимум выгод из развития мировой информационной инфраструктуры. В области формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и специфические для каждого государства. Причина этих специфических особенностей кроется в том, что не все элементы информационного пространства, как и общественные структуры отдельных государств, находятся в одно и то же время на одной и той же стадии развития. Процесс развития государств - участников СНГ не является линейным и скорости вхождения каждого из государств в мировое информационное пространство могут быть различны. Исходя из вышеизложенного, Концепция предусматривает: этапы формирования и развития информационного пространства СНГ; развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере; повышение эффективности информационного взаимодействия в согласованных сферах; развитие социальных и культурных связей; защиту национальных интересов в сфере информации и информатизации. Концепция является основой сотрудничества государств - участников СНГ в сфере информации и информатизации и будет осуществляться через национальные программы информатизации и целевые программы межгосударственного сотрудничества в согласованных сферах деятельности. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СНГ Главной целью работ по формированию информационного пространства государств - участников СНГ является обеспечение взаимодействия национальных информационных пространств государств Содружества на взаимовыгодной основе с учетом национальных и общих интересов в деле развития сотрудничества в согласованных сферах деятельности. В составе общих интересов государств Содружества могут быть названы: сохранение и развитие контактов граждан; беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств - участников СНГ и органов Содружества; развитие образования, науки, техники и культуры; обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров; обеспечение информационной безопасности; координация действий в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом; взаимодействие в области чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и катастроф, своевременное информирование по этим вопросам и информационное сопровождение при их ликвидации; создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств - участников СНГ. Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Содружества. 1. Разработка и принятие межгосударственных документов о трансграничном распространении информационной продукции. 2. Разработка и утверждение механизма доступа к национальным информационным ресурсам. 3. Принятие согласованных мер по оказанию информационно-телекоммуникационных услуг, по сохранению и развитию национального промышленного потенциала производства средств информатизации в государствах Содружества на основе кооперации и международного разделения труда. 4. Осуществление совместных мероприятий по использованию созданного ранее научно-технического потенциала и информационной инфраструктуры в государствах Содружества. Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для разработки основных положений Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств. 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СНГ Формирование информационного пространства государств - участников СНГ осуществляется с учетом следующих основных принципов: соблюдения прав суверенных государств на независимое формирование своего информационного пространства; соблюдения основных принципов всеобщей Декларации прав человека, других международных документов и заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области межгосударственного обмена информацией; взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов; обеспечения достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств - участников СНГ; экономической целесообразности участия каждого государства в реализации межгосударственных мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных услуг; сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств - участников СНГ; соблюдения норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств - участников СНГ в области информации; проведения согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие национальных информационных систем государств Содружества; использования наравне с государственными источниками финансирования различных привлеченных средств; выработки согласованных подходов в отношении регулирования ценообразования, налогообложения, таможенных пошлин и сборов на информационные услуги и продукцию; признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации о событиях, происходящих в государствах - участниках СНГ, а также о деятельности органов Содружества; взаимной заинтересованности в расширении возможностей налаживания постоянных и оперативных каналов межгосударственного общения, обмена и распространения информации в Содружестве Независимых Государств. Указанные принципы определяют деятельность по формированию информационного пространства как одну из приоритетных задач межгосударственного уровня, которая должна находиться под постоянным контролем Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества. 4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СНГ Интересы формирования и развития информационного пространства государств - участников СНГ обусловливают следующие первоочередные направления деятельности каждого из государств Содружества по развитию национальной нормативно-правовой базы в этой области: регулирование отношений собственности на информацию, информационные ресурсы, информационные структуры и технологии; регулирование доступа к информации; обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем; защита авторских прав субъектов на основе международного права. Важнейшими направлениями в области совершенствования законодательства в сфере информации для государств - участников СНГ является участие их представителей в работе международных организаций, а также организация обмена правовой информацией между ними. Нормативно-правовые аспекты задачи формирования информационного пространства государств Содружества целесообразно обсуждать по отдельным секторам, элементам и формам информационного взаимодействия в соответствии с интересами и приоритетными направлениями формирования информационного пространства государств - участников СНГ. 5. ФОРМИРОВАНИЕ, ПОДДЕРЖКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СНГ Совместное использование национальных информационных ресурсов осуществляется в соответствии с межгосударственными договорами. Для реализации этой цели следует создать взаимовыгодные условия для местных и зарубежных пользователей на доступ к национальным ресурсам. При организации доступа к информационным ресурсам органов государственного управления, базам данных по законодательству, а также другим направлениям сотрудничества в социальной сфере будут осуществляться подходы, основанные на взаимовыгодном обмене информацией. На государственном уровне решаются вопросы: законодательного регламентирования процедур доступа к информационным ресурсам; прав и обязательств собственников, владельцев и пользователей информационных ресурсов; обеспечения устойчивости и надежности информационного обслуживания. 6. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СНГ Государства - участники СНГ осуществляют мероприятия по развитию сектора информационно=телекоммуникационных услуг и обеспечивают благоприятную обстановку для осуществления информационных процессов в тех случаях, когда это имеет важное значение с точки зрения их интересов и создает новые возможности информационных обменов для развития сотрудничества в соответствии с межгосударственными договорами и нормами международного права. Для повышения оперативности межгосударственного документооборота в государствах Содружества создаются условия, позволяющие решать проблему электронной передачи документов. Государства - участники СНГ создают экономические, институциональные и правовые условия для формирования механизмов межгосударственного сотрудничества предприятий и организаций, оказывающих информационно-телекоммуникационные услуги, включая способность предприятий и организаций приобретать, осваивать и приспосабливать к своим нуждам новые и новейшие технологии в целях развития общего рынка информационно-телекоммуникационных услуг. 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СНГ Одной из важнейших проблем формирования информационного пространства государств - участников СНГ является обеспечение каждым из них собственной информационной безопасности и защиты своего информационного суверенитета. Для современного решения этих вопросов каждое государство - участник СНГ осуществляет своевременный мониторинг "противоречий" в информационной политике и угроз своему информационному суверенитету. Практическое решение проблем обеспечения национальной информационной безопасности, привлечения к ответственности за угрозу или нарушение информационной безопасности в каждом из государств Содружества осуществляется в порядке, предусмотренном их национальным законодательством, нормами международного права, а также соответствующими межгосударственными договорами. 8. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СНГ (АСИО СНГ) АСИО СНГ является составной частью информационного пространства государств Содружества и предназначена преимущественно для обеспечения информационных обменов органов государственной власти и управления государств Содружества между собой и органами Содружества. Состав подсистем, создаваемых в рамках АСИО СНГ и автоматизируемых ими функций, определяется на основе принятых государствами - участниками СНГ многосторонних договоров. Интеграция подсистем государств Содружества, действующих а рамках АСИО СНГ, должна максимально сохранять их информационные и технические основы и обеспечивать преемственность накопленного опыта и научно-технического задела. Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования АСИО СНГ должно базироваться на национальных законодательных актах государств - участников СНГ, межгосударственных договорах государств Содружества. 9. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СНГ Реализация решений о формировании информационного пространства государств Содружества осуществляется на основе пакета существующих и разрабатываемых межгосударственных договоров, которые обеспечивают организацию и правовое регулирование отношений в сфере информации и информатизации. Организационное обеспечение взаимодействия организаций, ответственных за формирование информационного пространства в государствах Содружества, осуществляет Исполнительный Секретариат СНГ совместно с другими органами Содружества. Задача создания межгосударственных информационных систем как составной части информационного пространства СНГ решается соответствующими межгосударственными отраслевыми органами. Свою работу они проводят руководствуясь принятыми на межгосударственном уровне решениями, в том числе данной Концепцией. 10. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СНГ Формирование и развитие информационного пространства СНГ является масштабной и сложной задачей, требующей от государств - участников СНГ координации усилий в процессе решения широкого круга нормативно-правовых, технических и финансовых проблем на национальном и межгосударственном уровнях. В укрупненном виде стратегия деятельности по формированию информационного пространства должна включать следующие два основных этапа. Первый этап 1996-1997 гг. На первом этапе будет осуществляться проработка правовых, технических и организационных вопросов информационного взаимодействия государств - участников СНГ и органов Содружества. Результаты этой работы должны быть представлены в согласованном на межгосударственном уровне Перспективном плане подготовки документов и мероприятий по реализации Концепции формирования информационного пространства СНГ. Будет согласован механизм информационной поддержки сотрудничества на межгосударственном уровне и на уровне прямых связей субъектов хозяйственной деятельности государств - участников СНГ. Второй этап 1998-2000 гг. На этом этапе предполагается обеспечить широкий доступ граждан государств Содружества, органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности к национальным информационным ресурсам в согласованных сферах и мировым информационным фондам. Будет углублено взаимодействие информационных систем, обеспечивающих постоянное развитие межгосударственных информационных обменов по согласованным сферам деятельности. Будут созданы правовые, политические, экономические и технические условия для межгосударственной кооперации в сфере информации и информатизации. Будут в основном согласованы механизмы осуществления межгосударственного информационного обмена. Конкретное содержание совместных межгосударственных мероприятий государств Содружества по формированию информационного пространства будет определяться национальными интересами и приоритетами государств - участников СНГ, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и отражаться в межгосударственных программах и проектах, согласовываемых на многосторонней и двусторонней основе. 11. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СНГ Для достижения целей формирования информационного пространства необходимы значительные объемы финансирования. Источниками финансирования могут быть: средства бюджетов межгосударственных органов, предназначенных на развитие их информационных систем; средства, получаемые в рамках программы технического содействия по международным программам; средства негосударственных организаций, коммерческих структур, общественных фондов и т.д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Межгосударственное сотрудничество в сфере информации и информатизации достаточно динамично. Тенденция такова, что наработанный потенциал в принятых ранее договорах в этой сфере именно сейчас начинает работать и служит достаточной нормативно-правовой базой для налаживания сотрудничества и принятия конкретных практических решений в государствах Содружества. Концепция формирования информационного пространства СНГ явится основой формирования рамочной программы сотрудничества государств Содружества в сфере информации и информатизации и будет осуществляться через национальные программы информатизации и целевые программы международного сотрудничества в сфере информации и информатизации. Решение подписано представителями Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан. |