КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. Закон. Верховный Совет Республики Коми. 17.02.94

                             КОНСТИТУЦИЯ
                           РЕСПУБЛИКИ КОМИ
         (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 10 ИЮНЯ 1996 ГОДА)



     Верховный Совет Республики Коми,
     выражая волю народа  Республики  Коми  к  сохранению  исторически
сложившейся государственности,
     исходя из ответственности за обеспечение благополучия ее граждан,
     утверждая права  и свободы человека,  гражданский мир и согласие,
веру в добро и справедливость,
     признавая, что народ Республики Коми является неотъемлемой частью
многонационального народа Российской Федерации,
     подтверждая стремление   к   сохранению  целостности  российского
государства,
     принимает Конституцию Республики Коми.

                            РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

                Глава I. Основы конституционного строя

     Статья 1.   Республика   Коми   есть   демократическое   правовое
государство в составе Российской Федерации.

     Статья 2.  Носителем  суверенитета  и   единственным   источником
государственной власти  Республики  Коми является ее многонациональный
народ.
     Народ Республики Коми осуществляет свою власть непосредственно, а
также через систему государственных органов и самоуправление.
     Высшим непосредственным   выражением   власти   народа   являются
референдум Республики  Коми  и   выборы.   Решения,   принятые   путем
референдума, в  каком-либо  утверждении не нуждаются и обязательны для
применения на всей территории Республики Коми.
     Выборы, предусмотренные  Конституцией  Республики Коми,  являются
свободными и  проводятся  на  основе  всеобщего,  равного  и   прямого
избирательного права при тайном голосовании.

     Статья 3.  Коми  народ  -  источник  государственности Республики
Коми. Политика государства направлена на поддержание и развитие языка,
культуры и   жизненного   уклада   коми   народа   в   соответствии  с
международными нормами и принципами, действующими в отношении коренных
народов.

     Статья 4. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод  человека  -  обязанность
государства.

     Статья 5.    Государственный    суверенитет    Республики    Коми
распространяется на всю ее территорию.
     Республика Коми   обладает  на  своей  территории  всей  полнотой
государственной власти за исключением тех полномочий, которые отнесены
к ведению Российской Федерации.

     Статья 6.    В    Республике    Коми   признается   политическое,
экономическое и идеологическое многообразие, многопартийность.
     Никакая идеология    не    может   устанавливаться   в   качестве
государственной или обязательной.
     Общественные объединения равны перед законом.
     Запрещается создание  и  деятельность  общественных  объединений,
цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ
конституционного строя  и  нарушение  целостности  Республики  Коми  и
Российской Федерации,   подрыв   безопасности   государства,  создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной
и религиозной розни.

     Статья 7.  Конституция  Республики  Коми имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и  применяется  на  всей  территории  Республики
Коми. Законы и иные правовые акты,  принимаемые в Республике Коми,  не
должны противоречить Конституции Республики Коми.
     Органы государственной    власти    Республики    Коми,    органы
самоуправления, должностные лица,  граждане и их  объединения  обязаны
соблюдать Конституцию Республики Коми и законы Республики Коми.
     Законы Республики  Коми  подлежат   официальному   опубликованию.
Неопубликованные  законы  не  применяются.  Любые нормативные правовые
акты Республики  Коми,  затрагивающие  права,  свободы  и  обязанности
человека и гражданина,  не могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения.

     Статья 8. Государственная власть в Республике Коми осуществляется
на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
     Государственную власть    в    Республике    Коми    осуществляют
Государственный Совет   Республики   Коми,   Глава   Республики  Коми,
Конституционный Суд Республики Коми,  а также система судебных органов
в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
     Органы государственной  власти   Республики   Коми   в   пределах
компетенции, установленной настоящей Конституцией и законодательством,
действуют самостоятельно.

     Статья 9.  В   Республике   Коми   признается   и   гарантируется
самоуправление. Самоуправление    в    пределах    своих    полномочий
самостоятельно.
     Самоуправление в  Республике  Коми является одной из форм прямого
волеизъявления граждан  и  обеспечивает  возможность  самостоятельного
решения населением  вопросов местного значения с учетом исторических и
иных традиций.
     Самоуправление осуществляется    гражданами    Республики    Коми
посредством голосования,  выборов,  собраний  (сходов)  и  других   не
запрещенных законом способов.
     Выборные органы  самоуправления   и   уполномоченные   ими   лица
действуют самостоятельно  в  рамках  закона  и волеизъявления граждан.
Вмешательство в  законную  деятельность  органов   самоуправления   не
допускается.
     Органы самоуправления      могут      наделяться       отдельными
государственными полномочиями   с   передачей  необходимых  для  этого
материальных и финансовых средств. Осуществление переданных полномочий
контролируется соответствующими государственными органами.

     Статья 10.    Гражданство   Республики   Коми   приобретается   и
прекращается в соответствии с законом Республики Коми, является равным
независимо от оснований приобретения.
     Каждый гражданин   Республики    Коми    является    одновременно
гражданином Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

     Статья 11.  Социальная  и  экономическая политика Республики Коми
направлена на  создание  условий,  обеспечивающих  достойную  жизнь  и
свободное развитие человека.

     Статья 12.  В  Республике  Коми  признаются  и  защищаются равным
образом частная,   государственная,   муниципальная   и   иные   формы
собственности.

     Статья 13.  Земля,  водные,  лесные  и  другие  природные ресурсы
используются и  охраняются  в  Республике  Коми  как  основа  жизни  и
деятельности народа Республики Коми.
     Земля и другие природные  ресурсы  могут  находиться  в  частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности в порядке и
на условиях, предусмотренных законами Республики Коми.

     Статья 14.  Положения  настоящей  главы  Конституции   составляют
основы конституционного строя Республики Коми и не могут быть изменены
иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
     Никакие другие   положения   настоящей   Конституции   не   могут
противоречить основам конституционного строя Республики Коми.

           Глава II. Основные права, свободы и обязанности
                     человека и гражданина

     Статья 15.  В  Республике Коми признаются и гарантируются права и
свободы человека и  гражданина  согласно  общепризнанным  принципам  и
нормам международного права, Конституции Российской Федерации, а также
закрепленные настоящей Конституцией.
     Основные права  и  свободы  человека  неотчуждаемы  и принадлежат
каждому от рождения.
     Осуществление прав  и  свобод  человека  и  гражданина  не должно
нарушать права и свободы других лиц и не освобождает от исполнения  им
своих обязанностей.

     Статья 16.   Права  и  свободы  человека  и  гражданина  являются
непосредственно действующими.  Они  определяют  смысл,  содержание   и
применение законов,   деятельность  законодательной  и  исполнительной
власти, самоуправления и обеспечиваются правосудием.

     Статья 17. Все равны перед законом и судом.
     Государство гарантирует   равенство  прав  и  свобод  человека  и
гражданина независимо   от   пола,   расы,   национальности,    языка,
происхождения, имущественного    и   должностного   положения,   места
жительства, отношения   к   религии,   убеждений,   принадлежности   к
общественным объединениям,  а также других обстоятельств.  Запрещаются
любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной принадлежности.
     Мужчина и  женщина  имеют  равные  права  и  свободы   и   равные
возможности для их реализации.

     Статья 18.  Перечисление  в  Конституции Республики Коми основных
прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление  других
общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
     В Республике Коми не должны  издаваться  законы,  отменяющие  или
умаляющие права и свободы человека и гражданина.
     Права и свободы  человека  и  гражданина  могут  быть  ограничены
законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя,  нравственности,  здоровья,  прав  и  законных
интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

     Статья 19.   Гражданин   Республики   Коми  может  самостоятельно
осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

     Статья 20.  Иностранные граждане, лица без гражданства и лица, не
имеющие гражданства   Республики  Коми,  пользуются  правами  и  несут
обязанности наравне  с  гражданами  Республики  Коми,  кроме  случаев,
установленных законом или международным договором.

     Статья 21. Каждый имеет право на жизнь.
     Смертная казнь  впредь  до  ее   отмены   может   устанавливаться
федеральным законом  в качестве исключительной меры наказания за особо
тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому  права
на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

     Статья 22. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не
может быть основанием для его умаления.
     Никто не должен подвергаться пыткам,  насилию,  другому жестокому
или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто
не может  быть  без  добровольного  согласия  подвергнут  медицинским,
научным или иным опытам.

     Статья 23.   Каждый   имеет   право   на   свободу    и    личную
неприкосновенность.
     Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются
только по  судебному решению.  До судебного решения лицо не может быть
подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

     Статья 24.  Каждый  имеет  право  на  неприкосновенность  частной
жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.
     Каждый имеет право на тайну  переписки,  телефонных  переговоров,
почтовых, телеграфных   и  иных  сообщений.  Ограничение  этого  права
допускается только на основании судебного решения.

     Статья 25.  Сбор,  хранение,  использование   и   распространение
информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
     Органы государственной   власти    и    органы    самоуправления,
должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами,  непосредственно затрагивающими его права и
свободы, если иное не предусмотрено законом.

     Статья 26.  Жилище  неприкосновенно.  Никто не вправе проникать в
жилище против  воли  проживающих  в  нем  лиц  иначе  как  в  случаях,
установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

     Статья 27. Каждый вправе определять и указывать свою национальную
принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию
своей национальной принадлежности.
     Каждый имеет право на пользование  родным  языком,  на  свободный
выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

     Статья 28.  В  Республике  Коми  устанавливается право свободного
передвижения, выбора места пребывания и жительства.

     Статья 29.  Каждому  гарантируется   свобода   совести,   свобода
вероисповедания, включая    право   исповедовать   индивидуально   или
совместно с  другими  любую  религию  или  не  исповедовать   никакой,
свободно выбирать,  иметь, распространять религиозные и иные убеждения
и действовать в соответствии с ними, если при этом не нарушается закон.

     Статья 30. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
     Не допускаются   пропаганда  или  агитация  социальной,  расовой,
национальной или   религиозной   ненависти   и   вражды.   Запрещается
пропаганда социального,   расового,  национального,  религиозного  или
языкового превосходства.
     Никто не   может  быть  принужден  к  выражению  своих  мнений  и
убеждений или отказу от них.
     Каждый имеет   право   свободно   искать,  получать,  передавать,
производить и  распространять  информацию  любым  законным   способом.
Перечень сведений,  составляющих  государственную тайну,  определяется
законом.
     Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

     Статья 31.  Каждый  имеет  право  на  объединение,  включая право
создавать профессиональные союзы для защиты своих  интересов.  Свобода
деятельности общественных объединений гарантируется.
     Никто не  может  быть  принужден  к   вступлению   в   какое-либо
объединение или пребыванию к нем.

     Статья 32.  Граждане Республики Коми имеют право собираться мирно
без оружия,  проводить собрания,  митинги и  демонстрации,  шествия  и
пикетирование.

     Статья 33.  Граждане  Республики  Коми  имеют право участвовать в
управлении делами государства как непосредственно,  так и через  своих
представителей.
     Граждане Республики Коми имеют право избирать и быть избранными в
органы государственной   власти   и  органы  самоуправления,  а  также
участвовать в референдуме.
     Не имеют  права  избирать и быть избранными граждане,  признанные
судом недееспособными,  а также содержащиеся в местах лишения  свободы
по приговору суда.
     Граждане Республики Коми имеют равный  доступ  к  государственной
службе.
     Граждане Республики Коми имеют право  участвовать  в  отправлении
правосудия.

     Статья 34. Граждане Республики Коми имеют право обращаться лично,
а также  направлять  индивидуальные   и   коллективные   обращения   в
государственные органы и органы самоуправления.

     Статья 35.  Каждый  имеет  право на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности.
     Не допускается  экономическая   деятельность,   направленная   на
монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

     Статья 36. Право частной собственности охраняется законом.
     Каждый вправе   иметь   имущество   в   собственности,   владеть,
пользоваться и  распоряжаться  им  как  единолично,  так и совместно с
другими лицами.
     Никто не  может  быть лишен своего имущества иначе как по решению
суда. Принудительное отчуждение  имущества  для  государственных  нужд
может быть   произведено   только   при   условии  предварительного  и
равноценного возмещения.
     Право наследования гарантируется.

     Статья 37.  Граждане  и  их  объединения  вправе  иметь в частной
собственности землю.
     Владение, пользование  и распоряжение землей и другими природными
ресурсами осуществляются  их  собственниками  свободно,  если  это  не
наносит ущерба   окружающей  среде  и  не  нарушает  прав  и  законных
интересов других лиц.
     Условия и порядок пользования землей определяются законом.

     Статья 38.   Труд   свободен.   Каждый   имеет   право   свободно
распоряжаться своими способностями к труду,  выбирать род деятельности
и профессию.
     Принудительный труд запрещен.
     Каждый имеет  право  на  труд в условиях,  отвечающих требованиям
безопасности и гигиены,  на вознаграждение за труд без какой бы то  ни
было дискриминации  и  не  ниже  установленного  законом  минимального
размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
     Признается право  на индивидуальные и коллективные трудовые споры
с использованием  установленных  федеральным   законом   способов   их
разрешения, включая право на забастовку.
     Каждый имеет право на отдых.  Работающему по  трудовому  договору
гарантируются установленные   федеральным   законом  продолжительность
рабочего времени,  выходные и праздничные дни,  оплачиваемый ежегодный
отпуск.

     Статья 39.  Материнство, отцовство и детство, семья находятся под
защитой государства.
     Забота о  детях,  их  воспитание  -  равное  право  и обязанность
родителей.
     Трудоспособные дети,  достигшие  18  лет,  обязаны  заботиться  о
нетрудоспособных родителях.

     Статья 40.  Каждому  гарантируется  социальное   обеспечение   по
возрасту, в   случае  болезни,  инвалидности,  потери  кормильца,  для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
     Государственные пенсии   и   социальные  пособия  устанавливаются
законом.
     Поощряются добровольное    социальное    страхование,    создание
дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

     Статья 41.  Каждый имеет право на жилище.  Никто  не  может  быть
произвольно лишен жилища.
     Органы государственной власти и  органы  самоуправления  поощряют
жилищное строительство,  создают  условия  для  осуществления права на
жилище.
     Малоимущим, иным  указанным  в  законе  гражданам,  нуждающимся в
жилище, оно  предоставляется  бесплатно  или  за  доступную  плату  из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии
с установленными законом нормами.

     Статья 42.  Каждый имеет право на охрану здоровья  и  медицинскую
помощь.
     Государство гарантирует   бесплатную   медицинскую    помощь    в
государственных и  муниципальных  учреждениях  здравоохранения за счет
средств соответствующего   бюджета,    страховых    взносов,    других
поступлений.
     В Республике  Коми  дополнительно  к  федеральным   финансируются
республиканские программы  охраны  и  укрепления  здоровья  населения,
принимаются меры по развитию государственной,  муниципальной,  частной
систем здравоохранения;    поощряется   деятельность,   способствующая
укреплению здоровья человека,  развитию физической культуры и  спорта,
экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
     Сокрытие должностными лицами фактов  и  обстоятельств,  создающих
угрозу для  жизни и здоровья людей,  влечет за собой ответственность в
соответствии с федеральным законом.

     Статья 43.  Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию   о   ее  состоянии  и  на  возмещение  ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением
и вредными условиями труда.
     Каждый обязан  сохранять  природу  и  окружающую  среду,  бережно
относиться к природным богатствам.

     Статья 44. Каждый имеет право на образование.
     Гарантируются общедоступность   и    бесплатность    дошкольного,
среднего (полного)  общего  и среднего профессионального образования в
государственных или муниципальных  образовательных  учреждениях  и  на
предприятиях.
     Каждый вправе на  конкурсной  основе  бесплатно  получить  высшее
образование в   государственном   или   муниципальном  образовательном
учреждении и на предприятии.
     Основное общее  образование  обязательно.  Родители или лица,  их
заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
     В Республике   Коми   действуют  государственные  образовательные
стандарты, поддерживаются    различные     формы     образования     и
самообразования.

     Статья 45.    Каждому    гарантируется   свобода   литературного,
художественного, научного,  технического и  других  видов  творчества,
преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
     Каждый имеет право на участие в культурной  жизни  и  пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
     Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры.

     Статья 46.  Чрезвычайное  положение на всей территории Республики
Коми и в ее отдельных местностях вводится при наличии обстоятельств  и
в порядке, установленном законом.

     Статья 47.  Каждый  обязан платить законно установленные налоги и
сборы. Законы,  устанавливающие новые налоги или ухудшающие  положение
налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

     Статья 48.   Защита  Отечества  является  долгом  и  обязанностью
гражданина Республики Коми.
     Гражданин Республики  Коми  несет военную службу в соответствии с
федеральным законом.
     Гражданин Республики  Коми  в  случае,  если  его  убеждениям или
вероисповеданию противоречит несение военной службы,  а также в  иных,
установленных федеральным  законом  случаях,  имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой.

     Статья 49.  Государственная  защита  прав  и  свобод  человека  и
гражданина в Республике Коми гарантируется.
     Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми  способами,  не
запрещенными законом.

     Статья 50.  Каждому  гарантируется  судебная  защита  его  прав и
свобод.
     Решения и  действия  (или  бездействие)  органов  государственной
власти, органов самоуправления, общественных объединений и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд.
     Каждый вправе  в   соответствии   с   международными   договорами
Российской Федерации  обращаться в межгосударственные органы по защите
прав и    свобод    человека,    если    исчерпаны    все    имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты.

     Статья 51.  Никто  не  может быть лишен права на рассмотрение его
дела в том суде и тем  судьей,  к  подсудности  которых  оно  отнесено
законом.
     Обвиняемый в совершении преступления имеет право на  рассмотрение
его дела   судом   с   участием   присяжных   заседателей  в  случаях,
предусмотренных федеральным законом.

     Статья 52.   Каждому    гарантируется    право    на    получение
квалифицированной юридической   помощи.   В  случаях,  предусмотренных
законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
     Каждый задержанный,   заключенный   под   стражу,   обвиняемый  в
совершении преступления  имеет  право  пользоваться  помощью  адвоката
(защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу
или предъявления обвинения.

     Статья 53.  Каждый обвиняемый в совершении преступления считается
невиновным, пока  его  виновность  не будет доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке и установлена вступившим в  законную  силу
приговором суда.
     Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
     Неустранимые сомнения   в  виновности  лица  толкуются  в  пользу
обвиняемого.

     Статья 54.  Никто не может быть повторно осужден за одно и то  же
преступление.
     При осуществлении   правосудия   не   допускается   использование
доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
     Каждый осужденный  за  преступление  имеет  право  на   пересмотр
приговора  вышестоящим  судом  в  порядке,  установленном  федеральным
законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

     Статья 55.  Никто не обязан свидетельствовать против себя самого,
своего супруга  и  близких  родственников,  круг  которых определяется
федеральным законом.
     Федеральным законом    могут    устанавливаться    иные    случаи
освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

     Статья 56.  Права потерпевших от преступлений  и  злоупотреблений
властью охраняются   законом.   Государство  обеспечивает  потерпевшим
доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

     Статья 57.  Каждый имеет право на возмещение государством  вреда,
причиненного незаконными   действиями   (или   бездействием)   органов
государственной власти или их должностных лиц.

     Статья 58. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность,
обратной силы не имеет.
     Никто не может нести ответственность за деяние,  которое в момент
его совершения не признавалось правонарушением.  Если после совершения
правонарушения ответственность  за  него   устранена   или   смягчена,
применяется новый закон.

     Статья 59.  Республика  Коми гарантирует своим гражданам защиту и
покровительство за ее пределами.

     Статья 60.  Положения настоящей главы составляют основы правового
статуса личности  и  не  могут  быть  изменены  иначе  как  в порядке,
установленном настоящей Конституцией.

          Глава III. Государственный статус Республики Коми
                     и административно-территориальное
                     устройство

     Статья 61.  Статус  Республики  Коми  -  государства  в   составе
Российской Федерации  -  определяется  Конституцией  Республики Коми и
Конституцией Российской Федерации.
     Территория и статус Республики Коми не могут быть изменены без ее
согласия.

     Статья 62.  Республика Коми на  своей  территории  обладает  всей
полнотой государственной власти за исключением полномочий,  отнесенных
к ведению Российской Федерации.
     Разграничение предметов  ведения  и полномочий между федеральными
органами государственной  власти  Российской  Федерации   и   органами
государственной власти  Республики  Коми производится в соответствии с
Конституцией Российской  Федерации,  Конституцией   Республики   Коми,
Федеративным и  иными  договорами  о разграничении предметов ведения и
полномочий.
     Республика Коми является самостоятельным участником международных
и внешнеэкономических отношений,  соглашений с  другими  республиками,
краями, областями,   автономными   областями,   автономными   округами
Российской Федерации,  если это не противоречит Конституции Российской
Федерации.

     Статья 63. В ведение Российской Федерации переданы:
     а) принятие  и  изменение  Конституции  Российской  Федерации   и
федеральных законов, контроль за их соблюдением;
     б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
     в) регулирование  и  защита  прав и свобод человека и гражданина;
гражданство в  Российской  Федерации;  регулирование  и  защита   прав
национальных меньшинств;
     г) установление  системы  федеральных  органов   законодательной,
исполнительной и   судебной   власти,   порядка   их   организации   и
деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
     д) федеральная государственная собственность и управление ею;
     е) установление  основ   федеральной   политики   и   федеральные
программы в области государственного,  экономического, экологического,
социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
     ж) установление   правовых   основ   единого  рынка;  финансовое,
валютное, кредитное,  таможенное  регулирование,   денежная   эмиссия,
основы ценовой  политики;  федеральные  экономические службы,  включая
федеральные банки;
     з) федеральный  бюджет;  федеральные налоги и сборы;  федеральные
фонды регионального развития;
     и) федеральные   энергетические   системы,   ядерная  энергетика,
расщепляющиеся материалы;  федеральные  транспорт,   пути   сообщения,
информация и связь; деятельность в космосе;
     к) внешняя  политика   и   международные   отношения   Российской
Федерации, международные договоры Российской Федерации;  вопросы войны
и мира;
     л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
     м) оборона и безопасность;  оборонное  производство;  определение
порядка продажи  и  покупки  оружия,  боеприпасов,  военной  техники и
другого военного    имущества;    производство    ядовитых    веществ,
наркотических средств и порядок их использования;
     н) определение  статуса   и   защита   государственной   границы,
территориального моря,    воздушного    пространства,   исключительной
экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
     о) судоустройство;             прокуратура;            уголовное,
уголовно-процессуальное и  уголовно-исполнительное   законодательство;
амнистия и   помилование;   гражданское,  гражданско-процессуальное  и
арбитражно-процессуальное законодательство,   правовое   регулирование
интеллектуальной собственности;
     п) федеральное коллизионное право;
     р) метеорологическая   служба,  стандарты,  эталоны,  метрическая
система и исчисление времени;  геодезия  и  картография;  наименования
географических объектов;  официальный  статистический  и бухгалтерский
учет;
     с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
     т) федеральная государственная служба.
     По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные
конституционные законы и федеральные законы,  имеющие прямое  действие
на территории Республики Коми.

     Статья 64. В совместном ведении Российской Федерации и Республики
Коми находятся:
     а) обеспечение соответствия Конституции Республики Коми,  законов
и иных  нормативных  правовых  актов   Республики   Коми   Конституции
Российской Федерации и федеральным законам;
     б) защита прав  и  свобод  человека  и  гражданина;  защита  прав
национальных меньшинств;    обеспечение    законности,   правопорядка,
общественной безопасности; режим пограничных зон;
     в) вопросы владения,  пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами;
     г) разграничение государственной собственности;
     д) природопользование;  охрана  окружающей  среды  и  обеспечение
экологической безопасности;  особо  охраняемые  природные  территории;
охрана памятников истории и культуры;
     е) общие   вопросы   воспитания,  образования,  науки,  культуры,
физической культуры и спорта;
     ж) координация    вопросов    здравоохранения;    защита   семьи,
материнства, отцовства   и   детства;   социальная   защита,   включая
социальное обеспечение;
     з) осуществление  мер  по  борьбе  с   катастрофами,   стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
     и) установление  общих  принципов  налогообложения  и  сборов   в
Российской Федерации;
     к) административное,  административно-процессуальное,   трудовое,
семейное, жилищное,   земельное,   водное,   лесное  законодательство,
законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
     л) кадры   судебных  и  правоохранительных  органов;  адвокатура,
нотариат;
     м) защита  исконной  среды  обитания и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей;
     н) установление   общих  принципов  организации  системы  органов
государственной власти и местного самоуправления;
     о) координация   международных   и   внешнеэкономических   связей
Республики Коми,   выполнение   международных   договоров   Российской
Федерации.
     По предметам совместного ведения издаются федеральные  законы,  в
соответствии с   которыми  Республика  Коми  осуществляет  собственное
правовое регулирование.

     Статья 65.  Законы и иные правовые акты Республики Коми не  могут
противоречить законам,  принятым федеральными органами государственной
власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
     Законы Республики  Коми,  принятые  в пределах ее полномочий,  на
территории Республики Коми  обладают  верховенством  и  обязательны  к
исполнению всеми   юридическими   и   физическими   лицами.  В  случае
противоречия федеральных  законов  законам  и  иным  правовым   актам,
принятым органами    государственной    власти   Республики   Коми   в
соответствии с полномочиями Республики Коми,  действуют правовые  акты
Республики Коми.

     Статья 66.  Республика  Коми  самостоятельно  определяет  систему
органов государственной власти республики в  соответствии  с  основами
конституционного строя, общими принципами организации представительных
и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации
и законодательством Республики Коми.
     По вопросам    компетенции    Российской     Федерации     органы
исполнительной власти   Республики  входят  в  систему  исполнительной
власти Российской Федерации и по соглашению  с  федеральными  органами
исполнительной власти  могут  передавать  им осуществление части своих
полномочий, а  также  принимать   на   себя   исполнение   полномочий,
переданных им федеральными органами исполнительной власти.

     Статья 67. Государственными языками Республики Коми являются коми
и русский языки.
     В Республике   Коми   гарантируется   народам,   проживающим   на
территории республики,  право на сохранение  родного  языка,  создание
условий для его изучения и развития.

     Статья 68.  Государственный герб, флаг и гимн Республики Коми, их
описание и порядок официального использования устанавливаются  законом
Республики Коми.

     Статья 69.  Столицей  Республики  Коми  является город Сыктывкар.
Статус столицы устанавливается законом Республики Коми.

     Статья 70.        Республика        Коми        состоит        из
административно-территориальных образований:
     районов: -     Ижемского,     Княжпогостского,     Койгородского,
Корткеросского, Прилузского,        Сыктывдинского,       Сысольского,
Троицко-Печорского, Удорского,     Усто-Вымского,     Усть-Куломского,
Усть-Цилемского;
     городов республиканского  подчинения:  -   Сыктывкара,   Воркуты,
Вуктыла, Инты, Печоры, Сосногорска, Усинска и Ухты - с подчиненными им
территориями.
     Республика Коми        самостоятельно        решает       вопросы
административно-территориального устройства республики в  соответствии
с действующим законодательством.

                            РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

                   Глава IV. Законодательная власть

     Статья 71.  Высшим  представительным  и  законодательным  органом
власти Республики Коми является Государственный Совет Республики Коми.
     Государственный Совет  состоит  из  50  депутатов,  избираемых по
одномандатным избирательным округам  на  основе  мажоритарной  системы
относительного большинства.   При  этом  20  депутатов  избираются  по
принципу один  депутат   от   района   или   города   республиканского
подчинения, 30  депутатов - по принципу один депутат от избирательного
округа с числом избирателей в  пределах  установленной  средней  нормы
избирателей.
     Государственный Совет избирается сроком на четыре года.
     Депутатом Государственного  Совета  Республики  Коми  может  быть
избран гражданин Республики Коми,  достигший  21 года,  проживающий  в
Республике Коми  не  менее  пяти  лет  и  имеющий  право участвовать в
выборах.
     Порядок выборов  в  Государственный Совет устанавливается законом
Республики Коми.

     Статья 72. Государственный Совет осуществляет свою деятельность в
форме сессий, а также заседаний Комитетов.
     Государственный Совет   собирается   на   первое   заседание   на
пятнадцатый день  после  избрания,  если в его состав избрано не менее
двух третей  установленного   числа   депутатов.   Первое    заседание
открывает старейший по возрасту депутат.
     Государственный Совет образует Комитеты.
     Из своего  числа  депутаты избирают Председателя Государственного
Совета, его заместителей,  председателей Комитетов и их  заместителей,
которые работают   в   Государственном   Совете   Республики  Коми  на
постоянной штатной основе.
     С момента  начала  работы  Государственного  Совета нового созыва
полномочия высшего представительного и законодательного органа  власти
прежнего созыва прекращаются.
     Порядок деятельности Государственного Совета Республики Коми, его
органов и  должностных  лиц  определяется Регламентом Государственного
Совета Республики Коми.

     Статья 73. Государственный Совет Республики Коми:
     1) принимает Конституцию Республики Коми,  вносит в нее изменения
и дополнения;
     2) принимает законы и иные нормативные акты;
     3) обеспечивает контроль за соблюдением и исполнением Конституции
Республики Коми  и законов Республики Коми,  единообразным применением
законодательства Республики Коми;
     4) принимает  решения  по  вопросам  государственного  устройства
Республики Коми;
     5) решает вопросы об изменении границ Республики Коми;
     6) избирает Председателя  Государственного  Совета,  заместителей
Председателя Государственного    Совета,    председателей    Комитетов
Государственного Совета Республики Коми и их заместителей;
     7) принимает решения о проведении республиканского референдума;
     8) осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании
Российской Федерации;
     9) назначает выборы в Государственный  Совет  Республики  Коми  и
выборы Главы Республики Коми;
     10) согласовывает  предложения,  внесенные Главой Республики Коми
по формированию    структуры   органов   государственного   управления
Республики Коми;   по   назначению   и   освобождению   от   должности
заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми,
представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее  субъектах,
в иностранных государствах и международных организациях;
     11) рассматривает предложенную Главой Республики  Коми  программу
деятельности исполнительной  власти  на предстоящий период,  ежегодные
доклады о положении в  республике,  о  важных  вопросах  внутренней  и
международной политики;
     12) утверждает республиканский бюджет Республики Коми и отчеты об
его исполнении;
     13) рассматривает вопросы,  связанные с отставкой и отрешением от
должности Главы Республики Коми;
     14) приостанавливает  действие  актов  Главы  Республики  Коми  с
одновременным обращением  в  Конституционный  Суд  Республики  Коми  с
предложением дать заключение о  соответствии  актов  Главы  Республики
Коми Конституции Республики Коми и (или) законам Республики Коми;
     15) приостанавливает  действие  на  территории  Республики   Коми
законов и  (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
ущемляющих интересы Республики  Коми,  с  одновременным  обращением  в
Конституционный Суд Российской Федерации;
     16) избирает судей Конституционного Суда Республики Коми;
     17) решает   в   соответствии   с   законодательством  Российской
Федерации вопросы,  связанные с кадрами судебных и  правоохранительных
органов, специальных служб;
     18) рассматривает  вопросы,  связанные  с  назначением  Прокурора
Республики Коми;
     19) определяет  порядок  деятельности  местных   представительных
органов власти в Республике Коми;
     20) рассматривает вопросы, связанные с депутатской этикой;
     21) устанавливает   государственные  награды  и  почетные  звания
Республики Коми;
     22) ратифицирует  международные  и  межгосударственные договоры и
соглашения Республики Коми;
     23) в   трехдневный   срок  рассматривает  вопросы,  связанные  с
введением Главой Республики Коми чрезвычайного положения в  Республике
Коми или отдельных ее местностях;
     24) осуществляет толкование законов Республики Коми;
     25) рассматривает    иные    вопросы,    отнесенные   к   ведению
законодательного органа власти Республики Коми.

     Статья 74. Председатель Государственного Совета Республики Коми:
     1) осуществляет    общее    руководство   подготовкой   вопросов,
подлежащих рассмотрению Государственным Советом;
     2) созывает и ведет сессии Государственного Совета;
     3) подписывает постановления, принятые Государственным Советом;
     4) вносит  предложения,  связанные  с  отставкой  и отрешением от
должности Главы Республики Коми;
     5) Осуществляет   иные   полномочия,  связанные  с  деятельностью
Государственного Совета.

     Статья 75.  Заместители  Председателя   Государственного   Совета
Республики Коми:
     1) координируют работу Комитетов по предварительному рассмотрению
проектов законов и иных нормативных актов;
     2) осуществляют по поручению Председателя Государственного Совета
иные полномочия, связанные с деятельностью Государственного Совета.

     Статья 76. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам
Государственного  Совета Республики Коми,  Комитетам  Государственного
Совета, Председателю  Государственного Совета,  Главе Республики Коми,
местным представительным органам власти Республики Коми,  Съезду  коми
народа и его исполнительному органу.
     Конституционный Суд Республики  Коми,  Верховный  Суд  Республики
Коми и   Высший   Арбитражный  Суд  Республики  Коми  обладают  правом
законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Коми по
вопросам их ведения.
     Законопроекты, предусматривающие  расходы,  покрываемые  за  счет
республиканского бюджета,   могут  быть  внесены  только  при  наличии
заключения соответствующих органов  исполнительной  власти  Республики
Коми.

     Статья 77.   Законы   и   иные   нормативные   акты   принимаются
Государственным Советом  на  сессиях,  если   за   них   проголосовало
большинство от  числа избранных депутатов,  если иное не предусмотрено
Конституцией Республики Коми.
     Сессии созываются  в  соответствии с Регламентом Государственного
Совета. Сессия правомочна,  если в ее работе участвует не  менее  двух
третей от   установленного   числа  депутатов.  Сессии  являются,  как
правило, открытыми.  Регламентом Государственного  Совета  могут  быть
предусмотрены случаи, когда проводятся закрытые заседания.

     Статья 78.  Принятый Государственным Советом закон в течение семи
дней направляется Главе Республики Коми для подписания и обнародования.
     Глава Республики  Коми  в  течение  четырнадцати дней подписывает
закон и обнародует его.
     Если Глава  Республики Коми в течение четырнадцати дней с момента
поступления закона  отклонит  его,  то  Государственный  Совет   вновь
рассматривает данный  закон.  Если  при  повторном  рассмотрении закон
будет одобрен  Государственным  Советом  в  ранее  принятой   редакции
большинством не   менее   двух   третей  голосов  от  числа  избранных
депутатов, он подлежит подписанию главой  Республики  Коми  в  течение
семи дней и обнародованию.
     Подлежит подписанию и обнародованию также закон,  не  отклоненный
Главой Республики   Коми   в   течение  четырнадцати  дней  с  момента
поступления.

     Статья 79.  Депутат  Государственного  Совета   не   может   быть
депутатом более  чем двух представительных органов власти в Республике
Коми.
     Депутаты Государственного  Совета  Республики  Коми на территории
Республики Коми обладают  депутатской  неприкосновенностью  в  течение
всего срока их полномочий.  Депутат не может быть задержан, арестован,
подвергнут обыску,  кроме случаев задержания на месте преступления. Он
не может  быть  подвергнут  личному досмотру,  за исключением случаев,
когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей.
     Вопрос о    лишении   депутатской   неприкосновенности   решается
Государственным Советом по представлению Прокурора Республики Коми.
     Депутат Государственного  Совета  Республики Коми,  работающий на
постоянной штатной основе,  не  может  находиться  на  государственной
службе, заниматься    другой    оплачиваемой    деятельностью,   кроме
преподавательской, научной и творческой деятельности.
     Депутат может быть отозван избирателями.
     Вопросы, связанные   с   деятельностью   и   отзывом    депутатов
Государственного Совета, решаются законом Республики Коми.
     Не могут  быть  депутатами  Государственного   Совета   министры,
председатели государственных   комитетов,   председатели  комитетов  и
руководители других республиканских органов исполнительной власти.

                    Глава V. Исполнительная власть

     Статья 80.  Исполнительную власть в Республике Коми  осуществляют
Глава Республики   Коми,   возглавляемое  им  Правительство,  а  также
входящие в  систему  исполнительной  власти  Республики  Коми  местные
администрации как  органы государственного управления,  осуществляющие
исполнительные и распорядительные функции  и  обеспечивающие  права  и
законные интересы граждан на соответствующей территории.
     Глава Республики Коми является главой государства.

     Статья 81. Глава Республики Коми избирается гражданами Республики
Коми путем  народного  голосования  на  основе  всеобщего,  равного  и
прямого избирательного права при тайном голосовании.  Число кандидатов
на пост Главы Республики Коми не ограничивается.
     Порядок выборов Главы  Республики  Коми  устанавливается  законом
Республики Коми.

     Статья 82.  Главой  Республики  Коми  может быть избран гражданин
Республики Коми  не  моложе  35  и  не  старше  65   лет,   обладающий
избирательным правом,  постоянно  проживающий на территории Республики
Коми не менее 10 лет.
     Глава Республики Коми избирается сроком на четыре года. Одно и то
же лицо не может быть Главой Республики Коми более двух сроков подряд.

     Статья 83.  Глава Республики Коми приступает к  исполнению  своих
полномочий на тридцатый день после дня выборов с момента принесения им
следующей присяги:
     "Вступая в должность Главы Республики Коми,  торжественно клянусь
верно служить народу Республики  Коми,  строго  соблюдать  Конституцию
Республики Коми и Конституцию Российской Федерации,  законы Республики
Коми и  Российской  Федерации,  укреплять   и   защищать   суверенитет
Республики Коми,  добросовестно  выполнять возложенные на меня высокие
обязанности Главы Республики Коми".
     Присяга приносится  на  государственных  языках  Республики  Коми
перед Государственным Советом Республики  Коми  в  присутствии  членов
Конституционного Суда Республики Коми.

     Статья 84.   Глава   Республики  Коми  не  может  быть  депутатом
Государственного Совета    Республики     Коми,     депутатом     иных
представительных органов в Республике Коми.
     Глава Республики Коми не  занимает  никакие  другие  должности  в
государственных органах,   коммерческих  организациях  и  общественных
объединениях, не   имеет   права   на   предпринимательскую   и   иную
оплачиваемую деятельность.
     На время  выполнения  своих  полномочий  Глава  Республики   Коми
приостанавливает свое   членство   в   политических   партиях  и  иных
общественно-политических организациях.

     Статья 85. Глава Республики Коми:
     1) обеспечивает   права   и   свободы  граждан  Республики  Коми,
государственный суверенитет,    безопасность     и     территориальную
целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;
     2) представляет  Республику  Коми  в  отношениях   с   Российской
Федерацией и ее субъектами,  а также в международных отношениях; ведет
переговоры и подписывает международные договоры;
     3) возглавляет   систему   органов   государственного  управления
Республики Коми,    обеспечивает     взаимодействие     с     органами
государственной власти  Республики  Коми  и  с  федеральными  органами
государственной власти;
     4) обладает  правом  законодательной инициативы в Государственном
Совете Республики Коми;
     5) представляет Государственному Совету Республики Коми ежегодные
доклады о   положении    в    республике,    программу    деятельности
исполнительной власти     на     предстоящий    период,    информирует
Государственный Совет Республики Коми о важных вопросах  внутренней  и
международной политики;
     б) разрабатывает   и   представляет    Государственному    Совету
республиканский бюджет,   обеспечивает  его  исполнение,  представляет
отчет об исполнении республиканского бюджета;
     7) с  согласия Государственного Совета назначает и освобождает от
должности заместителей  Главы  Республики  Коми,   министра   финансов
Республики Коми;
     8) с согласия Государственного Совета формирует структуру органов
государственного управления Республики Коми;
     9) формирует Правительство;  назначает и освобождает от должности
министров и  руководителей  иных  органов  государственного управления
республики;
     10) с  согласия  Государственного  Совета  назначает  и  отзывает
представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее  субъектах,
в иностранных государствах и международных организациях;
     11) решает  в  соответствии   с   законом   вопросы   гражданства
Республики Коми;
     12) отменяет акты органов государственного управления  Республики
Коми и глав местной администрации в случае их противоречия Конституции
Республики Коми и законам Республики  Коми,  указам  Главы  Республики
Коми;
     13) обращается  в   Конституционный   Суд   Республики   Коми   и
Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с законом;
     14) награждает  государственными  наградами  Республики  Коми   и
присваивает почетные    звания   Республики   Коми,   представляет   к
награждению государственными наградами Российской Федерации;
     15) в   интересах   обеспечения  безопасности  граждан  вводит  в
соответствии с законом чрезвычайное положение в Республике Коми или  в
отдельных ее  местностях с одновременным уведомлением Государственного
Совета Республики Коми;
     16) подписывает и обнародует законы Республики Коми;
     17) осуществляет   иные   полномочия,   возложенные    на    него
Конституцией Республики Коми и законодательством.

     Статья 86.   Полномочия  Главы  Республики  Коми  не  могут  быть
использованы для  изменения  государственного  устройства   Республики
Коми, роспуска   либо   приостановления   деятельности  любых  законно
избранных органов государственной власти.

     Статья 87.  Глава Республики Коми в пределах своих полномочий  на
основе и  во  исполнение  действующего законодательства издает указы и
распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории  Республики
Коми.

     Статья 88.  Личность  Главы Республики Коми неприкосновенна,  его
честь и достоинство охраняются законом.
     В случае  умышленного  нарушения Главой Республики Коми данной им
присяги Государственный Совет  Республики  Коми  с  учетом  заключения
Конституционного Суда  Республики  Коми  большинством  в  три четверти
голосов от   числа   избранных   депутатов   Государственного   Совета
Республики Коми может отрешить от должности Главу Республики Коми.
     Глава Республики Коми  может  в  любое  время  объявить  о  своей
отставке.

     Статья 89.   По   поручению   Главы  Республики  Коми  часть  его
полномочий либо исполнение полномочий Главы на период  его  временного
отсутствия (отпуск,   болезнь   и   т.п.)  осуществляет  один  из  его
заместителей.
     В случае   смерти   Главы   Республики  Коми,  отрешения  его  от
должности, либо отставки,  либо подтвержденной заключением медицинской
комиссии невозможности дальнейшего исполнения им своих обязанностей по
состоянию здоровья впредь до избрания нового Главы Республики Коми его
полномочия передаются   в  пятидневный  срок  Государственным  Советом
Республики Коми  одному  из  заместителей  Главы  Республики  Коми   с
одновременным назначением выборов Главы Республики Коми.
     На заместителей   Главы    Республики    Коми    распространяются
ограничения, установленные  статьей 84 настоящей Конституции для Главы
Республики Коми.

     Статья 90.  Глава Республики Коми по истечении  срока  полномочий
продолжает исполнять  свои обязанности до вступления в должность вновь
избранного Главы Республики Коми.
     Назначение выборов  Главы Республики Коми производится в порядке,
установленном законом.

     Статья 91.  Взаимоотношения  Главы  Республики  Коми  с  органами
государственной власти  и  управления  определяются законом Республики
Коми.

         Глава VI. Местные представительные и исполнительные
                   органы власти

     Статья 92.  Местные  представительные  органы власти осуществляют
функции в объеме собственной компетенции  в  соответствии  с  законом.
Местные представительные  органы власти избираются населением районов,
городов республиканского  подчинения,  районов  в  городе  на   основе
мажоритарной системы   относительного  большинства  в  соответствии  с
законом Республики Коми.

     Статья 93.  Местные представительные органы власти  в  Республике
Коми:
     1) утверждают местный бюджет,  формируемый  за  счет  собственных
источников;
     2) устанавливают  в  соответствии  с  законодательством   местные
налоги и сборы;
     3) определяют порядок управления муниципальной собственностью;
     4) определяют  порядок  пользования  землей  и другими природными
ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
     5) рассматривают  и  согласовывают программы социального развития
на соответствующей территории;
     6) ежегодно заслушивают отчет местной администрации по выполнению
конкретных программ;
     7) определяют порядок своей деятельности и финансирования;
     8) обобщают  общественное  мнение  и  рассматривают   предложения
органов самоуправления;
     9) защищают интересы населения в судебных органах;
     10) решают   другие   вопросы,   отнесенные  законодательством  к
компетенции местных представительных органов власти.

     Статья 94.  Местная администрация - орган исполнительной  власти,
непосредственно осуществляющий     государственное     управление    и
обеспечивающий права и законные интересы  граждан  на  соответствующей
территории.
     Местная администрация  входит  в  систему  исполнительной  власти
Республики Коми.

               Глава VII. Судебная власть. Прокуратура

     Статья 95.  Судебная  власть  в  Республике  Коми  осуществляется
Конституционным Судом  Республики  Коми,  Верховным  Судом  Республики
Коми, Высшим  Арбитражным Судом Республики Коми, городскими, районными
судами посредством  конституционного,   гражданского,   уголовного   и
административного судопроизводства.
     Верховный Суд Республики Коми,  Высший Арбитражный Суд Республики
Коми, городские,  районные  суды  входят  в  единую  судебную  систему
Российской Федерации.

     Статья 96. Судьями могут быть граждане Республики Коми, достигшие
25 лет,  имеющие  высшее  юридическое  образование  и  стаж  работы по
юридической профессии не менее пяти лет.
     Судьи независимы  и подчиняются Конституции Российской Федерации,
Конституции Республики Коми,  федеральному закону и закону  Республики
Коми.

     Статья 97. Судьи несменяемы.
     Полномочия судьи могут  быть  прекращены  или  приостановлены  не
иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом
и Законом Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".

     Статья 98. Судьи неприкосновенны.
     Судья не  может быть привлечен к уголовной ответственности иначе,
как в порядке, определенном федеральным законом.

     Статья 99.  Разбирательство дел во всех судах открытое.  Слушание
дела в  закрытом  заседании  допускается  в  случаях,  предусмотренных
федеральным законом.
     Заочное разбирательство  уголовных  дел  в  судах не допускается,
кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
     Судопроизводство осуществляется   на  основе  состязательности  и
равноправия сторон.
     В случаях,  предусмотренных федеральным законом, судопроизводство
осуществляется с участием присяжных заседателей.

     Статья 100.  Конституционный Суд Республики  Коми  состоит  из  5
судей.
     Конституционный Суд Республики Коми по запросам  Государственного
Совета Республики  Коми,  Главы Республики Коми,  одной пятой от числа
избранных депутатов   Государственного   Совета    Республики    Коми,
Верховного Суда Республики Коми,  Высшего Арбитражного Суда Республики
Коми, представительных  и  исполнительных  органов   власти   районов,
городов республиканского подчинения, районов в городе разрешает дела о
соответствии Конституции Республики Коми:
     а) законов  Республики  Коми,  нормативных актов Государственного
Совета Республики Коми, Главы Республики Коми;
     б) нормативных  актов  представительных  и исполнительных органов
власти районов, городов республиканского подчинения, районов в городе;
     в) договоров  Республики  Коми  с органами государственной власти
других субъектов Российской Федерации.
     Конституционный Суд Республики Коми разрешает споры о компетенции:
     а) между органами государственной власти Республики Коми;
     б) между   органами  государственной  власти  Республики  Коми  и
представительными, исполнительными органами  власти  районов,  городов
республиканского подчинения, районов в городе;
     в) между  представительными  и  исполнительными  органами  власти
районов, городов республиканского подчинения, районов в городе.
     Конституционный Суд  Республики  Коми  по  жалобам  на  нарушение
конституционных прав  и  свобод  граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона,  примененного или подлежащего  применению  в
конкретном деле,   по   вопросам,   относящимся   к   ведению  органов
государственной власти Республики Коми и совместному  ведению  органов
государственной власти   Республики  Коми  и  органов  государственной
власти Российской Федерации.
     Конституционный Суд Республики Коми по  запросам Государственного
Совета Республики Коми,  Главы  Республики  Коми,  представительных  и
исполнительных органов   власти   районов,   городов  республиканского
подчинения, районов в городе дает  толкование  Конституции  Республики
Коми.
     Акты или  отдельные  положения,  признанные   неконституционными,
утрачивают силу.
     Конституционный Суд Республики Коми по  запросу  Государственного
Совета Республики  Коми дает заключение об умышленном нарушении Главой
Республики Коми Конституции Республики  Коми,  Конституции  Российской
Федерации, законов  Республики  Коми  и Российской Федерации,  а также
данной им присяги.
     Полномочия, порядок  образования  и деятельности Конституционного
Суда Республики Коми устанавливаются законом Республики Коми.

     Статья 101.  Верховный  Суд  Республики  Коми   является   высшим
судебным органом    Республики   Коми   по   гражданским,   уголовным,
административным и  иным  делам,  подсудным  судам  общей  юрисдикции,
осуществляет в  предусмотренных законом процессуальных формах судебный
надзор за их деятельностью.

     Статья 102.  Высший  Арбитражный  Суд  Республики  Коми  является
высшим судебным  органом  Республики  Коми по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

     Статья 103.   Судьи   Конституционного   Суда   Республики   Коми
избираются Государственным  Советом  Республики  Коми по представлению
Главы Республики Коми.  Председатель Верховного Суда Республики  Коми,
Председатель Высшего  Арбитражного  Суда  Республики  Коми назначаются
(избираются) в соответствии с федеральным законом.

     Статья 104.  Прокуратура  Республики   Коми   входит   в   единую
централизованную систему Прокуратуры Российской Федерации.
     Прокурор Республики Коми назначается на должность и освобождается
от должности    Генеральным   Прокурором   Российской   Федерации   по
согласованию с Государственным Советом Республики Коми.
     Полномочия, организация   и   порядок   деятельности  прокуратуры
Республики Коми определяются федеральным законом.

                            РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

             Глава VIII. Внесение изменений в Конституцию
                         Республики Коми

     Статья 105.   Предложения  о  внесении  поправок  и  изменений  в
настоящую Конституцию вносятся  в  Государственный  Совет  органами  и
лицами, обладающими  в  соответствии  с  настоящей Конституцией правом
законодательной инициативы.

     Статья 106.  Закон о внесении изменений в Конституцию  Республики
Коми принимается  Государственным  Советом  большинством  в  две трети
голосов от числа избранных депутатов и вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования, если иное не установлено в самом законе.


     Председатель Верховного Совета
     Республики Коми                          Ю.Спиридонов

     г.Сыктывкар,
     17 февраля 1994 года