5 февраля 1994 г. N 3 (Д) 1. Информацию об итогах проверки использования земель в 1993 году, переданных в ведение сельских (поселковых) органов местного самоуправления в Российской Федерации принять к сведению. 2. Отметить, что в результате проверки выявлены многочисленные факты излишней передачи земель в ведение сельских и поселковых органов местного самоуправления в Вологодской, Воронежской, Костромской, Тверской, Псковской, Саратовской, Иркутской и Читинской областях, Красноярском, Алтайском и Приморском краях, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, других регионах России, в результате чего значительные площади переданных сельскохозяйственных угодий остались невостребованными и не используются, а в Амурской, Новосибирской, Орловской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Тульской, Челябинской областях, Чувашской республике, Республике Башкортостан и некоторых других регионах излишние земли сдаются администрациями в аренду прежним землепользователям. 3. Комитетам по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации в месячный срок внести предложения по изъятию у сельских и поселковых органов местного самоуправления излишних земельных участков в фонды перераспределения земель и принять меры, обеспечивающие использование сельскохозяйственных угодий по назначению. Установить постоянный контроль за перераспределением земель органами местного самоуправления и провести в августе-сентябре т.г. повторную проверку их использования. 4. Громову, Калинину, Романцеву, Жирову в феврале-марте т.г. проверить достоверность представленных отчетов по проверке использования указанных земель комитетами по земельным ресурсам и землеустройству 3-4 субъектов Российской Федерации. 5. Громову, Калинину в 10-ти дневный срок доработать справку о результатах проверки использования земель, переданных в ведение сельских (поселковых) органов местного самоуправления, и направить ее на места для принятия мер по устранению выявленных нарушений. 6. Контроль за выполнением настоящего решения коллегии возложить на заместителя Председателя Роскомзема С.Л.Громова. Председатель Комитета Н.В.Комов Приложение СПРАВКА о результатах проверки использования в 1993 году земель, переданных в ведение сельских (поселковых) органов местного самоуправления в Российской Федерации В ходе земельной реформы в Российской Федерации сельским (поселковым) органам местного самоуправления было передано 34616,8 тыс. га земель, в том числе: - 22614,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий (65%), из них 4378,9 тыс. га пашни; - 3424,7 тыс. га, занятых существующими приусадебными участками (10%); - 8552,3 тыс. га, занятых улицами, парками, лесами, водоемами и прочими землями общего пользования (25%). Переданные сельскохозяйственные угодья распределены следующим образом: - 2379,8 тыс. га - для личного подсобного хозяйства (11%), из них 2273,2 тыс. га (96%) - местным жителям; - 16133,4 тыс. га (73%) - для огородничества, сенокошения и пастьбы скота; - 3078,7 тыс. га (14%) - передано в аренду сельскохозяйственным предприятиям; - 529,1 тыс. га (2%) сельскохозяйственных угодий остались невостребованными. Одновременно имеются неудовлетворенные заявки граждан на 842,2 тыс. га. Таким образом, на сегодняшний день 89% сельхозугодий органы местного самоуправления оставили в муниципальной собственности. Предоставленные гражданам сельскохозяйственные угодья, в основном, использовались по целевому назначению (99%). Однако к использованию выделенных 222 тыс. га (1%) сельскохозяйственных угодий в 28 регионах России граждане так и не приступили. Наибольшее количество таких фактов выявлено в ходе проверки в Калининградской, Московской, Смоленской, Ярославской, Нижегородской, Саратовской, Курганской, Свердловской областях, Краснодарском, Приморском краях, республиках Калмыкия, Тува, а самые значительные площади неиспользованных земель выявлены в республиках Бурятия (16,9 тыс. га), Якутия (117 тыс.га) и Красноярском крае (40,9 тыс.га). Значительные площади сельскохозяйственных угодий передаются в аренду прежним сельхозпредприятиям, хотя заявки местных жителей удовлетворяются не полностью. Подобная практика существует в Смоленской, Нижегородской, Кировской, Липецкой, Самарской, Пермской, Свердловской, Челябинской областях, Краснодарском, Ставропольском краях и Республике Башкортостан. Например, в Подольском районе (Московская область) местные жители получили всего 65% переданных земель. Горожанам под индивидуальное жилищное строительство было предоставлено 589 га, хотя имеются неудовлетворенные заявки от местных жителей на 253 га. В Домодедовском районе горожане получили 1444 га (26%) при неудовлетворенных заявках местного населения на 278 га. По отдельным сельсоветам удельный вес земель, отведенных городским жителям составляет даже более половины имеющихся муниципальных земель. Так, в Московской области в Подольском районе в Воронцовском сельсовете городским жителям под индивидуальную застройку отведено 54% земель, в Домодедовском районе в Вельяминовском сельсовете - 67%, в Ступинском районе в Дубненском сельсовете - 63% и т.д. Из 684,1 тыс. га невостребованных сельхозугодий наиболее значительные площади в Вологодской (27,8 тыс. га), Псковской (18,0 тыс. га), Тверской (20,0 тыс. га), Костромской (24,2 тыс. га), Смоленской (11,2 тыс. га), Кировской (10,7 тыс. га), Воронежской (22,8 тыс. га), Саратовской (15,0 тыс. га), Иркутской (14,6 тыс. га), Читинской (16,8 тыс. га), Камчатской (10,3 тыс. га), республиках Якутия Саха - 55,6 тыс. га, Тува - 115,8 тыс. га, Бурятия - 18,0 тыс. га и Приморском крае - 18,1 тыс. га. Основная площадь сельскохозяйственных угодий не востребована по причине удовлетворения необоснованно завышенных заявок органов местного самоуправления на передачу земель в муниципальную собственность,а в Нечерноземной зоне Российской Федерации еще и из-за передачи в муниципальную собственность большего количества мелкоконтурных, переувлажненных, залесенных земельных участков, требующих значительных затрат на проведение мелиоративных и культуртехнических мероприятий. |