КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 10 ИЮНЯ 1996 ГОДА) Принята Конституционным Собранием Республики Мордовия 21 сентября 1995 года. Мы, полномочные представители многонационального народа Республики Мордовия, исходя из ответственности за благополучие ее граждан, подтверждая свое стремление к сохранению целостности Российской федерации, провозглашая принципы демократического, правового общества, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, заботясь о сохранении и самобытном развитии народов, проживающих на ее территории, осознавая Мордовию частью Великой России, принимаем Конституцию Республики Мордовия. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 1. Основы конституционного строя Республики Мордовия Статья 1. Республика Мордовия есть демократическое правовое государство, являющееся субъектом Российской федерации. Наименования Республика Мордовия и Мордовия - равнозначны. Статья 2. 1. Единственным источником власти в Республике Мордовия является многонациональный народ, проживающий на ее территории. 2. Народ выражает свою власть непосредственно, а также через систему органов государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Статья 3. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 4. 1. Конституция Республики Мордовия вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Мордовия. 2. Конституция и законы Республики Мордовия, а также иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Мордовия, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Мордовия, федеральные законы и законы Республики Мордовия. 4. Законы Республики Мордовия подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статья 5. 1. Республика Мордовия имеет свое гражданство. 2. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Мордовия, являются одновременно гражданами Республики Мордовия. Статья 6. 1. Республика Мордовия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Республике Мордовия охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. Статья 7. В Республике Мордовия признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности. Статья 8. 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Мордовия как основа жизни и деятельности народа, проживающего на ее территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. 3. Земельные отношения и отношения в сфере природопользования в Республике Мордовия регулируются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия, федеральными законами и законами Республики Мордовия, а также иными нормативными правовыми актами, изданными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти и местного самоуправления Республики Мордовия в соответствии с их компетенцией. Статья 9. 1. В Республике Мордовия гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. 2. В Республике Мордовия не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 3. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в Республике Мордовия только на основании федерального закона. Статья 10. 1. Государственная власть в Республике Мордовия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. 2. Система органов государственной власти Республики Мордовия устанавливается Конституцией Республики Мордовия в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами, организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. З. В систему органов государственной власти Республики Мордовия входят: Глава Республики Мордовия - глава государства и высшее должностное лицо Республики Мордовия; Государственное Собрание Республики Мордовия - высший представительный и законодательный орган власти Республики Мордовия; Правительство Республики Мордовия - высший орган исполнительной власти Республики Мордовия; суды Республики Мордовия. В районах и городах республиканского значения могут создаваться органы государственной власти Республики Мордовия. Статья 11. В Республике Мордовия признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 12. 1. В Республике Мордовия признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. В Республике Мордовия признаются политическое многообразие, многопартийность. 3. Общественные объединения равны перед законом. 4. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. 5. Никакая религия в Республике Мордовия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 13. Государственными языками Республики Мордовия являются русский и мордовский (мокшанский, эрзянский) языки. Статья 14. 1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Республики Мордовия, и они не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. 2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Мордовия. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 15. 1. В Республике Мордовия признаются и гарантируются все права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, и обеспечиваются их соблюдение и защита. 2. Каждый гражданин Республики Мордовия обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Мордовия. З. В Республике Мордовия не должны издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Статья 16. 1. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 2. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 17. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 18. 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Статья 19. Каждый имеет право на жизнь. Статья 20. 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Статья 21. 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Статья 22. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 23. 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 24. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Статья 25. 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 26. Каждый, кто законно находится на территории Республики Мордовия, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в соответствии с федеральным законом. Статья 27. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 28. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда войны, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Статья 29. 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Статья 30. Граждане Республики Мордовия имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Статья 31. 1. Граждане Республики Мордовия имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Республики Мордовия имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Республики Мордовия имеют равный доступ к государственной службе. 5. Граждане Республики Мордовия имеют право участвовать в отправлении правосудия. Статья 32. Граждане Республики Мордовия имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Статья 33. 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 34. 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. З. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. Статья 35. 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Права владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами ограничиваются законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, окружающей среды. Статья 36. 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Мордовия принимают меры по сохранению и созданию новых рабочих мест, создают условия для осуществления права на труд. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Статья 37. 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 38. 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. З. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Статья 39. 1. Каждый имеет право на жилице. Никто не может быть произвольно лишен жилица. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилице. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилице, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статья 40. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 2. Государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 3. В Республике Мордовия финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 4. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Статья 41. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 42. 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Республика Мордовия поддерживает различные формы образования и самообразования. Статья 43. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Культурная политика Республики Мордовия направлена на создание равных условий для сохранения и развития культуры всех проживающих в ней народов. Республика Мордовия оказывает содействие в обеспечении национально-культурных и образовательных потребностей граждан мордовской национальности, проживающих за пределами Республики Мордовия. 4. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Статья 44. 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Мордовия гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статья 45. 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Статья 46. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Статья 47. 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Статья 48. 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Статья 49. 1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. 2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. 3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Статья 50. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Статья 51. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 52. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 53. 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Статья 54. 1. Перечисление в Конституции Республики Мордовия основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 55. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 56. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 57. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Республики Мордовия. 2. Гражданин Республики Мордовия несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Республики Мордовия в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Статья 58. Гражданин Республики Мордовия может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Глава 3. Государственный статус и административно-территориальное устройство Республики Мордовия Статья 59. 1. Статус Республики Мордовия определяется Конституцией Республики Мордовия в соответствии с Конституцией Российской Федерации. 2. Статус Республики Мордовия может быть изменен по взаимному согласию Республики Мордовия и Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом с учетом мнения населения Республики Мордовия. Статья 60. 1. Республика Мордовия обладает на своей территории всей полнотой государственной власти за исключением тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации, и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 2. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Мордовия производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. 3. Республика Мордовия является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с субъектами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации. Статья 61. К ведению Республики Мордовия относятся: а) принятие и изменение Конституции Республики Мордовия, республиканских законов и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия, контроль за их соблюдением; б) установление системы органов государственной власти и местного самоуправления Республики Мордовия, порядка их формирования, организации и деятельности; в) государственная собственность Республики Мордовия и управление ею; г) административно-территориальное устройство Республики Мордовия; д) бюджет Республики Мордовия; е) установление налогов и сборов в соответствии с федеральными законами; ж) организация и деятельность государственной службы Республики Мордовия; з) осуществление международных и внешнеэкономических отношений Республики Мордовия; и) государственные награды и почетные звания Республики Мордовия; к) решение других вопросов, не отнесенных в соответствии с конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и к полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 62. В совместном ведении Российской Федерации и Республики Мордовия находятся: а) обеспечение соответствия Конституции Республики Мордовия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей,недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей Республики Мордовия, выполнение международных договоров Российской Федерации. Статья 63. 1. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Республика Мордовия осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. 2. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Мордовия, изданным по предметам ведения Республики Мордовия, действует нормативный правовой акт Республики Мордовия. Статья 64. 1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Республика Мордовия принимает законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами. 2. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Мордовия не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Мордовия, изданным по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует федеральный закон. Статья 65. 1. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Мордовия органы исполнительной власти Республики Мордовия входят в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. 2. Для осуществления своих полномочий на территории Республики Мордовия федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать по согласованию с Главой Республики Мордовия соответствующих должностных лиц. Назначение руководителей районных (городских) подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти согласовывается с главой района (города). 3. Органы исполнительной власти Республики Мордовия с одобрения Государственного Собрания Республики Мордовия и по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья 66. 1. Территория Республики Мордовия определяется существующими границами на момент принятия настоящей Конституции, целостна и неделима. 2. Границы Республики Мордовия могут быть изменены по взаимному согласию Республики Мордовия и соответствующих субъектов Российской Федерации с учетом мнения населения Республики Мордовия. З. В состав Республики Мордовия входят: районы - Ардатовский, Атюрьевский, Атяшевский, Большеберезниковский, Большеигнатовский Дубенский, Ельниковский, Зубово-Полянский, Инсарский, Ичалковский, Кадошкинский, Ковылкинский, Кочкуровский, Краснослободский, Лямбирский, Ромодановский, Рузаевский, Старошайговский, Темниковский, Теньгушевский, Торбеевский, Чамзинский; города республиканского значения - Саранск, Ковылкино, Рузаевка. 4. Вопросы образования, объединения и упразднения районов, городов, районов в городе, сельских населенных пунктов, а также установление и перенесение административных центров и иные вопросы административно-территориального устройства Республики Мордовия решаются Государственным Собранием Республики Мордовия с учетом мнения населения соответствующей территории. Глава 4. Глава Республики Мордовия Статья 67. 1. Глава Республики Мордовия является главой государства и его высшим должностным лицом. 2. Глава Республики Мордовия выступает гарантом Конституции Республики Мордовия, прав и свобод человека и гражданина, представляет Республику Мордовия во внутренних и международны отношениях, принимает меры по согласованному функционированию государственных органов Республики Мордовия, их взаимодействию с государственными органами Российской Федерации и ее субъектов. Статья 68. 1. Главой Республики Мордовия может быть избран гражданин Республики Мордовия не моложе 30 лет и обладающий избирательным правом. 2. Глава Республики Мордовия избирается на пять лет гражданами Республики Мордовия на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 3. Глава Республики Мордовия не может одновременно являться депутатом Государственного Собрания Республики Мордовия, депутатом местных представительных органов власти и депутатом представительных органов местного самоуправления, заниматься предпринимательской, а также другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 4. Глава Республики Мордовия ежегодно обязан представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. 5. Одно и тоже лицо не может занимать должность Главы Республики Мордовия более двух сроков подряд. 6. Порядок избрания Главы Республики Мордовия определяется законом Республики Мордовия. Статья 69. 1. При вступлении в должность Глава Республики Мордовия приносит народу следующую присягу: "Вступая в должность Главы Республики Мордовия, обязуюсь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности, соблюдать и защищать Конституцию Республики Мордовия, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина". 2. Присяга приносится в торжественной обстановке на заседании Государственного Собрания Республики Мордовия не позднее месячного срока со дня официального опубликования итогов выборов Главы Республики Мордовия. Статья 70. Глава Республики Мордовия: 1) обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Мордовия, территориальную целостность Республики Мордовия, законность и правопорядок на ее территории; 2) формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Мордовия, статус которого определяется законом Республики Мордовия, принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности Республики Мордовия; 3) представляет Республику Мордовия в ее отношениях с федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, а также в международных отношениях; 4) ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения от имени Республики Мордовия, заключаемые в пределах ее компетенции; 5) назначает и отзывает полномочных представителей Республики Мордовия в органах государственной власти Российской Федерации; 6) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и Главой Республики Мордовия, а также между высшими государственными органами Республики Мордовия; 7) утверждает по представлению Председателя Правительства Республики Мордовия и согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия структуру Правительства Республики Мордовия; 8) образовывает и упраздняет по представлению Председателя Правительства Республики Мордовия и согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия министерства, государственные комитеты и ведомства Республики Мордовия; 9) назначает по согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия Председателя Правительства Республики Мордовия; 10) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Мордовия по представлению Председателя Правительства Республики Мордовия и согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия, а также освобождает от должности вышеназванных должностных лиц; 11) вправе председательствовать на заседаниях Правительства Республики Мордовия; 12) принимает добровольную отставку Правительства Республики Мордовия и его членов; 13) принимает решение об отставке Правительства Республики Мордовия в случае, предусмотренном частью второй статьи 102 настоящей Конституции; 14) вправе принять решение об отставке Правительства Республики Мордовия или его членов; 15) предлагает представительному органу местного самоуправления района (города) кандидатуру из числа депутатов данного органа для избрания на должность главы района (города); 16) отменяет постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Мордовия, законам Республики Мордовия, указам Главы Республики Мордовия; 17) вправе участвовать в работе Государственного Собрания Республики Мордовия; 18) обладает правом законодательной инициативы; 19) подписывает и обнародует законы Республики Мордовия; 20) налагает вето на законы, принятые Государственным Собранием Республики Мордовия (кроме конституционных законов и законов о внесении изменений в Конституцию Республики Мордовия); 21) вправе требовать от Государственного Собрания Республики Мордовия обязательного проведения референдума Республики Мордовия в порядке, установленном конституционным законом Республики Мордовия; 22) представляет Государственному Собранию Республики Мордовия кандидатуры на должности Председателя Верховного Суда Республики Мордовия, его заместителей, председателей районных (городских) народных судов и их заместителей; 23) обращается к Государственному Собранию Республики Мордовия с ежегодными посланиями о положении в Республике Мордовия; 24) распускает Государственное Собрание Республики Мордовия после отклонения не менее трех кандидатур на должность Председателя Правительства Республики Мордовия, представленных Главой Республики Мордовия, а также в случае неоднократных грубых нарушений Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Мордовия, подтвержденных соответствующими решениями Конституционного Суда Российской Федерации. Не является основанием для осуществления Главой Республики Мордовия данного полномочия принятие Государственным Собранием Республики Мордовия решений, инициаторами которых выступили Глава Республики Мордовия либо Правительство Республики Мордовия; 25) назначает выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия; 26) награждает государственными наградами Республики Мордовия, присваивает почетные звания Республики Мордовия; 27) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Мордовия, федеральными законами и законами Республики Мордовия. Статья 71. Полномочия Главы Республики Мордовия не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности законно избранных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, за исключением случаев, установленных настоящей Конституцией. Статья 72. 1. Глава Республики Мордовия в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения. 2. Указы и распоряжения Главы Республики Мордовия не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Конституции Республики Мордовия и законам Республики Мордовия. 3. Указы и распоряжения Главы Республики Мордовия обязательны для исполнения на всей территории Республики Мордовия. Статья 73. Глава Республики Мордовия обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лишении Главы Республики Мордовия неприкосновенности решается по основаниям и в порядке, предусмотренном конституционным законом Республики Мордовия. Статья 74. 1. Глава Республики Мордовия приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой Республики Мордовия. В случае невозможности созыва Государственного Собрания Республики Мордовия для принесения Главой Республики Мордовия присяги, Глава Республики Мордовия приступает к исполнению полномочий по истечении месячного срока со дня официального опубликования итогов избрания Главы Республики Мордовия. 2. Глава Республики Мордовия прекращает исполнение полномочий досрочно в случаях: 1) добровольной отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаемой заключением медицинской комиссии, которая формируется Государственным Собранием Республики Мордовия; 3) отрешения от должности. Статья 75. 1. Глава Республики Мордовия имеет право добровольной отставки. в этом случае он направляет соответствующее заявление в Государственное Собрание Республики Мордовия. Полномочия Главы Республики Мордовия прекращаются с указанной им в заявлении даты. 2. В случае стойкой неспособности Главы Республики Мордовия по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, вопрос о досрочном прекращении его полномочий решается Государственным Собранием Республики Мордовия. Полномочия Главы Республики Мордовия досрочно прекращаются, если за это проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия. Статья 76. Глава Республики Мордовия может быть отрешен Государственным Собранием Республики Мордовия от должности в случае неоднократных нарушений Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Мордовия, подтвержденных соответствующими решениями Конституционного Суда Российской Федерации, а также в случае вынесения в отношении него обвинительного приговора, вступившего в законную силу. Глава Республики Мордовия считается отрешенным от должности, если за это проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия. Статья 77. 1. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Республики Мордовия, а также в случае его смерти, полномочия Главы Республики Мордовия временно выполняет Председатель Правительства Республики Мордовия. Исполняющий обязанности Главы Республики Мордовия не имеет права распускать Государственное Собрание Республики Мордовия, вносить в Государственное Собрание предложения об изменении Конституции Республики Мордовия, назначать на должность заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Мордовия, а также не вправе освобождать их от должности без согласия государственного собрания Республики Мордовия. 2. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Республики Мордовия, либо в случае его смерти в течение трех месяцев после указанных событий производится избрание нового Главы Республики Мордовия. Глава 5. Государственное Собрание Республики Мордовия Статья 78. Государственное Собрание Республики Мордовия является высшим представительным и законодательным органом власти Республики Мордовия. Статья 79. Государственное Собрание Республики Мордовия состоит из 75 депутатов, работающих, как правило, на непостоянной основе. Статья 80. 1. Государственное Собрание Республики Мордовия избирается сроком на четыре года. 2. Порядок выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия устанавливается законом Республики Мордовия. Статья 81. 1. Депутатом Государственного Собрания Республики Мордовия может быть избран гражданин Республики Мордовия, не моложе 21 года и обладающий избирательным правом. 2. Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия не может быть депутатом иных представительных органов власти, судьей, руководителем органа исполнительной власти или его заместителем. З. Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 82. 1. Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия на территории Республики Мордовия не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме предусмотренных законом случаев задержания на месте преступления. Личный досмотр депутата, его жилища и имущества, досмотр используемых им транспортных средств допускается лишь в предусмотренных законом случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается Государственным Собранием Республики Мордовия по представлению прокурора Республики Мордовия в месячный срок на основании заключения комиссии Государственного Собрания Республики Мордовия, образуемой для данного случая. Статья 83. 1. Государственное Собрание Республики Мордовия собирается на свою первую сессию на двадцатый день после избрания не менее двух третей от общего числа депутатов. 2. Первую сессию Государственного Собрания Республики Мордовия до избрания его Председателя открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия. 3. С момента начала работы Государственного Собрания Республики Мордовия нового созыва полномочия Государственного Собрания Республики Мордовия прежнего созыва прекращаются. Статья 84. К ведению Государственного Собрания Республики Мордовия относятся: 1) внесение изменений в Конституцию Республики Мордовия; 2) обеспечение соответствия Конституции Республики Мордовия и законов Республики Мордовия Конституции Российской Федерации и федеральным законам; 3) осуществление законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; 4) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации; 5) контроль за исполнением законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия; 6) правовое регулирование по вопросам ведения Республики Мордовия, а также по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и Республики Мордовия, включая принятие законов и иных нормативных актов; 7) толкование Конституции Республики Мордовия и законов Республики Мордовия; 8) правовое регулирование вопросов владения, пользования, распоряжения и управления объектами, находящимися в собственности Республики Мордовия; 9) установление порядка организации, формирования и деятельности республиканских органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления в пределах своей компетенции; 10) установление налогов, сборов, пошлин, тарифов, ставок, платежей - в случаях, когда это отнесено федеральными законами к ведению субъектов Российской Федерации; 11) утверждение по представлению Председателя Правительства Республики Мордовия бюджета Республики Мордовия, его изменений и отчета о его исполнении; 12) осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Мордовия; 13) утверждение по представлению Председателя Правительства Республики Мордовия прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия; 14) утверждение по представлению Правительства Республики Мордовия социально-экономических программ Республики Мордовия; 15) утверждение членов Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия; 16) назначение выборов Главы Республики Мордовия; 17) назначение референдума Республики Мордовия; 18) отклонение требования Главы Республики Мордовия об обязательном проведении референдума Республики Мордовия большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия; 19) решение вопроса о признании полномочий депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия; 20) избрание Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия, его заместителей и освобождение их от должности; 21) избрание Совета Государственного Собрания Республики Мордовия и внесение в его состав изменений; 22) образование комитетов и комиссий Государственного Собрания Республики Мордовия и избрание депутатов в их состав; 23) избрание председателей комитетов и комиссий Государственного Собрания Республики Мордовия и освобождение их от должности; 24) решение вопросов о лишении депутата Государственного Собрания Республики Мордовия неприкосновенности, о досрочном прекращении депутатских полномочий в соответствии с законом Республики Мордовия о статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия; 25) решение вопроса о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания Республики Мордовия; 26) согласование по представлению Главы Республики Мордовия структуры Правительства Республики Мордовия; 27) согласование по представлению Главы Республики Мордовия образования и упразднения министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Мордовия; 28) согласование по представлению Главы Республики Мордовия кандидатуры для назначения на должность Председателя Правительства Республики Мордовия; 29) согласование по представлению Главы Республики Мордовия кандидатур для назначения на должности заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Мордовия; 30) ратификация договоров и иных соглашений, заключенных Правительством Республики Мордовия и влекущих возникновение обязательств Республики Мордовия в порядке, установленном законом Республики Мордовия; 31) решение вопроса об отставке Правительства Республики Мордовия или его членов; 32) решение вопроса о досрочном прекращении полномочий Главы Республики Мордовия в случае стойкой неспособности Главы Республики Мордовия по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 33) отрешение Главы Республики Мордовия от должности; 34) согласование представленной Генеральным прокурором Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность прокурора Республики Мордовия; 35) назначение и освобождение от должности председателей и заместителей председателей Верховного Суда Республики Мордовия и районных (городских) народных судов Республики Мордовия; 36) избрание судей Верховного Суда Республики Мордовия, судей районных (городских) народных судов Республики Мордовия, а также народных заседателей Верховного Суда Республики Мордовия; 37) согласование назначения на должность судей федеральных судов; 38) регулирование административно-территориального устройства Республики Мордовия; 39) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Мордовия; 40) учреждение государственных наград Республики Мордовия, установление почетных званий Республики Мордовия; 41) осуществление иных полномочий, возложенных на Государственное Собрание Республики Мордовия Конституцией Республики Мордовия, федеральными законами и законами Республики Мордовия. Статья 85. 1. Государственное Собрание Республики Мордовия избирает из своего состава Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия и заместителей Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия. 2. Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия: 1) председательствует на заседаниях Государственного Собрания Республики Мордовия и ведает его внутренним распорядком; 2) координирует работу комитетов и комиссий Государственного Собрания Республики Мордовия; З) подписывает акты, принятые Государственным Собранием Республики Мордовия (кроме законов); 4) представляет Государственному Собранию Республики Мордовия кандидатуры на должности заместителей Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия; 5) представляет Государственное Собрание Республики Мордовия внутри Республики Мордовия и за ее пределами; 6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами Республики Мордовия. 3. В случае отсутствия Председателя Государственного Собрания или невозможности осуществления им своих полномочий, а также по его уполномочию, функции Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия выполняет его заместитель. 4. Государственное Собрание Республики Мордовия вправе выразить недоверие Председателю Государственного Собрания Республики Мордовия или заместителям Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия, что влечет их отставку. Статья 86. 1. Совет Государственного Собрания Республики Мордовия является подотчетным Государственному Собранию Республики Мордовия органом, обеспечивающим организацию работы Государственного Собрания Республики Мордовия и осуществляющим другие полномочия, возложенные на него настоящей Конституцией и законами Республики Мордовия. 2. В состав Совета Государственного Собрания Республики Мордовия входят по должности Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия, заместители Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия. Статья 87. 1. К ведению Совета Государственного Собрания относятся: 1) созыв сессий Государственного Собрания Республики Мордовия; 2) подготовка заседаний Государственного Собрания Республики Мордовия; З) координация деятельности комитетов и комиссий Государственного Собрания Республики Мордовия; 4) оказание содействия депутатам Государственного Собрания Республики Мордовия в осуществлении ими своих полномочий; 5) осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия; 6) осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Мордовия; 7) осуществление иных полномочий, возложенных на Совет Государственного Собрания законами Республики Мордовия. 2. Совет Государственного Собрания Республики Мордовия в период между сессиями Государственного Собрания Республики Мордовия с последующим представлением на его утверждение может, в случае необходимости, исполнять отдельные функции Государственного Собрания по его уполномочию. Статья 88. Право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Мордовия принадлежит Главе Республики Мордовия, депутатам Государственного Собрания Республики Мордовия, Совету Государственного Собрания Республики Мордовия, комитетам и комиссиям Государственного Собрания Республики Мордовия, Правительству Республики Мордовия, представительным органам местного самоуправления, Прокурору Республики Мордовия. Право законодательной инициативы принадлежит также Республиканскому объединению профессиональных Союзов, Верховному Суду Республики Мордовия и Высшему Арбитражному Суду Республики Мордовия по вопросам их ведения. Статья 89. 1. Государственное Собрание Республики Мордовия по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления. 2. Государственное Собрание Республики Мордовия по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Мордовия, принимает конституционные законы Республики Мордовия. 3. Законы Республики Мордовия, постановления Государственного Собрания Республики Мордовия, а также иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Мордовия, не должны противоречить Конституции Республики Мордовия и конституционным законам Республики Мордовия. 4. Конституционные законы Республики Мордовия принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия. 5. Законы Республики Мордовия и постановления Государственного Собрания Республики Мордовия принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Мордовия. 6. Изменение в закон Республики Мордовия вносится законом Республики Мордовия, изменение в конституционный закон Республики Мордовия вносится конституционным законом Республики Мордовия. 7. Решение по процедурным вопросам принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании сессии Государственного Собрания Республики Мордовия, если иное не предусмотрено законом Республики Мордовия. Статья 90. 1. Принятый Государственным Собранием Республики Мордовия закон в течение пяти дней направляется Главе Республики Мордовия для подписания и обнародования. 2. Глава Республики Мордовия в течение десяти дней подписывает закон Республики Мордовия и обнародует его. 3. Если Глава Республики Мордовия в течение десяти дней с момента поступления закона Республики Мордовия отклонит его, то Государственное Собрание Республики Мордовия в установленном порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон Республики Мордовия будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия, он подлежит подписанию Главой Республики Мордовия в течение пяти дней и обнародованию. 4. Глава Республики Мордовия в течение пяти дней подписывает законы о внесении изменений в Конституцию Республики Мордовия и конституционные законы Республики Мордовия и обнародует их. 5. В случае неподписания Главой Республики Мордовия принятого Государственным Собранием Республики Мордовия закона в течение отведенного для этого срока, данный закон подписывает и обнародует Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия. Статья 91. Порядок деятельности Государственного Собрания Республики Мордовия определяется законом Республики Мордовия. Статья 92. 1. Полномочия Государственного Собрания Республики Мордовия могут быть прекращены досрочно по решению Государственного Собрания Республики Мордовия о самороспуске либо Главой Республики Мордовия в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией. 2. Решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания Республики Мордовия в связи с самороспуском принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия. З. В случае принятия Государственным Собранием Республики Мордовия решения о досрочном прекращении полномочий в течение трех месяцев со дня принятия такого решения проводятся выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия нового созыва. При этом полномочия депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия прекращаются с момента начала работы Государственного Собрания Республики Мордовия нового созыва. Глава 6. Правительство Республики Мордовия Статья 93. Правительство Республики Мордовия является высшим органом исполнительной власти Республики Мордовия. Правительство Республики Мордовия подотчетно Государственному Собранию Республики Мордовия и Главе Республики Мордовия. Статья 94. 1. Правительство Республики Мордовия состоит из Председателя Правительства Республики Мордовия, заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия, министров, председателей государственных комитетов, руководителей ведомств. 2. Структуру Правительства Республики Мордовия утверждает Глава Республики Мордовия по представлению Председателя Правительства Республики Мордовия и согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия. Статья 95. 1. Председатель Правительства Республики Мордовия назначается Главой Республики Мордовия по согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия. 2. Заместители Председателя Правительства Республики Мордовия, министры, председатели государственных комитетов, руководители ведомств Республики Мордовия назначаются Главой Республики Мордовия по представлению Председателя Правительства Республики Мордовия и согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия. Статья 96. Председатель Правительства Республики Мордовия возглавляет Правительство Республики Мордовия, определяет основные направления его деятельности и организует его работу. Статья 97. Постоянно действующим органом Правительства Республики Мордовия является Президиум Правительства Республики Мордовия. Статья 98. 1. Правительство Республики Мордовия правомочно осуществлять полномочия, отнесенные к ведению Республики Мордовия, не входящие в компетенцию Главы Республики Мордовия и Государственного Собрания Республики Мордовия. 2. Правительство Республики Мордовия: 1) разрабатывает и представляет в Государственное Собрание Республики Мордовия бюджет Республики Мордовия и обеспечивает его исполнение; представляет Государственному Собранию Республики Мордовия отчет об исполнении бюджета Республики Мордовия; 2) разрабатывает и представляет в Государственное Собрание Республики Мордовия прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия, социально-экономические программы Республики Мордовия; З) обеспечивает проведение в Республике Мордовия единой финансовой, кредитной и денежной политики; 4) обеспечивает проведение в Республике Мордовия единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 5) осуществляет управление собственностью Республики Мордовия; 6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 7) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Мордовия, федеральными законами и законами Республики Мордовия, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Полномочия и порядок деятельности Правительства Республики Мордовия определяются конституционным законом Республики Мордовия. Статья 99. 1. В пределах своих полномочий Правительство Республики Мордовия издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 2. Постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия обязательны к исполнению на всей территории Республики Мордовия. Статья 100. Правительство Республики Мордовия не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Государственным Собранием Республики Мордовия. Статья 101. Перед вновь избранным Главой Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия слагает свои полномочия, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования Правительства Республики Мордовия нового состава. Статья 102. 1. Правительство Республики Мордовия и его члены имеют право добровольной отставки. 2. Добровольная отставка Председателя Правительства Республики Мордовия влечет отставку Правительства Республики Мордовия в полном составе. В этом случае решение об отставке Правительства Республики Мордовия принимает Глава Республики Мордовия. 3. Глава Республики Мордовия вправе принять решение об отставке Правительства Республики Мордовия или его членов по собственной инициативе. 4. Государственное Собрание Республики Мордовия вправе принять решение об отставке Правительства Республики Мордовия или его членов. Решение об отставке Правительства Республики Мордовия принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия. Решение об отставке члена Правительства Республики Мордовия принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия. Решение об отставке Правительства Республики Мордовия или члена Правительства Республики Мордовия не может быть принято Государственным Собранием Республики Мордовия за шесть месяцев до истечения срока полномочий Главы Республики Мордовия, в течение шести месяцев после вступления в должность Главы Республики Мордовия, а также за шесть месяцев до истечения срока полномочий Государственного Собрания Республики Мордовия данного созыва. 5. В случае отставки Правительство Республики Мордовия по поручению Главы Республики Мордовия продолжает действовать до сформирования нового Правительства Республики Мордовия. Статья 103. 1. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Республики Мордовия вносится в Государственное Собрание Республики Мордовия не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Главы Республики Мордовия или после отставки Правительства Республики Мордовия либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственным Собранием Республики Мордовия. 2. Государственное Собрание Республики Мордовия рассматривает представленную Главой Республики Мордовия кандидатуру Председателя Правительства Республики Мордовия в течение двух недель со дня внесения предложения о кандидатуре. 3. В случае, если предложенная Главой Республики Мордовия кандидатура Председателя Правительства Республики Мордовия не набрала необходимого для согласования числа голосов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия, Глава Республики Мордовия в срок, указанный в части первой настоящей статьи, вносит в Государственное Собрание Республики Мордовия предложение о новой кандидатуре Председателя Правительства Республики Мордовия. Одна и та же кандидатура может предлагаться не более двух раз. 4. Предложения о кандидатурах членов Правительства Республики Мордовия вносятся в Государственное Собрание Республики Мордовия не позднее двухнедельного срока после вступления в должность Председателя правительства Республики Мордовия или после отставки членов Правительства Республики Мордовия либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры члена Правительства Республики Мордовия Государственным Собранием Республики Мордовия. 5. Согласование кандидатур членов Правительства Республики Мордовия осуществляется в порядке и в сроки, установленные частями второй и третьей настоящей статьи для согласования кандидатуры Председателя Правительства Республики Мордовия. Глава 7. Судебная власть Статья 104. 1. Правосудие в Республике Мордовия осуществляется только судом. 2. Суды Республики Мордовия входят в судебную систему Российской Федерации, устанавливаемую Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. З. Суды Республики Мордовия отправляют правосудие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия и законами Республики Мордовия, принятыми по предметам ведения Республики Мордовия и в пределах полномочий Республики Мордовия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Глава 8. Прокуратура Статья 105. 1. Прокуратура Республики Мордовия входит в единую систему Прокуратуры Российской Федерации. 2. Прокурор Республики Мордовия назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия. 3. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики Мордовия определяются федеральным законом. Глава 9. Адвокат и нотариат Статья 106. Адвокатура в Республике Мордовия представляет собой независимое профессиональное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Организация и порядок деятельности адвокатуры регулируются федеральным законом и законом Республики Мордовия. Статья 107. Нотариат в Республике Мордовия призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящей Конституцией защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства. Организация и порядок деятельности нотариата определяются федеральным законом и законом Республики Мордовия. Глава 10. Местное самоуправление Статья 108. 1. В Республике Мордовия гарантируется право на осуществление местного самоуправления, обеспечивающего самостоятельное решение населением вопросов местного значения. 2. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Статья 109. 1. Местное самоуправление осуществляется населением в границах сельских и городских населенных пунктов, а также на иных территориях, определяемых в соответствии с федеральным законом и законом Республики Мордовия. 2. Граница территории местного самоуправления не может быть изменена без учета мнения местного сообщества. Статья 110. 1. Структура и организационные формы местного самоуправления определяются местным сообществом в соответствии с федеральным законом и законом Республики Мордовия самостоятельно. 2. Для реализации функций местного самоуправления сообщество образует выборные и иные органы местного самоуправления, выбирает и назначает должностных лиц местного самоуправления и наделяет их соответствующими полномочиями. 3. Глава района (города) избирается представительным органом местного самоуправления из своего состава по предложению Главы Республики Мордовия. Статья 111. 1. Местное сообщество самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. 2. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законом. 3. Местному самоуправлению гарантируется компенсация недополученных доходов и дополнительных расходов местных бюджетов, возникших в результате реализации решений, принятых органами государственной власти. Статья 112. 1. Органы местного самоуправления наделяются законом всеми полномочиями, необходимыми для решения вопросов местного значения. 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Статья 113. Местное самоуправление в Республике Мордовия гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия и законом Республики Мордовия. Глава 11. Государственные символы и столица Республики Мордовия Статья 114. Республика Мордовия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн, выражающие государственность Республики Мордовия, многонациональность, самобытность и традиции народа Республики Мордовия. Статья 115. Государственный флаг, герб и гимн Республики Мордовия, их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционными законами Республики Мордовия. Статья 116. 1. Столицей Республики Мордовия является город Саранск. 2. Статус города Саранска, как столицы Республики Мордовия, определяется законом Республики Мордовия. Глава 12. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции Республики Мордовия Статья 117. Предложения о внесении изменений и пересмотре Конституции Республики Мордовия могут вносить Глава Республики Мордовия, группа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия, Совет Государственного Собрания Республики Мордовия, Правительство Республики Мордовия, представительные органы местного самоуправления Республики Мордовия. Статья 118. Изменения в Конституцию Республики Мордовия вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия либо по решению, принятому референдумом Республики Мордовия. Указанные решения оформляются в виде законов о внесении изменений в Конституцию Республики Мордовия. Статья 119. 1. В случае необходимости пересмотра Конституции Республики Мордовия проект новой Конституции Республики Мордовия принимается Конституционным Собранием Республики Мордовия большинством голосов не менее двух третей от числа присутствующих членов Конституционного Собрания Республики Мордовия. 2. Состав, порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания Республики Мордовия, а также порядок разработки и принятия новой Конституции Республики Мордовия определяются конституционным законом Республики Мордовия. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Конституция Республики Мордовия вступает в силу со дня официального ее опубликования. Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Республики Мордовия, принятой 30 мая 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями, и Закона Республики Мордовия "Об органах государственной власти Республики Мордовия", принятого 15 февраля 1994 года, с последующими изменениями и дополнениями за исключением статей 12-2 - 12-3 указанного Закона. 2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Республики Мордовия до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Мордовия. З. Положение части второй статьи 21 вступает в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального закона. 4. Закон Республики Мордовия "О референдуме Республики Мордовия" от 27 июля 1995 года со дня вступления в силу Конституции Республики Мордовия становится Конституционным законом Республики Мордовия". 5. Выборы в органы государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления Республики Мордовия совмещаются, как правило, с выборами в органы государственной власти Российской Федерации. 6. Избрание первого Главы Республики Мордовия осуществляется Конституционным Собранием Республики Мордовия, полномочия, порядок формирования и деятельности которого установлены законом Республики Мордовия "О Конституционном Собрании Республики Мордовия" от 27 июля 1995 года. 7. Полномочия Государственного Собрания Республики Мордовия, избранного в соответствии с Законом Республики Мордовия "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия" от 17 февраля 1994 года, прекращаются с момента начала работы Государственного Собрания Республики Мордовия второго созыва. 8. После вступления в силу настоящей Конституции судьи всех судов Республики Мордовия сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, если иное не установлено федеральным законом. 9. Органы местного самоуправления, избранные в соответствии с Законом Республики Мордовия "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Мордовия" от 8 сентября 1994 года и Законом Республики Мордовия "О выборах главы местного самоуправления" от 8 сентября 1994 года, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. 10. Пункт 15 статьи 70, часть третья статьи 110 вступают в силу в сроки, устанавливаемые законом Республики Мордовия, но не ранее истечения срока полномочий глав местного самоуправления районов и городов республиканского значения, избранных в соответствии с Законом Республики Мордовия "О выборах главы местного самоуправления" от 8 сентября 1994 года. 11. Полномочия Государственного Собрания Республики Мордовия первого созыва, представительных органов местного самоуправления и глав местного самоуправления могут быть продлены референдумом Республики Мордовия. 12. Депутат Государственного Собрания Республики Мордовия первого созыва может одновременно являться руководителем органа исполнительной власти или его заместителем. 1З. Аппарат Главы Республики Мордовия формируется в пределах и за счет существующей на день избрания первого Главы Республики Мордовия численности работников органов исполнительной и законодательной власти Республики Мордовия, финансирование содержания которых осуществляется за счет бюджета Республики Мордовия. Указанная численность не может быть увеличена в течение последующих пяти лет. Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия Н.И.МЕРКУШКИН |