О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТАВКОЙ ТОВАРОВ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 26 августа 1996 г. N 01-15/15482 (Д) ГТК России вынужден констатировать, что культура взаимодействия таможенных органов между собой при осуществлении контроля за доставкой товаров остается на весьма низком уровне. Складывается впечатление, что таможни отправления и таможни назначения задались целью максимально затруднить друг другу работу по контролю за доставкой и принятию мер по фактам недоставления товаров. Вот лишь несколько примеров, подтверждающих это. На запросы таможен отправления о поступлении товаров таможни назначения присылают вместо лаконичного и однозначного ответа "Товар поступил" или "Товар не поступал" ответы типа "Данного ДКД (книжки МДП) в базе данных не имеется". Спрашивается: какой вывод из этой фразы может сделать таможня отправления и каким образом она может использовать ее при производстве по делам о НТП? О многих фактах недоставления товаров таможни назначения узнают лишь по получении информации из ГНИВЦа. При этом у них нет никаких документов из таможни отправления для заведения дела о НТП. Более того, во многих случаях в ДКД (книжке МДП) совершенно неправильно указывается таможня назначения. Некоторые таможни отправления не смущает тот факт, что получатель товаров находится, скажем, в Архангельске, а ДКД выписывается до Нижегородской таможни. Трудно сказать, чем это можно объяснить - небрежностью или отсутствием элементарных знаний географии. На основании изложенного предлагаю руководствоваться следующим: 1. Производство по делам о нарушениях таможенных правил по фактам недоставления товаров ведется таможенным органом назначения независимо от вида перевозки под таможенным контролем (ввоз, вывоз, транзит или перемещение товаров между складами временного хранения и таможенными складами). Исключение составляют факты невывоза товаров через участки границы Российской Федерации со странами Таможенного союза, на которых отменен таможенный контроль. В последнем случае производство по делам о НТП ведется таможенным органом отправления. В случае непосредственного обнаружения нарушений правил доставки и транзита товаров под таможенным контролем каким-либо таможенным органом (например, обнаружение поддельных отметок о поступлении товаров при выезде транспортного средства или в ходе проверок на автодорогах) производство по делу о НТП ведется этим таможенным органом, который обязан незамедлительно проинформировать об этом таможни отправления и назначения. В случаях, вызванных необходимостью, производство по делу о НТП может вестись в таможенном органе, в зоне деятельности которого было совершено это правонарушение. 2. В случае неподтверждения таможней назначения поступления товаров таможня отправления высылает документы для заведения дела о НТП через 30 дней по истечении установленного срока доставки. Товары остаются на контроле в таможне отправления до подтверждения таможней назначения факта получения указанных документов. 3. Запросы в таможни назначения о поступлении товаров направляются в случае крайней необходимости. Ответы на такие запросы должны быть однозначными и подписаны начальником таможни или его заместителем. 4. В случае, если перевозка товаров под таможенным контролем по каким-либо причинам заканчивается в таможенном органе, отличном от указанного в ДКД (книжке МДП, транзитной декларации) таможенного органа назначения, то отдел контроля за доставкой товаров (ОКДТ) новой таможни назначения подтверждает доставку товаров в установленном порядке, а также информирует по оперативным каналам связи ОКДТ указанной в ДКД таможни назначения о поступлении товаров. После получения такой информации ОКДТ указанной в ДКД таможни назначения аннулирует оперативные сообщения о направлении товаров под таможенным контролем, полученные от ОКДТ таможни отправления. 5. Подразделения таможенных органов в пунктах пропуска должны иметь в своем распоряжении: - подробный географический атлас или карту Российской Федерации; - реестр складов временного хранения и таможенных складов на бумаге или в электронном виде (файлы skladbx.dbf и skladtm.bdf); - классификатор мест доставки товаров на бумаге или в электронном виде (файл ktam.dbf); - перечни личных номерных печатей и пломбиров на бумаге или в электронном виде (файлы pech.dbf и plombir.dbf). 6. Начальники таможен и ОКДТ несут личную ответственность за полноту и достоверность сведений, направляемых в ГНИВЦ и другие таможенные органы, и за своевременную высылку в таможни назначения документов для заведения дел о НТП по фактам недоставления. 7. О нарушениях установленного порядка взаимодействия при контроле за доставкой товаров таможенные органы докладывают в Управление организации таможенного контроля ГТК России. В случае необходимости прикладываются копии имеющих отношение к делу документов. Обращаю внимание, что в настоящем письме преднамеренно не называются таможни, допустившие вышеуказанные нарушения. Одновременно сообщаю, что ГТК России начинает сбор и систематизацию информации о таких нарушениях. В дальнейшем эти сведения будут использоваться в ходе аттестаций должностных лиц таможенных органов, для принятия решений о проведении проверок тех или иных таможен и для предложений по премированию руководителей таможенных органов. Заместитель Председателя ГТК России С.М.БЕКОВ |