ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОССТАНДАРТ РОССИИ 8 ФЕВРАЛЯ 1994 г. N 8 (ЭЖ 94-32) Настоящий документ устанавливает порядок подготовки, проведения и оформления результатов государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдени- ем метрологических правил и норм с целью защиты прав и законных инте- ресов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Фе- дерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измере- ний и предназначен для органов государственной метрологической службы и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений, а также для проверяемых предприятий. Государственный метрологический надзор осуществляется в объедине- ниях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее - предприя- тие) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде прове- рок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соб- людения иных метрологических правил и норм. 1. Общие положения 1.1. Проверки соблюдения метрологических правил и норм проводятся на предприятиях, деятельность которых относится к сферам распростране- ния государственного метрологического контроля и надзора в соответс- твии со статьей 13 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений", а именно в сферах: здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды, обеспече- ния безопасности труда; торговых операций и взаимных расчетов между покупателем и продав- цом, в том числе операции с применением игровых автоматов и уст- ройств; государственных учетных операций; обеспечение обороны государства; геодезических и гидрометеорологических операций; банковских, налоговых, таможенных и почтовых операций; производства продукции, поставляемой по контрактам для государс- твенных нужд; испытания и контроля качества продукции в целях определения ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов и при обязательной сертификации продукции и услуг; измерений, проводимых по поручению органов суда, прокуратуры, ар- битражного суда, федеральных органов исполнительной власти; регистрации национальных и международных спортивных рекор- дов. Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, ав- тономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга метрологический надзор может быть распространен и на другие сферы деятельности. 1.2. Основными задачами проверок являются: определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержден- ному типу; определения состояния и правильности применения средств измере- ний, в том числе эталонов, применяемых для проверки средств изме- рений; определение наличия и правильности применения аттестованных мето- дик выполнения измерений; контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" и действующими норма- тивными документами по обеспечению единства измерений. 1.3. Проверки соблюдения метрологических правил и норм при осу- ществлении государственного метрологического надзора проводят долж- ностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Рос- сийской Федерации, действующие на соответствующих территориях (далее - государственные инспекторы). 1.4. В соответствии со статьей 20 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" государственные инспекторы вправе беспрепятствен- но, при предъявлении служебного удостоверения: посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируют- ся, продаются, содержатся или хранятся средства измерений, применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (далее средства измерений) независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов; поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу; проверять соответствие аттестованных методик выполнения изме- рений, состояние эталонов, применяемых для проверки средств изме- рений; использовать технические средства и привлекать персонал предприя- тия, на котором осуществляется проверка. 1.5. Проверки могут охватывать все области деятельности предприя- тия, относящиеся к сферам распространения государственного метрологи- ческого контроля и надзора, и могут быть целевыми, направленными на проверку соблюдения метрологических правил и норм в одной или несколь- ких областях деятельности предприятия, относящегося к одной или нес- кольким сферам распространения государственного метрологического конт- роля и надзора. 1.6. Целевые проверки могут быть самостоятельными, осуществляемы- ми органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно - надзорными орга- нами. Плановые проверки проводятся на предприятии не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метроло- гических правил и норм, составляемым органом Государственной метроло- гической службы. Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей про- дукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потреби- телей, торговой инспекции, контрольно - надзорных органов и организа- ций, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологичес- кой службы в целях решения конкретных задач, связанных с выявлением и устранением отрицательных последствий недостоверных результатов изме- рений. Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предпи- саний органов Госнадзора, полученных предприятием по результатам пре- дыдущей проверки. Необходимость проведения повторной проверки может быть определена планом организационно - технических мероприятий, сос- тавленным по результатам первичной проверки. 2. Порядок подготовки к проведению проверок. 2.1. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий проверку, не позднее чем за пять дней до ее начала информирует предп- риятие, на котором предполагается осуществить проверку (форма уве- домления - в приложении 1), о календарных сроках ее проведения, а также приглашает в случае необходимости представителей других конт- рольно - надзорных органов и проводит подготовительные работы, вклю- чающие: а) составление технического задания на проведение проверки, в ко- тором указывается: вид проверки, цель, задачи, обоснование ее проведения, участники, календарные сроки (приложение 2). Техническое задание утверждается руководителем органа Государс- твенной метрологической службы; б) ознакомление с содержанием стандартов, технических условий и других нормативных документов, содержащих метрологические правила и нормы, распространяющиеся на деятельность предприятия, подлежащую го- сударственному метрологическому контролю и надзору. В случае в органе Государственной метрологической службы необхо- димых документов они могут быть запрошены у контролируемого предприя- тия либо предварительно, либо в период проведения проверки; в) изучение материалов предидущих проверок, проведенных на данном предприятии органами Государственной метрологической службы и другими контрольно - надзорными органами. Примечание: при отсутствии в органе Государственной метрологи- ческой службы материалов проверок, проведенных другими контрольно - надзорными органами, их изучение проводится на проверяемом предпри- ятии; г) в случаях выпуска продукции для государственных нужд или про- дукции, подлежащей обязательной сертификации, а также в случаях, когда показатели качества продукции должны отвечать обязательным требованиям государственных стандартов - выявление у основных потребителей претен- зий к эксплуатационным и потребительским свойствам этой продукции, ка- честву ее изготовления, уровню нормативно - технической документации и т.д.; д) привлечение по согласованию с соответствующими руководителями для проведения измерений, анализа, испытаний продукции и для участия в самой проверке специалистов и технических средств предприятий и орга- низаций - изготовителей и потребителей продукции, других контрольно - надзорных органов, сертификационных центров и испытательных лаборато- рий; е) ознакомление участников проверки с ходом и результатами подго- товки к проверке. 3. Порядок проведения проверок 3.1. Руководитель проверки по прибытии на предприятие: а) предъявляет руководителю предприятия техническое задание на проведение проверки, выданное соответствующим органом Государственной метрологической службы; б) знакомит руководителя предприятия с целыми и задачами про- верки; в) уточняет перечень средств измерений, подлежащих государствен- ному метрологическому контролю и надзору, и соответствующих им аттес- тационных методик выполнения измерений и другие данные, относящиеся к проверке; г) распределяет работу между участниками проверки; д) привлекает персонал предприятия к подготовке материалов, необ- ходимых для проведения проверки. 3.2. Руководители проверок вправе требовать от руководителей про- веряемых предприятий обеспечение условий, необходимых для проведения проверок, в том числе предоставление участникам проверки необходимых для работы документов и материалов, а также справок, подтверждающих номенклатуру продукции, выпускаемой по контрактам для государственных нужд, технических средств, привлечения специалистов для проведения из- мерений, анализов, испытаний продукции и ответственных лиц предприятия с правом подписания протоколов измерений, испытаний, анализов, справок и т.д. 3.3 Участники проверки до ее начала: а) определяют конкретные объекты, подлежащие проверке; б) знакомятся с мерами, принятыми предприятием по результатам предыдущих проверок; в) выявляют наличие рекламаций на продукцию, поставляемую по контрактам для государственных нужд или подлежащую обязательной серти- фикации, а также рекламаций на продукцию, показатели качества которой должны соответствовать обязательным требованиям государственных стан- дартов; г) знакомятся с протоколами и результатами метрологического конт- роля и надзора, осуществляемого службами предприятия. 3.4. При осуществлении государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованны- ми методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метро- логических правил и норм в сферах, подлежащих государственному мет- рологическому контролю и надзору, государственные инспекторы прове- ряют: - наличие и полноту перечня средств измерений, подлежащих госу- дарственному метрологическому контролю и надзору; - правильность хранения и применения эталонов, используемых для проверки средств измерений в соответствии с нормативной документа- цией; - наличие документа, подтверждающего право проведения проверки средств измерений силами метрологической службы данного юридического лица; - соответствие состояния средств измерений и условий их эксплуа- тации установленным техническим требованиям; - наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполне- ния измерений, основанных на средствах измерений, подлежащих проверке, в соответствии с ГОСТ 8.010; - наличие сертификата об утверждении типа средств измерений; - соответствие средств измерений утвержденному типу; - наличие документов, подтверждающих аттестацию лиц, осуществляю- щих проверку средств измерений, в качестве поверителей, органами Госу- дарственной метрологической службы; - наличие поверительного клейма или свидетельства о проверке средства измерений, а также установление межповерочного интервала; - наличие лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений предприятием, занимающимся указанными видами дея- тельности, и соблюдение предприятием, осуществляющим эту деятельность, установленных требований. 3.5. Поверка соблюдения метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, может быть полной, при которой надзору подвергаются все средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, соот- ветствующие методики выполнения измерений, и иные метрологические пра- вила и нормы, относящиеся к деятельности проверяемого предприятия, и выборочной. 3.6. При обнаружении нарушений все результаты проверки оформляют- ся протоколами, содержащими исчерпывающую информацию о характере нару- шений. 3.7. При выявлении нарушений государственный инспектор имеет пра- во: - запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержден- ных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также непове- ренных; - гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показа- ния или просрочен межповерочный интервал; - при необходимости изымать средство измерений из эксплуата- ции; - представлять предложения по аннулированию лицензий на право из- готовления, ремонта, продажи и проката средств измерений в случаях на- рушения требований к этим видам деятельности; - давать обязательные предписания (приложения 3) и устанавливать сроки устранения нарушения метрологических правил и норм; - составлять протоколы о нарушениях метрологических правил и норм для представления в соответствующие органы для наложения взы- сканий. 3.8. Юридические и физические лица, а также государственные ор- ганы управления Российской Федерации, виновные в нарушении метроло- гических правил и норм, несут в соответствующим законодательством уголовную, административную либо гражданско - правовую ответствен- ность. 4. Порядок оформления результатов проверки. 4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение 4). В акте должно быть отражено состояние дел по всем вопросам, входящим в содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений метроло- гических правил и норм. Ответственность за полноту, достоверность и объективность изло- женных в акте материалов несет руководитель проверки и участники про- верки. 4.2. Разделы акта состоят из текстовой части и таблиц. В зависи- мости от целей проверки акт может содержать все или некоторые из представленных таблиц, а также включать разделы, не предусмотренные настоящим документом. При положительных результатах проверки в соответствующем разделе акта вместо предусмотренных таблиц делают запись об отсутствии наруше- ний. К акту прилагаются протоколы и справки. 4.3. Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения. При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки. Участники проверки, а также представители проверяемого предприя- тия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту. 4.4. Содержание акта доводят до сведения руководителя пред- приятия, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем про- верки. 4.5. Акт проверки передают проверенному предприятию, копии акта - соответствующему органу исполнительной власти по принадлежности, орга- ну Государственной метрологической службы, проводившему проверку, представителям предприятий и организаций, участвовавшим в проверке, другим контрольно - надзорным органам (при осуществлении совместной проверки) и другим заинтересованным организациям и учреждениям не позднее пяти дней с момента подписания акта. Предписания направляются тем же организациям и предприятиям, что и акт проверки, вместе с актом проверки. 4.6. Руководитель проверенного предприятия на основе акта провер- ки и предписаний принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений. 4.7. Орган Государственной метрологической службы осуществляет контроль за выполнением предприятием предписаний путем проведения пов- торных проверок. 5. Ответственность государственных инспекторов, осуществляющих государственной метрологический контроль и надзор 5.1. В соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" органы Государственной метрологической службы и государственные инспекторы при осуществлении государственного метроло- гического надзора обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений. За невыполнение, ненадлежащее выполнение должностных обязаннос- тей, превышение полномочий и другие нарушения, включая разглашение го- сударственной и коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государствен- ной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним при- нимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государствен- ных инспекторов могут быть обжалованы в суд. 5.3. В соответствии со статьей 22 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на не- го обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответс- твии с действующим законодательством Российской Федерации. |