ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 20.11.96 344

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ
      ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,
            ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
      ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ
               И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

                                ПРИКАЗ

        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
                          20 ноября 1996 г.
                                N 344

                             (БПСВО 97-1)



     Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
26 июня   1995   г.  N  610  "Об  утверждении  Типового  положения  об
образовательном учреждении      дополнительного      профессионального
образования (повышения  квалификации)  специалистов"  и руководствуясь
постановлением Госкомвуза  России  от  10  апреля  1996  г.  N  2  "Об
утверждении Типового    положения    о    структурных   подразделениях
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов, организуемых  в  высших  и  средних  специальных учебных
заведениях Российской Федерации" приказываю:

     1. Утвердить  прилагаемое   Типовое   положение   о   структурных
подразделениях подведомственных      высших     учебных     заведений,
осуществляющих дополнительное профессиональное образование  (повышение
квалификации) преподавателей  высших  и  средних  специальных  учебных
заведений.
     2. Руководителям  образовательных  учреждений  высшего и среднего
профессионального образования Министерства общего и  профессионального
образования Российской  Федерации рассмотреть до 1 февраля 1997 г.  на
заседаниях ученых советов (советов) образовательных учреждений  вопрос
о состоянии    и    мерах    улучшения   работы   по   дополнительному
профессиональному образованию   педагогических    работников    и    о
результатах проведенной работы сообщить в Отдел повышения квалификации
и переподготовки специалистов Министерства общего и  профессионального
образования Российской Федерации.
     3. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  возложить   на
начальника Отдела повышения квалификации и переподготовки специалистов
Министерства общего   и   профессионального   образования   Российской
Федерации (Безлепкина В.В.).

Первый заместитель Министра                   В. Жураковский


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                            приказ Министерства общего
                                       и профессионального образования
                                                  Российской Федерации
                                            от 29 ноября 1996 г. N 344


                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

     о структурных подразделениях подведомственных высших учебных
      заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное
      образование (повышение квалификации) преподавателей высших
               и средних специальных учебных заведений


     Настоящее Типовое    положение   определяет   порядок   повышения
квалификации, профессиональной   переподготовки    и    педагогической
подготовки педагогических  кадров  подведомственных  высших  и средних
учебных заведений.


                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Под дополнительным профессиональным  образованием  (повышением
квалификации)  преподавателей  понимается целенаправленное непрерывное
повышение   их    профессиональных    знаний    и    совершенствование
педагогического мастерства.
     Повышение квалификации  рассматривается  в  качестве   важнейшего
критерия деловой карьеры преподавателя и осуществляется в течение всей
его трудовой деятельности.
     Повышение квалификации     является     служебной    обязанностью
преподавателей. Их     должностные      перемещения,      установление
соответствующего размера   заработной   платы   находятся   в   прямой
зависимости от результатов повышения квалификации  и  профессиональной
переподготовки.
     Дополнительное профессиональное    образование     преподавателей
осуществляется путем    сочетания    самообразования,    обучения    в
образовательных учреждениях,  прохождения стажировки на предприятиях и
в организациях,  участия в работе тематических и проблемных семинаров,
организуемых кафедрами (структурными подразделениями)  образовательных
учреждений.
     Дополнительное профессиональное      образование       (повышение
квалификации) преподавателей является необходимым условием эффективной
деятельности высших  и  средних  специальных   учебных   заведений   и
рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности
образовательных учреждений.
     В образовательных    учреждениях   формируется   система   личной
заинтересованности и персональной  ответственности  преподавателей  за
постоянный профессиональный  рост  и компетентность.  Вводится система
прогнозирования и  планирования  должностного  роста   преподавателей,
формирования и своевременного обучения резерва.
     2. Дополнительное  профессиональное  образование   преподавателей
включает в  себя  следующие  основные  виды  обучения:  педагогическую
подготовку, профессиональную переподготовку,  повышение квалификации и
стажировку.
     3. Дополнительное  профессиональное  образование   преподавателей
осуществляется на    непрерывной   основе.   Обучение   по   различным
образовательным программам проводится по  мере  необходимости,  но  не
реже одного раза в пять лет.  Периодичность прохождения преподавателем
повышения квалификации    или     других     видов     дополнительного
профессионального образования       устанавливается      руководителем
образовательного учреждения    на    основе    представления    кафедр
(структурных подразделений),    составляемых    с   учетом   интересов
преподавателей.
     При направлении   на   повышение   квалификации,   педагогическую
подготовку, профессиональную переподготовку и стажировку преподаватели
могут участвовать в формировании содержания образовательных программ и
выбирать дисциплины  для   факультативной   и   индивидуальной   формы
обучения. Для      своевременного      прохождения     дополнительного
профессионального образования      преподавателей      образовательные
учреждения разрабатывают пятилетние и годовые планы.
     4. Педагогическая  подготовка,  профессиональная  переподготовка,
повышение квалификации  и  стажировка  преподавателей высших и средних
специальных учебных  заведений   осуществляются   в   высших   учебных
заведениях, имеющих   для   этих   целей  соответствующие  структурные
подразделения, к которым относятся:
     институты и  центры  педагогической подготовки,  профессиональной
переподготовки и повышения квалификации преподавателей:
     факультеты повышения квалификации преподавателей.
     Институт и  центр  педагогической  подготовки,   профессиональной
переподготовки и  повышения  квалификации преподавателей - структурное
подразделение высшего     учебного      заведения,      осуществляющее
педагогическую подготовку. профессиональную переподготовку и повышение
квалификации преподавателей  высших  и  средних  специальных   учебных
заведений в     области     новейших     педагогических    технологий,
совершенствования педагогического мастерства,  обновления и углубления
научно-профессиональных и    психологических    знаний,   формирование
культуры личности.
     Факультет повышения  квалификации преподавателей высших и средних
специальных учебных  заведений  -  структурное   подразделение   вуза,
осуществляющее повышение   квалификации   преподавателей   в   области
научно-профессиональных знаний  на   основе   современных   технологий
обучения и развивающих методов в образовательных процессах.
     Деятельность указанных структурных подразделений  дополнительного
профессионального образования     (повышения    квалификации)    носит
межвузовский характер   и   обеспечивает    повышение    квалификации,
педагогическую подготовку     и     профессиональную    переподготовку
преподавателей подведомственных высших и средних  специальных  учебных
заведений.
     5. Структурные  подразделения  дополнительного  профессионального
образования (повышения    квалификации)    преподавателей   (далее   -
структурные подразделения) организуются в ведущих вузах, располагающих
высококвалифицированными научно-педагогическими        кадрами       и
материально-технической базой,      Министерством       общего       и
профессионального образования  Российской  Федерации по решению ученых
советов высших учебных заведений с учетом рекомендаций соответствующих
советов ректоров  (директоров)  высших  и  средних специальных учебных
заведений. Высшие  учебные  заведения,   имеющие   в   своем   составе
структурные подразделения педагогической подготовки,  профессиональной
переподготовки и повышения квалификации  преподавателей,  обеспечивают
необходимые условия для их работы,  создают соответствующие кабинеты и
лаборатории педагогического мастерства и  новых  технологий  обучения,
закрепляют аудиторный фонд и места для проживания в общежитии.
     6. Общими  задачами  структурных  подразделений,   осуществляющих
дополнительное профессиональное образование преподавателей, являются:
     организация и проведение  повышения  квалификации  преподавателей
высших и средних специальных учебных заведений;
     обновление и     углубление     знаний      преподавателей      в
научно-профессиональной и  психолого-педагогической областях на основе
современных достижений науки,  техники  и  технологии,  информатизации
образования;
     освоение новых форм, методов и средств обучения и повышения общей
культуры преподавателя;
     проведение учебного процесса  на  основе  современных  достижений
педагогической науки,  внедрения  методов  активизации  познавательной
деятельности, технических средств и интенсивных технологий обучения;
     разработка и  подготовка  к  изданию  учебных  планов и программ,
учебных и методических пособий;
     проведение научных    исследований    по   актуальным   проблемам
педагогической подготовки: профессиональной переподготовки и повышения
квалификации преподавателей;
     реализация различных  форм   сотрудничества   с   российскими   и
зарубежными образовательными учреждениями, организациями и фирмами;
     организация обмена    опытом    в     области     дополнительного
профессионального образования преподавателей.
     Помимо перечисленных  задач  институты  и  центры  педагогической
подготовки, профессиональной  переподготовки  и повышения квалификации
преподавателей осуществляют:
     разработку и апробацию новых методик и технологий обучения;
     экспериментальные исследования в области  новых  форм  и  методов
дополнительного профессионального образования преподавателей;
     консультационную деятельность.
     7. Методическое    руководство    учебной    работой,    научными
исследованиями структурных подразделений, координацию и контроль за их
деятельностью осуществляет  Министерство  общего  и  профессионального
образования Российской Федерации.
     8. Структурные подразделения проходят лицензирование,  аттестацию
и аккредитацию совместно с высшими учебными заведениями.
     9. Реорганизация,     ликвидация     структурных    подразделений
производится Министерством  общего  и  профессионального   образования
Российской Федерации.
     10. На основании настоящего  Типового  положения  образовательное
учреждение, в    котором   организовано   структурное   подразделение,
разрабатывает соответствующее положение о  нем,  которое  утверждается
руководителем образовательного учреждения.


        II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

     1. Деятельность    структурных     подразделений     регулируется
законодательством Российской     Федерации,     нормативными    актами
Министерства общего   и   профессионального   образования   Российской
Федерации, типовыми  положениями  об  учреждениях высшего,  среднего и
соответствующего дополнительного    профессионального     образования,
уставом вуза и настоящим приказом.
     2. Финансово-хозяйственная деятельность структурных подразделений
осуществляется за   счет   бюджетных   ассигнований   и   хозрасчетных
поступлений в соответствии с планами приема  слушателей  на  обучение,
устанавливаемыми на    основе    государственного   заказа,   ежегодно
утверждаемого Министерством общего  и  профессионального   образования
Российской Федерации.
     При наличии  кадровых   и   материальных   резервов   структурные
подразделения могут  организовывать  обучение  по  прямым  договорам с
образовательными учреждениями,  другими  юридическими  и   физическими
лицами.
     3. Вопросы  управления  структурными  подразделениями,  права   и
обязанности слушателей  и работников регулируются Типовым положением о
структурных подразделениях      дополнительного      профессионального
образования (повышения   квалификации)  специалистов,  организуемых  в
высших и средних специальных учебных заведениях Российской  Федерации,
утвержденным  постановлением  Госкомвуза  России  от 10 апреля 1996 г.
N 2.
     За слушателями  на время их обучения с отрывом от основной работы
сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
     Иногородним слушателям,  направленным  на  обучение  с отрывом от
основной работы,   выплачиваются   суточные   по   установленным   для
командировок на территории Российской Федерации нормам.
     Оплата проезда слушателей  к  месту  учебы  и  обратно,  а  также
выплата суточных  за время их нахождения в пути осуществляются за счет
средств федеральных   органов   исполнительной   власти,   предприятий
(объединений), учреждений  и  организаций  по  месту  основной  работы
слушателей.
     На время  обучения  слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой
расходов за счет  направляющей  стороны  (постановление  Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610, п. 26).


       III. УЧЕБНАЯ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     1. Педагогическая  подготовка,  профессиональная  переподготовка,
повышение квалификации   и   стажировка  преподавателей  проводятся  с
отрывом от работы, без отрыва от работы, частичным отрывом от работы и
по индивидуальным формам обучения.
     2. Объем      образовательных      программ       дополнительного
профессионального образования  преподавателей  в зависимости от форм и
целей обучения устанавливается:
     при педагогической подготовке и профессиональной переподготовке -
не менее 500 часов аудиторной учебной работы;
     при повышении квалификации - от 72 до 500 часов;
     при стажировке - от 100 до 500 часов;
     3. Учебные  планы  и  образовательные  программы  разрабатываются
структурными подразделениями самостоятельно, обсуждаются на заседаниях
научно-методических советов  (советов)  и  утверждаются  руководителем
высшего учебного заведения.
     4. Учебный  процесс  в  структурных подразделениях осуществляется
штатными преподавателями,  а  также  привлекаемыми   в   установленном
порядке преподавателями   профилирующих   кафедр  вуза,  специалистами
других образовательных учреждений и организаций.
     5. Численность      педагогического     персонала     структурных
подразделений определяется  исходя   из   среднегодового   контингента
слушателей, приходящегося на одного преподавателя, который должен быть
на 25% ниже норм, установленных для данного вуза.
     6. В  структурных  подразделениях  устанавливаются следующие виды
учебных занятий  и   учебных   работ:   лекционные,   практические   и
семинарские занятия,    консультации,    собеседования,   тематические
дискуссии, деловые игры,  лабораторные и другие  учебные  работы.  Для
всех видов   аудиторных   занятий  устанавливается  академический  час
продолжительностью 40-50 минут.
     7. Контроль   знаний  слушателей  осуществляется  при  проведении
тестирования, зачетов и экзаменов,  при  защите  курсовых,  дипломных,
выпускных и аттестационных работ.
     Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ
повышения квалификации,      профессиональной     переподготовки     и
педагогической подготовки  завершается  обязательной   государственной
итоговой аттестацией.
     Для проведения  итоговой  аттестации  создается   соответствующая
государственная аттестационная  комиссия,  состав которой утверждается
ректором высшего учебного заведения.
     8. Структурные подразделения выполняют научно-методическую работу
в целях улучшения  качества  обучения,  внедрения  в  учебный  процесс
активных методов и новых технологий обучения, вычислительной техники и
технических средств,  организуют выпуск  учебных  планов  и  программ,
конспектов лекций и учебных пособий для слушателей.
     Научно-исследовательская работа    осуществляется    структурными
подразделениями в     соответствии     с    тематикой,    утверждаемой
научно-методическими советами      (советами)      по       актуальным
психолого-педагогическими проблемами деятельности преподавателей.


             IV. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     1. Финансирование  дополнительного  профессионального образования
(повышения квалификации) преподавателей,  направляемых на  обучение  в
соответствии с   государственным   заказом,   осуществляется  за  счет
бюджетных ассигнований,    выделяемых    Министерством    общего     и
профессионального образования Российской Федерации.
     Финансирование обучения   преподавателей    и    заинтересованных
граждан, обучаемых  сверх государственного заказа,  проводится за счет
средств юридических и физических лиц по прямым договорам,  заключаемым
ими со структурными подразделениями.
     2. Финансовая   и    хозяйственная    деятельность    структурных
подразделений осуществляется за счет:
     бюджетных ассигнований;
     поступлений за обучение по прямым договорам;
     средств, полученных за выполнение научно-исследовательских  работ
и от реализации учебных, методических, научных и других разработок;
     общественных фондов   и   других   источников,    предусмотренных
законодательством.
     3. Структурные подразделения в установленном порядке представляют
отчеты руководству  вуза  и  Министерству  общего  и профессионального
образования Российской Федерации.


      V. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЖИРОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ
                    СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

     1. Стажировка является одной  из  основных  организационных  форм
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
преподавателей и осуществляется в целях непрерывного совершенствования
их профессионального мастерства.
     2. Стажировка   является    индивидуальной    формой    повышения
квалификации преподавателей.  Ее главной задачей является обновление и
углубление знаний в психолого-педагогической,  научно-профессиональной
и общекультурной   областях  на  основе  ознакомления  с  современными
достижениями науки, прогрессивной техники и технологии, освоение новых
форм, методов   и   средств   обучения,   изучение   отечественного  и
зарубежного опыта.
     3. Стажировка  проводится  в ведущих образовательных учреждениях,
на предприятиях,  в научно-исследовательских организациях, учреждениях
науки и культуры.
     4. Стажировку проходят штатные преподаватели с периодичностью  не
менее одного раза в пять лет.
     5. Стажировка проводится  с  отрывом,  частичным  отрывом  и  без
отрыва от основной работы преподавателя.
     6. Стажировка   организуется   образовательным   учреждением   по
согласованию с   принимающими   организациями   или   учреждениями   в
соответствии с ежегодным планом повышения квалификации преподавателей,
утверждаемым руководителем образовательного учреждения.
     7. Направление   преподавателя    на    стажировку    оформляется
соответствующим приказом образовательного учреждения.
     8. Руководитель    предприятия    (организации),    в     котором
преподаватели проходят    стажировку,    назначает   каждому   стажеру
консультанта из  числа  ведущих  сотрудников  учреждения  и  оформляет
стажировку преподавателей приказом по предприятию (организации).
     9. Индивидуальный план работы стажера  утверждается  кафедрой  по
согласованию с   предприятием  (организацией),  в  котором  проводится
стажировка.
     10. Индивидуальный  план  стажировки  предусматривает  выполнение
преподавателем конкретной  профессиональной  технической  или   другой
задачи.
     11. По  итогам  стажировки  преподаватель   представляет   отчет,
утвержденный руководителем    учреждения,    в   котором   проводилась
стажировка. Кафедра   (структурное   подразделение    образовательного
учреждения) на  своем  заседании  заслушивает  отчет  преподавателя  и
принимает решение о его утверждении, доработке или отклонении, а также
дает рекомендации  по  использованию  результатов стажировки в учебном
процессе.