О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 10 января 1994 г. N 1 (НЦПИ) В целях совершенствования аварийно - спасательного обеспечения на морском транспорте и приведения его в соответствие с новыми экономическими условиями приказываю: 1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 1994 г. Положение об организации аварийно - спасательного обеспечения в Департаменте морского транспорта Минтранса России (Приложение). 2. Считать утратившим силу Приказ Министра морского флота СССР от 17 августа 1965 г. N 145. И.о. Директора Департамента морского транспорта Н.П. ЦАХ 10 января 1994 г. N 1 УТВЕРЖДЕНО Приказом ДМТ Минтранса РФ от 10 января 1994 года N 1 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДЕПАРТАМЕНТЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РФ 1. Общие положения 1.1. В целях выполнения задач по ликвидации последствий морских аварий на морских бассейнах организуется несение аварийно - спасательной готовности (АСГ). 1.2. АСГ несут перечисленные в п. 2.1 суда, плавучие и технические средства и персонал подразделений бассейновых аварийно-спасательных управлений (БАСУ) и экспедиционных отрядов (управлений) аварийно - спасательных, судоподъемных и подводно - технических работ (ЭО АСПТР, УАСПТР), далее именуемых БАСУ. Несение готовности в портах осуществляется силами и средствами портов. 1.3. АСГ на морских бассейнах организует Главное управление Государственной морской аварийно - спасательной службы России (ГУ Госморспасслужбы) через БАСУ, а на акваториях морских портов - администрация портов. 1.4. Ответственность за надлежащее несение готовности возлагается на начальников БАСУ и администрацию портов соответственно, а в случаях, когда БАСУ является структурным подразделением пароходства - на начальника пароходства. 1.5. Количественный и качественный уровень АСГ определяет ГУ Госморспасслужбы по согласованию с соответствующими БАСУ, в зависимости от конкретных условий, наличия сил и средств на морском бассейне. 1.6. Контроль за организацией дежурства на морских бассейнах осуществляет ГУ Госморспасслужбы. Учет наличия дежурных судов (катеров), находящихся в АСГ, осуществляют Государственный морской спасательно - координационный центр (ГМСКЦ), спасательно - координационные центры и подцентры (СКЦ, СПЦ). 1.7. Возмещение расходов БАСУ по несению АСГ осуществляется за счет средств федерального бюджета, на основании договоров, ежегодно заключаемых (продлеваемых) между БАСУ и ГУ Госморспасслужбы. 2. Дежурные силы и средства БАСУ 2.1. В состав спасательных сил и средств БАСУ в общем случае включаются: а) многоцелевые спасательные суда типа "Светломор" и проекта В-92; б) спасательные и спасательно - буксирные суда; в) катера всепогодные спасательные и бонопостановщики; г) морспецподразделения по борьбе с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов в море (МСП); д) аварийные партии (АП) БАСУ и их подразделения; е) аварийно - спасательное имущество (АСИ) в соответствии с перечнем, объявленным Приказом ММФ СССР от 18.03.74 N 46. ж) имущество для ликвидации аварийных разливов нефти в море (ЛАРН) в соответствии с Перечнем РД 31.04.26-87. 2.2. Состав сил и средств, заступивших в дежурство, объявляется приказом начальника БАСУ. 2.3. При отсутствии в БАСУ судов и катеров, перечисленных в п. 2.1, по согласованию с ГУ Госморспасслужбы к несению готовности могут быть привлечены другие суда (катера), в том числе взаимодействующих организаций, равноценные по своим возможностям заменяемым. 2.4. Отвлечение дежурных судов на работы, не связанные с несением готовности, допускается только при равноценной их замене и по согласованию с ГУ Госморспасслужбы. 2.5. Поименный состав судов и катеров, количество МСП ежеквартально, по представлению начальников БАСУ, включается в план - график дежурства, утверждаемый заместителем директора ДМТ по безопасности судоходства и чрезвычайным ситуациям. Копия такого план - графика направляется начальнику ГМСКЦ. 2.6. К несению готовности допускаются суда, катера и подразделения, отработавшие в полном объеме курсовые задачи в соответствии с Курсом аварийно - спасательной подготовки судов и групп ЭО АСПТР (КАСП-77) и Курсом специальной подготовки по борьбе с аварийными разливами нефти на морских бассейнах (КСП-БАРН-82). 2.7. Экипажи судов, катеров, персонал МОП и АП, несущие дежурство, проводят регулярные тренировки, отрабатывая методы и приемы выполнения спасательных работ, связанных с выполнением возложенных задач, с проведением не реже одного раза в месяц частных и не реже 2-х раз в год комплексных учений, в том числе с привлечением сил и средств взаимодействующих организаций. 3. Дежурные средства морского порта 3.1. В морских портах для несения АСГ назначается дежурный буксир, который должен иметь запасы топлива и воды не ниже 60% от полных и провизии на 2 - 3 суток. Для транспортировки и погрузки аварийно - спасательных средств БАСУ на суда и другие транспортные средства для доставки к месту аварии порт выделяет на договорной основе дежурный автотранспорт и погрузочные средства. 3.2. Дежурный буксир порта выполняет обычные плановые работы с расчетом возможности выхода его на спасательную операцию в сроки, указанные в п. 4.1 Положения. 3.3. Контроль за несением готовности и руководство спасательными операциями на акватории морского порта осуществляет администрация порта. 4. Готовность спасательных сил и средств 4.1. Для дежурного судна (катера), стоящего в порту у причала или на якоре, дежурных МСП и АП, устанавливаются следующие степени готовности к выходу в море (погрузке спецоборудования): повседневная - 2 часа; повышенная - 30 мин.; немедленная. Степень готовности устанавливается соответственно начальником БАСУ и администрацией порта в зависимости от обстановки на морском бассейне. Обеспечение установленной готовности лежит на ответственности капитана дежурного судна (катера), начальника МСП, АП. Дежурное судно БАСУ может нести готовность в море, с закрытой границей. 4.2. Готовность судна (катера) к выходу на выполнение поставленной задачи определяется временем от момента получения указания о выходе (приема сигнала бедствия) до окончания отдачи швартовов (съемки с якоря) и начала движения, а для МСП, АП - началом погрузки имущества на плавсредства (транспорт). 4.3. На спасательном судне (катере) БАСУ, несущем готовность у причала порта, обязательно нахождение на борту 2/3 экипажа, способного обеспечить выход судна в море для выполнения возложенных задач, наличие запасов топлива, воды и продовольствия не ниже 80% от полных. 4.4. Имущество, предназначенное для оказания помощи людям и судам, терпящим бедствие, согласно Перечню, данному в Приложении к настоящему Положению, содержится на спасательном судне в готовности к немедленному использованию. Имущество, предназначенное для борьбы с аварийными разливами нефти и другими вредными химическими веществами, содержится на складе, в готовности к доставке в район аварии и применению в действии, а также может быть частично или полностью заблаговременно загружено на дежурное судно. 4.5. Неснижаемые запасы аварийно - спасательного имущества в соответствии с перечнем, объявленным приказом ММФ СССР от 18.03.74 N 46, содержатся на складах в готовности к доставке в район аварии. 4.6. О находящихся в готовности судах, МСП и АП диспетчер БАСУ еженедельно, по пятницам, сообщает радиограммой в адреса ГУ Госморспасслужбы, ГМСКЦ (СКЦ, СПЦ), а об изменениях в составе дежурных сил сообщает в указанные адреса немедленно. 4.7. Состав МСП, АП, перечень плавучих и технических средств, автотранспорта и имущества, подлежащих содержанию в готовности, а также степень их готовности определяются приказом начальника БАСУ. 5. Действия должностных лиц с получением сигнала бедствия А. Авария судна Радиостанция пароходства (порта) 5.1. Начальник смены Главного центра связи спутниковых систем (ГЦССС), радиоцентра пароходства (радиостанции порта) о всех полученных сигналах бедствия, срочности и аварийных сообщениях немедленно докладывает оперативному дежурному ГМСКЦ, СКЦ (СПЦ) или дежурному диспетчеру порта (там, где нет СКЦ или СПЦ), в дальнейшем действует в соответствии с должностной инструкцией. Дежурный СКЦ (СПЦ) 5.2. Оповещает начальника СКЦ, дежурного диспетчера БАСУ, дежурного ГМСКЦ, далее действует по своей служебной инструкции. Дежурный диспетчер пароходства (порта) 5.3. По получении сигнала бедствия: - докладывает начальнику пароходства, заместителю начальника пароходства по безопасности мореплавания (начальнику и капитану порта); - оповещает: СКЦ (СПЦ), диспетчера БАСУ, капитана ближайшего к району бедствия порта, владельца аварийного объекта; - готовит справку о наличии судов пароходства (порта) в районе аварийного объекта. Дежурный диспетчер БАСУ 5.4. Дает указания капитану дежурного судна (катера) о подготовке к выходу на поиск и спасание людей; 5.5. Уточняет аварийную обстановку, докладывает ее начальнику БАСУ. 5.6. О принятых мерах информирует дежурного СКЦ (СПЦ), готовит и передает радиотелеграмму в адрес ГУ Госморспасслужбы. Начальник БАСУ 5.7. Оценивает обстановку в районе бедствия, принимает решение о направлении дополнительных сил, средств и персонала. 5.8. Организует руководство спасательными работами или руководит ими лично. Б. Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов в море Дежурный СКЦ (СПЦ) 5.9. О полученном сообщении информирует дежурного БАСУ, местные органы Минприроды, ГМСКЦ. Дежурный диспетчер БАСУ 5.10. Докладывает начальнику БАСУ. Организует сбор (вызов) персонала морспецподразделения и аварийной партии. 5.11. Дает указания капитанам дежурных судов (катеров) ЛАРН о подготовке к работам по ЛАРН. 5.12. Готовит и направляет радиотелеграмму в адрес ГУ Госморспасслужбы о принимаемых мерах. Дежурный ГМСКЦ 5.13. Информирует руководство ГМСКЦ и ГУ Госморспасслужбы, отслеживает развитие событий до передачи контроля за ходом работ представителю ГУ Госморспасслужбы. 6. Указания по связи 6.1. Аварийное радионаблюдение и работа системы КОСПАС - САРСАТ осуществляется круглосуточно. 6.2. Все полученные радиостанцией пароходства (порта) сигналы бедствия или срочности, а также радиотелеграммы, связанные с аварией судна, разливом нефти, должны немедленно передаваться средствами связи, обеспечивающими наиболее быстрое прохождение сигналов или аварийной радиотелеграммы. При оповещении используется сигнал бедствия "SOS" в радиотелеграфии или "MAYDAY" в радиотелефонии. Радиотелеграммы обрабатываются по категории "Внеочередная", с отметкой срочности "Авария". 6.3. Радиосвязь береговых и судовых радиостанций морского транспорта с судами и аварийно - спасательными подразделениями министерств и ведомств Российской Федерации ведется в соответствии с "Руководством по радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы" изд. 1991 г. и "Правилам радиосвязи морской подвижной службы" открытым текстом на русском языке. 6.4. Спасательные суда с получением сигнала бедствия открывают радиовахту на аварийной частоте (500 кГц или 2182 кГц), в зависимости от полосы частот, в которой был принят сигнал бедствия, и организуют радиосвязь с судном, терпящим бедствие, в соответствии с указаниями дежурного диспетчера БАСУ. 6.5. Должностным лицам Департамента морского транспорта, пароходств и других организаций для предоставления внеочередных телефонных разговоров с абонентами телефонной сети Министерства связи РФ выделен пароль "БЕДСТВИЕ" и выдаются соответствующие удостоверения. Заместитель Директора ДМТ по безопасности судоходства и чрезвычайным ситуациям С.В. ПАЛЕХОВ Приложение к Положению по организации АСО в ДМТ МТ РФ ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И СПАСАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ СУДОВ, ПОСТОЯННО ХРАНИМОГО В НЕСНИЖАЕМОМ ЗАПАСЕ НА БОРТУ (С УЧЕТОМ ТАБЕЛЬНОГО СНАБЖЕНИЯ СУДНА) (ТИПОВОЙ) --------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование материалов | Единица | Количество | | п/п | | измерения | чество | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 1. | Водолазная станция вентилируемая | компл. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 2. | Легководолазное снаряжение <*> | компл. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 3. | Аппаратура подводной резки и сварки | компл. | 1 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 4. | Кислород в транспортных баллонах | шт. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 5. | Электроды трубчатые для подводной резки | кг | 20 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 6. | Электроды для надводной сварки | кг | 20 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 7. | Электроды для подводной сварки | кг | 40 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 8. | Фонарь подводного освещения | шт. | 1 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 9. | Мотонасос произв. 100 - 200 т/час | шт. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 10. | Электронасос погружной произв. 40 - 100 т/час | шт. | 4 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 11. | Переносной пеногенератор | шт. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 12. | Ранцевые генераторы со шлангами | компл. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 13. | Жидкость для ранцевого пеногенератора | кг | 600 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 14. | Оборудование для термической резки металла | компл. | 1 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 15. | Костюм пожарный брезентовый | компл. | 4 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 16. | Костюм термостойкий | компл. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 17. | Брус сосновый 150 x 150 x 4000 мм | шт. | 4 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 18. | Доски сосновые разных размеров | шт. | 15 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 19. | Клинья дерев. разных размеров | шт. | 25 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 20. | Пробки дерев. разных размеров | шт. | 15 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 21. | Пластырь жесткий с мягкими бортами | шт. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 22. | Пакля смоляная | кг | 100 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 23. | Парусина брезентовая суровая | п. м | 50 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 24. | Резина листовая | кв. м | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 25. | Топор плотничий | шт. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 26. | Пила поперечная двуручная | шт. | 1 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 27. | Гвозди строительные разных разм. | кг | 10 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 28. | Скобы строительные разных разм. | шт. | 20 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 29. | Болт крючковый | шт. | 6 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 30. | Болт с поворотной головкой | шт. | 15 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 31. | Струбцины универсальные разные | шт. | 6 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 32. | Струбцины для стальных тросов | шт. | 10 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 33. | Упоры металлические раздвижные разных размеров | шт. | 4 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 34. | Домкрат 1 тн. | шт. | 1 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 35. | Тали механические 3 тн. | шт. | 1 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 36. | Ключи разводные газовые | шт. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 37. | Цемент глиноземистый марки не ниже 400 | кг | 600 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 38. | Песок природный | куб. м | 0,5 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 39. | Стекло жидкое | кг | 20 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 40. | Стальной трос диам. 13 - 15 мм | п. м | 500 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 41. | То же 17 - 22 мм | п. м | 500 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 42. | Стропы стальные длиной 3 - 15 м | шт. | 6 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 43. | Буйки металлические с буйрепом | шт. | 4 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 44. | Штормтрапы трехрядные | шт. | 2 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 45. | Трос синтетический окр. 220 мм | м | 500 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 46. | Трос синтетический окр. 30 - 60 мм | м | 1000 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 47. | Кабель для электронасоса дл. 100 м | шт. | 4 | |-------------------------------------------------------------------------------| | Спецодежда | |-------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Штормовые костюмы | компл. | 12 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 2. | Сапоги яловые N 42 - 45 | пары | 12 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 3. | Сапоги резиновые | пары | 12 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 4. | Рукавицы брезентовые | пары | 25 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 5. | Костюмы брезентовые | компл. | 6 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 6. | Робы хлопчатобумажные | компл. | 10 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 7. | Полушубки овчинные (в осенне - зимний период) | компл. | 5 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 8. | Сапоги валяные (в осенне - зимний период) | пары | 5 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 9. | Куртки ватные | шт. | 5 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 10. | Брюки ватные | шт. | 5 | |-----|------------------------------------------------|-----------|------------| | 11. | Жилеты спасательные типа ИС (сверх табельных) | компл. | 15 | --------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Для производства работ на глубинах в соответствии с ТТД судна, а на судах, не имеющих штатного водолазного оборудования, - на глубинах до 12 м. Примечание. Перечень может быть изменен начальником БАСУ в зависимости от типа судна. Зам. начальника - главный инженер ГУ Госморспасслужбы И.Н. ИЛЬИН |