О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА СВОЕВРЕМЕННЫМ И ПОЛНЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ В БЮДЖЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. Приказ. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 04.01.94 ВГ-3-02/1

         О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА СВОЕВРЕМЕННЫМ
               И ПОЛНЫМ ПОСТУПЛЕНИЕМ В БЮДЖЕТ ПЛАТЕЖЕЙ
                         ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

                                ПРИКАЗ

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                           04 ЯНВАРЯ 1994г.

                             N ВГ-3-02/1

                                 (Д)


     Рассмотрев работу   Управления   налогообложения  АПК,  природных
ресурсов и  земельного  налога  и  налоговых  органов  по  организации
контроля за  поступлением платежей за землю,  недра и другие природные
ресурсы, а   также    результаты    проверок    по    этому    вопросу
госналогинспекций по Ханты-Мансийскому автономному округу и Республике
Коми коллегия отметила, что за последнее время активизировалась работа
по организации  контроля  за  своевременным  и  полным  поступлением в
бюджет платежей за природные ресурсы.
     Управлением подготавливались     материалы    по    созданию    и
совершенствованию налогового законодательства по плате за землю, недра
и другие   природные   ресурсы,   а   также   нормативные   документы,
методические указания и разъяснения.
     С целью оказания помощи налоговым инспекциям и в порядке контроля
за их работой по организации выполнения приказов  и  решений  коллегий
Госналогслужбы России   и   обеспечения   полного   и   своевременного
поступления в  бюджет  платежей  за  природные  ресурсы  в  1993  году
работники Управления систематически выезжали на места.
     Проверки на местах,  а также отчетные данные показывают,  что  во
многих налоговых  инспекциях  во  втором полугодии прошлого года стало
больше внимания  уделяться  организации   контроля   за   поступлением
платежей за землю, недра и другие природные ресурсы.
     Вместе с тем,  ряд налоговых инспекций Российской Федерации  мало
внимания уделяют   практической   работе   по  обеспечению  полного  и
своевременного поступления в бюджет  платежей  за  природные  ресурсы,
особенно акциза  за нефть и газовый конденсат,  природный газ и уголь,
за право на пользование  недрами  и  отчислениями  на  воспроизводство
минерально-сырьевой базы.
     Из-за бесконтрольности со  стороны  некоторых  налоговых  органов
отдельные предприятия,  реализующие природные ресурсы,  грубо нарушали
налоговое законодательство,   в   течение   длительного   времени   не
представляли в  налоговые  органы  необходимые расчеты и не уплачивали
причитающиеся платежи.
     Так, проверка  работы  налоговой  инспекции  по Ханты-Мансийскому
автономному округу         показала,          что          предприятие
Красноленинскнефтегазгеология в  течение  1993  года  добыло более 200
тысяч тонн нефти и значительную ее долю реализовало за  рубеж,  однако
расчетов  в  налоговую  инспекцию  по  уплате  ресурсных  платежей  не
представляло и укрыло налоги в сумме более 2,5 млрд. рублей.
     Многие предприятия  этого  округа  не  представляли  в  налоговые
органы расчеты  и  не  перечисляли  в   доход   федерального   бюджета
отчисления от платы за загрязнение природной среды, тогда как средства
во внебюджетные  экологические  фонды  перечислялись  в   значительных
суммах, в  результате только проверкой выявлена недоплата этого налога
в сумме более 700 млн. рублей.
     Кроме того,  вскрыты случаи превышения власти и грубого нарушения
налогового законодательства    отдельными    руководителями    местных
налоговых органов.  В  сентябре  прошлого  года  Госналогинспекцией по
Нижевартовскому району  в  нарушение  пункта  1-а  статьи  13   Закона
Российской Федерации   "Об  основах  налоговой  системы  в  Российской
Федерации" предприятие "Ваньеганнефть" было  освобождено  от  штрафных
санкций в сумме 2,2 млрд. рублей.
     Все эти факты стали  возможны  потому,  что  налоговая  инспекция
автономного округа    недостаточно    внимания   уделяла   обеспечению
выполнения решения коллегии  Госналогслужбы  России  от  03.12.92  "Об
организации контроля  за  своевременным и полным поступлением в бюджет
платежей за природные ресурсы" и других решений и приказов, укреплению
данного участка работы, слабо взаимодействовала в организации контроля
с территориальными органами Комитета Российской Федерации по  геологии
и использованию недр, Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов, федерального горного и промышленного надзора России.
     Несмотря на определенную работу, проведенную налоговой инспекцией
по Республике   Коми   по   организации   контроля   за    соблюдением
природопользователями налогового    законодательства,    правильностью
исчисления, полнотой и  своевременностью  внесения  в  соответствующие
бюджеты платежей  за  природные  ресурсы  в  работе  налоговых органов
республики, как показала проверка,  имеют место недостатки и упущения.
При документальной    проверке   работниками   центрального   аппарата
Госналогслужбы России  отдельных  вопросов   правильности   начисления
платежей за  природные  ресурсы  четырех предприятий,  недоначисленные
суммы платежей установлены на трех предприятиях  на  общую  сумму  1,3
млрд. рублей.
     Кроме того, по предложению проверяющих АО "Коминефть" представило
расчет в  налоговую инспекцию по фонду ценового регулирования на сумму
2,9 млрд. рублей.
     Налоговые органы  по  Республике Коми недостаточно координировали
свою работу со службами Госгортехнадзора,  что приводило  к  неполному
выявлению предприятий,  являющихся плательщиками в бюджет за природные
ресурсы.
     Серьезные упущения  допущены налоговыми органами города Москвы по
контролю за поступлением в бюджет платы за  землю,  занятую  объектами
отделений железных дорог.
     Проверками, проведенными    в    истекшем    году     работниками
Госналогслужбы России,  установлены недостатки в работе по контролю за
своевременным и полным  поступлением  платежей  за  природные  ресурсы
также в   госналогинспекциях  по  Ставропольскому  краю,  Ярославской,
Псковской, Московской и другим областям.
     В целях устранения имеющихся недостатков, повышения эффективности
контроля за своевременным и полным поступлением в бюджет  платежей  за
природные ресурсы ПРИКАЗЫВАЮ:
     1. Начальникам государственных налоговых инспекций по республикам
в составе    Российской   Федерации,   краям,   областям,   автономным
образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу:
     - рассмотреть   с  начальниками  налоговых  инспекций  районов  и
городов, специалистами состояние контроля за  своевременным  и  полным
поступлением в  бюджет  платы  за  землю,  недра  и  другие  природные
ресурсы, обратив особое внимание на правильность определения и  уплаты
платежей за  право пользования недрами,  отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть,  природный газ и уголь  и
выработать действенные меры по повышению эффективности контроля;
     - осуществить в 1 квартале текущего  года  совместно  с  местными
органами Комитета  Российской  Федерации  по  геологии и использованию
недр, Федерального   горного   и   промышленного    надзора    России,
Министерства охраны  окружающей  среды и природных ресурсов,  Комитета
Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству уточнение
всех налогоплательщиков   платежей   за   право  пользования  недрами,
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы,  отчислений за
загрязнение окружающей  природной  среды,  акцизов  на нефть и газовый
конденсат, природный газ и за землю;
     - оказать    низовым    государственным    налоговым   инспекциям
методологическую и  практическую  помощь   в   улучшении   организации
контроля за        соблюдением       налогового       законодательства
предприятиями-природопользователями, используя наиболее результативные
формы и  методы  работы,  а  также в укреплении данного участка работы
квалифицированными специалистами;
     - при   осуществлении   мероприятий  по  повышению  эффективности
контроля за поступлением платежей за  природные  ресурсы,  определению
нормативов, учету   и   уплате  этих  платежей,  устранению  имеющихся
недостатков в работе  больше  взаимодействовать  с  местными  органами
государственной власти,    финансовыми,   ценовыми,   природоохранными
органами. Информацию о ходе выполнения настоящего приказа  представить
в Госналогслужбу России к 1 апреля и 1 июля 1994 года.
     2. За недостаточное внимание к работе по контролю  за  ресурсными
платежами, неудовлетворительную  организацию  учета  плательщиков этих
налогов, допущенные  грубые  нарушения   налогового   законодательства
начальнику госналогинспекции  по Ханты-Мансийскому округу Ефимову А.В.
объявить замечание.
     3. Начальнику     Государственной    налоговой    инспекции    по
Ханты-Мансийскому автономному округу Ефимову А.В.:
     - провести    служебное    расследование   факта   предоставления
недостоверной информации о неплательщике налогов за природные  ресурсы
начальником  Государственной  налоговой инспекции по Няганскому району
Шибаевой Д.О. и по его результатам решить вопрос об ответственности;
     - определить меру ответственности работников госналогинспекции за
допущенное нарушение   налогового   законодательства,  выразившееся  в
неправомерном освобождении налогоплательщика от ответственности в виде
штрафа в размере доначисленной суммы налогов.
     4, Обратить внимание начальника Госналогинспекции  по  Республике
Коми Вавилова Н.Н.  на имеющиеся существенные недостатки в организации
контроля за    поступлением    платежей    за    природные    ресурсы,
неудовлетворительный учет  плательщиков  этих  налогов  и  обязать его
обеспечить устранение выявленных  недостатков  и  полное  взыскание  с
налогоплательщиков доначисленных   при   проверке   сумм   налогов   и
финансовых санкций.
     5. Управлению   налогообложения   АПК,   природных   ресурсов   и
земельного налога Выскребенцеву И.К.:
     - принять   активное   участие   совместно   с  Минфином  России,
Минэкономикой России,   Минтопэнерго   России,   Минприродой   России,
Роскомземом и   другими  министерствами  и  ведомствами  в  подготовке
проектов законов   Российской   Федерации   о   системе   платежей   и
налогообложении природных   ресурсов  и  регулирующих  налогообложение
продажи земельных  участков  и  других  операций  с  землей  и  других
нормативных документов;
     - больше  оказывать  методологической   и   практической   помощи
работникам налоговых  инспекций  по повышению эффективности контроля и
обеспечению правильного применения налогового законодательства. В этих
целях разработать в 1 полугодии 1994 года методические рекомендации по
практическому осуществлению   контроля   за   полным   и    правильным
начислением и  внесением в бюджет платы за право пользования недрами и
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
     - проверить  в  1  квартале  1994  года  в  1-2  регионах  работу
налоговых инспекций о принимаемых  мерах  по  повышению  эффективности
контроля за  своевременным  и полным поступлением в бюджет платежей за
природные ресурсы и ходе выполнения настоящего приказа.
     6. Управлению   учета,   отчетности   и   анализа   и  Управлению
налогообложения АПК,  природных ресурсов и земельного налога  уточнить
имеющиеся формы отчетности по природным ресурсам.
     7. Заместителю Руководителя Госналогслужбы России Ульянову  Ю.М.,
начальнику Управления   административного  и  финансового  обеспечения
Воробьевой Т.С и начальнику Управления налогообложения АПК,  природных
ресурсов и  земельного  налога  Выскребенцеву  И.К.  представить до 15
января 1994 г.  предложения по совершенствованию структуры  Управления
налогообложения АПК,  природных  ресурсов  и  земельного  налога и его
укреплению.


     Руководитель Госналогслужбы России -
     государственный советник налоговой
     службы 1 ранга                               В.В.Гусев