ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 20 ноября 1996 г. N 344 (БПСВО 97-1) Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" и руководствуясь постановлением Госкомвуза России от 10 апреля 1996 г. N 2 "Об утверждении Типового положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. 2. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации рассмотреть до 1 февраля 1997 г. на заседаниях ученых советов (советов) образовательных учреждений вопрос о состоянии и мерах улучшения работы по дополнительному профессиональному образованию педагогических работников и о результатах проведенной работы сообщить в Отдел повышения квалификации и переподготовки специалистов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Отдела повышения квалификации и переподготовки специалистов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Безлепкина В.В.). Первый заместитель Министра В. Жураковский УТВЕРЖДЕНО приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 29 ноября 1996 г. N 344 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей высших и средних специальных учебных заведений Настоящее Типовое положение определяет порядок повышения квалификации, профессиональной переподготовки и педагогической подготовки педагогических кадров подведомственных высших и средних учебных заведений. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Под дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации) преподавателей понимается целенаправленное непрерывное повышение их профессиональных знаний и совершенствование педагогического мастерства. Повышение квалификации рассматривается в качестве важнейшего критерия деловой карьеры преподавателя и осуществляется в течение всей его трудовой деятельности. Повышение квалификации является служебной обязанностью преподавателей. Их должностные перемещения, установление соответствующего размера заработной платы находятся в прямой зависимости от результатов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Дополнительное профессиональное образование преподавателей осуществляется путем сочетания самообразования, обучения в образовательных учреждениях, прохождения стажировки на предприятиях и в организациях, участия в работе тематических и проблемных семинаров, организуемых кафедрами (структурными подразделениями) образовательных учреждений. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей является необходимым условием эффективной деятельности высших и средних специальных учебных заведений и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности образовательных учреждений. В образовательных учреждениях формируется система личной заинтересованности и персональной ответственности преподавателей за постоянный профессиональный рост и компетентность. Вводится система прогнозирования и планирования должностного роста преподавателей, формирования и своевременного обучения резерва. 2. Дополнительное профессиональное образование преподавателей включает в себя следующие основные виды обучения: педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. 3. Дополнительное профессиональное образование преподавателей осуществляется на непрерывной основе. Обучение по различным образовательным программам проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Периодичность прохождения преподавателем повышения квалификации или других видов дополнительного профессионального образования устанавливается руководителем образовательного учреждения на основе представления кафедр (структурных подразделений), составляемых с учетом интересов преподавателей. При направлении на повышение квалификации, педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку и стажировку преподаватели могут участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать дисциплины для факультативной и индивидуальной формы обучения. Для своевременного прохождения дополнительного профессионального образования преподавателей образовательные учреждения разрабатывают пятилетние и годовые планы. 4. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка преподавателей высших и средних специальных учебных заведений осуществляются в высших учебных заведениях, имеющих для этих целей соответствующие структурные подразделения, к которым относятся: институты и центры педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей: факультеты повышения квалификации преподавателей. Институт и центр педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей - структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее педагогическую подготовку. профессиональную переподготовку и повышение квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в области новейших педагогических технологий, совершенствования педагогического мастерства, обновления и углубления научно-профессиональных и психологических знаний, формирование культуры личности. Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений - структурное подразделение вуза, осуществляющее повышение квалификации преподавателей в области научно-профессиональных знаний на основе современных технологий обучения и развивающих методов в образовательных процессах. Деятельность указанных структурных подразделений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) носит межвузовский характер и обеспечивает повышение квалификации, педагогическую подготовку и профессиональную переподготовку преподавателей подведомственных высших и средних специальных учебных заведений. 5. Структурные подразделения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей (далее - структурные подразделения) организуются в ведущих вузах, располагающих высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами и материально-технической базой, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по решению ученых советов высших учебных заведений с учетом рекомендаций соответствующих советов ректоров (директоров) высших и средних специальных учебных заведений. Высшие учебные заведения, имеющие в своем составе структурные подразделения педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей, обеспечивают необходимые условия для их работы, создают соответствующие кабинеты и лаборатории педагогического мастерства и новых технологий обучения, закрепляют аудиторный фонд и места для проживания в общежитии. 6. Общими задачами структурных подразделений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование преподавателей, являются: организация и проведение повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений; обновление и углубление знаний преподавателей в научно-профессиональной и психолого-педагогической областях на основе современных достижений науки, техники и технологии, информатизации образования; освоение новых форм, методов и средств обучения и повышения общей культуры преподавателя; проведение учебного процесса на основе современных достижений педагогической науки, внедрения методов активизации познавательной деятельности, технических средств и интенсивных технологий обучения; разработка и подготовка к изданию учебных планов и программ, учебных и методических пособий; проведение научных исследований по актуальным проблемам педагогической подготовки: профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей; реализация различных форм сотрудничества с российскими и зарубежными образовательными учреждениями, организациями и фирмами; организация обмена опытом в области дополнительного профессионального образования преподавателей. Помимо перечисленных задач институты и центры педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей осуществляют: разработку и апробацию новых методик и технологий обучения; экспериментальные исследования в области новых форм и методов дополнительного профессионального образования преподавателей; консультационную деятельность. 7. Методическое руководство учебной работой, научными исследованиями структурных подразделений, координацию и контроль за их деятельностью осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. 8. Структурные подразделения проходят лицензирование, аттестацию и аккредитацию совместно с высшими учебными заведениями. 9. Реорганизация, ликвидация структурных подразделений производится Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. 10. На основании настоящего Типового положения образовательное учреждение, в котором организовано структурное подразделение, разрабатывает соответствующее положение о нем, которое утверждается руководителем образовательного учреждения. II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 1. Деятельность структурных подразделений регулируется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, типовыми положениями об учреждениях высшего, среднего и соответствующего дополнительного профессионального образования, уставом вуза и настоящим приказом. 2. Финансово-хозяйственная деятельность структурных подразделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований и хозрасчетных поступлений в соответствии с планами приема слушателей на обучение, устанавливаемыми на основе государственного заказа, ежегодно утверждаемого Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. При наличии кадровых и материальных резервов структурные подразделения могут организовывать обучение по прямым договорам с образовательными учреждениями, другими юридическими и физическими лицами. 3. Вопросы управления структурными подразделениями, права и обязанности слушателей и работников регулируются Типовым положением о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 10 апреля 1996 г. N 2. За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам. Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей. На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны (постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610, п. 26). III. УЧЕБНАЯ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка преподавателей проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. 2. Объем образовательных программ дополнительного профессионального образования преподавателей в зависимости от форм и целей обучения устанавливается: при педагогической подготовке и профессиональной переподготовке - не менее 500 часов аудиторной учебной работы; при повышении квалификации - от 72 до 500 часов; при стажировке - от 100 до 500 часов; 3. Учебные планы и образовательные программы разрабатываются структурными подразделениями самостоятельно, обсуждаются на заседаниях научно-методических советов (советов) и утверждаются руководителем высшего учебного заведения. 4. Учебный процесс в структурных подразделениях осуществляется штатными преподавателями, а также привлекаемыми в установленном порядке преподавателями профилирующих кафедр вуза, специалистами других образовательных учреждений и организаций. 5. Численность педагогического персонала структурных подразделений определяется исходя из среднегодового контингента слушателей, приходящегося на одного преподавателя, который должен быть на 25% ниже норм, установленных для данного вуза. 6. В структурных подразделениях устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекционные, практические и семинарские занятия, консультации, собеседования, тематические дискуссии, деловые игры, лабораторные и другие учебные работы. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 40-50 минут. 7. Контроль знаний слушателей осуществляется при проведении тестирования, зачетов и экзаменов, при защите курсовых, дипломных, выпускных и аттестационных работ. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и педагогической подготовки завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Для проведения итоговой аттестации создается соответствующая государственная аттестационная комиссия, состав которой утверждается ректором высшего учебного заведения. 8. Структурные подразделения выполняют научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения, внедрения в учебный процесс активных методов и новых технологий обучения, вычислительной техники и технических средств, организуют выпуск учебных планов и программ, конспектов лекций и учебных пособий для слушателей. Научно-исследовательская работа осуществляется структурными подразделениями в соответствии с тематикой, утверждаемой научно-методическими советами (советами) по актуальным психолого-педагогическими проблемами деятельности преподавателей. IV. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Финансирование дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей, направляемых на обучение в соответствии с государственным заказом, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, выделяемых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Финансирование обучения преподавателей и заинтересованных граждан, обучаемых сверх государственного заказа, проводится за счет средств юридических и физических лиц по прямым договорам, заключаемым ими со структурными подразделениями. 2. Финансовая и хозяйственная деятельность структурных подразделений осуществляется за счет: бюджетных ассигнований; поступлений за обучение по прямым договорам; средств, полученных за выполнение научно-исследовательских работ и от реализации учебных, методических, научных и других разработок; общественных фондов и других источников, предусмотренных законодательством. 3. Структурные подразделения в установленном порядке представляют отчеты руководству вуза и Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации. V. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЖИРОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 1. Стажировка является одной из основных организационных форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей и осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства. 2. Стажировка является индивидуальной формой повышения квалификации преподавателей. Ее главной задачей является обновление и углубление знаний в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной областях на основе ознакомления с современными достижениями науки, прогрессивной техники и технологии, освоение новых форм, методов и средств обучения, изучение отечественного и зарубежного опыта. 3. Стажировка проводится в ведущих образовательных учреждениях, на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, учреждениях науки и культуры. 4. Стажировку проходят штатные преподаватели с периодичностью не менее одного раза в пять лет. 5. Стажировка проводится с отрывом, частичным отрывом и без отрыва от основной работы преподавателя. 6. Стажировка организуется образовательным учреждением по согласованию с принимающими организациями или учреждениями в соответствии с ежегодным планом повышения квалификации преподавателей, утверждаемым руководителем образовательного учреждения. 7. Направление преподавателя на стажировку оформляется соответствующим приказом образовательного учреждения. 8. Руководитель предприятия (организации), в котором преподаватели проходят стажировку, назначает каждому стажеру консультанта из числа ведущих сотрудников учреждения и оформляет стажировку преподавателей приказом по предприятию (организации). 9. Индивидуальный план работы стажера утверждается кафедрой по согласованию с предприятием (организацией), в котором проводится стажировка. 10. Индивидуальный план стажировки предусматривает выполнение преподавателем конкретной профессиональной технической или другой задачи. 11. По итогам стажировки преподаватель представляет отчет, утвержденный руководителем учреждения, в котором проводилась стажировка. Кафедра (структурное подразделение образовательного учреждения) на своем заседании заслушивает отчет преподавателя и принимает решение о его утверждении, доработке или отклонении, а также дает рекомендации по использованию результатов стажировки в учебном процессе. |