О ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ ПРОВЕРОК ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 4 августа 1993 г. N НИ-6-04/255 (Д) В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 года "О государственной налоговой службе РСФСР" государственные нало- говые инспекции обязаны производить документальные проверки предприя- тий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственнос- ти, по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей (в том числе и госу- дарственной пошлины) по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в два года. В целях осуществления наиболее эффективного контроля за правиль- ностью исчисления и уплаты в бюджет государственной пошлины Государс- твенная налоговая служба Российской Федерации направляет для использо- вания в практической работе Примерную программу проверок по этому виду налога в суде, арбитражном суде, нотариальной конторе, ЗАГСе и в орга- не исполнительной власти (сельской и поселковой администрации). В случаях выявления хищений денежных средств, поступающих в упла- ту государственной пошлины, просьба информировать об этом Государс- твенную налоговую службу Российской Федерации с подробным изложением механизма хищения, указанием фамилий и должностей лиц, виновных в этом, и принятых к ним мерам. Приложение: на 8 листах. Заместитель Руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации - Государственный советник налоговой службы 1 ранга Н. В. Иванов В суде Прежде чем приступить к проверке правильности взимания пошлины в суде, проверяющий должен выяснить: имеется ли в суде аванс пошлинных марок и на какую сумму, количество непроданных марок, а также сумму наличных денег за проданные марки. В случае расхождения данных, прове- ряющий устанавливает их причину. Поскольку аванс марок выдается суду соответствующим учреждением банка, проверяющему следует до начала про- верки установить размер выданного суду аванса марок. Проверяется также выполнение предложений по устранению недостатков, выявленных предыду- щей проверкой. Документами, подлежащими проверке в суде, являются исковые заяв- ления, кассационные жалобы, заявления и определения о выдаче сторонам и другим лицам, в том числе и представителям предприятий, учреждений и организаций, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, которые подлежат оплате пошли- ной. В процессе проверки должна быть произведена сплошная проверка всех документов, начиная со дня последней проверки. Кроме того, выбо- рочно просматриваются дела и документы за 1-2 истекших года до прове- ряемого периода, а при наличии аванса марок проверяются операции по их продаже. При просмотре дел необходимо проверить: взыскивается ли пошлина при подаче исковых заявлений; не принимаются ли к производству дела, не оплаченные пошлиной; имеются ли в деле доказательства уплаты пошли- ны (квитанции кредитных учреждений). В случае освобождения истца от уплаты пошлины проверяющий выясня- ет, имеется ли в решениях суда указание о взыскании пошлины с ответчи- ка в доход бюджета и правильно ли она исчислена с присужденной суммы. После установления плательщика пошлины по проверяемому делу необ- ходимо выяснить правильность определения цены иска для уплаты пошлины, обращая особое внимание на такие дела, где пошлина исчисляется исходя из совокупности платежей и выдач за определенный период (алиментные дела, дела об увечьях и т.п.). По делам о взыскании алиментов на содержание детей пошлина опре- деляется исходя из совокупной суммы платежей алиментов за 12 месяцев, исчисленной из размера среднемесячной оплаты труда за вычетом подоход- ного налога. Путем просмотра всех имеющихся в деле документов (исковые заявле- ния, пошлинные марки, платежные поручения и квитанции банка об уплате пошлины, заявления о выдаче справок, решения суда и т.д.) проверяющий устанавливает также, нет ли встречных исков или исков третьих лиц и оплачены ли эти иски пошлиной; имеются ли заявления об увеличении пер- воначальных исковых требований и взыскана ли пошлина с общей суммы ис- ка; есть ли в деле кассационная жалоба и правильно ли уплачена пошлина с оспариваемой по жалобе суммы. Необходимо проверить, имеются ли в соответствующих делах решения судьи или суда об освобождении отдельных граждан от пошлины, как не имеющих средств к ее уплате, а при наличии в делах определений о возв- рате пошлины - обоснованность этих определений (в частности, не возв- ращается ли пошлина по заявлениям истцов в связи с уменьшением ими первоначальной суммы иска, по заявлениям о возврате иска или об отказе от него по причине погашения ответчиков суммы долга и т.д.). При проверке документов об уплате пошлины через учреждения банка необходимо установить, приложен ли к делу подлинный платежный документ и правильно ли он оформлен (имеются ли сведения о плательщике пошлины, по какому именно делу она уплачена, есть ли отметка банка о списании пошлины со счета плательщика и перечислении ее в доход бюджета и др.). Необходимо также проверить наличие в делах за проверяемый период (с начала предыдущей проверки) и за предшествующие годы (на выборку) пошлинных марок и правильность их погашения. Проверяющий должен ознакомиться с состоянием дела по учету пошли- ны, подлежащей взысканию в доход бюджета по решениям проверяемого суда и по исполнительным листам, полученным от других судов, а также выяс- нить полноту и своевременность поступления сумм в бюджет. При этом необходимо установить: ведется ли в суде и судебным исполнителем учет исполнительных листов на взыскание пошлины по решениям суда; делаются ли в учетных документах отметки о принятых мерах по взысканию и своевременно ли эти меры принимаются; осуществляется ли контроль за списанием банками сумм пошлины по распоряжениям судебного исполнителя; как организовано наблюдение за своевременным исполнением предпри- ятиями, учреждениями, организациями распоряжений судебного исполнителя об удержании сумм пошлины из заработной платы рабочих и служащих и о перечислении удержанных сумм в бюджет; принимает ли, и по каким документам, судебный исполнитель пошлину наличными деньгами; когда и перед кем от отчитывается в этих докумен- тах и как обеспечивается внесение взысканных сумм в доход бюджета; своевременно ли судебный исполнитель сообщает в суд о результатах взыскания. При отсутствии отдельных дел в момент проверки необходимо выяс- нить причины этого, отметить номера таких дел в акте и проверить их при последующей проверке. По окончании проверки составляется акт, в котором отражаются ее результаты и вносятся предложения об устранении выявленных нарушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины. В арбитражном суде Проверка дел, рассматриваемых арбитражным судом, проводится ана- логично порядку проверки дел в суде. Также производится сплошная про- верка всех дел со дня последней проверки. При проверке обращается внимание на правильность взимания пошлины с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кас- сационных жалоб, а также по спорам, возникающим при заключении, изме- нении или расторжении договоров (контрактов). При проверке следует обратить внимание на наличие в решении ар- битражного суда указаний о взыскании пошлины в доход бюджета и правильность ее исчисления; на определение цены иска и применение ус- тановленных льгот по пошлине; на правильность предоставления отсрочки, рассрочки или снижения размера пошлины (имеется ли заявление платель- щика на предоставление этих льгот с документами, подтверждающими его платежеспособность); указывается ли в решении суда, на какой срок пре- доставляется отсрочка или рассрочка уплаты пошлины; обоснованность принимаемых арбитражным судом решений о возврате пошлины (в частности, не возвращалась ли она по заявлениям истцов в связи с уменьшением ими первоначальной суммы иска, по заявлениям о возврате иска или об отказе от него в связи с погашением ответчиком суммы долга и т.д.), а также на своевременность направления налоговым органам приказов о принуди- тельном исполнении решений арбитражных судов о взыскании пошлины в бюджет. При проверке обращается внимание на правильность указываемых реквизитов в платежном поручении. По результатам проверки дел составляется акт, в котором отражает- ся результаты проверки и вносятся предложения по устранению выявленных нарушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошли- ны. В нотариальной конторе Прежде чем приступить к проверке правильности взимания пошлины за отдельные действия и документы, необходимо проверить денежные операции нотариальной конторы по продаже пошлинных марок. Проверка этих опера- ций производится в таком же порядке, как и в народных судах. Если но- тариальная контора не имеет аванса пошлинных марок, необходимо устано- вить, каким путем взимается пошлина с плательщиков. Следует при этом иметь в виду, что некоторые работники нотариальных контор при соверше- нии нотариальных действий в нарушение установленного порядка принимают пошлину наличными деньгами и затем сами покупают марки, которые накле- ивают в реестрах, на соответствующих документах через несколько дней после получения денег или вовсе не наклеивают, получают наличные день- ги, которые в банк не сдают. При установлении таких фактов необходимо принять меры к их устра- нению, а в соответствующих случаях и к привлечению виновных к ответс- твенности. По договорам купли-продажи, дарения, мены и свидетельствам о праве на наследство, удостоверенным нотариальной конторой, целесооб- разно произвести выборочные встречные проверки в органах бюро техни- ческой инвентаризации, ГАИ, в комитетах по земельным ресурсам и земле- устройству с составлением списков, по которым изменился владелец того или иного имущества. Правильность взимания пошлины за нотариальное удостоверение дого- воров, завещаний и доверенностей проверяется по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы документам, при этом за нота- риальное удостоверение договоров купли-продажи (мены, дарения) должны быть использованы подлинники этих договоров, находящихся в органах бю- ро технической инвентаризации (путем сверки отметок нотариальных кон- тор о сумме пошлины с записями в реестре соответствующего нотариально- го органа). За выдачу свидетельств, подтверждающих право на наследство, проверка производится по записям в реестре и находящимся в делах нота- риальной конторы первым экземплярам свидетельств. Правильность взимания пошлины за совершение исполнительных надпи- сей проверяется по записям в реестре и находящимся в делах нотариаль- ной конторы копиям надписей. Проверяется правильность ведения книг реестров. Они должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью и печатью. Для определения правильности размера государственной пошлины мо- гут быть использованы прилагаемые к договорам купли-продажи, дарения, мены, залога, раздела, а также доверенностям справки об оценке строе- ний, заключения об оценке автомобилей и другие документы Сверяются списки, составленные проверяющим в органах бюро техни- ческой инвентаризации,ГАИ и сельских Советах с документами, находящи- мися в нотариальной конторе с записями в реестрах. Если будет установлено, что отдельные договора или свидетельства отсутствуют в нотариальной конторе и не зарегистрированы в реестрах, необходимо сделать встречные проверки. Проверка правильности оплаты депозитных операций по кассовой при- ходо-расходной книге депозитных сумм производится по корешкам квитан- ционной книжки, а также по карточкам лицевых счетов для записи движе- ния поступивших в депозит сумм. Кассовая книга депозитных сумм и лицевые счета служат контрольным материалом для проверки выданных кви- танций на принятые в депозит суммы. По окончании проверки составляется акт, в котором отражаются ре- зультаты проверки и вносятся предложения об устранении выявленных на- рушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины. К акту прилагаются списки, составленные в органах коммунального хозяйства, ГАИ и сельской (поселковой) администрации, комитетах по зе- мельным ресурсам и землеустройству. В ЗАГСе При проверке ЗАГСа необходимо снять остатки денежной наличности, пошлинных марок и чистых бланков, свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, проверить их движение с момента предыдущей проверки, составить об этом акт и сравнить их наличие с учетными дан- ными. Проверить правильность оформления книг актов записей, книг при- хода и расхода бланков: книги должны быть прошиты, скреплены печатью и подписью, листы пронумерованы. Проверить правильность применения льгот по пошлине. Проверить все ли заявления, представленные для проверки зарегист- рированы в книге учета заявлений, и наоборот. Проверить правильность взимания госпошлины, сличая заявления с соответствующими актовыми записями, книгой учета выданных свидетельств и ведомостью о регистрации актов гражданского состояния. Обратить внимание на своевременность и правильность взыскания пошлины за регистрацию брака, за регистрацию расторжения брака и соот- ветствие суммы взысканной пошлины сумме, указанной в решении суда в отношении лица, которому выдано свидетельство. Сделать встречные проверки по правильности выдачи повторных сви- детельств. Составить акт проверки, в котором отразить о выявленных нарушени- ях при исчислении и взимании государственной пошлины и внести предло- жения по их устранению. В органе исполнительной власти (поселковой, сельской администрации) При проверке необходимо снять остаток денежной наличности, квитанций ф.N 10, чистых бланков, свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, составить об этом акт и сравнить их наличие с учетными данными. Проверить правильность ведения книг нотариальных действий. Книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписью. Проверить правильность взимания госпошлины по вторым экземплярам нотариально удостоверенных документов, в частности: - правильность применения ставок пошлины и взимания ее; - правильность определения сумм, с которых взимается пошлина (должны быть приложены соответствующие документы: справки об оценке строений, подтверждение родственных отношений и др.); - правильность представления льгот по госпошлине. Сверить вторые экземпляры нотариально удостоверенных документов с данными книг нотариальных действий. Сверить копии квитанций ф.N 10 с данными книг нотариальных дейс- твий. Проверить правильность взимания госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния, удостоверение договоров купли-продажи домовла- дений, за регистрацию (прописку) по месту жительства граждан. По копиям квитанций ф.N 10 подсчитать сумму уплаченной госпошлины и проследить движение денежной наличности путем подсчета: а) остатка денег на день, предыдущей проверки; б) полученной суммы денег за проверяемый период (по копиям кви- танций ф.N 10); в) денег, сданных в бухгалтерию; г) выявления остатка денег на начало проверки (стр.а + стр.б - стр.г). Проверить движение бланков свидетельств о регистрации актов граж- данского состояния и квитанций ф. N 10. По данным хозяйственных книг составить список хозяйств, где изме- нился владелец на основании договоров купли-продажи, дарения или мены, а также список хозяйств, где изменился владелец на основании свиде- тельств о праве на наследство (для использования этих данных при про- верке в нотариальной конторе). По данным землеустроителя составить список хозяйств, где произош- ло перезакрепление земельных участков в связи с куплей-продажей, дарением, меной строения или получением свидетельства о праве на нас- ледство домовладения, земли (последний документ для использования при проверке нотариальной конторы). Проверить имеются ли соответствующие договора по выбранным хо- зяйствам. В случае их отсутствия сделать встречные проверки. Сделать встречные проверки по уточнению фактической стоимости до- мовладений, правильности выписки квитанций ф.N 10 и соответствие запи- сей в ее копии. Проверить своевременность сдачи денег в бухгалтерию, сохранность денежных средств, квитанционного материала и свидетельств актов граж- данского состояния. Составить акт, в котором отразить результат проверки и внести предложения по устранению выявленных нарушений. |