ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОН МЭР МОСКВЫ 13 ноября 1996 г. N 30 (ВММ 97-1) Настоящий Закон принят в соответствии с Уставом города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "Об ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда города Москвы". Закон повышает ответственность Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Мосжилинспекция) по контролю за разработкой и соблюдением нормативов, расширяет ее полномочия, вытекающие из постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086 (в редакции от 24 февраля 1995 года) "О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации". Статья 1. Общие положения 1. Настоящий Закон имеет целю: - защиту законных прав и интересов, безопасности и здоровья граждан-собственников и пользователей жилищным фондом; - обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; - проведение в городе Москве единой технической политики в жилищной сфере; - обеспечение реализации в жилищном фонде требований действующих нормативов по использованию, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту помещений, конструкций, инженерных систем, а также придомовых территорий (далее - нормативные требования); - обеспечение соблюдения нормативных параметров режимов функционирования инженерных систем; - обеспечение соблюдения нормативных требований собственниками, владельцами (управляющими) жилых и нежилых помещений, подрядными организациями по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и связанных с ним инженерных систем, предприятиями-поставщиками водо-, энергоресурсов. 2. Настоящий Закон устанавливает: - принципы формирования и порядок введения нормативов; - компетенцию государственных органов контроля за исполнением настоящего Закона; - порядок досудебного рассмотрения споров, возникающих в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения. Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе Эксплуатация жилищного фонда - процесс осуществления собственниками, владельцами (управляющими), арендаторами, нанимателями жилых и нежилых помещений в жилищном фонде города и обслуживающими организациями мероприятий, связанных с использованием, техническим обслуживанием и ремонтом помещений, конструкций, инженерных систем, с обеспечением режимов их функционирования, а также санитарным содержанием зданий и прилегающих к ним территорий. Жилищный фонд города: - жилые дома и помещения, расположенные в жилых и нежилых домах, в зданиях специализированного жилищного фонда (общежития, гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для одиноких, престарелых, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и другие), независимо от их форм собственности, ведомственной принадлежности; - здания, сооружения и инженерное оборудование, обеспечивающие функционирование жилищного фонда; - придомовые территории и элементы благоустройства. Использование жилищного фонда - обусловленные жилищным законодательством действия физических и юридических лиц по владению, распоряжению и пользованию жилой площадью, местами общего назначения и жилищно-коммунальными услугами в соответствии с установленными нормативами. Сохранность жилищного фонда - результат действий жителей и обслуживающих организаций, обеспечивающих его функционирование в соответствии с действующими нормативами в течение установленного срока эксплуатации. Инженерные системы жилых зданий - внутреннее инженерное оборудование, а также подводящие коммуникации (сети) и сооружения коммунального назначения, обеспечивающие подачу водо- и энергоресурсов, вертикальный транспорт, мусороудаление, противопожарную безопасность и связь. Режимы функционирования инженерных систем жилых зданий - совокупность установленных нормативами технологических параметров работы оборудования и потребительских качеств поставляемых жилищно-коммунальных услуг. Техническое обслуживание жилищного фонда - комплекс мероприятий по обеспечению заданных эксплуатационных качеств и технологических параметров жилых зданий и инженерных систем. Санитарное содержание жилищного фонда - комплекс мероприятий по обеспечению нормативных требований к санитарному состоянию жилых зданий и прилегающих территорий. Жилищные споры - конфликтные ситуации, возникающие в процессе эксплуатации жилищного фонда при несоблюдении установленных нормативов собственниками, владельцами (управляющими), нанимателями и арендаторами жилых или нежилых помещений в жилых домах, обслуживающими организациями, предприятиями-поставщиками водо-, энергоресурсов и иных жилищно-коммунальных услуг. Статья 3. Принципы и порядок формирования нормативов 1. Совокупность нормативов служит основой общегородской системы содержания и ремонта жилищного фонда города Москвы. 2. Основные принципы формирования нормативов: - соответствие санитарным нормам; - техническая обоснованность; - дифференцированный подход при установлении нормативов исходя из оценки технического состояния жилищного фонда на момент их разработки и возможности их реализации в расчетный период (особенно на первом этапе); - стабильность требований в течение установленного срока их действия; - безусловное соблюдение, обеспечиваемое методами государственного контроля и регулирования; - регулярность обновления с поэтапным повышением уровня требований. 3. Порядок формирования нормативов: 3.1. Состав нормативов и решения об их изменении принимаются Правительством Москвы на основании результатов освидетельствований и инспекционных обследований жилых зданий, проводимых Мосжилинспекцией. Срок действия нормативов устанавливается не менее 5 лет. 3.2. Минимальный уровень требований, предъявляемых к формируемым нормативам, должен обеспечивать гарантированную безопасность населения, надежность функционирования жилых зданий, инженерных коммуникаций, оборудования и состояние прилегающей территории, отвечающее санитарным требованиям. 3.3. Порядок формирования нормативов и вытекающих из них требований задается и координируется Правительством Москвы. Статья 4. Порядок введения в действие нормативов Москвы Порядок введения в действие нормативов определяется Правительством Москвы. Статья 5. Контроль за исполнением Закона и ответственность за несоблюдение нормативов Москвы 1. Контроль за соблюдением нормативов по сохранности и использованию городского жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности и форм собственности возлагается на: - Мосжилинспекцию; - Городскую жилищно-конфликтную комиссию; - административные комиссии; - префектуры и районные Управы в пределах предоставленных им полномочий. 2. Мосжилинспекция в пределах предоставленных ей полномочий: - обеспечивает выявление и пресечение совместно с административными, правоохранительными и судебными органами города Москвы фактов противоправного использования (изменения назначения и/или переоборудования) жилых/нежилых помещений в жилых домах, находящихся в собственности, владении (управлении) или пользовании организаций и граждан; - проводит регулярные освидетельствования (с периодичностью не реже одного раза в 5 лет) и инспекционные обследования жилищного фонда и связанных с ним инженерных систем. Должностные лица Мосжилинспекции при исполнении служебных обязанностей имеют право входить по предъявлению служебного удостоверения в жилые и нежилые помещения с согласия их собственников или пользователей, а при его отсутствии - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - рассматривает заявления, жалобы и обращения граждан и юридических лиц и принимает предусмотренные действующим законодательством меры; - привлекает к участию в освидетельствованиях, инспекционных обследованиях и рассмотрениях заявлений, жалоб и обращений граждан и юридических лиц полномочных представителей собственников, владельцев, управляющих, нанимателей и арендаторов жилых и нежилых помещений в жилых домах, представителей обслуживающих организаций, предприятий-поставщиков водо- и энергоресурсов, представителей территориального общественного самоуправления, правоохранительных органов и иных организаций, содействие которых необходимо при проведении этих работ. Привлекаемые Мосжилинспекцией лица и их представители обязаны обеспечить доступ в обследуемые помещения и создать безопасные условия проведения освидетельствований и инспекционных обследований; - запрашивает от собственников, владельцев (управляющих), нанимателей и арендаторов жилых и нежилых помещений в жилых домах обслуживающих организаций, предприятий-поставщиков водо-, энергоресурсов документацию и другие данные, необходимые для освидетельствований, инспекционных обследований и рассмотрений заявлений, жалоб и обращений граждан и юридических лиц; - составляет и выдает предписания, заключения и акты по результатам инспекционной деятельности с указанием в них конкретных нарушений, сроков их устранения, контролирует исполнение предписаний. Лица, получившие предписания, заключения и акты, обязаны информировать Мосжилинспекцию о завершении предусмотренных документами мероприятий в течение 5 суток после истечения установленных сроков. Непредставление в установленные сроки информации об исполнении мероприятий расценивается как неисполнение предписания и влечет установленную настоящим Законом ответственность; - направляет в межведомственные комиссии города Москвы, административных округов и районов заключения по результатам освидетельствований и инспекционных обследований помещений для рассмотрения вопросов о признании их непригодными для проживания; - применяет финансовые санкции в порядке и размерах, установленных законодательством города Москвы; - составляет протоколы о нарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами, с целью привлечения их к административной ответственности; - направляет в суды иски о принудительном взыскании с неплательщиков финансовых санкций по вопросам, связанным с обеспечением сохранности жилищного фонда и нормального функционирования инженерных систем; - предъявляет требования подрядным организациям об устранении дефектов или повреждений, выявленных в период действия гарантийных обязательств; - направляет представления об аннулировании или приостановке действия лицензий при нарушениях правил производства работ, техники безопасности и невыполнении предписаний Мосжилинспекции; - запрашивает от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, информацию, необходимую для осуществления полномочий Мосжилинспекции; - осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда; - участвует в разработке нормативно-правовых документов, определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда. 3. Нормативы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий в городе Москве обязательны для исполнения в течение установленных сроков их действия всеми субъектами жилищного фонда города, а именно: - собственниками, владельцами (управляющими), нанимателями и арендаторами, а также другими пользователями жилых и нежилых помещений в жилых строениях; - лицами, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт объектов жилищного фонда города, а также предоставляющими коммунальные и прочие эксплуатационно-технические услуги предприятиям, учреждениям и организациям; - органами управления городским хозяйством и органами государственного контроля. Несоблюдение субъектами жилищного фонда введенных в действие нормативов или уклонение от их реализации влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством. 4. Лица, осуществляющие по договорам с собственниками, владельцами (управляющими) техническое обслуживание и ремонт объектов жилищного фонда, а также предоставляющие коммунальные и иные эксплуатационно-технические услуги, несут ответственность за несоблюдение условий договоров. Статья 6. Городская жилищно-конфликтная комиссия 1. Городская жилищно-конфликтная комиссия (далее - Комиссия) создается Правительством Москвы и действует на постоянной основе как специальный орган досудебного рассмотрения споров по вопросам сохранности и эксплуатации жилищного фонда. Положение о Комиссии утверждается Правительством Москвы и не может противоречить действующему законодательству. 2. Комиссия вправе рассматривать представления, жалобы, предложения, ходатайства и прочие обращения по вопросам: - о неправомерности действий и решений государственных жилищных инспекторов; - о необоснованности размеров наложенных финансовых санкций; - о принятии решений по фактам уклонения граждан, должностных лиц, предприятий, организаций, учреждений городского и федерального подчинения от выполнения предписаний Мосжилинспекции; - об отказах от предоставления доступа в помещения и документации, необходимой при инспекционном обследовании и освидетельствовании помещений в жилищном фонде; - о принятии решений по проведению оперативных и согласованных действий, обеспечивающих скорейшее выполнение предписаний Мосжилинспекции в случаях, когда промедление может иметь тяжелые последствия для горожан; - о фактах задержки или уклонения от принятия мер по устранению причин и последствий допущенных нарушений, также по оплате финансовых санкций; - о продлении сроков исполнения предписаний Мосжилинспекции; - о привлечении к ответственности юридических, должностных лиц и граждан. 3. Комиссия вправе приглашать на свои заседания представителей органов Главного управления внутренних дел города Москвы, Управления государственной противопожарной службы ГУВД, Московского городского центра Госсанэпиднадзора, других органов и организаций, а также независимых экспертов. Приглашаемые Комиссией лица вправе участвовать в ее заседаниях лично или направлять своих полномочных представителей. 4. В работе Комиссии должны обеспечиваться объективность и непредвзятость, а также гласность принятых решений. 5. Комиссия вправе по рассматриваемым вопросам принять следующие решения: - предупредить об ответственности за несоблюдение законодательства и нормативных требований, действующих в городе Москве; - направить представление в вышестоящую инстанцию для принятия соответствующих мер дисциплинарного воздействия к должностному лицу; - направить в административную комиссию материалы о привлечении к ответственности должностных или физических лиц в соответствии с законодательством об административных правонарушениях; - рекомендовать Мосжилинспекции рассмотреть вопрос об изменении размера финансовых санкций; - рекомендовать Мосжилинспекции направить в судебные органы иск по факту уклонения ответчика от уплаты финансовых санкций или непринятия им необходимых мер по устранению допущенных нарушений. 6. Копии решений Комиссии выдаются заинтересованным сторонам в порядке, установленном Положением о Комиссии. 7. Решения Комиссии могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством. Статья 7. Порядок разбирательства по жилищным спорам 1. Материалы, оформленные протоколами Комиссии, рассматриваются административными комиссиями города Москвы, административных округов и районов. 2. Административные комиссии в порядке контроля за исполнением настоящего Закона осуществляют разбирательство по жилищным вопросам с приглашением всех заинтересованных сторон и в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством. 3. Административные комиссии в 5-дневный срок информируют Комиссию о принятых решениях. Копии решений вручаются сторонам, участвующим в споре. 4. В случае невыполнения решения, принятого административной комиссией в установленный ею срок, председатель соответствующей комиссии вправе ходатайствовать перед Администрацией города Москвы о передаче ею материалов по жилищному спору в органы Прокуратуры Москвы для возбуждения в установленном порядке судебного дела о лишении гражданина или юридического лица права собственности на занимаемый объект в связи с систематическим ущербом, причиняемым жилищному фонду. Статья 8. Судебные иски Мосжилинспекции 1. В случаях, если противоправные действия пользователей жилищным фондом препятствуют устранению нарушений, совершаются ими исключительно с намерением причинить вред другому лицу (лицам), в том числе угрожают жизни и здоровью граждан или их имуществу, разрушают или грозят разрушением жилищного фонда, а также свидетельствуют о злоупотреблении правом в иных формах, Мосжилинспекция по поручению органа местного самоуправления в защиту государственных и общественных интересов обращается в суд с исками: - о пресечении действий, нарушающих законные права отдельных граждан, а также государственные и общественные интересы; - об устранении ответчиком нарушений, ведущих к разрушению жилищного фонда города; - о восстановлении состояния жилищного фонда, существовавшего до совершения нарушения; - о возмещении ущерба, нанесенного жилищному фонду, проживающими в нем гражданами. 2. Средства, полученные во исполнении судебного решения, являются собственностью города Москвы, зачисляются на счет Мосжилинспекции как истца и направляются ею как средства целевого финансирования на устранение установленных судом нарушений. Мэр Москвы Ю. ЛУЖКОВ |