ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Федеральная пограничная служба РФ. 18.10.96 699


Страницы: 1  2  


действий подразделений (отделения,  взвода,  пограничной заставы и  им
равных) и управлению ими в бою.
     Тактические (тактико-специальные)     учения     имеют      целью
совершенствование   умений   и   навыков   слушателей  и  курсантов  в
организации,  обеспечении  боевых  действий   и   управлении   в   бою
подразделениями     (ротой,    пограничной    заставой,    батальоном,
мотоманевренными  группами  и  им  равными)  и  частями.  Слушатели  и
курсанты  исполняют  на  учениях обязанности командиров подразделений,
частей,  офицеров штаба и других  должностных  лиц  в  соответствии  с
замыслом учения.
     90. Командно-штабные учения и военные  (военно-специальные)  игры
проводятся  по  важнейшим  темам  оперативно-тактических,  тактических
(тактико-специальных) и  военно-специальных  дисциплин  с  целью  дать
слушателям и курсантам практику в исполнении конкретных должностей при
планировании,  организации и ведении боя (операции, боевых действий) и
его     всестороннем     обеспечении.    Руководителями    тактических
(тактико-специальных),    командно-штабных    учений     и     военных
(военно-специальных) игр являются,  как правило,  начальники вузов, их
заместители, начальники ведущих кафедр.
     91. Теоретические  (научно-практические)  конференции проводятся,
как правило,  на завершающем этапе  изучения  дисциплины  в  интересах
систематизации и углубления полученных знаний,  выработки у слушателей
и курсантов навыков сбора,  анализа и обобщения информации, подготовки
докладов  и  сообщений,  приобретения  навыков публичных выступлений и
ведения научных дискуссий.
     92. Обязательным   документом  преподавателя  на  каждом  учебном
занятии является рабочий план  его  проведения,  который  составляется
преподавателем в соответствии с рекомендациями методической разработки
и утверждается  начальником  (заведующим)  кафедры  или  председателем
предметно-методической секции.
     Методическая разработка подготовки и проведения занятия готовится
наиболее   опытными   преподавателями,  рассматривается  на  заседании
предметно-методической секции или кафедры.  В методической  разработке
определяются  рекомендации  содержательного и методического характера,
которые являются обязательными для преподавателей.
     Тексты лекций,  задания на семинары, лабораторные работы и другие
учебно-методические   материалы   для   проведения   учебных   занятий
разрабатываются   на   кафедре,   обсуждаются   на  заседании  кафедры
(предметно-методической    секции)    и    утверждаются    начальником
(заведующим) кафедры или председателем предметно-методической секции.
     Для проведения      групповых       упражнений,       тактических
(тактико-специальных),     командно-штабных     учений    и    военных
(военно-специальных)        игр        разрабатываются         учебные
оперативно-тактические  (тактические,  тактико-специальные) задачи.  В
вузе на весь период обучения  может  разрабатываться  система  учебных
задач,  охватывающих ведение боевых действий на различной местности, в
различных регионах и условиях обстановки.
     93. Контрольные  работы  (занятия)  выполняются в виде письменных
ответов на вопросы или решения задач (выполнения контрольных заданий).
Содержание  заданий  на  контрольную  работу  (занятие)  и  порядок ее
проведения устанавливается кафедрой (предметно-методической секцией).
     94. Консультации  являются  одной  из  форм  руководства  учебной
работой слушателей и курсантов и оказания им помощи в  самостоятельном
изучении учебного материала.  Консультации проводятся регулярно в часы
самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер, при
необходимости могут проводиться групповые консультации.
     95. Самостоятельная работа слушателей и курсантов является важной
составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление
полученных  знаний  и  навыков,  подготовку  к  предстоящим  занятиям,
зачетам и экзаменам, а также формирование культуры умственного труда и
самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.
     Самостоятельная работы    должна    носить    систематический   и
непрерывный характер.  Время для  нее  отводится  распорядком  дня  из
расчета   3-4  часа  ежедневно.  Самостоятельная  работа  организуется
командирами  учебных   подразделений,   обеспечивается   кафедрами   и
контролируется учебно-методическим отделом.
     Самостоятельная работа под руководством преподавателей проводится
в  часы,  определенные  расписанием  занятий,  и может предусматривать
разработку рефератов,  проведение моделирования  и  выполнение  других
творческих  заданий  в соответствии с учебной программой (тематическим
планом изучения дисциплины).
     96. Войсковая  стажировка  (в  последующем  для  краткости  будет
именоваться стажировка) организуется в целях приобретения и  отработки
слушателями   и   курсантами   практических   навыков   в   выполнении
обязанностей  по   должностному   предназначению   и   проводится   на
соответствующих должностях в органах и войсках ФПС России.
     Практика (учебная,  производственная и  другие)  организуется  по
отдельным дисциплинам или группам дисциплин в целях закрепления знаний
и  приобретения  (совершенствования)  практических  навыков  с  учетом
должностного предназначения обучающихся.  Практика проводится в вузе и
его структурных подразделениях,  в органах и  войсках  ФПС  России,  а
также  в  организациях  других министерств и ведомств.  Виды практики,
продолжительность стажировки и практики определяются учебным планом.
     Перечень воинских частей,  учреждений,  предприятий и организаций
для прохождения  стажировки  и  практики,  организация  их  проведения
определяется  директором  Федеральной  пограничной  службы  Российской
Федерации.
     Кафедрой (кафедрами),  на  которую  возложено учебно-методическое
руководство  стажировкой  (практикой),  разрабатываются  программа  ее
проведения  и индивидуальные задания для каждого слушателя и курсанта.
Для руководства и контроля за работой слушателей и курсантов  от  вуза
назначаются    руководители    стажировки    (практики)    из    числа
профессорско-преподавательского   состава   и    командиров    учебных
подразделений.
     Ответственность за создание условий и обстановки, необходимых для
наиболее  эффективного  практического обучения слушателей и курсантов,
выполнение ими программы и индивидуальных заданий  несут  командиры  и
офицеры  воинских  частей,  учреждений,  предприятий и организаций,  в
которых она проводится.  Использование курсантов и  слушателей  не  по
назначению  и  на  должностях,  не  связанных  с  выполнением программ
стажировки (практики) не допускается.
     Слушатели и   курсанты   по   окончании   стажировки   (практики)
представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального
задания. Защита отчетов проводится в вузе или непосредственно по месту
проведения стажировки (практики).
     97. Курсовая   работа   (проект,   задача)  имеет  целью  научить
слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные знания  для
комплексного  решения  конкретных  практических задач,  привить навыки
проектирования,  производства  расчетов,  самостоятельного  проведения
научных  исследований  и  обоснования принимаемых решений.  Количество
курсовых работ (проектов, задач) в семестре должно быть не более двух.
На курсовую работу (проект, задачу) кафедра разрабатывает задание, для
руководства работой слушателей и курсантов назначаются руководители из
числа  преподавателей  и  научных работников кафедры.  Курсовая работа
(проект,  задача) по дисциплине выполняется  в  часы,  отведенные  для
этого.   По  результатам  защиты  курсовой  работы  (проекта,  задачи)
слушателям   и   курсантам   выставляется   оценка.   При    получении
неудовлетворительной  оценки  они  выполняют  работу по новой теме или
перерабатывают  прежнюю  в  сроки,  устанавливаемые  начальником  вуза
(факультета).
     98. Дипломная   работа   (проект,    задача)    выполняется    на
заключительном  этапе  обучения  и  имеет  целью  систематизировать  и
расширить знания  и  практические  навыки  слушателей  и  курсантов  в
решении  сложных комплексных задач с элементами исследований,  а также
определить  уровень  их  подготовленности  к  выполнению   должностных
обязанностей в соответствии с полученной специальностью.
     Дипломная работа    представляет    собой    теоретическое    или
экспериментальное   исследование   одной   из  актуальных  проблем  по
специальности  и  может  выполняться  слушателями  и  курсантами  всех
специальностей.  Результаты  работы  оформляются  в  виде текстуальной
части с приложением графиков, таблиц, карт, схем.
     Дипломный проект  -  это решение конкретной инженерной проблемы с
проведением   проектно-конструкторских    расчетов    и    разработок,
теоретических   и   экспериментальных   исследований.  Он  состоит  из
пояснительной записки,  чертежей  и  расчетно-графических  материалов.
Дипломный  проект  выполняется  слушателями  и  курсантами инженерных,
командно-инженерных и отдельных командных специальностей.
     Дипломная задача   выполняется   слушателями  Академии  по  темам
оперативного искусства,  тактики, служебно-боевой деятельности органов
и  войск  ФПС  России,  боевого  и  других видов обеспечения,  а также
методики боевой,  оперативной и мобилизационной подготовки  органов  и
войск ФПС России.
     Она предусматривает    разработку     организационно-методических
документов  на  применение войск (сил) при проведении боевых действий,
для проведения командно-штабных  и  тактических  (тактико-специальных)
учений,   штабных   тренировок,   групповых   упражнений.  Состоит  из
графической части,  оформленной на картах  (схемах),  и  пояснительной
записки.
     Темы дипломных работ (проектов, задач) разрабатываются кафедрами,
согласовываются  с заинтересованными структурными подразделениями ФПС,
обсуждаются на ученом совете и утверждаются приказом начальника  вуза.
Темы  выбираются  слушателями  и  курсантами самостоятельно не позднее
первого месяца последнего года обучения.  Каждому слушателю и курсанту
назначается  руководитель дипломной работы (проекта,  задачи) из числа
преподавателей,  научных работников и руководящего состава  вуза,  при
этом  за  одним  руководителем  закрепляется не более 5 слушателей или
курсантов.  Назначение руководителей приказом начальника вуза и выдача
слушателям   и   курсантам   заданий  на  разработку  дипломных  работ
(проектов,  задач) производятся не позднее чем за три месяца до начала
их разработки.
     По сложной   и   трудоемкой   проблеме   может    разрабатываться
комплексная  дипломная работа (проект,  задача),  в выполнении которой
могут   участвовать   слушатели   и   курсанты   одной   или    разных
специальностей.   Для   руководства   комплексной   дипломной  работой
(проектом,  задачей) один из руководителей назначается старшим.  В тех
случаях,   когда  дипломная  работа  (проект,  задача)  выполняется  в
воинской части (учреждении, организации ФПС России, других министерств
и   ведомств),   руководителем   может   назначаться   специалист   из
соответствующей воинской части (учреждения, организации).
     На выполнение  дипломных работ (проектов,  задач) выделяется от 8
до  16  недель.  Завершенная  дипломная  работа  (проект,  задача)   с
письменным  отзывом руководителя представляется начальнику кафедры для
решения вопроса о допуске к защите  и  при  необходимости  обсуждается
(проходит   предварительную   защиту)  на  кафедре.  Дипломная  работа
(проект,  задача),  допущенная к защите  представляется  на  рецензию,
после  чего  вместе  с  рецензией  и  письменным  отзывом руководителя
представляется в Государственную аттестационную комиссию для защиты.
     99. Магистерская  диссертация  является  самостоятельным  научным
исследованием,  выполняемым слушателем на завершающем этапе обучения в
магистратуре,   под  руководством  научного  руководителя.  Разработка
магистерской  диссертации  организуется   в   порядке,   установленном
нормативными правовыми актами ФПС России.
     
            В. Контроль успеваемости и качества подготовки
                        слушателей и курсантов
     
     100. Контроль успеваемости и  качества  подготовки  слушателей  и
курсантов подразделяется на текущий (промежуточный) и итоговый.
     Текущий (промежуточный) контроль предназначен для проверки хода и
качества   усвоения  учебного  материала,  управления  образовательным
процессом, стимулирования учебной работы обучаемых и совершенствования
методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в
форме,  избранной преподавателем или установленной кафедрой,  а  также
при   проведении   контрольных   работ  (занятий),  летучек  и  других
контрольных   мероприятий,    предусмотренных    учебной    программой
(тематическим планом).
     Итоговый контроль предназначен для определения степени достижения
учебных  целей по дисциплине (группе дисциплин,  учебному курсу или ее
разделам и проводится в ходе зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ
(проектов,  задач) и в ходе итоговой Государственной аттестации. Формы
итогового контроля устанавливаются учебным планом.
     101. Зачеты  служат  формой  проверки  выполнения  слушателями  и
курсантами лабораторных и расчетно-графических работ,  курсовых  работ
(проектов,  задач) усвоения материала практических занятий, выполнения
программы стажировки (практики).  В  отдельных  случаях  зачеты  могут
устанавливаться  по  дисциплине  в  целом или ее разделам.  Количество
зачетов не должно превышать шести за семестр,  не  считая  зачетов  по
общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации и физической
подготовке.
     Зачеты принимаются преподавателями, ведущими занятия в группе или
читающими лекции по данной  дисциплине.  Прием  зачетов  проводится  в
течение  семестра  в  часы,  отведенные  для  изучения соответствующих
дисциплин, с выделением не менее одного дня на подготовку.
     102. Экзамены  (семестровые  и  курсовые) имеют целью проверить и
оценить учебную работу слушателей и курсантов,  уровень полученных ими
знаний  и умение применять их к решению практических задач,  овладение
практическими  навыками  и  умениями  в  объеме   требований   учебных
программ.
     Изучение каждой   учебной   дисциплины    должно    заканчиваться
экзаменом,  по  дисциплинам  объемом  100  и  менее  часов  в качестве
итогового  контроля  может  предусматриваться  зачет.  По  сложным   и
объемным   дисциплинам,   имеющим   самостоятельные   разделы,   может
предусматриваться два и более экзаменов.  Общее количество экзаменов в
семестре   должно   быть   не  более  пяти,  не  считая  экзаменов  по
общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации и физической
подготовке. Экзамены проводятся, как правило, в период экзаменационных
сессий,  допускается их проведение в  течение  семестра  по  окончании
изучения дисциплины.
     Расписание экзаменов утверждается начальником вуза  (заместителем
начальника   вуза   по  учебной  и  научной  работе)  и  доводится  до
преподавателей,  слушателей и курсантов не позднее  чем  за  месяц  до
начала экзаменационной сессию. Расписанием должно предусматриваться на
подготовку к каждому экзамену не менее  трех  дней;  на  подготовку  к
экзаменам  по общевоинским уставам,  на право вождения автомобиля,  по
физической подготовке свободные дни могут не выделятся.
     К экзамену  допускаются  слушатели  и  курсанты,  выполнившие все
требования учебной  программы  и  сдавшие  зачет  (зачеты)  по  данной
дисциплине,  предусмотренный  в  текущем  семестре.  Начальник кафедры
может освобождать от сдачи экзамена слушателей и курсантов, показавших
отличные  знания  по результатам текущего контроля,  с выставлением им
оценки "отлично".  Экзамен  принимается  лектором  данного  потока,  в
помощь  основному экзаменатору решением начальника кафедры назначаются
преподаватели,  ведущие занятия по данной дисциплине. Форма проведения
экзамена определяется начальником вуза по представлению кафедры.
     103. Результаты  контроля  успеваемости   определяются   оценками
"отлично",  "хорошо",  "удовлетворительно",  "неудовлетворительно" или
"зачтено",  "незачтено".  Положительная оценка  ("отлично",  "хорошо",
"удовлетворительно",  "зачтено") заносится в экзаменационную ведомость
и  зачетную  книжку.  Оценка  "неудовлетворительно"  или   "незачтено"
проставляется  только в экзаменационную ведомость.  В учебные карточки
слушателей и  курсантов  вносятся  из  экзаменационной  ведомости  все
полученные   ими   оценки.   Экзаменационная  ведомость  подписывается
начальником   учебно-методического   отдела   (факультета)   и   после
проведения экзамена (зачета) хранится как документ строгой отчетности.
Оценка объявляется слушателю  (курсанту)  сразу  же  по  окончании  им
ответа на экзамене (зачете).
     104. Итоговая Государственная аттестация слушателей  и  курсантов
проводится   после   успешного   завершения   ими  программ  обучения,
выполнения всех требований учебного  плана.  При  проведении  итоговой
Государственной  аттестации проверяется соответствие уровня и качества
подготовки  слушателей  и  курсантов   квалификационным   требованиям,
степень  усвоения  ими  программ  обучения,  при  этом проверяются как
теоретические  знания,  так  и  практические  навыки   выпускников   в
соответствии с полученной специальностью и квалификацией.
     Для оканчивающих   высшие    военно-учебные    заведения    могут
предусматриваться следующие виды итоговой государственной аттестации:
     государственные выпускные   экзамены   по    отдельным    учебным
дисциплинам,     группам    профилирующих    дисциплин    (комплексные
государственные экзамены) или по направлениям подготовки;
     государственный квалификационный экзамен по специальности,  в том
числе в форме выполнения комплексного квалификационного задания;
     государственная защита    выпускной    квалификационной    работы
(проекта, задачи) или магистерской диссертации.
     Виды итоговой  Государственной аттестации по каждой специальности
устанавливаются учебным планом.  В тех случаях,  когда учебным  планом
предусматривается    государственный   квалификационный   экзамен   по
специальности или государственная  защита  выпускной  квалификационной
работы,  государственные  экзамены  по  отдельным дисциплинам (группам
дисциплин),  как правило,  не  проводятся.  Программы  государственных
экзаменов  разрабатываются  кафедрами,  обсуждаются  на  ученом совете
вуза,  утверждаются начальником  вуза  и  доводятся  до  слушателей  и
курсантов не позднее чем за семестр до начала итоговой государственной
аттестации.  Для  подготовки   и   сдачи   государственных   экзаменов
выделяется время из расчета 5-6 дней на каждый экзамен.  Порядок сдачи
государственных экзаменов и защиты дипломных  работ  (проектов, задач)
определяется  инструкцией  по  организации учебного процесса в  высших
военно-учебных  заведениях Федеральной пограничной  службы  Российской
Федерации.
     
                         Г. Заочное обучение
     
     105. Заочное    обучение   офицеров   осуществляется   в   высших
военно-учебных  заведениях  на   факультетах   (отделениях)   заочного
обучения  <*>  и  проводится по рабочим учебным планам,  разработанным
вузом  на  основе  учебных  планов  очного  обучения,  и  по   учебным
программам,  единым  для  очного  и заочного обучения.  Сроки заочного
обучения, как правило, на один год больше сроков очного обучения.
     Заочное обучение осуществляется путем проведения учебных сборов в
высшем военно-учебном заведении и  самостоятельной  работы  слушателей
факультетов   заочного   обучения   <**>   в  периоды  между  сборами.
Продолжительность сборов - два месяца  в  году,  сроки  их  проведения
определяются  рабочими  учебными  планами.  Учебная  работа  на сборах
регламентируется  расписанием  занятий,  при  этом  учебная   загрузка
слушателей-заочников  всеми видами учебных занятий с преподавателем не
должна  превышать   36   часов   в   неделю   на   всех   курсах.   Со
слушателями-заочниками,  зачисленными  на  первый  курс,  учебный сбор
проводится непосредственно после окончания вступительных экзаменов.
     Сдача курсовых   экзаменов,  зачетов  и  выполнение  практических
занятий  и  других  видов  учебных  занятий,  предусмотренных  учебным
планом,  проводится  только  в  высшем  военно-учебном заведении,  где
обучается    слушатель-заочник.    В     период     учебных     сборов
слушателям-заочникам   разрешается   по  мере  их  готовности  сдавать
экзамены и зачеты по любой дисциплине,  изучаемой  на  соответствующем
курсе.
     В конце последнего учебного  года,  проводится  итогово-выпускной
сбор.  На  его проведение дополнительно ко времени,  установленному на
учебный сбор,  выделяется от 8 до 16 недель  на  разработку  дипломной
работы  (проекта,  задачи),  если она предусмотрена учебным планом,  а
также время для  подготовки  и  сдачи  государственных  экзаменов  (из
расчета   5-6  дней  на  каждый  экзамен)  и  защиты  дипломных  работ
(проектов, задач).

     <*> В  последующих  статьях   настоящего   Положения   факультеты
(отделения)   заочного   обучения   для  краткости  будут  именоваться
факультетами заочного обучения.
     <**> В   последующих   статьях   настоящего  Положения  слушатели
факультетов  заочного  обучения  для   краткости   будут   именоваться
слушателями-заочниками.
     
     106. Учебная  работа  на  факультете заочного обучения проводится
преподавателями, которые закрепляются ежегодно за факультетом приказом
начальника  вуза.  Слушатели-заочники  учебной  группы  (отделения) по
каждой дисциплине прикрепляются к преподавателю,  который ведет с ними
все  виды учебной работы на сборах и в период между ними до завершения
обучения по данной дисциплине.
     Высшее военно-учебное заведение обеспечивает слушателей-заочников
необходимыми    учебниками,    учебными    пособиями     и     другими
учебно-методическими   материалами.  Кафедры  вуза  в  соответствии  с
учебными  программами  разрабатывают  и  выдают   слушателям-заочникам
контрольные работы, темы рефератов и другие учебные заведения, а также
методические указания по их выполнению.  Комплектование учебных групп,
определение  содержания  учебных  заданий  и  тематики дипломных работ
(проектов,  задач)  производится  с  учетом   служебной   деятельности
слушателей-заочников.  Задания  на дипломные работы (проекты,  задачи)
выдаются не позднее чем в период предпоследнего учебного сбора.
     Высшее военно-учебное           заведение           предоставляет
слушателям-заочникам возможность в  свободное  от  службы  время  и  в
период  отпуска  получать  консультации,  пользоваться лабораториями и
библиотеками,  выполнять  лабораторные  работы,   сдавать   зачеты   и
экзамены.
     107. Учебные задания  слушателям-заочникам  планируются  на  весь
период  обучения  из  расчета  не  более  трех  заданий  в месяц.  Все
письменные  работы  представляются  в   вуз   для   рецензирования   и
предварительной  оценки,  срок  их рецензирования на кафедрах не более
семи дней.  Заочно учебные  задания  не  засчитываются,  окончательная
оценка   выставляется  только  после  собеседования  преподавателя  со
слушателем-заочником  по   выполненному   заданию.   Курсовые   работы
(проекты,  задачи) предварительно оцениваются словами:  "допускается к
защите" или "не допускается к защите".  Защита производится на кафедре
в    установленном    порядке.    Работы,    признанные    рецензентом
неудовлетворительными,  возвращаются  для   доработки   и   повторного
представления  в  вуз или выделяются новые учебные задания с указанием
срока их выполнения.
     Пересылка учебных заданий и других учебно-методических материалов
для слушателей-заочников оплачивается вузом за счет денежных  средств,
выделяемых  на  учебные расходы.  Материалы высылаются по месту службы
слушателей-заочников в адрес командиров воинских  частей,  начальников
учреждений, военно-учебных заведений и организаций ФПС России.
     Пересылка выполненных слушателями-заочниками  учебных  заданий  в
адрес  вуза  производится:  закрытых  материалов  -  воинской  частью,
учреждением,  военно-учебным  заведением,   организацией   Федеральной
пограничной    службы    Российской    Федерации   по   месту   службы
слушателей-заочников в установленном порядке;  не содержащих секретные
сведения - за счет средств слушателей-заочников.
     108. На учебный сбор вызываются  слушатели-заочники,  выполнившие
ко   дню  отправления  вызова  все  учебные  задания,  предусмотренные
учебными программами на данный курс.  Разрешается  вызывать  на  сборы
слушателей-заочников,    выполнивших   учебные   задания   только   по
дисциплинам,  выносимым  на  экзамены.  В  этом  случае  они   обязаны
выполнить   остальные  задания  в  период  учебного  сбора  до  начала
экзаменационной сессии.
     О времени  прибытия на учебный сбор слушатели-заочники извещаются
за один месяц до его  начала.  Вызов  направляется  на  имя  командира
воинской  части,  начальника  учреждения,  военно-учебного  заведения,
организации Федеральной пограничной службы Российской  Федерации  и  в
копии - слушателям-заочникам.
     109. Слушатели-заочники,  прошедшие учебные  сборы,  сдавшие  все
зачеты  и экзамены,  приказом начальника вуза переводятся на следующий
курс.  Досрочный перевод на следующий курс,  перевод  на  обучение  по
индивидуальному  плану  и сокращение общего срока обучения допускается
только в отношении отлично и хорошо успевающих слушателей-заочников по
решению ученого совета вуза.
     Слушатели-заочники, не  сдавшие  экзамены  по  одной   или   двум
дисциплинам,  должны  ликвидировать  учебную  задолженность  в  сроки,
установленные начальником факультета заочного обучения,  но не позднее
очередного  учебного сбора.  Пересдача экзамена может быть разрешена в
период данного сбора.
     Слушатели-заочники, систематически    не    выполняющие   учебные
задания,  не сдавшие в период учебного сбора экзамены по трем и  более
дисциплинам   или   не   ликвидировавшие   учебную   задолженность   в
установленные сроки, отчисляются из высшего военно-учебного заведения.
     Слушатели-заочники, не  выполнившие задания или не сдавшие зачеты
и экзамены по уважительным причинам, ликвидируют учебную задолженность
в  сроки,  устанавливаемые  начальником  факультета заочного обучения.
Решением  начальника  вуза  они  могут  быть  оставлены  на  повторное
обучение  на данном курсе,  но не более двух раз в течение всего срока
обучения,  с освобождением от повторного выполнения учебных заданий  и
повторной  сдачи  экзаменов  и зачетов по тем дисциплинам,  по которым
получены положительные оценки.
     110. Офицеры,  обучавшиеся  на  факультетах  заочного  обучения и
выбывшие  по  уважительным  причинам,  по  представлению   их   прямых
начальников  могут  быть  решением  начальника  вуза  восстановлены на
заочное обучение,  если с момента их отчисления прошло не  более  трех
лет.
     111. Командиры   воинских    частей,    начальники    учреждений,
военно-учебных  заведений,  организации  ФПС  России  в целях создания
необходимых условий для успешной самостоятельной работы подчиненных им
слушателей-заочников обязаны:
     объявлять своим  приказом  о  поступлении  офицеров  на   заочное
обучение в вуз и о переводе их с курса на курс;
     слушателей-заочников ежегодно освобождать  приказом  от  плановой
командирской  подготовки,  предоставлять им три свободных дня в месяц,
кроме выходных и праздничных дней,  а также два вечера  в  неделю  для
самостоятельной   работы.   Предоставлять  возможность  для  работы  с
секретной литературой  в  вечернее  время  и  в  дни,  отведенные  для
самостоятельной  работы.  Направлять  в  служебные  командировки  и на
другие мероприятия с учетом их учебной загрузки  и  сроков  проведения
учебных сборов в вузах;
     утверждать план самостоятельной  работы  слушателей-заочников  на
очередной учебный год, контролировать его выполнение и своевременно по
вызову  вуза  командировать  их  на  учебные  сборы.   Назначать   для
слушателей-заочников  консультантов из числа наиболее подготовленных и
опытных офицеров;
     направлять начальнику  высшего военно-учебного заведения сведения
об изменениях по службе,  о случаях  вынужденного  перерыва  в  учебе,
причинах   неявки  слушателей-заочников  на  учебные  сборы.  Высылать
служебные характеристики и служебные карточки на  слушателей-заочников
при убытии их на итогово-выпускной сбор;
     возбуждать ходатайство перед начальником о  прекращении  заочного
обучения подчиненных офицеров,  если они не могут совмещать выполнение
служебных  обязанностей  с  учебой  или  допускают  грубые   нарушения
воинской дисциплины.
     
                               Раздел V
     
                        ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
     
     112. Воспитательная  работа  со слушателями и курсантами является
составной частью образовательного процесса и одним из  основных  видов
деятельности высших военно-учебных заведений.
     Главными задачами воспитательной работы являются  формирование  и
развитие у слушателей и курсантов:
     любви к Отечеству,  моральной и психологической готовности к  его
защите,  верности  конституционному  и  воинскому  долгу,  уважения  к
народам и народностям Российской Федерации,  их традициям,  истории  и
культуре;
     гордости и  ответственности  за  принадлежность   к   офицерскому
корпусу   Федеральной   пограничной   службы   Российской   Федерации,
добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть
избранной военной профессией;
     офицерской чести  и  достоинства,   воли   и   мужества,   других
необходимых  офицеру  морально-психологических,  боевых и нравственных
качеств;
     дисциплинированности, готовности    к   безусловному   выполнению
требований законов, уставов, приказов командиров и начальников;
     педагогической культуры и организаторских качеств, умения обучать
и воспитывать подчиненных, управлять социальными процессами в воинских
коллективах,  укреплять  в них воинскую дисциплину и организованность,
поддерживать постоянную боевую готовность;
     общей культуры,  стремления  к  самосовершенствованию и здоровому
образу жизни.
     113. Воспитание  слушателей  и  курсантов  в  вузах базируется на
общечеловеческих ценностях,  лучших образцах  мировой  и  национальной
культуры,   героической   истории   и  традициях  российской  армии  и
пограничных войск.  Оно организуется на основе комплексного подхода  к
решению задач воинского,  патриотического,  правового, нравственного и
эстетического воспитания обучающихся.  При этом главные воспитательные
задачи  реализуются  в  процессе  воинской службы,  повседневной жизни
воинских коллективов,  в совместной учебной,  научной и  других  видах
деятельности    обучающихся,    преподавателей,   командиров   учебных
подразделений.
     Эффективность воспитательной  работы  достигается  поддержанием в
вузе образцового внутреннего порядка  и  высокой  организацией  службы
войск,  созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта
слушателей и курсантов,  всесторонним  информационным  обеспечением  и
культурно-досуговым  обслуживанием  обучающихся,  а  также  сочетанием
высокой требовательности к ним с  уважением  их  личного  достоинства,
прав и убеждений. Ведущей формой воспитания является систематическая и
целенаправленная  индивидуальная  работа   с   каждым   слушателем   и
курсантом.
     Непосредственно организует воспитательную работу  и  отвечает  за
эффективность    ее    проведения   заместитель   начальника   высшего
военно-учебного заведения.
     
                              Раздел VI
     
                         МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
     
     114. Методическая  работа  в  высшем   военно-учебном   заведении
является   одним   из   основных   видов   деятельности  руководящего,
профессорско-преподавательского   состава   и    командиров    учебных
подразделений.   Главными   ее  задачами  являются:  совершенствование
методики,  повышение эффективности и качества  проведения  всех  видов
учебных  занятий,  повышение  педагогического мастерства руководящего,
командного  и  профессорско-преподавательского   состава,   командиров
учебных  подразделений,  совершенствование  организации  и обеспечения
учебно-воспитательного процесса.
     Центром методической работы является кафедра.
     115. Основными   формами    методической    работы    в    высшем
военно-учебном заведении являются:
     учебно-методические (методические)     сборы     и     совещания,
учебно-методические конференции и семинары;
     заседания ученых    советов    вуза,    заседания    кафедр     и
предметно-методических   секций   с  рассмотрением  вопросов  методики
обучения и воспитания;
     методические занятия    (инструкторско-методические,    показные,
открытые и пробные),  а также лекции,  доклады,  сообщения по вопросам
методики   обучения   и  воспитания,  общей  и  военной  педагогики  и
психологии;
     разработка и  совершенствование  учебно-методических  материалов,
совершенствование         материально-технического         обеспечения
образовательного процесса;
     проведение педагогических    (методических)    экспериментов    и
внедрение   их  результатов  в  образовательный  процесс,  изучение  и
внедрение передового педагогического опыта и опыта подготовки войск;
     проведение контроля учебных занятий и другие.
     116. Учебно-методические (методические) сборы в  вузе  проводятся
перед  началом  или  в  начале  учебного  года  (семестра).  На сборах
подводятся итоги работы  за  период  обучения,  вырабатываются  единые
взгляды  по  вопросам  учебной,  воспитательной и методической работы;
проводятся  инструктивно-методические,  показные  и  другие   занятия,
организуется   чтение   лекций,   даются   указания  по  реализации  в
образовательном процессе требований  новых  руководящих  документов  и
опыта войск.  Содержание, продолжительность, сроки проведения и состав
участников сборов определяются начальником вуза.
     Межвузовские сборы руководящего состава военно-учебных заведений,
начальников кафедр и преподавателей по отдельным  учебным  дисциплинам
(группам   дисциплин,   курсам),   командиров   учебных  подразделений
проводятся по планам ФПС России.
     117. Методические совещания проводятся в целях решения конкретных
вопросов  образовательного  процесса:  методики   проведения   учений,
комплексных занятий, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин
и других.  Они организуются и проводятся на кафедрах, на факультетах и
в   батальонах   курсантов   совместные  совещания  нескольких  кафедр
(межкафедральные  совещания)  организуются  и  проводятся  начальником
вуза,  его  заместителями,  начальником  учебно-методического  отдела,
начальником одной из кафедр или начальником факультета.
     118. Научно-методические  конференции  и  семинары  проводятся  в
вузах  и  на  кафедрах.  На  них  рассматриваются  результаты  научных
исследований  по  проблемам  военного  образования,  пути  дальнейшего
совершенствования  подготовки  офицеров,   вопросы   внедрения   новых
технологий,  методов  и средств обучения и другие.  По наиболее важным
методическим  вопросам  по  планам   ФПС   России   могут   проводится
межвузовские научно-методические конференции и семинары.
     На заседаниях  кафедры  обсуждаются   вопросы   совершенствования
структуры  и  содержания  учебных  дисциплин,  методики  проведения  и
материально-технического  обеспечения  учебных   занятий,   подготовки
научно-педагогических   и  научных  кадров  и  повышения  квалификации
личного состава кафедры,  выполнения научных  работ  и  педагогических
(методических)  экспериментов,  другие  вопросы.  Решения  принимаются
простым  большинством  голосов,  протоколы   заседаний   с   принятыми
решениями подписываются начальником (заведующим) кафедры.
     119. На  кафедре  (в  вузе)  по  отдельным  учебным   дисциплинам
(группам дисциплин, курсам) создаются предметно-методические секции. В
их  состав  включаются  преподаватели,  ведущие  учебную   работу   по
соответствующим  дисциплинам,  курсам,  могут  включатся преподаватели
смежных учебных дисциплин и представители руководящего состава вуза, а
по  общевоенным  дисциплинам  - также командиры учебных подразделений.
Председатель предметно-методической секции избирается составом  секции
и      утверждается     начальником     кафедры.     На     заседаниях
предметно-методических    секций    обсуждаются    учебно-методические
материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения.
Рекомендации и  решения  предметно-методической  секции  отражаются  в
журнале работы секции и подписываются ее председателем.
     120. Методические занятия проводятся  по  планам  вуза,  кафедры,
факультета и батальона курсантов.
     Инструкторско-методические занятия     по     военно-специальным,
военно-техническим  и  общевоенным дисциплинам,  а также по физической
подготовке проводятся по  наиболее  важным  и  сложным  темам  учебной
программы,   особенно   по   занятиям,   проводимым   двумя   и  более
преподавателями или с привлечением к их проведению командиров  учебных
подразделений.  Они  проводятся в целях отработки единой организации и
методики   проведения   занятий,   освоения    наиболее    эффективных
методических  приемов.  Инструкторско-методические  занятия проводятся
начальником  вуза  и  его   заместителями,   начальниками   кафедр   и
факультетов,   профессорами,   доцентами,   старшими  преподавателями,
командирами учебных подразделений.
     Показные занятия  проводятся лучшими методистами с целью показать
образцовую  организацию  и   методику   проведения   занятий,   методы
эффективного использования технических средств обучения,  вооружения и
военной техники,  других элементов учебно-материальной базы.  Показные
занятия организуются в соответствии с расписанием учебных занятий,  на
них привлекаются преподаватели и командиры учебных подразделений.
     Открытые занятия  проводятся в соответствии с расписанием учебных
занятий с  целью  обмена  опытом,  оказания  помощи  преподавателям  и
командирам  учебных  подразделений в организации занятий и методике их
проведения, а также в целях контроля учебных занятий.
     Пробные занятия  проводятся по решению начальника кафедры в целях
определения   подготовленности   преподавателя   и   допуска   его   к
самостоятельному  проведению  занятий  со слушателями и курсантами,  а
также рассмотрения организации и методики проведения занятий по  новым
темам  и  вопросам,  определения  целесообразности использования новых
технологий и методов обучения при проведении занятий.  Пробные занятия
проводятся только перед преподавательским составом. Показные, открытые
и    пробные    занятия    обсуждаются    на    заседаниях    кафедры,
предметно-методической  секции  или  того  коллектива преподавателей и
командиров учебных подразделений,  который присутствовал  на  занятии.
Анализ  проведенного открытого занятия и его оценка заносятся в журнал
контроля учебных занятий.
     121. Педагогические  (методические)  эксперименты  организуются в
целях  практической  проверки  рекомендаций  по  результатам   научных
исследований в области военного образования, достижений педагогической
науки  и  предложений  педагогов-новаторов.  Результаты  экспериментов
обсуждаются на кафедре или ученом совете вуза.
     122. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта в
обучении   и   воспитании  слушателей  и  курсантов,  оказания  помощи
преподавателям в повышении их  педагогической  квалификации  в  высших
военно-учебных заведениях создаются методические кабинеты.
     Методический кабинет   организует   лекции,   доклады,    научные
сообщения   и   консультации   по   вопросам  обучения  и  воспитания,
обеспечивает   накопление   научно-методических   материалов,    ведет
библиографию,  организует выпуск методических сборников (бюллетеней) и
выставки педагогической и методической литературы.
     123. Методическую  работу  в  вузе организует учебно-методический
отдел, который разрабатывает план методической работы на учебный год и
контролирует его выполнение.  Мероприятия плана методической работы на
учебный год включаются в план-календарь основных мероприятий  вуза  на
месяц.  Методическая  работа  на кафедрах и факультетах,  в батальонах
курсантов  включается  самостоятельным   разделом   в   планы   работы
соответствующих структурных подразделений на учебный год и на месяц.
     
                              Раздел VII
     
                            НАУЧНАЯ РАБОТА
     
     124. Научная работа является одним из основным видов деятельности
высших военно-учебных заведений и служебной обязанностью  руководящего
и научно-педагогического состава вузов.  Она организуется и проводится
в соответствии с действующими руководящими документами.
     125. Научная работа в высших военно-учебных заведениях включает:
     фундаментальные и  поисковые  исследования,  ориентированные   на
развитие военной теории и практики,  перспективу строительства органов
и войск Федеральной пограничной службы Российской  Федерации,  решение
проблем   их   подготовки  и  применения,  повышения  боеготовности  и
боеспособности органов и войск ФПС России;
     исследование вопросов    военной    педагогики    и   психологии,
организации и  методики  образовательного  процесса  в  военно-учебных
заведениях ФПС России и другие;
     исследование проблем    морально-психологического     обеспечения
деятельности органов и войск ФПС России, обучения и воспитания личного
состава;
     разработку способов   боевого  применения  вооружения  и  военной
техники, ее эксплуатации и ремонта.
     Направленность тематики  научной  работы  должна  соответствовать
профилю высшего военно-учебного заведения,  его факультетов и кафедр и
отражать практические потребности органов и войск, вузов ФПС России.
     126. Основными формами научной  работы  в  высших  военно-учебных
заведениях являются:
     выполнение научно-исследовательских    работ    (фундаментальных,
поисковых, прикладных);
     разработка диссертаций,     учебников,      учебных      пособий,
военно-теоретических трудов,  монографий,  статей,  докладов,  научных
отчетов и сообщений, рецензий и заключений;
     разработка или   участие   в   разработке  проектов  наставлений,
положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов;
     участие в   исследованиях   на   учениях  и  других  мероприятиях
оперативной,  мобилизационной и боевой подготовки органов и войск  ФПС
России.  Экспериментальная проверка теоретических положений, обобщение
результатов исследований и выработка рекомендаций;
     подготовка, проведение    и    обобщение    результатов   научных
конференций, семинаров, совещаний и творческих дискуссий;
     рационализаторская и изобретательская работа.
     127. Научная   работа   в   высшем    военно-учебном    заведении
организуется  и  проводится  в  соответствии с перспективным и годовым
планами.  Перспективным  планом  определяются   основные   направления
научной  работы вуза.  В годовой план,  разрабатываемый на календарный
год на основе перспективного,  включаются темы,  заданные  Федеральной
пограничной  службой Российской Федерации,  инициативные темы вуза,  а
также научные исследования, выполняемые на договорной основе с другими
министерствами,    ведомствами    и   организациями.   Первоочередному
выполнению подлежат работы, порученные ФПС России.
     Научная работа,    проводимая    на    кафедрах   и   в   научных
подразделениях,  планируется на календарный  год  на  основе  годового
плана научной работы высшего военно-учебного заведения.
     128. По результатам исследований разрабатываются и представляются
итоговые,  промежуточные  (частные)  отчеты  или  рабочие материалы по
отдельным этапам работы.  Научные выводы и предложения,  помещенные  в
отчеты  и  рабочие  материалы,  рассматриваются  на заседаниях кафедр,
научных семинарах и совещаниях, а по наиболее важным комплексным темам
-  на  заседаниях  ученого  совета вуза.  Заказывающие организации или
головные  исполнители  в  месячный  срок   после   получения   отчетов
рассматривают     результаты     научной     работы    и    направляют
вузам-исполнителям  заключения  о  приеме   и   качестве   выполненных
исследований.
     Результаты научных  работ,  выполненных  высшими  военно-учебными
заведениями, считаются реализованными, если они:
     использованы при  решении  актуальных  вопросов  военной   науки,
включены  в  уставы,  наставления,  руководства,  инструкции  и другие
руководящие документы;
     использованы при эксплуатации, восстановлении и ремонте состоящих
на   вооружении   образцов   вооружения   и   военной   техники,   при
проектировании,  строительстве и эксплуатации специальных сооружений и
объектов границы;
     использованы в  практике обучения и воспитания военнослужащих ФПС
России;
     внедрены в образовательный процесс вузов ФПС России, использованы
при написании учебников,  учебных пособий, военно-теоретических трудов
и монографий.
     Ответственность за полную и своевременную реализацию  результатов
научных  работ возлагается на заказчиков,  а по инициативным работам -
на высшие военно-учебные заведения.
     129. Изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная
работа в вузах организуется и проводится в соответствии с нормативными
правовыми актами ФПС России об изобретательской,  рационализаторской и
патентно-лицензионной работе.
     130. Научная  работа слушателей и курсантов организуется в тесной
связи  с  образовательным  процессом,  научной,  рационализаторской  и
изобретательской   работой   вузов   и  проводится  в  соответствии  с
нормативными правовыми  актами  ФПС  России  о  военно-научной  работе
слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений.
     131. Вузы  участвуют  в  конкурсах  на  лучшие   научные   работы
Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
     Научные работы слушателей и курсантов,  получившие  поощрения  по
итогам  конкурса,  решением  начальника  кафедры  могут быть зачтены в
качестве курсовых работ (проектов,  задач),  а их авторы,  кроме того,
могут  быть  освобождены от сдачи экзамена (зачета) по соответствующей
учебной дисциплине.  По решению приемной комиссии вуза научные  работы
слушателей  и  курсантов  -  лауреатов конкурса на лучшую работу могут
засчитываться при их поступлении в  адъюнктуру  непосредственно  после
окончания   вуза   в   качестве   научного   реферата   по   избранной
специальности.
     
                             Раздел VIII
     
                 УЧЕБНАЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
     
     132. Учебная материально-техническая база высшего военно-учебного
заведения   -   это  совокупность  учебных  объектов,  материальных  и
технических  средств,  предназначенных  для   обеспечения   подготовки
слушателей  и  курсантов по установленным специальностям,  а также для
выполнения научных  исследований  и  подготовки  научно-педагогических
кадров.
     Учебная материально-техническая база  является  составной  частью
войскового    хозяйства,    должна   иметь   необходимую   техническую
оснащенность и  отвечать  задачам  военно-профессиональной  подготовки
слушателей и курсантов при высокой интенсивности учебного процесса.
     Состав учебной  материально-технической  базы  вуза,  порядок  ее
содержания,   использования   и   обеспечения   учебным  оборудованием
определяется нормативными правовыми актами ФПС России <*>.
     Высшие военно-учебные      заведения     в     соответствии     с
законодательством  Российской  Федерации  несут   ответственность   за
соблюдение  требований  и норм по рациональному использованию и охране
природных ресурсов.

     <*> См.:  приказы директора ФПС России от 31  июля  1995  года  N
363/ДСП от 6 октября 1995 года N 469.
     
     133. Высшие военно-учебные заведения обеспечиваются:
     денежными средствами - по смете  Федеральной  пограничной  службы
Российской Федерации;
     вооружением и  военной  техникой,   тренажерами,   вычислительной
техникой,  оборудованием  (в  том  числе полиграфическим),  приборами,
техническими  средствами  обучения,  запасными   частями,   ремонтными
комплектами и другим военно-техническим имуществом - в соответствии со
штатами и табелями положенности по заявкам вузов через соответствующие
довольствующие  органы,  службы  -  в первую очередь.  Нормы снабжения
пересматриваются через каждые пять лет, а также при перепрофилировании
вуза или переходе к обучению по новым учебным планам и программам;
     учебниками и учебными пособиями - из расчета по одному экземпляру
(независимо   от  наличия  грифа)  на  двух  слушателей  и  курсантов,
одновременно изучающих дисциплину,  а также на слушателей-заочников  и
преподавателей. Уставами, наставлениями, руководствами - заказывающими
(довольствующими) органами по заявкам вузов.  Заводской,  технической,
эксплуатационной   и   ремонтной   документацией   по  новым  образцам
вооружения  и  военной  техники  -   заказывающими   (довольствующими)
органами одновременно с поставкой образцов;
     учебными кино- и видеофильмами - в  соответствии  с  нормативными
документами,  регламентирующими  производство  и  прокат кинофильмов в
Федеральной пограничной службе Российской Федерации.
     Количество и     площадь     аудиторий     (лекционных    залов),
специализированных классов,  кабинетов, лабораторий и других учебных и
учебно-вспомогательных  помещений  должны  соответствовать действующим
нормам расквартирования воинских частей,  учреждений и  военно-учебных
заведений.
     Перечень и емкость спортивных сооружений и  мест  для  проведения
занятий  по  физической  подготовке  и  спортивно-массовой  работы  со
слушателями и курсантами определяется в  соответствии  с  требованиями
нормативных правовых актов по физической подготовке в ФПС России.
     134. Развитие      и      совершенствование       учебной       и
материально-технической    базы    вуза   осуществляется   на   основе
перспективного (пятилетнего) и  годового  планов.  Перспективный  план
утверждается  директором  Федеральной  пограничной  службы  Российской
Федерации.  На основе перспективного плана вузом на каждый календарный
год   разрабатывается   план   развития  и  совершенствования  учебной
материально-технической базы.
     
                              Раздел IX
     
             УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ ВОЕННО-УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ
     
     135. Управление высшим военно-учебным заведением осуществляется в
соответствии  с законодательством Российской Федерации,  общевоинскими
уставами Вооруженных Сил Российской Федерации,  нормативными правовыми
актами ФПС России и настоящим Положением.
     Начальник высшего   военно-учебного   заведения   непосредственно
организует  и осуществляет управление высшим военно-учебным заведением
и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.
     Заместители начальника    высшего    военно-учебного    заведения
осуществляют руководство конкретными направлениями деятельности вуза в
соответствии со своими функциональными обязанностями,  утвержденными в
установленном порядке и указаниями начальника вуза.
     Для рассмотрения    основных    вопросов   деятельности   высшего
военно-учебного заведения создается выборный представительный орган  -
ученый  совет  высшего военно-учебного заведения под председательством
начальника вуза.
     В состав  ученого  совета  входят  по  должности  начальник вуза,
который  является  председателем   ученого   совета,   и   заместители
начальника   вуза.   Другие  члены  ученого  совета  избираются  общим
собранием (конференцией) вуза тайным голосованием из числа командного,
научно-педагогического и других категорий постоянного состава вуза.  В
состав ученого совета  могут  входить  представители  обучающихся  (не
более 20 процентов от состава совета). Выборы членов ученого совета из
числа представителей обучающихся проводятся на общих собраниях учебных
подразделений.   Порядок   избрания   делегатов  на  конференцию  вуза
определяется действующим ученым советом.  Общее собрание (конференция)
по  представлению  действующего  ученого  совета (или по представлению
начальника вуза при выборах  первого  ученого  совета  после  создания
нового    вуза)   определяет   численность   ученого   совета,   нормы
представительства в его составе и порядок проведения выборов в  ученый
совет.
     Состав ученого совета по результатам выборов объявляется приказом
начальника вуза. Ученый совет из числа его членов избирает одного-двух
заместителей председателя совета  и  ученого  секретаря  совета.  Срок
полномочий  ученого  совета  3 года.  Довыборы в состав ученого совета
взамен выбывших его  членов  проводятся  в  установленном  порядке  до
начала  (в  начале) учебного года,  изменения в составе ученого совета
объявляются приказом начальника  вуза.  Досрочные  перевыборы  ученого
совета проводятся по требованию не менее половины его членов.
     При рассмотрении социальных  вопросов  в  работе  ученого  совета
должны  принимать участие с правом совещательного голоса представители
всех  категорий  постоянного  состава  и  обучающихся,  численность  и
порядок делегирования которых определяет ученый совет.
     136. План работы ученого совета вуза разрабатывается  на  учебный
год, рассматривается ученым советом и утверждается начальником высшего
учебного заведения.
     Заседания ученого  совета  и  его решения оформляются протоколом,
который  подписывается  председателем  (заместителем  председателя   и
ученым секретарем совета. Решения совета по вопросам присвоения ученых
званий  и  назначения  на  должности  научно-педагогического   состава
принимаются  тайным  голосованием  в  установленном  порядке.  Порядок
принятия решений по другим вопросам (открытым или тайным голосованием)
определяется ученым советом.  Решение ученого совета правомочно,  если
на заседании присутствовало не менее  2/3  его  членов  и  за  решение
проголосовало   более   50   процентов  присутствовавших,  что  должно
подтверждаться явочным листом с подписями членов совета.
     Председатель ученого  совета  организует систематическую проверку
исполнения решений  совета  и  информирует  его  членов  о  выполнении
принятых решений.
     137. На   ученый   совет   высшего   военно-учебного    заведения
возлагается рассмотрение и обсуждение:
     учебных планов, учебных программ и планов мероприятий по основным
направлениям деятельности вуза;
     состояния учебно-воспитательной и методической работы организации
и   итогов  приема  и  обучения  слушателей,  курсантов,  адъюнктов  и
докторантов;
     результатов изучения  и  учета  в  учебно-воспитательном процессе
опыта службы выпускников в органах и войсках ФПС России;
     результатов научной   работы,   педагогических   исследований   и
экспериментов; состояния подготовки и аттестации научно-педагогических
кадров;
     вопросов редакционно-издательской деятельности;
     состояния и  перспектив  развития учебной материально-технической
базы;
     других вопросов, связанных с деятельностью вуза.
     138. Ученый совет принимает решения по следующим вопросам:
     о зачислении  офицеров  в  адъюнктуру и докторантуру,  о переводе
преподавателей на должности старших научных сотрудников для завершения
работы   над   докторскими  диссертациями,  предоставлении  творческих
отпусков  соискателям  ученых  степеней  для  завершения  диссертаций.
Утверждает темы докторских и кандидатских диссертаций,  индивидуальные
планы   работы   докторантов.   Присваивает   выпускникам   адъюнктуры
квалификационное звание "исследователь";
     о предоставлении в установленном  порядке  научно-педагогического
состава  к присвоению ученых званий.  Утверждает результаты экспертизы
ходатайств о присвоении ученых званий,  рассматриваемых  по  поручению
Министерства   общего   и   профессионального  образования  Российской
Федерации.  Выдвигает  кандидатов   для   присвоения   государственных
почетных  званий,  на  соискание  государственных премий,  а также для
назначения именных и других персональных стипендий.  Определяет состав
конкурсной   (аттестационной)   комиссии   по  отбору  кандидатов  для
замещения должностей научно-педагогического состава.
     Решения ученого  совета  реализуются через приказы и распоряжения
начальника вуза.
     139. В  высшем  военно-учебном заведении решением Государственной
высшей  аттестационной  комиссии  могут  создаваться   диссертационные
советы  по  защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и
доктора  наук   (согласно   утвержденному   перечню   специальностей).
Деятельность  диссертационных советов регламентируется соответствующим
Положением.
     140. Учебно-методический  отдел высшего военно-учебного заведения
осуществляет организацию и контроль учебной и  методической  работы  в
вузе на учебно-методический отдел возлагаются:
     разработка совместно с кафедрами (факультетами) проектов  учебных
планов (рабочих учебных планов),  учебных программ, расписаний учебных
занятий,  расписаний экзаменов и  других  документов  по  планированию
образовательного   процесса.   Планирование  использования  аудиторий,
учебных   классов,   лабораторий    и    других    объектов    учебной
материально-технической базы;
     учет и  анализ  успеваемости  обучающихся,  анализ  опыта  службы
выпускников  вуза  в  войсках.  Организация  и анализ контроля учебных
занятий. Организация изучения передового педагогического опыта в своем
вузе  и  других  высших учебных заведениях.  Разработка на этой основе
предложений  по  совершенствованию  обучения  и  качества   подготовки
офицеров;
     организация профессионального   отбора   кандидатов,   проведения
вступительных  экзаменов  и  приема  на  учебу.  Организация  итоговой
государственной   аттестации   выпускников,    подготовка    выпускной
документации и учет ее выдачи;
     организация и обеспечение учебной работы слушателей-заочников  (в
вузах, где нет факультетов заочного обучения);
     организация методической работы в  масштабе  вуза  и  руководство
работой методического кабинета;
     организация и контроль  за  проведением  командирской  подготовки
офицеров вуза,  мероприятий по повышению квалификации и переподготовке
руководящего и преподавательского состава;
     участие в  разработке  перспективных  и годовых планов развития и
совершенствования   учебной   материально-технической    базы    вуза.
Организация обеспечения образовательного процесса учебниками, учебными
пособиями  и  служебной  документацией.  Руководство  работой  учебных
библиотек;
     разработка предложений   по   распределению   денежных   средств,
выделяемых на учебные расходы. Контроль за их использованием.
     141. Научно-исследовательский  и  редакционно-издательский  отдел
высшего  военно-учебного заведения осуществляет организацию и контроль
научной работы,  подготовки научно-педагогических кадров  в  вузе.  На
него возлагаются:
     разработка совместно  с  кафедрами  (факультетами)   и   научными
подразделениями    планов   научной   работы   и   планов   подготовки
научно-педагогических  кадров.  Контроль  за  их  исполнением  и  учет
внедрения результатов научных исследований;
     организация подготовки     научно-педагогических     кадров     в
докторантуре,   адъюнктуре   и   путем  соискательства.  Анализ  опыта
подготовки и разработка предложений по ее совершенствованию;
     осуществление связей  с  научными  учреждениями и другими вузами,
войсками и  предприятиями.  Организация  и  проведение  конференций  и
семинаров по научной тематике;
     подготовка предложений по развитию базы  для  выполнения  научных
исследований;
     обеспечение деятельности   военно-научных   обществ    слушателей
курсантов.  Организаций  изобретательской  рационализаторской работы в
вузе.
     подготовка предложений  по  распределению средств,  выделяемых на
научную работу,  подготовку научно-педагогических кадров.  Контроль за
их использованием;
     организация выпуска       учебников,       учебных       пособий,
учебно-методических   и   других   материалов   на  имеющейся  в  вузе
полиграфической базе. Редактирование и контроль прохождения изданий.
     142. Начальник    филиала   высшего   военно-учебного   заведения
непосредственно организует и осуществляет управление филиалом и  несет
ответственность за его состояние и деятельность. На начальника филиала
вуза возлагаются обязанности и ему предоставляются права, определенные
начальником вуза в объеме задач, решаемых филиалом вуза.
     143. Начальник  факультета  высшего   военно-учебного   заведения
назначается    в    установленном    порядке    из    числа   наиболее
квалифицированных   и   авторитетных   специалистов   соответствующего
профиля.   Он   отвечает  за  подготовку  слушателей  и  курсантов  по
специальностям,  установленным для факультета,  за состояние  воинской
дисциплины,  организованности  и  внутреннего  порядка  на факультете.
Начальник факультета  руководит  работой  по  военно-профессиональному
отбору  и  приему  кандидатов  на  учебу,  воспитательной  работой  со
слушателями и  курсантами,  организует  спортивно-массовую  работу  на
факультете,   а  также  руководит  командирской  подготовкой  офицеров
факультета.
     Начальник факультета заочного обучения:
     организует разработку  учебных  графиков   для   каждого   курса,
специальности и доведение их до слушателей-заочников;
     организует учебный процесс в период сборов и контроль за  работой
слушателей-заочников в периоды между сборами;
     извещает командиров и начальников  по  месту  прохождения  службы
слушателями-заочниками  о  зачислении офицеров на учебу,  о переводе с
курса на курс;
     вызывает слушателей-заочников   на  учебные  и  итогово-выпускные
сборы.
     144. Начальник  (заведующий) кафедры подчиняется начальнику вуза,
заместителю начальника вуза по учебной и научной работе.  Он  отвечает
за обучение слушателей и курсантов по дисциплинам кафедры,  выполнение
научной работы и подготовку на кафедре  научно-педагогических  кадров,
состояние   воинской,   трудовой  дисциплины  и  внутреннего  порядка,
состояние и сохранность учебной материально-технической базы  кафедры.
Начальник (заведующий) кафедры:
     руководит учебной и методической  работой  на  кафедре,  а  также
разработкой учебных программ,  тематических планов, учебников, учебных
пособий  и  других  учебно-методических  материалов   по   дисциплинам
кафедры;
     организует оперативную     корректировку      учебно-методических
материалов;
     лично проводит  со  слушателями  и  курсантами  учебные  занятия,
прежде всего лекционные;
     контролирует подготовку преподавателей к занятиям и  качество  их
проведения;
     всесторонне обеспечивает  самостоятельную  работу  слушателей   и
курсантов,  в том числе обучающихся по индивидуальным планам,  а также
руководство  разработкой   дипломных   работ   (проектов,   задач)   и
магистерских диссертаций;
     совместно с учебно-методическим отделом организует  проведение  и
обеспечивает руководство практикой и стажировкой;
     руководит и   лично   участвует   в   научной   работе   кафедры,
контролирует выполнение планов научных работ;
     организует подготовку  на  кафедре  и  лично  руководит   работой
адъюнктов,   докторантов   и  соискателей  ученых  степеней,  а  также
повышением квалификации научно-педагогического состава кафедры;
     руководит научной     работой     слушателей     и     курсантов,
изобретательской и рационализаторской работой на кафедре;
     организует проведение        педагогических        (методических)
экспериментов,  внедрение в учебный процесс методических достижений  и
новых технологий обучения;
     руководит работой  по  развитию   и   совершенствованию   учебной
материально-технической базы кафедры.
     145. Положения о  кафедре  и  других  структурных  подразделениях
(учебно-методический,            научно-исследовательский            и
редакционно-издательский   отделы,   факультеты,   филиалы,    центры)
разрабатываются в вузе и утверждаются начальником вуза.
     146. В высшем  военно-учебном  заведении  установленным  порядком
могут   создаваться   добровольные   общества   (советы  слушательских
(курсантских) коллективов,  молодых  ученых;  общества  изобретателей,
рационализаторов,    научно-технического    творчества    и   другие),
деятельность которых регламентируется правовыми актами  ФПС  России  и
начальников высших военно-учебных заведений.
     Командование вуза  оказывает  добровольным  обществам  помощь   и
содействие в работе.
     
                              ОГЛАВЛЕНИЕ
     
   Положение  о  высшем  военно-учебном   заведении    Федеральной
               пограничной службы Российской Федерации
     Раздел I.   Высшее   военно-учебное   заведение,   его  задачи  и
структура, статьи 1-16
     А. Общие положения, статьи 1-9
     Б. Структура высших военно-учебных заведений, статьи 10-16
     Раздел II.  Постоянный  состав  высших  военно-учебных заведений,
статьи 17-34
     А. Общие положения, статьи 17-20
     Б. Преподавательский  состав,  командиры  учебных  подразделений,
статьи 21-29
     В. Подготовка  и  повышение  квалификации  постоянного   состава,
статьи 30-34
     Раздел III.  Переменный состав высших  военно-учебных  заведений,
статьи 35-66
     Раздел IV.  Учебная работа в  высших  военно-учебных  заведениях,
статьи 67-111
     А. Организация учебной работы, статьи 68-83
     Б. Учебные занятия, статьи 83-99
     В. Контроль  успеваемости  и  качества  подготовки  слушателей  и
курсантов, статьи 100-104
     Г. Заочное обучение, статьи 105-111
     Раздел V. Воспитательная работа, статьи 112-113
     Раздел VI. Методическая работа, статьи 114-123
     Раздел VII. Научная работа, статьи 124-131
     Раздел VIII. Учебная материально-техническая база, статьи 132-134
     Раздел IX.  Управление  высшим военно-учебным заведением,  статьи
135-146.

Страницы: 1  2