ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ СОБЛЮДЕНИЕМ. Закон. Мэр Москвы. 13.11.96 30

      ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
              ГОРОДА МОСКВЫ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ СОБЛЮДЕНИЕМ

                                ЗАКОН

                              МЭР МОСКВЫ
                          13 ноября 1996 г.
                                 N 30

                              (ВММ 97-1)


     Настоящий Закон  принят в соответствии с Уставом города Москвы от
20 декабря 1995 года N 26 "Об ответственности за нарушение  нормативов
и  жилищных  стандартов  по использованию,  сохранности и эксплуатации
жилищного фонда города Москвы".
     Закон повышает ответственность Государственной жилищной инспекции
города Москвы (далее - Мосжилинспекция) по контролю за  разработкой  и
соблюдением нормативов,   расширяет   ее   полномочия,  вытекающие  из
постановления Правительства Российской Федерации от 26  сентября  1994
года N  1086  (в  редакции от 24 февраля 1995 года) "О Государственной
жилищной инспекции в Российской Федерации".

     Статья 1. Общие положения

     1. Настоящий Закон имеет целю:
     - защиту  законных  прав  и  интересов,  безопасности  и здоровья
граждан-собственников и пользователей жилищным фондом;
     - обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
     - проведение  в  городе  Москве  единой  технической  политики  в
жилищной сфере;
     - обеспечение реализации в жилищном фонде требований  действующих
нормативов по использованию,  содержанию,  техническому обслуживанию и
ремонту помещений,  конструкций, инженерных систем, а также придомовых
территорий (далее - нормативные требования);
     - обеспечение   соблюдения   нормативных    параметров    режимов
функционирования инженерных систем;
     - обеспечение соблюдения нормативных  требований  собственниками,
владельцами (управляющими)   жилых  и  нежилых  помещений,  подрядными
организациями по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и связанных  с
ним инженерных      систем,      предприятиями-поставщиками     водо-,
энергоресурсов.
     2. Настоящий Закон устанавливает:
     - принципы формирования и порядок введения нормативов;
     - компетенцию  государственных  органов  контроля  за исполнением
настоящего Закона;
     - порядок  досудебного  рассмотрения споров,  возникающих в сфере
жилищно-коммунального обслуживания населения.

     Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

     Эксплуатация жилищного    фонда    -    процесс     осуществления
собственниками, владельцами (управляющими), арендаторами, нанимателями
жилых и нежилых помещений в жилищном  фонде  города  и  обслуживающими
организациями мероприятий,  связанных  с  использованием,  техническим
обслуживанием и ремонтом помещений,  конструкций, инженерных систем, с
обеспечением режимов   их   функционирования,   а   также   санитарным
содержанием зданий и прилегающих к ним территорий.
     Жилищный фонд города:
     - жилые дома и помещения,  расположенные в жилых и нежилых домах,
в зданиях  специализированного  жилищного фонда (общежития, гостиницы,
приюты, дома  маневренного   фонда,   дома-интернаты   для   одиноких,
престарелых, ветеранов  и  инвалидов  Великой  Отечественной  войны  и
другие), независимо   от   их   форм   собственности,    ведомственной
принадлежности;
     - здания,  сооружения и инженерное  оборудование,  обеспечивающие
функционирование жилищного фонда;
     - придомовые территории и элементы благоустройства.
     Использование жилищного    фонда    -    обусловленные   жилищным
законодательством действия физических и юридических лиц  по  владению,
распоряжению и пользованию жилой площадью, местами общего назначения и
жилищно-коммунальными услугами   в   соответствии   с   установленными
нормативами.
     Сохранность жилищного  фонда  -  результат  действий  жителей   и
обслуживающих организаций,   обеспечивающих   его  функционирование  в
соответствии с действующими нормативами в течение установленного срока
эксплуатации.
     Инженерные системы   жилых   зданий   -   внутреннее   инженерное
оборудование, а  также  подводящие  коммуникации  (сети)  и сооружения
коммунального назначения,    обеспечивающие     подачу     водо-     и
энергоресурсов, вертикальный        транспорт,        мусороудаление,
противопожарную безопасность и связь.
     Режимы функционирования   инженерных   систем   жилых   зданий  -
совокупность установленных  нормативами   технологических   параметров
работы оборудования    и    потребительских    качеств    поставляемых
жилищно-коммунальных услуг.
     Техническое обслуживание  жилищного  фонда - комплекс мероприятий
по обеспечению заданных  эксплуатационных  качеств  и  технологических
параметров жилых зданий и инженерных систем.
     Санитарное содержание жилищного фонда - комплекс  мероприятий  по
обеспечению нормативных   требований  к  санитарному  состоянию  жилых
зданий и прилегающих территорий.
     Жилищные споры  -  конфликтные  ситуации,  возникающие в процессе
эксплуатации жилищного фонда при несоблюдении установленных нормативов
собственниками, владельцами     (управляющими),     нанимателями     и
арендаторами жилых или нежилых помещений в жилых домах, обслуживающими
организациями, предприятиями-поставщиками   водо-,  энергоресурсов  и
иных жилищно-коммунальных услуг.

     Статья 3. Принципы и порядок формирования нормативов

     1. Совокупность нормативов служит основой  общегородской  системы
содержания и ремонта жилищного фонда города Москвы.
     2. Основные принципы формирования нормативов:
     - соответствие санитарным нормам;
     - техническая обоснованность;
     - дифференцированный подход при установлении нормативов исходя из
оценки технического состояния жилищного фонда на момент их  разработки
и возможности  их  реализации  в  расчетный период (особенно на первом
этапе);
     - стабильность  требований  в  течение  установленного  срока  их
действия;
     - безусловное       соблюдение,      обеспечиваемое      методами
государственного контроля и регулирования;
     - регулярность   обновления   с   поэтапным   повышением   уровня
требований.
     3. Порядок формирования нормативов:
     3.1. Состав нормативов и  решения  об  их  изменении  принимаются
Правительством  Москвы  на основании результатов освидетельствований и
инспекционных обследований жилых зданий,  проводимых Мосжилинспекцией.
Срок действия нормативов устанавливается не менее 5 лет.
     3.2. Минимальный уровень требований,  предъявляемых к формируемым
нормативам, должен     обеспечивать    гарантированную    безопасность
населения, надежность  функционирования   жилых   зданий,   инженерных
коммуникаций, оборудования   и   состояние   прилегающей   территории,
отвечающее санитарным требованиям.
     3.3. Порядок   формирования   нормативов   и  вытекающих  из  них
требований задается и координируется Правительством Москвы.

     Статья 4. Порядок введения в действие нормативов Москвы

     Порядок введения    в    действие     нормативов     определяется
Правительством Москвы.

     Статья 5. Контроль за исполнением Закона и ответственность
               за несоблюдение нормативов Москвы

     1. Контроль  за   соблюдением   нормативов   по   сохранности   и
использованию городского    жилищного    фонда   независимо   от   его
ведомственной принадлежности и форм собственности возлагается на:
     - Мосжилинспекцию;
     - Городскую жилищно-конфликтную комиссию;
     - административные комиссии;
     - префектуры и районные  Управы  в  пределах  предоставленных  им
полномочий.
     2. Мосжилинспекция в пределах предоставленных ей полномочий:
     - обеспечивает     выявление    и    пресечение    совместно    с
административными, правоохранительными  и  судебными  органами  города
Москвы фактов   противоправного  использования  (изменения  назначения
и/или переоборудования)  жилых/нежилых  помещений   в   жилых   домах,
находящихся в  собственности,  владении  (управлении)  или пользовании
организаций и граждан;
     - проводит  регулярные  освидетельствования  (с периодичностью не
реже одного раза в 5 лет) и инспекционные обследования жилищного фонда
и связанных с ним инженерных систем.  Должностные лица Мосжилинспекции
при исполнении  служебных  обязанностей   имеют   право   входить   по
предъявлению служебного  удостоверения  в  жилые и нежилые помещения с
согласия их собственников или пользователей,  а при его отсутствии - в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
     - рассматривает  заявления,  жалобы   и   обращения   граждан   и
юридических лиц     и     принимает     предусмотренные    действующим
законодательством меры;
     - привлекает  к  участию  в  освидетельствованиях,  инспекционных
обследованиях и рассмотрениях заявлений,  жалоб и обращений граждан  и
юридических лиц полномочных представителей собственников,  владельцев,
управляющих, нанимателей и арендаторов жилых  и  нежилых  помещений  в
жилых домах,       представителей      обслуживающих      организаций,
предприятий-поставщиков водо-   и    энергоресурсов,    представителей
территориального общественного    самоуправления,   правоохранительных
органов и  иных  организаций,  содействие   которых   необходимо   при
проведении этих   работ.   Привлекаемые  Мосжилинспекцией  лица  и  их
представители обязаны обеспечить  доступ  в  обследуемые  помещения  и
создать безопасные    условия    проведения    освидетельствований   и
инспекционных обследований;
     - запрашивает   от   собственников,   владельцев   (управляющих),
нанимателей и арендаторов жилых и  нежилых  помещений  в  жилых  домах
обслуживающих организаций,        предприятий-поставщиков       водо-,
энергоресурсов документацию   и   другие   данные,   необходимые   для
освидетельствований, инспекционных    обследований    и   рассмотрений
заявлений, жалоб и обращений граждан и юридических лиц;
     - составляет   и   выдает   предписания,  заключения  и  акты  по
результатам инспекционной деятельности с указанием  в  них  конкретных
нарушений, сроков их устранения,  контролирует исполнение предписаний.
Лица, получившие предписания, заключения и акты, обязаны информировать
Мосжилинспекцию о завершении предусмотренных документами мероприятий в
течение 5 суток после истечения установленных сроков.  Непредставление
в установленные    сроки    информации   об   исполнении   мероприятий
расценивается как  неисполнение  предписания  и  влечет  установленную
настоящим Законом ответственность;
     - направляет   в   межведомственные   комиссии   города   Москвы,
административных округов   и   районов   заключения   по   результатам
освидетельствований и   инспекционных   обследований   помещений   для
рассмотрения вопросов о признании их непригодными для проживания;
     - применяет   финансовые   санкции   в   порядке   и    размерах,
установленных законодательством города Москвы;
     - составляет протоколы о  нарушениях,  совершенных  гражданами  и
должностными лицами,   с   целью  привлечения  их  к  административной
ответственности;
     - направляет   в   суды   иски   о   принудительном  взыскании  с
неплательщиков финансовых   санкций   по   вопросам,    связанным    с
обеспечением сохранности     жилищного     фонда     и     нормального
функционирования инженерных систем;
     - предъявляет  требования  подрядным  организациям  об устранении
дефектов или повреждений,  выявленных в  период  действия  гарантийных
обязательств;
     - направляет  представления  об  аннулировании  или  приостановке
действия лицензий  при  нарушениях правил производства работ,  техники
безопасности и невыполнении предписаний Мосжилинспекции;
     - запрашивает     от     организаций,     независимо     от    их
организационно-правовой формы,     информацию,     необходимую     для
осуществления полномочий Мосжилинспекции;
     - осуществляет  контроль  за  разработкой,  совершенствованием  и
изданием ведомственных    нормативных    документов,    связанных    с
использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
     - участвует    в   разработке   нормативно-правовых   документов,
определяющих порядок использования,  ремонта  и  содержания  жилищного
фонда.
     3. Нормативы по техническому обслуживанию и ремонту жилых  зданий
в городе  Москве  обязательны  для  исполнения в течение установленных
сроков их действия всеми субъектами жилищного фонда города, а именно:
     - собственниками,   владельцами  (управляющими),  нанимателями  и
арендаторами, а также другими пользователями жилых и нежилых помещений
в жилых строениях;
     - лицами,  осуществляющими  техническое  обслуживание  и   ремонт
объектов жилищного фонда города, а также предоставляющими коммунальные
и прочие эксплуатационно-технические услуги предприятиям,  учреждениям
и организациям;
     - органами   управления   городским   хозяйством    и    органами
государственного контроля.
     Несоблюдение субъектами  жилищного  фонда  введенных  в  действие
нормативов или   уклонение   от   их   реализации   влекут   за  собой
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
     4. Лица,    осуществляющие   по   договорам   с   собственниками,
владельцами (управляющими) техническое обслуживание и ремонт  объектов
жилищного фонда,   а   также   предоставляющие   коммунальные  и  иные
эксплуатационно-технические услуги,    несут    ответственность     за
несоблюдение условий договоров.

     Статья 6. Городская жилищно-конфликтная комиссия

     1. Городская  жилищно-конфликтная  комиссия  (далее  -  Комиссия)
создается Правительством Москвы и действует на постоянной  основе  как
специальный орган   досудебного   рассмотрения   споров   по  вопросам
сохранности и эксплуатации жилищного фонда.
     Положение о  Комиссии  утверждается  Правительством  Москвы  и не
может противоречить действующему законодательству.
     2. Комиссия    вправе    рассматривать   представления,   жалобы,
предложения, ходатайства и прочие обращения по вопросам:
     - о  неправомерности  действий и решений государственных жилищных
инспекторов;
     - о необоснованности размеров наложенных финансовых санкций;
     - о принятии решений по  фактам  уклонения  граждан,  должностных
лиц, предприятий,  организаций,  учреждений  городского и федерального
подчинения от выполнения предписаний Мосжилинспекции;
     - об   отказах   от   предоставления   доступа   в   помещения  и
документации, необходимой    при    инспекционном    обследовании    и
освидетельствовании помещений в жилищном фонде;
     - о принятии решений по проведению  оперативных  и  согласованных
действий, обеспечивающих      скорейшее     выполнение     предписаний
Мосжилинспекции в  случаях,  когда  промедление  может  иметь  тяжелые
последствия для горожан;
     - о фактах задержки или уклонения от принятия мер  по  устранению
причин и последствий допущенных нарушений,  также по оплате финансовых
санкций;
     - о продлении сроков исполнения предписаний Мосжилинспекции;
     - о привлечении к ответственности юридических,  должностных лиц и
граждан.
     3. Комиссия вправе приглашать на  свои  заседания  представителей
органов Главного  управления внутренних дел города Москвы,  Управления
государственной противопожарной службы  ГУВД,  Московского  городского
центра Госсанэпиднадзора,   других  органов  и  организаций,  а  также
независимых экспертов.
     Приглашаемые Комиссией  лица  вправе  участвовать в ее заседаниях
лично или направлять своих полномочных представителей.
     4. В   работе  Комиссии  должны  обеспечиваться  объективность  и
непредвзятость, а также гласность принятых решений.
     5. Комиссия  вправе по рассматриваемым вопросам принять следующие
решения:
     - предупредить     об     ответственности     за     несоблюдение
законодательства и нормативных требований, действующих в городе Москве;
     - направить  представление  в  вышестоящую инстанцию для принятия
соответствующих мер дисциплинарного воздействия к должностному лицу;
     - направить  в  административную комиссию материалы о привлечении
к ответственности должностных или  физических  лиц  в  соответствии  с
законодательством об административных правонарушениях;
     - рекомендовать Мосжилинспекции рассмотреть вопрос  об  изменении
размера финансовых санкций;
     - рекомендовать Мосжилинспекции направить в судебные  органы  иск
по факту   уклонения   ответчика  от  уплаты  финансовых  санкций  или
непринятия им необходимых мер по устранению допущенных нарушений.
     6. Копии  решений  Комиссии  выдаются заинтересованным сторонам в
порядке, установленном Положением о Комиссии.
     7. Решения    Комиссии   могут   быть   обжалованы   в   порядке,
установленном законодательством.

     Статья 7. Порядок разбирательства по жилищным спорам

     1. Материалы,  оформленные протоколами Комиссии,  рассматриваются
административными комиссиями города Москвы,  административных округов
и районов.
     2. Административные  комиссии  в  порядке контроля за исполнением
настоящего Закона осуществляют разбирательство по жилищным вопросам  с
приглашением всех   заинтересованных   сторон   и   в  пределах  своих
полномочий в соответствии с законодательством.
     3. Административные   комиссии   в   5-дневный  срок  информируют
Комиссию о принятых решениях.
     Копии решений вручаются сторонам, участвующим в споре.
     4. В  случае  невыполнения  решения,  принятого  административной
комиссией в   установленный   ею  срок,  председатель  соответствующей
комиссии вправе ходатайствовать перед Администрацией города  Москвы  о
передаче ею  материалов по жилищному спору в органы Прокуратуры Москвы
для возбуждения в  установленном  порядке  судебного  дела  о  лишении
гражданина или  юридического  лица  права  собственности на занимаемый
объект в связи с систематическим ущербом, причиняемым жилищному фонду.

     Статья 8. Судебные иски Мосжилинспекции

     1. В случаях, если противоправные действия пользователей жилищным
фондом препятствуют     устранению    нарушений,    совершаются    ими
исключительно с намерением причинить вред другому лицу (лицам),  в том
числе угрожают  жизни  и здоровью граждан или их имуществу,  разрушают
или грозят разрушением жилищного  фонда,  а  также  свидетельствуют  о
злоупотреблении правом  в  иных  формах,  Мосжилинспекция по поручению
органа местного самоуправления в защиту государственных и общественных
интересов обращается в суд с исками:
     - о пресечении  действий,  нарушающих  законные  права  отдельных
граждан, а также государственные и общественные интересы;
     - об  устранении  ответчиком  нарушений,  ведущих  к   разрушению
жилищного фонда города;
     - о восстановлении состояния жилищного фонда,  существовавшего до
совершения нарушения;
     - о возмещении ущерба,  нанесенного жилищному фонду, проживающими
в нем гражданами.
     2. Средства, полученные во исполнении судебного решения, являются
собственностью города Москвы,  зачисляются на счет Мосжилинспекции как
истца и  направляются  ею  как  средства  целевого  финансирования  на
устранение установленных судом нарушений.


     Мэр Москвы                                        Ю. ЛУЖКОВ