Страницы: 1 2 О МЕРАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ ПОРЯДКА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 10 января 1994 г. N 6 (Д) В целях повышения роли дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции в обеспечении общественной безопасности в сфере дорожного движения, укрепления законности в ее деятельности приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Наставление по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1). 1.2. Примерное положение о строевых подразделениях дорожно- патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 2) *. 1.3. Нормативы штатной численности сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 3) *. 1.4. Типовые штаты строевых подразделений дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 4 - 8) *. ______________ Приложения 2 - 8 не приводятся. 2. Установить, что: 2.1.Штаты специализированных полков дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, а также создаваемых для выполнения специальных задач строевых подразделений особого назначения Госавтоинспекции утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. 2.2. Сотрудники Госавтоинспекции, состоящие в штатах нарядов контрольных постов милиции межрегиональной специальной заградительной системы и в штатах строевых подразделений особого назначения Госавтоинспекции, содержатся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации. 3. Министрам внутренних дел республик, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации: 3.1. В течение первого полугодия 1994 года привести штаты строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции в соответствие с утвержденными настоящим приказом Типовыми штатами в пределах численности, содержащейся за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, ок- ружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга. 3.2. Организовать изучение Наставления по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации всеми сотрудниками органов внутренних дел, привлекаемыми к обеспечению общественной безопасности в сфере дорожного движения, борьбе с преступностью, связанной с использованием автомототранспортных средств, и принятие от них в двухмесячный срок зачетов. 3.3. Обеспечить привлечение сил и средств подразделений милиции общественной безопасности к комплексной отработке городов и районов, на территории которых осложняется обстановка с предупреждением дорожно-транспортных происшествий, пресечением преступлений, связанных с использованием автомототранспортных средств, и иных правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах. 3.4. Запретить расформирование существующих строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции без согласования с Главным управлением Государственной автомобильной инспекции МВД России. 3.5. В течение 1994 года организовать на базе одного из строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции учебный полигон для практической отработки тактики надзора за дорожным движением, раскрытия во взаимодействии с подразделениями криминальной милиции преступлений, связанных с использованием автомототранспортных средств, и их документирования, оперативного реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций. 3.6. Организовать изготовление и снабжение подразделений Госавтоинспекции и горрайорганов внутренних дел бланками документации, предусмотренной Наставлением по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации. 4. ГУК (Астапкину И.В.), ГУГАИ (Федорову В.А.), Академии (Алексееву А.И.) МВД России в первом полугодии 1994 г. внести с программы подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел изменения с учетом положений Наставления по дорожно- патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации. 5. ГУК (Астапкину И.В.), Академии (Алексееву А.И.), ГУГАИ (Федорову В.А.) МВД России оказать в течение 1994 году Орловской высшей школе милиции МВД России, Краснодарской средней специальной школе милиции МВД России, Филиалу Республиканского института повышения квалификации работников МВД России (г.Ижевск) методическую и практическую помощь в совершенствовании учебного процесса. 6. ГУГАИ МВД России (Федорову В.А.) в первом полугодии 1994 года совместно с заинтересованными службами МВД России организовать проведение с командирами строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, инспекторами по административной практике кустовых методических семинаров по проблемным вопросам в связи с внесением изменений и дополнений в административное законодательство, введением в действие Правил дорожного движения Российской Федерации и Наставления по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации. 7. Установить, что приказы МВД СССР от 16 июня 1971 года N 176, от 15 мая 1986 года N 0133 и от 3 марта 1987 года N 43 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяются. 8. Считать утратившим силу приказ МВД РСФСР от 10 апреля 1991 года N 49. 9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника милиции Куликова А.Н. Министр генерал армии В.Ерин Министерство юстиции Российской Федерации Зарегистрировано 31 января 1994 г. регистрационный N 474 Приложение 1 к приказу МВД России от 10.01.1994 г. N 6 Наставление по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации Глава 1. Общие положения 1.1. Дорожно-патрульная служба входит в состав Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации * и выполняет функции контроля за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения. 1.2. Основными задачами дорожно-патрульной службы являются: - надзор за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, иных нормативных актов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, привлечение в установленном порядке и в пределах своей компетенции к административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения; - регулирование дорожного движения; - осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, проведение в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дознания по делам о совершенных преступлениях в сфере дорожного движения; - оказание доврачебной медицинской помощи гражданам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; - участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, проведении мероприятий по розыску угнанных, похищенных автомототранспортных средств и автомототранспортных средств участников движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий; - участие в проведении мероприятий по обеспечению беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, сопровождение в установленном порядке таких транспортных средств, а также автомобильных колонн, в том числе на договорной основе; - оказание в пределах своей компетенции помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов; информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в сфере дорожного движения, причинах дорожно-транспортных происшествий и принимаемых мерах по их предупреждению; - участие совместно с заинтересованными ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами, а также гражданами в реализации мероприятий, направленных на создание условий для безопасного движения транспорта и пешеходов; - контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах и улицах, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения; - участие в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на автомобильном транспорте через территорию Российской Федерации; - участие в осуществлении контроля за соблюдением водителями автотранспортных средств условий лицензирования перевозочной, транспортно-экспедиционной и иной деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. ______________ * Далее - Госавтоинспекция 1.3. Деятельность дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Дорожно-патрульная служба решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями милиции, службами органов внутренних дел, военной автоинспекцией, Российской транспортной инспекцией, государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. 1.4. Правовую основу деятельности дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции составляют: Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР "О милиции", другие законы и иные правовые акты Российской Федерации, Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, конституции, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Устав патрульно- постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, настоящее Наставление, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий. 1.5. Сотрудники дорожно-патрульной службы должны иметь необходимую профессиональную подготовку, при выполнении служебных обязанностей быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой. В обращении сотрудников дорожно-патрульной службы с гражданами их действия должны быть законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются. 1.6. Силами дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции являются: специализированные полки, отдельные батальоны, отдельные роты, отдельные взводы *. В составе горрайорганов внутренних дел** создаются роты, взводы, в том числе моторизованные, или группы дорожно- патрульной службы. Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации могут быть образованы строевые подразделения особого назначения Госавтоинспекции для выполнения специальных мероприятий в районах чрезвычайного положения, организации и проведения межрегиональных операций, эскортирования и сопровождения автомобилей специального назначения. Работу подразделений дорожно-патрульной службы, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) дорожно-патрульной службы аппаратов Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД. Управление силами и средствами рот, взводов, групп дорожно- патрульной службы осуществляют руководство ГОРОВД и начальники Госавтоинспекции. 1.7. Подразделения дорожно-патрульной службы оснащаются в соответствии с нормами табельной положенности оружием, патрульным автомототранспортом, оперативно-техническими и специальными средствами, средствами связи, порядок применения и использования которых регламентируется Законом РСФСР "О милиции", соответствующими инструкциями и методическими указаниями. Примечание: Запрещается применение оперативно-технических средств, относящихся к средствам измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих свидетельства, срок действия которых истек. 1.8. Сотрудники органов внутренних дел, когда они участвуют в организации и несении дорожно-патрульной службы, в своих действиях руководствуются настоящим Наставлением. ______________ * Далее - строевые подразделения ** Далее - ГОРОВД Глава 2. Организация оперативного управления силами и средствами дорожно-патрульной службы 2.1. Планирование работы 2.1.1. Деятельность дорожно-патрульной службы осуществляется в соответствии с текущими планами работы строевого подразделения, составляемыми в установленном в органах внутренних дел порядке на основе анализа оперативной обстановки. Планы утверждаются соответствующими начальниками Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД. 2.1.2. Итоги выполнения планов рассматриваются на оперативных совещаниях личного состава строевого подразделения. По окончании планового периода составляется отчет (справка) с последующим докладом руководителю, утвердившему план. 2.1.3. Контроль за выполнением планов осуществляют командиры (начальники штабов) строевых подразделений, а также соответствующие начальники Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД. 2.2. Учетно-аналитическая работа 2.2.1. В подразделениях дорожно-патрульной службы организуются учет и анализ информации, имеющей значение для выполнения основных задач, стоящих перед ними. Учету подлежат сведения о выявленных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и принятых административных мерах за их совершение, дорожно-транспортных происшествиях, а также нарушениях общественного порядка и результатах борьбы с преступностью. Анализу подлежат дорожно-транспортные происшествия на обслуживаемой территории и принимаемые меры по их предупреждению, преступления, связанные с использованием автомототранспортных средств, данные о состоянии дисциплины и соблюдении законности в деятельности личного состава, а также предложения предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан, касающихся совершенствования деятельности дорожно-патрульной службы по укреплению порядка и обеспечению безопасности в сфере дорожного движения. 2.2.2. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, правоприменительной деятельности осуществляются в порядке и сроки, установленные соответствующими нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Для повышения оперативности в проведении учетно-аналитической работы подразделения дорожно- патрульной службы оснащаются электронно-вычислительной техникой. 2.2.3. Работу по анализу дорожно-транспортных происшествий и правоприменительной деятельности организует командир строевого подразделения, а где строевое подразделение отсутствует - начальник Госавтоинспекции ГОРОВД. Непосредственно анализ дорожно-транспортных происшествий осуществляет старший инспектор (инспектор) службы, а учет и анализ административной практики - старший инспектор (инспектор) по административной практике; в строевых подразделениях, где такие должности штатами не предусмотрены, указанные направления деятельности ведутся сотрудниками, на которых эти задачи возложены функциональными обязанностями. 2.3. Расстановка сил и средств 2.3.1. Расстановка сил и средств дорожно-патрульной службы осуществляется в соответствии с утвержденной Дислокацией постов и маршрутов патрулирования (приложение 1) исходя из средней нормы ежесуточного выставления нарядов. 2.3.2. Дислокация представляет собой перечень заранее определенных постов и маршрутов патрулирования, на которых организуется несение службы по контролю за дорожным движением при условии выхода максимального числа сотрудников в одну смену. Дислокация разрабатывается на основе анализа состояния аварийности по месту, дням, времени суток совершения дорожно- транспортных происшествий и с учетом особенностей условий движения по дорогам, режима работы предприятий, учебных заведений, торговых центров, других объектов, работа которых обусловливает эпизодическое увеличение потоков транспортных средств и пешеходов, а также наличия территорий с регламентированным посещением иностранных граждан. 2.3.3. Дислокация разрабатывается командиром строевого подразделения, согласовывается с начальником Госавтоинспекции и утверждается руководством МВД, ГУВД, УВД. Если автомобильные дороги, обслуживаемые строевым подразделением, проходят по территории нескольких районов (городов), дислокация согласовывается с руководителями соответствующих ГОРОВД. Дислокация постов (маршрутов) патрулирования моторизованного взвода (группы) утверждается руководителем ГОРОВД. 2.3.4. На каждый пост, маршрут патрулирования составляется Карточка (приложение 2). Карточки хранятся в дежурной части строевого подразделения и выдаются сотрудникам на время несения службы. 2.3.5. Средняя норма ежесуточного выставления нарядов определяется для строевого подразделения на год путем деления штатной численности инспекторского состава дорожно-патрульной службы на коэффициент потребности личного состава, который составляет 2.1 для смены продолжительностью 8 часов. При продолжительности смены более 8 часов коэффициент увеличивается на 0,26 единицы на каждый дополнительный час. 2.3.6. Режим работы личного состава строевого подразделения определяется распорядком дня и графиком, в котором указываются дни и часы (смены) несения службы каждым сотрудником и его выходные дни. График работы личного состава утверждает командир строевого подразделения, а моторизованного взвода (группы) - начальник Госавтоинспекции ГОРОВД. Служебное время при несении дорожно-патрульной службы устанавливается нахождением нарядов в оперативном подчинении дежурного строевого подразделения или иных должностных лиц, осуществляющих руководство службой (с начала инструктажа до поступления команды об окончании службы). Для сотрудников дорожно-патрульной службы, закрепленных за автомототранспортом, служебное время исчисляется с момента выезда из гаража, а оканчивается по возвращении в гараж. Для сотрудников дорожно-патрульной службы устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. Распорядок дня личного состава утверждает командир строевого подразделения, а моторизованного взвода (группы) - начальник Госавтоинспекции ГОРОВД. 2.4. Работа дежурных частей 2.4.1. Оперативное управление силами и средствами строевых подразделений в период несения службы осуществляют дежурные части этих подразделений, а моторизованных взводов (групп) - дежурные части ГОРОВД. 2.4.2. Дежурные части строевых подразделений находятся в оперативном подчинении дежурной части МВД, ГУВД, УВД. 2.4.3. В своей деятельности наряды дежурных частей строевых подразделений руководствуются Наставлением по организации работы дежурных частей органов внутренних дел. 2.4.4. Дежурная часть строевого подразделения выполняет следующие основные задачи: - сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории; - прием и регистрация в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий (приложение 3) сообщений и заявлений о таких событиях; - прием и регистрация в установленном порядке сообщений и заявлений о преступлениях и других правонарушениях; - организация выезда инспекторов-дежурных на места дорожно- транспортных происшествий для оформления и осуществления неотложных действий, а также реализации мер по ликвидации их последствий; - организация и проведение работы по розыску и задержанию угнанных, похищенных автомототранспортных средств и автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, регистрация в установленном порядке сообщений о таких противоправных деяниях; - организация в установленном порядке сопровождений патрульными автомобилями (мотоциклами) ГАИ автомототранспортных средств, в том числе и на договорной основе; - организация контроля за соблюдением условий безопасности дорожного движения при перевозках автомобильным транспортом тяжеловесных, негабаритных и опасных грузов; - установление личности доставленных в дежурную часть граждан, составление материалов об административных правонарушениях в сфере дорожного движения и т.д.; - организация взаимодействия суточных нарядов строевого подразделения с нарядами других служб и подразделений органов внутренних дел, общественными формированиями по охране правопорядка; - выдача инспекторскому составу и прием от него вооружения, оперативно-технических и специальных средств (с соответствующими записями в Журнале выдачи и приема вооружения, оперативно-технических и специальных средств - приложение 4), обеспечение их сохранности в помещении дежурной части; - прием оформленных материалов об административных правонарушениях в сфере дорожного движения, их регистрация в установленном порядке и передача инспектору по административной практике либо лицу, выполняющему эти обязанности; - организация хранения и выдачи задержанного автомототранспорта (при отсутствии специальных охраняемых стоянок); - прием в отсутствие руководства строевого подразделения граждан по вопросам, относящимся к деятельности дорожно-патрульной службы; - обеспечение выполнения внутреннего распорядка, контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и санитарных правил в здании строевого подразделения; - осуществление информационно-справочной работы. На дежурные части строевых подразделений начальниками Госавтоинспекции могут возлагаться дополнительные обязанности (сбор информации о состоянии аварийности, преступности, связанной с использованием автомототранспортных средств по региону в целом и т.п.). 2.4.5. Работу дежурной части организует руководство строевого подразделения. Право утверждения графика несения службы, установления порядка подмены лиц суточного наряда, их отстранения в случае необходимости от дежурства предоставляется только командиру строевого подразделения (лицу, исполняющему его обязанности). 2.5. Подготовка и инструктаж нарядов 2.5.1. Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения дорожно-патрульной службы, осуществляется в соответствии с настоящим Наставлением и Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации. 2.5.2. Инструктаж заступающего на службу наряда проводит командир строевого подразделения или его заместитель в присутствии старшего инспектора-дежурного (инспектора-дежурного), о чем делается запись в Книге постовых ведомостей (приложение 5). В соответствии с разработанной тематикой на инструктажи приглашаются руководители или сотрудники других служб и подразделений органов внутренних дел. 2.5.3. Должностные лица при проведении инструктажа должны: - убедиться в готовности личного состава к несению службы и устранить выявленные недостатки; -выборочно проверить знание инспекторским составом своих прав и обязанностей, правил применения оружия, специальных средств, мер обес- печения личной безопасности; - информировать сотрудников о состоянии аварийности и оперативной обстановке на обслуживаемой территории; - объявить посты и маршруты патрулирования; - довести до сведения личного состава положительные результаты работы, а также обстоятельства нарушений законности и порядка несения службы за истекшие сутки; - назначить старших нарядов. 2.5.4. Заступающие в наряд сотрудники должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл, средства индивидуальной защиты и другие специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку, служебное и водительское удостоверения, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), текст Правил дорожного движения Российской Федерации *, служебную сумку или планшет. 2.5.5. Инструктаж завершается разводом и отдачей приказа о заступлении нарядов строевого подразделения на службу. 2.5.6. Сотрудники, несущие службу на постах, расположенных на большом удалении от строевого подразделения, с разрешения его руководителей прибывают на инструктаж лишь в определенные дни недели. О заступлении на службу инспектора докладывают дежурному по средствам связи и получают от него необходимую информацию и указания. В период несения службы в городах и других населенных пунктах сотрудники информируют дежурного об оперативной обстановке один раз в час, а на загородных дорогах не менее одного раза в два часа. 2.5.7. Запрещается выставлять для несения службы на стационарных постах, загородных дорогах и в темное время суток наряды в составе менее двух сотрудников. 2.6. Контроль за работой личного состава 2.6.1. Контроль за работой сотрудников на постах и маршрутах патрулирования осуществляется путем проведения гласных и негласных (скрытых) проверок руководством строевого подразделения, сотрудниками подразделений Госавтоинспекции либо по указанию руководства МВД, ГУВД, УВД - сотрудниками других служб. Проверяющие должны знать задачи, стоящие перед службой, порядок ее организации и несения, а также оперативную обстановку в зоне подлежащего проверке поста или на маршруте патрулирования. 2.6.2. Во время гласных или негласных проверок за работой сотрудников дорожно-патрульной службы проверяющие в зависимости от поставленных задач обращают внимание на: - внешний вид, экипировку (наличие удостоверения, оружия, оперативно-технических и специальных средств, жезла, свистка, служебной документации и т.д.); - знание служебных обязанностей, установок и ориентировок, полученных на инструктаже и в процессе неселения службы, и их выполнение; * Далее - Правила - знание оперативной обстановки в зоне обслуживаемого поста, маршрута патрулирования, состояния аварийности и особенностей несения службы на данном участке; - знание нормативных актов и приказов, регламентирующих деятельность дорожно-патрульной службы, умение руководствоваться их положениями; - наличие, исправность и внешний вид закрепленного патрульного автомотранспорта; - умение пользоваться оперативно-техническими и специальными средствами; - организацию и эффективность работы сотрудника на посту или маршруте патрулирования; - оптимальный выбор форм и методов контроля за движением, применение тактических приемов по выявлению и пресечению нарушений, совершаемых участниками дорожного движения; - тактику и формы взаимоотношения с участниками дорожного движения; - правомерность остановки транспортных средств и составления материалов об административных правонарушениях в сфере дорожного движения; - умение обеспечить регулирование дорожного движения с помощью жестов и технических средств; - умение действовать в условиях сложной дорожной и оперативной обстановки. 2.6.3. При обнаружении во время гласной проверки недостатков в несении службы проверяющий обязан на месте принять меры к их устранению и оказать сотруднику (наряду) практическую помощь. Результаты проверки документируются в установленном порядке. 2.6.4. Негласные проверки проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым командиром строевого подразделения или начальником Госавтоинспекции. О проведенной негласной проверке составляется рапорт на имя руководителя, ее назначившего. Для фиксации результатов негласной проверки могут быть использованы технические средства. 2.6.5. При выявлении во время негласной проверки нарушений дисциплины или законности проверяющий обязан, прервав проверку, принять неотложные меры по пресечению противоправных действий сотрудника. В этих случаях от сотрудников, допустивших нарушения, берется письменное объяснение, при необходимости в установленном порядке проводится проверка указанных в нем сведений. 2.6.6. Итоги проверок регулярно доводятся до сведения личного состава при проведении инструктажей, а также не менее одного раза в месяц рассматриваются на служебных совещаниях личного состава строевого подразделения. 2.6.7. Для повышения эффективности контроля за деятельностью личного состава предварительно изучаются содержание жалоб и заявлений граждан на неправильные действия конкретных сотрудников, результаты опросов участников дорожного движения. 2.7. Оценка работы сотрудников 2.7.1. Деятельность строевого подразделения оценивается по уровню организации и конечным результатам работы личного состава на обслуживаемой территории, а именно по: - фактическому положению дел с аварийностью и состоянию дисциплины участников дорожного движения; - состоянию дисциплины и соблюдению законности среди личного состава; - содержанию в исправном состоянии патрульного автомототранспорта и правильному его использованию, результативности применения оперативно-технических и специальных средств; - результатам участия в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, а также в раскрытии преступлений; - итогам изучения общественного мнения о деятельности дорожно- патрульной службы. 2.7.2. Работа сотрудников оценивается их прямыми командирами (начальниками), при этом учитываются: - соблюдение законности при применении мер воздействия к участникам дорожного движения; - дисциплинированность, культура поведения и обращения с участниками дорожного движения; - выполнение служебных обязанностей, соблюдение требований нормативных актов, регламентирующих деятельность дорожно-патрульной службы, в том числе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, связанной с использованием автомототранспортных средств; - содержание в исправном состоянии закрепленного патрульного автомотранспорта, оперативно-технических и специальных средств, умение ими пользоваться; - взаимодействие с сотрудниками других служб милиции и представителями общественных формирований по охране правопорядка; - личное участие в предотвращении и пресечении преступлений и административных правонарушений, раскрытии преступлений, задержании преступников; - служебная и физическая подготовка; - строевая выправка, внешний вид. 2.7.3. Работа суточного наряда дежурной части оценивается по следующим основным критериям: - знание обстановки, своих обязанностей и прав, нормативных актов, регламентирующих деятельность суточного наряда дежурной части; - сохранность оружия, специальных и оперативно-технических средств, служебного автомототранспорта, служебной документации; - уровень оперативного руководства силами и средствами, задействованными для контроля за дорожным движением, при проведении мероприятий по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; - полнота и своевременность учета поступающих в дежурную часть сообщений и заявлений о дорожно-транспортных происшествиях, выполненная работа по реагированию на них, ее объем и качество; - соблюдение законности при разрешении заявлений и жалоб граждан, разбирательстве с доставленными в дежурную часть лицами, культура обращения с участниками дорожного движения; - уровень организации розыска "по горячим следам" угнанных и похищенных автомототранспортных средств, автомотранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий; - умение пользоваться находящимися на вооружении оперативно- техническими и специальными средствами, оружием, средствами связи и персональными электронно-вычислительными машинами; - правильность ведения служебной документации; - наличие обоснованных жалоб на действия нарядов дежурной части. Глава 3. Обязанности и права инспектора дорожно-патрульной службы 3.1. При несении службы патрульной группой (экипажем) в составе двух или более сотрудников дорожно-патрульной службы назначается старший наряда. 3.2. Старший наряда обеспечивает руководство деятельностью патрульной группы (экипажа) на период несения службы и обязан: - знать оперативную обстановку в зоне поста или маршрута патрулирования; - знать дислокацию ближайших нарядов милиции, войсковых нарядов, представителей общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними; - организовывать работу состоящих в наряде сотрудников, докладывать командиру, дежурному по подразделению о необходимости внесения изменений в их расстановку и порядок несения ими службы в зависимости от сложившейся обстановки; - осуществлять контроль за несением службы сотрудниками и оказывать им практическую помощь при выполнении задач по контролю за дорожным движением; - проверять правильность ведения служебной документации, документирования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, составления материалов об административных правонарушениях в сфере дорожного движения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков; - контролировать правильность использования оперативно- технических и специальных средств. 3.3. Старший наряд имеет право: - отстранять от несения службы сотрудника в случае невозможности выполнения им возложенных обязанностей; - вносить предложения руководству строевого подразделения о поощрении отличившегося при несении службы сотрудника наряда. 3.4. Сотрудник при несении дорожно-патрульной службы обязан: - контролировать в пределах предоставленной компетенции соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; - предотвращать и пресекать административные правонарушения в зоне поста (маршрута) патрулирования, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих правил принимать меры к их устранению; - оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; - осуществлять производство по делам об административных нарушениях правил дорожного движения; - регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов (Типовой перечень жестов сотрудника дорожно-патрульной службы по регулированию дорожного движения и порядок их выполнения - приложение 6); - помогать в пределах предоставленных прав народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность; - производить неотложные действия на месте дорожно-транспортных происшествий, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений правил дорожного движения и дорожно- транспортных происшествий; - принимать меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств; - оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в этих местах; - выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, или используемые в противоправных целях; - контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами; - проверять техническое состояние транспортных средств и в установленном порядке запрещать их эксплуатацию; - контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и искусственных дорожных сооружений и их освещенность; - изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов и принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности; - осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на автомобильных дорогах и улицах ремонтно-строительных и других работ; - быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, строго соблюдать законность; - оказывать (в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий) помощь водителям в устранении неисправностей транспорта, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также содействие и помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе ими улиц и дорог. 3.5. Сотрудник при несении дорожно-патрульной службы имеет право: - останавливать транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами, и в предусмотренных случаях изымать эти документы в установленном порядке; - отстранять в соответствии с действующим законодательством от управления водителей или иных лиц, управляющих транспортным средством, а транспортное средство задерживать до устранения причины задержания; - проводить в установленном порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, производство по которым отнесено к компетенции Госавтоинспекции, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении; - применять в установленном порядке оперативно-технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, осуществления надзора за техническим состоянием транспортных средств, а также в предусмотренных законодательством случаях оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств; - осуществлять в установленном законодательстве порядке административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится; - составлять административные протоколы, налагать в пределах своей компетенции взыскания на граждан, совершивших административные правонарушения; - временно ограничивать или запрещать дорожное движение на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий, либо когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения; - запрещать или приостанавливать ремонтно-строительные и другие работы на автомобильных дорогах и улицах, осуществляемые с нарушением установленных правил, нормативов и стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения; - запрещать эксплуатацию транспортных средств, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, если их конструкция или техническое состояние не соответствует требованиям действующих правил, нормативов и стандартов, а равно если транспортные средства не прошли государственный технический осмотр либо не имеют государственного регистрационного знака, либо имеют скрытые, подложные или измененные каким-либо иным способом номера узлов, агрегатов или государственных регистрационных знаков; Примечание: Номерные знаки не снимаются с транспортных средств, состоящих на учете в другом городе или районе (за исключением городов с районным территориальным делением), а также когда неисправность устранена на месте. - требовать от лиц, не соблюдающих Правила или иные нормативные акты, действующие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, либо нарушающих общественный порядок, прекращения противоправных действий; - пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от организационно-правовых форм, общественным объединениям и гражданам; - использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, независимо от организационно-правовых форм, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, а также транспортировки поврежденного при авариях транспорта, проезда к месту происшествия или сбора личного состава по тревоге, в не терпящих отлагательства случаях, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами; - применять в установленном законодательством порядке оружие, а также специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции. Глава 4. Несение дорожно-патрульной службы 4.1. Формы несения службы 4.1.1. Для осуществления контроля за дорожным движением организуются пешее патрулирование, несение службы на стационарных постах, патрулирование на автомобилях и мотоциклах, вертолетное патрулирование. 4.1.2. Пешее патрулирование применяется для осуществления контроля и выполнения распорядительно-регулировочных действий на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог. 4.1.3. Стационарный пост ГАИ - это место несения службы, оборудованное служебным помещением, оперативно-техническими и специальными средствами. Примечание: Для осуществления контроля за передвижением транспортных средств, принадлежащих иностранным гражданам и лицам без гражданства, на территории Российской Федерации в местах с регламентированным посещением иностранных граждан создаются специальные посты ГАИ. 4.1.4. Контрольные посты милиции*, которые включаются в межрегиональную специальную заградительную систему, создаются для обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и задержанию автомототранспорта, используемого в противоправных целях, и лиц, совершивших преступления либо подозреваемых в их совершении. Несение службы на контрольных постах милиции организуется в соответствии с устанавливаемым МВД России порядком. 4.1.5. Личный состав дорожно-транспортной службы может задействоваться для несения службы на контрольных милицейских постах**, создаваемых в соответствии с устанавливаемым МВД России порядком для оказания содействия в охране Государственной границы Российской Федерации. Сотрудники дорожно-патрульной службы находятся в подчинении старших нарядов этих постов и осуществляют контроль за дорожным движением. 4.1.6. Для повышения эффективности несения дорожно-патрульной службы на стационарных постах ГАИ, КПМ, КМП могут быть использованы служебные собаки, для содержания которых оборудуются специальные места. 4.1.7. Патрулирование на автомобилях и мотоциклах может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. 4.1.7.1. Открытый контроль осуществляется сотрудниками на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. В процессе несения службы используются следующие тактические приемы: - движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения); - движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости); - остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предостережения участников дорожного движения и пресечения правонарушений); - остановка патрульного автомобиля (мотоцикла) в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам. Применение того или иного приема, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой. 4.1.7.2. Скрытый контроль на патрульных автомобилях в обычной окраске осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее время лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. В случае если сотрудник одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. 4.1.7.3. Смешанный контроль организуется одновременно на двух патрульных автомобилях, один из которых имеет специальную окраску или опознавательные знаки, второй - обычную окраску. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляется с помощью радиосвязи. 4.1.8. Вертолетное патрулирование организуется преимущественно над автомобильными дорогами, по которым осуществляется интенсивное движение, во взаимодействии с нарядами, задействованными для несения службы на конкретных участках этих дорог. С использованием вертолетов осуществляются оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и доставление их в медицинские учреждения, контроль за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств, других рейдов и операций, в том числе по установлению автомототранспортных средств, находящихся в розыске. Порядок, режим работы и место патрулирования определяется исходя из оперативной обстановки и поставленных задач. 4.2. Приемы несения службы 4.2.1. Основными приемами несения службы являются контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, а также осуществление распорядительно-регулировочных действий. 4.2.2. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. * Далее - КМП ** Далее - КПМ 4.2.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регу- лирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, связанных в том числе с дорожнотранспортными про- исшествиями, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки. 4.2.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждений водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения. 4.2.5. Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия. 4.3. Порядок несения службы 4.3.1. По прибытии на пост (маршрут) патрулирования сотрудник дорожно-патрульной службы должен получить от сменяемого им сотрудника информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на автомобильных дорогах и улицах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств регулирования дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. Если в предшествующую смену контроль за дорожным движением на данном посту или маршруте не осуществлялся, сотрудник проверяет исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно- строительных и других работ, о выявленных недостатках немедленно докладывает в дежурную часть строевого подразделения. 4.3.2. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом. Примечание: Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, перед поворотом, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий. 4.3.3. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающие специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении правил дорожного движения водителями данных автомобилей сотрудником дорожно-патрульной службы составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося. Оформление дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком. 4.3.4. Сотрудник дорожно-патрульной службы производит задержание автомототранспортного средства в случае управления им: - лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения; - лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или лишенным такого права; - лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных правилами; - при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда); - при отсутствии отметки о регистрации в подразделениях Госавтоинспекции, без государственных регистрационных знаков или с подложными такими знаками. Примечание: Под задержанием транспортного средства следует понимать запрещение эксплуатации с помещением его на специальную охраняемую стоянку, определенную местными органами исполнительной власти. Сотрудник, принявший решение о запрещении эксплуатации транспортного средства, составляет в двух экземплярах протокол о задержании (копия выдается водителю) и приобщает его к административному протоколу о нарушении правил дорожного движения. 4.3.5. При задержании транспортного средства сотрудник отстраняет водителя от управления после устного предупреждения о запрещении движения, применяя в случае неподчинения изъятие ключа замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства, создание помех для исключения возможности дальнейшего следования, блокировку колес и др. 4.3.6. Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя (владельца) на специальную охраняемую стоянку с использованием другого транспортного средства, путем буксировки на жесткой сцепке либо сотрудником дорожно-патрульной службы самостоятельно при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства. Задержанное транспортное средство сдается на специальную охраняемую стоянку по акту (описи). При отсутствии такой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть строевого подразделения, горрайоргана внутренних дел или на площадку у стационарного поста, ГАИ, КПМ, КМП, а в случае, если нарушение связано с управлением транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда), его эксплуатация может быть запрещена со снятием государственного регистрационного знака. По устранению причин задержания транспортного средства (вытрезвление водителя, предоставление документов, наличие лица, имеющего право на управление данным транспортным средством, устранение неисправностей и т.д.) оно возвращается водителю (владельцу). 4.3.7. Задержанное транспортное средство передается сотрудником дорожно-патрульной службы по акту в таможенный орган Российской Федерации в случае выявления: - транспорта, в отношении которого имеется решение таможенного органа Российской Федерации о передаче его в собственность государства, либо сообщение о том, что он незаконно оставлен на территории Российской Федерации после выезда владельца; - водителей, управляющих незарегистрированным в установленном порядке транспортом, у которых отсутствуют свидетельство о регистрации транспортного средства в стране выезда и документ, оформленный Страницы: 1 2 |