О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В НОМЕНКЛАТУРУ ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 10.09.96 335

                 О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В НОМЕНКЛАТУРУ
        ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
                 ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                         10 сентября 1996 г.
                                N 335
     
                                 (Д)


     За последние  годы  наметилась  тенденция к росту числа больных с
тугоухостью,  обусловленной в основном патологией внутреннего уха, что
связано  с  применением препаратов с ототоксическим действием,  ростом
числа  больных   с   наследственной   и   врожденной   патологией,   с
экологическими  факторами  и  т.д.  По  данным  Всемирной  организации
здравоохранения 4-7%  населения страдает нарушениями слуховой функции;
(взрослых  -  17,6  на  1000,  детей  - 1,2 на 1000).  Число больных с
нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 12 млн.человек,  из
них  более  3 млн.  человек нуждается в слухопротезировании.  Особенно
настораживает положение  с  контингентом  детей  и  подростков,  среди
которых число больных с тугоухостью превышает 600 тыс.человек.
     Несвоевременное выявление нарушений слуха у  детей  первого  года
жизни ведет к развитию глухонемоты и,  как следствие,  к инвалидизации
больных. Это определяет социальную значимость и актуальность внедрения
системы   раннего   выявления   нарушений  слуха,  начиная  с  периода
новорожденности,   с   последующей   адекватной    их    реабилитацией
(медицинской, сурдопедагогической, социальной).
     Учитывая специфику  обследования  больных  с  нарушениями   слуха
(применение    сложных    диагностических   технологий),   лечения   и
реабилитации, которые выходят за рамки клинической оториноларингологии
и   не   могут   осуществляться  врачами-оториноларингологами,  особое
значение приобретает подготовка специалистов соответствующего профиля.
     В целях  совершенствования оказания квалифицированной медицинской
помощи больным с тугоухостью
     утверждаю

     1. Дополнение     номенклатуры     врачебных    и    провизорских
специальностей  в  учреждениях  здравоохранения  Российской  Федерации
(Приложение  1),  утвержденной приказом Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 16.02.95 N 33.
     2. Положение о враче-сурдологе-оториноларингологе (Приложение 2).
     3. Квалификационную                                характеристику
врача-сурдолога-оториноларинголога (Приложение 3).
     4. Инструктивно-методические указания по аттестации на присвоение
квалификационной          категории          по          специальности
"сурдология-оториноларингология" (Приложение 4).

     разрешаю

     Руководителям органов   управления   здравоохранением   субъектов
Российской    Федерации    до    1   декабря   1996   года   присвоить
специалистам-сурдологам-оториноларингологам,  имеющим   соответственно
вторую,  первую  и  высшую квалификационную категории по специальности
"оториноларингология",  без  дополнительного  прохождения   аттестации
соответственно  вторую,  первую и высшую квалификационные категории по
специальности   "сурдология-оториноларингология".   Стаж   работы   по
специальности  "оториноларингология"  засчитывать  в  стаж  работы  по
специальности "сурдология-оториноларингология" при  аттестации  врачей
по данному профилю.

     приказываю

     1. Начальнику  Управления  учебных  заведений  (Володину Н.Н.) до
01.01.97 внести необходимые дополнения и изменения в типовую программу
повышения квалификации врачей оториноларингологов.
     2. Начальнику Управления организации медицинской помощи населению
(Карпееву  А.А.),  Научному  центру  аудиологии  и слухопротезирования
(Таварткиладзе Г.А.), Председателю Центральной аттестационной комиссии
Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации (Доскину В.А.) до
01.01.97 разработать и представить  на  утверждение  типовые  тестовые
задания              для             проведения             аттестации
врачей-сурдологов-оториноларингологов на  присвоение  квалификационных
категорий   в   соответствии   с  Положением  "Об  аттестации  врачей,
провизоров и других  специалистов  с  высшим  образованием  в  системе
здравоохранения  Российской  Федерации" с последующим обеспечением ими
территориальных аттестационных комиссий.
     3. Начальнику  отдела статистики и информатики (Погореловой Э.И.)
внести   необходимые   изменения   в    формы    отчетов    учреждений
здравоохранения      в     связи     с     введением     специальности
"сурдология-оториноларингология"   в    номенклатуру    врачебных    и
провизорских  специальностей  в учреждениях здравоохранения Российской
Федерации.
     4. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Первый заместитель министра                             А.М. Москвичев


                                                          Приложение 1
                                            к приказу Минздрава России
                                                     от 10.09.96 N 335

                              ДОПОЛНЕНИЕ
                номенклатуры врачебных и провизорских
             специальностей в учреждениях здравоохранения
             Российской Федерации, утвержденной приказом
              Министерства здравоохранения и медицинской
                 промышленности Российской Федерации
                           от 16.02.95 N 33

     65. - "сурдология-оториноларингология"

Начальник Управления кадров                              А.И. Торопцев


                                                          Приложение 2
                                            к приказу Минздрава России
                                                     от 10.09.96 N 335

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                 о враче сурдологе-оториноларингологе

                            1. Общая часть

     1.1. Врач  сурдолог-оториноларинголог  -  специалист   с   высшим
медицинским   образованием   по   специальности  "лечебное  дело"  или
"педиатрия",   прошедший    специализацию    по    оториноларингологии
(интернатура,   ординатура)  и  по  сурдологии  (курсы  специализации,
повышения   квалификации)    в    Научном    центре    аудиологии    и
слухопротезирования  и  профильных  НИИ  или  на  ЛОР  кафедре  высших
медицинских  образовательных  учреждений   и   институтов   (академий)
усовершенствования врачей и получивший сертификат специалиста.  Врачи,
не      прошедшие      указанную      подготовку,       к       работе
сурдологом-оториноларингологом не допускаются.
     1.2. В  своей  работе  руководствуется  настоящим  Положением   и
другими  нормативными  документами  Российской  Федерации  по вопросам
охраны здоровья населения.
     1.3. Врач     сурдолог-оториноларинголог     осуществляет    свою
деятельность,  как правило,  в государственном медицинском  учреждении
(поликлиника)  и  при наличии лицензии в негосударственном медицинском
учреждении (малое, акционерное, коллективное предприятие, кооператив),
а также в порядке частной практики.

                         2. Обязанности врача
                     сурдолога-оториноларинголога

     2.1. Организация приема и обследования  населения  с  нарушениями
слуха.
     2.2. Прием   больных   с   нарушениями   слуха;   аудиологическое
обследование   больных   с   использованием   современных   достижений
медицинской   науки    и    техники;    проведение    ориентировочного
отоневрологического   обследования;  описание  аудиограмм;  назначение
лечения    (консервативное,    хирургическое,    слухопротезирование);
динамическое наблюдение.
     2.3. Проведение    профилактических    осмотров    организованных
контингентов населения в соответствии с годовым планом работы.
     2.4. Ежегодные осмотры детей с нарушениями слуха,  обучающихся  в
специализированных детских садах и школах.
     2.5. Осуществление  учета  и  динамического  наблюдения  детей  и
взрослых с тугоухостью и глухотой.
     2.6. Участие  в  работе  республиканской   (краевой,   областной)
медико-педагогической  комиссии  по отбору детей с нарушениями слуха в
дошкольные   и   школьные   специализированные   детские   учреждения,
подготовка необходимой документации.
     2.7. Проведение санитарно-просветительной работы среди  акушеров,
педиатров,  родителей, воспитателей, сурдопедагогов специализированных
детских учреждений.
     2.8. Участие  в  работе  выездной  бригады  в области (районы) по
обеспечению населения сурдологической помощью.
     2.9. Внедрение  в  практику  центра (кабинета) новых погрессивных
методов диагностики и лечения нарушений слуха,  реабилитации больных с
дефектами слуха и связанными с ними дефектами речи.
     2.10. Подготовка предложений органам здравоохранения по улучшению
сурдологической  и  слухопротезной  помощи населению республики (края,
области).
     2.11. Систематическое проведение работы по повышению квалификации
среднего медицинского персонала специализированного центра (кабинета).
     2.12. Систематический     анализ     показателей     деятельности
сурдологопедического центра (кабинета).
     2.13. Обеспечение    правильного    и    своевременного   ведения
учетно-отчетной документации.
     2.14. Систематическое повышение своей квалификации.
     2.15. Руководство  в  своей  работе   официальными   документами,
приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц.
     2.16. Осуществление  постоянного  контакта  с   Научным   центром
аудиологии  и  слухопротезирования  Минздрава  России,  с учреждениями
Министерства просвещения, социального обеспечения и обществами глухих.

             3. Права врача сурдолога-оториноларинголога

     3.1. Привлекать   в    необходимых    случаях    врачей    других
специальностей для консультации и проведения лечения больных.
     3.2. Возможность изменять тактику лечения больных, руководствуясь
состоянием больного и данными диагностического обследования.
     3.3. Отдавать  распоряжения  и  указания  среднему   и   младшему
медицинскому персоналу и контролировать их выполнение.
     3.4. Участвовать в работе совещаний,  школ-семинаров,  проводимых
для врачей сурдологов-оториноларингологов.
     3.5. Получать  информацию,  необходимую  для   выполнения   своих
обязанностей.

        4. Ответственность врача сурдолога-оториноларинголога

     4.1. Несет  ответственность  за четкое и своевременное выполнение
своих обязанностей,  предусмотренных настоящим Положением и  правилами
внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения.
     4.2. Несет   персональную   ответственность   за   правильную   и
своевременную лечебно-диагностическую помощь своим больным.

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению                              А.А. Карпеев


                                                          Приложение 3
                                            к приказу Минздрава России
                                                     от 10.09.96 N 335

             КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА
                  врача сурдолога-оториноларинголога

     В соответствии     с     требованиями     специальности      врач
сурдолог-оториноларинголог должен знать и уметь:

                           1. Общие знания:

     - основы    законодательства   о   здравоохранении   и   основные
директивные документы,  определяющие деятельность органов и учреждений
здравоохранения;
     - правовые вопросы российского здравоохранения;
     - общие      вопросы      организации      сурдологической      и
оториноларингологической  помощи  взрослому  и  детскому  населению  и
работы  больнично-поликлинических  учреждений,  детских  дошкольных  и
школьных учреждений для детей с нарушенным слухом;
     - принципы  выявления  групп  "риска"  по  тугоухости и глухоте у
новорожденных;
     - принципы  определения  групп "риска" по тугоухости у работников
вредных профессий;
     - принципы  диспансеризации детей и взрослых с нарушениями слуха;
     - вопросы  санитарно-просветительской  работы  с   родителями   и
детьми;
     - санитарно-гигиенические   и    профилактические    мероприятия,
направленные  на  предотвращение развития нарушений слуха у взрослых и
детей;
     - физиологию   ЛОР-органов,   взаимосвязь  функциональных  систем
организма и уровни их регуляции;
     - возрастные аспекты развития слухового анализатора;
     - анатомию и физиологию слухового и вестибулярного анализаторов;
     - основы  медикаментозного  и  хирургического  лечения  нарушений
слуха  у  детей  и  взрослых;   механизм   действия   основных   групп
лекарственных  веществ;  показания и противопоказания к их применению;
осложнения, вызванные их применением;
     - современные  представления  об этиологии и патогенезе различных
форм тугоухости;
     - общие и специальные методы исследования в оториноларингологии;
     - клиническую  и   аудиологическую   семиотику   различных   форм
тугоухости;
     - дифференциальную  и  топическую  диагностику   различных   форм
тугоухости;
     - основы физической и физиологической акустики;
     - принципы  и  критерии  электроакустической  коррекции нарушений
слуха при различных формах тугоухости;
     - современные виды слухопротезирования, включающие различные виды
имплантационного слухопротезирования;
     - организацию    сурдопедагогической   реабилитации   больных   с
нарушениями слуха:
     - правильно  установить  диагноз  при  ЛОР  патологии и назначить
адекватное лечение;
     - владеть    современными   методами   обследования   больных   с
нарушениями  слуха  (тональной  и  речевой  пороговой  и  надпороговой
аудиометрией, импедансометрией) и правильно их интерпретировать;
     - владеть современными методами слухопротезирования;
     - владеть  дифференциальной  и  топической диагностикой различных
форм тугоухости.

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению                              А.А. Карпеев


                                                          Приложение 4
                                            к приказу Минздрава России
                                                     от 10.09.96 N 335

                  ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
        по аттестации на присвоение квалификационной категории
          по специальности "сурдология-оториноларингология"

     Высшая квалификационная     категория     присваивается     врачу
сурдологу-оториноларингологу:
     - имеющему высокую  теоретическую  и  практическую  подготовку  в
диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;
     - в совершенстве владеющему современными методами аудиологической
диагностики заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;
     - умеющему квалифицированно  решать  вопросы  дифференциальной  и
топической диагностики различных форм тугоухости;
     - умеющему квалифицированно оценивать  данные  психофизических  и
объективных  методов  исследования  слуха,  компьютерной  томографии и
рентгенологического     исследования     уха,      микробиологических,
микологических, иммунологических и биохимических исследований;
     - квалифицированно решающему  вопросы  о  направлении  больных  с
патологией  среднего и внутреннего уха на стационарное лечение,  в том
числе,  на  слухоулучшающие  и  слухоохраняющие  операции,  кохлеарную
имплантацию;
     - имеющему высокую  теоретическую  и  практическую  подготовку  в
области  медицинской  акустики,  конструктивных особенностей различных
классов слуховых аппаратов,  применения  их  при  различных  формах  и
степенях тугоухости;
     - умеющему   высококвалифицированно   решать    вопросы    выбора
параметров   электроакустической   коррекции,   оценки   эффективности
слухопротезирования;
     - квалифицированно  решающему  вопросы определения инвалидности и
врачебно-трудовой экспертизы;
     - имеющему  необходимые  знания  о  распространенности  нарушений
слуха, их структуре, профилактике, раннем выявлении, диспансеризации и
реабилитации больных с нарушениями слуха;
     - умеющему      провести      анализ      показателей      работы
сурдологопедического центра (кабинета);
     - имеющему  высокие  производственные  показатели  в   работе   и
принимающему  активное  участие в научно-практической деятельности,  в
подготовке        и        повышении        квалификации        врачей
сурдологов-оториноларингологов и медсестер-аудиометристов;
     - участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических
знаний среди населения.
     По своим   знаниям   и   опыту   работы   он   может   обеспечить
квалифицированное  руководство сурдологопедическим центром (кабинетом)
в     республиканских,     краевых,     областных     и      городских
лечебно-профилактических    учреждениях   и   назначаться   внештатным
сурдологом органов здравоохранения.
     Первая квалификационная     категория     присваивается     врачу
сурдологу-оториноларингологу:
     - имеющему  хорошую  теоретическую  и  практическую  подготовку в
диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;
     - хорошо   владеющему   современными   методами   аудиологической
диагностики заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;
     - умеющему  квалифицированно  решать  вопросы  дифференциальной и
топической диагностики различных форм тугоухости;
     - умеющему   правильно   оценивать   данные   психофизических   и
объективных   методов    исследования    слуха,    рентгенологического
исследования уха, микробиологических, микологических, иммунологических
и биохимических исследований;
     - квалифицированно  решающему  вопросы  о  направлении  больных с
патологией среднего и внутреннего уха на стационарное лечение,  в  том
числе,  на  слухоулучшающие  и  слухосохраняющие операции,  кохлеарную
имплантацию;
     - имеющему  хорошую  теоретическую  и  практическую  подготовку в
области медицинской акустики,  конструктивных  особенностей  различных
классов  слуховых  аппаратов,  применения  их  при  различных формах и
степенях тугоухости;
     - умеющему  квалифицированно  решать  вопросы  выбора  параметров
электроакустической       коррекции,       оценки        эффективности
слухопротезирования;
     - квалифицированно решающему вопросы определения  инвалидности  и
врачебно-трудовой экспертизы;
     - имеющему  необходимые  знания  о  распространенности  нарушений
слуха, их структуре, профилактике, раннем выявлении, диспансеризации и
реабилитации больных с нарушениями слуха;
     - умеющему      провести      анализ      показателей      работы
сурдологопедического центра (кабинета);
     - имеющему   высокие   производственные  показатели  в  работе  и
принимающему        участие        в         подготовке         врачей
сурдологов-оториноларингологов и медсестер-аудиометристов;
     - участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических
знаний среди населения.
     По своим   знаниям   и   опыту   работы   он   может   обеспечить
квалифицированное  руководство сурдологопедическим центром (кабинетом)
в областных и городских лечебно-профилактических учреждениях  и  может
быть    использован   в   качестве   внештатного   сурдолога   органов
здравоохранения.
     Вторая квалификационная     категория     присваивается     врачу
сурдологу-оториноларингологу:
     - имеющему  достаточную теоретическую и практическую подготовку в
диагностике и лечении заболеваний уха, горла и носа;
     - владеющему  современными  методами  аудиологической диагностики
заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха;
     - умеющему правильно решать вопросы дифференциальной и топической
диагностики различных форм тугоухости;
     - умеющему    правильно    оценивать    данные   аудиологического
обследования, рентгенологического исследования уха, микробиологических
и микологических исследований;
     - правильно решающему вопросы о направлении больных с  патологией
среднего  и внутреннего уха на стационарное лечение,  в том числе,  на
слухоулучшающие и слухосохраняющие операции;
     - владеющему  информацией о конструктивных особенностях различных
классов слуховых аппаратов и применении  их  при  различных  формах  и
степенях тугоухости;
     - умеющему   правильно   решать   вопросы    выбора    параметров
электроакустической        коррекции,       оценки       эффективности
слухопротезирования;
     - правильно   решающему   вопросы   определения   инвалидности  и
врачебно-трудовой экспертизы;
     - имеющему  необходимые  знания  о  распространенности  нарушений
слуха,  профилактике, раннем выявлении, диспансеризации и реабилитации
больных с нарушениями слуха;
     - умеющему      провести      анализ      показателей      работы
сурдологопедического кабинета;
     - имеющему  высокие  производственные  показатели  в   работе   и
принимающему        участие       в       повышении       квалификации
медсестер-аудиометристов;
     - участвующему в пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических
знаний среди населения.
     По своим     знаниям    и    опыту    может    работать    врачом
сурдологом-оториноларингологом.

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению                              А.А. Карпеев