ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ВЫПУСКОМ, СОСТОЯНИЕМ И ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, АТТЕСТОВАННЫМИ МЕТОДИКАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ, ЭТАЛОНАМИ И СОБЛЮДЕНИЕМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ. Постановление. Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). 08.02.94 8

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ                                                                              

                           ГОССТАНДАРТ РОССИИ
    
                            8 ФЕВРАЛЯ 1994 г.                                   
                                                                               
                                 N 8                                        
                                                                              
                              (ЭЖ  94-32)                                     

                                                                              
     Настоящий документ устанавливает порядок подготовки, проведения и        
оформления результатов государственного  метрологического  надзора  за        
выпуском,  состоянием и применением средств измерений,  аттестованными        
методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдени-        
ем  метрологических правил и норм с целью защиты прав и законных инте-        
ресов граждан,  установленного правопорядка и экономики Российской Фе-        
дерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измере-        
ний и предназначен для органов государственной метрологической  службы        
и  государственных  инспекторов  по обеспечению единства измерений,  а        
также для проверяемых предприятий.                                            
     Государственный метрологический надзор осуществляется в объедине-        
ниях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее - предприя-        
тие) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде прове-        
рок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соб-        
людения иных метрологических правил и норм.                                   
                                                                              
                        1. Общие положения                                    
                                                                              
     1.1. Проверки соблюдения метрологических правил и норм проводятся        
на предприятиях, деятельность которых относится к сферам распростране-        
ния  государственного  метрологического контроля и надзора в соответс-        
твии со статьей 13 Закона РФ "Об обеспечении  единства  измерений",  а        
именно в сферах:                                                              
     здравоохранения, ветеринарии,  охраны окружающей среды, обеспече-        
ния безопасности труда;                                                       
     торговых операций и взаимных расчетов между покупателем и продав-        
цом,  в  том  числе операции  с  применением  игровых автоматов и уст-        
ройств;                                                                       
     государственных учетных операций;                                        
     обеспечение обороны государства;                                         
     геодезических и гидрометеорологических операций;                         
     банковских, налоговых, таможенных и почтовых операций;                   
     производства продукции,  поставляемой по контрактам для государс-        
твенных нужд;                                                                 
     испытания и  контроля  качества  продукции в целях определения ее        
соответствия обязательным требованиям государственных стандартов и при        
обязательной сертификации продукции и услуг;                                  
     измерений, проводимых по поручению органов суда, прокуратуры, ар-        
битражного суда, федеральных органов исполнительной власти;                   
     регистрации   национальных  и   международных  спортивных  рекор-        
дов.                                                                          
     Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, ав-        
тономной области,  автономных округов, краев, областей, городов Москвы        
и Санкт-Петербурга метрологический надзор может быть  распространен  и        
на другие сферы деятельности.                                                 
     1.2. Основными задачами проверок являются:                               
     определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержден-        
ному типу;                                                                    
     определения состояния  и  правильности применения средств измере-        
ний,  в  том  числе эталонов,  применяемых  для проверки средств изме-        
рений;                                                                        
     определение наличия и правильности применения аттестованных мето-        
дик выполнения измерений;                                                     
     контроль соблюдения метрологических правил и норм в  соответствии        
с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" и действующими норма-        
тивными документами по обеспечению единства измерений.                        
     1.3. Проверки  соблюдения  метрологических правил и норм при осу-        
ществлении государственного метрологического  надзора  проводят  долж-        
ностные  лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы        
и государственные инспекторы по обеспечению  единства  измерений  Рос-        
сийской Федерации, действующие на соответствующих территориях (далее -        
государственные инспекторы).                                                  
     1.4. В  соответствии  со  статьей  20  Закона  РФ "Об обеспечении        
единства измерений" государственные инспекторы вправе  беспрепятствен-        
но, при предъявлении служебного удостоверения:                                
     посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируют-        
ся, продаются, содержатся или хранятся средства измерений, применяемые        
в сферах распространения государственного метрологического контроля  и        
надзора  (далее средства измерений) независимо от подчиненности и форм        
собственности этих объектов;                                                  
     поверять средства  измерений,  проверять  их  состояние и условия        
применения, а также соответствие утвержденному типу;                          
     проверять  соответствие  аттестованных  методик  выполнения изме-        
рений,  состояние  эталонов,  применяемых  для проверки  средств изме-        
рений;                                                                        
     использовать технические средства и привлекать персонал предприя-        
тия, на котором осуществляется проверка.                                      
     1.5. Проверки могут охватывать все области деятельности предприя-        
тия,  относящиеся к сферам распространения государственного метрологи-        
ческого контроля и надзора,  и могут быть целевыми,  направленными  на        
проверку соблюдения метрологических правил и норм в одной или несколь-        
ких областях деятельности предприятия,  относящегося к одной или  нес-        
кольким сферам распространения государственного метрологического конт-        
роля и надзора.                                                               
     1.6. Целевые проверки могут быть самостоятельными, осуществляемы-        
ми органами Государственной  метрологической  службы,  и  совместными,        
проводимыми совместно с другим (другими) контрольно - надзорными орга-        
нами.                                                                         
     Плановые проверки  проводятся  на  предприятии не реже 1 раза в 3        
года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метроло-        
гических правил и норм,  составляемым органом Государственной метроло-        
гической службы.                                                              
     Внеплановые проверки  проводятся  по инициативе потребителей про-        
дукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потреби-        
телей,  торговой инспекции, контрольно - надзорных органов и организа-        
ций, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологичес-        
кой службы в целях решения конкретных задач,  связанных с выявлением и        
устранением отрицательных последствий недостоверных результатов  изме-        
рений.                                                                        
     Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предпи-        
саний органов Госнадзора,  полученных предприятием по результатам пре-        
дыдущей проверки.  Необходимость проведения повторной  проверки  может        
быть определена планом организационно - технических мероприятий,  сос-        
тавленным по результатам первичной проверки.                                  
                                                                              
            2. Порядок подготовки к проведению проверок.                      
                                                                              
     2.1. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий        
проверку,  не позднее чем за пять дней до ее начала информирует предп-        
риятие,  на  котором  предполагается  осуществить проверку (форма уве-        
домления - в приложении 1),  о  календарных  сроках  ее проведения,  а        
также  приглашает  в случае необходимости представителей других  конт-        
рольно  -  надзорных органов и проводит подготовительные работы, вклю-        
чающие:                                                                       
     а) составление технического задания на проведение проверки, в ко-        
тором указывается:                                                            
        вид проверки,                                                         
        цель,                                                                 
        задачи,                                                               
        обоснование ее проведения,                                            
        участники,                                                            
        календарные сроки (приложение 2).                                     
     Техническое задание  утверждается  руководителем органа Государс-        
твенной метрологической службы;                                               
     б) ознакомление  с содержанием стандартов,  технических условий и        
других нормативных документов,  содержащих метрологические  правила  и        
нормы,  распространяющиеся на деятельность предприятия, подлежащую го-        
сударственному метрологическому контролю и надзору.                           
     В случае  в органе Государственной метрологической службы необхо-        
димых документов они могут быть запрошены у контролируемого  предприя-        
тия либо предварительно, либо в период проведения проверки;                   
     в) изучение материалов предидущих проверок, проведенных на данном        
предприятии  органами Государственной метрологической службы и другими        
контрольно - надзорными органами.                                             
     Примечание:  при отсутствии  в органе  Государственной метрологи-        
ческой  службы материалов  проверок,  проведенных другими контрольно -        
надзорными  органами,  их изучение  проводится на проверяемом предпри-        
ятии;                                                                         
     г) в  случаях выпуска продукции для государственных нужд или про-        
дукции, подлежащей обязательной сертификации, а также в случаях, когда        
показатели качества продукции должны отвечать обязательным требованиям        
государственных стандартов - выявление у основных потребителей претен-        
зий к эксплуатационным и потребительским свойствам этой продукции, ка-        
честву ее изготовления, уровню нормативно - технической документации и        
т.д.;                                                                         
     д) привлечение по согласованию с соответствующими  руководителями        
для проведения измерений, анализа, испытаний продукции и для участия в        
самой проверке специалистов и технических средств предприятий и  орга-        
низаций - изготовителей и потребителей продукции,  других контрольно -        
надзорных органов,  сертификационных центров и испытательных лаборато-        
рий;                                                                          
     е) ознакомление участников проверки с ходом и результатами подго-        
товки к проверке.                                                             
                                                                              
                  3. Порядок проведения проверок                              
                                                                              
     3.1. Руководитель проверки по прибытии на предприятие:                   
     а) предъявляет руководителю предприятия  техническое  задание  на        
проведение проверки,  выданное соответствующим органом Государственной        
метрологической службы;                                                       
     б) знакомит  руководителя  предприятия  с  целыми и задачами про-        
верки;                                                                        
     в) уточняет перечень средств измерений,  подлежащих государствен-        
ному метрологическому контролю и надзору,  и соответствующих им аттес-        
тационных методик выполнения измерений и другие данные,  относящиеся к        
проверке;                                                                     
     г) распределяет работу между участниками проверки;                       
     д) привлекает персонал предприятия к подготовке материалов, необ-        
ходимых для проведения проверки.                                              
     3.2. Руководители проверок вправе требовать от руководителей про-        
веряемых  предприятий обеспечение условий,  необходимых для проведения        
проверок,  в том числе предоставление участникам проверки  необходимых        
для  работы документов и материалов,  а также справок,  подтверждающих        
номенклатуру продукции,  выпускаемой по контрактам для государственных        
нужд, технических средств, привлечения специалистов для проведения из-        
мерений, анализов, испытаний продукции и ответственных лиц предприятия        
с правом подписания протоколов измерений, испытаний, анализов, справок        
и т.д.                                                                        
     3.3 Участники проверки до ее начала:                                     
     а) определяют конкретные объекты, подлежащие проверке;                   
     б) знакомятся  с  мерами,  принятыми  предприятием по результатам        
предыдущих проверок;                                                          
     в) выявляют  наличие  рекламаций  на  продукцию,  поставляемую по        
контрактам для государственных нужд или подлежащую обязательной серти-        
фикации,  а также рекламаций на продукцию, показатели качества которой        
должны соответствовать обязательным требованиям государственных  стан-        
дартов;                                                                       
     г) знакомятся с протоколами и результатами метрологического конт-        
роля и надзора, осуществляемого службами предприятия.                         
     3.4. При осуществлении государственного метрологического  надзора        
за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованны-        
ми  методиками выполнения  измерений,  эталонами  и соблюдением метро-        
логических  правил и  норм в сферах,  подлежащих государственному мет-        
рологическому  контролю и надзору,  государственные  инспекторы прове-        
ряют:                                                                         
     - наличие и полноту перечня средств измерений,  подлежащих  госу-        
дарственному метрологическому контролю и надзору;                             
     - правильность хранения и применения эталонов,  используемых  для        
проверки  средств  измерений в  соответствии  с нормативной документа-        
цией;                                                                         
     - наличие  документа,  подтверждающего  право проведения проверки        
средств измерений силами метрологической службы  данного  юридического        
лица;                                                                         
     - соответствие состояния средств измерений и условий их  эксплуа-        
тации установленным техническим требованиям;                                  
     - наличие документов,  подтверждающих аттестацию методик выполне-        
ния измерений, основанных на средствах измерений, подлежащих проверке,        
в соответствии с ГОСТ 8.010;                                                  
     - наличие  сертификата  об  утверждении типа  средств измерений;         
     - соответствие средств измерений утвержденному типу;                     
     - наличие документов, подтверждающих аттестацию лиц, осуществляю-        
щих проверку средств измерений, в качестве поверителей, органами Госу-        
дарственной метрологической службы;                                           
     - наличие поверительного  клейма  или  свидетельства  о  проверке        
средства измерений, а также установление межповерочного интервала;            
     - наличие лицензии на  изготовление,  ремонт,  продажу  и  прокат        
средств  измерений  предприятием,  занимающимся указанными видами дея-        
тельности, и соблюдение предприятием, осуществляющим эту деятельность,        
установленных требований.                                                     
     3.5. Поверка соблюдения метрологических правил и норм  в  сферах,        
подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, может        
быть полной,  при которой надзору подвергаются все средства измерений,        
подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, соот-        
ветствующие методики выполнения измерений, и иные метрологические пра-        
вила и нормы,  относящиеся к деятельности проверяемого предприятия,  и        
выборочной.                                                                   
     3.6. При обнаружении нарушений все результаты проверки оформляют-        
ся протоколами, содержащими исчерпывающую информацию о характере нару-        
шений.                                                                        
     3.7. При выявлении нарушений государственный инспектор имеет пра-        
во:                                                                           
     - запрещать  применение и  выпуск средств измерений  неутвержден-        
ных  типов или не соответствующих утвержденному типу,  а также непове-        
ренных;                                                                       
     - гасить  поверительные  клейма  или аннулировать свидетельство о        
поверке в случаях,  когда средство измерений дает неправильные показа-        
ния или просрочен межповерочный интервал;                                     
     - при  необходимости  изымать средство  измерений  из  эксплуата-        
ции;                                                                          
     - представлять предложения по аннулированию лицензий на право из-        
готовления, ремонта, продажи и проката средств измерений в случаях на-        
рушения требований к этим видам деятельности;                                 
     - давать  обязательные предписания (приложения 3) и устанавливать        
сроки устранения нарушения метрологических правил и норм;                     
     - составлять  протоколы  о нарушениях  метрологических  правил  и        
норм  для представления  в  соответствующие органы  для наложения взы-        
сканий.                                                                       
     3.8. Юридические  и физические лица,  а также государственные ор-        
ганы управления  Российской  Федерации,  виновные в нарушении метроло-        
гических  правил и  норм,  несут в  соответствующим  законодательством        
уголовную,  административную  либо  гражданско - правовую  ответствен-        
ность.                                                                        
                                                                              
             4. Порядок оформления результатов проверки.                      
                                                                              
     4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение 4).        
В акте должно быть отражено состояние дел по всем вопросам, входящим в        
содержание проверки,  и раскрыты причины выявленных нарушений метроло-        
гических правил и норм.                                                       
     Ответственность за полноту,  достоверность и объективность  изло-        
женных  в акте материалов несет руководитель проверки и участники про-        
верки.                                                                        
     4.2. Разделы акта состоят из текстовой части и таблиц.  В зависи-        
мости от целей проверки акт  может  содержать  все  или  некоторые  из        
представленных  таблиц,  а также включать разделы,  не предусмотренные        
настоящим документом.                                                         
     При положительных  результатах проверки в соответствующем разделе        
акта вместо предусмотренных таблиц делают запись об отсутствии наруше-        
ний.                                                                          
     К акту прилагаются протоколы и справки.                                  
     4.3. Акт  подписывают  все участники проверки,  после чего в него        
запрещается вносить изменения или дополнения.                                 
     При наличии  разногласий по содержанию акта окончательное решение        
принимает руководитель проверки.                                              
     Участники проверки,  а также представители проверяемого предприя-        
тия,  не согласные с указанным решением,  вправе изложить в письменной        
форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.                         
     4.4. Содержание  акта  доводят  до  сведения  руководителя  пред-        
приятия,  который его  подписывает.  В случае отказа от подписи в акте        
делается  соответствующая  запись,  подтверждаемая  руководителем про-        
верки.                                                                        
     4.5. Акт проверки передают проверенному предприятию, копии акта -        
соответствующему органу исполнительной власти по принадлежности, орга-        
ну  Государственной  метрологической  службы,  проводившему  проверку,        
представителям  предприятий  и организаций,  участвовавшим в проверке,        
другим контрольно - надзорным органам  (при  осуществлении  совместной        
проверки)  и  другим  заинтересованным  организациям  и учреждениям не        
позднее пяти дней с момента подписания акта.                                  
     Предписания направляются тем же организациям и предприятиям,  что        
и акт проверки, вместе с актом проверки.                                      
     4.6. Руководитель проверенного предприятия на основе акта провер-        
ки и предписаний принимает меры, направленные на устранение выявленных        
нарушений.                                                                    
     4.7. Орган Государственной  метрологической  службы  осуществляет        
контроль за выполнением предприятием предписаний путем проведения пов-        
торных проверок.                                                              
                                                                              
           5. Ответственность государственных инспекторов,                    
           осуществляющих государственной метрологический                     
                        контроль и надзор                                     
                                                                              
     5.1. В соответствии со  статьей  21  Закона  РФ  "Об  обеспечении        
единства  измерений"  органы  Государственной метрологической службы и        
государственные инспекторы при осуществлении государственного метроло-        
гического надзора обязаны строго соблюдать законодательство Российской        
Федерации,  а также положения нормативных  документов  по  обеспечению        
единства измерений.                                                           
     За невыполнение,  ненадлежащее выполнение должностных  обязаннос-        
тей, превышение полномочий и другие нарушения, включая разглашение го-        
сударственной и коммерческой тайны,  государственные инспекторы  могут        
быть  привлечены  к ответственности в соответствии с законодательством        
Российской Федерации.                                                         
     5.2. Жалобы  на  действия  государственных инспекторов подаются в        
20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган  Государствен-        
ной  метрологической  службы,  которому они непосредственно подчинены,        
или в вышестоящий орган.  Жалобы рассматриваются и решения по ним при-        
нимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.  Действия государствен-        
ных инспекторов могут быть обжалованы в суд.                                  
     5.3. В  соответствии  со  статьей  22  Закона  РФ "Об обеспечении        
единства измерений" юридические и физические  лица  обязаны  оказывать        
содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на не-        
го обязанностей.  Лица,  препятствующие осуществлению государственного        
метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответс-        
твии с действующим законодательством Российской Федерации.