О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ (Часть 2.) ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 2 октября 1996 г. N 06-10/17627 (Д) Заключение Закон "О таможенном тарифе" и изданный в развитии этого Закона Приказ ГТК N 1 от 05.01.94 г. закладывают основополагающие методологические и организационные принципы системы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ. Действие порядка определения таможенной стоимости обязательно к применению всеми юридическими и физическими лицами, перемещающими товары через таможенную границу Российской Федерации в рамках торгового оборота и действительно на всей территории РФ. Поэтапное введение процедуры определения таможенной стоимости позволило проанализировав и обобщив практику применения при подготовке Приказа N 1, учесть накопленный опыт, избежать предыдущих ошибок, включить новшества, улучшающие практическое его использование. Большое значение имеет тот факт, что Приказом N 1 была дана возможность проводить в необходимых случаях корректировку таможенной стоимости и условного выпуска товаров, что способствовало введению в обиход таможенных органов новых таможенных документов, таких как ДТС-1 (ДТС-2), КТС-1 (КТС-2). Приказ N 1 и все последующие документы, изданные в его развитие уделяют большое внимание контролю за правильностью определения таможенной стоимости, поскольку она является: - реальной базой (основой) для начисления таможенных пошлин, сборов и иных таможенных платежей; - основой для определения стоимости товаров, в иных таможенных целях, величины взыскания штрафов и применения иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные ТК РФ; - основой для ведения таможенной статистики, поскольку является базой для расчета статистической стоимости; - базой для накопления и анализа всевозможной информации, необходимой для осуществления валютного контроля; - основой для проверки обоснованности цены товара при бартерных сделках и контроле за эквивалентностью встречных товарных отправок. Приказ по определению, оформлению и контролю за таможенной стоимостью является хорошо продуманным и рабочим документом. Если поначалу данный документ, как и любые законодательные новшества, воспринимался настороженно участниками ВЭД, то впоследствии появилось взаимопонимание. С помощью данного документа участники ВЭД стали грамотно и профессионально подходить к заключению контрактов. На первом этапе введения данного Приказа - отдел ТС и ВК в своей работе особое внимание уделяет профессиональной подготовке декларантов и крупных предприятий области, являющихся самостоятельными декларантами. В последнее время предприятия предпочитают самостоятельно декларировать свою продукцию. В отличие от профессионально подготовленных декларантов, представители предприятий при декларировании допускают технические и содержательные ошибки, допущенные вследствие незнания нормативных документов. Но в отдельных случаях, что бывает крайне редко, приходится сталкиваться с простым нежеланием клиентов понять обоснованные требования таможни по оформлению деклараций таможенной стоимости. Силами отдела ТС и ВК было проведено 2 семинара по методике определения таможенной стоимости товаров. Однако, проведенный анализ показал, что наибольшие трудности возникают в части распределения расходов и расчетов сделки согласно "Инкотермс" и все технические ошибки, в основном связаны с разночтением "Международных правил толкования торговых правил - "Инкотермс". Как правило, все фундаментальные нормативные Приказы обычно освещают конкретные узкие вопросы. Так и Приказ N 1 имеет узкую направленность, а именно, определение, оформление и контроль таможенной стоимости только в части ввозимых товаров. В Приказе N 162 от 25.04.94 г. дается определение таможенной стоимости не только ввозимых товаров в режиме "Выпуска для свободного обращения", но и вывозимых товаров в таможенном режиме "Экспорта", хотя в соответствии с действующим законодательством порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливается только Правительством РФ (ст. 12 п. 2 Закона). По имеющимся сведениям ГТК России подготовлен проект постановления Правительства РФ по данному вопросу и направлен в Правительство для рассмотрения и принятия решения; а ТТУ и ГТК разработало проект методики определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Можно сказать, аналогично Приказом N 795 от 29.12.95 г., уже введены понятия: - корректировка таможенной стоимости после выпуска товаров в свободное обращение в связи с несоответствием ввозимого товара по количеству и качеству; - корректировка вывозимых товаров. Тем не менее нет официально утвержденного порядка данной процедуры, которая решается в каждом конкретном случае индивидуально с согласия ГТК России. На практике корректировка таможенной стоимости вывозимых товаров производится: - в единичных случаях только в ходе таможенного оформления с заполнением формы КТС (в основном случаи занижения транспортных расходов или изменение цены сделки за товар в зависимости от котировок на ЛБМ после выпуска товаров). Данная ситуация уже предусмотрена при составлении ежемесячного отчета по корректировке таможенной стоимости (1-ТСТ), представляемого в СЗТУ в электронном и текстовом виде, - по итогам проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД. В соответствии с Приказом N 162 от 25.04.94 г. заполнение граф 12 и 45, характеризующих величину таможенной стоимости, определено: * для ввозимых товаров - в соответствии с Законом "О таможенном тарифе"; * для вывозимых товаров дано частное определение. Действие Приказа определяет правила заполнения ГТД на товары, заявленные в 2-х таможенных режимах из 17 существующих, не смотря на то, что 2 таможенных режима не определены Таможенным Кодексом РФ ("Вывоз товаров для представительств РФ за рубежом" и "Вывоз отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР"). Приказом N 343 от 05.07.94 г. дополнительно к Приказу N 162 от 25.04.94 г. определены правила заполнения ГТД по остальным таможенным режимам (кроме 2-х вновь введенных таможенных режимов и режима "Уничтожения"). При заполнении гр. 12, 45 определен порядок определения ТС, аналогично Приказу N 162 от 25.04.94 г. Однако, отдельные таможенные режимы имеют свою специфику и особенности при определении ТС. "Временный ввоз (вывоз)" Гр. 45 - указывается пересчитанная в доллары США таможенная стоимость товаров, заявленных в гр. 31 ГТД. Указанием N 01-12/328 от 25.04.94 г. конкретизируется порядок определения ТС при смене режима "Временный ввоз (вывоз)" на "Экспорт" и "Выпуск в свободное обращение". "Отказ в пользу государства" Ранее порядок заполнения граф, определяющих ТС производился в соответствии с Приказом ГТК РФ N 283 от 28.07.92 г. В Приказе N 343 от 09.07.94 г. имеются 2 приложения к данному режиму: - в приложении N 4 к Положению о самом режиме гр. 42 заменяется на гр. 45 и делается ссылка на ее заполнение в соответствии с уже введенным Приказом N 162 от 25.04.94 г.; - приложение N 3 аналогично вышеуказанному приложению N 4 также определяет порядок заполнения графы в случае, если известна стоимость товара. Таможенный режим "Уничтожение" рассматривался особо Приказом N 203 от 18.05.94 г. и аналогично режиму "Временный ввоз (вывоз)" определяется в долларах США. Особо в таможенном отношении выделяется порядок оформления товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи. Не смотря на упрощенный порядок оформления, заполнение ГТД, в частности, гр. 45 производится применительно к порядку, установленному в отношении декларирования товаров, помещаемых в таможенный режим "Выпуска для свободного обращения". Особенностью является то, что вместо добавочных листов допускается применение спецификаций, упаковочных листов или списков, в которых указываются условно-начисленные таможенные платежи и статистическая стоимость. При этом, таможенная стоимость заявляется строго в валюте РФ (Приказ ГТК N 142 от 15.03.96 г.). Режим "Переработки на, под, вне..." имеет своей отличительной чертой тот факт, что в качестве товара по сделке купли-продажи выступает стоимость самой переработки, за которую поступит валютная выручка на счет экспортера в уполномоченном банке. Как показывает практика, во всех внешнеторговых контрактах на переработку указывается стоимость только самой переработки, по которой и производятся расчеты между партнерами. Часто - это фиксированная сумма, но иногда она может определяться ориентировочно (расчетно) с последующим пересчетом в зависимости от котировок ЛБМ на продукты переработки с применением различного рода скидок (наценок) за качество экспортируемого продукта и других параметров. Следовательно, цены на ввозимое давальческое сырье и вывозимые продукты переработки не оговариваются в контрактах даже для целей таможенного оформления. В связи с этим, возникают сложности в определении таможенной стоимости при импорте и экспорте и исключением ее занижения для целей налогообложения. При импорте эта процедура в принципе урегулирована Приказом N 1 от 05.01.94 г. и Законом "О таможенном тарифе". А именно, "... в целях упрощения и унификации таможенной оценки применение метода 1 "По цене сделки" допускается в случаях ввоза товаров по условно-стоимостным сделкам (т.е. сделкам, по которым нет реального движения денежных средств)". Поскольку официальной ценой сделки купли-продажи является стоимость услуги по переработке, то при импорте "51", "52" операцию по ввозу давальческого сырья можно рассматривать как условно-стоимостную и таможенную стоимость декларировать на основе документов, подтверждающих стоимостную оценку каждого товара с включением всех расходов по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию РФ (в качестве такого документа обычно представляется счет-проформа). При экспорте продуктов переработки согласно Приказа ГТК РФ N 162 от 25.04.94 г. таможенная стоимость для сделок купли-продажи (а здесь уже подразумеваются расчеты по сделке в инвалюте) определяется, как стоимость товара на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, указанные в счете-фактуре с учетом всех расходов по доставке и других корректировок. Так как в качестве товара декларируется продукт переработки, а не услуга, по которой поступит валютная выручка, следовательно, таможенная стоимость должна определяться условно (временно), поскольку, как отмечалось выше, в контрактах не оговариваются цены на продукты переработки. На практике, согласно договоренности с декларантами, таможенная стоимость определяется по котировкам ЛБМ на дату, предшествующей дате таможенного оформления (если продукты переработки - цветные металлы) или же по конкретным котировкам, если они при этом оговорены в контрактах. Во избежание занижения таможенной стоимости и отсутствием ценовой информации по специфичным товарам, на базе которой возможно было бы определение условной таможенной оценки, следовало бы брать за основу цену (стоимость), указанную в разрешениях на переработку, по ввозимому сырью и вывозимым продуктам переработки, выдаваемым Министерством Экономики РФ, или МВЭС в сертификатах регистрации контрактов на экспорт товаров. Поскольку обе эти государственные структуры в пределах своей компетенции проводят экспертизу контрактов по экспорту и импорту, в результате есть гарантия обоснованности цен в сравнении с мировыми ценами. В противном случае дают свои рекомендации, при невыполнении которых участникам ВЭД может быть отказано в выдаче разрешения, либо регистрации контрактов. Указанием N 01-14/392 от 16.04.95 г. в отношении таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенный режим "Переработки вне таможенной территории" и в целях повышения эффективности работы отделов ТС и ВК в свете требований Приказа N 796 от 29.12.95 г. предписано данным отделам поводить экономическую экспертизу документов, предъявляемых участниками ВЭД в целях получения лицензии (разрешения) на переработку. При наличии всех необходимых документов проведение экономической экспертизы не вызывает организационных и технических проблем. Однако, при определении таможенной стоимости сразу вырисовываются следующие сложности, как то, отсутствие ценовой базы по наиболее редким специфичным товарам. Для этих целей считаем необходимым установление более официальных деловых отношений с МВЭС и их уполномоченными на местах. Так как п. 21 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 06.03.93 г. N 205 "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка" рекомендовано МВЭС РФ ежемесячно составлять бюллетень справочных цен по биржевым экспортируемым и импортируемым товарам для ГТК России, что способствовало бы пополнению ценовой базы таможен и использовании ее в целях таможенного оформления. Следует отменить, что данное направление в работе отдела ТС и ВК является одним из основных и требует от сотрудников отдела знания не только таможенного законодательства, но и валютного, налогового, нормативных документов ЦБ России, ГНИ, Министерства финансов России, опыта работы бухгалтером (экономистом). Мы понимаем, что практически невозможно подготовить идеально продуманный документ, учитывающий все аспекты внешнеэкономической деятельности в свете требований таможенного законодательства. Но на сегодняшний день несмотря на существование Закона РФ "О таможенном тарифе" в Таможенном Кодексе понятие определения и контроля (корректировки) таможенной стоимости официально не фигурирует, а только косвенно увязывается в части полноты начисления таможенных платежей, осуществления таможенного контроля. Однако она рассматривается, только как объективная сторона правонарушений при заведении дела о НТП (ст. 282 ТК РФ). Акцент смещается на правомочность действия отдельных пунктов Приказа, т.е. участниками ВЭД в некоторых случаях справедливо ставится под сомнение правильность принятых решений должностными лицами таможни, поскольку об юридическом согласовании документов с соответствующими государственными инстанциями с нашей стороны приходится "скромно умалчивать". Следовательно, такого рода документы должны быть "юридически" сильными и беспроигрышными в судебных органах, поскольку юридические службы предприятий "выискивают" в тесте Приказа такие моменты, которые можно трактовать неоднозначно при этом не нарушая самого Приказа. В подобной ситуации были бы очень полезны обзоры судебной (арбитражной) практики, которые позволили бы выработать единую политику в разрешениях данных проблем. II этап "Последующий контроль за правильностью определения таможенной стоимости после выпуска товаров в свободное обращение в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД" В компетенцию отдела ТС и ВК, согласно ст. 10 ТК РФ, и закрепленную положением об отделе, как отмечалось выше, входят: 1) обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; 2) взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей; 3) осуществление и совершенствование таможенного контроля; 4) обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Все выполняемые функции способствуют проведению таможенного контроля, который представляет собой совокупность мер за обеспечением соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также иного законодательства. Определено ст. 180 ТК РФ, что поскольку проверка документов на товары и транспортные средства является одной из форм таможенного контроля и выполнение ее относительно отдела сводится к проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, правомочность которых закреплена ст. 186 ТК РФ. Несмотря на то, что формы и методы осуществления таможенного контроля по своему объему и значимости отличаются друг от друга, однако ОТС и ВК не ограничивается применением вышеперечисленных форм таможенного контроля, поскольку все они представляют единую систему контроля. Аналогично валютному контролю, организационная база проведения внешних проверок строится на Указании ГТК РФ от 24.11.93 г. N 01-12/994 "О мерах по организации проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД" с последующими дополнениями. В соответствии с Приказом ГТК России N 704 от 28.12.94 г. "Об увеличении штатной численности отделов ОТСиВК", сформирована группа по организации проверок участников ВЭД (аудит), которая специализируется на проведение целевых проверок с целью выявления нарушений таможенного и валютного законодательства в пределах компетенции отдела. Работа по проведению проверок экспортно-импортных операций на предприятиях, в части контроля за правильностью определения ТС, осуществляется следующим образом: - плановые проверки, которые проводятся на основании плана работы, утвержденного руководителем таможни, по фактам возможных нарушений таможенного законодательства, полученным в результате анализа "сомнительных" сделок, выявленных как в ходе таможенного оформления, так и из других источников оперативной информации; - внеплановые проверки: а) оперативные проверки, которые проводятся по факту выявления нарушений, или перепроверки имеющейся информации; б) тематической проверки по заданию СЗТУ России и ГТК России. Для расследования "сомнительных" сделок в ОТС и ВК заведен журнал "Мониторинг за экспортно-импортными операциями участников ВЭД", рекомендованный Приказом ГТК РФ N 1 от 05.01.94 г. Данная сделка ставится на контроль с приложением всех необходимых документов, используемых в ходе декларирования. В настоящее время накоплено достаточно материалов по фактам сомнения в цене товара, по условиям оплаты, по предъявленным документам. Данные сведения являются основанием для проведения последующих проверок участников ВЭД. Однако, несмотря на неоднократные обращения, с таможенных постов практически не поступает материал по "сомнительным" сделкам, очень осторожно подходят к проведению корректировок ТС. Например, из общего количества корректировок в течение 1995 года - 170, таможенными постами было проведено только 15, в 1 кв. 1996 года - из 23 корректировок таможенными пунктами проведено 6 корректировок. Следует отметить, что 1 кв. 1996 г. в данном направлении наметились определенные сдвиги: сумма доначисленных таможенных платежей в результате корректировок, проводимых т/п значительно увеличилась и составила 57,1 млн. руб., т.е. 83% от общей суммы доначисленных таможенных платежей. Проверки проводятся по конкретным сделкам и после выпуска товаров в обращение силами отдела ТС и ВК и таможенных постов с привлечением сотрудников структурных подразделений правоохранительного блока в наиболее сложных случаях. Организация и проведение плановых проверок осуществляется по следующей схеме (поэтапно): 1) сотрудник отдела знакомится с имеющимися в деле участников ВЭД материалами, формирует перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки, определяет дату проведения контроля, при необходимости, согласовывая данный вопрос с руководителем предприятия; 2) проведение или документальных проверок, или проверок с выездом на предприятие, в ходе которых проверяется бухгалтерская, коммерческая и иная документация, имеющая отношение к проверяемой операции; 3) результаты проверки оформляются актом в 3-х экземплярах произвольной формы, подписывается должностными лицами таможни, участвующими в проверке, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия (организации). Если выявляется правонарушение, предусмотренное Таможенным Кодексом РФ, сотрудник отдела ТС и ВК заводит дело о нарушении таможенных правил; 4) по завершении проверки все материалы собираются в "досье", а результаты регистрируются в специальном журнале для последующего контроля и систематизации фактов нарушения таможенного законодательства. Проверкам финансово-хозяйственной деятельности предшествует анализ контрактов внешнеторговой деятельности участников ВЭД, который в свою очередь позволяет выявить возможные нарушения таможенного и валютного законодательства РФ. ОТС и ВК специализируется на проведении целевых проверок, связанных с основными направлениями работы отдела в области - контроля за правильностью определения таможенной стоимости; - валютного контроля за поступлением валютной выручки, поскольку комплексные проверки относятся к компетенции отдела таможенной инспекции. 1 экземпляр акта в соответствии с Указанием ГТК РФ N 01-12/994 от 24.11.93 г., высылается в УВК ГТК для обобщения и анализа. Как показывают материалы проверок, основным видом нарушения при определении ТС, заявленной декларантом, является ее несоответствие данным бухгалтерского учета, что приводит во всех случаях к занижению ТС. Оприходование товара в бухгалтерском учете производится, как рекомендовано Федеральной службой по осуществлению контроля за "... полнотой и своевременностью...". На практике оприходование производится по-разному, в зависимости от утвержденной системы бухгалтерского учета и иногда, от опыта бухгалтера. В основном, оприходование производится на основе выставленных счетов (ТТН), т.е. фактурной стоимости без учета всех дополнительных расходов, которые определяют таможенную стоимость. Списание дополнительных расходов по доставке товара (в основном транспортные расходы, страховка и др.) относится сразу же на издержки предприятия (себестоимость). В идеальном варианте, когда фактурная и таможенная стоимости равны, обычно при условиях поставки франко-граница, CIF и аналогичные. Таким образом, при сравнении стоимости товаров по данным бухгалтерского учета и данным по ГТД (гр. 12, 45) происходят несовпадения, которые расцениваются как занижение таможенной стоимости, т.е. нарушение таможенных правил по ст. 282 ТК РФ. При этом необходимо " выискивать" в бухгалтерских проводках суммы соответствующих дополнительных расходов, относящихся к данному товару, а при большой номенклатуре товаров, сложно, не говоря уже о предприятиях с большими производственными оборотами. При согласовании данного вопроса с УВК ГТК устно разъяснено, что оприходование должно производиться на момент перехода права собственности от продавца покупателю. При заключении сделки купли-продажи переход права собственности определяется: 1) в момент подписания сделки; 2) в момент регистрации сделки, в иных государственных органах в случае необходимости. Следовательно, цена товара, определенная в момент подписания сделки, соответствует цене договора (контракта) при соблюдении оговоренных условий поставки. Для единообразного толкования понятия "оприходование товаров в целях бухгалтерского учета" необходимо параллельное согласование данного вопроса с ГНС, МФ путем разработки методологии с указанием конкретных бухгалтерских проводок в зависимости от различных условий поставок. Применение штрафных санкций с взысканием неуплаченных таможенных платежей за нарушение таможенных правил производится в таможне в соответствии со ст. ТК РФ: - ст. 282 - в части заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости, что привело к ее занижению и доначислению платежей; - ст. 265 - непредставление таможенному органу РФ, в установленном порядке, необходимой отчетности о товарах находящихся под таможенным контролем; - ст. 279 - в части заявления недостоверных сведений, которые не влияют на изменение таможенной стоимости, как основы для взимания таможенных платежей. Справочно: за 1995 год за 1 кв. 1996 г. 1) заведено дел по статьям - 282 8 2 - 265 3 - - 279 (ч. 2) 2 - 2) сумма объекта правонарушения: - 282 73,5 млн.р. 0,5 млн.р. - 265 27,9 млн.р. - - 279 (ч. 2) 49,4 млн.р. - 3) начислено штрафов: - 282 82,0 млн.р. 256,2 т.р. - 265 218,5 т.р. - - 279 (ч. 2) 165,5 т.р. - 4) взыскано штрафов: - 282 23 млн.р. 256,2 т.р. - 265 218,5 т.р. - - 279 (ч. 2) 165,5 т.р. - Как показала практика, чем больше сумма штрафа, тем больше возникает проблем с взысканием этих сумм с клиентов. Например, на Военторг 377 отделения торговли 2780 Краснознаменного Северного Флота, совершивший нарушение таможенных правил по ст. 282 ТК РФ, был наложен штраф в размере 150% суммы неуплаченных таможенных платежей (58,3 млн.р. с пени), что составляет 58,9 млн.р., о чем было вынесено 13.03.95 г. Постановление (дело о нарушении таможенных правил N 46/95). Военторг 377 подал в СЗТУ России жалобу на вынесенное постановление Кандалакшской таможни о наложении взыскания на нарушение таможенных правил, которую СЗТУ России отклонило. Дело передано судебному исполнителю для обращения суммы штрафа на имущество. До настоящего времени это дело не закрыто и штраф не погашен, так как судебные исполнители в первую очередь исполняют решения по гражданским делам (розыск алиментщиков), а решение наших проблем откладывают из-за нехватки кадров, дополнительной нагрузки, трудоемкости решаемых задач таможенных органов. Необходимо на определенном ведомственном уровне урегулировать вопрос по первоочередности взыскания таможенных штрафов в судебном порядке. Конкретные сроки проведения проверок ГТК РФ не определены. Однако, когда информация поступает из других официальных (неофициальных) источников, проверка должна быть закончена в срок не более трех суток со дня получения информации, а в исключительных случаях, в срок, не более десяти суток (Ст. 294 ТК РФ). На наш взгляд, сроки проведения проверок должны зависеть от объема проверяемых вопросов, но не превышать, по аналогии с валютным контролем, 30 календарных дней для проверок учетных карточек по фактам непоступления валютной выручки. Также, документально не оговорен срок, в течение которого должен быть подписан Акт проверки участников ВЭД. Практика показывает, что клиент не отказывается, но и не подписывает данный Акт, ссылаясь на подготовку разногласий по акту, а иногда просто скрываются от представителей таможенных органов, прикрываясь отпусками, командировками, совещаниями, необоснованно затягивая этим время проведения проверки. При этом происходит разрыв между датой написания акта должностным лицом таможни и датой подписания (согласования) акта клиентом. Несмотря на то, что протокол НТП о нарушении таможенных правил согласно ст. 294 ТК РФ должен оформляться немедленно, получается, что на момент его обнаружения акт еще не составлен и не подписан, а к протоколу требуется приложение подписанного акта проверки, на который производится ссылка в протоколе о НТП. Кроме того, по-прежнему остается проблема поиска отдельных участников ВЭД в отношении которых запланировано проведение проверок и применение к ним административных мер наказания за уклонение. Несмотря на неоднократные уведомления (в форме звонков, заказных писем, что в то же время снижает элемент "внезапности"), клиенты уклоняются от проверок, прикрываясь отпусками и командировками. Ситуация аналогична с предприятиями, которые не ликвидированы, но уже не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, стоят на учете в ГНИ и предоставляют "нулевую" отчетность. Как правило, ни сегодняшних, ни прошлых руководителей не найти, и документы не изъять для проверки. Следует отметить, что проверки предприятий малого и среднего бизнеса (ИТД, ИЧП, ТОО, ООО и др.) очень затруднены, в связи с тем, что руководство предприятий регистрируется по месту жительства, бухгалтерский учет ведется ненадлежащим образом или вообще отсутствует. Привлечь их также к ответственности невозможно, поэтому приходится ограничиваться передачей материалов в налоговые органы. При реализации своих прав, согласно ст. 180 ГК РФ, в большинстве случаев имеется взаимопонимание с клиентами в части предоставления и допуска к документам (включая банковскую), касающихся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу. В работе с налоговыми органами наибольшее предпочтение отдается налоговой полиции, с которой установились деловые отношения и работа более эффективна. Базовым документом является Соглашение между Кандалакшской таможней и ДПН по г. Кандалакша (Приложение N 4) в основу которого заложено: - информационный обмен, - осуществление совместных оперативно-розыскных мероприятий, - проведение совместных проверок, в частности, по фактам нарушения валютного и экспортного законодательства. С введением в действие 15.07.94 г. Закона РФ от 01.07.94 г. N 10-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", вступила в силу ст. 220 ТК РФ. В комментарии к Уголовному кодексу, в связи с внесением изменений, в нем отражены вновь введенные статьи о нарушении таможенного законодательства с признаками уголовно наказуемых деяний, т.е. в крупных и особо крупных размерах, а именно: - ст. 162.6 - "Уклонение от уплаты таможенных платежей"; - ст. 169.1 - "О нарушении таможенного законодательства". Действия совершены в крупных размерах, если сумма неуплаченных таможенных платежей, или объекта правонарушения превышает более 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупных - 1000 минимальных размеров оплаты труда. Таможенные органы названным выше Законом не наделены правом вести предварительное следствие о преступлениях, предусмотренных ст. 162.6 и 169.1, если суммы неуплаченных таможенных платежей и объектов правонарушения превышают 50 тыс. $. Совместным письмом Генеральной прокуратуры и ВЭК N 06-35/1557 от 16.06.95 г. и N 7/3-1-87-95 от 22.05.95 г. предусмотрена передача материалов по уголовным делам в Территориальный орган ВЭК, который после рассмотрения и вынесения заключения по наличию административных правонарушений и признаков преступления, передает материалы в органы прокуратуры для принятия по нему решения о возбуждении уголовного дела. Однако, такие дела в нашей таможне еще не проходили. В целях обеспечения координации совместной деятельности и более эффективного контроля за соблюдением валютного и таможенного законодательства и экспортно-импортных операций резидентов и нерезидентов на территории Мурманской области Кандалакшская таможня и Мурманское отделения СЗРК ВЭК РФ заключило соглашение. Поэтому соглашению с ВЭК дает возможность надеяться, что с их помощью взыскания будут результативными. Но при этом органы ВЭК оставляют в своем распоряжении определенную долю штрафных санкций (около 30%), в результате чего таможенные органы будут недополучать доходов во внебюджетный фонд РТС. В работе с налоговыми органами наибольшее предпочтение отдается налоговой полиции, с которой установились деловые отношения и работа более эффективна. Базовым документом взаимодействия является Соглашение между Кандалакшской таможней и ДНП по г. Кандалакша (приложение N 4), в основу которого заложено: - информационный обмен; - осуществление совместных оперативно-розыскных мероприятий; - проведение совместных проверок, в частности по фактам нарушения валютного и экспортного законодательства. С налоговыми органами планируются и проводятся совместные проверки. Взаимодействие с налоговыми, правоохранительными и судебными органами строится в соответствии с Указанием ГТК РФ N 01-13/10237 от 11.10.93 г. "О направлении материалов в налоговые инспекции" и N 01-13/5297 от 16.05.94 г. "О предоставлении информации в правоохранительные органы". На все официально поступающие запросы вышеуказанных служб, информация предоставляется только в отношении конкретных фактов с соблюдением строгой конфиденциальности. Правдивости ради следует отметить, что обмен информацией носит, в основном, односторонний характер и основывается только на нашей инициативе. Многие письма остались без ответа, а по которым и были получены ответы, не все отвечали по существу запрашиваемой информации. Учитывая эту проблему, отдел пытается скоординировать свои действия с налоговыми инспекциями в плане проведения совместных проверок. Помимо сообщений о фактах выявленных нарушений налогового, таможенного и валютного законодательства, в ГНИ передается информация о заниженных ценах на ввозимые товары из стран СНГ, о бартерных (товарообменных) сделках с целью последующего контроля за соблюдением налогового законодательства по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей. В настоящее время разрабатывается официальное соглашение, регламентирующее совместную деятельность Кандалакшской таможни и Госналогслужбы по г. Кандалакша. |