О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 17 ИЮНЯ 1996 ГОДА "О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ". Письмо. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 30.08.96 08-04-183-96

              О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 17 ИЮНЯ 1996 ГОДА
                 "О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ"

                               ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
                           30 августа 1996
                            N 08-04-183-96

                             (БМЮ 97-1)


     25 июня 1996 года вступил в силу Федеральный  закон  от  17  июня
1996 года "О национально-культурной автономии" (далее - Закон).
     Закон определяет   правовое   положение    национально-культурной
автономии как отдельного вида общественных объединений и устанавливает
ее  регистрацию  в  органах   юстиции   в   порядке,   предусмотренном
законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
     При осуществлении  регистрации  национально-культурных  автономий
полагаем  необходимым  обратить особое внимание на следующие положения
указанного Закона.
     Национально-культурная автономия        -        это        форма
национально-культурного    самоопределения,    представляющая    собой
общественное объединение граждан Российской Федерации,  относящих себя
к  определенным  этническим  общностям  на  основе   их   добровольной
самоорганизации  в  целях самостоятельного решения вопросов сохранения
самобытности,  развития языка, образования, национальной культуры (ст.
1).
     Право на национально-культурную автономию не является  правом  на
национально-территориальное самоопределение (ст. 4).
     Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими,
районными,  поселковыми,  сельскими), региональными, федеральными (ст.
5).
     Местные национально-культурные  автономии  учреждаются  на  общих
собраниях   (конференциях)   делегатами   национальных    общественных
объединений (ст. 6).
     Региональные национально-культурные  автономии   учреждаются   на
конференциях   (съездах)   делегатами  местных  национально-культурных
автономий.  Если в  пределах  субъекта  Российской  Федерации  создана
только   одна   местная   национально-культурная   автономия   граждан
Российской  Федерации,  относящих  себя  к   определенной   этнической
общности,    то    она    может    приобрести    статус   региональной
национально-культурной автономии (ст.ст. 5 и 6).
     Закон не      предусматривает     образования     межрегиональных
национально-культурных автономий.
     Региональные национально-культурные   автономии  двух  или  более
субъектов  Российской  Федерации   могут   создавать   только   органы
межрегиональной   координации  своей  деятельности.  Такие  органы  не
являются межрегиональными национально-культурными автономиями (ст. 5).
       Отсутствует в  Законе  применительно  к  национально-культурным
автономиям и понятие общероссийского общественного объединения.  В  то
же  время  устанавливается  статус  федеральных национально-культурных
автономий,  которые учреждаются  на  съездах  делегатами  региональных
национально-культурных  автономий  двух или более субъектов Российской
Федерации.  Если в пределах Российской Федерации создана  только  одна
региональная   автономия   граждан,   относящих  себя  к  определенной
этнической  общности,  то   национально-культурная   автономия   может
приобрести статус федеральной национально-культурной автономии (ст.ст.
5 и 6).
     Организационные основы      национально-культурной      автономии
определяются  спецификой  расселения  граждан  Российской   Федерации,
относящих   себя  к  определенным  этническим  общностям,  и  уставами
национально-культурных автономий (ст. 5).
     Национально-культурные автономии   образуют   органы  внутреннего
управления.  Порядок формирования,  функции и названия  таких  органов
определяются   национально-культурными  автономиями  самостоятельно  в
соответствии с законодательством Российской Федерации об  общественных
объединениях (ст. 6).
     Образование и   деятельность   национально-культурной   автономии
регулируются    настоящим    Федеральным   законом,   принимаемыми   в
соответствии с ним  другими  федеральными  законами,  соответствующими
положениями   конституций  (уставов),  законов  и  иными  нормативными
правовыми   актами   субъектов   Российской   Федерации,    а    также
общепризнанными   принципами   и   нормами   международного   права  и
международными договорами Российской Федерации в  области  обеспечения
прав и свобод человека и гражданина (ст. 3).
     Общие права национально-культурной автономии содержатся в  ст.  4
Закона.  Федеральными  законами,  конституциями  (уставами),  законами
субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии  могут
быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.
     Финансирование деятельности,   связанной   с   реализацией   прав
национально-культурной  автономии,  осуществляется  за  счет  средств:
национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных
лиц;  федерального  бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных  бюджетов.  В  этих  целях  могут  формироваться   специальные
федеральные, региональные и местные фонды (ст. 16).
     Национально-культурные автономии обладают правом собственности  в
соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 17).
     Реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии
осуществляется  в порядке,  установленном законодательством Российской
Федерации об общественных объединениях (ст. 6).
     Закон (ст.  6) определил,  что регистрация национально-культурных
автономий производится в органах юстиции  в  порядке,  предусмотренном
законодательством об общественных объединениях.
     Как известно,  в настоящее время до принятия закона о регистрации
юридических    лиц    действует   порядок   регистрации   общественных
объединений,  установленный ст.  21 Федерального закона от 19 мая 1995
года  "Об  общественных  объединениях".  С  учетом  этого  регистрация
национально-культурных автономий должна осуществляться в общем порядке
в соответствии с правилами ст.  21 указанного Закона,  в том числе и в
части, касающейся представляемого в органы юстиции перечня документов.
Дополнительно  к нему для регистрации национально-культурной автономии
должны быть представлены также документы, подтверждающие, что не менее
чем  за три месяца до проведения учредительного собрания (конференции,
съезда) в средствах  массовой  информации  или  иными  способами  были
сделаны  сообщения  о  предстоящем  учреждении  национально-культурной
автономии (ст. 6).
     Исходя из  положений  Федерального закона от 19 мая 1995 года "Об
общественных  объединениях"  (ст.  21)   государственная   регистрация
федеральной     национально-культурной     автономии    осуществляется
Министерством юстиции Российской Федерации,  а местной и  региональной
национально-культурных   автономий  органами  юстиции  соответствующих
субъектов Российской Федерации.
     Орган юстиции,      принявший      решение      о     регистрации
национально-культурной  автономии,  в  десятидневный  срок  направляет
данные  о  регистрации  в  соответствующий орган исполнительной власти
Российской Федерации по делам национальностей для включения  в  реестр
национально-культурных автономий (ст. 6).
     В порядке   информации   сообщаю,   что   Министерством   юстиции
предполагается в дальнейшем обобщить вопросы,  возникающие на практике
при применении органами юстиции положений Закона,  и  на  этой  основе
подготовить соответствующие рекомендации.