ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ" (РЕДАКЦИЯ НА 16.11.99). Инструкция. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 15.05.96 42


Страницы: 1  2  3  


   
         ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                     "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ"
                       (Редакция на 16.11.1999)

                              ИНСТРУКЦИЯ
   
                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ
   
                            15 мая 1996 г.
                                 N 42

                                (ЮИАИ)


 

     Настоящая Инструкция   издана  во  исполнение  Закона  Российской
Федерации от 9 декабря 1991 г.  N 2005-1 "О государственной пошлине" в
редакции  Федерального  закона  от  31  декабря  1995  г.  N 226-ФЗ "О
внесении изменений  и  дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  "О
государственной пошлине".

                          I. Общие положения

     Настоящая Инструкция   издана  во  исполнение  Закона  Российской
Федерации от 9 декабря 1991 г.  N 2005-1 "О государственной пошлине" в
редакции  Федерального  закона  от  31  декабря  1995  г.  N 226-ФЗ "О
внесении изменений  и  дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  "О
государственной пошлине".

                          I. Общие положения

     1. Под  государственной пошлиной понимается установленный Законом
Российской  Федерации  "О  государственной  пошлине"  обязательный   и
действующий на всей территории Российской Федерации платеж,  взимаемый
за совершение юридически  значимых  действий  либо  выдачу  документов
уполномоченными на то органами или должностными лицами.
     2. Плательщиками  государственной   пошлины   являются   граждане
Российской  Федерации,  иностранные  граждане  и  лица без гражданства
(далее  -  граждане)  и   юридические   лица,   независимо   от   форм
собственности,   обращающиеся   за   совершением  юридически  значимых
действий или выдачей документов.
     Если за  совершением юридически значимого действия или за выдачей
документа одновременно обратились несколько лиц,  не имеющих права  на
льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных
долях или долях, согласованных между ними.
     В случае,  если среди лиц, обратившихся за совершением юридически
значимого действия или за выдачей документа, одно лицо (несколько лиц)
в соответствии с законодательством освобождено (освобождены) от уплаты
государственной пошлины, то размер государственной пошлины, подлежащей
уплате   в   соответствующий   бюджет,   уменьшается   пропорционально
количеству  лиц,  имеющих  право  на   льготы,   и   в   этом   случае
государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами),
не имеющим (не имеющими) права на льготы.
     Например, за  удостоверением договора дарения квартиры обратились
три лица,  одно из которых -  участник  Великой  Отечественной  войны.
Лица,  не  имеющие  права на льготу,  должны уплатить за удостоверение
этого договора государственную пошлину в размере 2/3 от суммы пошлины,
подлежащей уплате.
     3. Государственная пошлина взимается:
     с исковых  и  иных  заявлений  и  жалоб,  подаваемых в суды общей
юрисдикции,  арбитражные  суды  и   Конституционный   Суд   Российской
Федерации;
     за совершение нотариальных действий  нотариусами  государственных
нотариальных  контор  или  уполномоченными  на  то должностными лицами
органов  исполнительной  власти,  органов  местного  самоуправления  и
консульских учреждений Российской Федерации;
     за государственную регистрацию  актов  гражданского  состояния  и
другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов
гражданского состояния;
     за выдачу   документов   вышеуказанными  судами,  учреждениями  и
органами;
     за рассмотрение  и  выдачу документов,  связанных с приобретением
гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской
Федерации,  въездом  в  Российскую  Федерацию  и выездом из Российской
Федерации,  а также за совершение других юридически значимых действий,
определяемых Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".
     4. Если международным договором Российской Федерации,  содержащим
положения,  касающиеся  налогообложения  и  сборов,  установлены  иные
правила и нормы,  чем предусмотренные  Налоговым  кодексом  Российской
Федерации  и  принятыми  в  соответствии  с ним нормативными правовыми
актами о налогах и  (или)  сборах,  то  применяются  правила  и  нормы
международных договоров Российской Федерации.

       II. Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины

     5. Осуществление  налоговыми  органами  контроля  за  соблюдением
положений Закона Российской Федерации "О государственной  пошлине",  а
также    ответственность    плательщиков    государственной    пошлины
регулируются  Налоговым  кодексом  Российской  Федерации   и   другими
нормативными правовыми актами.
     6. Государственная пошлина уплачивается  в  рублях  в  банки  (их
филиалы),  а  также путем перечисления сумм государственной пошлины со
счета  плательщика  через  банки  (их  филиалы).  Прием  банками   (их
филиалами)  государственной  пошлины наличными деньгами осуществляется
во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.
     7. При     определении     размера    государственной    пошлины,
установленного в кратном размере от минимального размера оплаты труда,
учитывается  установленный  законом минимальный размер оплаты труда на
день уплаты государственной пошлины.
     8. Государственная   пошлина  зачисляется  в  доход  федерального
бюджета  по  месту  нахождения  банка,  принявшего  платеж  по  делам,
рассматриваемым арбитражными судами,  Конституционным Судом Российской
Федерации и Верховным Судом Российской Федерации.
     Государственная пошлина зачисляется в доход местного  бюджета  по
месту нахождения банка, принявшего платеж:
     - по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции;
     - за   совершение    нотариальных    действий    государственными
нотариусами  или  уполномоченными  на  то  должностными лицами органов
исполнительной власти и консульских учреждений;
     - за   совершение   действий,   связанных   с  оформлением  актов
гражданского состояния;
     - за  совершение действий,  связанных с приобретением гражданства
Российской Федерации или выходом из гражданства Российской  Федерации,
а  также  с  выездом  из Российской Федерации или въездом в Российскую
Федерацию;
     - за оформление прочих юридически значимых действий.
     9. Платежные  поручения  и  квитанции  представляются  только   с
подлинной отметкой банка. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и
квитанций об уплате государственной пошлины не могут  быть  приняты  в
качестве доказательства ее уплаты.
     Оформление платежного  поручения  должно  соответствовать  форме,
приведенной в Приложении к настоящей Инструкции.
     10. Иностранные лица  могут  уплачивать  государственную  пошлину
через   надлежаще  уполномоченных  представителей  в  России,  имеющих
рублевые и валютные счета.
     11. Платежные  поручения на перечисление государственной пошлины,
квитанции  банка  о  приеме  государственной  пошлины  приобщаются   к
соответствующим  материалам  о совершении юридически значимых действий
или о выдаче документов  и  остаются  в  делах  учреждений,  взимающих
государственную пошлину.
     В реестре для регистрации нотариальных действий указываются сумма
внесенной пошлины, дата и номер банковского документа.
     12. Уплата государственной пошлины за нотариальные  действия,  за
регистрацию  актов  гражданского  состояния,  совершаемые должностными
лицами  органов  местного  самоуправления   в   сельских   поселениях,
производится наличными деньгами по квитанции установленной формы.  При
этом  должностные  лица  в  соответствующих  реестрах,  книгах  делают
отметку  о  сумме  взысканной  пошлины  с  указанием  номера квитанции
установленной формы.
     В случаях  освобождения  плательщиков  от  уплаты государственной
пошлины  делается  отметка  в  соответствующих  документах  (реестрах,
книгах и т.п.).
     13. Руководители учреждений,  взимающих государственную  пошлину,
несут   ответственность  за  правильность  ее  взимания,  а  также  за
своевременность и полноту внесения пошлины в бюджет в  соответствии  с
действующим законодательством.

            III. Порядок возврата государственной пошлины

     14. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично
или полностью в случаях:
     - внесения  государственной  пошлины  в большем размере,  чем это
требуется по Закону Российской Федерации "О государственной  пошлине".
Не подлежит возврату уплаченная госпошлина,  если истец после принятия
искового заявления к производству уменьшил цену иска;
     - возвращения или отказа в принятии искового заявления,  жалобы и
иного обращения судами,  а  также  отказа  в  совершении  нотариальных
действий уполномоченными на то органами;
     - прекращения  производства  по  делу  или  оставления  иска  без
рассмотрения,   если  спор  не  подлежит  рассмотрению  в  суде  общей
юрисдикции или арбитражном суде,  а также  когда  истцом  не  соблюден
установленный  досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора
с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;
     - удовлетворения  исковых требований арбитражным судом о возврате
налогов,  сборов,   пошлин   и   других   обязательных   платежей   из
соответствующего  бюджета,  если  ответчик  -  налоговый,  финансовый,
таможенный органы и орган по валютному и экспортному  контролю,  не  в
пользу которого состоялось решение.
     При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после
обращения  последнего  в  арбитражный  суд  и  вынесения определения о
принятии искового заявления  к  производству  государственная  пошлина
возврату не подлежит;
     - отказа лиц,  уплативших государственную пошлину,  от совершения
юридически  значимого действия или от получения документа до обращения
в орган, совершающий данное юридически значимое действие;
     - отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта.
     15. Государственная пошлина, внесенная за исправление и изменение
акта гражданского состояния,  за государственную регистрацию брака или
государственную регистрацию расторжения  брака  по  решению  суда,  за
перемену  фамилии,  имени,  отчества,  если  акт  впоследствии  не был
зарегистрирован, возврату не подлежит.
     16. Возврат  государственной  пошлины,  уплаченной  в федеральный
бюджет, производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган:
     в течение  года  со  дня принятия соответствующего решения суда о
возврате государственной пошлины из бюджета;
     уплаченной в  местный  бюджет - в течение года со дня поступления
суммы в бюджет.
     К заявлению   о   возврате  государственной  пошлины  прилагаются
решения,  определения,  справки суда  об  обстоятельствах,  являющихся
основанием  для  полного  или  частичного  возврата  пошлины,  а также
платежные  поручения  или  квитанции  с  подлинной   отметкой   банка,
подтверждающие  уплату государственной пошлины,  если пошлина подлежит
возврату  в  полном  размере.  В  случае  возврата  части   уплаченной
государственной   пошлины  к  справке  организации  прилагаются  копии
платежных документов.
     По заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным
государственной пошлиной, но не поступившим в суд или им возвращенным,
и  по  судебным актам,  предусматривающим полный или частичный возврат
пошлины, ее возврат производится на основании выданной судом справки.
     После проверки   поступивших   в  налоговые  органы  заявлений  и
документов на возврат госпошлины налоговый орган в течение 30 дней  со
дня их поступления выносит решение.
     Государственная пошлина,  подлежащая возврату, должна быть выдана
гражданину  или  юридическому  лицу  в  течение  одного  месяца со дня
принятия  решения  о  ее  возврате  соответствующим   финансовым   или
налоговым органом.
     Возврат государственной   пошлины   по   делам,   рассматриваемым
арбитражными  судами,  Конституционным  Судом  Российской  Федерации и
Верховным  Судом  Российской  Федерации,   -   органами   федерального
казначейства,  а  где  они отсутствуют - налоговыми органами.  Возврат
государственной пошлины,  уплаченной в  местный  бюджет,  производится
финансовыми органами.

        IV. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым
                       в судах общей юрисдикции

     17. По   делам,   рассматриваемым   судами   общей    юрисдикции,
государственная   пошлина   уплачивается  до  подачи  соответствующего
заявления (жалобы) или кассационной жалобы,  а также при выдаче  судом
копий документов в следующих размерах:

-----------------------------------------------------------------------
|     1) с   исковых     заявлений |                                  |
| имущественного   характера   при |                                  |
| цене иска:                       |                                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   до 1 млн. рублей               |   - 5 процентов от цены иска     |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   свыше 1 млн. рублей до 10 млн. |   - 50 тыс. рублей + 4 процента  |
| рублей                           | от суммы свыше 1 млн. рублей     |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   свыше 10 млн. рублей до        |   - 410 тыс. рублей + 3 процента |
| 50 млн. рублей                   | от суммы свыше 10 млн. рублей    |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   свыше 50 млн. рублей до        |   - 1 млн. 610 тыс. рублей +     |
| 100 млн. рублей                  | 2 процента от суммы свыше        |
|                                  | 50 млн. рублей                   |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   свыше 100 млн. рублей до       |   - 2 млн. 610 тыс. рублей +     |
| 500 млн. рублей                  | 1 процент от суммы свыше         |
|                                  | 100 млн. рублей                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   свыше 500 млн. рублей          |   - 1,5 процента от цены иска    |
-----------------------------------------------------------------------

     Примечание. В    соответствии    со   статьей   83   Гражданского
процессуального кодекса РСФСР цена иска определяется:
     в исках о взыскании денег - взыскиваемой суммой;
     в исках об  истребовании  имущества  -  стоимостью  отыскиваемого
имущества;
     в исках о взыскании алиментов - совокупностью  платежей  за  один
год;
     в исках  о  срочных  платежах  и  выдачах  -  совокупностью  всех
платежей или выдач, но не более чем за три года;
     в исках  о  бессрочных  или  пожизненных  платежах  и  выдачах  -
совокупностью платежей или выдач за три года;
     в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач - суммой,
на  которую  уменьшаются  или увеличиваются платежи или выдачи,  но не
более чем за один год;
     в исках   о   прекращении  платежей  или  выдач  -  совокупностью
оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год;
     в исках  о  досрочном расторжении договора имущественного найма -
совокупностью платежей за пользование имуществом в течение оставшегося
срока действия договора, но не более чем за три года;
     в исках  о  праве  собственности   на   строения,   принадлежащие
гражданам на праве личной собственности,  - стоимостью строения, но не
ниже инвентаризационной оценки,  при отсутствии ее - не ниже оценки по
обязательному  окладному  страхованию,  а для строений,  принадлежащих
предприятиям,  учреждениям и организациям - не ниже балансовой  оценки
строения;
     в исках,  состоящих из нескольких самостоятельных  требований,  -
общей суммой всех требований;

-----------------------------------------------------------------------
|   2) с  заявлений   о  повторной |   - 50  процентов   от   размера |
| выдаче судебного приказа         | государственной         пошлины, |
|                                  | взимаемой при   подаче   исковых |
|                                  | заявлений         имущественного |
|                                  | характера                        |
-----------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------
|   3) с надзорных жалоб по делам, |   - 50  процентов   от   размера |
| которые не  были  обжалованы   в | государственной         пошлины, |
| кассационном порядке             | взимаемой при   подаче   исковых |
|                                  | заявлений                (жалоб) |
|                                  | неимущественного характера, а по |
|                                  | спорам имущественного  характера |
|                                  | - от   размера   государственной |
|                                  | пошлины, исчисленной  из  суммы, |
|                                  | оспариваемой стороной или другим |
|                                  | лицом, участвующим в деле        |
-----------------------------------------------------------------------

     В случае отказа в принятии заявления или выдаче судебного приказа
внесенная  взыскателем  государственная   пошлина   при   предъявлении
взыскателем   иска   к   должнику   в  порядке  искового  производства
засчитывается в счет уплаты государственной пошлины;

-----------------------------------------------------------------------
|   4) с   исковых   заявлений   о |   - однократный           размер |
| расторжении брака                | минимального    размера   оплаты |
|                                  | труда                            |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   5) с   исковых   заявлений   о |   - 20 процентов от минимального |
| расторжении   брака   с   лицом, | размера оплаты труда             |
| признанным    в    установленном |                                  |
| порядке  безвестно отсутствующим |                                  |
| или  недееспособным   вследствие |                                  |
| психического расстройства,  либо |                                  |
| с лицом,  осужденным  к  лишению |                                  |
| свободы на срок свыше трех лет   |                                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   6) с   исковых   заявлений   о |   - размер       государственной |
| разделе имущества,  находящегося | пошлины      определяется      в |
| в  общей  собственности  (выделе | соответствии  с   подпунктом   1 |
| доли из него)                    | настоящего  пункта,  если спор о |
|                                  | признании права собственности на |
|                                  | это     имущество    ранее    не |
|                                  | разрешался   судом,    либо    в |
|                                  | соответствии   с   подпунктом  5 |
|                                  | настоящего пункта,  если спор  о |
|                                  | признании права собственности на |
|                                  | это имущество  судом  ранее  был |
|                                  | разрешен                         |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   7) с     исковых     заявлений |   - 10 процентов от минимального |
| неимущественного   характера,  а | размера   оплаты   труда  -  для |
| также   с   исковых    заявлений | граждан,  десятикратный   размер |
| имущественного   характера,   не | минимального    размера   оплаты |
| подлежащих оценке                | труда - для юридических лиц      |
-----------------------------------------------------------------------

     Например, гражданин 15 мая 1997 г.  обратился  в  суд  с  исковым
заявлением неимущественного характера, уплатив государственную пошлину
в размере 10 процентов от минимального размера  оплаты  труда  -  8349
руб., и выиграл дело. Ответчиком по делу выступало юридическое лицо. В
соответствии со ст.  90  Гражданского  процессуального  кодекса  РСФСР
стороне,  в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой
стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым относится и
госпошлина.  В  таком  случае  юридическое  лицо должно будет уплатить
госпошлину в размере 8349 руб.  В случае, если истец был бы освобожден
от  уплаты  госпошлины,  то  ответчик при удовлетворении судом исковых
требований должен был внести госпошлину в бюджет в размере,  в котором
она  подлежала бы взысканию с истца,  в нашем примере - в размере 8349
руб.

-----------------------------------------------------------------------
|   8) с  жалоб   на   решения   и |   - 15 процентов от минимального |
| действия    (или    бездействие) | размера оплаты труда             |
| органов государственной  власти, |                                  |
| органов местного самоуправления, |                                  |
| общественных  объединений,  иных |                                  |
| организаций,   должностных  лиц, |                                  |
| нарушающих   права   и   свободы |                                  |
| граждан                          |                                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   9) с  заявлений,  с  жалоб  по |   - 10 процентов от минимального |
| делам особого производства       | размера оплаты труда             |
-----------------------------------------------------------------------

     Примечание. В   соответствии   со   статьей   245    Гражданского
процессуального  кодекса  РСФСР к делам,  рассматриваемым судами общей
юрисдикции в порядке особого производства, относятся дела:
     об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
     о признании гражданина безвестно отсутствующим  и  об  объявлении
гражданина умершим;
     о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным;
     о признании имущества бесхозяйным;
     об установлении   неправильностей   записей   в   книгах    актов
гражданского состояния;
     по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;
     о восстановлении  прав  по  утраченным документам на предъявителя
(вызывное производство);

-----------------------------------------------------------------------
|   10) с кассационных  жалоб   на |   - 50  процентов   от   размера |
| решения суда                     | государственной         пошлины, |
|                                  | взимаемой  при  подаче   исковых |
|                                  | заявлений                (жалоб) |
|                                  | неимущественного характера, а по |
|                                  | спорам  имущественного характера |
|                                  | -  от  размера   государственной |
|                                  | пошлины,  исчисленной  из суммы, |
|                                  | оспариваемой стороной или другим |
|                                  | лицом, участвующим в деле        |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   11) за повторную  выдачу копий |   - 1  процент  от  минимального |
| (дубликатов)            решений, | размера оплаты труда за страницу |
| приговоров,         определений, | документа                        |
| постановлений     суда,    копий |                                  |
| (дубликатов)  других  документов |                                  |
| из  дела,  выдаваемых  судом  по |                                  |
| просьбе сторон или  других  лиц, |                                  |
| участвующих  в деле,  а также за |                                  |
| выдачу    копий     (дубликатов) |                                  |
| названных документов, выдаваемых |                                  |
| судом         по         просьбе |                                  |
| заинтересованных лиц             |                                  |
-----------------------------------------------------------------------

     18. За  исковые  заявления,  содержащие  одновременно  требования
имущественного  и  неимущественного характера,  взимается одновременно
государственная   пошлина,   установленная   для   исковых   заявлений
имущественного  характера  и  для  исковых  заявлений неимущественного
характера.
     19. Со  встречных  исковых  заявлений,  а  также  с  заявлений  о
вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями
пошлина взимается на общих основаниях.
     При замене судом первоначального  истца  с  его  согласия  другим
лицом это лицо должно уплатить пошлину на общих основаниях.
     Согласно статье 40 ГПК РСФСР в случаях выбытия одной из сторон  в
спорном  или установленном решением правоотношении (смерть гражданина,
прекращение  существования  юридического  лица,  уступка   требования,
перевод  долга)  суд допускает замену этой стороны ее правопреемником.
Правопреемство возможно в любой стадии процесса.
     Для правопреемника  все  действия,  совершенные в процессе до его
вступления,  обязательны в той мере,  в какой они были бы  обязательны
для  лица,  которое  правопреемник заменил.  Госпошлина взыскивается с
правопреемника, если она не была уплачена первоначальным истцом.
     20. В   случае   выделения   судьей   одного  или  нескольких  из
соединенных  исковых  требований  в  отдельное  производство  пошлина,
уплаченная   при   предъявлении   иска,   не   пересчитывается   и  не
возвращается. По выделенному отдельно производству пошлина вторично не
уплачивается.
     По повторно предъявленным искам, которые ранее были оставлены без
рассмотрения,  пошлина  уплачивается  вновь  на общих основаниях.  При
оставлении исков без рассмотрения (если спор не подлежит  рассмотрению
в  суде  общей  юрисдикции)  пошлина  подлежит  возврату.  В случае ее
невозврата  к  повторно  предъявляемому  иску  может   быть   приложен
первоначальный  документ об уплате госпошлины,  если не истек годичный
срок после вынесения решения.
     21. Цена   иска,  по  которой  исчисляется  пошлина,  указывается
истцом,  а  в  соответствующих   случаях   -   судьей   по   правилам,
установленным гражданско - процессуальным законодательством.
     По делам  о  взыскании  алиментов  на  содержание  детей  пошлина
определяется  исходя  из  совокупной  суммы  платежей  алиментов за 12
месяцев.
     Взыскание алиментов  производится  с  начисленной суммы заработка
(дохода), причитающегося лицу, уплачивающему алименты, после удержания
из  этого заработка (дохода) подоходного налога.  Если судом выносится
решение о взыскании алиментов на  содержание  детей  и  на  содержание
истца, госпошлина исчисляется исходя из совокупной суммы этих платежей
за год. В случае подачи истцом заявления о прекращении разбирательства
по  делу  о  взыскании  алиментов до его рассмотрения в суде пошлина с
ответчика не взыскивается.
     22. При  освобождении  истца  от уплаты государственной пошлины в
случае удовлетворения иска пошлина взыскивается с ответчика  (если  он
не  освобожден от уплаты пошлины) в доход государства в соответствии с
присужденной суммой иска.
     23. При  затруднительности  определения  цены  иска  в момент его
предъявления    размер    государственной    пошлины    предварительно
устанавливается  судьей  с  последующим довзысканием пошлины сообразно
цене иска, определенной судом при разрешении дела.
     При увеличении   истцом   исковых  требований  недостающая  сумма
пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска.
     В таком  же порядке исчисляется пошлина,  когда суд в зависимости
от обстоятельств дела выходит за пределы заявленных истцом требований.
     При частичном   удовлетворении   иска   пошлина   взыскивается  с
ответчика пропорционально удовлетворенной  части,  а  остальная  часть
пошлины не подлежит возврату истцу.
     24. С исковых заявлений о праве  собственности  на  имущество,  о
признании  права  на  долю  в  имуществе,  о  выделе  доли  из  общего
имущества,  если спор о признании права собственности на это имущество
не решался судом,  госпошлина взимается как с заявлений имущественного
характера, подлежащих оценке.
     С исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им
доли имущества,  если спор о  признании  права  собственности  на  это
имущество судом ранее был разрешен, госпошлина взимается как с исковых
заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке.
     25. С  исковых  заявлений  о  расторжении  брака  с одновременным
разделом имущества пошлина взимается как за расторжение брака,  так  и
за раздел имущества.
     26. С подаваемых ходатайств об отмене решений Морской арбитражной
комиссии  при  Торгово  -  промышленной  палате  Российской Федерации,
госпошлина  взимается  в   порядке   и   размерах,   установленных   с
кассационных жалоб на решения суда.
     27. От уплаты госпошлины по делам,  рассматриваемым в судах общей
юрисдикции, освобождаются:
     1) Герои  Советского  Союза,  Герои Российской Федерации,  полные
кавалеры ордена Славы.
     Основанием для   предоставления   льготы  является  книжка  Героя
Советского Союза или Российской Федерации, орденская книжка;
     2) участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
     Основанием для  предоставления  льготы   является   удостоверение
участника или инвалида Великой Отечественной войны;
     3) лица,  имеющие право на эту льготу в  соответствии  с  Законом
Российской   Федерации  "О  социальной  защите  граждан,  подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на  Чернобыльской  АЭС",  в
том числе переселившиеся с территории Украины, Республики Белоруссия и
других государств на территорию Российской Федерации  для  постоянного
проживания  независимо  от  того,  являются  ли  они  ее  гражданами в
соответствии с международными договорами Российской Федерации.  К  ним
относятся:
     а) граждане,  получившие или перенесшие лучевую болезнь и  другие
заболевания,   связанные   с   радиационным   воздействием  вследствие
чернобыльской катастрофы или  с  работами  по  ликвидации  последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС;
     б) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
     - граждан    (в    том    числе    временно    направленных   или
командированных),  принимавших  участие   в   ликвидации   последствий
катастрофы  в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или
других работах на Чернобыльской АЭС;
     - военнослужащих  и  военнообязанных,  призванных  на специальные
сборы и привлеченных  к  выполнению  работ,  связанных  с  ликвидацией
последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и
выполнявшихся работ,  а также лиц начальствующего и  рядового  состава
органов   внутренних  дел,  проходивших  (проходящих)  службу  в  зоне
отчуждения;
     - граждан,  эвакуированных  из  зоны отчуждения и переселенных из
зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных  зон
после принятия решения об эвакуации;
     - граждан,  отдавших  костный  мозг  для  спасения  жизни  людей,
пострадавших   вследствие   чернобыльской  катастрофы,  независимо  от
времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени
развития у них в этой связи инвалидности;
     в) граждане   (в   том   числе    временно    направленные    или
командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по
ликвидации  последствий  чернобыльской  катастрофы  в  пределах   зоны
отчуждения   или  занятые  в  этот  период  на  работах,  связанных  с
эвакуацией  населения,  материальных  ценностей,  сельскохозяйственных
животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
     г) военнослужащие  и  военнообязанные,  призванные на специальные
сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ,  связанных  с
ликвидацией  последствий  чернобыльской  катастрофы,  в  пределах зоны
отчуждения, включая летно - подъемный, инженерно - технический составы
гражданской  авиации,  независимо  от места дислокации и выполнявшихся
работ;
     д) лица начальствующего и  рядового  состава  органов  внутренних
дел, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;
     е) граждане,  в  том  числе  военнослужащие  и   военнообязанные,
призванные  на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах
в работах по объекту "Укрытие";
     ж) младший   и  средний  медицинский  персонал,  врачи  и  другие
работники   лечебных   учреждений    (за    исключением    лиц,    чья
профессиональная  деятельность  связана  с  работой  с  любыми  видами
источников ионизирующих излучений в условиях  радиационной  обстановки
на  их  рабочем  месте,  соответствующей  профилю  проводимой работы),
получившие сверхнормативные дозы облучения  при  оказании  медицинской
помощи  и  обслуживании  в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г.  лиц,
пострадавших  в  результате  чернобыльской  катастрофы  и   являвшихся
источником ионизирующих излучений;
     з) рабочие   и   служащие,   а   также    военнослужащие,    лица
начальствующего и рядового состава органов внутренних дел,  получившие
профессиональные заболевания,  связанные  с  лучевым  воздействием  на
работах в зоне отчуждения;
     и) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в
1986  году  из  зоны  отчуждения,  включая  детей,  в том числе детей,
которые в момент  эвакуации  находились  в  состоянии  внутриутробного
развития;
     к) дети   и   подростки,   страдающие    болезнями    (вследствие
чернобыльской     катастрофы    или    обусловленными    генетическими
последствиями  радиоактивного  облучения  их   родителей),   а   также
последующие  поколения  детей  в  случае  развития  у  них заболеваний
вследствие чернобыльской катастрофы  или  обусловленных  генетическими
последствиями радиоактивного облучения их родителей.
     Основанием для  предоставления  льготы   является   удостоверение
участника  ликвидации  последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или
специальное удостоверение инвалида;
     4) граждане,  пострадавшие  от радиационных воздействий.  К числу
таких лиц относятся:
     а) граждане,   получившие  или  перенесшие  лучевую  болезнь  или
ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий  на
других  (кроме  Чернобыльской  АЭС)  атомных объектах гражданского или
военного назначения,  в результате испытаний,  учений  и  иных  работ,
связанных с любыми видами ядерных установок,  включая ядерное оружие и
космическую технику;
     б) граждане из числа летно - подъемного, инженерно - технического
состава гражданской авиации  и  служебных  пассажиров,  выполнявших  в
составе  экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с
1958 по 1990 годы полеты  с  целью  радиационной  разведки  с  момента
ядерного  выброса  (взрыва)  с  последующим  сечением и сопровождением
радиоактивного облака, его исследованиями, регистрацией мощности доз в
эпицентре  взрывов  (аварий)  и  по  ядерно  - радиационному следу при
испытаниях  ядерного  оружия,   ликвидации   последствий   ядерных   и
радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения.
     Основанием для предоставления льгот  гражданам,  перечисленным  в
настоящем  подпункте,  являются удостоверение установленного образца и
удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС  в  1986  - 1987 годах со штампом (надпечаткой) "летно - подъемный
состав,  участвовавший в ядерных испытаниях",  выдаваемые  в  порядке,
определяемом  Министерством  Российской Федерации по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий,  по согласованию с Министерством труда Российской Федерации,
Министерством   транспорта   Российской    Федерации,    Министерством
Российской Федерации по атомной энергии;
     5) Граждане,  подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии
в   1957   году  на  производственном  объединении  "Маяк"  и  сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча,  имеющие  право  на  эту  льготу  в
соответствии  с  Федеральным  законом  "О  социальной  защите  граждан
Российской Федерации,  подвергшихся  воздействию  радиации  вследствие
аварии  в  1957  году на производственном объединении "Маяк" и сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча". К таким гражданам относятся:
     а) граждане,  ставшие  инвалидами или получившие лучевую болезнь,
другие заболевания,  включенные в перечень заболеваний,  возникновение
или  обострение  которых  обусловлены воздействием радиации вследствие
аварии в 1957 году на производственном объединении  "Маяк"  и  сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча из числа:
     - граждан   (в    том    числе    временно    направленных    или
командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных
на специальные сборы,  лиц начальствующего и рядового состава  органов
внутренних   дел,   органов   государственной   безопасности,  органов
гражданской обороны,  принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное
участие  в  работах  по  ликвидации  последствий аварии в 1957 году на
производственном  объединении  "Маяк",  а   также   граждан,   включая
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц
начальствующего и рядового состава  органов  внутренних  дел,  органов
государственной безопасности,  органов гражданской обороны, занятых на
работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно
загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах;
     - граждан   (в    том    числе    временно    направленных    или
командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных
на специальные сборы,  лиц начальствующего и рядового состава  органов
внутренних   дел,   органов   государственной   безопасности,  органов
гражданской обороны,  принимавших в 1959 - 1961 годах непосредственное
участие  в  работах  по  ликвидации  последствий аварии в 1957 году на
производственном  объединении  "Маяк",  а   также   граждан,   включая
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц
начальствующего и рядового состава  органов  внутренних  дел,  органов
государственной безопасности,  органов гражданской обороны, занятых на
работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно
загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах;
     - граждан,  эвакуированных (переселенных),  а  также  добровольно
выехавших   из   населенных   пунктов   (в  том  числе  эвакуированных
(переселенных)  в   пределах   населенных   пунктов,   где   эвакуация
(переселение)  производилась  частично),  подвергшихся  радиоактивному
загрязнению  вследствие  аварии  в  1957  году   на   производственном
объединении  "Маяк"  и  сбросов  радиоактивных  отходов  в  реку Теча,
включая  детей,  в  том  числе  детей,  которые  в  момент   эвакуации
(переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также
-   военнослужащих,   вольнонаемный   состав   войсковых   частей    и
спецконтингент,  эвакуированных  в  1957  году  из зоны радиоактивного
загрязнения.
     К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с
29 сентября  1957  года  по  31  декабря  1960  года  включительно  из
населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
аварии в 1957 году на производственном  объединении  "Маяк",  а  также
выехавшие  с  1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов
(в  том  числе  переселившиеся  в  пределах  населенных  пунктов,  где
переселение   производилось   частично),  подвергшихся  радиоактивному
загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
     - граждан,   проживающих   в   населенных  пунктах,  подвергшихся
радиоактивному  загрязнению  вследствие  аварии   в   1957   году   на
производственном  объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в
реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в
настоящее  время  свыше  1  мЗв  (0,1  бэр) (дополнительно над уровнем
естественного радиационного фона для данной местности);
     - граждан,  проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах,
подвергшихся    радиоактивному    загрязнению    вследствие    сбросов
радиоактивных   отходов   в   реку   Теча,  и  получивших  накопленную
эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
     - граждан,  проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах,
подвергшихся    радиоактивному    загрязнению    вследствие    сбросов
радиоактивных   отходов   в   реку   Теча,  и  получивших  накопленную
эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв  (бэр),  но  не  более  35  сЗв
(бэр);
     - граждан,  добровольно выехавших на новое  место  жительства  из
населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
аварии в 1957 году на производственном объединении  "Маяк"  и  сбросов
радиоактивных  отходов  в  реку Теча,  где средняя годовая эффективная
доза облучения составляет в настоящее время  свыше  1  мЗв  (0,1  бэр)
(дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной
местности);
     б) граждане    (в    том    числе   временно   направленных   или
командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных
на  специальные сборы,  лиц начальствующего и рядового состава органов
внутренних  дел,   органов   государственной   безопасности,   органов
гражданской обороны,  принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное
участие в работах по ликвидации последствий  аварии  в  1957  году  на
производственном   объединении   "Маяк",  а  также  граждане,  включая
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц
начальствующего  и  рядового  состава органов внутренних дел,  органов
государственной безопасности,  органов гражданской обороны, занятых на
работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно
загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах;
     в) граждане,  эвакуированные (переселенные),  а также добровольно
выехавшие  из  населенных  пунктов   (в   том   числе   эвакуированные
(переселенные)   в   пределах   населенных   пунктов,   где  эвакуация
(переселение)  производилась  частично),  подвергшиеся  радиоактивному
загрязнению   вследствие   аварии  в  1957  году  на  производственном
объединении "Маяк"  и  сбросов  радиоактивных  отходов  в  реку  Теча,
включая   детей,  в  том  числе  детей,  которые  в  момент  эвакуации
(переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также
-    военнослужащие,   вольнонаемный   состав   войсковых   частей   и
спецконтингент,  эвакуированные в 1957  году  из  зоны  радиоактивного
загрязнения.
     К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с
29  сентября  1957  года  по  31  декабря  1960  года  включительно из
населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
аварии  в  1957  году на производственном объединении "Маяк",  а также
выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из  населенных  пунктов
(в  том  числе  переселившиеся  в  пределах  населенных  пунктов,  где
переселение  производилось  частично),   подвергшихся   радиоактивному
загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
     г) дети первого и  второго  поколения,  страдающие  заболеваниями
вследствие воздействия радиации на их родителей из числа:
     - граждан   (в    том    числе    временно    направленных    или
командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных
на специальные сборы,  лиц начальствующего и рядового состава  органов
внутренних   дел,   органов   государственной   безопасности,  органов
гражданской обороны,  принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное
участие  в  работах  по  ликвидации  последствий аварии в 1957 году на
производственном  объединении  "Маяк",  а   также   граждан,   включая
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц
начальствующего и рядового состава  органов  внутренних  дел,  органов
государственной безопасности,  органов гражданской обороны, занятых на
работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно
загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах;
     - граждан   (в    том    числе    временно    направленных    или
командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных
на специальные сборы,  лиц начальствующего и рядового состава  органов
внутренних   дел,   органов   государственной   безопасности,  органов
гражданской обороны,  принимавших в 1959 - 1961 годах непосредственное
участие  в  работах  по  ликвидации  последствий аварии в 1957 году на
производственном  объединении  "Маяк",  а   также   граждан,   включая
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц
начальствующего и рядового состава  органов  внутренних  дел,  органов
государственной безопасности,  органов гражданской обороны, занятых на
работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно
загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах;
     - граждан,  эвакуированных (переселенных),  а  также  добровольно
выехавших   из   населенных   пунктов   (в  том  числе  эвакуированных
(переселенных)  в   пределах   населенных   пунктов,   где   эвакуация
(переселение)  производилась  частично),  подвергшихся  радиоактивному
загрязнению  вследствие  аварии  в  1957  году   на   производственном
объединении  "Маяк"  и  сбросов  радиоактивных  отходов  в  реку Теча,
включая  детей,  в  том  числе  детей,  которые  в  момент   эвакуации
(переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также
-   военнослужащих,   вольнонаемный   состав   войсковых   частей    и
спецконтингент,  эвакуированных  в  1957  году  из зоны радиоактивного
загрязнения.
     К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с
29 сентября  1957  года  по  31  декабря  1960  года  включительно  из
населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
аварии в 1957 году на производственном  объединении  "Маяк",  а  также
выехавшие  с  1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов
(в  том  числе  переселившиеся  в  пределах  населенных  пунктов,  где
переселение   производилось   частично),  подвергшихся  радиоактивному
загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
     - граждан,   проживающих   в   населенных  пунктах,  подвергшихся
радиоактивному  загрязнению  вследствие  аварии   в   1957   году   на
производственном  объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в
реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в
настоящее  время  свыше  1  мЗв  (0,1  бэр) (дополнительно над уровнем
естественного радиационного фона для данной местности);
     - граждан,  проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах,
подвергшихся    радиоактивному    загрязнению    вследствие    сбросов
радиоактивных   отходов   в   реку   Теча,  и  получивших  накопленную
эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
     - граждан,  проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах,
подвергшихся    радиоактивному    загрязнению    вследствие    сбросов
радиоактивных   отходов   в   реку   Теча,  и  получивших  накопленную
эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв  (бэр),  но  не  более  35  сЗв
(бэр);
     - граждан,  добровольно выехавших на новое  место  жительства  из
населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
аварии в 1957 году на производственном объединении  "Маяк"  и  сбросов
радиоактивных  отходов  в  реку Теча,  где средняя годовая эффективная
доза облучения составляет в настоящее время  свыше  1  мЗв  (0,1  бэр)
(дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной
местности).
     Основанием для  предоставления  льгот гражданам,  перечисленным в
настоящем   подпункте,   является   удостоверение   единого   образца,
выдаваемое   в   порядке,   определяемом   Правительством   Российской
Федерации;
     6) в  соответствии  с  Федеральным  законом  "О социальной защите
граждан,  подвергшихся радиационному  воздействию  вследствие  ядерных
испытаний на Семипалатинском полигоне" граждане,  проживавшие в 1949 -
1963  годах  в  населенных  пунктах  Российской  Федерации  и  за   ее
пределами,   включенных   в   утверждаемые  Правительством  Российской
Федерации  перечни  населенных  пунктов,  подвергшихся   радиационному
воздействию  вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
получившие в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную)
эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
     Основанием для   предоставления   льготы  является  удостоверение
единого образца,  выдаваемое в  порядке,  определяемом  Правительством
Российской Федерации;
     7) в соответствии с Постановлением Верховного  Совета  Российской
Федерации  от 27 декабря 1991 г.  N 2123-1 "О распространении действия
Закона РСФСР "О социальной защите  граждан,  подвергшихся  воздействию
радиации  вследствие  катастрофы  на  Чернобыльской АЭС" на граждан из
подразделений особого риска"  граждане,  принимавшие  непосредственное
участие  в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и
термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах
вооружений и военных объектах.
     К гражданам  из  подразделений  особого  риска  относятся лица из
числа  военнослужащих  и  вольнонаемного   состава   Вооруженных   Сил
Российской   Федерации,   войск   и  органов  ФСБ,  внутренних  войск,
железнодорожных   войск   и   других   воинских   формирований,    лиц
начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
     - непосредственные  участники   испытаний   ядерного   оружия   в
атмосфере,  боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого
оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
     - непосредственные  участники подземных испытаний ядерного оружия
в  условиях  нештатных  радиационных  ситуаций   и   действия   других
поражающих факторов ядерного оружия;
     - непосредственные участники ликвидации  радиационных  аварий  на
ядерных  установках  надводных  и  подводных  кораблей  и др.  военных
объектах;
     - личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов
из числа военнослужащих;
     - непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия,
проведения и обеспечения работ по сбору  и  захоронению  радиоактивных
веществ.
     Основанием для  предоставления  льготы  является   удостоверение,
выданное  Комитетом  ветеранов  подразделений особого риска Российской
Федерации на  основании  заключения  медико  -  социальной  экспертной
комиссии;
     8) истцы - по  искам  о  взыскании  заработной  платы  (денежного
содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
     9) истцы - по спорам об авторстве,  авторы - по искам, вытекающим
из  авторского  права,  из  права  на  изобретение,  полезную  модель,
промышленный  образец,  а  также  из  других  прав на интеллектуальную
собственность;
     10) истцы - по искам о взыскании алиментов;
     11) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или
иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
     12) органы  социального  страхования  -  по  регрессным  искам  о
взыскании  с причинителя вреда сумм пособий,  выплаченных потерпевшему
или членам его семьи;
     13) истцы  -  по  искам  о   возмещении   материального   ущерба,
причиненного преступлением;
     14) юридические лица и граждане - за выдачу им документов в связи
с уголовными делами или делами о взыскании алиментов;
     15) стороны - с кассационных жалоб по делам о расторжении  брака;
     16) органы  внутренних дел,  выступающие в качестве истцов,  - по
делам о взыскании расходов по  розыску  лиц,  уклоняющихся  от  уплаты
алиментов   и   других   платежей,  а  также  по  делам  о  возмещении
дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под
стражей подозреваемых или обвиняемых,  их розыском, а равно лечением в
случае умышленного причинения вреда своему здоровью;
     17) налоговые,  финансовые,  таможенные  органы   и   органы   по
валютному  и  экспортному  контролю,  выступающие  в качестве истцов и
ответчиков,  - по искам о взыскании налогов,  сборов,  пошлин и других
обязательных  платежей  в бюджет и возврате их из бюджета,  а также по
делам особого производства;
     18) федеральный   орган   исполнительной  власти,  осуществляющий
управление  государственным  резервом,  его  территориальные   органы,
предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва
- по искам, связанным с нарушением их прав;
     19) органы    управления    и    подразделения    Государственной
противопожарной  службы   Министерства   внутренних   дел   Российской
Федерации    при    осуществлении    своих    функций,   установленных
законодательством  Российской  Федерации,  -  по  искам,  связанным  с
нарушением их прав;
     20) органы государственной власти, органы местного самоуправления
и иные органы,  обращающиеся в  случаях,  предусмотренных  законом,  в
защиту  государственных и общественных интересов,  а также юридические
лица и граждане,  обращающиеся в случаях,  предусмотренных законом,  в
защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц;
     21) общественные организации инвалидов,  их учреждения,  учебно -
производственные организации и объединения - по всем искам;
     22) истцы  -  по  искам  об  истребовании   имущества,   имеющего
историческую,   художественную   или  иную  ценность,  из  незаконного
владения;
     23) юридические  лица  и граждане - при подаче в суд заявлений об
отсрочке или о рассрочке исполнения решений,  об изменении  способа  и
порядка   исполнения   решений,   о   повороте   исполнения   решения,
восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или
постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам;  о пересмотре
заочного решения  судом,  вынесшим  это  решение;  жалоб  на  действия
судебного  исполнителя,  а  также  жалоб  на постановления по делам об
административных правонарушениях,  вынесенных  уполномоченными  на  то
органами;   частных   жалоб  на  определения  суда,  в  том  числе  об
обеспечении иска или  о  замене  одного  вида  обеспечения  другим,  о
прекращении  или  приостановлении  дела,  об  отказе  в  сложении  или
уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
     24) граждане - с кассационных жалоб по уголовным делам, в которых
оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного
преступлением;
     25) прокурор - по искам, подаваемым в интересах юридических лиц и
граждан;
     26) Пенсионный фонд Российской Федерации и его органы - по  искам
о взыскании с граждан обязательных платежей;
     27) потребители - по искам, связанным с нарушением их прав;
     28) стороны - по спорам,  связанным с  возмещением  материального
ущерба,  причиненного  гражданину  незаконным  осуждением,  незаконным
привлечением к уголовной  ответственности,  незаконным  применением  в
качестве   меры  пресечения  заключения  под  стражу  либо  незаконным
наложением административного взыскания в виде ареста;
     29) реабилитированные  лица  и лица,  признанные пострадавшими от
политических репрессий,  - при обращении по  вопросам,  возникающим  в
связи  с применением Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв
политических репрессий", за исключением споров между этими лицами и их
наследниками;
     30) вынужденные переселенцы и беженцы - по  жалобам  на  отказ  в
регистрации  ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или
беженцами;
     31) ветераны   Великой   Отечественной   войны,  ветераны  боевых
действий на территориях других государств,  ветераны  военной  службы,
ветераны   органов  внутренних  дел,  прокуратуры,  юстиции  и  судов,
ветераны труда,  обращающиеся за  защитой  своих  прав,  установленных
Федеральным законом "О ветеранах";
     32) федеральный  антимонопольный   орган   (его   территориальные
органы),   а   также   федеральные   органы   исполнительной   власти,
осуществляющие контроль за качеством и безопасностью  для  потребителя
товаров (работ,  услуг), органы местного самоуправления по защите прав
потребителей,  общественные организации потребителей  (их  ассоциации,
союзы)  -  по  искам,  предъявляемым  в интересах потребителя,  группы
потребителей, неопределенного круга потребителей;
     33) ликвидационные  комиссии  - по искам о взыскании просроченных
задолженностей к дебиторам должника в пользу потребителей;
     34) граждане - при обращении в суд с исками о возмещении убытков,
связанных  с  невозвратом  в  сроки,  предусмотренные  договорами  или
учредительными   документами,   денежных  или  имущественных  вкладов,
внесенных  в  акционерные  общества,  товарищества,  банки  и   другие
коммерческие организации;
     35) граждане  -  при  подаче  в  суд  заявлений  об  установлении
усыновления (удочерения) ребенка; <*>
--------------------------------
    <*> В  соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20 августа
1996 г.  N 118-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской  Федерации
"О  государственной  пошлине"  настоящий  Федеральный закон вступает в
силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования (с  26
сентября 1996 г.).

     36) учреждения и органы уголовно - исполнительной  системы  -  по
искам  о  возмещении  дополнительных  затрат,  связанных с пресечением
побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых,  а равно
осужденных  к  ограничению  свободы,  аресту  или лишению свободы,  их
розыском,  а также лечением  в  случае  умышленного  причинения  вреда
своему здоровью;
     37) истцы - при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных
интересов ребенка.
     28. Суд или судья, исходя из имущественного положения гражданина,
вправе  освободить  его  от  уплаты  государственной пошлины,  а также
отсрочить   или   рассрочить   одной   или   обеим   сторонам   уплату
государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

                 V. Государственная пошлина по делам,
                 рассматриваемым в арбитражных судах

     29. Государственная пошлина взимается по делам, рассматриваемым в
арбитражных судах, до подачи соответствующего заявления, апелляционной
или кассационной жалоб, в следующих размерах:

-----------------------------------------------------------------------
|     1) с    исковых    заявлений |                                  |
| имущественного характера     при |                                  |
| цене иска:                       |                                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   до 10 млн. рублей              |   - 5 процентов от цены иска, но |
|                                  | не  менее  минимального  размера |
|                                  | оплаты труда                     |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   свыше   10  млн.  рублей    до |   - 500 тыс. рублей + 4 процента |
| 50 млн. рублей                   | от суммы свыше 10 млн. рублей    |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   свыше   50 млн.  рублей     до |   - 2 млн.  100  тыс.  рублей  + |
| 100 млн. рублей                  | 3  процента   от   суммы   свыше |
|                                  | 50 млн. рублей                   |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   свыше  100 млн.  рублей     до |   - 3 млн.  600  тыс.  рублей  + |
| 500 млн. рублей                  | 2 процента   от   суммы    свыше |
|                                  | 100 млн. рублей                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   свыше  500 млн.  рублей     до |   - 11 млн.  600  тыс. рублей  + |
| 1 млрд. рублей                   | 1 процент    от   суммы    свыше |
|                                  | 500 млн. рублей                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   свыше 1 млрд. рублей           |   - 16 млн.  600 тыс.  рублей  + |
|                                  | 0,5  процента  от   суммы  свыше |
|                                  | 1 млрд.  рублей,  но  не   свыше |
|                                  | тысячекратного           размера |
|                                  | минимального   размера    оплаты |
|                                  | труда                            |
-----------------------------------------------------------------------

     Примечание. В   соответствии   со   статьей    92    Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации цена иска определяется:
     по искам о взыскании денежных средств исходя  из  взыскиваемой
суммы;
     по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или
иного  документа,  по  которому  взыскание  производится  в бесспорном
(безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой суммы;
     по искам об истребовании имущества исходя из стоимости имущества;
     по искам  об  истребовании земельного участка исходя из стоимости
земельного участка по установленной цене,  а при ее  отсутствии  -  по
рыночной цене;

-----------------------------------------------------------------------
|   2) с  исковых   заявлений   по |   - двадцатикратный       размер |
| спорам,      возникающим     при | минимального    размера   оплаты |
| заключении,    изменении     или | труда                            |
| расторжении   договоров,   и  по |                                  |
| спорам   о   признании    сделок |                                  |
| недействительными                |                                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   3) с   исковых   заявлений   о |   - 20 процентов от минимального |
| признании      недействительными | размера   оплаты   труда  -  для |
| (полностью     или     частично) | граждан;  десятикратный   размер |
| ненормативных              актов | минимального    размера   оплаты |
| государственных органов, органов | труда - для организаций          |
| местного  самоуправления  и иных |                                  |
| органов                          |                                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   4) с  иных  исковых  заявлений |   - десятикратный         размер |
| неимущественного   характера,  в | минимального    размера   оплаты |
| том   числе   с   заявлений    о | труда                            |
| признании права, о присуждении к |                                  |
| исполнению обязанности в натуре  |                                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   5) с  заявлений  о   признании |   - десятикратный         размер |
| организаций   и   индивидуальных | минимального    размера   оплаты |
| предпринимателей                 | труда                            |
| несостоятельными (банкротами)    |                                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   6) с заявлений об установлении |   - пятикратный           размер |
| фактов,    имеющих   юридическое | минимального    размера   оплаты |
| значение                         | труда                            |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   7) с заявлений о вступлении  в |   - по  размеру  государственной |
| дело   третьих  лиц,  заявляющих | пошлины,  взимаемой  при  подаче |
| самостоятельные  требования   на | искового               заявления |
| предмет спора                    | неимущественного характера, а по |
|                                  | спорам имущественного  характера |
|                                  | -   по  размеру  государственной |
|                                  | пошлины,  исчисленной исходя  из |
|                                  | оспариваемой третьим лицом суммы |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   8) с   заявлений   о    выдаче |   - пятикратный           размер |
| исполнительного     листа     на | минимального    размера   оплаты |
| принудительное        исполнение | труда                            |
| решения третейского суда         |                                  |
|----------------------------------|----------------------------------|
|   9) с      апелляционных      и |   - 50  процентов   от   размера |
| кассационных  жалоб на решения и | государственной         пошлины, |
| постановления арбитражного суда, | взимаемой  при  подаче  искового |
| а   также   на   определения   о | заявления       неимущественного |
| прекращении   производства    по | характера  (подпункты  2   -   8 |
| делу,  об  оставлении  иска  без | настоящего пункта),  а по спорам |
| рассмотрения,    о     наложении | имущественного  характера  -  от |
| судебных   штрафов,   о   выдаче | размера государственной пошлины, |
| исполнительного     листа     на | исчисленной      исходя       из |
| принудительное        исполнение | оспариваемой заявителем суммы    |
| решений третейского  суда  и  об |                                  |
| отказе  в выдаче исполнительного |                                  |
| листа                            |                                  |
-----------------------------------------------------------------------

     30. За  исковые  заявления,  содержащие  одновременно  требования
имущественного  и  неимущественного характера,  взимается одновременно
государственная   пошлина,   установленная   для   исковых   заявлений
имущественного  характера  и  для  исковых  заявлений неимущественного
характера.
     31. Цена   иска   определяется  истцом.  В  случае  неправильного
указания цены иска она определяется арбитражным  судом.  В  цену  иска
включаются  указанные  в  исковом  заявлении  суммы неустойки (штрафа,
пени).
     При увеличении  исковых  требований  недостающая сумма госпошлины
взыскивается при принятии решения в соответствии с  увеличенной  ценой
иска, а при уменьшении - уплаченная пошлина не возвращается.
     Цена иска,  состоящего из нескольких самостоятельных  требований,
определяется суммой всех требований.
     32. Государственная пошлина,  от уплаты которой  в  установленном
порядке  истец  был  освобожден,  взыскивается  с  ответчика  в  доход
федерального бюджета пропорционально размеру  удовлетворенных  исковых
требований, если ответчик не освобожден от уплаты пошлины.
     33. При подаче исковых  заявлений  (заявлений),  апелляционных  и
кассационных жалоб иностранные организации,  международные организации
и   осуществляющие   предпринимательскую   деятельность    иностранные
граждане,   лица   без  гражданства  уплачивают  госпошлину  на  общих
основаниях.
     34. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в
арбитражных судах, освобождаются:
     1) прокурор,  органы  государственной  власти,  органы   местного
самоуправления и иные органы,  обращающиеся в случаях, предусмотренных
законом, в защиту государственных и общественных интересов.
     При этом следует иметь в виду, что расходы по уплате госпошлины и
арбитражные   издержки   при   удовлетворении   исковых    требований,
предъявляемых к налоговым,  финансовым, таможенным органам, органам по
валютному и  экспортному  контролю  и  иным  государственным  органам,
финансируемым  из  федерального  бюджета,  следует  возмещать  за счет
средств федерального бюджета;
     2) общественные  организации инвалидов,  их учреждения,  учебно -
производственные организации и объединения;
     3) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы)
-  по  искам  о  взыскании  штрафов  с  хозяйствующих   субъектов   за
невыполнение  ими предписаний указанных органов,  данных в пределах их
компетенции;
     4) органы     управления    и    подразделения    Государственной
противопожарной  службы   Министерства   внутренних   дел   Российской
Федерации    при    осуществлении    своих    функций,   установленных
законодательством  Российской  Федерации,  -  по  искам,  связанным  с
нарушением  их  прав,  за исключением случаев,  когда указанные органы
являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;
     5) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному
и экспортному контролю,  выступающие в качестве истцов и ответчиков, -
по искам о взыскании налогов,  сборов,  пошлин и  других  обязательных
платежей  в  соответствующий  бюджет и возврате их из соответствующего
бюджета,  за исключением  случаев,  когда  указанные  органы  являются
стороной, не в пользу которой состоялось решение;
     6) государственные  учреждения,  финансируемые  из   федерального
бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
     По делам   о   несостоятельности    (банкротстве)    от    уплаты
государственной пошлины освобождаются:
     7) Герои Советского Союза,  Герои  Российской  Федерации,  полные
кавалеры ордена Славы.
     Основанием для  предоставления  льготы  является   книжка   Героя
Советского Союза или Российской Федерации, орденская книжка;
     8) участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
     Основанием для   предоставления   льготы  является  удостоверение
участника или инвалида Великой Отечественной войны;
     9) лица,  имеющие  право  на  эту льготу в соответствии с Законом
Российской  Федерации  "О  социальной  защите  граждан,   подвергшихся
воздействию  радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",  в
том числе переселившиеся с территории Украины, Республики Белоруссия и
других  государств  на территорию Российской Федерации для постоянного
проживания независимо  от  того,  являются  ли  они  ее  гражданами  в
соответствии  с международными договорами Российской Федерации.  К ним
относятся:
     а) граждане,  получившие  или перенесшие лучевую болезнь и другие
заболевания,  связанные   с   радиационным   воздействием   вследствие
чернобыльской  катастрофы  или  с  работами  по ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС;
     б) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
     - граждан   (в    том    числе    временно    направленных    или
командированных),   принимавших   участие   в  ликвидации  последствий
катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации  или
других работах на Чернобыльской АЭС;
     - военнослужащих и  военнообязанных,  призванных  на  специальные
сборы  и  привлеченных  к  выполнению  работ,  связанных с ликвидацией
последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и
выполнявшихся  работ,  а  также лиц начальствующего и рядового состава
органов  внутренних  дел,  проходивших  (проходящих)  службу  в   зоне
отчуждения;
     - граждан,  эвакуированных из зоны отчуждения и  переселенных  из
зоны  отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон
после принятия решения об эвакуации;
     - граждан,  отдавших  костный  мозг  для  спасения  жизни  людей,
пострадавших  вследствие  чернобыльской  катастрофы,   независимо   от
времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени
развития у них в этой связи инвалидности;
     в) граждане    (в    том    числе   временно   направленные   или
командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по
ликвидации   последствий  чернобыльской  катастрофы  в  пределах  зоны
отчуждения  или  занятые  в  этот  период  на  работах,  связанных   с
эвакуацией  населения,  материальных  ценностей,  сельскохозяйственных
животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
     г) военнослужащие  и  военнообязанные,  призванные на специальные
сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ,  связанных  с
ликвидацией  последствий  чернобыльской  катастрофы,  в  пределах зоны
отчуждения, включая летно - подъемный, инженерно - технический составы
гражданской  авиации,  независимо  от места дислокации и выполнявшихся
работ;
     д) лица  начальствующего  и  рядового  состава органов внутренних
дел, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;
     е) граждане,   в  том  числе  военнослужащие  и  военнообязанные,
призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990  годах
в работах по объекту "Укрытие";
     ж) младший  и  средний  медицинский  персонал,  врачи  и   другие
работники    лечебных    учреждений    (за    исключением   лиц,   чья
профессиональная  деятельность  связана  с  работой  с  любыми  видами
источников  ионизирующих  излучений в условиях радиационной обстановки
на их  рабочем  месте,  соответствующей  профилю  проводимой  работы),
получившие  сверхнормативные  дозы  облучения при оказании медицинской
помощи и обслуживания в период с 26 апреля по 30  июня  1986  г.  лиц,
пострадавших   в  результате  чернобыльской  катастрофы  и  являвшихся
источником ионизирующих излучений;
     з) рабочие    и    служащие,   а   также   военнослужащие,   лица
начальствующего и рядового состава органов внутренних дел,  получившие
профессиональные  заболевания,  связанные  с  лучевым  воздействием на
работах в зоне отчуждения;
     и) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в
1986 году из зоны  отчуждения,  включая  детей,  в  том  числе  детей,
которые  в  момент  эвакуации  находились  в состоянии внутриутробного
развития;
     к) дети    и    подростки,   страдающие   болезнями   (вследствие
чернобыльской    катастрофы    или    обусловленными     генетическими
последствиями   радиоактивного   облучения   их  родителей),  а  также
последующие поколения  детей  в  случае  развития  у  них  заболеваний
вследствие  чернобыльской  катастрофы  или обусловленных генетическими
последствиями радиоактивного облучения их родителей.
     Основанием для   предоставления   льготы  является  удостоверение
участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС  или
специальное удостоверение инвалида;
     10) граждане,  пострадавшие от радиационных воздействий.  К числу
таких лиц относятся:
     а) граждане,  получившие  или  перенесшие  лучевую  болезнь   или
ставшие  инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на
других (кроме Чернобыльской АЭС)  атомных  объектах  гражданского  или
военного  назначения  в  результате  испытаний,  учений  и иных работ,
связанных с любыми видами ядерных установок,  включая ядерное оружие и
космическую технику;
     б) граждане из числа летно - подъемного, инженерно - технического
состава  гражданской  авиации  и  служебных пассажиров,  выполнявших в
составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период  с
1958  по  1990  годы  полеты  с  целью радиационной разведки с момента
ядерного выброса (взрыва)  с  последующим  сечением  и  сопровождением
радиоактивного облака, его исследованиями, регистрацией мощности доз в
эпицентре взрывов (аварий) и  по  ядерно  -  радиационному  следу  при
испытаниях   ядерного   оружия,   ликвидации   последствий  ядерных  и
радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения.
     Основанием для  предоставления  льгот гражданам,  перечисленным в
настоящем подпункте,  являются удостоверение установленного образца  и
удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС в 1986 - 1987 годах со штампом (надпечаткой)  "летно  -  подъемный
состав,  участвовавший  в  ядерных испытаниях",  выдаваемые в порядке,
определяемом Министерством Российской Федерации по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий,  по согласованию с Министерством труда Российской Федерации,
Министерством    транспорта    Российской   Федерации,   Министерством
Российской Федерации по атомной энергии;
     11) Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии
в  1957  году  на  производственном  объединении  "Маяк"   и   сбросов
радиоактивных  отходов  в  реку  Теча,  имеющие  право на эту льготу в
соответствии  с  Федеральным  законом  "О  социальной  защите  граждан
Российской  Федерации,  подвергшихся  воздействию  радиации вследствие
аварии в 1957 году на производственном объединении  "Маяк"  и  сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча". К таким гражданам относятся:
     а) граждане,  ставшие инвалидами или получившие лучевую  болезнь,
другие заболевания,  включенные в перечень заболеваний,  возникновение
или обострение которых обусловлены  воздействием  радиации  вследствие
аварии  в  1957  году на производственном объединении "Маяк" и сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча из числа:
     - граждан   (в    том    числе    временно    направленных    или
командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных
на специальные сборы,  лиц начальствующего и рядового состава  органов
внутренних   дел,   органов   государственной   безопасности,  органов
гражданской обороны,  принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное
участие  в  работах  по  ликвидации  последствий аварии в 1957 году на
производственном  объединении  "Маяк",  а   также   граждан,   включая
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц
начальствующего и рядового состава  органов  внутренних  дел,  органов
государственной безопасности,  органов гражданской обороны, занятых на
работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно
загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах;
     - граждан   (в    том    числе    временно    направленных    или
командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных
на специальные сборы,  лиц начальствующего и рядового состава  органов
внутренних   дел,   органов   государственной   безопасности,  органов
гражданской обороны,  принимавших в 1959 - 1961 годах непосредственное
участие  в  работах  по  ликвидации  последствий аварии в 1957 году на
производственном  объединении  "Маяк",  а   также   граждан,   включая
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц
начальствующего и рядового состава  органов  внутренних  дел,  органов
государственной безопасности,  органов гражданской обороны, занятых на
работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно
загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах;
     - граждан,  эвакуированных (переселенных),  а  также  добровольно
выехавших   из   населенных   пунктов   (в  том  числе  эвакуированных
(переселенных)  в   пределах   населенных   пунктов,   где   эвакуация
(переселение)  производилась  частично),  подвергшихся  радиоактивному
загрязнению  вследствие  аварии  в  1957  году   на   производственном
объединении  "Маяк"  и  сбросов  радиоактивных  отходов  в  реку Теча,
включая  детей,  в  том  числе  детей,  которые  в  момент   эвакуации
(переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также
-   военнослужащих,   вольнонаемный   состав   войсковых   частей    и
спецконтингент,  эвакуированных  в  1957  году  из зоны радиоактивного
загрязнения.
     К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с
29 сентября  1957  года  по  31  декабря  1960  года  включительно  из
населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
аварии в 1957 году на производственном  объединении  "Маяк",  а  также
выехавшие  с  1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов
(в  том  числе  переселившиеся  в  пределах  населенных  пунктов,  где
переселение   производилось   частично),  подвергшихся  радиоактивному
загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
     - граждан,   проживающих   в   населенных  пунктах,  подвергшихся
радиоактивному  загрязнению  вследствие  аварии   в   1957   году   на
производственном  объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в
реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в
настоящее  время  свыше  1  мЗв  (0,1  бэр) (дополнительно над уровнем
естественного радиационного фона для данной местности);
     - граждан,  проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах,
подвергшихся    радиоактивному    загрязнению    вследствие    сбросов
радиоактивных   отходов   в   реку   Теча,  и  получивших  накопленную
эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
     - граждан,  проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах,
подвергшихся    радиоактивному    загрязнению    вследствие    сбросов
радиоактивных   отходов   в   реку   Теча,  и  получивших  накопленную
эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв  (бэр),  но  не  более  35  сЗв
(бэр);
     - граждан,  добровольно выехавших на новое  место  жительства  из
населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
аварии в 1957 году на производственном объединении  "Маяк"  и  сбросов
радиоактивных  отходов  в  реку Теча,  где средняя годовая эффективная
доза облучения составляет в настоящее время  свыше  1  мЗв  (0,1  бэр)
(дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной
местности);
     б) граждане    (в    том    числе   временно   направленных   или
командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных
на  специальные сборы,  лиц начальствующего и рядового состава органов
внутренних  дел,   органов   государственной   безопасности,   органов

Страницы: 1  2  3