О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 10.01.94 1

            О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
                 АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                                ПРИКАЗ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                          10 января 1994 г.
                                 N 1

                                (НЦПИ)


     В целях совершенствования аварийно - спасательного обеспечения на
морском  транспорте  и  приведения  его  в   соответствие   с   новыми
экономическими условиями приказываю:
     1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 1994 г. Положение об
организации   аварийно  -  спасательного  обеспечения  в  Департаменте
морского транспорта Минтранса России (Приложение).
     2. Считать утратившим силу Приказ Министра морского флота СССР от
17 августа 1965 г. N 145.

И.о. Директора Департамента
морского транспорта
                                                              Н.П. ЦАХ
10 января 1994 г.
N 1


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                             Приказом ДМТ Минтранса РФ
                                                от 10 января 1994 года
                                                                   N 1

                              ПОЛОЖЕНИЕ

         ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    В ДЕПАРТАМЕНТЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РФ

                          1. Общие положения

     1.1. В  целях  выполнения задач по ликвидации последствий морских
аварий  на  морских  бассейнах   организуется   несение   аварийно   -
спасательной готовности (АСГ).
     1.2. АСГ  несут  перечисленные  в  п.  2.1   суда,   плавучие   и
технические    средства    и    персонал   подразделений   бассейновых
аварийно-спасательных  управлений  (БАСУ)  и  экспедиционных   отрядов
(управлений)  аварийно  -  спасательных,  судоподъемных  и  подводно -
технических работ (ЭО АСПТР, УАСПТР), далее именуемых БАСУ.
     Несение готовности  в  портах  осуществляется силами и средствами
портов.
     1.3. АСГ  на  морских  бассейнах  организует  Главное  управление
Государственной морской аварийно  -  спасательной  службы  России  (ГУ
Госморспасслужбы)  через  БАСУ,  а  на  акваториях  морских  портов  -
администрация портов.
     1.4. Ответственность за надлежащее несение готовности возлагается
на  начальников  БАСУ  и  администрацию  портов  соответственно,  а  в
случаях,  когда БАСУ является структурным подразделением пароходства -
на начальника пароходства.
     1.5. Количественный  и  качественный  уровень  АСГ  определяет ГУ
Госморспасслужбы  по   согласованию   с   соответствующими   БАСУ,   в
зависимости  от  конкретных условий,  наличия сил и средств на морском
бассейне.
     1.6. Контроль  за  организацией  дежурства  на  морских бассейнах
осуществляет ГУ Госморспасслужбы.
     Учет наличия   дежурных   судов  (катеров),  находящихся  в  АСГ,
осуществляют Государственный  морской  спасательно  -  координационный
центр (ГМСКЦ),  спасательно - координационные центры и подцентры (СКЦ,
СПЦ).
     1.7. Возмещение  расходов  БАСУ  по несению АСГ осуществляется за
счет средств федерального бюджета,  на основании  договоров,  ежегодно
заключаемых (продлеваемых) между БАСУ и ГУ Госморспасслужбы.

                   2. Дежурные силы и средства БАСУ

     2.1. В  состав  спасательных  сил  и  средств БАСУ в общем случае
включаются:
     а) многоцелевые  спасательные  суда  типа  "Светломор"  и проекта
В-92;
     б) спасательные и спасательно - буксирные суда;
     в) катера всепогодные спасательные и бонопостановщики;
     г) морспецподразделения  по борьбе с аварийными разливами нефти и
нефтепродуктов в море (МСП);
     д) аварийные партии (АП) БАСУ и их подразделения;
     е) аварийно -  спасательное  имущество  (АСИ)  в  соответствии  с
перечнем, объявленным Приказом ММФ СССР от 18.03.74 N 46.
     ж) имущество для  ликвидации  аварийных  разливов  нефти  в  море
(ЛАРН) в соответствии с Перечнем РД 31.04.26-87.
     2.2. Состав сил и средств,  заступивших в дежурство,  объявляется
приказом начальника БАСУ.
     2.3. При отсутствии в БАСУ судов и катеров,  перечисленных  в  п.
2.1,  по согласованию с ГУ Госморспасслужбы к несению готовности могут
быть привлечены другие суда (катера),  в том  числе  взаимодействующих
организаций, равноценные по своим возможностям заменяемым.
     2.4. Отвлечение дежурных судов на работы, не связанные с несением
готовности,  допускается  только  при  равноценной  их  замене  и   по
согласованию с ГУ Госморспасслужбы.
     2.5. Поименный   состав   судов   и   катеров,   количество   МСП
ежеквартально,  по представлению начальников БАСУ, включается в план -
график   дежурства,   утверждаемый   заместителем   директора  ДМТ  по
безопасности судоходства и чрезвычайным ситуациям. Копия такого план -
графика направляется начальнику ГМСКЦ.
     2.6. К   несению   готовности   допускаются   суда,   катера    и
подразделения,   отработавшие   в  полном  объеме  курсовые  задачи  в
соответствии с Курсом аварийно - спасательной подготовки судов и групп
ЭО  АСПТР  (КАСП-77)  и  Курсом  специальной  подготовки  по  борьбе с
аварийными разливами нефти на морских бассейнах (КСП-БАРН-82).
     2.7. Экипажи   судов,   катеров,   персонал  МОП  и  АП,  несущие
дежурство, проводят регулярные тренировки, отрабатывая методы и приемы
выполнения  спасательных  работ,  связанных  с выполнением возложенных
задач, с проведением не реже одного раза в месяц частных и не реже 2-х
раз в год комплексных учений, в том числе с привлечением сил и средств
взаимодействующих организаций.

                 3. Дежурные средства морского порта

     3.1. В  морских  портах  для  несения  АСГ  назначается  дежурный
буксир,  который  должен  иметь  запасы топлива и воды не ниже 60%  от
полных и провизии на 2 -  3  суток.  Для  транспортировки  и  погрузки
аварийно  -  спасательных  средств  БАСУ на суда и другие транспортные
средства для доставки к  месту  аварии  порт  выделяет  на  договорной
основе дежурный автотранспорт и погрузочные средства.
     3.2. Дежурный буксир порта выполняет обычные  плановые  работы  с
расчетом  возможности  выхода  его  на  спасательную операцию в сроки,
указанные в п. 4.1 Положения.
     3.3. Контроль  за несением готовности и руководство спасательными
операциями на  акватории  морского  порта  осуществляет  администрация
порта.

               4. Готовность спасательных сил и средств

     4.1. Для дежурного судна (катера), стоящего в порту у причала или
на  якоре,  дежурных  МСП  и  АП,  устанавливаются  следующие  степени
готовности к выходу в море (погрузке спецоборудования):
     повседневная - 2 часа;
     повышенная - 30 мин.;
     немедленная.
     Степень готовности   устанавливается  соответственно  начальником
БАСУ и администрацией порта в зависимости  от  обстановки  на  морском
бассейне.    Обеспечение    установленной    готовности    лежит    на
ответственности капитана дежурного судна (катера), начальника МСП, АП.
     Дежурное судно  БАСУ  может  нести готовность в море,  с закрытой
границей.
     4.2. Готовность   судна   (катера)   к   выходу   на   выполнение
поставленной  задачи  определяется  временем  от   момента   получения
указания  о  выходе  (приема  сигнала  бедствия)  до  окончания отдачи
швартовов (съемки с якоря) и начала движения,  а для МСП, АП - началом
погрузки имущества на плавсредства (транспорт).
     4.3. На спасательном судне (катере) БАСУ,  несущем  готовность  у
причала порта, обязательно нахождение на борту 2/3 экипажа, способного
обеспечить выход  судна  в  море  для  выполнения  возложенных  задач,
наличие запасов топлива, воды и продовольствия не ниже 80% от полных.
     4.4. Имущество,  предназначенное  для  оказания  помощи  людям  и
судам,  терпящим бедствие,  согласно Перечню,  данному в Приложении  к
настоящему Положению,  содержится на спасательном судне в готовности к
немедленному использованию.
     Имущество, предназначенное  для  борьбы  с  аварийными  разливами
нефти и другими вредными химическими веществами, содержится на складе,
в  готовности  к  доставке  в район аварии и применению в действии,  а
также может быть частично или полностью заблаговременно  загружено  на
дежурное судно.
     4.5. Неснижаемые запасы  аварийно  -  спасательного  имущества  в
соответствии  с перечнем,  объявленным приказом ММФ СССР от 18.03.74 N
46, содержатся на складах в готовности к доставке в район аварии.
     4.6. О находящихся в готовности судах,  МСП и АП  диспетчер  БАСУ
еженедельно,   по   пятницам,   сообщает   радиограммой  в  адреса  ГУ
Госморспасслужбы, ГМСКЦ (СКЦ, СПЦ), а об изменениях в составе дежурных
сил сообщает в указанные адреса немедленно.
     4.7. Состав МСП,  АП,  перечень плавучих и  технических  средств,
автотранспорта  и  имущества,  подлежащих  содержанию в готовности,  а
также степень их готовности определяются приказом начальника БАСУ.

      5. Действия должностных лиц с получением сигнала бедствия

                           А. Авария судна

                   Радиостанция пароходства (порта)

     5.1. Начальник смены Главного  центра  связи  спутниковых  систем
(ГЦССС),   радиоцентра   пароходства   (радиостанции   порта)  о  всех
полученных  сигналах  бедствия,  срочности  и   аварийных   сообщениях
немедленно  докладывает  оперативному  дежурному ГМСКЦ,  СКЦ (СПЦ) или
дежурному диспетчеру порта (там,  где нет СКЦ или СПЦ),  в  дальнейшем
действует в соответствии с должностной инструкцией.

                          Дежурный СКЦ (СПЦ)

     5.2. Оповещает   начальника   СКЦ,   дежурного  диспетчера  БАСУ,
дежурного ГМСКЦ, далее действует по своей служебной инструкции.

                Дежурный диспетчер пароходства (порта)

     5.3. По получении сигнала бедствия:
     - докладывает   начальнику  пароходства,  заместителю  начальника
пароходства  по  безопасности  мореплавания  (начальнику  и   капитану
порта);
     - оповещает:  СКЦ (СПЦ),  диспетчера БАСУ,  капитана ближайшего к
району бедствия порта, владельца аварийного объекта;
     - готовит справку о наличии судов пароходства  (порта)  в  районе
аварийного объекта.

                       Дежурный диспетчер БАСУ

     5.4. Дает указания капитану дежурного судна (катера) о подготовке
к выходу на поиск и спасание людей;
     5.5. Уточняет  аварийную  обстановку,  докладывает  ее начальнику
БАСУ.
     5.6. О принятых мерах информирует дежурного СКЦ (СПЦ),  готовит и
передает радиотелеграмму в адрес ГУ Госморспасслужбы.

                            Начальник БАСУ

     5.7. Оценивает обстановку в районе бедствия,  принимает решение о
направлении дополнительных сил, средств и персонала.
     5.8. Организует руководство спасательными работами или  руководит
ими лично.

         Б. Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов в море

                          Дежурный СКЦ (СПЦ)

     5.9. О  полученном сообщении информирует дежурного БАСУ,  местные
органы Минприроды, ГМСКЦ.

                       Дежурный диспетчер БАСУ

     5.10. Докладывает  начальнику  БАСУ.  Организует   сбор   (вызов)
персонала морспецподразделения и аварийной партии.
     5.11. Дает указания капитанам дежурных  судов  (катеров)  ЛАРН  о
подготовке к работам по ЛАРН.
     5.12. Готовит   и   направляет   радиотелеграмму   в   адрес   ГУ
Госморспасслужбы о принимаемых мерах.

                            Дежурный ГМСКЦ

     5.13. Информирует   руководство   ГМСКЦ  и  ГУ  Госморспасслужбы,
отслеживает развитие событий  до  передачи  контроля  за  ходом  работ
представителю ГУ Госморспасслужбы.

                         6. Указания по связи

     6.1. Аварийное  радионаблюдение  и работа системы КОСПАС - САРСАТ
осуществляется круглосуточно.
     6.2. Все  полученные  радиостанцией  пароходства  (порта) сигналы
бедствия или срочности,  а также радиотелеграммы,  связанные с аварией
судна,  разливом  нефти,  должны  немедленно  передаваться  средствами
связи,  обеспечивающими  наиболее  быстрое  прохождение  сигналов  или
аварийной радиотелеграммы.
     При оповещении   используется    сигнал    бедствия    "SOS"    в
радиотелеграфии   или   "MAYDAY"   в  радиотелефонии.  Радиотелеграммы
обрабатываются  по  категории  "Внеочередная",  с  отметкой  срочности
"Авария".
     6.3. Радиосвязь  береговых  и   судовых   радиостанций   морского
транспорта   с  судами  и  аварийно  -  спасательными  подразделениями
министерств и ведомств Российской Федерации ведется в  соответствии  с
"Руководством   по  радиосвязи  морской  подвижной  службы  и  морской
подвижной спутниковой службы" изд.  1991  г.  и  "Правилам  радиосвязи
морской подвижной службы" открытым текстом на русском языке.
     6.4. Спасательные суда с получением  сигнала  бедствия  открывают
радиовахту на аварийной частоте (500 кГц или 2182 кГц),  в зависимости
от полосы частот,  в которой был принят сигнал бедствия,  и организуют
радиосвязь  с судном,  терпящим бедствие,  в соответствии с указаниями
дежурного диспетчера БАСУ.
     6.5. Должностным    лицам   Департамента   морского   транспорта,
пароходств  и  других  организаций  для  предоставления   внеочередных
телефонных  разговоров с абонентами телефонной сети Министерства связи
РФ выделен пароль "БЕДСТВИЕ" и выдаются соответствующие удостоверения.

Заместитель Директора ДМТ по
безопасности судоходства
и чрезвычайным ситуациям
                                                          С.В. ПАЛЕХОВ


                                                            Приложение

                                            к Положению по организации
                                                       АСО в ДМТ МТ РФ

                               ПЕРЕЧЕНЬ

         ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И
       СПАСАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ СУДОВ, ПОСТОЯННО
          ХРАНИМОГО В НЕСНИЖАЕМОМ ЗАПАСЕ НА БОРТУ (С УЧЕТОМ
                ТАБЕЛЬНОГО СНАБЖЕНИЯ СУДНА) (ТИПОВОЙ)

---------------------------------------------------------------------------------
|  N  |            Наименование материалов             | Единица   | Количество |
| п/п |                                                | измерения | чество     |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  1. | Водолазная станция вентилируемая               | компл.    |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  2. | Легководолазное снаряжение <*>                 | компл.    |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  3. | Аппаратура подводной резки и сварки            | компл.    |    1       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  4. | Кислород в транспортных баллонах               | шт.       |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  5. | Электроды трубчатые для подводной резки        | кг        |   20       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  6. | Электроды для надводной сварки                 | кг        |   20       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  7. | Электроды для подводной сварки                 | кг        |   40       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  8. | Фонарь подводного освещения                    | шт.       |    1       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  9. | Мотонасос произв. 100 - 200 т/час              | шт.       |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 10. | Электронасос погружной произв. 40 - 100 т/час  | шт.       |    4       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 11. | Переносной пеногенератор                       | шт.       |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 12. | Ранцевые генераторы со шлангами                | компл.    |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 13. | Жидкость для ранцевого пеногенератора          | кг        |  600       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 14. | Оборудование для термической резки металла     | компл.    |    1       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 15. | Костюм пожарный брезентовый                    | компл.    |    4       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 16. | Костюм термостойкий                            | компл.    |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 17. | Брус сосновый 150 x 150 x 4000 мм              | шт.       |    4       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 18. | Доски сосновые разных размеров                 | шт.       |   15       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 19. | Клинья дерев. разных размеров                  | шт.       |   25       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 20. | Пробки дерев. разных размеров                  | шт.       |   15       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 21. | Пластырь жесткий с мягкими бортами             | шт.       |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 22. | Пакля смоляная                                 | кг        |  100       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 23. | Парусина брезентовая суровая                   | п. м      |   50       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 24. | Резина листовая                                | кв. м     |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 25. | Топор плотничий                                | шт.       |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 26. | Пила поперечная двуручная                      | шт.       |    1       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 27. | Гвозди строительные разных разм.               | кг        |   10       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 28. | Скобы строительные разных разм.                | шт.       |   20       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 29. | Болт крючковый                                 | шт.       |    6       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 30. | Болт с поворотной головкой                     | шт.       |   15       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 31. | Струбцины универсальные разные                 | шт.       |    6       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 32. | Струбцины для стальных тросов                  | шт.       |   10       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 33. | Упоры металлические раздвижные разных размеров | шт.       |    4       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 34. | Домкрат 1 тн.                                  | шт.       |    1       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 35. | Тали механические 3 тн.                        | шт.       |    1       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 36. | Ключи разводные газовые                        | шт.       |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 37. | Цемент глиноземистый марки не ниже 400         | кг        |  600       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 38. | Песок природный                                | куб. м    |    0,5     |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 39. | Стекло жидкое                                  | кг        |   20       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 40. | Стальной трос диам. 13 - 15 мм                 | п. м      |  500       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 41. | То же               17 - 22 мм                 | п. м      |  500       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 42. | Стропы стальные длиной 3 - 15 м                | шт.       |    6       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 43. | Буйки металлические с буйрепом                 | шт.       |    4       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 44. | Штормтрапы трехрядные                          | шт.       |    2       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 45. | Трос синтетический окр. 220 мм                 | м         |  500       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 46. | Трос синтетический окр. 30 - 60 мм             | м         | 1000       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 47. | Кабель для электронасоса дл. 100 м             | шт.       |    4       |
|-------------------------------------------------------------------------------|
|                              Спецодежда                                       |
|-------------------------------------------------------------------------------|
|  1. | Штормовые костюмы                              | компл.    |   12       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  2. | Сапоги яловые N 42 - 45                        | пары      |   12       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  3. | Сапоги резиновые                               | пары      |   12       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  4. | Рукавицы брезентовые                           | пары      |   25       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  5. | Костюмы брезентовые                            | компл.    |    6       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  6. | Робы хлопчатобумажные                          | компл.    |   10       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  7. | Полушубки овчинные (в осенне - зимний период)  | компл.    |    5       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  8. | Сапоги валяные (в осенне - зимний период)      | пары      |    5       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
|  9. | Куртки ватные                                  | шт.       |    5       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 10. | Брюки ватные                                   | шт.       |    5       |
|-----|------------------------------------------------|-----------|------------|
| 11. | Жилеты спасательные типа ИС (сверх табельных)  | компл.    |   15       |
---------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
     <*> Для  производства  работ  на  глубинах  в  соответствии с ТТД
судна,  а на судах, не имеющих штатного водолазного оборудования, - на
глубинах до 12 м.

     Примечание. Перечень   может  быть  изменен  начальником  БАСУ  в
зависимости от типа судна.

Зам. начальника - главный
инженер ГУ Госморспасслужбы
                                                            И.Н. ИЛЬИН