О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В г. МОСКВЕ НА 1994 -1995 гг. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 12 июля 1994 г. N 584 (ВММ 94-18) Одним из важнейших факторов успешного развития экономических ре- форм и стабилизации экономики в условиях разгосударствления федераль- ной и городской собственности является активизация малого предпринима- тельства, обеспечивающего наполнение рынка товарами и услугами, разви- тие экономически оправданной конкуренции,формирование стабильной нало- говой базы и налоговых поступлений в республиканский и городской бюд- жеты, создание новых рабочих мест. Несмотря на рост количества малых предприятий в г. Москвы, форми- рование цивилизованного предпринимательства остается долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий. Реализация постановления Правительства Москвы от 20.07.93 г. N 691 "О программе комплексного развития малого предпринимательства" стала одним из этапов целенаправленного осуществления правительством Москвы государственной поддержки малого предпринимательства. За короткий период времени создана Московская лизинговая компа- ния, успешно реализуется программа обучения руководителей малых предп- риятий совместно с японской государственной корпорацией малого бизне- са, учрежден Фонд подготовки кадров предпринимательства, созданы и ак- тивно работают Департамент развития и поддержки малого предпринима- тельства. в I квартале 1994 г. на поддержку субъектов малого предпри- нимательства г. Москвы, реализацию конкретных проектов и программ вы- делено из городского бюджета 3500,0 млн. руб. Вместе с тем правительство Москвы отмечает, что необходимого уровня координации деятельности подразделений отраслевых и территори- альных органов управления по вопросам развития малого предприниматель- ства в г. Москве добиться пока не удалось. Недостаточно полно учитыва- ются интересы предпринимателей при подготовке и регулировании на го- родском уровне вопросов налогообложения, приватизации, аренды нежилых помещений и земельных участков, использования производственных мощнос- тей и незавершенных строительством объектов, предоставления государст- венных гарантий и создания льготных условий для деятельности хозяйст- вующих субъектов. В целях ускорения развития малого предпринимательства в г. Моск- ве, дальнейшего обеспечения его государственной поддержки и в соответ- ствии с постановлением правительства Москвы от 20.07.93 г. N 691 "О программе комплексного развития малого предпринимательства в г. Моск- ве" правительство Москвы постановляет: 1.Принять Комплексную программу развития и поддержки малого пред- принимательства в г. Москве на 1994 - 1995 гг. согласно приложению 1 (не печатается). 2.Возложить на Департамент развития и поддержки малого предприни- мательства функции заказчика Комплексной программы. 3.Департаментам, комитетам, главным управлениям правительства Москвы, Общественно-экономическому совету по развитию малого предпри- нимательства и частной инициативы совместно с префектурами администра- тивных округов обеспечивать контроль и реализацию мероприятий, предус- мотренных Комплексной программой. 4.Департаменту финансов: - предусмотреть в 1994 г. выделение ежеквартально Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства финансовых средств из утвержденного бюджета города на 1994 г. (по состоянию на январь т. г.), направляемых целевым назначением для реализации Комплексной прог- раммы, исходя из общей суммы этих средств не менее 10,5 млрд. руб. на текущий год; - при проработке совместно с Департаментом экономической политики и Департаментом перспективного развития проектов программы социаль- но-экономического развития г. Москвы и городского бюджета на 1995 г. исходить из необходимости выделения на указанный год финансовых сред- ств на цели поддержки и развития малого предпринимательства в г. Моск- ве на уровне 0,5 проц. от проектируемых доходов бюджета. 5.Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства с участием заинтересованных служб правительства Москвы и общественных объединений, работающих в сфере малого бизнеса, подготовить и в уста- новленные сроки направить указанным выше департаментам необходимые обоснования под выделение на 1995 г. бюджетных средств в намеченном размере. 6.Поручить Департаменту развития и поддержки малого предпринима- тельства совместно с Департаментом финансов и Департаментом экономи- ческой политики при реализации мероприятий Комплексной программы в части их поддержки финансированием за счет средств городского бюджета учитывать реальное положение его доходной базы и использовать средства из городского бюджета строго по целевым назначениям под обоснованные проекты, принятые правительственной комиссией по финансовой поддержке малого предпринимательства. 7.Префектам административных округов в месячный срок утвердить окружные программы развития и поддержки малого предпринимательства на 1994 - 1995 гг., разработанные по заказу Департамента развития и под- держки малого предпринимательства, и осуществить в полном объеме реа- лизацию мероприятий, предусмотренных программами. 8.Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства совместно с Департаментом территориальных органов управления, Департа- ментом экономической политики и префектами административных округов в месячный срок подготовить предложения по образованию в префектурах структурных подразделений по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства. Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства, Об- щественно-экономическому совету по развитию малого предпринимательства и частной инициативы совместно с общественными объединениями (приложе- ние 3), Департаментом экономической политики, Москомимуществом, други- ми отраслевыми департаментами в III квартале 1994 г. подготовить про- ект закона г. Москвы "Об основах малого предпринимательства", включаю- щего вопросы лицензирования, аренды нежилого помещения, информацион- но-консультационный и другие в части малого предпринимательства и представить в Московскую городскую Думу. 10.Установить, что финансовая, имущественная поддержка, а также льготы в налогообложении будут предоставляться субъектам малого предп- ринимательства, занятых в решении актуальных проблем города по приори- тетным направлениям: - переработка сельскохозяйственной продукции; - производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления; - производство лекарственных и других медицинских препаратов, ме- дикаментов, медицинских изделий и техники; - оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; - производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания; - инновационная и природоохранная деятельность; - туристическая и экскурсионная деятельность; - строительство и капитальный ремонт жилья и объектов культур- но-бытового назначения для населения; - благоустройство города, сбор и переработка бытовых и производс- твенных отходов; - транспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов. 11.Утвердить Положение об организации сбора, анализа, экспертизы и финансирования проектов и программ развития малого предприниматель- ства в г. Москве, согласно приложению 2. 12.Установить для общественных объединений (приложение 3) без подведомственных структур, участвующих исполнителями в реализации Ком- плексной программы, льготную оплату за аренду занимаемых ими нежилых помещений в размере минимальной ставки, а также оплату за пользование электроэнергией, теплом, услугами связи на уровне, установленном для государственных муниципальных организаций и предприятий. Считать необходимым освободить указанные объединения от уплаты налога на имущество, налога на рекламу, сбора на нужды образовательных учреждений, налога на содержание жилищного фонда и социальной сферы, земельного налога в части, перечисляемой в городской бюджет. Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства сов- местно с Общественно-экспертным советом по развитию малого предприни- мательства и частной инициативы, Департаментом экономической политики подготовить проект закона по изменению указанного налогообложения и представить в Московскую городскую Думу в порядке, установленном рас- поряжением от 10.01.94 г. N 11-РМ. 13.Возложить на Московский фонд подготовки кадров функции уполно- моченного исполнителя по созданию в г. Москве обучающих центров и школ для малого предпринимательства, эффективной общегородской структуры и системы по подготовке и переподготовке предпринимателей. 14.Возложить на Московский фонд поддержки малого предприниматель- ства функции уполномоченного исполнителя программ и проектов прави- тельства Москвы по развитию инфраструктуры малого предпринимательства по согласованию с заказчиком Комплексной программы. 15.Рекомендовать наблюдательному совету и дирекции Фонда поддерж- ки предпринимательства и развития конкуренции в качестве регионального агента по реализации федеральных и совместных программ в г. Москве Московский фонд поддержки малого предпринимательства. 16.Москомимуществу предусмотреть в программе приватизации на 1995 г. возможность отчисления в размере 5 проц. от общей суммы средств, полученных от приватизации государственной и муниципальной собствен- ности, на цели реализации Комплексной программы, прежде всего на соз- дание новых малых предприятий в приоритетных направлениях деятельности. Обеспечить разработку совместно с Департаментом развития и под- держки малого предпринимательства, Общественно-экспертным советом по развитию малого предпринимательства и частной инициативы, Департамен- том финансов и Департаментом экономической политики Порядка использо- вания указанных средств, имея в виду, что финансирование мероприятий Комплексной программы должно осуществляться только под конкретные раз- работанные проекты с соответствующим технико-экономическим обосновани- ем. Совместно с Департаментом развития и поддержки малого предприни- мательства и Общественно-экспертным советом по развитию малого предп- ринимательства и частной инициативы обеспечить начиная с 1994 г. фор- мирование целевого фонда нежилых помещений для предпринимательства и развития его инфраструктуры в г. Москве за счет использования незавер- шенных строительством объектов, изъятия площадей, ранее незаконно пе- реданных арендатором или используемых ими с нарушением законодательст- ва и порядка, установленного правительством Москвы, а также за счет части государственного имущества (зданий, сооружений, нежилых помеще- ний), отчуждаемого в процессе приватизации государственных предприятий (в объеме не менее 30 проц. от учтенного объема всех указанных площа- дей). 17.Предложить Московской торгово-промышленной палате совместно с Департаментом развития и поддержки малого предпринимательства и общес- твенными объединениями (приложение 3) формировать в г. Москве начиная с 1994 г. профессиональные гильдии предпринимателей, производящих то- вары и услуги для населения. По вопросам, требующим решения правительства Москвы, представлять необходимые предложения. 18.Москомимуществу и Москомзему обеспечить проведение закрытых конкурсов для субъектов малого предпринимательства на право аренды не- жилых помещений и земельных участков по представлению Департамента развития и поддержки малого предпринимательства, согласованному с со- ответствующими отраслевыми департаментами, с целью реализации меропри- ятий, предусмотренных Комплексной программой, а также по проектам и программам, одобренным комиссией правительства Москвы по финансовой поддержке малого предпринимательства. Москомимуществу, Департаменту по строительству, Департаменту пер- спективного развития г. Москвы при организации конкурсных торгов по продаже незавершенных строительных объектов предусматривать возмож- ность проведения закрытых конкурсов для субъектов малого предпринима- тельства при обязательном участии в соответствующих комиссиях предста- вителей Департамента развития и поддержки малого предпринимательства и Общественно-экспертного совета по развитию малого предпринимательства и частной инициативы. 19.Департаменту по делам печати и информации, пресс-центру мэрии и правительства Москвы по представлению Департамента развития и под- держки малого предпринимательства и Общественно-экспертного совета по развитию малого предпринимательства и частной инициативы обеспечить информирование населения г. Москвы и предпринимательские круги через средства массовой информации о целях, направлениях и ходе реализации Комплексной программы. 20.Заслушать на правительстве Москвы в I квартале 1995 г. отчеты Департамента развития и поддержки малого предпринимательства и Общест- венно-экспертного совета по развитию малого предпринимательства и час- тной инициативы о выполнении мероприятий Комплексной программы. 21.Рекомендовать руководителям структурных подразделений прави- тельства Москвы осуществлять согласование с Департаментом развития и поддержки малого предпринимательства и Общественно-экспертным советом по развитию малого предпринимательства и частной инициативы постановле- ний, всех распорядительных и нормативных документов, затрагивающих ин- тересы предпринимателей г. Москвы. 22.Считать утратившими силу постановление правительства Москвы от 27.07.93 г. N 691 "О программе комплексного развития малого предприни- мательства в г. Москве" (Кроме пп. 7 и 8), распоряжение правительства Москвы от 21.09.93 г. N 1736-РП "О разработке нормативных документов по вопросам развития малого предпринимательства", постановление прави- тельства Москвы от 21.09.93 г. N 878 "О реализации финансовой поддерж- ки малого предпринимательства" (кроме пп. 2 и 3 ) и постановление пра- вительства Москвы от 08.01.92 г. N 34 "О неотложных мерах по развитию предпринимательской деятельности в г. Москве". 23.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Буравлева К.Э. Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение 2 к постановлению правительства Москвы от 12.07.94 г. N584 ПОЛОЖЕНИЕ об организации сбора, анализа, экспертизы и финансирования проектов и программ развития малого предпринимательства в г. Москве 1.Общие положения Настоящее Положение определяет порядок организации сбора, анали- за, экспертизы и финансирования проектов и программ развития малого предпринимательства в г. Москве. Положение разработано на основании решения от 30.09.93 г. комис- сии правительства Москвы по финансовой поддержке малого предпринима- тельства "Об организации сбора. анализа и экспертизы проектов и прог- рамм малого предпринимательства, предлагаемых к финансирования малыми предприятиями г. Москвы, их общественными объединениями, союзами и ас- социациями, другими предприятиями и учреждениями" (протокол N 1). 2.Порядок представления и рассмотрения документов 2.1.Субъекты малого предпринимательства или их объединения (обще- городские, окружные, отраслевые и другие, ассоциации, союзы и т. п.) направляют в Департамент развития и поддержки малого предприниматель- ства заявки о выделении финансовых средств и другую документацию, пе- речень которой приведен в приложении 2/1. Рекомендации по оформлению представленных документов изложены в приложении 2/2. 2.2.Документы, представленные субъектами малого предприниматель- ства, направляются на экспертизу в Общественно-экспертный совет по развитию малого предпринимательства и частной инициативы при мэре и правительстве Москвы, а также , при необходимости, на отраслевую экс- пертизу и другим независимым экспертам (в соответствии с п. 2.2. Поло- жения о комиссии правительства Москвы по финансовой поддержке малого предпринимательства, утвержденного постановлением правительства Москвы от 21.09.93 г. N 878 "О реализации финансовой поддержки малого предп- ринимательства в г. Москве"). 2.3.Экспертиза представленных к финансированию проектов и прог- рамм проводится с учетом "Рекомендаций по проведению экспертизы проек- тов и программ развития малого предпринимательства" (см. приложение 2/3). 2.4.На основании экспертного заключения комиссия правительства Москвы по финансовой поддержке малого предпринимательства принимает решение о выделении или невыделении финансовых средств в планируемый период, о чем информируется заявитель. Соответствующее решение прини- мается комиссией не более чем в месячный срок со дня получения экспер- тного заключения. Объем кредита, срок возврата, а также размер процентной ставки, взимаемой с субъектов малого предпринимательства при их кредитовании, определяется комиссией, исходя из приоритетной значимости проектов для Москвы, эффективности и сроков их окупаемости. При рассмотрении вопроса о выделении средств на заседание комис- сии могут приглашаться руководители субъекта малого предпринимательст- ва, а также, при необходимости, представители соответствующей префек- туры. 2.5.В каждом конкретном случае комиссия вправе запросить другие дополнительные документы или сведения, не входящие в перечень докумен- тов (приложение 2/1), но имеющие существенное значение для принятия решения о финансировании.В случае необходимости комиссия вправе напра- вить документы на дополнительную экспертизу. Программы и проекты, требующие дополнительной экспертизы, расс- матриваются комиссией не более чем в месячный срок со дня получения соответствующих заключений. 2.6.В соответствии с Методическими рекомендациями префектурам г. Москвы по проведению конкурсов проектов малых предприятий в админист- ративных округах и представлению заявок на финансирование проектов ма- лого предпринимательства в комиссию правительства Москвы по финансовой поддержке малого предпринимательства, утвержденными руководителем Де- партамента поддержки и развития малого предпринимательства 21.03,94 г., первоначальный отбор проектов малых предприятий по приоритетным направлениям деятельности, инвестиционных пилотных проектов в сфере малого предпринимательства может осуществляться на уровне префектур. Проекты,признанные лучшими в конкурсе проектов малого предприниматель- ства в административных округах, могут представляться префектами на рассмотрение комиссии правительства г. Москвы по финансовой поддержке малого предпринимательства. 2.7.Аналогичным образом на конкурсной основе комиссия может расс- матривать заявки субъектов малого предпринимательства на получение в аренду нежилых помещений и земельных участков, предоставление оборудо- вания в лизинг. 3.Порядок финансирования проектов 3.1.Финансирование проектов и программ развития малого предприни- мательства осуществляется через текущие счета по исполнению бюджета г. Москвы Департамента развития и поддержки малого предпринимательст- ва, открытые в уполномоченном банке правительства Москвы, который осу- ществляет расчетно-кассовое обслуживание вышеуказанных счетов. 3.2.Перечисление средств на бюджетный счет Департамента развития и поддержки малого предпринимательства производится Департаментом фи- нансов на основании решения комиссии по финансовой поддержке малого предпринимательства. Общий объем финансируемых в течение одного квар- тала проектов и программ не должен превышать ежеквартально выделяемых Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства финансо- вых средств из бюджета города. Не использованные в течение квартала выделенные финансовые средства в бюджет города не изымаются и суммиру- ются с объемом выделенных средств на следующий квартал. 3.3.Для осуществления возвратности средств, направляемых на фи- нансирование проектов и программ развития малого предпринимательства в г. Москве, Департаментом развития и поддержки малого предприниматель- ства заключаются специальные соглашения с одним из уполномоченных бан- ков правительства Москвы. В соглашениях определяются условия целевого использования выделенных средств, порядок их возврата, права и обязан- ности сторон относительно друг друга и субъектов малого предпринима- тельства. Возвратность кредита обеспечивается кредитным договором между банком и конкретным малым предприятием в сроки, оговоренные кредитным соглашением. Для зачисления возвратных средств Департамент развития и поддерж- ки малого предпринимательства открывает специальный субсчет к текущему счету бюджетного финансирования. При этом указанные средства имеют це- левое назначение и не могут быть направлены на цели, не предусмотрен- ные настоящим положением. Банк контролирует возврат средств от малого предприятия в соот- ветствии с кредитным договором и представляет Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства информацию о произведенных возв- ратах и допущенных просрочках. Выверка расчетов Департамента развития и поддержки малого предп- ринимательства и банком производится за квартал не позднее 10 дней следующего за отчетным месяца. Для обеспечения гарантий возврата кредитных (ссудных) средств уполномоченный банк может принимать участие в рассмотрении проектов и программ развития малого предпринимательства на всех этапах, предус- мотренных настоящим Положением, включая участие в их экспертизе, а также в заседаниях комиссии по финансовой поддержке малого предприни- мательства. 3.4.Департамент развития и поддержки малого предпринимательства до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет в Департамент финансов отчет об использовании средств, выделенных на развитие и поддержку малого предпринимательства. 3.5.Комиссия правительства Москвы по финансовой поддержке малого предпринимательства один раз в полугодие заслушивает отчет Департамен- та поддержки и развития малого предпринимательства о расходовании бюд- жетных средств, выделенных на развитие и поддержку малого предпринима- тельства в соответствии с рекомендуемыми проектами и программами. Решения комиссии, направленные на повышение эффективности указан- ных финансовых ресурсов, являются обязательными для Департамента раз- вития и поддержки малого предпринимательства и подлежат исполнению в сроки, установленные решением комиссии. Приложение 2/1 ПЕРЕЧЕНЬ необходимой документации, представляемой хозяйствующими субъектами малого предпринимательства для выделения финансовых средств 1.Письмо-ходатайство на финансирование. 2.Пояснительная записка. 3.Паспорт предприятия. 4.Заявка на финансирование. 5.Бизнес-план и / или технико-экономическое обоснование проекта или программы. 6.Копии учредительных документов. 7.Копии балансов предприятия (формы N 1 и N 2 по ОКУД) за послед- ний год и последний отчетный период текущего года, заверенные подпися- ми руководителя и главного бухгалтера, а также печатью заявителя. Приложение 2/2 РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документов, представляемых хозяйствующими субъектами малого предпринимательства для выделения финансовых средств 1.Письмо-ходатайство о финансировании направляется в адрес Депар- тамента развития и поддержки малого предпринимательства. В письме, подписанном руководителем предприятия-заявителя, в краткой форме (1 - 2 стр.) излагается просьба о выделении финансовых средств, а также указывается: - объем и сроки финансирования; - направление (цель) использования средств; - организационно-правовая форма предприятия, форма собственности, среднесписочная численность работников; - предложения по форме финансирования работ (дотации, субсидии, льготный кредит, временная финансовая помощь; приобретение акций, паев в создаваемых для реализации проектов предприятиях и т. д.); - перечень прилагаемых документов, а также иные сведения (по ус- мотрению заявителя). 2.Пояснительная записка (аннотация) объемом не более 10 стр. ма- шинного текста. В пояснительной записке отражаются: - полное наименование проекта (программы); - организационная форма реализации проекта; - цель работы; - актуальность, прикладная значимость работы; - краткая характеристика существующего положения дел в области предлагаемого проекта; - в чем заключается новизна принимаемых решений, их отличие от известных в стране и за рубежом (только для НИОКР); - предполагаемые исполнители и соисполнители работы; - задел, имеющийся у исполнителей (соисполнителей), - только для НИОКР; - дополнительные проблемы, которые требуется решить при выполне- нии работы; - обеспеченность основными ресурсами; - сроки выполнения работы в целом и по этапам; - конечные результаты работы (результаты по этапам), форма их представления; - последствия выполнения работы и использования ее результатов (экономические, социальные, технические, экологические и т. д.); - требуемые финансовые ресурсы; - срок возврата заемных средств; - допустимая и желаемая процентная ставка. 3.В бизнес-плане и / или техникоэкономическом обосновании реко- мендуется отразить следующее: - товары (услуги), предлагаемые к производству; - оценка рынка сбыта, конкуренция; - план производства; - организационный план; - правовая поддержка программ (проектов); - оценка рисков и страхование; - финансовый план стратегия финансирования (по собственным и за- емным средствам); - сетевой или календарный план реализации проекта; - прибыль, рентабельность, структура себестоимости продукции, срок окупаемости вложений и возврата финансовых средств. 4.Документы, характеризующие инфраструктуру предпринимательской деятельности (представляется по желанию заявителя): - договоры аренды производственных, складских, торговых помеще- ний; - договоры на поставку сырья, оборудования, комплектующих и т. п.; - договоры на сбыт продукции; - сертификаты на выпускаемую продукцию (в случае необходимости); - лицензия на вид деятельности (если данная деятельность лицензи- руется); - заключения специализированных организаций о потребности в вы- пуске продукции и соответствии ее принятым стандартам. ОБРАЗЕЦ Департамент развития и поддержки малого предпринимательства правительства Москвы Исх. N __________ Дата ТОО "Авангард" просит Вас выделить льготный (не более 60% годо- вых) кредит в размере 38 миллионов рублей сроком на 6 месяцев для ор- ганизации производства хлебобулочных изделий (минипекарня с магази- ном). ТОО "Авангард" является малым частным предприятием (учредители - физические лица, среднесписочная численность работников - 12 человек). Необходимые производственные помещения для реализации проекта и квалифицированный персонал имеются. Директор А.Иванов Гл. бухгалтер И.Островская М.П. Приложения: 1.Пояснительная записка на 7 листах. 2.Паспорт предприятия на 1 листе. 3.Заявка на финансирование на 1 листе. 4.Бизнес-план и ТЭО на 9 листах. 5.Копии учредительных документов на 24 листах. 6.Формы N 1 и N 2 ОКУД. 7.Договор аренды помещений на 5 листах. 8.Спецификации на оборудование на 6 листах. ПАСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.Наименование _______________________________________________________ 2.Организационная форма, форма собственности _________________________ ______________________________________________________________________ 3.Юридический адрес: _________________________________________________ _________________________________________________ 3а.Округ, префектура _________________________________________________ 4.Регистрационное свидетельство ________________ Дата ________________ 5.Расчетный счет _____________________________________________________ ______________________________________________________________________ 6.Основные виды деятельности % от общего объема реализации услуг _____________________________________ ___________________________ _____________________________________ ___________________________ _____________________________________ ___________________________ 7.Количество работающих: всего _____, в штате _____, по договорам ____ 8.Характеристики деятельности (по последнему отчетному балансу): за _________ 199 г.: а) уставный фонд _______________ тыс. руб; б) стоимость основных фондов __________________________ тыс. руб; в) объем реализации товаров (услуг) ___________________ тыс. руб. 9.Адрес для переписки: _______________________________________________ ______________________________________________________________________ Контактный телефон, телефакс _______________________________________ 10.Руководитель предприятия __________________________________________ 11.Проекты, предлагаемые Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства для реализации: а) наименование: 1. _____________________________________________ ______________________________________________________________________ б) суть проектов, включая сроки и объемы реализации (кратко): ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 12.Ресурсы, необходимые инициатору проектов для их реализации (отдель- но по каждому проекту): 12.1.Денежные средства (размер, форма предоставления): ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 12.2.Помещения, территории (количество, размер, тип): ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 12.3.Оборудование (тип, количество): ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Руководитель предприятия "____"_____________199__г. ______________________________________________________________________ (заполняется в Департаменте развития и поддержки малого предпри- нимательства) 13.Наличие детального бизнес-плана ___________________________________ ______________________________________________________________________ 14.Согласование с муниципальными интересами __________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 15.Согласование с заинтересованными ведомствами ______________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ЗАЯВКА на финансирование программы проекта ---------------------------------------------------------------------- 1.Наименование организации ---------------------------------------------------------------------- 2.Среднесписочн. чис- 3.дата регистрации 4.Размер уставного ка- лен. работн.____чел. "___"_________199 г. питала _____тыс.руб. ---------------------------------------------------------------------- 5.Форма собственности: государственная________%, муниципальная______%, обществ. организации ____%, др. предприятий ___%, физических лиц ___%, иностранных компаний и физических лиц________%. ---------------------------------------------------------------------- 6.Выручка (валовый доход): 7.Балансовая прибыль: - за последний год ___тыс. руб.; - за последний год ___тыс.руб.; - за последний отчетный период - за последний отчетный период (1 кв., 6 мес., 9 мес.)________ (1 кв., 6 мес., 9мес.)_________ ________________________тыс. руб. ______________________тыс. руб. ---------------------------------------------------------------------- 8.Отрасль деятельности предприятия, являющаяся предметом финансирова- ния___________________________________________________________________ ---------------------------------------------------------------------- 9.Краткое содержание финансируемой программы / проекта: ______________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ---------------------------------------------------------------------- 10.Конечные результаты работы (решение каких программ и / или проблем обеспечивается за счет представляемых средств): ___________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ---------------------------------------------------------------------- 11.Годовой объем планируемого выпуска продукции, работ, услуг: _______ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ --------------------------------------------------T------------------- 12.Потребность Всего ¦ в финансовых -----------------------------+------------------- ресурсах Собственные ¦ (млн. руб.) -----------------------------+------------------- Заемные, в т. ч. ¦ средства Департамента ¦ --------------------------------------------------+------------------- 13.Направления расходования представленных средств: 1. _________________________________________________________ млн. руб. 2. _________________________________________________________ млн. руб. 3. _________________________________________________________ млн. руб. 4. _________________________________________________________ млн. руб. 5. _________________________________________________________ млн. руб. 6. _________________________________________________________ млн. руб. Приложение 2/3 РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению экспертизы проектов и программ развития малого предпринимательства I.Общие положения Настоящие рекомендации определяют основные критерии для проведе- ния экспертизы проектов и программ развития малого предпринимательст- ва, предлагаемых к финансированию из средств, выделенных на поддержку и развитие малого предпринимательства в соответствии с бюджетом г. Москвы и постановлениями правительства Москвы. II.Предварительная оценка проектов и программ На стадии предварительной оценки проектов и программ развития ма- лого предпринимательства, предлагаемых к финансированию, рекомендуется руководствоваться следующими критериями: 1.Принадлежность заявителя к субъектам малого предпринимательства. При определении принадлежности заявителя к субъектам малого пред- принимательства следует руководствоваться действующим законодательст- вом и нормативными актами, определяющими малое предприятие через сред- несписочную численность работников по отраслям деятельности. Приоритетному рассмотрению подлежат также проекты общественных объединений, союзов, ассоциаций предпринимателей и фондов, деятель- ность которых направлена на поддержку и развитие малого предпринима- тельства. 2.Форма собственности малого предприятия. В качестве приоритетов рекомендуется: - частные предприятия различных организационно-правовых форм; - предприятия общественных объединений, союзов и ассоциаций пред- принимателей, осуществляющих поддержку малого бизнеса; - предприятия, в уставном капитале которых доля собственности об- щественных организаций инвалидов составляет не менее 50 проц.; - предприятия смешанной формы собственности, в уставном фонде ко- торых частный капитал составляет не менее 80 проц. 3.Отрасль деятельности предприятия, являющаяся предметом финанси- рования. В качестве приоритетов рекомендуется: - переработка сельскохозяйственной продукции; - производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления; - производство лекарственных и других медицинских препаратов, ме- дикаментов, медицинских изделий и техники; - оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; - производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания; - инновационная и природоохранная деятельность; - туристическая и экскурсионная деятельность; - строительство и капитальный ремонт; - транспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов; - мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры малого предпринимательства. 4.Одновременно на этом этапе экспертизы целесообразно провести: - предварительную оценку эффективности проекта, обращая особое внимание на финансовые показатели и степень риска; - оценку значения проекта для социально-экономического развития города и / или отдельных территорий, групп населения, отраслей. При рассмотрении проектов, могущих иметь федеральное значение, следует учитывать возможность совместного финансирования проекта с российским фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции. III.Комплексная экспертиза проектов и программ Проведение комплексной экспертизы рекомендуется осуществлять в сопоставлении следующих основных критериев проекта: 1.Общая характеристика финансируемого предприятия. 2.Характеристика рынка. 3.Финансовые критерии. 4.Технические и производственные критерии. 5.Характеристика соглашения между малым предприятием и Департа- ментом развития и поддержки малого предпринимательства. По каждому из основных критериев проекта рекомендуется обращать внимание на следующие позиции: 1.Общая характеристика финансируемого предприятия: 1.1.Навыки управления и опыт предпринимателей, качество "команды управляющих", компетентность и деловые связи. 1.2.Навыки в области маркетинга. 1.3.Финансовые навыки. 1.4.Характеристика управляющих третьей стороной. 1.5.Достигнутые фирмой результаты деятельности и их тенденции. 1.6.Потенциал роста фирмы. 1.7.Устойчивость положения фирмы. Степень защищенности от рис- ка.Зависимость от конъюнктуры рынка. 1.8.Показатель диверсификации. 1.9.Финансовая история развития фирмы. 1.10.Объем операций на внешнем рынке. 2.Характеристика рынка: 2.1.Положение фирмы на рынке. Наличие препятствий для проникнове- ния на рынок. 2.2.Размер рынка данного товара. 2.3.Потенциал роста рынка. 2.4.Наличие "рыночной ниши". 2.5.Наличие спроса. 2.6.Тип рынка (рынок технологий, услуг или продуктов). 2.7.Планы фирмы в области маркетинга. 3.Финансовые критерии: 3.1.Размер финансирования. 3.2.Предполагаемое время, по истечении которого проект начнет приносить прибыль. 3.3.Ожидаемая норма прибыли. Чистая прибыль. 3.4.Ожидаемый риск. 3.5.Возможности получения налоговых льгот. 3.6.Соотношение темпов роста производства и темпов роста инфляции. 4.Технические и производственные критерии: 4.1.Техническая оценка проекта. 4.2.Уникальность продукции. 4.3.Патентоспособность. 4.4.Инженерные и производственные навыки. 4.5.Патентное и правовое обеспечение проекта. 4.6.Специфика промышленности (технологии), то есть традиционная или новейшая отрасль (направление), перспективная или нет и др. 5.Характеристика соглашения между малым предприятием и Департа- ментом развития и поддержки малого предпринимательства: 5.1.Объем и продолжительность кредита (ссуда, субсидии и т. д.), кредитная ставка. 5.2.Наличие других участников проекта. 5.3.Планируемый способ предоставления и возврата кредита. 5.4.Обеспечение прав департамента. 5.5.Этап финансирования (с самого начала проекта или уже после получения каких-то результатов). 5.6.Контроль со стороны департамента. Удельный вес и значение каждого будет изменяться в каждом конк- ретном случае, в зависимости от специфики проекта. Во всех случаях ре- комендуется обращать особое внимание на качество "команды управляющих" малым предприятием, навыки управления и опыт предпринимателей, наличие рынка сбыта. Приложение 3 к постановлению правительства Москвы от 12.07.94 г. N584 ПЕРЕЧЕНЬ общественных объединений, союзов, фондов и других организаций, участвующих исполнителями в реализации Комплексной программы 1.Ассоциация женщин - предпринимателей России. 2.Московская ассоциация предпринимателей. 3.Московская лизинговая компания. 4.Московская торгово-промышленная палата. 5.Московский городской комитет Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса. 6.Московский фонд поддержки малого предпринимательства. 7.Российское агентство поддержки малого и среднего предпринима- тельства. 8.Союз инновационных предприятий России (ИННОСОЮЗ). |