О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ КОМИТЕТ РФ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ 12 января 1994 г. N 1 (НЦПИ) В соответствии с земельным законодательством и Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2162 Совет Министров Правительство Российской Федерации постановлением от 23 декабря 1993 года N 1362 утвердил Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, признав утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N 594. Во исполнение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации приказываю: 1. Принять Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации к руководству (Приложение N 1). 2. Утвердить форму удостоверения государственного инспектора (инспектора) по использованию и охране земель (Приложение N 2). 3. Управлению госземконтроля (Калинин) разработать и до 1 июня 1994 года представить на утверждение в Госкомстат Российской Федерации новую форму статистической отчетности о контроле за использованием земель. Председатель Комитета Н.В.Комов УТВЕРЖДЕНО постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации I. Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации (далее именуется - госземконтроль). Этот порядок является обязательным для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами. 2. Госземконтроль осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. 3. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими госземконтроль, являются: Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах; Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его органы на местах; Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и его органы на местах. Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти и между собой. 4. Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации является председатель Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а заместители председателя и начальник Управления государственного контроля за использованием и охраной земель Комитета - заместителями главного государственного инспектора по использованию и охране земель Российской Федерации. Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители несут персональную ответственность за организацию и осуществление госземконтроля в Российской Федерации, а государственные инспектора по использованию и охране земель соответствующих территорий и их заместители - на этих территориях. Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, городов и районов являются государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий, а заместители председателей и начальники подразделений государственного контроля за использованием и охраной земель этих комитетов - заместителями соответствующих государственных инспекторов по использованию и охране земель. Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству - государственные инспектора по использованию и охране земель субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству - главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации. Должностные лица и специалисты Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, городов и районов, на которых возложено осуществление госземконтроля, являются инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий. Главному государственному инспектору по использованию и охране земель Российской Федерации, государственным инспекторам и инспекторам по использованию и охране земель органами их исполнительной власти выдаются удостоверения установленного образца. Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и государственные инспектора по использованию и охране земель имеют печать и бланки документов с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. II. Функции органов, осуществляющих госземконтроль 5. Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации: осуществляют госземконтроль в соответствии со своей компетенцией; организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений; принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства; участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель; вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников; информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель; участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель. 6. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах осуществляют государственный контроль за: соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением; недопущением самовольного занятия земельных участков; предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда; своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель; проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель; своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель; соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков; установлением и сохранностью межевых знаков; своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование. 7. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его органы на местах осуществляют государственный контроль за: выполнением природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности; соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий и материалов для обработки почв, а также при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов; предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами; соблюдением установленного режима использования земель природоохранного, природо-заповедного и рекреационного назначения; осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и другими проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов; достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга земель и землеустройства; соблюдением земельного законодательства в части охраны земель; пресечением самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения; выполнением работ по рекультивации нарушенных земель; выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель. 8. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляют государственный контроль за: соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных участков, установлении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации предприятий, объектов по использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отходов производства; предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных и инфекционных заболеваний. 9. Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и его органы на местах осуществляют государственный контроль за: соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в городах и других поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией; соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений; соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности; предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах и других поселениях; предоставлением земельных участков в городах и других поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями. III. Права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих госземконтроль 10. Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители, должностные лица Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и их органов на местах, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют право: а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц; в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим продородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение; г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством; д) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда. Должностные лица Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела о нарушениях земельного законодательства в порядке, установленном Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения; ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства; з) получать от министерств и ведомств утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда; и) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель; к) приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде); л) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю. Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители, кроме того, имеют право контролировать проведение аукционов, конкурсов, заключение сделок по купле-продаже, дарению, обмену, залогу, сдаче в аренду земельных участков и другие операции с землей и вносить предложения о признании в установленном порядке недействительными указанных операций, проводимых с нарушением действующего законодательства. Инспектора по использованию и охране земель пользуются правами государственных инспекторов по использованию и охране земель, указанными в подпунктах "д" (за исключением права рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно), "е" - "и" настоящего пункта. Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению государственного контроля за состоянием, использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль, несут установленную законодательством ответственность. Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в пределах своей компетенции оказывают помощь должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль. Должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок. Убытки, причиненные собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, возмещаются в порядке, установленном законодательством. Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, подаются вышестоящему должностному лицу или в суд. Главному государственному инспектору по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместителям, государственным инспекторам по использованию и охране земель и их заместителям, инспекторам по использованию и охране земель при исполнении служебных обязанностей разрешается в установленном порядке ношение огнестрельного оружия. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать гарантии социальной защиты должностных лиц, осуществляющих госземконтроль. 11. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству совместно с другими органами, осуществляющими госземконтроль, составляет ежегодный отчет о контроле за использованием и охраной земель. IV. Порядок наложения штрафов за нарушения земельного законодательства 12. Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного законодательства в 2-месячный срок со дня обнаружения правонарушения, а в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. 13. Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству налагают штрафы за: самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; систематическое невнесение платежей за землю; захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя; нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; искажение сведений о состоянии и использовании земель; нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда; уничтожение межевых знаков; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами органов, осуществляющих госземконтроль, предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства. 14. Органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации налагают штрафы за: самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения; захламление земель; загрязнение земель химическими (токчисными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами; порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; проектирование, размещение, строительство в ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на экологическое состояние земель; противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения, а также за нарушение установленного режима использования указанных земель, других земель с особыми условиями использования; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Министерства и его органов на местах предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства. 15. Органы Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства налагают штрафы за: самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель в городах и других поселениях; самовольное строительство; использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влиящих на состояние земель; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Комитета и его органов на местах предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства; нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о предоставлении земельных участков в городах и других поселениях. 16. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации налагают штрафы за: самовольное строительство в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм по охране почв; проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влиящих на состояние земель; загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, заражение возбудителями актериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Комитета, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства. 17. Дела о правонарушениях, указанных в пунктах 12 - 16 настоящего Положения, рассматриваются комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством об административных нарушениях, а также государственными инспекторами по использованию и охране земель и должностными лицами этих органов согласно их компетенции, установленной в подпункте "д" пункта 10 настоящего Положения. 18. Суммы штрафов за нарушение земельного законодательства поступают при наложении их: органами Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству - на формирование специальных денежных фондов комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы"; органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с Законами РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - на формирование внебюджетных экологических фондов; органами Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства - в соответствующие бюджеты. При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций), привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном порядке на основании постановлений должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль. Взыскание денежных средств с иностранных и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании решения арбитражного суда или суда. 19. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства издают инструкции и дают разъяснения о порядке осуществления госземконтроля и утверждают формы удостоверения государственного инспектора по использованию и охране земель и других документов, необходимых для осуществления госземконтроля. ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу Роскомзема от 12 января 1994 г. N 1 ОБРАЗЕЦ удостоверения Государственного инспектора (инспектора) по использованию и охране земель 1. Лицевая сторона Герб Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ за использованием земель 2. Вкладыш левый Российская Федерация ------------------------------------------------------------ (наименование субъекта Российской Федерации, города, района) УДОСТОВЕРЕНИЕ N _______ ___________________________________________________ Фото ___________________________________________________ является __________________________________________ по использованию и охране земель __________________ _______ ___________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации, города, района) Личная Выдано " " _____________ 199___г. подпись М.П. Глава администрации Председатель Правительства _____________ _________ (подпись) (Ф.И.О.) 3. Вкладыш правый (для государственного инспектора и его заместителей) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362 государственный инспектор по использованию и охране земель и его заместители имеют право: 1. Беспрепятственно посещать и обследовать использование земельных участков независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. 2. Составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства. 3. Самостоятельно рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства в пределах своих полномочий. 4. Приостанавливать любые виды работ, ведущиеся с нарушениями земельного законодательства. 5. Давать обязательные для исполнения указания и предписания по вопросам устранения нарушений земельного законодательства и прекращения финансирования (кредитования) ведения всех видов приостановленных работ. 6. Получать утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии и использовании земельных участков. 7. Приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земель. 8. Контролировать проведение аукционов, конкурсов и заключение иных сделок с землей. 9. Привлекать в установленном порядке к проведению проверок, обследований и экспертиз специалистов различных учреждений, организаций. 4. Вкладыш правый (для инспектора) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362 инспектор по использованию и охране земель имеет право: 1. Беспрепятственно посещать и обследовать использование земельных участков независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. 2. Составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства. 3. Давать обязательные для исполнения указания и предписания по вопросам устранения нарушений земельного законодательства. 4. Получать утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии и использовании земельных участков. 5. Привлекать в установленном порядке к проведению проверок, обследований и экспертиз специалистов различных учреждений, организаций. |