ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВА НА 1996 - 1997 ГОДЫ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 27 августа 1996 г. N 704 (ВММ 96-22) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года N 815 "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества" и постановления правительства Москвы от 7 мая 1996 г. N 400 "О мерах по социальной опеке граждан, утративших жилье, и лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством в г. Москве" по созданию условий обеспечения социальной защитой лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий и вынужденных заниматься бродяжничеством и попрошайничеством, а также в целях сокращения притока и концентрации этой категории граждан в Москве, усиления мер профилактики и защиты москвичей от совершаемых этими лицами правонарушений, распространяемых ими опасных инфекционных и иных заболеваний, правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить прилагаемую "Городскую комплексную программу мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества на 1996-1997 годы" (далее именуется Программа) - приложение. 2. Департаментам, комитетам, управлениям, префектам административных округов принять меры по безусловному выполнению мероприятий, предусмотренных Программой, и ежеквартально информировать Городскую межведомственную комиссию по профилактике бродяжничества о ходе их реализации. 3. Возложить на Городскую межведомственную комиссию общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы. 4. Рекомендовать департаментам, комитетам, управлениям, префектам административных округов разработать и утвердить планы мероприятий по обеспечению реализации Программы. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя премьера правительства Москвы В. А. Коробченко и начальника ГУВД г. Москвы Н. В. Куликова. Премьер правительства Москвы Ю. М. Лужков Приложение к постановлению правительства Москвы от 27 августа 1996 г. N 704 ГОРОДСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 1996-1997 ГОДЫ Городская комплексная программа мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества на 1996-1997 годы (далее - Программа) включает систему мер, осуществляемых мэром и правительством Москвы совместно с префектами административных округов г. Москвы. 1. Цели и задачи Программы Целями Программы являются усиление защиты населения города от совершаемых лицами, занимающимися бродяжничеством и попрошайничеством, преступлений и административных правонарушений, от распространяемых такими лицами опасных инфекционных и иных заболеваний, сокращение притока и концентрации в Москве данной категории граждан, оказание социальной, медицинской и иной помощи лицам, оказавшимся в экстремальных условиях без определенного места жительства и рода занятий. Программа ориентирована на осуществление мероприятий по социально-трудовой реабилитации указанной категории граждан из числа бывших москвичей с целью восстановления утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество. Основными задачами Программы являются: - обеспечение правовых, экономических и организационных условий для решения проблемы профилактики бродяжничества и попрошайничества, социальной защиты законных прав и интересов лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и рода занятий; - налаживание эффективной работы всех звеньев общественных и государственных органов по предупреждению правонарушений со стороны лиц без определенного места жительства и рода занятий; - координация действия всех учреждений и организаций, занимающихся проблемами бродяжничества и попрошайничества. 2. Основные тенденции развития неблагополучной обстановки в городе Москве, связанной с бродяжничеством и попрошайничеством На протяжении ряда лет в Москве наблюдается устойчивая тенденция к увеличению притока лиц без определенного места жительства и занятий, ведущих скитальческий образ жизни, которые значительно обостряют санитарно-эпидемиологическую и криминогенную обстановку в городе. За последние 10 лет количество преступлений, совершаемых лицами без определенного места жительства, возросло в 2,5 раза. В 1995 году только из числа раскрытых милицией преступлений около 2 тысяч совершено лицами без определенного места жительства, из них 1185 - тяжких. Кроме того, ими совершено свыше 50 тысяч административных нарушений. По вине таких лиц в городе произошло более 1 тысячи пожаров, повлекших гибель 68 человек и причинивших материальный ущерб, составивший 500 миллионов рублей. Более половины бездомных не являются гражданами России, распространяют опасные инфекционные и иные заболевания. Проводимые органами внутренних дел, социальной защиты населения, здравоохранения, другими органами и организациями города мероприятия не привели к ощутимым результатам. Работ правоохранительных органов по пресечению этих антиобщественных проявлений сдерживается из-за отсутствия ответственности (уголовной, административной) за бродяжничество и попрошайничество. В структуре органов социальной защиты еще мало учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий. Недостаточны меры по оказанию неотложной медицинской помощи и осуществлению лечебно-профилактических мероприятий с данной категорией граждан. Наряду с объективными факторами социально-экономического и организационно-правового плана эффективность мер, принимаемых в целях профилактики бродяжничества и предупреждения его опасных проявлений, снижают ведомственная разобщенность и иные недостатки в работе городских служб на данном участке. На ближайшие годы ожидается дальнейшее развитие остроты проблем бродяжничества и попрошайничества. Исходя из складывающей обстановки, необходимо обеспечить выполнение следующих мер: ____________________________________________________________________________________________________ Направления | Задачи | Срок Организаторы деятельности | | реализации работы _____________________|___________________________________________|___________________________________ 1 | 2 | 3 4 _____________________|___________________________________________|___________________________________ 3. Организационно - | 3.1. Внести на рассмотрение Московской | 1996 г. Отдел по работе правовые вопросы. | городской Думы проект Закона Москвы "О | с правоохранительными Профилактика | порядке выдворения из города Москвы лиц, | органами, ГПУ мэрии, правонарушений. | злостно нарушающих правила регистрации, и | ГУВД | мерах, исключающих повторное пребывание | | их в городе". | | | | 3.2. Подготовить и направить в МВД России | 1996 г. Отдел по работе | предложения о введении административной | с правоохранительными | ответственности за занятие бродяжничеством| органами, ГУВД | и попрошайничеством с предоставлением | | органам внутренних дел права задержания | | таких лиц для установления их личности и | | проверки образа жизни, в том числе на | | причастность к совершению преступлений. | | | | 3.3. Обратиться в МВД России с просьбой о | 1996 г. ГУВД | создании дополнительных контрольно - | | милицейских постов и заслонов на | | территории Московской и прилегающих к ней| | областей с целью недопущения приезда в | | Москву иногородних лиц без определенного | | места жительства. | | | | 3.4. Внести в Главное управление | 1996 г. ГУВД, МУВДТ | обеспечения общественного порядка МВД | | России предложения об увеличении до 30 | | суток срока содержания лиц, помещенных в | | приемники-распределители (центры), в целях| | обеспечения более качественной работы с | | ними. | | | | 3.5. Создать информационную систему учета | 1996 г. Комитет социальной | лиц, занимающихся бродяжничеством и | защиты населения | попрошайничеством, для координации работы | ГУВД, АО "МКНТ" | по оказанию им медико-социальной и | | социально-правовой помощи. | | | | 3.6. Принять меры по выполнению решений | 1996 г. Миграционная служба | Объединенной коллегии органов управления | г. Москвы | Москвы и Московской области от 01.06.93 | | N 45-14-183/3 о создании под началом | | Федеральной миграционной службы (вне | | территории Москвы и Московской области) | | пунктов приема и содержания лиц из числа | | иностранцев и лиц без гражданства, не | | имеющих действительных документов на право| | пребывания в России. | | | | 3.7. Учесть в смете расходов средств | 1996-1997 гг. ГУВД г. Москвы, МГЦ | специального фонда ГУВД статью расходов, | Госсанэпиднадзора | необходимых для выдворения за пределы | | Российской Федерации иностранных граждан | | и лиц без гражданства, злостно нарушающих | | правила пребывания в Российской Федерации,| | занимающихся бродяжничеством, с | | инфекционными и другими заболеваниями, | | опасными для здоровья населения, а также | | средства для следования к избранному месту| | жительства лиц, освобожденных из | | приемников-распределителей (центров) ОВД, | | проведение бесплатной санитарной обработки| | лиц, пораженных педикулезом, и другие | | расходы. | | | | 3.8. Шире использовать возможности средств| 1996-1997 гг. Управление печати и | массовой информации по правовому обучению | информации, Управление | населения в вопросах купли-продажи жилья | юстиции | и наступления возможных негативных | | последствий. | | | | 3.9. Рассмотреть вопрос о предоставлении | 1996 г. Управление юстиции, | права окружным прокурорам и начальникам | Прокуратура, ГУВД | УВД санкционировать принудительное | | выдворение из Российской Федерации | | иностранных граждан, злостно нарушающих | | законодательство Российской Федерации о | | правовом положении иностранных граждан в | | России. | | | | 3.10. Войти в законодательные федеральные | 1996 г. ГУВД | органы с предложением об увеличении | | штрафных санкций за нарушение правил | | пребывания иностранных граждан в | | Российской Федерации, а также транзитного | | проезда через территорию Российской | | Федерации, предусмотренных ст. 184 КоАП | | РСФСР. | | | | 3.11. Проводить работу с лицами, | постоянно ГУВД | помещенными в учреждения социальной | | защиты, с целью выявления лиц, скрывшихся | | от суда и следствия, для принятия к ним | | мер в соответствии с законом. | | | | 3.12. Организовать и обеспечить принятие | постоянно Префектуры | администрациями муниципалитетов мер, | | направленных на исключение возможности | | проникновения в подвалы, чердаки жилого | | сектора и проживания там лиц, занимающихся| | бродяжничеством. | | | | 3.13. Ежемесячно проводить рейды по | постоянно ГУВД, МУВДТ, МУВД | выявлению и удалению лиц, занимающихся | на ВВТ, префектуры | бродяжничеством, из подвалов, чердаков, | | жилого сектора, рынков, метрополитена, | | вокзалов, аэропортов, пригородных | | электропоездов и мест отстоя транспорта, | | общественных мест. | | | | 3.14. Систематически освещать вопросы | постоянно Управление печати и | профилактики бродяжничества и | информации, ГУВД | попрошайничества, защиты прав лиц без | | определенного места жительства в средствах| | массовой информации, особенно на | | Московском телевизионном канале, | | Московском кабельном телевидении, | | Московском радио, периодических изданиях. | | | | 3.15. В целях оказания помощи в | 1996-1997 гг. ГУВД | восстановлении документов бывшим жителям | | Москвы, не имеющим регистрации места | | жительства в других регионах, органам | | внутренних дел г. Москвы оформлять | | материалы по утрате паспортов данным | | гражданам по прежнему месту жительства. | | | | 3.16. В спецучреждениях для лиц, | 1996 г. ГУВД, префектуры | задержанных за бродяжничество и | | попрошайничество, окружных УВД создать | | поисковые группы занимающихся | | бродяжничеством, обеспечив поисковые | | группы специальным автотранспортом и | | средствами индивидуальной защиты от | | возможного контакта с инфекционно-больными| | гражданами данной категории. | | | | 3.17. Организовать режимные мероприятия, | 1996-1997 гг. МУВДТ, МУВД на ВВТ | направленные на предупреждение въезда в | | Москву в пригородных электричках, | | пассажирских и грузовых поездах, воздушном| | и водном транспорте лиц без определенного | | места жительства. Помощь в социальной | | адаптации и реабилитации данной категории | | граждан может и должна быть оказана за | | пределами Москвы и Московской области. | | | | 3.18. Силами нарядов милиции, народной | постоянно ГУВД, МУВДТ, МУВД | дружины обеспечить выявление лиц, | на ВВТ | использующих детей в целях | | попрошайничества ( в том числе и | | несовершеннолетних), и принятие к ним | | гражданско-правовых, административных и | | других мер, предусмотренных | | законодательством Российской Федерации. | | | | 3.19. Осуществлять помещение в | постоянно Комитет социальной | дома-интернаты для инвалидов Москвы лиц, | защиты населения | содержащихся в приемниках-распределителях,| | из числа бывших москвичей, согласно | | порядку, предусмотренному действующим | | законодательством. | | | | 3.20. Московской железной дороге по | 1996-1997 гг. Московская железная | заявкам Комитета социальной защиты | дорога, ГУВД, Комитет | населения, ГУВД, МУВДТ выделять за плату | соц. защиты, МУВДТ | необходимое количество пассажирских | | вагонов для вывоза граждан бывших союзных | | республик, задерживаемых за незаконное | | проживание в Москве, к местам их | | постоянного проживания. | | | 4. Обеспечение мер | 4.1. Открыть дом ночного пребывания для | 1996 г. Комитет социальной социальной | лиц без определенного места жительства на | защиты населения защиты | 100 мест по ул. Иловайская, д. 4. | | | | 4.2. Открыть социальную гостиницу для лиц,| 1996 г. Комитет социальной | утративших прописку, регистрацию в | защиты населения | г. Москве, на 160 мест по ул. Иловайская | | д. 2. | | | | 4.3. В доме N 1 и стр. 2 по ул. Иловайская| 1996 г. Комитет социальной | разместить предприятие | защиты населения | социально-профессиональной реабилитации | | лиц без определенного места жительства. | | | | 4.4. Продолжить работу по | 1996-1997 гг. Комитет социальной | совершенствованию сети специальных | защиты населения | отделений при ПНИ N 3 и ПНИ N 10 для лиц | | без определенного места жительства и | | утративших прописку, регистрацию в | | г. Москве | | | | 4.5. Открыть в каждом административном | 1996-1997 гг. Префектуры, Комитет | округе по одному муниципальному дому | социальной защиты | ночного пребывания (социальные ночлежки) | населения | для лиц без определенного места жительства| | | | 4.6. Обеспечить межведомственное | постоянно Комитет социальной | взаимодействие по вопросам социальной | защиты населения, | адаптации лиц без определенного места | Комитет здравоохранения, | жительства и занятий, занимающихся | ГУВД, Комитет труда и | бродяжничеством и попрошайничеством, | занятости, Комитет | после завершения стационарного лечения и | муниципального жилья | проведения медико-социальной экспертизы. | | | | 4.7. Принять меры по приобретению одежды | 1996-1997 гг. МГЦ Госсанэпиднадзора, | и созданию обменного фонда сезонной | Комитет социальной | одежды в городских санпропускниках, а | защиты населения | также обеспечить прием от населения | | денежных средств, одежды, обуви для | | оказания помощи нуждающимся лицам без | | определенного места жительства и занятий. | | | | 4.8. Определить перечень столовых города | 1996-1997 гг. Комитет социальной | для ежедневного 1-разового питания | защиты населения | бездомных из числа бывших москвичей по | | специальным талонам, выдаваемым Комитетом | | социальной защиты в установленном | | правительством Москвы порядке, и | | организовать такое питание. | | | | 4.9. В соответствии с действующим | 1996-1997 гг. Комитет социальной | законодательством Российской Федерации | защиты населения | осуществить назначение и выплату пенсий | | лицам без определенного места жительства, | | бывшим жителям г. Москвы, | | зарегистрированным по месту жительства | | или по месту пребывания в установленном | | порядке. | | | 5. Медицинское | 5.1. Обеспечить оказание первичной | постоянно Мед. служба ГУВД, обеспечение | медицинской помощи бригадам скорой | Комитет соцзащиты, | помощи гражданам, утратившим жилье, и | Комитет здравоохранения | лицам, занимающимся бродяжничеством и | | попрошайничеством. | | | | 5.2. Проводить стационарное лечение данной| постоянно Комитет здравоохранения | категории граждан | | | | 5.3. Проводить медико-социальную | постоянно Комитет здравоохранения, | экспертизу для определения последующей | Комитет социальной | социальной ориентации больного. | защиты населения | | | 5.4. Организовать и проводить | постоянно Комитет здравоохранения, | амбулаторно-поликлиническую помощь лицам, | Комитет социальной | помещаемым в учреждения социальной помощи | защиты населения, | (дома ночного пребывания, социальные | Медслужбы ГУВД по | приюты, социальные гостиницы, центры | принадлежности | социальной адаптации) и специальные | | учреждения ГУВД. | | | | 5.5. Проводить обязательное обследование | 1996-1997 гг. МГЦ Госсанэпиднадзора, | поступающего в приемники-распределители и | Комитет социальной | центры социальной реабилитации ГУВД | защиты населения | спецконтингента на туберкулез, | | венерические болезни, ВИЧ-инфекцию, | | дифтерию, кишечные инфекции на базе | | медицинских учреждений г. Москвы, для чего| | закрепить каждый вводимый в эксплуатацию | | приемник, центр за конкретными | | лечебно-профилактическими учреждениями | | г. Москвы (туберкулезными, | | кожно-венерологическими диспансерами, | | бактериологическими лабораториями). | | | | 5.6. Для обследования спецконтингента на | 1996-1997 гг. ГУВД, Комитет | туберкулез организовать еженедельные | здравоохранения | выезды в приемник-распределитель и Центр | | социальной реабилитации ГУВД мобильной | | рентгеновской установки. | | | | 5.7. Обеспечить подбор и направление в | постоянно Комитет здравоохранения, | лечебные учреждения бездомных, находящихся| ГУВД | на улицах, в других общественных местах в | | беспомощном либо болезненном состоянии, | | имеющих открытые раны, язвы или признаки | | инфекционных заболеваний. | | | | 5.8. Проводить освидетельствование во ВТЭК| постоянно Комитет социальной | лиц без определенного места жительства, | защиты населения | имеющих признаки инвалидности. | | | 6. Профессиональная | 6.1. Разработать временный порядок работы | 1996 г. Комитет труда и подготовка и | Комитета труда и занятости с бывшими, | занятости трудовая занятость| жителями Москвы, находящимися в социальных| | учреждениях для лиц, занимающихся | | бродяжничеством и попрошайничеством. | | | | 6.2. Проводить работу по выявлению на | постоянно Комитет труда и | предприятиях свободных рабочих мест для | занятости | трудоустройства лиц данной категории. | | | | 6.3. Регулярно публиковать в газете | постоянно Комитет труда и | "Биржа труда" перечень предприятий, | занятости | готовых принять на работу указанную | | категорию граждан, в том числе на | | общественные работы. | | | | 6.4. Организовать выездные консультации в | постоянно Комитет труда и | спецучреждениях ГУВД и социальной помощи | занятости | по вопросам трудоустройства бывших жителей| | Москвы, утративших свое жилье. | | | | 6.5. Открыть предприятие трудовой | 1996 г. Комитет труда и | адаптации на 150 мест для бывших жителей | занятости, Комитет | Москвы, находящихся в учреждениях | социальной | социальной помощи для лиц, оказавшихся в | защиты населения | экстремальных условиях без определенного | | места жительства и занятий. | | | | 6.6. Организовать 400 рабочих мест в | 1996 г. Комитет труда и | учреждениях и предприятиях города | занятости | различных форм собственности с учетом | | общественных работ для лиц без | | определенного места жительства из числа | | бывших жителей Москвы. | | | 7. Санитарно - | 7.1. Обеспечить безотказное бесплатное | постоянно МГЦ Госсанэпиднадзора эпидемиологические| проведение санитарной обработки лиц без | мероприятия | определенного места жительства при | | самостоятельном обращении, а также при | | направлении органов ГУВД и Городской | | станции скорой и неотложной медицинской | | помощи с последующим обеспечением их | | одеждой. | | | | 7.2. Обеспечить бесперебойное снабжение | 1996-1997 гг. МГЦ Госсанэпиднадзора, | учреждений Комитета социальной защиты | Медслужба ГУВД, | населения, приемника-распределителя и | Комитет соцзащиты | Центра социальной реабилитации ГУВД | | бактерийными препаратами, а также | | одноразовыми шприцами в достаточном | | количестве для проведения профилактических| | прививок спецконтингенту. | | | | 7.3. Организовать проведение | постоянно МГЦ Госсанэпиднадзора | профилактических прививок против дифтерии,| | столбняка и туберкулеза лицам без | | определенного места жительства в | | медицинских пунктах учреждений социальной | | защиты, приемниках-распределителях. | | | | 7.4. Обеспечить изоляцию и госпитализацию | постоянно Комитет здравоохранения, | лиц с инфекционными заболеваниями, | МГЦ Госсанэпиднадзора, | выявленными в приемниках-распределителях и| АП "Дезстанция" | учреждениях социальной защиты, проведение | | текущей и заключительной дезинфекции. | | | | 7.5. Предусмотреть обязательное | 1996-1997 гг. Комитет социальной | оборудование при учреждениях социальной | защиты населения, | помощи, приемниках-распределителях ГУВД, | ГУВД, МГЦ | медицинских пунктах и санитарных | Госсанэпиднадзора | пропускниках для проведения | | дезинфекционных мероприятий для лиц без | | определенного места жительства, пораженных| | педикулезом. | | | | 7.6. Завершить строительство | 1996-1997 гг. Департамент строительства, | санпропускника в Северном административном| МГЦ Госсанэпиднадзора | округе и решить вопросы строительства | | санпропускника в Центральном | | административном округе, согласно | | постановлению правительства Москвы от | | 22.03.94 N 225 "О мерах по стабилизации | | эпидемиологической обстановки в г. Москве"| | | | 7.7. Подготовить совместный приказ по | 1996 г. Комитет здравоохранения, | Комитету здравоохранения и МГЦ | МГЦ Госсанэпиднадзора | Госсанэпиднадзора "О порядке | | госпитализации лиц без определенного места| | жительства, больных инфекционными и | | паразитарными заболеваниями". | | | | 7.8. Организовать при доме ночного | 1996-1997 гг. МГЦ Госсанэпиднадзора, | пребывания склад верхней одежды для лиц | Комитет социальной | без определенного места жительства, а | защиты | также пункт приема одежды от населения и | | обеспечить ее транспортировку в санитарные| | пропускники (Ярославское ш., д. 9, ул. | | Бауманская, д. 20, Красногвардейский | | бульвар, д. 17). | | | | 7.9. Организовать проведение | постоянно МГЦ Госсанэпиднадзора, | профилактических мероприятий с целью | Комитет социальной | раннего выявления среди лиц без | защиты | определенного места жительства больных | | туберкулезом, кожно-венерическими | | заболеваниями, дифтерией, острыми | | кишечными и другими инфекционными и | | паразитарными заболеваниями. | | | | 7.10. Решить вопрос об открытии в городе | 1996 г. МГЦ Госсанэпиднадзора, | дополнительного скабиозория, учитывая | Комитет | значительное число больных чесоткой среди | здравоохранения | лиц без определенного места жительства | | (за 1995 г. - 3453 случая). | |