КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1О ИЮНЯ 1996 ГОДА) (В ред. - Законов Республики Саха (Якутия) от 26.01.94г. N 1-I, от 20.04.94г. N 5-I) Мы, многонациональный народ Республики Саха (Якутия), основываясь на Декларации о государственном суверенитете республики, считая республику субъектом Российской Федерации, реализуя право на самоопределение, уважая вклад предшествующих поколений в развитие республики, исходя их высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями, признавая принципы демократического общества, выражая интересы и волю всех граждан республики к свободе, равенству, миру и прогрессу, заботясь о сохранении и самобытном развитии народа республики, принимаем настоящую Конституцию и считаем ее впредь Основным Законом нашего суверенного государства. РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 1. Республика Саха (Якутия) является суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение. Носителем суверенитета и источником государственной власти в республике является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не может присвоить себе право осуществления государственной власти. Народ выражает свою суверенную волю через представительные органы или непосредственно. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 2. Государство имеет основной целью и задачей создание условий для материального благосостояния и духовного развития народа, равных возможностей всем гражданам. Статья 3. Государственная власть в Республике Саха (Якутия) действует в соответствии с принципом разделения и равновесия законодательной, исполнительной, судебной властей, а также разграничения полномочий республиканских и местных органов власти. Государство осуществляет свою деятельность на принципах демократии, социальной справедливости, на основе сочетания и гармонии общечеловеческих и национальных ценностей. Статья 4. Демократия в Республике Саха (Якутия) осуществляется на основе политического плюрализма и законности. Общественные объединения создаются и действуют в рамках Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия), уважая суверенитет республики и общепризнанные принципы демократического государства. Деятельность по разжиганию расовой, национальной и религиозной вражды и ненависти, призывы к насилию и насильственному ниспровержению конституционного строя республики преследуются по закону. Статья 5. Земля, недра и их богатства, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, воздушное пространство, континентальный шельф на территории Республики Саха (Якутия) являются ее собственностью и неотъемлемым достоянием народа Республика Саха (Якутия). Статья 6. Государство обеспечивает защиту экологических интересов общества в хозяйственной, промышленной и иной деятельности. Территория Республики Саха (Якутия) является свободной от производства, размещения, хранения, использования, испытания ядерного, химического, бактериологического и иных видов оружия массового поражения, их промышленных отходов. Статья 7. Настоящая Конституция устанавливает основы гражданского общества и государственного устройства Республики Саха (Якутия), обладает верховенством на территории республики и ее нормы имеют прямое действие. Государственные органы, любые предприятия, учреждения и общественные организации на территории республики, независимо от форм собственности и их подчиненности, обязаны соблюдать Конституцию Республики Саха (Якутия) и действовать на ее основе. Статья 8. Республика Саха (Якутия), реализуя принципы добровольности и равноправия, на основе Федеративного договора является субъектом Российской Федерации как федеративного государства. Законы Российской Федерации, принятые в соответствии с полномочиями, добровольно переданными в ее ведение, имеют высшую юридическую силу на территории Республики Саха (Якутия). Статья 9. Республика Саха (Якутия) является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей. Республика вправе устанавливать торговые и иные отношения с другими государствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций. РАЗДЕЛ II. ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Статья 10. Республика Саха (Якутия) уважает и защищает права и свободы человека и гражданина. Государство гарантирует каждому защиту от посягательства на его личность. Статья 11. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины. Супруги равноправны в семейных отношениях. Государство создает систему гарантий защиты и охраны здоровья женщины и ребенка. Воспитание в семье и обществе имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры. Статья 12. Республика Саха (Якутия) имеет свое гражданство. Гражданин Республики Саха (Якутия) является гражданином Российской Федерации. Гражданином республики может быть человек по рождению или человек, постоянно проживающий на территории Республики Саха (Якутия), изъявивший на это желание и признающий Конституцию Республики Саха (Якутия). Основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве Республики Саха (Якутия). Статья 13. Государство гарантирует свободу убеждений, свободу слова и информационного обмена, свободу совести, вероисповедания. Преследование за убеждения не допускается. Не допускается цензура и монополизация средств массовой информации. Гарантируется свобода собраний, ассоциаций, объединений, действующих в соответствии с законом. Граждане имеют право объединяться в политические партии и общественные организации, участвовать в массовых движениях в порядке, установленном законом. Статья 14. Гражданин имеет право участвовать в управлении делами общества и государства, в обсуждении законов и решений общефедеративного и местного значения, в референдумах, избирать и быть избранным в органы народовластия. Статья 15. Граждане и лица, не являющиеся гражданами республики и находящиеся на ее территории, равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, возраста, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и вида занятий, места жительства и других обстоятельств. Статья 16. Никто не может быть подвергнут задержанию и заключению под стажу вне порядка, установленного законом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, вступившему в законную силу. Каждому гарантируется судебная защита. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга и близких родственников. Статья 17. Каждый имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства. Ограничения устанавливаются только законом. Статья 18. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Право граждан на труд не исключает права на свободную занятость. Каждый имеет право на свободный выбор рода занятий, профессии в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. Государство устанавливает единые для граждан гарантии в области охраны труда. Статья 19. Каждому гарантируется свобода художественного, научного и технического творчества. Авторские права и интеллектуальная собственность охраняется законом. Статья 20. Каждый человек вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Неприкосновенность собственности и право ее наследования гарантируются законом. Статья 21. Каждый имеет право на отдых, ежегодное получение отпусков, пользование днями еженедельного отдыха в соответствии с законом. Статья 22. Гражданин республики имеет право на образование и получение бесплатного основного среднего, профессионального, высшего образования в государственных учебных заведениях республики. Лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, государство обеспечивает бесплатное обучение и профессиональную подготовку через специальные учебные заведения. Статья 23. Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, рождения ребенка, полной или частичной утраты трудоспособности, безработицы, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. Статья 24. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Неприкосновенность жилища охраняется законом. Статья 25. Каждый имеет право на охрану здоровья, на бесплатное медицинское обслуживание в государственных учреждениях здравоохранения, организация которых осуществляется с учетом специфики жизни на Севере. Государство финансирует, поддерживает и поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта. Статья 26. Граждане обязаны проходить военную службу в порядке, установленным законом Российской Федерации. Гражданин имеет право нести военную службу, в том числе и альтернативную гражданскую службу преимущественно на территории республики, согласно законам Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Статья 27. Для представителей малочисленных народов Севера военная служба по их желанию заменяется альтернативной гражданской службой, согласно законам Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Статья 28. Каждый человек имеет право на возмещение морального и материального ущерба, причиненного ему незаконными действиями государства и его органов, общественных организаций, средств массовой информации, а также должностных и частных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Статья 29. Граждане Республики Саха (Якутия) и лица, находящиеся на территории республики, не являющиеся ее гражданами, обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Саха (Якутия). Статья 30. В интересах охраны государственной или общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законом. Статья 31. Осуществление прав и свобод человека и гражданина неотделимо от исполнения ими своих обязанностей. Статья 32. Каждый обязан уважать права и законные интересы других лиц. Каждый обязан уважать самобытную культуру, обычаи, традиционный образ жизни народа республики, содействовать его возрождению, сохранению и развитию. Каждый обязан заботиться о сохранении жизни и здоровья своих сограждан, уважать нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений, сложившиеся в условиях Севера. Пренебрежение и оскорбление национального достоинства осуждаются в установленном законом порядке. Статья 33. Каждый обязан беречь и охранять природу, рационально использовать ее ресурсы, соблюдать природоохранные нормы. Каждый обязан заботиться о сохранении документальных и исторических памятников и иных объектов, имеющих культурную ценность. Статья 34. Каждый обязан заботиться о воспитании своих детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить их достойными членами общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Статья 35. Перечень прав и свобод человека и гражданина, содержащийся в Конституции Республики Саха (Якутия), не является исчерпывающим, не умаляет иных прав и свобод и может быть расширен законом. РАЗДЕЛ III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС, АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 36. Республика Саха (Якутия), являясь субъектом Российской Федерации, выражает интересы всех своих граждан. Народ Республики Саха (Якутия) на основе свободного волеизъявления ее граждан сохраняет за собой право на самоопределение. Статья 37. Республика Саха (Якутия) обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением тех полномочий, которые ею делегируются добровольно, на основе договора, в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации и осуществляются с ее участием. Статья 38. Исключительному ведению Республики Саха (Якутия) в лице ее высших органов государственной власти подлежат: - принятые Конституции Республики Саха (Якутия), внесение в нее изменений и дополнений; - государственное устройство, территория и статус Республики Саха (Якутия); - защита суверенитета республики и контроль за соблюдением Конституции республики; - законодательство республики; - определение и проведение социально-экономической, демографической и народонаселенческой политики; - формирование валютного фонда; - формирование и утверждение государственного бюджета, установление республиканских и местных налогов, контроль за деятельностью финансово-кредитных учреждений, образование в составе республиканского бюджета целевых фондов, в том числе фондов социальной защиты и развития малочисленных народов Севера; - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера республики; - установление отношений собственности, порядка владения, пользования и распоряжения замлей, недрами, лесами и водами, охраны окружающей среды; - руководство промышленностью, агропромышленным комплексом, жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, капитальным, жилищным строительством и благоустройством населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом; - руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями республики, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана документального наследия, памятников истории и культуры; - образование органов государственной власти и управления, судов, прокуратуры, финансово-кредитных учреждений; - установление и регулирование внешнеэкономических, а также научных и культурных связей с зарубежными странами; - представительство республики в международных организациях; - заключение Федеративного договора, межпарламентских и межправительственных договоров и соглашений; - другие вопросы, отнесенные Конституцией республики к ведению государственных органов республики. Статья 39. Республика Саха (Якутия) часть принадлежащих ей суверенных прав добровольно и на основе Федерального договора передает на определенный срок в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В договоре Республики Саха (Якутия) с Российской Федерацией устанавливается перечень их совместных полномочий. Статья 40. Республики Саха (Якутия) участвует в осуществлении переданных полномочий на основе договора, а также специальных процедур согласования решений и их исполнения. Вопросы, отнесенные к совместной компетенции, решаются путем согласования, специальных соглашений между соответствующими органами власти и управления Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Статья 41. Законы Республики Саха (Якутия) обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые делегированы ею в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Законы Российской Федерации, принятые по вопросам, отнесенным к совместным полномочиям, вступают в силу на территории Республики Саха (Якутия) после ратификации их Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Республика Саха (Якутия) вправе приостановить на своей территории действие законов и иных актов Российской Федерации или опротестовать их в порядке, установленном договором, если они нарушают Федеративный договор, противоречат Конституции или законам Республики Саха (Якутия). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 42. Республика Саха (Якутия) гарантирует сохранение и возрождение коренных народов республики, а также русских и других старожилов. Республика, уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов и малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права: - на владение и пользование в соответствии с законом землей и ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничье-рыбопромысловыми угодьями; - на организацию социально и медицинской программ с учетом экологических особенностей среды обитания, хозяйствования и этнической специфики организма человека; - на защиту от любой формы насильственной ассимиляции и этноцида, а также посягательства на этническую самобытность, на исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры. Порядок и условия реализации прав малочисленных народов Севера, не предусмотренных настоящей Конституцией, определяются законом. Статья 43. На территории компактного проживания представителей малочисленных народов Севера по волеизъявлению населения могут быть созданы национальные административно-территориальные образования. Статус этих образований определяется законом республики. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 44. Территория Республики Саха (Якутия) принадлежит многонациональному народу республики и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов. Территория республики в пределах существующих границ на момент принятия настоящей Конституции целостна и неделима. Статья 45. Республика Саха (Якутия) самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство. Изменение административно-территориального устройства республики осуществляется Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с согласия местных представительных органов государственной власти. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 46. Государственными языками Республики Саха (Якутия) являются язык саха и русский язык. Языки народов Севера республики являются официальными в местах их компактного проживания. РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 47. Республика Саха (Якутия) в лице ее высших органов государственной власти является правомочным представителем народа и выражает его волю. Государственные органы и должностные лица ответственны перед гражданином и обществом. Статья 48. На территории республики не допускаются действия властных структур, не относящихся к ее юрисдикции как несовместимых с суверенитетом Республики Саха (Якутия). Статья 49. Государство обязано: - обеспечивать суверенитет и территориальную целостность Республики Саха (Якутия); - защищать и гарантировать права человека и гражданина республики; - соблюдать конституционный строй и законность, обеспечивать правопорядок; - разрабатывать и осуществлять политику, направленную на экономический прогресс, развитие свободной хозяйственной инициативы, обеспечение социальной защиты граждан; - регулировать взаимодействие общества и природы в целях сохранения и обеспечения благоприятной среды обитания человека; - охранять суверенные права народа, обеспечивать сохранение и развитие родного языка, национальных культур и самобытности. Статья 50. Высшими органами государственной власти в Республике Саха (Якутия) являются: Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); Президент Республики Саха (Якутия); Конституционный суд Республики Саха (Якутия); Верховный суд Республики Саха (Якутия). В соответствии с принципом разделения властей эти органы функционируют самостоятельно. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 1-I от 26.01.94г.) ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 51. Высшим представительным, законодательным и контрольным органом Республики Саха (Якутия) является Государственное Собрание (Ил Тумэн) - парламент республики. Государственное Собрание (Ил Тумэн) состоит из двух палат - Палаты Республики и Палаты Представителей. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 52. Государственное Собрание (Ил Тумэн) избирается сроком на 5 лет. Порядок выборов определяется законом. Депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) может быть избран гражданин Республики Саха (Якутия), достигший 21 года и обладающий избирательным правом. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 53. Порядок деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) и его палат устанавливается конституционным законом Республики Саха (Якутия) и регламентами. Заседания палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) проводятся раздельно. Совместные заседания проводятся в случаях: - оглашения посланий Президента Республики Саха (Якутия); - заслушивания отчета Правительства Республики Саха (Якутия); - заслушивания послания Конституционного суда Республики Саха (Якутия); - принятия Конституции Республики Саха (Якутия), Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия); - назначения республиканского референдума (всенародного голосования), выборов Президента Республики Саха (Якутия), депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) и местных органов государственной власти; - заслушивания иных вопросов, предусмотренных законом. На первое заседание палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) собираются по праву не позднее одного месяца после выборов при избрании не менее двух третей установленного состава каждой палаты. Полномочия избранных депутатов утверждаются Мандатной комиссией палаты. Полномочия палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) предыдущего созыва прекращаются с началом первого заседания соответствующей палаты нового созыва. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 54. Каждая палата Государственного Собрания (Ил Тумэн) на первом заседании из числа депутатов избирает Председателя палаты и его заместителя. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 55. Председателями палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) могут быть избраны граждане республики по рождению или прожившие в ней не менее 15 лет и свободно владеющие обоими государственными языками республики. Никто не может быть избран Председателем палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) более двух сроков подряд. Заместители председателей палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) исполняют обязанности председателей в случае их отсутствия, невозможности осуществления ими своих обязанностей и по поручению председателей исполняют отдельные их обязанности. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 56. Председатель Палаты Республики, Председатель Палаты Представителей ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 57. Палата Республики состоит из депутатов, избираемых по одномандатным округам от каждого улуса, города республиканского подчинения с территориями, входящими в его ведение. Палата Представителей состоит из депутатов, избираемых от территориальных округов в количестве, равном числу депутатов Палаты Республики. Депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) являются народными депутатами Республики Саха (Якутия). Основания и порядок отзыва депутатов регулируется законом Республики Саха (Якутия). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 58. К ведению Палаты Республики относятся: - рассмотрение и принятие конституционных законов Республики Саха (Якутия), государственного и республиканского бюджета, законов по вопросам финансового, валютного, кредитного регулирования, внесенных Палатой Представителей; - принятие решений по основным вопросам внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политики республики, утверждение перспективных государственных проектов и программ; - принятие решений по вопросам о доверии Правительству республики; - принятие отставки, отрешение от должности Президента Республики Саха (Якутия); - утверждение структуры органов государственного управления Республики Саха (Якутия); - избрание судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия), председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов Республики Саха (Якутия); - дача согласия Президенту Республики Саха (Якутия) на назначение и освобождение от должности Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и его заместителей, Председателя Национального банка, министра внутренних дел, министра финансов, министра внешних связей, директора Департамента пенсионной службы, начальника Государственной налоговой инспекции, директора Департамента налоговой полиции, председателя Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням; - дача согласия на назначение Прокурора Республики Саха (Якутия) Генеральным прокурором Российской Федерации, начальника службы контрразведки Федеральной службой контрразведки Российской Федерации; - утверждение в должности председателя Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по представлению Палаты Представителей; - утверждение состава Центральной избирательной комиссии по выборам; - изменение статуса и границ административно-территориальных единиц и населенных пунктов; - внесение предложений в Федеральное Собрание в порядке законодательной инициативы; - рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия); - контроль за исполнением государственного и республиканского бюджета, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней; - контроль за исполнением законов Республики Саха (Якутия); - иные полномочия, предусмотренные законом. По вопросам, отнесенным к ее ведению, палата принимает постановления. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 58-1. К ведению Палаты Представителей относятся: - разработка и принятие законов республики по вопросам ее ведения; - ратификация законов и актов Российской Федерации, отнесенных к совместному ведению; - ратификация и денонсация межгосударственных договоров и соглашений; - принятие решений по текущим вопросам внутренней и внешней политики, экономического, социального и культурного развития республики; - дача согласия на назначение и освобождение от должности министров и руководителей государственных комитетов, кроме должностных лиц, перечисленных в статье 58; - представление в Палату Республики на утверждение в должности председателя Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн); - избрание судей улусных (городских) народных судов, Верховного суда Республики Саха (Якутия), Высшего Арбитражного суда Республики Саха (Якутия); - принятие и утверждение решений о приостановлении действия законов Республики и Российской Федерации, постановлений, распоряжений и других актов Правительства, ведомств и предприятий республики, федеральных органов и ведомств, противоречащих Федеративному договору, Конституции и законам Республики Саха (Якутия), ограничивающих суверенитет Республики Саха (Якутия), ущемляющих права ее народа; - внесение предложений в Федеральное Собрание в порядке законодательной инициативы; - принятие решений по вопросам введения, приостановления и прекращения чрезвычайного положения на территории республики; - рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия); - контроль над расходной частью государственного, республиканского бюджетов, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней; - контроль за исполнением законов Республики Саха (Якутия); - толкование законов Республики Саха (Якутия); - иные полномочия, предусмотренные законом. По вопросам, отнесенным к ее введению, палата принимает постановления. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 59. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Саха (Якутия), депутатам Государственного Собрания (Ил Тумэн), постоянным комиссиям Палаты Республики, комитетам Палаты Представителей, Правительству Республики Саха (Якутия), республиканским органам политических партий и общественных объединений. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Саха (Якутия), Верховному суду, Высшему Арбитражному суду, Прокурору Республики Саха (Якутия) по вопросам их ведения. Рассмотрение и принятие законов Республики Саха (Якутия) регулируется Законом "О Государственном Собрании (Ил Тумэн)" и Регламентом. Принятый закон подписывается Председателем соответствующей палаты и направляется Президенту Республики Саха (Якутия). Если до истечения четырнадцати дней с момента поступления закона Президент не отклонит его, закон обнародуется и вступает в действие со дня опубликования. Если Президент Республики Саха (Якутия) в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то палата в установленном законом порядке вновь рассматривает данный закон. При повторном отклонении Президентом Республики Саха (Якутия) принятого палатой закона, он вносится на рассмотрение совместного заседания палат. Принятый на совместном заседании палат закон подписывается председателями палат Государственного Собрания (Ил Тумэн), обнародуется и вступает в действие со дня опубликования. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 60. Палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) из числа депутатов образуют постоянные комитеты или комиссии палаты. Постоянные комитеты и комиссии рассматривают проекты законов и иных актов, осуществляют контроль за исполнением законов, иных решений Государственного Собрания (Ил Тумэн). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 60-1. Контроль за исполнением законов, сохранностью государственной собственности осуществляет Контрольный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 61. Исключена. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 62. Исключена. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 63. Исключена. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 64. Статус народного депутата Республики Саха (Якутия) определяется законом. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 65. Президент Республики Саха (Якутия) является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти в республике. Президент Республики Саха (Якутия) выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения Конституции и законов Республики Саха (Якутия), а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств. Статья 66. Президентом Республики Саха (Якутия) может быть избран только гражданин республики по рождению, непрерывно проживший в ней не менее 15 лет, в возрасте не моложе 40 и не старше 60 лет, свободно владеющий обоими государственными языками республики и обладающий избирательным правом. Статья 67. Президент Республики Саха (Якутия) избирается гражданами республики всеобщими равными и прямыми выборами при тайном голосовании сроком на 5 лет. Никто не может быть избран на должность президента более двух раз. Статья 68. Кандидаты на должность Президента Республики Саха (Якутия) могут выдвигаться политическими партиями, общественными организациями и движениями, трудовыми коллективами и группами избирателей. Заявление о выдвижение кандидата на пост Президента Республики Саха (Якутия) должно быть поддержано избирателями не менее семи районов республики, от каждого из которых должно быть собрано не менее пяти процентов подписей от общего числа избирателей. Выборы Президента Республики Саха (Якутия) проводятся в порядке, устанавливаемом законом. Статья 69. Президент Республики Саха (Якутия) при вступлении в должность приносит в Верховном Совете Республики Саха (Якутия) на обоих государственных языках следующую присягу: "Клянусь своей честью и достоинством, что буду добросовестно исполнять обязанности Президента, соблюдать Конституцию и законы Республики Саха (Якутия), защищать ее суверенитет, уважать права человека и гражданина, защищать интересы многонационального народа Республики Саха (Якутия)". Статья 70. Президент Республики Саха (Якутия): - представляет Республику Саха (Якутия) в ее отношениях с Российской Федерацией, входящими в состав СНГ государствами, республиками, территориями, а также в международных отношениях; - обращаться с посланиями к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и обращениями к народу; - представляет Государственному Собранию (Ил Тумэн) республики проект бюджета республики; - с предварительного согласия Палаты Республики назначает Председателя Правительства, его заместителей, министра внутренних дел, министра финансов, министра внешних связей, председателя Национального банка, директора Департамента пенсионной службы, начальника Государственной налоговой инспекции, директора Департамента налоговой полиции, председателя Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням; - с предварительного согласия Палаты Представителей назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов; - осуществляет общее руководство деятельностью Правительства Республики Саха (Якутия); - обладает правом законодательной инициативы; - обладает правом в течение 14 дней отклонить закон, принятый палатой Государственного Собрания (Ил Тумэн), подписывает и обнародует в течение 14 дней закон, одобренный по результатам всенародного голосования (референдума); - информирует Государственное Собрание (Ил Тумэн) о важных вопросах внутренней и международной политики; - вправе участвовать в работе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); - возглавляет систему органов государственного управления Республики Саха (Якутия) и обеспечивает их взаимодействие с высшими органами государственной власти Республики Саха (Якутия); - принимает отставку Правительства Республики Саха (Якутия) в установленном законом порядке; - обеспечивает сохранность алмазного и валютного фондов, золотого запаса республики; - распоряжается средствами Президентского фонда; - участвует от имени Республики Саха (Якутия) в решении вопросов, предусмотренных Федеративным договором; - вправе отменять постановления и распоряжения Правительства республики, акты министерств и ведомств республики, других подведомственных ему органов, приостанавливать действие актов местной администрации в случае противоречия их Конституции Республики Саха (Якутия), законам Республики Саха (Якутия) и актам Президента Республики Саха (Якутия); - обращается в Конституционный суд республики с предложением дать заключение о соответствии Конституции и законам республики актов государственных органов и общественных организаций Российской Федерации, непосредственно затрагивающих интересы Республики Саха (Якутия); в случае ущемления интересов Республики Саха (Якутия) со стороны законодательных, исполнительных органов и должностных лиц Российской Федерации с учетом заключений Конституционного суда Республики Саха (Якутия) приостанавливает действие таких актов на территории Республики Саха (Якутия); - разрешает вопросы гражданства Республики Саха (Якутия); - награждает государственными наградами и присваивает почетные звания; - вводит чрезвычайное положение на территории Республики Саха (Якутия) или в ее отдельных регионах с последующим утверждением Палатой Представителей в трехдневный срок; - ведет переговоры, подписывает международные и межгосударственные договоры Республики Саха (Якутия); в рамках ратифицированного договора может заключать соглашения; - назначает торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях; - назначает с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн) полномочных представителей Республики Саха (Якутия) на переговорах с Российской Федерацией; - принимает решение о дислокации на территории Республики Саха (Якутия) воинских формирований, контролирует их передвижение и деятельность, определяет нарушения ими договорных обязательств; - определяет порядок образования территориальных воинских и иных формирований; - устанавливает факт нарушения государственного суверенитета республики и докладывает Государственному Собранию (Ил Тумэн) о принятых мерах; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Саха (Якутия). Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) большинством голосов от общего числа народных депутатов Республики Саха (Якутия) вправе потребовать от Президента Республики Саха (Якутия) внеочередного доклада на совместном заседании палат Государственного Собрания (Ил Тумэн). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 71. Президент Республики Саха (Якутия) не имеет права роспуска, либо приостановления деятельности палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) и местных представительных органов государственной власти. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 72. Полномочия Президента Республики Саха (Якутия) не могут быть использованы для изменения конституционного строя Республики Саха (Якутия). Статья 73. В осуществление своих полномочий Президент Республики Саха (Якутия) издает указы и распоряжения, обеспечивает их исполнение на всей территории республики. Статья 74. Президент Республики Саха (Якутия) может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции и законов Республики Саха (Якутия). Такое решение принимается Палатой Республики на основании заключения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) большинством в две трети голосов от общего числа депутатов палаты. Деятельность Президента, исходящая из интересов республики и ее народа, не может быть поставлена ему в вину. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 75. Одновременно с Президентом Республики Саха (Якутия) избирается вице-президент Республики Саха (Якутия) сроком на пять лет. Кандидатуру вице-президента определяет кандидат на пост Президента республики. Статья 76. Вице-президент Республики Саха (Якутия): - осуществляет координацию деятельности Администрации Президента; - обеспечивает связь Президента с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления; - обеспечивает Президента информацией о состоянии дел в республике; - организует взаимодействие органов финансово-экономического контроля; - осуществляет контроль за регистрацией прав граждан республики и представляет ежегодно отчет Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); - по поручению Президента исполняет часть его обязанностей; - в случае смерти, отставки Президента выполняет его полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента. Статья 77. Вице-президент Республики Саха (Якутия) отрешается от должности по тем же основаниям и в том же порядке, как и Президент. Статья 78. Президент и вице-президент Республики Саха (Якутия) получают за свою службу вознаграждение. Они не могут получать какое-либо другое вознаграждение от организаций, учреждений и частных лиц. Должности Президента и вице-президента несовместимы со статусом народных депутатов. Личности Президента и вице-президента неприкосновенны, их статус определяется законом. Статья 79. Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) руководит и организует работу Правительства. Статус Правительства определяется конституционным законом. Правительство республики издает постановления, распоряжения и иные подзаконные акты. Правительство республики слагает свои полномочия на первом заседании вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 80. Акты Правительства, принятые им в пределах своей компетенции, подлежат исполнению на всей территории республики. Статья 81. Правительство Республики Саха (Якутия) разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику, несет за ее реализацию всю полноту ответственности. Правительство ежегодно или по требованию Государственного Собрания (Ил Тумэн) представляет отчет о своей деятельности. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 82. Правительство, не получившее доверия Государственного Собрания (Ил Тумэн), уходит в отставку. Право внесения вопросов о доверии Правительству принадлежит Президенту и Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Правительство Республики Саха (Якутия) может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Республики Саха (Якутия). В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Саха (Якутия) по поручению Президента Республики Саха (Якутия) продолжает действовать до сформирования нового состава Правительства Республики Саха (Якутия). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 83. Государственные органы и служащие правительственных учреждений действуют на основе закона. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 84. В Республике Саха (Якутия) организация деятельности граждан для самостоятельного решения экономических, социально-культурных, экологических и других вопросов местного значения с учетом интересов населения, его национально-этнических и иных особенностей осуществляется через систему местных органов государственной власти и органы местного самоуправления. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 85. В улусах, городах, наслегах и поселках для осуществления государственной власти образуется местный представительный орган - улусное, городское, наслежное, сельское и поселковое собрание и соответствующий исполнительный орган - местная администрация. Депутаты улусного, городского, наслежного, сельского и поселкового собрания, а также главы соответствующей местной администрации избираются населением территории. Выборность предполагает возможность совмещения должностей руководителя органа местной представительной и исполнительной власти. В местностях компактного проживания представителей малочисленных народов Севера местные органы государственной власти могут быть образованы с учетом национально-этнических особенностей в порядке, установленном законом. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 86. Организация и деятельность местных органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется на началах: - реализации прав граждан в вопросах местного значения; - наделения представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления собственной компетенцией, экономической и финансовой самостоятельностью; - подотчетности органов местной администрации соответствующим представительным органам; - сочетания местных и государственных интересов; - взаимоответственности местных органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 87. Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Саха (Якутия), законодательными и иными актами республики. Порядок организации, структура и разграничения полномочий местных органов государственной власти устанавливаются конституционным законом Республики Саха (Якутия). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 88. Экономическую основу деятельности местных органов государственной власти и органов местного самоуправления составляют коммунальная собственность, местное хозяйство и местные финансовые ресурсы, а также владение землей, водами, лесами. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 89. Юридические и физические лица несут материальную и иную ответственность перед местными органами государственной власти и органами самоуправления за вред, причиненный ими местному хозяйству в порядке, установленном законодательством. Граждане вправе обжаловать в судебном порядке решения и действия местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 90. Органы местной власти: - владеют, пользуются и распоряжаются коммунальной собственностью в интересах населения; - руководят социально-культурным и жилищным строительством, развитием здравоохранения и народного образования, индустрии досуга, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, обеспечивают охрану памятников истории и культуры; - руководят подчиненными им органами, предприятиями, организациями, учреждениями и фондами; - решают, координируют и контролируют вопросы пользования местными природными ресурсами, охраны природы и защиты окружающей среды; обеспечивают рациональное распределение и эффективное использование земли, охотничьих угодий; - обеспечивают соблюдение и исполнение законодательства республики, охрану общественного и государственного порядка, осуществляют контроль за реализацией законодательства Республики Саха (Якутия), а также Российской Федерации, действующего на территории республики; - устанавливают экономические и налоговые отношения с органами государственного управления, территориями, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами; обеспечивают развитие различных форм собственности и хозяйствования; осуществляют защиту прав и интересов потребителя; - обеспечивают реализацию и защиту прав граждан, неприкосновенность их личности, жилища и собственности; - проводят местные референдумы в порядке, установленном законом. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 91. Местные представительные органы государственной власти принимают как нормативные, так и индивидуальные решения в пределах полномочий, определенных законодательством Республики Саха (Якутия). Решения местных представительных органов государственной власти обязательны для исполнения всеми расположенными на их территории предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности и порядка подчиненности, должностными лицами, гражданами, а также лицами без гражданства и иностранными гражданами. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 92. Местные органы государственной власти имеют право отменять акты нижестоящих органов государственной власти в случае несоответствия их законодательству Республики Саха (Якутия). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 93. Местный представительный орган государственной власти вправе выразить недоверие главе соответствующей местной администрации в установленном законом порядке. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 94. Местная администрация в пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности и порядка подчиненности, должностными лицами, гражданами, а также лицами без гражданства и иностранными гражданами. Местная администрация имеет право отменять решения и распоряжения нижестоящей администрации, в случае превышения ею своих полномочий. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 94-1. В Республике Саха (Якутия) признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется гражданами в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Установление и изменение границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, определяется с учетом мнения населения соответствующих территорий. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 94-2. Структура органов местного самоуправления определяется населением данной территории самостоятельно. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий действуют самостоятельно и не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются своей собственностью. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 95. Права местных органов государственной власти и органов местного самоуправления по заключению договоров, в том числе с нормативным содержанием, определяются законодательством Республики Саха (Якутия). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 96. Аппарат местной администрации формируется из граждан Республики Саха (Якутия) на конкурсной и контрактной основе. Статья 97. Контроль Правительства Республики Саха (Якутия) над органами местной администрации допускается в пределах, определенных законодательством. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ОХРАНА ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 98. Судебная власть в Республике Саха (Якутия) имеет своим назначением защиту ее конституционного строя, прав и свобод граждан, прав и интересов юридических лиц. Судебная власть в республике принадлежит судам. Правосудие в Республике Саха (Якутия) осуществляется только судом. Суды при осуществлении правосудия самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебная власть осуществляется в формах конституционного, уголовного и административного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 99. Судебную систему республики составляют: Конституционный суд Республики Саха (Якутия), Верховный суд Республики Саха (Якутия), Высший арбитражный суд Республики Саха (Якутия), улусные (городские) суды. Организация и порядок деятельности судов определяются Конституцией и законами республики. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 100. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) - высший орган судебной власти по защите конституционного строя республики. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) состоит из 7 судей. Председатель Конституционного суда избирается членами Конституционного суда сроком на 5 лет. Статья 101. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в интересах защиты конституционного строя республики: - дает толкование нормам Конституции Республики Саха (Якутия); - проверяет конституционность актов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (кроме законов, изменяющих Конституцию Республики Саха (Якутия), актов местных органов государственной власти; - проверяет конституционность актов Президента республики, Правительство республики, а также конституционность правоприменительной практики и принимает по ним соответствующие акты; - дает заключение о конституционности внутрифедеральных, международных договоров Республики Саха (Якутия), а также действующих на территории Республики Саха (Якутия) международных договоров, заключенных Российской Федерацией; - дает заключение о соответствии законов и иных нормативных актов Российской Федерации Федеративному договору и Конституции Российской Федерации; - представляет заключение о характере нарушений государственного суверенитета Республики Саха (Якутия) органами государственной власти и управления Российской Федерации; - участвует в разрешении конституционно-правовых споров между Республикой Саха (Якутия) и Российской Федерацией; - дает заключение о конституционности политических партий и их действий, о наличии оснований для отрешения от должности лиц государственных органов власти и управления, судей. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 102. Все решения и заключения Конституционного суда республики по вопросам, отнесенным к его ведению, являются окончательными, вступают в силу с момента провозглашения и обязательны на всей территории Республики Саха (Якутия). Порядок организации и деятельности Конституционного суда определяется Законом Республики Саха (Якутия). Статья 103. Верховный суд Республики Саха (Якутия) - высший орган судебной власти, осуществляемой в форме гражданского, уголовного и административного производства. Верховный суд Республики Саха (Якутия) осуществляет судебное производство по первой инстанции по делам гражданского и уголовного судопроизводства и судебный надзор за деятельностью улусных (городских) судов. Улусные (городские) суды образуются на началах выборности судей и народных заседателей из числа граждан Республики Саха (Якутия). Народные заседатели городских, районных судов и Верховного суда республики избираются на собраниях граждан по месту жительства или работы открытым голосованием сроком на 5 лет. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 104. Высший арбитражный суд Республики Саха (Якутия) осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской и хозяйственной деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений, либо из правоотношений в сфере управления. Статья 105. Граждане республики участвуют в отправлении правосудия в качестве судей и народных заседателей, общественных защитников и обвинителей. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 106. Судьи всех судов несменяемы. Полномочия судей прекращаются по достижении ими предельного возраста, по собственному желанию, в силу обвинительного приговора суда. Судьи не могут одновременно быть в составе органов государственной власти или управления, являться депутатами представительного органа государственной власти, состоять в политических партиях, осуществлять предпринимательскую деятельность и занимать какую-либо оплачиваемую должность, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 107. Судьи независимы и подчиняются только закону. Судьи Конституционного суда подчиняются только Конституции Республики Саха (Якутия). Неприкосновенность судей гарантируется законом. При рассмотрении конкретного дела, если суд усмотрит, что норма закона, которую надлежало применить, противоречит Конституции республики, он приостанавливает производство по делу и вносит в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) представление о проверке конституционности этой нормы. Статья 108. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом. Судопроизводство ведется на саха и русском языках. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство, обеспечивается осуществление их прав на родном языке. Судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности. Право на профессиональную юридическую помощь признается на любой стадии судопроизводства. В суде первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются коллегиально в составе судьи и народных заседателей. Составу народного суда, состоящему из профессиональных судей, подведомственны дела, отнесенные законом к его компетенции. В порядке, установленном законом, по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь, либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных - расширенной коллегией народных заседателей. Статья 109. Адвокатура есть самоуправляющаяся организация, созданная и действующая для защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, предприятий, объединений, организаций. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Республики Саха (Якутия). Порядок осуществления частной юридической практики регулируется законодательством республики. Статья 110. Прокурор Республики Саха (Якутия) и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор: - за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; - за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; - за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, прокурор осуществляет расследование преступлений. Прокурор Республики Саха (Якутия) назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн). Организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством Российской Федерации. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 111. Народные депутаты Республики Саха (Якутия), депутаты местных представительных органов государственной власти, главы местной администрации избираются населением сроком на 5 лет. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 112. Выборы проводятся по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего и прямого избирательного права и равного представительства при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании. В местах компактного проживания малочисленных народов Севера могут образовываться избирательные округа с меньшей численностью избирателей. Право избирать имеют граждане республики, достигшие 18 лет. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 113. Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, лица, в отношении которых вступил в силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения свободы. Статья 114. Порядок проведения выборов и отзыва депутатов, выборов глав местной администрации, а также порядок деятельности местных представительных органов государственной власти определяется законом Республики Саха (Якутия). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 115. Народные депутаты Республики Саха (Якутия) являются полномочными представителями народа. Гражданин республики может быть депутатом не более двух представительных органов власти. Несовместимость осуществления полномочий депутата представительных органов власти республики с занимаемой должностью определяется законом о выборах. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 116. Решения общественных организаций и иных объединений не имеют обязательной силы для народных депутатов, мэров, глав местной администрации, Президента Республики Саха (Якутия). РАЗДЕЛ V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 117. Экономическую основу Республики Саха (Якутия) составляют государственная, коллективная, частная и совместная собственность и различные формы хозяйствования. Собственники равны перед законом и пользуются одинаковой правовой защитой. Статус форм собственности, условия и порядок их возникновения и деятельности устанавливаются законодательством. Законом может быть установлено право Республики Саха (Якутия) на определенные виды объектов собственности и хозяйственной деятельности. Закон может признавать за республикой особые экономические права и требования. Статья 118. Право собственности неприкосновенно. Принудительное отчуждение имущества граждан и их объединений допускается по мотивам общественной необходимости в порядке, установленном законом, с предварительным и справедливым возмещением. Содержание и пределы наследования собственности устанавливаются законом. Статья 119. Недровые богатства не могут быть объектами собственности отдельных граждан и их объединений. Граждане вправе иметь земельный участок в пожизненном наследуемом владении, либо в пользовании для ведения сельскохозяйственного производства и предпринимательства. Статья 120. В целях рационального природопользования и обеспечения экономического развития лицензии и квоты на эксплуатацию местных природных ресурсов для внутренних нужд республики устанавливаются местными органами государственной власти, а для внереспубликанских поставок продукции - Правительством Республики Саха (Якутия). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 121. Основными источниками доходов трудоспособности населения республики являются свободный труд и собственность. Свобода предпринимательства признается и охраняется законом. Статья 122. Хозяйствующие субъекты самостоятельно организуют свою деятельность в условиях немонополизированного рынка и добросовестной конкуренции и несут ответственность за ее результаты. Статья 123. Предприятия любой формы собственности имеют право найма работников в соответствии с трудовым законодательством. Статья 124. Предприятия и организации вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Статья 125. Предприятия и организации, расположенные и действующие на территории республики, независимо от форм собственности и подчиненности, вносят налоги в установленном законом порядке. Статья 126. Государственное воздействие на экономику в интересах общества осуществляется через законодательное регулирование хозяйственной практики, финансовую и налоговую политику и экономическую деятельность государственных предприятий. Предприятиям гарантируется свобода договора. Статья 127. Финансовая самостоятельность республики обеспечивается системой республиканского и местных бюджетов, формируемых за счет налогов, обязательных платежей, в том числе платы за природные ресурсы, сборов и пошлин, дохода от государственного имущества, а также иных поступлений. Статья 128. Местные органы государственной власти республики всех уровней самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют бюджет без вмешательства вышестоящих органов. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 129. Республиканские государственные расходы производятся Правительством Республики Саха (Якутия) за счет бюджета республики. Статья 130. Бюджет Республики Саха (Якутия) утверждается законом до начала отчетного года. Государственное Собрание (Ил Тумэн) республики вправе принимать закон, осуществление которого требует дополнительных бюджетных расходов, с одновременным установлением способа покрытия этих расходов. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 131. Взносы Республики Саха (Якутия) в бюджет Российской Федерации определяются Государственным Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 132. Контроль за соблюдением налогового законодательства Республики Саха (Якутия) осуществляет Государственная налоговая инспекция республики. Государственная налоговая инспекция республики подотчетна Верховному Совету Республики Саха (Якутия). Статья 133. Основу банковской системы республики составляют Национальный банк Республики Саха (Якутия) и коммерческие банки. Национальный банк Республики Саха (Якутия) регулирует банковскую деятельность, совершает кредитно-денежные и иные операции. Статья 134. Валютный фонд республики образуется за счет реализации алмазов, золота и других видов продукции, а также различных отчислений, в том числе налога за использование невозобновляемых видов ресурсов. В республике создаются алмазный фонд, золотой запас и специальные финансовые фонды. РАЗДЕЛ VI. ВНЕШНИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 135. Республика устанавливает связи с другими государствами, их субъектами и территориями на основе своих полномочий. Статья 136. Никакой федеральный орган власти и управления, либо иное государственное образование не могут заключать договоры и соглашения от имени республики вне пределов делегированных полномочий. Статья 137. Внешнеэкономическая деятельность всех предприятий и организаций, находящихся на территории республики, регулируется ее законами. Статья 138. Республика самостоятельно устанавливает прямые экономические, торговые, культурные и иные отношения с зарубежными странами. Статья 139. Республика самостоятельно решает вопросы о членстве в региональных, международных организациях экономического, культурного и иного характера. РАЗДЕЛ VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА; СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Статья 140. Республика Саха (Якутия) имеет свой Государственный герб, флаг и гимн. Статья 141. Столицей Республики Саха (Якутия) является город Якутск. РАЗДЕЛ VIII. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ Статья 142. Настоящая Конституция, принятая Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), вступает в силу на следующий день после ее официального опубликования. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 143. Изменения и дополнения Конституции принимаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) большинством не менее двух третей голосов от общего числа избранных народных депутатов. (В ред.- Закона Республики Саха (Якутия) N 5-I от 20.04.94г.) Статья 144. Право внесения предложений об изменениях и дополнениях в Конституцию имеют субъекты, обладающие законодательной инициативой. Порядок подачи предложений устанавливается законом. РАЗДЕЛ IX. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Структура исполнительной власти и местного самоуправления приводится в соответствие с положениями Конституции в течение года после ее вступления в силу. Статья 2. Положения Конституции о выборах Верховного Совета Республики Саха (Якутия) вступают в силу со следующих выборов народных депутатов республики. Статья 3. Нормы раздела об избирательной системе вступают в действие при проведении выборов в Верховный Совет Республики Саха (Якутия) и местные Советы народных депутатов, а также Президента Республики Саха (Якутия), мэров и глав местных администраций. |