О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ ПО ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ОТЧИСЛЕНИЙ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 16.02.94 ВЗ-6-15/46

             О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ ПО ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ
          ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК
       ОТЧИСЛЕНИЙ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
                    ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                          16 февраля 1994 г.

                             N ВЗ-6-15/46

                                 (Д)


     Государственные налоговые  инспекции  по  республикам  в  составе
Российской Федерации,  краям,   областям,   автономным   образованиям,
гг.Москве и Санкт-Петербургу


     Государственная налоговая служба Российской Федерации  направляет
для сведения  и  руководства  подготовленное Управлением поступлений в
государственные внебюджетные   фонды   и   доходов   от   приватизации
Методическое пособие по вопросам практики применения законодательства,
регулирующего порядок  отчислений  страховых  взносов  и   средств   в
государственные внебюджетные социальные фонды, согласно приложению.
     Настоящее пособие не является нормативным актом  и  предназначено
для использования   в   работе   государственных  налоговых  инспекций
Российской Федерации.


     Государственный советник
     налоговой службы 1 ранга         В.А.Зверховский


                                             Приложение к письму
                                             Госналогслужбы России
                                             от 16.02.94 N ВЗ-6-15/46



                         МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

          по вопросам практики применения законодательства,
         регулирующего порядок отчислений страховых взносов и
       средств в государственные внебюджетные социальные фонды



        1. Страховые   взносы  в  Пенсионный  фонд  Российской
                          Федерации (России). *)

*) в дальнейшем ПФР



     Порядок взаимодействия налоговых органов и региональных отделений
ПФР в  работе  по  осуществлению  контроля  за  своевременным и полным
поступлением страховых взносов в ПФР,  а также  порядок  представления
налоговыми органами    сведений    о   доходах   отдельных   категорий
плательщиков, уполномоченным в районах и городах, определены в письмах
Пенсионного фонда   России   и  Госналогслужбы  России  от  9/22.07.92
N ЮИ-6/1769/ВП-6-15/236, от 3/4.06.93 N ЛЧ-16/2116-ИН/ВЗ-6-03/196 и от
27.10.93 N ВЗ-4-15/167н.
   В соответствии с абзацем пятым  пункта  3  Положения  о  Пенсионном
фонде России,    утвержденного    постановлением   Верховного   Совета
Российской Федерации   от   27.12.91   N   2122-1,   Пенсионный   фонд
обеспечивает контроль  с участием налоговых органов за своевременным и
полным поступлением в ПФР страховых взносов.
     Согласно указанному   Положению   ПФР   является  самостоятельным
финансово-кредитным учреждением,  осуществляющим свою  деятельность  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Постановлением Совета  Министров   -   Правительства   Российской
Федерации от  22.09.93  N 958 "О передаче в ведение Совета Министров -
Правительства Российской   Федерации   организаций    и    учреждений"
установлено, что   Пенсионный   фонд  Российской  Федерации  находится
в ведении Совета Министров - Правительства Российской Федерации и  ему
подотчетен.
     Страховой тариф взносов в ПФР, круг плательщиков, а также порядок
льготирования установлен на I и II квартал 1993 г. законами Российской
Федерации от 25.12.92 N 4232-1  и  от  30.03.93  N  4695-1,  а  на  II
полугодие 1993   г.   постановлением   Верховного   Совета  Российской
Федерации от 09.07.93 N 5357-1.
     Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93
N 4460-1 предусмотрено,  что вновь созданные предприятия, учреждения и
организации регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в
30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают расчетный и иные
счета при  предъявлении  предприятиями,  учреждениями  и организациями
документа, подтверждающего   регистрацию   в   качестве   плательщиков
страховых взносов.
     В соответствии с  указанными  законодательными  актами  страховой
тариф взносов в ПФР на 1993 год установлен в следующих размерах:
     - для работодателей - предприятий,  учреждений и организаций -  в
размере 28  процентов  по отношению к начисленной оплате труда по всем
основаниям, в том числе за выполнение работ  по  договорам  подряда  и
поручения (1992 г. - 31,6%);
     - для работодателей - колхозов, совхозов и предприятий, занятых в
производстве сельскохозяйственной   продукции,  -  в  размере  -  20,6
процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в
том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения (1992 г.
- 20,6%);
     - для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин
малочисленных народов  Севера,  занимающихся  традиционными  отраслями
хозяйствования, граждан,    занимающихся    индивидуальной    трудовой
деятельностью (предпринимателей,  осуществляющих свою деятельность без
образования юридического   лица),   адвокатов,  частных  детективов  и
частных охранников,  нотариусов,  занимающихся частной практикой,  - в
размере 5 процентов их дохода (1992 г. - 5%);
     - для работодателей  -  предприятий,  учреждений  и  организаций,
выплачивающих за  работу  авторский гонорар,  - в размере 26 процентов
суммы гонорара (1992 г. - 26%);
     - для  граждан,  использующих  труд  наемных  работников в личном
хозяйстве, -  в  размере  28  процентов  по  отношению  к  начисленной
работникам оплате труда по всем основаниям (1992 г. - 31,6%);
     - для работающих граждан - в размере  одного  процента  заработка
(1992 г. - 1%).
     Вышеуказанными законами  Российской  Федерации  и  постановлением
Верховного Совета  Российской  Федерации от уплаты указанных страховых
взносов освобождены  только  общественные  организации   инвалидов   и
пенсионеров, находящиеся в собственности этих организаций предприятия,
объединения и учреждения,  созданные  для  осуществления  их  уставных
целей.
     Как правило,  это те  предприятия,  которые  созданы  в  порядке,
предусмотренном п.1  ст.17 Закона РСФСР от 24.12.90 "О собственности в
РСФСР".
     Вместе с    тем   законодательством   Российской   Федерации   не
предусмотрено освобождение   граждан,   работающих   в    общественных
организациях инвалидов  и  пенсионеров,  а также на принадлежащих этим
организациям предприятиях от уплаты  страхового  взноса  в  размере  1
процента, установленного   для   работающих   граждан,   в  том  числе
работающих пенсионеров.
     Кроме того,  не  предусмотрено  освобождение  от уплаты страховых
взносов в ПФР,  в том числе  по  обязательному  отчислению  в  размере
одного процента:   религиозных   организаций,  вольнонаемного  состава
органов, учреждений и организаций  МВД  России  и  Минобороны  России,
жилищно-строительных, гаражных,    садоводческих    кооперативов   и
товариществ, военно-спортивных  и  других  клубов,  штатные  работники
которых содержатся  за счет взносов их членов или платы за оказываемые
услуги, а  также  предприятий,  кооперативов,  арендных   организаций,
использующих труд  инвалидов  и  пенсионеров  и  не входящих в систему
общественных организаций инвалидов и пенсионеров  (письмо  Пенсионного
фонда РСФСР от 15.11.91 N ЮСИ-49).
     В соответствии    с    Порядком    уплаты    страховых    взносов
работодателями и  гражданами  в  Пенсионный  фонд Российской Федерации
(России), утвержденным  постановлением  Верховного  Совета  Российской
Федерации от  27.12.91 N  2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской
Федерации (России)",  с учетом изменений  и  дополнений  ,   внесенных
постановлением Верховного  Совета  Российской  Федерации  от  11.02.93
N 4460-1,  страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в
денежном или натуральном выражении,  по всем основаниям), из которых в
соответствии с Законом РСФСР от 20.11.90 N  340-1  "О  государственных
пенсиях в РСФСР" исчисляется  пенсия, в том числе на вознаграждение за
выполнение работы по договорам подряда и поручения.
     Статьей 100   указанного  закона  предусмотрено,  что  в  составе
заработка, из  которого  исчисляется  пенсия,  учитываются  все   виды
вознаграждения за  работу  (службу),  включая  оплату  за сверхурочную
работу, за работу в выходные дни и за совместительство,  кроме всякого
рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный
отпуск, выходное пособие при увольнении и др.).
     Перечень видов оплаты труда,  на которые не начисляются страховые
взносы, предусмотрен Временной инструкцией о порядке уплаты  страховых
взносов в   Пенсионный   фонд   России,   утвержденной  постановлением
Правления Фонда от 31.05.91 N 102,  с учетом писем  Пенсионного  фонда
России от  15.11.91  N  ЮСИ-49/ИН,  от  24.07.92  N  ЮИ-12/128-ИН и от
11.12.92 N ЮИ-12/258-ИН,  а также  указанием  Минсоцзащиты  России  от
26.03.93 N 1-28-У (стр.22-25).
     В соответствии с указанными актами страховые взносы не начисляются
на выплаты,  носящие  единовременный либо компенсационный характер,  в
частности, на компенсацию за неиспользованный отпуск, выходное пособие
при увольнении, различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве
материальной помощи,    компенсационные    выплаты,    связанные     с
командировочными расходами,  стоимость путевок на  санаторно-курортное
лечение, возмещение  расходов  по   проезду,   поощрительные   выплаты
(включая премии)  в  связи  с  юбилейными датами,  днями рождения,  за
долголетнюю безупречную трудовую деятельность и в  других  аналогичных
случаях.
     Страховые взносы также не начисляются на суммы всех видов  пенсий
и пособий  по социальной защите и социальному страхованию,  а также на
стипендии, выплачиваемые    учебными    заведениями,    на     премии,
выплачиваемые за   счет  средств  специального  назначения  и  целевых
поступлений (носят единовременный характер), на беспроцентную ссуду на
улучшение жилищных  условий,  обзаведение  домашним  хозяйством,  иные
социальные потребности   и   другие   виды   выплат,   не    связанные
непосредственно с оплатой труда.
     Кроме того,  страховые взносы  не  начисляются  на  дивиденды  по
акциям, на    ежемесячные    пособия,    выплачиваемые   предприятиями
неработающим пенсионерам,  на  суммы   авторских   вознаграждений   за
изобретения, выплачиваемые   на  основании  авторских  свидетельств  и
патентов по   нормам   гражданского   законодательства,   на   выплаты
компенсационного характера  в  связи  с  реформой  розничных  цен  (на
питание, проезд работников,  материальная помощь и др.),  на оплату за
аренду автомобиля  и  компенсационные выплаты за использование личного
транспорта его владельцами в служебных целях, на оплату за вынужденный
прогул при незаконном увольнении,  а также на оплату труда иностранных
работников предприятий с иностранными инвестициями.
     В соответствии  с  указанным  Порядком уплаты страховых взносов в
Пенсионный фонд России  и  законодательными  актами,  устанавливающими
страховой тариф взносов в ПФР,  страховые взносы начисляются на оплату
труда по договорам подряда и поручения.
     Вместе с   тем   на   выплаты  и  вознаграждения,  полученные  за
выполнение работ по другим  договорам  гражданско-правового  характера
(аренды, купли-продажи,   контрактации,   мены,   комиссии,  авторский
договор и др.),  страховые взносы не начисляются,  поскольку  иное  не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     По договору подряда (статьи 350-366 ГК РСФСР) подрядчик обязуется
выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его
или своих  материалов,  а  заказчик  обязуется  принять   и   оплатить
выполненную подрядчиком  работу,  если иное не установлено законом или
договором. При этом подрядчик не  включается  в  штат  соответствующей
организации и    не   подчиняется   правилам   внутреннего   трудового
распорядка. Подрядчик самостоятельно организует свой труд,  а заказчик
не вправе  вмешиваться  в  его  хозяйственную деятельность.  Предметом
договора подряда является  материальный  и  индивидуально-определенный
результат работы подрядчика.
     Гражданин может принять на себя  выполнение  работы  по  договору
подряда лишь при условии выполнения этой работы своим трудом.
     Что касается   договора   поручения,   то   это   также   договор
гражданско-правового характера  (статьи  396-403  ГК  РСФСР),  в  силу
которого одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени  и  за
счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.
     Сроки уплаты страховых взносов  определены  в  пункте  4  Порядка
уплаты страховых взносов:
     - работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц  -  в
срок, установленный  для  получения оплаты труда за истекший месяц.  В
таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые  взносы
с работников, включая работающих пенсионеров.
     Конкретный срок  указывается   в   заявлении   страхователя   при
регистрации и  выдаваемом  ему извещении уполномоченным ПФР по городу,
району;
     - граждане,  занимающиеся  индивидуальной  трудовой деятельностью
(предприниматели, осуществляющие  свою  деятельность  без  образования
юридического лица),  уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и
в те сроки,  которые определены для этой категории работающих  граждан
законодательством Российской   Федерации   о   подоходном   налоге   с
физических лиц;
     - крестьянские (фермерские) хозяйства,  родовые,  семейные общины
малочисленных народов  Севера,  занимающиеся  традиционными  отраслями
хозяйствования, уплачивают  страховые взносы в порядке,  определенном
постановлением Совета Министров - Правительства  Российской  Федерации
от 11.10.93 N 1020.  Данным постановлением установлено,  что указанные
категории плательщиков уплачивают страховые взносы в  Пенсионный  фонд
России с доходов,  полученных за истекший календарный год, не  позднее
1 апреля последующего года.
     Доход указанных  хозяйств,  общин в денежной и натуральных формах
для исчисления  страхового  взноса  определяется  как  разность  между
совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, общине от
всех видов  указанной  деятельности  и  документально  подтвержденными
плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
     - граждане,  использующие  труд  наемных  работников   в   личном
хозяйстве, уплачивают  страховые  взносы ежемесячно до 5 числа месяца,
следующего за месяцем выплаты заработка.
     Работодатели представляют   в   банк   платежные   поручения   на
перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением  на
выплату заработной платы.  Указанные платежные поручения исполняются в
первоочередном порядке  (постановление  Верховного  Совета  Российской
Федерации от 11.02.93 N 4460-1).
     Следует иметь в виду,  что  по  истечении  установленных  сроков,
невнесенная сумма  считается  недоимкой  и  взыскивается  в бесспорном
порядке с  начислением  пени  независимо  от   причины,   по   которой
плательщик не имел возможности своевременно их перечислить (письмо ПФР
от 11.12.92  N   ЮИ-12/258-ИН).   К   недоимке   относится   и   сумма
задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
     Пеня начисляется с суммы недоимки  за  каждый  день  просрочки  в
следующих размерах:
     - по страховым взносам работодателей, включая обязательные взносы
работников, - 1 процент;
     - по  страховым  взносам  граждан,  занимающихся   индивидуальной
трудовой деятельностью    (предпринимателей),    а    также   граждан,
использующих труд  наемных  работников  в  личном  хозяйстве,  -   0,5
процента.
     За несвоевременное зачисление или  перечисление  по  вине  банков
страховых взносов  в  доход  Пенсионного фонда России ими уплачивается
пеня за каждый день просрочки в размере 1 процента с сумм этих взносов.
     Порядок уплаты  страховых  взносов  работодателями и гражданами в
Пенсионный фонд   Российской    Федерации    (России),    утвержденный
постановлением Верховного  Совета  Российской  Федерации  от  27.12.91
N 2122-1,  с учетом дополнений и изменений,  внесенных  постановлением
Верховного Совета   Российской   Федерации   от   11.02.93  N  4460-1,
предусматривает применение  к  работодателям   и   иным   плательщикам
страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания:
     - всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в
Пенсионный фонд  Российской  Федерации  (России)  суммы оплаты труда и
штрафа в размере той же суммы,  а при повторном нарушении -  штрафа  в
двойном размере;
     - 10 процентов причитающихся к уплате сумм  страховых  взносов  в
Пенсионный фонд   Российской   Федерации   (России)  за  их  отказ  от
регистрации в качестве плательщика страховых взносов;
     - 10  процентов  причитающихся  в отчетном квартале к уплате сумм
страховых взносов в  ПФР  за  непредставление  в  установленные  сроки
расчетной ведомости.
     Недоимка по страховым взносам,  а  также  суммы  штрафов  и  иных
финансовых санкций взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке и
зачисляются в доход Пенсионного фонда Российской Федерации.
     Срок исковой  давности  по  взысканию с физических лиц недоимки в
ПФР, а также сумм штрафов и иных  финансовых  санкций  составляет  три
года. Бесспорный  порядок  взыскания недоимки,  а также сумм штрафов и
иных финансовых санкций  с  юридических  лиц  может  быть  применен  в
течение шести лет с момента образования указанной недоимки.
     Для учета поступления и расходования средств (страховых платежей)
Пенсионного фонда  России  открыт  пассивный счет N 807.  Суммы пени и
финансовых санкций,  взыскиваемые с плательщиков,  зачисляются на счет
N 701 отделений ПФР.



          2. Страховые взносы в Фонд социального страхования
                         Российской Федерации


     В соответствии   с   п.5   постановления   Совета   Министров   -
Правительства Российской Федерации от 26.10.93 N  1094  "Вопросы Фонда
социального страхования  Российской  Федерации" контроль за полнотой и
своевременностью уплаты предприятиями,  организациями,  учреждениями и
другими хозяйственными  субъектами  независимо  от  форм собственности
взносов на  социальное  страхование  возложен  на   Фонд   социального
страхования Российской  Федерации  и  Государственную налоговую службу
Российской Федерации.
     Указом Президента  Российской  Федерации  от  28.09.93 N 1503 "Об
управлении государственным  социальным   страхованием   в   Российской
Федерации" установлено,  что управление Фондом социального страхования
Российской Федерации  осуществляется  в   порядке   и   на   условиях,
предусмотренных Указом  Президента  Российской  Федерации  от 07.08.92
N 822  "О  Фонде  социального  страхования  Российской  Федерации",  в
соответствии с  которым  Фонд  социального страхования России является
самостоятельным государственным    финансово-кредитным     учреждением
Российской Федерации и осуществляет финансирование выплат,  пособий по
временной нетрудоспособности,  по беременности и родам,  при  рождении
ребенка, по  уходу  за  ребенком  до  достижения  им возраста 1.5 лет,
санаторно-курортного лечения и оздоровления  трудящихся  и  членов  их
семей, а также других целей государственного социального страхования.
     В соответствии  с  названными  Указом  от  28.09.93  N   1503   и
постановлением от  26.10.93  N  1094 (п.4) платежи по государственному
социальному страхованию  производятся  предприятиями,   организациями,
учреждениями и  иными  хозяйствующими  субъектами  независимо  от форм
собственности на текущий счет Фонда социального страхования Российской
Федерации.
     Средства государственного социального страхования, находящиеся по
состоянию на 01.10.93 на других счетах,  подлежат зачислению на единый
текущий счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
     Необходимо иметь   в   виду,   что  законодательством  Российской
Федерации уплата страховых взносов в  указанный  Фонд  не  ставится  в
зависимость от принадлежности к тому или иному профсоюзу.
     На основании ст.  237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона
Российской Федерации  от  25.09.92  N  3543-1  "О внесении изменений и
дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" взносы  на  государственное
социальное страхование  уплачивают не только предприятия,  учреждения,
организации, но  и  отдельные  граждане,  использующие  труд   наемных
работников в личном хозяйстве, а также работники из своего заработка.
     Неуплата работодателями  взносов  на  государственное  социальное
страхование не  лишает работников права на обеспечение за счет средств
государственного социального страхования.
     При этом  следует  обратить внимание на то,  что из ст.  238 КЗоТ
Российской Федерации,  действующей  в   редакции   Закона   Российской
Федерации от  25.09.92  N 3543-1 и устанавливающей виды обеспечения по
государственному социальному страхованию,  исключена  норма,  согласно
которой средства социального страхования могут расходоваться только по
своему прямому назначению.
     Страховой тариф взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации, круг плательщиков, а также порядок льготирования установлен
на I  и  II квартал 1993 г.  законами Российской Федерации от 25.12.92
N 4230-1 "О страховых тарифах взносов в Фонд  социального  страхования
Российской Федерации,   в  Государственный  фонд  занятости  населения
Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование граждан
на первый  квартал  1993  года"  и  от  30.03.93 N 4696-1 "О страховых
тарифах взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, в
Государственный фонд  занятости  населения  Российской  Федерации  и в
фонды обязательного медицинского страхования на  второй  квартал  1993
года", а  на  II полугодие 1993 г.  - постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1 "О тарифах страховых взносов
в Пенсионный  фонд Российской Федерации,  Фонд социального страхования
Российской Федерации  и  Государственный  фонд   занятости   населения
Российской Федерации на второе полугодие 1993 года".
     В соответствии с названными  законодательными  актами  Российской
Федерации страховой  тариф  взносов  в  указанный  Фонд  на  1993  год
определен в размере 5,4 процента по  отношению  к  начисленной  оплате
труда по  всем  основаниям и установлен для работодателей предприятий,
организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов  независимо  от
форм собственности (в 1992 году - 5,4%).
     От уплаты  страховых  взносов  в  Фонд  социального   страхования
Российской Федерации   освобождены   только  общественные  организации
инвалидов, находящиеся в собственности этих  организаций  предприятия,
объединения и  учреждения,  созданные  для  осуществления  их уставных
целей.
     Виды выплат и вознаграждений, на которые не начисляются страховые
взносы, а также порядок уплаты взносов в Фонд социального  страхования
Российской Федерации  регулируются  Временной  инструкцией  о  порядке
начисления, уплаты   и   расходования   средств   Фонда    социального
страхования, утвержденной  постановлением  Президиума  Совета  ФНПР от
29.05.91 N 4-1.
     Порядок исчисления  суммы  страховых  взносов  и  перечень  видов
оплаты труда,  на которые не начисляются страховые взносы,  аналогичен
порядку и перечню, которые действуют при отчислениях страховых взносов
в Пенсионный фонд России.
     При этом   следует   подчеркнуть,  что  тариф  страхового  взноса
применяется к  фактически  начисленной  оплате  труда,  полученной   в
порядке трудовых    правоотношений,   регулируемых   КЗоТ   Российской
Федерации.
     Вместе с   тем   в   отличие  от  Пенсионного  фонда  России  при
отчислениях в  Фонд  социального  страхования   Российской   Федерации
страховые взносы   не   начисляются   на   выплаты  и  вознаграждения,
полученные за   выполнение   работ    по    всем    видам    договоров
гражданско-правового характера,   в  том  числе  договорам  подряда  и
поручения, поскольку    действующим    законодательством    Российской
Федерации не   предусматривается   начисление   страховых  взносов  на
указанные виды оплаты труда (Временная инструкция по Фонду социального
страхования от   29.05.91   и   письмо   Правления  Фонда  социального
страхования от 01.06.93  N 114-7/1613).
     Состав признаков   договора   подряда   приведен   в  разделе  по
Пенсионному фонду России настоящего методического пособия.
     Учреждения и  организации,  состоящие на государственном бюджете,
уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для
выплаты заработной платы за вторую половину месяца.  Все предприятия и
остальные учреждения,  организации должны уплачивать страховые  взносы
два раза в месяц - в сроки, указанные для выплаты заработной платы.
     Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93
N 5357-1,   устанавливающим   тарифы  страховых  взносов  в  отдельные
внебюджетные социальные  фонды  на   II   полугодие   1993   года,   и
постановлением Совета  Министров  - Правительства Российской Федерации
от 06.10.93 N 1094 предусмотрено,  что исполнение платежных  поручений
на перечисление  взносов  на социальное страхование в Фонд социального
страхования Российской  Федерации,  а  также   применение   финансовых
санкций при  нарушении  порядка  уплаты  страховых взносов в указанный
Фонд осуществляется в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов
работодателями и  гражданами  в  Пенсионный  фонд  России (действует с
01.07.93).
     При взыскании  пени за нарушение сроков уплаты страховых платежей
в Фонд  социального  страхования   Российской   Федерации   необходимо
помнить, что до 01.07.93 за каждый день просрочки платежей начисляется
пеня в размере 0,1 процента на суммы недоначисленных или  неуплаченных
платежей, что  было  предусмотрено  Временной  инструкцией  о  порядке
начисления, уплаты   и   расходования   средств   Фонда    социального
страхования.
     Согласно принципам   формирования   бюджета   Фонда   социального
страхования Российской  Федерации,  как  правило,  74%  от начисленных
страховых взносов остается в распоряжении страхователя  с  последующим
расходованием этих средств на социальное страхование работников, а 26%
взносов подлежит в обязательном порядке перечислению в Фонд.
     При этом  необходимо иметь в виду,  что пеня и финансовые санкции
применяются в той части суммы  страховых  платежей,  которая  подлежит
перечислению в Фонд социального страхования Российской Федерации.
     Учет расчетов  со  страхователями  осуществляется  по   расчетной
ведомости (форма  N 4-ФСС),  утвержденной Правлением Фонда социального
страхования Российской  Федерации  29.05.92  N  54   и   Министерством
финансов Российской Федерации 10.06.92 N 12-5.
     Для учета поступлений и расходования средств Фонда открыт  единый
текущий счет  для  республиканского  и  региональных  отделений  Фонда
(пассивный счет N 726).



              3. Страховые взносы в Государственный фонд
               занятости населения Российской Федерации


     В соответствии с пунктом 10  Положения  о  Государственном  фонде
занятости населения Российской Федерации, утвержденного постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.93 N 5132-1,  контроль
за своевременным  и  полным  поступлением  страховых  взносов  в  Фонд
занятости осуществляют органы службы занятости совместно с  налоговыми
органами.
     Указанным положением о  Фонде  установлено,  что  Фонд  занятости
является государственным   внебюджетным   фондом  и  предназначен  для
финансирования мероприятий,  связанных  с  разработкой  и  реализацией
государственной политики занятости населения.
     Статьей 22 Закона Российской Федерации от 19.04.91  "О  занятости
населения в   Российской   Федерации"  в  редакции  Закона  Российской
Федерации от 15.07.92 N 3307-1 "О внесении изменений  и  дополнений  в
Закон РСФСР  "О  занятости  населения  в РСФСР" установлено,  что Фонд
занятости образуется за счет:
     - обязательных страховых взносов работодателей;
     - обязательных страховых взносов с заработка работающих;
     - ассигнований   из   республиканского   бюджета   в   Российской
Федерации, бюджетов           национально-государственных            и
административно-территориальных образований Российской Федерации.
     Страховой тариф взносов в Фонд занятости,  круг  плательщиков,  а
также порядок  льготирования  установлен  на  I  и  II квартал 1993 г.
законами Российской Федерации от  25.12.92  N  4230-1  и  от  30.03.93
N 4696-1,  а на II полугодие 1993 г.  постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1.
     В соответствии  с  названными  законодательными актами Российской
Федерации страховой  тариф  взносов  в  указанный  Фонд  на  1993  год
определен в  размере  2  процентов  по  отношению к начисленной оплате
труда по всем основаниям и установлен для работодателей - предприятий,
организаций,  учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от
форм собственности (1992 г. - 1%).
     Следует иметь  в  виду,  что  от  уплаты страховых взносов в Фонд
занятости освобождены  только  общественные   организации   инвалидов,
находящиеся  в  собственности этих организаций предприятия,объединения
и учреждения,  созданные для осуществления их  уставных  целей,  а  со
второго полугодия   1993   года   также   освобождены   и  религиозные
объединения,  находящиеся в их собственности предприятия и учреждения,
созданные для осуществления их уставных целей.
     Согласно Закону Российской Федерации  от  14.05.93  N  4966-1  "О
республиканском бюджете  Российской Федерации на 1993 год" от внесения
страховых платежей  в  Фонд  занятости   освобождены   в   1993   году
Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел
Российской Федерации,  Служба внешней разведки  Российской  Федерации,
Федеральное агентство  правительственной  связи  и информации и другие
военные формирования Российской Федерации.
     Порядок исчисления  суммы  страховых  взносов  и  перечень  видов
оплаты труда,  на которые не начисляются страховые взносы,  аналогичны
порядку и перечню, который действуют при отчислениях страховых взносов
в Пенсионный фонд России.
     Вместе с   тем   в   отличие  от  Пенсионного  фонда  России  при
отчислениях в Фонд занятости страховые взносы не начисляются на выплаты
и вознаграждения,  полученные  за  выполнение  работ по всем договорам
гражданско-правового характера,  в том числе по  договорам  подряда  и
поручения, поскольку    действующим    законодательством    Российской
Федерации не  предусматривается  начисление   страховых   взносов   на
указанные виды оплаты труда.
     Состав признаков  договора  подряда   приведен   в   разделе   по
Пенсионному фонду России настоящего методического пособия.
     Статьей 27 Закона Российской Федерации от 19.04.91  N  1032-1  "О
занятости населения в Российской Федерации" с дополнениями, внесенными
Законом Российской Федерации от 15.07.92 N  3307-1,  установлено,  что
государственная служба  занятости  имеет право взыскивать в бесспорном
порядке с  работодателей  суммы  сокрытых  или  заниженных   страховых
взносов в  Фонд занятости,  а также недоимок,  штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством.
     Положением о Государственном фонде занятости населения Российской
Федерации (п.10) установлено,  что к плательщикам страховых взносов  в
Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и
иные санкции, предусмотренные Законом Российской Федерации от 27.12.91
N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     С учетом срока введения в действие Закона Российской Федерации "О
занятости населения    в   Российской   Федерации"   и   Положения   о
государственном фонде занятости  населения  Российской  Федерации  эти
санкции применяются по всем фактам нарушений уплаты страховых взносов,
выявленным после 8 июня 1993 года,  в том числе имевшим место до  этой
даты.
     Для учета  поступления  и  расходования  средств  Фонда   открыты
пассивные счета  на  балансовом  счете  N  699  "Государственный  фонд
занятости населения Российской Федерации".



              4. Страховые взносы в фонды обязательного
                       медицинского страхования


     В соответствии с Положением о порядке уплаты страховых  взносов  в
Федеральный и   территориальные   фонды   обязательного   медицинского
страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета  Российской
Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного
медицинского страхования   граждан   на   1993   год",   контроль   за
своевременным и  полным  перечислением  страховых  взносов в указанные
фонды осуществляется совместно Федеральным и территориальными  фондами
и государственными налоговыми органами.
     Положением о   Федеральном   фонде   обязательного   медицинского
страхования и   Положением   о   территориальном  фонде  обязательного
медицинского страхования,  утвержденными   постановлением   Верховного
Совета Российской   Федерации   от   24.02.93   N  4543-1  "О  порядке
финансирования обязательного медицинского страхования граждан на  1993
год" предусмотрено,   что  Федеральный  фонд  и  территориальный  фонд
являются самостоятельными       государственными       некоммерческими
финансово-кредитными учреждениями.
     Страховой тариф  взносов  в  фонды   обязательного   медицинского
страхования, круг   плательщиков,   а   также   порядок  льготирования
установлен на I и II квартал 1993 г.  законами Российской Федерации от
25.12.92 N  4230-1  и от 30.03.93 N 4696-1.  Что касается II полугодия
1993 г.,  то страховой тариф  взносов  в  указанные  фонды  установлен
Законом Российской  Федерации  от 14.05.93 N 4966-1 "О республиканском
бюджете Российской Федерации на 1993 год".
     Согласно указанным  законам  Российской Федерации и постановлению
Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке
финансирования обязательного  медицинского страхования граждан на 1993
год" для предприятий,  организаций,  учреждений и  иных  хозяйствующих
субъектов независимо  от форм собственности страховой тариф взносов на
обязательное медицинское страхование на 1993 год установлен в  размере
3,6% по  отношению  к  начисленной  оплате  труда по всем основаниям в
следующем соотношении:
     - в Федеральный фонд - в размере 0,2%;
     - в территориальные фонды - в размере 3,4%.
     Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 01.07.93
N 5312-1    "О    финансировании    государственных    расходов     из
республиканского бюджета  Российской  Федерации  в  III  квартале 1993
года" установлено,  что  на   территориях,   у   которых   отсутствуют
территориальные фонды  обязательного медицинского страхования,  взносы
на обязательное  медицинское   страхование   работников   предприятий,
организаций, учреждений  и  иных хозяйствующих субъектов независимо от
форм собственности направляются в 1993 году:  в республиканский бюджет
Российской Федерации  -  исходя из страхового тарифа взносов в размере
0,2 процента;     в     бюджеты     национально-государственных      и
административно-территориальных образований  -  исходя  из  страхового
тарифа взносов  в  размере  3,4  процента  в  соответствии  с  целевым
назначением.
     Статьей 17 Закона Российской Федерации от 28.06.91 "О медицинском
страховании граждан  в  Российской  Федерации"  с  учетом  дополнения,
внесенного Законом  Российской  Федерации  от   02.04.93   N   4741-1,
предусмотрено, что   от   уплаты  страховых  взносов  на  обязательное
медицинское страхование   освобождаются    общественные    организации
инвалидов, находящиеся  в  собственности этих организаций предприятия,
объединения, учреждения,  созданные  для  осуществления  их   уставных
целей.
     Виды выплат,  на  которые  не   начисляются   страховые   взносы,
определены Инструкцией  о  порядке  взимания и учета страховых взносов
(платежей) на  обязательное  медицинское   страхование,   утвержденной
постановлением Совета  Министров  - Правительства Российской Федерации
от 11.10.93  N   1018.
     Порядок исчисления  суммы  страховых  взносов  и  перечень  видов
оплаты труда,  на которые не начисляются страховые взносы,  аналогичен
порядку  и  перечню,  которые  действуют  при  отчислениях  взносов  в
Пенсионный фонд,  т.е.  применяется общее правило,  согласно  которому
страховые взносы не начисляются на выплаты, носящие единовременный или
компенсационный характер.
     В соответствии  с Положением о порядке уплаты страховых взносов в
фонды обязательного    медицинского     страхования,      утвержденным
постановлением Верховного  Совета  Российской  Федерации  от  24.02.93
N 4543-1,   страховые   взносы   в   указанные   фонды    производятся
плательщиками  в  установленных законодательством Российской Федерации
размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в
том числе по договорам подряда и поручения.
     Вместе с  тем  действующее  законодательство  не  предусматривает
начисление страховых  взносов  на  оплату труда по договорам подряда и
поручения при   отчислениях   в   фонды   обязательного   медицинского
страхования в первом квартале 1993 года.
     Одновременно следует   иметь   в   виду,   что   на   выплаты   и
вознаграждения, полученные   за   выполнение  работ  по  другим  видам
договоров гражданско-правового   характера,   страховые   взносы    не
начисляются.
     Состав признаков  договора  подряда   приведен   в   разделе   по
Пенсионному фонду России настоящего методического пособия.
     Порядок и сроки уплаты страховых взносов (платежей) определенными
категориями плательщиков   установлены  Положением  о  порядке  уплаты
страховых взносов и Инструкцией о порядке взимания и  учета  страховых
взносов на  обязательное  медицинское  страхование,  и в полном объеме
соответствуют порядку и срокам уплаты взносов в Пенсионный фонд.
     Указанной инструкцией  предусмотрено,  что  излишне  внесенные на
счета фондов суммы страховых взносов засчитываются  в  счет  очередных
платежей в  фонды  или  возвращаются плательщику   органами,  ведущими
учет поступающих взносов,  в 10-дневный  срок  со  дня  получения  его
письменного заявления.
     По истечении  установленных  сроков  уплаты  взносов  невнесенная
сумма считается  недоимкой  и  взыскивается  в  бесспорном  порядке  с
начислением пени за каждый день просрочки,  начиная со следующего  дня
по истечении  срока  уплаты  взносов и по день уплаты включительно,  в
следующих размерах:
     для работодателей  и  иных  плательщиков  -  1  процент  с  суммы
недоимки;
     для органов  исполнительной власти,  являющихся плательщиками,  -
0,1 процента с суммы недоимки.
     Указанная Инструкция  предусматривает  применение к плательщикам,
нарушающим порядок регистрации и уплаты взносов,  следующих финансовых
санкций:
     за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых  взносов
- штраф в размере 10 процентов,  причитающихся к уплате сумм страховых
взносов;
     за непредставление  в  установленные сроки расчетной ведомости по
страховым взносам - штраф в  размере  10  процентов,  причитающихся  к
уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов;
     в случае  сокрытия  или  занижения  сумм,   на   которые   должны
начисляться страховые  взносы,  -  штраф в размере страхового взноса с
сокрытой или заниженной суммы,  взимаемый сверх причитающегося платежа
с учетом  пеней,  а при повторном в течение года нарушении - указанный
штраф в двойном размере.
     Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93
N 4543-1 установлено применение указанных санкций только  с  1  апреля
1993 года.
     Бесспорный порядок взыскания недоимок,  а также  сумм  штрафов  и
иных финансовых  санкций  применяется  в  течение  трех  лет с момента
образования указанной недоимки.  Срок исковой давности по взысканию  с
физических лиц  недоимок,  а  также  суммы  штрафов  и иных финансовых
санкций составляет три года (п.30 Инструкции).
     Порядок зачисления   страховых   взносов  в  фонды  обязательного
медицинского страхования,  а также  порядок  открытия  соответствующих
счетов изложен  в  совместной телеграмме Минфина России,Госналогслужбы
России, Росцентрбанка  и  Федерального  фонда  ОМС   от   04.08.93   N
91/ВГ-6-15/254/159-93/1-20 с  последующими изменениями и дополнениями,
внесенными совместными      телеграммами      от      11.08.93       N
12-3-4/ВЗ-6-15/261/1-21; от  31.08.93  N  12-3-4/ВЗ-6-15/301/1-40;  от
15/16.11.93 N 12-3-4/ВЗ-6-15/373/233-93/01-208.

              5. Средства, направляемые на формирование
          Республиканского (федерального) и территориальных
                фондов социальной поддержки населения


     В соответствии с п.  19 Положения о Республиканском (федеральном)
и территориальных фондах социальной поддержки населения, утвержденного
постановлением Правительства  Российской  Федерации  от 19.02.92 N 121
"Об утверждении   Положения   о   Республиканском   (федеральном)    и
территориальных фондах  социальной  поддержки  населения  и  мерах  по
обеспечению деятельности   этих   фондов",   контроль   за   полнотой,
своевременностью поступления    и   целевым   использованием   средств
Республиканского (федерального) и  территориальных  фондов  социальной
поддержки населения  осуществляется  Министерством  социальной  защиты
населения Российской Федерации и другими государственными  органами  в
пределах их компетенции.
     Согласно указанному    Положению    (п.    1)    Федеральный    и
территориальные фонды   являются   самостоятельными   государственными
учреждениями, а также юридическими лицами.
     Указом Президента  Российской  Федерации  от  26.12.91  N  328 "О
дополнительных мерах по социальной поддержке населения  в  1992  году"
установлено, что Республиканский (федеральный) и территориальные фонды
социальной поддержки населения образуются за счет:
     - доходов от деятельности предприятий фондов;
     - средств от переоценки остатков продукции и товаров  в  связи  с
либерализацией цен;
     - части доходов от приватизации государственного и муниципального
имущества и акцизов;
     - доходов  от  организуемых  фондами   денежно-вещевых   лотерей,
аукционов;
     - добровольных взносов  предприятий,  учреждений  и  организаций,
общественных организаций,    граждан,    иностранных   юридических   и
физических лиц;
     - гуманитарной  помощи  и  других поступлений,  не противоречащих
действующему законодательству.
     При этом  необходимо  иметь  в  виду,  что предусмотренное п.2.11
Временного положения о порядке уплаты, распределения, учета и контроля
за поступлением    средств    от    приватизации   государственных   и
муниципальных предприятий,   утвержденного   Госкомимуществом   России
14.07.92 N   АИ-2/4406,   перечисление  10%  доходов  от  приватизации
производится финансовыми    органами    только    в    соответствующие
территориальные фонды     социальной     поддержки     населения.    В
республиканский фонд  социальной  поддержки   населения   перечисление
осуществляется Минфином   России   за   счет  средств,  поступивших  в
федеральный бюджет   (письмо   Госналогслужбы   России   от   09.02.93
N ВЗ-6-15/73).
     В соответствии с постановлением Правительства РСФСР  от  19.12.91
N 56   "О   проведении  переоценки  продукции  и  товаров  в  связи  с
либерализацией цен"  при  проведении   инвентаризации   и   переоценки
остатков продукции     производственно-технического    назначения    и
потребительских товаров  50  процентов  суммы  дооценки  продукции   и
товаров равными   долями   (по  25  процентов  суммы)  направляются  в
Республиканский (федеральный)   и   региональные   фонды    социальной
поддержки населения.
     Порядок распределения   средств,   полученных    от    переоценки
товарно-материальных ценностей    конверсируемыми    предприятиями   и
организациями доведен  до  налоговых  органов  письмом  Госналогслужбы
России от 03.06.92 N ВЗ-6- 05/180.
     Согласно постановлению  Правительства  Российской  Федерации   от
13.10.92 N  784  "О  частичном  изменении  постановления Правительства
РСФСР от 19.12.91 N 56 "О проведении переоценки продукции и товаров  в
связи с    либерализацией   цен"   сельскохозяйственные   предприятия,
независимо от их  форм  собственности,  освобождены   от  уплаты  сумм
дооценки продукции  и  товаров  в республиканский и региональные фонды
социальной поддержки  населения  (письмо  Госналогслужбы   России   от
18.11.92 N ВЗ-4-05/74н).
     Следует иметь  в  виду,  что   согласно   совместной   телеграмме
Минсоцзащиты России и Банка России от 19.02.92 N 10-72/40-92 для учета
поступлений и  расходования  средств  фондов  социальной  поддержки  в
учреждениях банков  открыт  счет  на  балансовом  счете  N  694 "Фонды
социальной поддержки населения".