ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ ПО ДОСТАВКЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ. Решение. Судебная палата по информационным спорам. 17.02.94 3

                 ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ
           ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ ПО ДОСТАВКЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

                               РЕШЕНИЕ

             СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ ПРИ
                            ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

                          17 февраля 1994 г.

                                 N 3

                              (РГ 94-44)


     Судебная палата рассмотрела обращение редакций газет "Известия" и
"Труд" относительно цен (тарифов) на услуги почтовой связи по доставке
газет подписчикам.  Были  также рассмотрены публикации в газетах "Мос-
ковская правда" "Московские почтовики в три с  лишним  раза  увеличили
плату за экспедирование газет,  продолжая грабеж прессы и подписчиков"
от 2 февраля 1994 года и "Вечерняя Москва" "Себестоимость газет в бли-
жайшие дни возрастет в 4-6 раза" от 21 января 1994 г.,  "Мы уже делаем
Ваше "Вечерку" золотой..." от 1 февраля 1994 г.
     Судебная палата установила, что факты, изложенные в указанных об-
ращениях и публикациях,  свидетельствуют о произволе при  установлении
цен на доставку изданий читателям.  Так,  при "каталожной цене" газеты
"Известия" на первое полугодие 1994 года в 1800 рублей в г.  Екатерин-
бурге стоимость доставки газет установлена 6630 рублей; а в целом под-
писная цена газеты составляет 8430 рублей. В то же время в г. Воронеже
при той  же  "каталожной цене" в 1880 рублей подписная цена "Известий"
составила на первое полугодие с.г.  3600 рублей. В г. Санкт-Петербурге
при той  же  стоимости  газеты 1800 рублей подписчикам необходимо было
заплатить 5052 рубля,  в г. Москве - 4137 рублей, в Московской области
- 7392 рубля.
     Стоимость пересылки и  экспедирования  одного  экземпляра  газеты
"Труд" размером в 4 полосы в январе 1993 года составляла 1,23 руб.,  в
августе - 2,87 руб.,  в октябре - 4,52 руб. В разных регионах эти цены
были различными;  например,  в  октябре 1993 года в Хабаровске - 23,63
рубля.
     Подобный разнобой свидетельствует о произвольном и бесконтрольном
назначении цен на доставку газет территориальными подразделениями  Фе-
дерального управления  почтовой связи,  которые делают это,  пользуясь
своим положением монополистов на рынке услуг связи.  Это был  вынужден
признать В.В. Шелихов, зам. генерального директора Федерального управ-
ления почтовой связи (ФУПС). При этом он заявил, что "вопросы контроля
местных тарифов  на распространение периодической печати в компетенцию
ФУПС не входят".
     Он также  сообщил,  что и на 1994 год сохранены Основные принципы
подписки на 1993 год, согласно которым "стоимость услуг по приему под-
писки, составлению, обработке на местах... внутриобластной перевозке и
доставке в каталог не включаются,  а определяются  непосредственно  на
месте с учетом фактических расходов предприятий связи (ч. 2 п. 1.5 Ос-
новных принципов).
     Таким образом, действительно, местные почтовые отделения по свое-
му усмотрению,  исходя из коммерческих соображений, устанавливают цены
на доставку газет.
     Судебная плата установила также,  что произволу  при  определении
цен на  доставку газет способствует двойственный организационно-право-
вой статус территориальных организаций почтовой связи.  С одной сторо-
ны, как  это  установлено соответствующими нормативными актами,  Феде-
ральное управление почтовой связи - это орган управления, а его терри-
ториальные структуры  - государственные учреждения.  С другой стороны,
эти же государственные учреждения устанавливают тарифы на  распростра-
нение периодической печати как коммерческие предприятия,  причем имею-
щие монопольное положение на рынке услуг связи.
     Обосновывая сложившееся положение,  руководство ФУПС ссылается на
постановление Правительства Российской  Федерации  "О  государственной
поддержке функционирования  связи в Российской Федерации" от 24 апреля
1992 г.  N 270. Однако в этом постановлении право самостоятельно уста-
навливать тарифы  на услуги связи,  кроме тех,  на которые сохраняется
государственное регулирование, предоставлено государственным предприя-
тиям, а не государственным учреждениям.
     Таким образом,  средства массовой информации, потребители их про-
дукции, т.е.  читатели-налогоплательщики,  поставлены в полную зависи-
мость от почтового  ведомства  России,  что  непосредственным  образом
ущемляет информационные  права граждан и право средств массовой инфор-
мации свободно получать и распространять информацию.
     Судебная палата,  выслушав  представителя  Госкомитета Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых  экономических
структур А.  Карташова, рассмотрев другие материалы, установила также,
что указанный выше двойственный статус  территориальных  подразделений
(формально - учреждение,  фактически - предприятие) вывел эти террито-
риальные подразделения из сферы применения законов об  антимонопольной
деятельности.
     Учитывая все вышеизложенное и руководствуясь статьями 4 и 10  По-
ложения о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Рос-
сийской Федерации, Судебная палата решила:
     1. Признать,  что  территориальные подразделения Федерального уп-
равления почтовой связи,  занимая монопольное положение, произвольно и
бесконтрольно устанавливают  цены  (тарифы) на доставку газет,  значи-
тельно превышающие "каталожную" стоимость изданий.
     2. Отметить,  что  сложившейся  практике способствует официальный
статус территориальных подразделений как "учреждений", который выводит
их из-под действия антимонопольных законов и контроля Государственного
Комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и  поддержке
новых экономических структур.
     3. Установить,  что произвол при определении цен (тарифов) на ус-
луги почтовой связи по доставке газет подписчикам приводит к фактичес-
кому нарушению прав граждан на получение информации,  а средств массо-
вой информации - на свободное и доступное распространение информации.
     4. Обратить внимание редакций газет на их возможность получать  и
оценивать конкретную  информацию  от  территориальных подразделений по
вопросам обоснованности цен (тарифов) на доставку  газет  подписчикам,
устранять недоверие  в  отношениях  с распространителями периодической
печати.
     5. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением
рассмотреть вопрос об организационно-правовом статусе Федерального уп-
равления почтовой связи и его территориальных подразделений, о сложив-
шейся практике установления цен (тарифов) на доставку  читателям  под-
писных изданий.

     Председатель Судебной палаты               А. ВЕНГЕРОВ