ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТА "ДОПОЛНЕНИЕ К НОРМАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАСТРОЙКИ МОСКВЫ ВСН 2-85 ПО ЖИЛЫМ РЕКОНСТРУИРУЕМЫМ ТЕРРИТОРИЯМ. МГСН - 1.01.96(1). Распоряжение. Мэр Москвы. 10.09.96 287/1-РМ

     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТА "ДОПОЛНЕНИЕ К НОРМАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
   ЗАСТРОЙКИ МОСКВЫ ВСН 2-85 ПО ЖИЛЫМ РЕКОНСТРУИРУЕМЫМ ТЕРРИТОРИЯМ.
                          МГСН - 1.01.96(1)"

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                              МЭР МОСКВЫ
                         10 сентября 1996 г.
                              N 287/1-РМ

                              (ТВ 96-41)
  


     В целях   повышения   качества   проектных  работ  по  программам
жилищного,  социально-культурного  и   других   видов   строительства,
реализующих "Основные направления градостроительного развития г.Москвы
и   Московской   области   до  2000 г.",   одобренные   постановлением
Правительства Москвы от 15.09.92 N 837, и выполнения решений, принятых
распоряжением первого заместителя  Премьера  Правительства  Москвы  от
31.01.94  N  165-РЗП  "Об  утверждении  плана  разработки  нормативных
документов для проектирования застройки в Москве",  а  также  учитывая
неотложную  необходимость  дополнения  действующих норм проектирования
МГСН - 1.01.94  в  части  положений,  касающихся  реконструкции  жилых
территорий:
     1. Утвердить    разработанное     НИиПИ     Генплана     г.Москвы
Москомархитектуры "Дополнение к нормам проектирования застройки Москвы
ВСН 2-85 по жилым реконструируемым территориям.  МГСН  -  1.01.96(1)",
согласованное         с        Мосгосэкспертизой,        Мосгосцентром
санитарно-эпидемиологического  надзора,  Москомприродой,   Управлением
Государственной   пожарной   службы   ГУВД   г.Москвы,   Департаментом
экономической политики и развития г.Москвы.
     2. Ввести    в   действие   "Дополнение..."   с   даты   принятия
распоряжения.
     3. Институту НИиПИ Генплана г.Москвы Москомархитектуры:
     3.1. Обеспечить тираж для  обязательной  рассылки  "Дополнений  к
нормам  проектирования  застройки  Москвы  по  жилым  реконструируемым
территориям. МГСН - 1.01.96(1)".
     3.2. В   1997-98 гг.провести   анализ   практики   применения   в
проектировании норм и правил по жилым реконструируемым  территориям  и
разработать   рекомендации   по   применению   новых   норм  и  правил
проектирования планировки и застройки Москвы.
     4. Департаменту  экономической  политики  и  развития г.Москвы по
предложению Москомархитектуры включить выполнение вышеуказанных  работ
в  программу  научно-исследовательских работ на 1997-98 гг. в пределах
средств, предусмотренных годовыми объемами.

     Мэр Москвы                                             Ю.М.Лужков

                                                            Приложение
                                                   к распоряжению Мэра
                                     от 10 сентября 1996 г. N 287/1-РМ


                         Правительство Москвы
             Комитет по архитектуре и градостроительству
                              г.2 0Москвы


      ДОПОЛНЕНИЕ К НОРМАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ2 0ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ
        МОСКВЫ ВСН 2-85 ПО ЖИЛЫМ РЕКОНСТРУИРУЕМЫМ ТЕРРИТОРИЯМ
                           МГСН-1.01.96(I).

                            Москва 1996 г.



                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1. Нормы  и  правила  предназначены  для  разработки всех видов
предпроектной   и   проектной   градостроительной   документации    на
территориях   с   жилой  реконструируемой  застройкой,  осуществленной
преимущественно в первый период типового индустриального домостроения,
вне границ Центрального административного округа.
     1.2. Мероприятия по реконструкции направлены на:
     - создание    жилой   среды   с   комплексом   культурно-бытового
обслуживания  жилых   групп,   кварталов   и   жилых   территориальных
комплексов;
     - сохранение и учет историко-культурного и  природно-ландшафтного
потенциала территорий;
     - повышение эффективности использования  территории  и  застройки
путем   применения   рациональных   приемов  планировки  и  застройки,
разноэтажного строительства,  использования  подземного  пространства,
совмещения функционального использования зданий и помещений.
     1.3. В зависимости от градостроительной ситуации и инвестиционной
программы реконструкция жилой застройки может включать:
     - полный снос зданий существующего жилого фонда при частичном или
полном сохранении объектов обслуживания,  с последующим строительством
зданий нового жилого фонда и восполнением недостающего объема объектов
обслуживания;
     - выборочный  снос  ряда  существующих  зданий  с   их   заменой,
возможным увеличением при этом жилого фонда и объектов обслуживания, а
также  с  реконструкцией,  модернизацией  сохраняемых   жилых   зданий
(перепланировка   квартир,  надстройка  этажей  и  мансард,  достройка
угловых, пристройка рядовых и торцевых секций и др.).
     1.4. Расчетная  численность  населения  на жилых реконструируемых
территориях  определяется  указанными  в   градостроительном   задании
объемами   жилого   фонда  социального  использования  и  коммерческой
ориентации.   Для   ориентировочных   расчетов   при    проектировании
рекомендуется  принимать  среднюю  жилищную  обеспеченность населения,
проживающего в жилом фонде социального использования  -  20  м2  общей
площади  на человека,  а в фонде коммерческой ориентации - 30 м2 общей
площади на человека.

     Примечание: Жилой   фонд   социального   использования  -  жилье,
сдаваемое внаем муниципальными органами гражданам,  стоящим в  очереди
на улучшение жилищных условий (а также проживающих в домах, подлежащих
сносу, реконструкции и др.), с обеспечением санитарных норм, городских
стандартов   качества  проживания  и  с  учетом  принятой  для  Москвы
социальной нормы площади жилья и нормы его предоставления.
     Жилой фонд коммерческой ориентации - жилье, находящееся в частной
собственности, а также предоставляемое для продажи и сдачи в аренду из
муниципального   и   государственного   фондов,   фонда   общественных
организаций  и  частного фонда юридическим и физическим лицам.  Нижним
пределом площади жилищной обеспеченности коммерческого жилья  является
принятая санитарно-гигиеническая норма, верхний предел не ограничен.
     Соотношение квартир   различных   типов    в    новом    жилищном
строительстве  фонда  социального использования определяется на основе
учтенных потребностей претендентов-очередников и семей,  проживающих в
домах, подлежащих сносу и реконструкции; номенклатура и типы квартир в
жилом фонде коммерческой  ориентации  определяются  в  соответствии  с
запросами   заказчика.  Совокупное  количество  квартир  разных  типов
составляет квартирную заявку на строительство.
     1.5. Разделы:          "Учреждения          и         предприятия
обслуживания","Промышленные   и   коммунально-складские   территории",
"Улично-дорожная   сеть",  "Пассажирский  и  общественный  транспорт",
"Инженерная  подготовка   территории",   "Охрана   окружающей   среды"
разрабатываются в соответствии с документом "Временные нормы и правила
проектирования  планировки  и  застройки   Москвы   (корректировка   и
дополнение  ВСН  2-85).  МГСН-1.01-94.  Норму  инсоляции  принимать  в
соответствии с Примечанием 1 п. 2.27. ВСН 2-85.

                       2.2 0СЕЛИТЕБНЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

     2.1. Проекты   реконструкции   планировки   и   застройки   жилых
территорий  необходимо  вести  на основании предпроектных исследований
состояния  фонда  застройки  и  территории,  социально-демографических
условий,      санитарно-гигиенической      ситуации,     ландшафтного,
историко-культурного,  природного  своеобразия  района  реконструкции.
Результаты исследования служат основой для обоснования функционального
использования, плотности и этажности застройки.
     2.2. При реконструкции районов и участков жилой застройки следует
учитывать    их    место    в    структуре     города,     сложившиеся
архитектурно-планировочные,   ландшафтные   и  природные  особенности,
выделяя:
     - многофункциональные зоны общегородской активности - территории,
примыкающие к транспортно-пересадочным узлам,  площадям и  магистралям
общегородского  значения,  шириной  до  100  метров  от  красных линий
(границы   зон   устанавливаются   градостроительным    заданием    на
проектирование,  с  учетом  границ  участков домовладений и конкретной
градостроительной ситуации);
     - жилые   зоны   -   районы,   микрорайоны,   кварталы,  участки,
расположенные   в   межмагистральных   территориях,   за   исключением
территорий многофункциональных зон городской активности;
     Параметры планировки  и  застройки  зон  регулирования  застройки
сохраняемых  историко  -  культурных  и природных территорий,  ценного
городского и природного ландшафта принимаются по конкретной ситуации и
представляются в градостроительном задании (п.2.5.)
     Нормируемые показатели плотности застройки,  дифференцированные в
зависимости от градостроительной ситуации, принимать по таблице 1.
     2.3. Многофункциональные  зоны  общегородской активности.
     2.3.1. На   территории   многофункциональных   зон  общегородской
активности     должна      формироваться      архитектурная      среда
общественно-делового   назначения   с   многоуровневым  использованием
пространства,  высококачественным   благоустройством,   прогрессивными
техническими   решениями,   приемами  индивидуального  проектирования.
Обязательное условие - сохранение и развитие жилой функции.
     2.3.2. Рекомендуется размещать,  в основном,  коммерческое жилье,
административно-деловые учреждения,  гостиничные комплексы, учреждения
торговли  и  обслуживания  с рекомендуемым соотношением общих площадей
соответственно:  45%,  30%, 15%, 10%. Плотность застройки принимать по
табл.1.
     2.3.3. Размещение  отдельно  стоящих   школ   и   новых   детских
учреждений не рекомендуется.
     В целях повышения эффективности  использования  территории  вновь
размещаемые  объекты дошкольного и школьного образования рекомендуется
проектировать     ограниченной     вместимости     встроенными     или
встроенно-пристроенными к жилым и общественным зданиям.
     Детские дошкольные учреждения следует проектировать  вместимостью
не  более  10 групп;  филиалы вместимостью до 4-х групп включительно -
встроенными,  с организацией  отдельных  входов  и  участков.  Игровые
площадки для детей должны быть удалены от входа в здание не более, чем
на 30 метров.  Размещение  встроенных  детских  дошкольных  учреждений
допускается    при   условии   обеспечения   нормативных   показателей
освещенности,  инсоляции, перечня, площади и кубатуры помещений, в том
числе   и   для   детских  дошкольных  учреждений  малой  вместимости,
отдельного входа,  высоты основных помещений не  менее  3-х  метров  в
чистоте,   самостоятельной  системы  вентиляции,  организации  детской
прогулочной площадки на удалении от  окон  жилого  дома  не  ближе  15
метров.
     Школьные помещения  вместимостью  до  200  человек  для  учащихся
начальных    классов    возможно    проектировать    встроенными   или
встроенно-пристроенными.  Размер земельного  участка,  примыкающего  к
зданию,  должен  быть  не  менее  150  м2.  При отдельно расположенных
прогулочных,  спортивных,  игровых площадках их размер должен быть  не
менее 100 м2 на один класс,  а удаленность от здания не более,  чем 50
метров.
     Размещение встроенных   детских   дошкольных  учреждений  и  школ
допускается только по  согласованию  с  органами  Госсанэпиднадзора  в
каждом конкретном случае.
     2.3.4. При  реконструкции   и   новом   строительстве   подземное
пространство по возможности должно использоваться не менее, чем на два
уровня.  При использовании  подземного  пространства  для  автостоянок
следует  руководствоваться  в  части  противопожарных  требований МГСН
5.01.94 и МГСН 4.04.94.
     2.3.5. В  многофункциональных  зонах принимается норма озеленения
не менее 5 м2 на жителя.
     2.4. Жилые зоны.
     2.4.1. При строительстве за  счет  сноса  и  реконструкции  жилой
застройки   на  межмагистральных  территориях  следует,  как  правило,
добиваться увеличения жилого фонда, не нарушая своеобразия сложившейся
среды, без ухудшения санитарно-гигиенических условий проживания.
     2.4.2. В целях обеспечения преемственности, развития и расширения
многообразия  городской  среды  рекомендуется  сохранение существующих
положительных качеств жилой среды, в том числе:
     - планировочной   и   пространственной  организации  застройки  с
ориентацией зданий относительно  улиц,  определенностью  границ  жилых
дворов, имеющих, как правило, полузамкнутый периметр;
     - масштабного соотношения открытых и застроенных пространств,  их
камерности  и  соразмерности человеку,  оптимального отношения площади
видимой части небесного свода к поверхности стен окружающих домов;
     - озелененности и благоустройства относительно высокого качества,
включая деревья ценных пород.
     При соответствующих  обоснованиях и подтверждении потребительской
ценности необходимо максимально сохранять существующие жилые здания.
     Размещение новых   зданий   следует  вести  с  учетом  сохранения
сложившихся озелененных территорий.
     2.4.3. В  сумме  общих  площадей  всех  строений  жилая застройка
должна составлять не менее 80%,  обслуживающие учреждения -  не  менее
10%.  Систему  обслуживания  рекомендуется формировать преимущественно
объектами районного и местного значения. Плотность застройки принимать
по табл.1.
     2.4.4. При  реконструкции  жилой  застройки  на  межмагистральных
селитебных  территориях  в  целях  сохранения своеобразия и достижения
архитектурно-пространственной выразительности рекомендуется  застройка
с применением индивидуальных проектов,  а также применение малоэтажной
высокоплотной застройки.
     2.4.5. Для  расчета  обеспеченности  жителей  территорией (в т.ч.
озелененной)  общими  площадями  традиционно-первичного  обслуживания,
малого бизнеса,  производственных предприятий малой мощности,  а также
для  выполнения  санитарно-гигиенических  норм  следует   использовать
"Временные  нормы  и  правила  проектирования  планировки  и застройки
Москвы (корректировка и дополнение ВСН2-85) МГСН-1.01.94".
     2.4.6. В   районах  и  на  участках  реконструкции  дошкольные  и
общеобразовательные учреждения следует проектировать в соответствии  с
реальными демографическими условиями,  по установленным предпроектными
исследованиями показателям потребности в этих учреждениях детей разных
возрастов. Пример ориентировочного расчета обеспеченности приводится в
табл.2.
     Проектирование объектов   дошкольного   и  школьного  образования
следует производить в соответствии с  документом  "Временные  нормы  и
правила проектирования, планировки и застройки Москвы (корректировка и
дополнение ВСН2-85) МГСН-1.01.94г".
     2.5. Зоны регулирования застройки.
     2.5.1. В зоны регулирования застройки входят  территории  города,
определяемые  в  целях  сохранности  и  реабилитации  ценных  объектов
истории,   архитектуры,   садово-паркового    искусства,    городского
природного    ландшафта.    Границы   зон   и   режимы   регулирования
представляются  градостроительным  заданием   на   проектирование   по
согласованию  с  соответствующими инстанциями (управлениями контроля и
охраны природы, памятников истории и культуры).
     2.5.2. По  условиям  режимов  регулирования  допускается снижение
плотности и этажности застройки и изменение показателей обеспеченности
функциональными территориями и застройкой.

Таблица 1.
  __________________________________________________________
 |Градостроительные | Плотность застройки| Процент застройки|
 | ситуации         | тыс.м2/га общей пл.|      %  %        |
 |__________________|____________________|__________________|
 |А.                |                    |                  |
 |Многофункциональные                    |                  |
 |  зоны городской  |                    |                  |
 |  активности:     |                    |                  |
 | а). полный снос  |      не менее 25   |    не менее 50   |
 | б). реконструкция|      не менее 15   |    не менее 30   |
 |__________________|____________________|__________________|
 |Б. Жилые зоны:    |                    |                  |
 | а). полный снос  |      не более 15   |        20-30     |
 | б). реконструкция|      не более 9    |        15-20     |
 |__________________|____________________|__________________|
 |В. Зоны           |   Регламент по конкретной ситуации    |
 |  регулирования   |                                       |
 |  застройки       |                                       |
 |__________________|_______________________________________|

     Примечание: Плотность  застройки - сумма площадей наземных этажей
всех сохраняемых и вновь  строящихся  зданий  жилого  и  общественного
назначения, отнесенная к территории участка реконструкции.

      Таблица 2.
  ___________________________________________________________
 | Ориентировочное  |  Процент охвата    |  Ориентировочный  |
 | количество детей |детей  учреждениями |  расчетный        |
 | на тыс.жителей   |общего  образования |показатель обеспеч.|
 | (определяется    |                    |  детей школами    |
 |  обследованием)  |       (%  %)       |(мест/тыс.жителей) |
 |__________________|____________________|___________________|
 | 62 лет      13   |        75          |           9       |
 | 7-152 лет  107   |       100          |         107       |
 | 16-172 лет  23   |        40          |           9.2     |
 |__________________|____________________|___________________|


             3. ХРАНЕНИЕ И ПАРКОВКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

     3.1. В  многофункциональных  зонах  площадь  хранения автомобилей
должна составлять 25 м2 сооружений на  каждые  100  м2  общей  площади
зданий  и сооружений и,  как правило,  размещаться в подземном уровне.
Кроме того, под временные стоянки вместе с проездами в плоскости земли
отводится не более 25% незастроенной поверхности.
     Расчет потребности во временных стоянках  следует  производить  в
соответствии с п. 12.16 "Временных норм и правил МГСН - 1.01.94".
     3.2. На межмагистральных  территориях  следует  достигать  полной
обеспеченности расчетного количества мест хранения автомобилей, исходя
из показателя 300 автомобилей на 1000 жителей.  При этом не менее  50%
расчетного  количества мест должны быть размещены на жилой территории,
преимущественно в подземном пространстве.  Остальное  количество  мест
хранения  автомобилей  должно  быть  обеспечено вне жилой территории в
многоэтажных  гаражах  или  на  специально  оборудованных   охраняемых
стоянках в радиусе доступности не более 1,5 км.
     3.3. В зонах регулируемой застройки размещение  и  обеспеченность
местами хранения автомобилей определяется в соответствии с конкретными
условиями режимов регулирования.
     3.4. Расчет   и   размещение  стоянок  для  постоянного  хранения
автомобилей в жилых зонах принимать в соответствии с МГСН - 1.01.94  и
МГСН - 5.01.94.

                4 ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И  ОБОРУДОВАНИЕ.

     4.1. На    реконструируемых    территориях   при   проектировании
инженерных  сетей  предусматривать  их  прокладку  в  коллекторах,   а
магистральных  сетей2 0  в  проходных коллекторах.  При решении вопросов
инженерного оборудования территории использовать  "Временные  нормы  и
правила" МГСН - 1.01.94, МГСН - 2.01.94.