О ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ ПРОВЕРОК ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 04.08.93 НИ-6-04/255

                    О ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ ПРОВЕРОК
                      ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ  НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                           4 августа 1993 г.

                             N НИ-6-04/255

                                 (Д)



     В соответствии  с  Законом  Российской Федерации от 21 марта 1991
года "О государственной налоговой службе РСФСР" государственные  нало-
говые инспекции  обязаны производить документальные проверки предприя-
тий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственнос-
ти, по  правильности  исчисления,   полноты и своевременности уплаты в
бюджет государственных налогов и других платежей (в том числе и  госу-
дарственной пошлины)  по мере возникновения необходимости,  но не реже
одного раза в два года.
     В целях  осуществления наиболее эффективного контроля за правиль-
ностью исчисления и уплаты в бюджет государственной пошлины  Государс-
твенная налоговая служба Российской Федерации направляет для использо-
вания в практической работе Примерную программу проверок по этому виду
налога в суде, арбитражном суде, нотариальной конторе, ЗАГСе и в орга-
не исполнительной власти (сельской и поселковой администрации).
     В случаях выявления хищений денежных средств, поступающих в упла-
ту государственной пошлины,  просьба информировать об  этом  Государс-
твенную налоговую  службу  Российской Федерации с подробным изложением
механизма хищения,  указанием фамилий и должностей  лиц,   виновных  в
этом, и принятых к ним мерам.

     Приложение: на 8 листах.

     Заместитель Руководителя
     Государственной налоговой службы
     Российской Федерации - Государственный
     советник налоговой службы 1 ранга                    Н. В. Иванов

                                В суде

     Прежде чем приступить к проверке правильности взимания пошлины  в
суде, проверяющий  должен выяснить:  имеется ли в суде аванс пошлинных
марок и на какую сумму,  количество непроданных марок,  а также  сумму
наличных денег за проданные марки. В случае расхождения данных, прове-
ряющий устанавливает их причину.  Поскольку аванс марок выдается  суду
соответствующим учреждением банка, проверяющему следует до начала про-
верки установить размер выданного суду аванса марок. Проверяется также
выполнение предложений по устранению недостатков,  выявленных предыду-
щей проверкой.
     Документами, подлежащими проверке в суде,  являются исковые заяв-
ления, кассационные жалобы,  заявления и определения о выдаче сторонам
и другим лицам, в том числе и представителям предприятий, учреждений и
организаций, копий (дубликатов)  других документов из дела, выдаваемых
судами по просьбе сторон и других лиц,  которые подлежат оплате пошли-
ной.
     В процессе  проверки  должна  быть  произведена сплошная проверка
всех документов,  начиная со дня последней проверки. Кроме того, выбо-
рочно просматриваются  дела и документы за 1-2 истекших года до прове-
ряемого периода, а при наличии аванса марок проверяются операции по их
продаже.
     При просмотре дел необходимо проверить:  взыскивается ли  пошлина
при подаче  исковых  заявлений; не принимаются ли к производству дела,
не оплаченные пошлиной; имеются ли в деле доказательства уплаты пошли-
ны (квитанции кредитных учреждений).
     В случае освобождения истца от уплаты пошлины проверяющий выясня-
ет, имеется ли в решениях суда указание о взыскании пошлины с ответчи-
ка в доход бюджета и правильно ли она исчислена с присужденной суммы.
     После установления плательщика пошлины по проверяемому делу необ-
ходимо выяснить правильность определения цены иска для уплаты пошлины,
обращая особое внимание на такие дела,  где пошлина исчисляется исходя
из совокупности платежей и выдач за  определенный  период  (алиментные
дела, дела об увечьях и т.п.).
     По делам о взыскании алиментов на содержание детей пошлина  опре-
деляется исходя  из совокупной суммы платежей алиментов за 12 месяцев,
исчисленной из размера среднемесячной оплаты труда за вычетом подоход-
ного налога.
     Путем просмотра всех имеющихся в деле документов (исковые заявле-
ния, пошлинные марки,  платежные поручения и квитанции банка об уплате
пошлины, заявления о выдаче справок,  решения суда и т.д.) проверяющий
устанавливает также,   нет  ли встречных исков или исков третьих лиц и
оплачены ли эти иски пошлиной; имеются ли заявления об увеличении пер-
воначальных исковых требований и взыскана ли пошлина с общей суммы ис-
ка; есть ли в деле кассационная жалоба и правильно ли уплачена пошлина
с оспариваемой по жалобе суммы.
     Необходимо проверить,  имеются ли в соответствующих делах решения
судьи или  суда  об освобождении отдельных граждан от пошлины,  как не
имеющих средств к ее уплате, а при наличии в делах определений о возв-
рате пошлины - обоснованность этих определений (в частности,  не возв-
ращается ли пошлина по заявлениям истцов в  связи  с  уменьшением  ими
первоначальной суммы иска, по заявлениям о возврате иска или об отказе
от него по причине погашения ответчиков суммы долга и т.д.).
     При проверке  документов об уплате пошлины через учреждения банка
необходимо установить, приложен ли к делу подлинный платежный документ
и правильно ли он оформлен (имеются ли сведения о плательщике пошлины,
по какому именно делу она уплачена,  есть ли отметка банка о  списании
пошлины со счета плательщика и перечислении ее в доход бюджета и др.).
     Необходимо также проверить наличие в делах за проверяемый  период
(с начала  предыдущей проверки)  и за предшествующие годы (на выборку)
пошлинных марок и правильность их погашения.
     Проверяющий должен ознакомиться с состоянием дела по учету пошли-
ны, подлежащей взысканию в доход бюджета по решениям проверяемого суда
и по исполнительным листам,  полученным от других судов, а также выяс-
нить полноту и своевременность поступления сумм в бюджет.
     При этом необходимо установить:
     ведется ли в суде и  судебным  исполнителем  учет  исполнительных
листов на взыскание пошлины по решениям суда;
     делаются ли в учетных документах  отметки  о  принятых  мерах  по
взысканию и своевременно ли эти меры принимаются;
     осуществляется ли контроль за списанием банками сумм  пошлины  по
распоряжениям судебного исполнителя;
     как организовано наблюдение за своевременным исполнением предпри-
ятиями, учреждениями, организациями распоряжений судебного исполнителя
об удержании сумм пошлины из заработной платы рабочих и служащих  и  о
перечислении удержанных сумм в бюджет;
     принимает ли, и по каким документам, судебный исполнитель пошлину
наличными деньгами;  когда и перед кем от отчитывается в этих докумен-
тах и как обеспечивается внесение взысканных сумм в доход бюджета;
     своевременно ли судебный исполнитель сообщает в суд о результатах
взыскания.
     При отсутствии  отдельных  дел в момент проверки необходимо выяс-
нить причины этого,  отметить номера таких дел в акте и  проверить  их
при последующей проверке.
     По окончании проверки составляется акт,  в котором отражаются  ее
результаты и  вносятся предложения об устранении выявленных нарушений,
допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины.

                          В арбитражном суде

     Проверка дел,  рассматриваемых арбитражным судом, проводится ана-
логично порядку проверки дел в суде.  Также производится сплошная про-
верка всех дел со дня последней проверки.
     При проверке обращается внимание на правильность взимания пошлины
с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера,  кас-
сационных жалоб,  а также по спорам, возникающим при заключении, изме-
нении или расторжении договоров (контрактов).
     При проверке  следует  обратить внимание на наличие в решении ар-
битражного суда  указаний  о  взыскании  пошлины  в  доход  бюджета  и
правильность ее  исчисления; на определение цены иска и применение ус-
тановленных льгот по пошлине; на правильность предоставления отсрочки,
рассрочки или  снижения размера пошлины (имеется ли заявление платель-
щика на предоставление этих льгот с документами,  подтверждающими  его
платежеспособность); указывается ли в решении суда, на какой срок пре-
доставляется отсрочка или  рассрочка  уплаты  пошлины;  обоснованность
принимаемых арбитражным судом решений о возврате пошлины (в частности,
не возвращалась ли она по заявлениям истцов в связи с уменьшением  ими
первоначальной суммы иска, по заявлениям о возврате иска или об отказе
от него в связи с погашением ответчиком суммы долга и т.д.),  а  также
на своевременность  направления  налоговым органам приказов о принуди-
тельном исполнении решений арбитражных судов  о  взыскании  пошлины  в
бюджет. При  проверке  обращается внимание на правильность указываемых
реквизитов в платежном поручении.
     По результатам проверки дел составляется акт, в котором отражает-
ся результаты проверки и вносятся предложения по устранению выявленных
нарушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошли-
ны.

                        В нотариальной конторе

     Прежде чем приступить к проверке правильности взимания пошлины за
отдельные действия и документы, необходимо проверить денежные операции
нотариальной конторы по продаже пошлинных марок.  Проверка этих опера-
ций производится в таком же порядке,  как и в народных судах. Если но-
тариальная контора не имеет аванса пошлинных марок, необходимо устано-
вить, каким  путем взимается пошлина с плательщиков.  Следует при этом
иметь в виду, что некоторые работники нотариальных контор при соверше-
нии нотариальных действий в нарушение установленного порядка принимают
пошлину наличными деньгами и затем сами покупают марки, которые накле-
ивают в  реестрах,  на соответствующих документах через несколько дней
после получения денег или вовсе не наклеивают, получают наличные день-
ги, которые в банк не сдают.
     При установлении таких фактов необходимо принять меры к их устра-
нению, а  в соответствующих случаях и к привлечению виновных к ответс-
твенности.
     По договорам  купли-продажи,   дарения,   мены и свидетельствам о
праве на наследство,  удостоверенным нотариальной конторой,  целесооб-
разно произвести  выборочные  встречные проверки в органах бюро техни-
ческой инвентаризации, ГАИ, в комитетах по земельным ресурсам и земле-
устройству с составлением списков,  по которым изменился владелец того
или иного имущества.
     Правильность взимания пошлины за нотариальное удостоверение дого-
воров, завещаний и доверенностей проверяется по записям  в  реестре  и
находящимся в делах нотариальной конторы документам, при этом за нота-
риальное удостоверение договоров купли-продажи (мены,  дарения) должны
быть использованы подлинники этих договоров, находящихся в органах бю-
ро технической инвентаризации (путем сверки отметок нотариальных  кон-
тор о сумме пошлины с записями в реестре соответствующего нотариально-
го органа).
     За выдачу  свидетельств,   подтверждающих  право  на  наследство,
проверка производится по записям в реестре и находящимся в делах нота-
риальной конторы первым экземплярам свидетельств.
     Правильность взимания пошлины за совершение исполнительных надпи-
сей проверяется  по записям в реестре и находящимся в делах нотариаль-
ной конторы копиям надписей.
     Проверяется правильность  ведения книг реестров.  Они должны быть
пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью и печатью.
     Для определения  правильности размера государственной пошлины мо-
гут быть использованы прилагаемые к договорам купли-продажи,  дарения,
мены, залога,  раздела, а также доверенностям справки об оценке строе-
ний, заключения об оценке автомобилей и другие документы
     Сверяются списки,  составленные проверяющим в органах бюро техни-
ческой инвентаризации,ГАИ и сельских Советах с документами,  находящи-
мися в нотариальной конторе с записями в реестрах.
     Если будет установлено,  что отдельные договора или свидетельства
отсутствуют в  нотариальной  конторе и не зарегистрированы в реестрах,
необходимо сделать встречные проверки.
     Проверка правильности оплаты депозитных операций по кассовой при-
ходо-расходной книге депозитных сумм производится по корешкам  квитан-
ционной книжки,  а также по карточкам лицевых счетов для записи движе-
ния поступивших в депозит сумм.   Кассовая  книга  депозитных  сумм  и
лицевые счета служат контрольным материалом для проверки выданных кви-
танций на принятые в депозит суммы.
     По окончании проверки составляется акт,  в котором отражаются ре-
зультаты проверки и вносятся предложения об устранении выявленных  на-
рушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины.
     К акту прилагаются списки,  составленные в органах  коммунального
хозяйства, ГАИ и сельской (поселковой) администрации, комитетах по зе-
мельным ресурсам и землеустройству.

                               В ЗАГСе

     При проверке ЗАГСа необходимо снять остатки денежной  наличности,
пошлинных марок  и  чистых  бланков,  свидетельств о регистрации актов
гражданского состояния,  проверить их движение  с  момента  предыдущей
проверки, составить  об этом акт и сравнить их наличие с учетными дан-
ными. Проверить правильность оформления книг актов записей,  книг при-
хода и расхода бланков: книги должны быть прошиты, скреплены печатью и
подписью, листы пронумерованы. Проверить правильность применения льгот
по пошлине.
     Проверить все ли заявления, представленные для проверки зарегист-
рированы в книге учета заявлений, и наоборот.
     Проверить правильность взимания госпошлины,  сличая  заявления  с
соответствующими актовыми записями, книгой учета выданных свидетельств
и ведомостью о регистрации актов гражданского состояния.
     Обратить внимание  на  своевременность  и  правильность взыскания
пошлины за регистрацию брака, за регистрацию расторжения брака и соот-
ветствие суммы  взысканной  пошлины сумме,  указанной в решении суда в
отношении лица, которому выдано свидетельство.
     Сделать встречные  проверки по правильности выдачи повторных сви-
детельств.
     Составить акт проверки, в котором отразить о выявленных нарушени-
ях при исчислении и взимании государственной пошлины и внести  предло-
жения по их устранению.

                    В органе исполнительной власти
                 (поселковой, сельской администрации)

     При проверке  необходимо  снять  остаток   денежной   наличности,
квитанций ф.N  10,   чистых бланков,  свидетельств о регистрации актов
гражданского состояния,  составить об этом акт и сравнить их наличие с
учетными данными.
     Проверить правильность ведения книг нотариальных действий.  Книги
должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписью.
     Проверить правильность взимания госпошлины по вторым  экземплярам
нотариально удостоверенных документов, в частности:
     - правильность применения ставок пошлины и взимания ее;
     - правильность  определения  сумм,   с  которых взимается пошлина
(должны быть приложены соответствующие документы:  справки  об  оценке
строений, подтверждение родственных отношений и др.);
     - правильность представления льгот по госпошлине.
     Сверить вторые экземпляры нотариально удостоверенных документов с
данными книг нотариальных действий.
     Сверить копии  квитанций ф.N 10 с данными книг нотариальных дейс-
твий.
     Проверить правильность  взимания  госпошлины за регистрацию актов
гражданского состояния, удостоверение договоров купли-продажи домовла-
дений, за регистрацию (прописку) по месту жительства граждан.
     По копиям квитанций ф.N 10 подсчитать сумму уплаченной госпошлины
и проследить движение денежной наличности путем подсчета:
     а) остатка денег на день, предыдущей проверки;
     б) полученной  суммы  денег за проверяемый период (по копиям кви-
танций ф.N 10);
     в) денег, сданных в бухгалтерию;
     г) выявления остатка денег на начало проверки (стр.а  +  стр.б  -
стр.г).
     Проверить движение бланков свидетельств о регистрации актов граж-
данского состояния и квитанций ф. N 10.
     По данным хозяйственных книг составить список хозяйств, где изме-
нился владелец на основании договоров купли-продажи, дарения или мены,
а также список хозяйств,  где изменился владелец на  основании  свиде-
тельств о  праве на наследство (для использования этих данных при про-
верке в нотариальной конторе).
     По данным землеустроителя составить список хозяйств, где произош-
ло перезакрепление  земельных  участков  в  связи  с  куплей-продажей,
дарением, меной  строения или получением свидетельства о праве на нас-
ледство домовладения,  земли (последний документ для использования при
проверке нотариальной конторы).
     Проверить имеются ли соответствующие договора  по  выбранным  хо-
зяйствам. В случае их отсутствия сделать встречные проверки.
     Сделать встречные проверки по уточнению фактической стоимости до-
мовладений, правильности выписки квитанций ф.N 10 и соответствие запи-
сей в ее копии.
     Проверить своевременность сдачи денег в бухгалтерию,  сохранность
денежных средств,  квитанционного материала и свидетельств актов граж-
данского состояния.
     Составить акт,  в котором отразить результат  проверки  и  внести
предложения по устранению выявленных нарушений.