Страницы: 1 2 содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену. 2.9.10. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах должна составлять не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия должны входить в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для учащихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели дневная учебная нагрузка учащихся компенсирующих классов должна составлять не более 5 уроков в начальной школе и не более 6 уроков в основной школе. Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям школы учащиеся компенсирующих классов должны быть обеспечены в школе необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей. 2.9.11. В малокомплектных школах формирование классов-комплектов определяется условиями конкретной школы и зависит от числа учащихся и учителей. При объединении двух классов число учащихся в классе-комплекте должно составлять не более 25, а при объединении 3-4 классов - не более 15 детей. В целях охраны здоровья и профилактики переутомления детей следует отдавать предпочтение формированию в малокомплектных школах двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект учащихся 1 и 3-х классов (1+3), 2 и 3-х классов (2+3), 2 и 4-х классов (2+4). Для предупреждения утомления учащихся в малокомплектных школах необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 минут (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект учащихся 1, 2, 3, 4-х классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников). (Приложение 5.) В малокомплектных школах, где со 2-го класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2-м классе - не более 20 минут, в 3-м - не более 25 минут; на уроках математики во 2-м классе - не более 15 минут, в 3-м - не более 20 минут. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. 2.9.12. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 4. Таблица 4 __________________________________________________________________ Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения __________________________________________________________________ | | Длительность просмотра (мин.) |____________________________________________________ Классы | диафильмов, | кинофильмов | телепередач | диапозитивов | | _____________|__________________|_________________|_______________ 1-2 | 7-15 | 15-20 | 15 3-4 | 15-20 | 15-20 | 20 5-7 | 20-25 | 20-25 | 20-25 8-11 | - | 25-30 | 25-30 _____________|__________________|_________________|_______________ В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов - 4-6. 2.9.13. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется учащимися на рабочем месте (приложение 3). 2.9.14. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2-х классов 20-25 минут, для учащихся 3-4-х классов - 30-35 минут. Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся 1-х классов не более 5 минут, 2-3-х - 5-7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для учащихся 5-7-х классов не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям Должна составлять для учащихся 5-х классов не более 10 минут, 6-х - 12 минут, 7-х - 16 минут. 2.9.15. Школьное расписание уроков должно составляться отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут. 2.9.16. Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5-9-х классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам. 2.9.17. При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физкультуры, а для учащихся среднего и старшего возраста - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. 2.9.18. Школьное расписание уроков должно строиться с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся (приложение 6). 2.9.19. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных учреждений должна быть не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут, вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях. 2.9.20. Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3-4-м - до 2 ч., в 5-6-м - до 2,5 ч., в 7-8-м - до 3 ч., в 9-11-м - до 4 ч. 2.9.21. Работа групп продленного дня должна строиться в соответствии с методическими указаниями "Организация и режим работы групп продленного дня". В группах продленного дня продолжительность прогулки для младших школьников должна составлять не менее 2 часов, учащихся 5-8-х классов - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно по пункту 2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее). 2.10. Требования к организации медицинского обслуживания учащихся 2.10.1. Все общеобразовательные учреждения должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. 2.10.2. Учащиеся любого общеобразовательного учреждения должны обеспечиваться проведением медицинских осмотров в соответствии с приказом N 186/272 Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации (приложение 7). 2.10.3. Во всех видах общеобразовательных учреждений должно быть организовано комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции. 2.10.4. При отсутствии медицинского работника руководство школы заключает договор с близлежащей поликлиникой о медицинском обслуживании детей. 2.10.5. Все работники школы должны проходить обязательные профилактические осмотры в соответствии с действующими приказами. 2.10.6. Администрация и медицинские работники образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения при поступлении в их школу детей с хроническими заболеваниями должны разъяснять родителям, что обучение в таких школах является дополнительным фактором риска для здоровья больного ребенка. 2.10.7. При решении вопроса об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9, 11-х (12) классов следует руководствоваться приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 18.07.94 N 268/146. 2.11. Требования к санитарному состоянию и содержанию общеобразовательных учреждений 2.11.1. В период эпидемиологического благополучия в учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств. Уборку классов и других учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков при открытых окнах или фрамугах. Если школа работает в две смены, уборку проводят дважды. Моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.). Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств. Для этих целей используют 0,5-1% раствор хлорной извести, хлорамина или гипохлорита кальция, 0,2% раствор сульфохлорантина, 3% раствор амфолана, 1% (по ДВ) раствор полисепта, 1% (по ДВ) раствор перамина, 3% (по ДВ) раствор перекиси водорода с моющим средством. Окна снаружи и изнутри и оконные проемы моют 2 раза в год (весной и осенью). Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и медицинский кабинет) всегда убирают с использованием дезинфицирующих средств. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию независимо от эпидситуации. Сиденья на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы чистят квачами или щетками чистяще-дезинфицирующими средствами: Блеск-2, Санита, Белка, ПЧД, Дезеф, Дезус, Санитарный и др., - в соответствии с указаниями на этикетке или двукратно протирают ветошью, смоченной в одном из дезинфицирующих средств (приложение 8). 2.11.2. Уборку столовой проводят после каждого посещения ее детьми (завтрак, обед, полдник). После каждого приема пищи столы моют горячей водой с мылом или содой. Мытье посуды осуществляется механическим или ручным способом. При ручном способе мытья посуды используется трехгнездная ванна. Освобожденная от остатков пищи столовая посуда моется щеткой в воде, имеющей 50 градусов Цельсия, с добавлением моющих средств (1 ванна). После этого посуда погружается в один из дезинфицирующих растворов (0,2% раствор хлорамина, гипохлорита натрия или кальция) - 2 ванна, ополаскивается горячей проточной водой при температуре 65 градусов Цельсия (3 ванна) и просушивается в специальных шкафах или решетках. Стеклянная посуда после механической очистки моется с применением разрешенных моечных средств (1 ванна), ополаскивается горячей проточной водой (2 ванна) и просушивается на специальных решетках. Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (1 ванна) ополаскивают горячей проточной водой (2 ванна) и обеззараживают физическим методом в воздушных стерилизаторах в течение 2-3 мин. Чистые столовые приборы хранят в металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх. 2.11.3. Во время карантина очередность процессов обработки посуды меняется. Сначала, после освобождения от остатков пищи, посуду погружают в один из дезинфицирующих растворов, указанных в приложении 8, или кипятят в 2% растворе соды 15 мин. После этого посуду моют, ополаскивают горячей водой и высушивают. При использовании посудомоечной машины обработку посуды проводят по режиму, указанному в документации на машину. 2.11.4. Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов после использования кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением соды или замачивают в дезинфицирующем растворе (0,5% растворе хлорамина 30 минут), затем ополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре. 2.11.5. Остатки пищи обеззараживают кипячением в течение 15 мин. или засыпают хлорной известью либо любым из следующих средств: известью белильной термостойкой 200 г/кг или НГК, или ДОСГК 100 г/кг. 2.11.6. В помещении пищеблока (кухни, кладовые и пр.) должны соблюдаться правила хранения продуктов и пищевых отходов и проводиться борьба с мухами, тараканами и грызунами. 2.11.7. В медицинском кабинете, помимо обеззараживания помещения и предметов обстановки, необходимо дезинфицировать медицинские инструменты многоразового пользования способом погружения в один из растворов, указанных в приложении, или пользоваться физическими методами обеззараживания (кипячение, сухой горячий воздух). Предметы ухода за больными дезинфицируются способом протирания или погружения в раствор дезинфицирующего средства (приложение 8). 2.11.8. В тех случаях, когда требуется стерильность, необходимо применять изделия разового пользования. 2.11.9. В период карантина ежедневному обеззараживанию подлежат все помещения, где находились дети из класса с установленным карантином. При проведении дезинфекции особое внимание уделяют обработке объектов, играющих решающую роль в передаче данной информации. При капельных инфекциях - частое проветривание классов (на каждой перемене), тщательное удаление пыли в помещениях, обеззараживание посуды; при кишечных инфекциях - обеззараживание посуды, поверхностей обеденных столов, санитарно-технического оборудования, мытье рук с мылом после каждого посещения туалета и перед приемом пищи. 2.11.10. С целью выявления педикулеза медицинскому персоналу необходимо не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части тела и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70-градусным раствором спирта. 2.11.11. На территории участка проводят ежедневную уборку. Мусор собирают в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Их располагают на расстоянии не менее 25 м от основного здания на бетонированном или асфальтовом основании. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники дезинфицируют. Дезинфекцию мусоросборников, помойных ям, мусорных ящиков проводят орошением 10% раствором хлорной извести (или извести белильной термостойкой), 5% раствором НГК или 7% раствором ВГК при времени обеззараживания 60 мин. Мусор заливают одним из растворов: 10% раствором хлорной извести в соотношении 2:1 на 120 мин., 20% хлорно-известковым молоком 2:1 на 60 мин., 5% раствором НГК 2:1 на 120 мин. 2.11.12. С целью предупреждения выплода мух и уничтожения их на фазе развития в отходах 1 раз в 5-10 дней места сбора отходов обрабатывают одним из средств, предложенных методическими указаниями по борьбе с мухами. На территории школ не должно быть безнадзорных животных. 2.12. Требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях 2.12.1. Требования к режиму питания учащихся. Для учащихся всех общеобразовательных учреждений должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей учащимся может быть предоставлен и обед. Учащиеся групп продленного дня должны обеспечиваться по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в школе - и полдником. 2.12.2. Организация и рацион питания учащихся в общеобразовательных учреждениях подлежат обязательному согласованию с органами Госсанэпиднадзора. 2.12.3. При организации питания школьников следует руководствоваться следующими документами: - СанПиН 42-123-5777-91 "Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое"; - СанПиН 42-123-4147-86 "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов"; - Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах. 2.12.4. О случаях появления в школе пищевых отравлений и острых кишечных инфекций среди учащихся и персонала необходимо в установленные сроки информировать органы Госсанэпиднадзора. 2.12.5. В питании учащихся общеобразовательных учреждений запрещается использовать: - фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения); - творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек; сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5-10 мин. до готовности); - молоко и простоквашу "самоквас" в натуральном виде, а также для приготовления творога; - зеленый горошек без термической обработки; - макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, форшмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные); - напитки, морсы без термической обработки, квас; - грибы; - макароны с рубленым яйцом, яичница-глазунья; - пирожные и торты кремовые; - жареные во фритюре пирожки, пончики; - неизвестные порошки в качестве рыхлителей теста. 2.12.6. Требования к соблюдению правил личной гигиены сотрудниками пищеблока. К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета. Контроль за соблюдением сроков прохождения медосмотров возлагается на медработника школы. На каждого работника должна быть заведена личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума. Персонал предприятия общественного питания обязан соблюдать следующие правила личной гигиены: - приходить на работу в чистой одежде и обуви; - оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной; - коротко стричь ногти; - перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом, желательно дезинфицирующим; - при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщить администрации и обратиться в медицинское учреждение для лечения; - сообщать о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника. В пищеблоках школ категорически запрещается: - при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застегивать санодежду булавками; - принимать пищу, курить на рабочем месте. Прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте. Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются, а переводятся на другую работу. Результаты осмотров заносятся в журнал установленной формы. В каждом пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи. Приложение 1 (Обязательное) Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы - Письменный стол 1-2 шт. - Стулья 4-6 шт. - Ширма 1 шт. - Кушетка 1 шт. - Шкаф канцелярский 1-2 шт. - Шкаф аптечный 1 шт. - Медицинский столик со стеклянной крышкой: а) с набором прививочного инструментария 1 шт. б) со средствами для оказания неотложной помощи 1 шт. - Холодильник (для вакцин и медикаментов) 1 тт. - Умывальная раковина (умывальник) 1 шт. - Ведро с педальной крышкой 1 шт. - Весы медицинские 1 шт. - Ростомер 1 шт. - Спирометр 1 шт. - Динамометр ручной 1 шт. - Лампа настольная для офтальмологического и 1 шт. отоларингологического обследования - Таблица для определения остроты зрения, 1 шт. помещенная в аппарат Ротта - Тонометр 1 шт. - Фонендоскоп 2 шт. - Бикс маленький 2 шт. - Бикс большой 2 шт. - Жгут резиновый 4-6 шт. - Шприцы одноразовые с иглами 2,0 10 шт. 5,0 10 шт. 10,0 5 шт. - Пинцет 1 шт. - Термометр медицинский 20-25 шт. - Ножницы 2 шт. - Грелка резиновая 1-2 шт. - Пузырь для льда 1-2 шт. - Лоток почкообразный 5 шт. - Шпатель металлический 40 шт. - Шины (Крамера, Дитерихса, пластмассовые, 10 шт. для верхних конечностей) - Носилки 1 шт. - Кварц тубусный 1 шт. - Очки в детской оправе (Дрр 56-58 мм) с линзами в 1 шт. 1 дптр - Полихроматические таблицы для исследования 1 шт. цветоощущения Б.Б.Рабкина - Плантограф деревянный (может быть изготовлен в 1 шт. школьной мастерской) - Коврик (1 м х 1,5 м) 1 шт. Приложение 2 (Рекомендуемое) Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия. ФМ для улучшения мозгового кровообращения. 1. Исходное положение (и.п) - сидя на ступе, 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук. 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. - 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 3. И.п. - стойка ноги врозь, 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма. 1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты верх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный. Приложение 3 (Рекомендуемое) Комплекс упражнений гимнастики для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. Приложение 4 (Рекомендуемое) Примерный объем двигательной активности учащихся _____________________________________________________________________________ | Ежедневный | Культурно-оздоровительные мероприятия Классы | объем |________________________________________________________ | времени | Гимнастика | Физкультминутки | Подвижные | Спортивный | (ч.) | до учебных | на уроках | перемены | час в | | занятий | (мин.) | (мин.) | продленном | | (мин.) | | | дне (ч.) _______|____________|____________|_________________|__________ |_____________ I | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 II | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 III | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 IV | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 V | 2 | 5-7 | 5 | 35-45 | 1 VI | 2 | 5-7 | 5 | 35-45 | 1 VII | 2 | 6-8 | 5 | 35-45 | 1 VIII | 2 | 6-8 | 5 | 35-45 | 1 IX | 2 | 6-8 | - | 35-45 | 1 X | 2 | 6-8 | - | 15-20 | - XI | 2 | 6-8 | - | 15-20 | - _______|____________|____________|_________________|__________ |_____________ _____________________________________________________________________________________ Уроки | Внеклассные | Общешкольные мероприятия | Самостоятельные физкультуры | формы занятий в |______________________________| занятия в неделю | неделю, спортсекции, | Участие в | Дни | физкультурой (ч.) | кружки | соревнованиях в | здоровья и | не менее | физкультуры, | учебном году | спорта | (мин.) | группы ОФП (ч.) | (раз) | | ____________|______________________|_________________|____________|__________________ 2 | 1,10 | 6-8 | ежемесячно | 10-15 2 | 1,30 | 6-8 | ежемесячно | 15-20 2 | 1,30 | 6-8 | ежемесячно | 15-20 2 | 1,30 | 6-8 | ежемесячно | 15-20 2 | 1,30 | 8-9 | ежемесячно | 20-25 2 | 1,30 | 8-9 | ежемесячно | 20-25 2 | 2 | 8-9 | ежемесячно | 20-25 2 | 2 | 8-9 | ежемесячно | 20-25 2 | 2 | 8-9 | ежемесячно | 25-30 2 | 2 | 10 | ежемесячно | 25-30 2 | 2 | 10 | ежемесячно | 30-35 ____________|______________________|_________________|____________|__________________ Приложение 5 (Рекомендуемое) Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектной школе Вариант 1 Вариант 2 I полугодие II полугодие - 1 класс - 2 класс - 3 класс Примечание: продолжительность совмещенных уроков сокращается до 40 мин., последних уроков - до 35 мин. В 1 класс продолжительность уроков составляет в I полугодии 30 мин., во II - 35 мин. Вариант 1 ____ ____ ____ ____ | == | == | == | == | |____|____|____|____|____ ____ ____ | // | // | // | // | ____|____|____|____|____| | | | | | |____|____|____|____| Вариант 2 ____ ____ ____ ____ | == | == | == | | == | |____|____ ____|____ ____|____| | // | // | // | // | |____|____|____|____|____ | | | | | |____|____|____|____| I полугодие | _____|_____ | | ____ ____ ____ ____ | == | == | == | == | |____|____|____|____|____ ____ ____ | | | | | ____|____|____|____|____| | // | // | // | // | |____|____|____|____| ____ ____ ____ ____ ____ | == | == | == | == | | == | |____|____|____| ___|____ ____| ___| | | | | | |____|____|____|____|____ | // | // | // | // | |____|____|____|____| II полугодие ____ | == | - 1 класс |____| ____ | // | - 2 класс |____| ____ | | - 3 класс |____| Второй перерыв (20 мин.) используется для питания детей, третий (20 мин.) - для игр на свежем воздухе. Во 2 варианте в первом классе после 3 урока проводится 2,5-часовой перерыв, во время которого организуются обед, сон, игры. В условиях полного совмещения проводятся уроки физкультуры, труда, пения, рисования. Приложение 6 (Рекомендуемое) Гигиенические требования к расписанию уроков Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2, 3, 4 уроках. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г.Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах Предмет Количество баллов Математика, русский язык (для национальных школ) 11 Иностранный язык 10 Физика, химия 9 История 8 Родной язык, литература 7 Естествознание, география 6 Физкультура 5 Труд 4 Черчение 3 Рисование 2 Пение 1 Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников. Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели. Приложение 7 (Обязательное) Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих общеобразовательные учреждения Извлечение из приказа Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. N 186/272 ___________________________________________________________________________________________________________________________ Переломные | Доврачебный | Врачебно-педагогический этап | Специализированный возрастные | этап (скрининг |________________________________________________________| этап периоды | и лабораторное | Педиатр | Педагог, | | обследование | | психолог | _________________|___________________________|____________________________|___________________________|____________________ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 _________________|___________________________|____________________________|___________________________|____________________ Перед Средний медработник Рекомендации Невропатолог, поступлением лечебно-профилактического Осмотр с анализом по режиму окулист, в дошкольное учреждения данных скрининг-теста адаптации в отоларинголог, учреждение и лабораторного дошкольном хирург-ортопед, обследования. учреждении стоматолог, Распределение по логопед группам здоровья (с 3 лет), по показаниям психиатр и другие специалисты За год до Средний Осмотр с анализом Определение Невропатолог, поступления медработник данных функциональной окулист, в школу дошкольного скрининг-теста и готовности отоларинголог, учреждения лабораторного к обучению хирург-ортопед, обследования в школе стоматолог, по показаниям логопед, психиатр Перед Средний Осмотр с анализом Определение Невропатолог, поступлением медработник данных скрининг-теста функциональной окулист, в школу дошкольного и лабораторного готовности отоларинголог, учреждения обследования. к обучению хирург-ортопед, Распределение на в школе стоматолог, медицинские по показаниям группы для психиатр, занятий физической логопед культурой Конец Средний Рекомендации Оценка Невропатолог, первого медработник для оздоровления адаптации окулист, года школы в летние каникулы к обучению отоларинголог, обучения в школе, хирург-ортопед, рекомендации стоматолог, на каникулы по показаниям психиатр, логопед Переход к Средний Оценка Оценка Невропатолог, предметному медработник нервно-психического адаптации окулист, обучению школы и физического отоларинголог, развития, хирург-ортопед, определение стоматолог, биологического по показаниям возраста ребенка и психиатр, соответствие логопед паспортному и гинеколог Пубертатный Средний Врачебно-профессиональная Педагог, Невропатолог, период медработник консультация, передача психолог. окулист, (14-15 лет) школы сведений на юношей Врачебно-профессиональная отоларинголог, допризывного консультация хирург-ортопед, возраста в военкоматы стоматолог, по показаниям психиатр, логопед и гинеколог Перед Средний Врачебно-профессиональная Педагог, Невропатолог, окончанием медработник консультация, передача психолог. окулист, образовательного школы сведений на юношей Врачебно-профессиональная отоларинголог, учреждения допризывного консультация хирург-ортопед, (10-11 кл., возраста в военкоматы стоматолог, 16-17 лет) по показаниям психиатр, логопед и гинеколог __________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение 8 (Обязательное) Санитарно-дезинфекционный режим в общеобразовательных учреждениях в период карантина _______________________________________________________________________________ Наименование | Способ и режим обеззараживания _________________________|_____________________________________________________ 1. Помещение Обработку проводят способом протирания ветошью, (пол, стены, двери, смоченной в одном из дезинфицирующих растворов: подоконники 0,5% раствор хлорамина - 60 мин; 0,5% раствор и др.), жесткая хлорной извести или извести белильной мебель термомостойкой - 60 мин; 0,25% раствор НГ, ДОСГ - 60 мин; 0,2% раствор сульфохлорантина - 60 мин; 3% (по ДВ) раствор перекиси водорода с моющим средством (0,5%) - 60 мин; 1% (по ДВ) раствор перамина - 60 мин; 1% (по ДВ) раствор полисепта - 60 мин; 3% раствор амфолана - 60 мин; 0,5% раствор катамина АБ - 30 мин. 2. Ковры Дважды почистить щеткой, смоченной: 0,5% раствором хлорамина; 0,2% раствором сульфохлорантина; 1% раствором перамина; 0,5% раствором катамина АБ и на время карантина убрать. 3. Посуда, Кипячение в воде или в 2% растворе соды - 15 освобожденная от мин. Погружение в один из дезинфицирующих остатков пищи растворов на 60 мин: 1% раствор хлорамина, 1% осветленный раствор хлорной извести, 0,5% раствор НГ, 0,2% раствор сульфохлорантина, 3% раствор амфолана, 1% раствор катамина АБ. Посуду после дезинфекции вымыть, сполоснуть и высушить. 4. Остатки Кипячение - 15 мин. Засыпание хлорной известью (или известью белильной термостойкой) 200 г/кг - 60 мин. НГ, ДОСГ 100 г/кг. 5. Санитарно-техническое Крышки унитазов мыть горячей мыльной водой. оборудование Унитазы, ванны, раковины протереть дважды одним (раковины, из растворов, указанных в п. 1, или протереть унитазы и др.) чистяще-дезинфицирующим средством: Белка, Блеск-2, Санита, ПЧД, Санитарный, Дезус, Дезэф и др., в соответствии с рекомендациями по применению средства на этикетке. Использованные квачи, уборочный материал погружают в 0,5% раствор НГ или 1% раствор хлорной извести - на 30 мин, прополаскивают и высушивают. Хранят чистые квачи и уборочный материал в специальной промаркированной таре в хозяйственном шкафу. 6. Изделия медицинского Химический метод: погружение или протирание назначения из стекла, одним из дезинфицирующих растворов: 1,0% раствор металла, резин, хлорамина - 30 мин; 2,5% (0,5% ДВ) раствор пластмасс хлоргексидина биглюконата - 30 мин; 3% (по ДВ) раствор перекиси водорода с 0,5% раствором моющего средства - 80 мин. Физический метод (кроме изделий из пластмасс): кипячение в воде или 2% растворе соды - 15 мин; сухой горячий воздух 120 градусов Цельсия - 45 мин. 7. Руки персонала Для гигиенического обеззараживания руки обрабатывают ватным тампоном в течение 2 мин. одним из растворов: 2,5% (0,5%) водный раствор хлоргексидина биглюконата; 1% раствор йодопирона; 0,5% раствор хлорамина, а затем моют мылом. Страницы: 1 2 |