О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (РЕДАКЦИЯ НА 18.01.2001). Закон. Президент РФ. 23.08.96 127-ФЗ

        О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
                       (Редакция на 18.01.2001)

                                ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          23 августа 1996 г.
                               N 127-ФЗ

                                (ГДФС)


     (РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА     ПРАВОВЫМ     УПРАВЛЕНИЕМ      АППАРАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДУМЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО  СОБРАНИЯ РФ В РЕД.  - ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ:  ОТ 19 ИЮЛЯ 1998 Г.  N 111-ФЗ; ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1998
Г. N  189-ФЗ;  ОТ  3  ЯНВАРЯ  2000 Г.  N 41-ФЗ;  ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2000 Г.
N 168-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1998, N 30,
СТ. 3607; N 51, СТ. 6271; 2000, N 2, СТ. 162; 2001, N 1, СТ. 20)

     Принят Государственной Думой               12 июля 1996 года
     Одобрен Советом Федерации                7 августа 1996 года

     Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами
научной   и   (или)    научно-технической    деятельности,    органами
государственной    власти    и    потребителями    научной   и   (или)
научно-технической продукции (работ и услуг).

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.   Законодательство   о    науке    и    государственной
научно-технической политике

     Законодательство о  науке  и  государственной  научно-технической
политике состоит из настоящего Федерального  закона  и  принимаемых  в
соответствии   с   ним  законов  и  иных  нормативных  правовых  актов
Российской Федерации,  а также законов  и  иных  нормативных  правовых
актов субъектов Российской Федерации.

     Статья 2.  Основные понятия,  применяемые в настоящем Федеральном
законе

     Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее -  научная
деятельность)  - деятельность,  направленная на получение и применение
новых знаний, в том числе:
     фундаментальные научные   исследования  -  экспериментальная  или
теоретическая деятельность,  направленная на получение новых знаний об
основных   закономерностях   строения,   функционирования  и  развития
человека, общества, окружающей природной среды;
     прикладные научные   исследования  -  исследования,  направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения практических
целей и решения конкретных задач.
     Научно-техническая деятельность - деятельность,  направленная  на
получение,   применение  новых  знаний  для  решения  технологических,
инженерных,  экономических,  социальных,  гуманитарных и иных проблем,
обеспечения функционирования науки,  техники и производства как единой
системы.
     Экспериментальные разработки - деятельность,  которая основана на
знаниях,  приобретенных в результате проведения  научных  исследований
или на основе практического опыта,  и направлена на сохранение жизни и
здоровья человека,  создание новых материалов,  продуктов,  процессов,
устройств,    услуг,    систем    или    методов   и   их   дальнейшее
совершенствование.
     Государственная научно-техническая  политика  -  составная  часть
социально-экономической   политики,   которая    выражает    отношение
государства  к  научной и научно-технической деятельности,  определяет
цели,  направления,  формы деятельности органов государственной власти
Российской Федерации в области науки,  техники и реализации достижений
науки и техники.
     Научный и  (или) научно-технический результат - продукт научной и
(или) научно-технической деятельности,  содержащий  новые  знания  или
решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
     Научная и (или) научно-техническая продукция -  научный  и  (или)
научно-технический  результат,  в том числе результат интеллектуальной
деятельности, предназначенный для реализации.
     Гранты -  денежные  и иные средства,  передаваемые безвозмездно и
безвозвратно  гражданами  и   юридическими   лицами,   в   том   числе
иностранными  гражданами  и иностранными юридическими лицами,  а также
международными  организациями,  получившими  право  на  предоставление
грантов   на   территории   Российской   Федерации   в   установленном
Правительством Российской Федерации порядке,  на проведение конкретных
научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

                  Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ)
                   НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 3.   Общие   положения   о   субъектах   научной  и  (или)
научно-технической деятельности

     1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется
в  порядке,  установленном настоящим Федеральным законом,  физическими
лицами  -  гражданами  Российской  Федерации,  а  также   иностранными
гражданами,  лицами  без  гражданства  в пределах прав,  установленных
законодательством Российской Федерации и  законодательством  субъектов
Российской Федерации,  и юридическими лицами при условии, если научная
и   (или)    научно-техническая    деятельность    предусмотрена    их
учредительными документами.
     2. Органы   государственной   власти   Российской   Федерации   в
соответствии с настоящим Федеральным законом:
     гарантируют субъектам   научной   и   (или)    научно-технической
деятельности   свободу   творчества,   предоставляя  им  право  выбора
направлений   и   методов   проведения    научных    исследований    и
экспериментальных разработок;
     гарантируют субъектам   научной   и   (или)    научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
     признают право  на  обоснованный   риск   в   научной   и   (или)
научно-технической деятельности;
     обеспечивают свободу  доступа  к  научной  и   научно-технической
информации,  за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской  Федерации  в  отношении  государственной,  служебной   или
коммерческой тайны;
     гарантируют подготовку,  повышение квалификации и  переподготовку
научных работников и специалистов государственных научных организаций;
     гарантируют финансирование     проектов,      выполняемых      по
государственным заказам.

     Статья 4.  Научный  работник,  специалист  научной  организации и
работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных
работников

     1. Научным   работником   (исследователем)   является  гражданин,
обладающий необходимой квалификацией  и  профессионально  занимающийся
научной и (или) научно-технической деятельностью.
     Правовые основы  оценки   квалификации   научных   работников   и
специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в
порядке,  устанавливаемом  Правительством   Российской   Федерации   и
обеспечиваются государственной системой аттестации.
     Результаты аттестации   могут   быть   обжалованы   и    отменены
вышестоящей аттестационной комиссией.  В случаях нарушения порядка или
критериев  оценки  квалификации  научных  работников  и   специалистов
научной  организации  результаты  аттестации  могут  быть обжалованы и
отменены в судебном порядке.
     2. Единый   реестр   предусмотренных   государственной   системой
аттестации  ученых  степеней  и  ученых  званий,   а   также   порядок
присуждения    ученых    степеней   или   присвоения   ученых   званий
устанавливается Правительством Российской Федерации.  Указанный реестр
действует  на  всей  территории  Российской  Федерации  (новый пункт 2
введен Федеральным законом  от  29.12.2000  г.  N  168-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст.20).
     3. Правом    выдачи    дипломов,    подтверждающих    присуждение
предусмотренных  государственной системой аттестации ученных степеней,
и правом выдачи аттестатов,  подтверждающих присвоение предусмотренных
государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально
уполномоченный на то Правительством Российской  Федерации  федеральный
орган  исполнительной власти (новый пункт 3 введен Федеральным законом
от 29.12.2000 г.  N  168-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2001, N 1, ст. 20).
     4. Специалистом   научной   организации    (инженерно-техническим
работником)  является гражданин,  имеющий среднее профессиональное или
высшее  профессиональное  образование   и   способствующий   получению
научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
     5. Работником сферы  научного  обслуживания  является  гражданин,
обеспечивающий  создание  необходимых  условий  для  научной  и  (или)
научно-технической деятельности в научной организации.
     6. Научный работник имеет право на:
     признание его  автором   научных   и   (или)   научно-технических
результатов  и  подачу  заявок  на  изобретения  и  другие  результаты
интеллектуальной  деятельности  в  соответствии  с   законодательством
Российской Федерации;
     получение в соответствии с законодательством Российской Федерации
доходов  от реализации научных и (или) научно-технических результатов,
автором которых он является;
     объективную оценку   своей  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности  и   получение   вознаграждений,   поощрений   и   льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
     осуществление предпринимательской деятельности в области науки  и
техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок на участие в  научных  дискуссиях,  конференциях  и
симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
     участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет
средств  соответствующего  бюджета,  фондов  поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности  и  иных  источников,  не  запрещенных
законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок   на   участие   в    международном    научном    и
научно-техническом     сотрудничестве    (стажировки,    командировки,
публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами
территории Российской Федерации);
     доступ к информации о научных и  научно-технических  результатах,
если   она   не  содержит  сведений,  относящихся  к  государственной,
служебной или коммерческой тайне;
     публикацию в  открытой  печати научных и (или) научно-технических
результатов,  если   они   не   содержат   сведений,   относящихся   к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
     мотивированный отказ  от   участия   в   научных   исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека,  общество и окружающую
природную среду;
     повышение научной квалификации.
     7. Научный работник обязан:
     осуществлять научную,  научно-техническую  деятельность  и  (или)
экспериментальные разработки,  не нарушая права и свободы человека, не
причиняя  вреда  его  жизни  и здоровью,  а также окружающей природной
среде;
     объективно осуществлять  экспертизы  представленных ему научных и
научно-технических   программ   и   проектов,    научных    и    (или)
научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
     8. Научные  работники  могут  заключать  договоры  о   совместной
научной  и  (или)  научно-технической  деятельности  в  соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     9. Научные  работники  вправе  создавать  на  добровольной основе
общественные объединения (в том числе  научные,  научно-технические  и
научно-просветительские   общества,   общественные  академии  наук)  в
порядке,  предусмотренном законодательством  Российской  Федерации  об
общественных объединениях.
     Общественные академии наук  участвуют  в  координации  научной  и
(или)  научно-технической  деятельности  и действуют в соответствии со
своими уставами и законодательством Российской Федерации.
     Органы государственной   власти  Российской  Федерации  и  органы
государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать
на  добровольной  основе общественные объединения научных работников к
подготовке проектов решений в  области  науки  и  техники,  проведению
экспертиз,  а  также  на  основе  конкурсов  к  выполнению  научных  и
научно-технических программ и проектов,  финансируемых за счет средств
соответствующего бюджета.
     (Пункты 2 - 7 считать  соответственно  пунктами  4  -  9  в  ред.
Федерального   закона   от   29.12.2000   г.   N   168-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 20).

     Статья 5. Научная организация

     1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от
организационно-правовой   формы   и   формы   собственности,  а  также
общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве
основной  научную и (или) научно-техническую деятельность,  подготовку
научных работников  и  действующие  в  соответствии  с  учредительными
документами научной организации.
     Научные организации  подразделяются  на  научно-исследовательские
организации,  научные  организации  образовательных учреждений высшего
профессионального         образования,         опытно-конструкторские,
проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации,
осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
     2. Правительство  Российской  Федерации  и  органы исполнительной
власти субъектов Российской  Федерации  организуют  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации  государственную аккредитацию
научных  организаций  и  выдают  им  свидетельства  о  государственной
аккредитации.   Порядок   государственной   аккредитации  определяется
Правительством Российской Федерации.
     Свидетельство о  государственной  аккредитации  выдается  научной
организации,  объем научной и  (или)  научно-технической  деятельности
которой   составляет  не  менее  семидесяти  процентов  общего  объема
выполняемых   указанной   организацией   работ   и   уставом   которой
предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в
качестве одного из органов управления. Объем продукции (товаров, работ
и   (или)   услуг),   которая  произведена  научной  организацией  при
осуществлении   неосновных   видов   деятельности   с   использованием
полученных  указанной  организацией научных и (или) научно-технических
результатов  и  прибыль  от   реализации   которой   направляется   на
финансирование   научной   и   (или)  научно-технической  деятельности
указанной организации,  не  учитывается  в  общем  объеме  выполненных
указанной  организацией  работ  при  определении  доли научной и (или)
научно-технической  деятельности  от   данного   объема   в   порядке,
установленном   Правительством   Российской   Федерации   (в   ред.  -
Федерального  закона   от   03.01.2000   г.   N   41-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 162).
     Свидетельство о государственной аккредитации является  основанием
для  предоставления  научной  организации  льгот  на  уплату  налогов,
предусмотренных налоговым законодательством  Российской  Федерации,  и
других льгот,  установленных для научных организаций законодательством
Российской Федерации.
     Научной организации,        которая        имеет       уникальное
опытно-экспериментальное    оборудование,     располагает     научными
работниками  и  специалистами  высокой  квалификации и научная и (или)
научно-техническая   деятельность   которой   получила   международное
признание,  Правительством  Российской  Федерации  может присваиваться
статус государственного научного центра.
     Отказ в   выдаче  свидетельства  о  государственной  аккредитации
научной организации не может  являться  препятствием  к  осуществлению
научной и (или) научно-технической деятельности.
     3. Научная  организация  владеет,  пользуется   и   распоряжается
имуществом,    передаваемым    ей   учредителями   для   осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
     Порядок владения,  пользования  и распоряжения имуществом научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.
     Государственные научные  организации,  учрежденные Правительством
Российской Федерации или федеральными органами исполнительной  власти,
имеют  право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа
временно не используемое ими,  находящееся в федеральной собственности
имущество,  в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется
договором и не должен  быть  ниже  среднего  размера  арендной  плиты,
обычно  взимаемой  за  аренду  имущества  в  местах расположения таких
организаций.
     Доходы от  сдачи  в аренду имущества,  находящегося в федеральной
собственности,  в полном объеме  учитываются  в  доходах  федерального
бюджета  и  используются указанными организациями в качестве источника
дополнительного бюджетного финансирования  содержания  и  развития  их
материально-технической   базы  (абзацы  третий  и  четвертый  введены
Федеральным законом Российской Федерации от 19.07.98  г.  N  111-ФЗ  -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3607).
     4. Научная организация  обязана  поддерживать  и  развивать  свою
научно-исследовательскую  и  опытно-экспериментальную базу,  обновлять
производственные фонды.
     5. Научная  организация осуществляет научное и научно-техническое
сотрудничество    с     иностранными     юридическими     лицами     и
внешнеэкономическую  деятельность  в  соответствии с законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
     6. Научная организация создается,  реорганизуется и ликвидируется
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     При реорганизации   государственной  научной  организации  должно
обеспечиваться сохранение технологического единства  научной  и  (или)
научно-технической  деятельности.  Не допускается выделение из состава
указанной  научной  организации  опытного,  опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
     Органы исполнительной   власти   Российской   Федерации,   органы
исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации,  учредившие
государственную  научную  организацию,  могут  выделять  средства   на
возобновление,   капитальный   и   текущий   ремонт  имущества  данной
организации и при недостаточности средств у данной  организации  несут
субсидиарную  ответственность  по  ее  обязательствам  в случае,  если
государственная научная организация создана  в  форме  учреждения  или
унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления.
     7. За  государственными  научными  организациями  закрепляются  в
бессрочное  безвозмездное пользование земельные участки,  выделенные в
установленном порядке.

     Статья 6.   Академии   наук   Российской    Федерации,    имеющие
государственный статус
     (название статьи  в  ред.  -  Федерального  закона от 19.07.98 г.
N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30,
ст. 3607)

     1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская
академия сельскохозяйственных наук,  Российская  академия  медицинских
наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры
и строительных наук,  Российская академия художеств) являются имеющими
государственный  статус  некоммерческими организациями (учреждениями),
которые  наделяются  правом  управления  своей  деятельностью,  правом
владения,   пользования   и  распоряжения  переданным  им  имуществом,
находящимся   в   федеральной   собственности,   в   соответствии    с
законодательством Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом
и уставами  указанных  академий,  в  том  числе  правом  на  создание,
реорганизацию   и   ликвидацию   входящих  в  их  состав  предприятий,
учреждений и организаций,  закрепление за ними федерального имущества,
а  также  правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.
Реестры федерального имущества,  переданного указанным академиям наук,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
     Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество
(имущественное  право  или  имущественные  обязанности) академий наук,
имеющих  государственный  статус,  используется   ими   на   условиях,
определяемых   договором   (сделкой)  и  законодательством  Российской
Федерации,  отражается в смете  доходов  и  расходов,  учитывается  на
отдельном балансе.
     Академии наук,   имеющие   государственный   статус,   создаются,
реорганизуются  и  ликвидируются  федеральным законом по представлению
Президента   Российской   Федерации   или   Правительства   Российской
Федерации.
     В Российскую  академию  наук,  отраслевые  академии  наук  входят
научные  организации,  организации  научного обслуживания и социальной
сферы.
     Структура Российской  академии  наук  и отраслевых академий наук,
порядок деятельности и финансирования входящих  в  их  состав  научных
организаций,  организаций  научного  обслуживания  и  социальной сферы
определяются уставами указанных  академий  наук  (пункт  1  в  ред.  -
Федерального   закона   от   19.07.98   г.   N   111-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3607).
     2. Российская     академия    наук    является    самоуправляемой
организацией,  действующей  на  основе   законодательства   Российской
Федерации   и   своего   устава.  Российская  академия  наук  проводит
фундаментальные  и  прикладные  научные  исследования   по   важнейшим
проблемам  естественных,  технических  и гуманитарных наук и принимает
участие   в   координации   фундаментальных   научных    исследований,
выполняемых  научными  организациями  и  образовательными учреждениями
высшего профессионального образования и финансируемыми за счет средств
федерального бюджета.
     3. Отраслевые    академии    наук    являются    самоуправляемыми
организациями,   проводят   фундаментальные   и   прикладные   научные
исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют  в
координации данных научных исследований.
     4. Финансирование  Российской  академии  наук,  ее   региональных
отделений  и  отраслевых  академий наук осуществляется за счет средств
федерального  бюджета  и   иных   не   запрещенных   законодательством
Российской Федерации источников.
     Российская академия    наук,    ее     региональные     отделения
(Дальневосточное   отделение   Российской   академии  наук,  Сибирское
отделение Российской академии наук и  Уральское  отделение  Российской
академии   наук)   и   отраслевые   академии   наук  являются  прямыми
получателями и главными распределителями средств федерального бюджета.
     Порядок использования результатов научных исследований Российской
академии наук и отраслевых академий наук,  проведенных за счет средств
федерального   бюджета,   определяется   законодательством  Российской
Федерации.
     Российская академия  наук  и  отраслевые  академии  наук ежегодно
представляют  Президенту  Российской  Федерации  и   в   Правительство
Российской  Федерации  отчеты  о  проведенных  научных  исследованиях,
научных и (или) научно-технических результатах,  а также предложения о
приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
     Академии наук,  имеющие государственный статус,  в  установленном
ими   порядке   ежегодно   представляют   в   уполномоченные   на   то
государственные органы субъектов Российской Федерации,  на территориях
которых  расположены  научные  организации  указанных  академий  наук,
информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета научными
организациями   указанных   академий   наук   научных   исследованиях,
представляющую интерес  для   соответствующих   субъектов   Российской
Федерации  (пункт  4  в  ред.  -  Федерального  закона  от 19.07.98 г.
N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30,
ст. 3607).
     5. Научные  организации,  организации  научного  обслуживания   и
социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и
отраслевых  академий  наук   владеют,   пользуются   и   распоряжаются
федеральным    имуществом,   переданным   указанным   организациям   в
оперативное управление или в хозяйственное ведение  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом
и уставами.  Реестры  федерального  имущества,  переданного  указанным
организациям  в  оперативное  управление  или в хозяйственное ведение,
утверждаются соответствующими академиями наук.
     Доходы научных  организаций,  организаций научного обслуживания и
социальной сферы от разрешенной их уставами деятельности и  имущество,
приобретенное   указанными   организациями   за  счет  таких  доходов,
поступают  в  самостоятельное  распоряжение  указанных  организаций  и
учитываются на отдельном балансе.
     Научные организации,   организации   научного   обслуживания    и
социальной  сферы  Российской академии наук и отраслевых академий наук
имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое
указанными  организациями  и  находящееся  в федеральной собственности
имущество,   в   том   числе   недвижимое,   на   основании    решения
соответствующей  академии  наук,  которое  должно  быть  согласовано с
соответствующим    федеральным    органом    исполнительной    власти,
уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации  на управление и
распоряжение  объектами  федеральной  собственности.  Размер  арендной
платы  определяется  договором  и не должен быть ниже среднего размера
арендной  платы,  обычно  взимаемой  за  аренду  имущества  в   местах
расположения таких организаций.
     Доходы от сдачи в аренду имущества,  находящегося  в  федеральной
собственности,  в  полном  объеме  учитываются  в доходах федерального
бюджета и используются указанными организациями в  качестве  источника
дополнительного  бюджетного  финансирования  содержания  и развития их
материально-технической базы (пункт 5 в ред.  - Федерального закона от
19.07.98 г. N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 30, ст. 3607).
     6. За академиями наук,  их научными организациями и организациями
научного обслуживания и социальной  сферы  закрепляются  в  бессрочное
безвозмездное   пользование   земельные   участки,   выделенные  им  в
установленном порядке.

       Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
               И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 7.   Управление   научной   и   (или)   научно-технической
деятельностью

     1. Управление научной и  (или)  научно-технической  деятельностью
осуществляется   на   основе   сочетания   принципов  государственного
регулирования и самоуправления.
     2. Органы  государственной  власти  Российской Федерации,  органы
государственной  власти  субъектов   Российской   Федерации,   научные
организации  и  организации научного обслуживания и социальной сферы в
пределах  своих  полномочий  определяют  соответствующие  приоритетные
направления   развития  науки  и  техники,  обеспечивают  формирование
системы научных организаций,  осуществление межотраслевой  координации
научной   и   (или)   научно-технической  деятельности,  разработку  и
реализацию научных и научно-технических программ и проектов,  развитие
форм  интеграции  науки и производства,  реализацию достижений науки и
техники.
     3. Управление  научной  и  (или) научно-технической деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
     Органы государственной    власти,   учреждающие   государственные
научные организации:
     утверждают уставы государственных научных организаций;
     осуществляют контроль    за    эффективным    использованием    и
сохранностью  предоставленного  государственным  научным  организациям
имущества;
     осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
     Руководители государственных  научных   организаций   и   научных
организаций   академий   наук,   а   также  негосударственных  научных
организаций    назначаются    (избираются)    в     соответствии     с
законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
     4. Ученые    советы    государственных    научных     организаций
разрабатывают   и   утверждают   планы   научных   работ   и  развития
государственных научных организаций гласно исходя  из  государственных
заданий,  профиля  государственных  научных организаций,  их научных и
экономических интересов.

     Статья 8.  Договоры   (контракты)   на   создание,   передачу   и
использование научной и (или) научно-технической продукции

     1. Основной правовой формой отношений между научной организацией,
заказчиком и иными потребителями научной  и  (или)  научно-технической
продукции,  в  том  числе министерствами и иными федеральными органами
исполнительной власти,  являются  договоры  (контракты)  на  создание,
передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции,
оказание  научных,  научно-технических,  инженерно-консультационных  и
иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной
научной  и  (или)  научно-технической  деятельности  и   распределении
прибыли.
     2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные
исследования  и экспериментальные разработки для государственных нужд.
В этих случаях договоры (контракты) заключаются между  государственным
органом - заказчиком и организацией - исполнителем.
     Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации,  учредившие  государственные научные
организации,  вправе   устанавливать   для   государственных   научных
организаций  обязательный  государственный заказ на выполнение научных
исследований и экспериментальных разработок.
     3. Условия владения,  пользования и распоряжения научными и (или)
научно-техническими   результатами   определяются    законодательством
Российской  Федерации,  а  также  не  противоречащими  ему  договорами
(контрактами) сторон - субъектов научной  и  (или)  научно-технической
деятельности   и   потребителей  научной  и  (или)  научно-технической
продукции.

     Статья 9.   Информационное   обеспечение    научной    и    (или)
научнотехнической деятельности

     1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют
право на обмен  информацией,  за  исключением  информации,  содержащей
сведения,  относящиеся  к государственной,  служебной или коммерческой
тайне.
     2. Правительство   Российской   Федерации  обеспечивает  создание
федеральных информационных фондов и систем в области науки и  техники,
осуществляющих   сбор,   государственную   регистрацию,  аналитическую
обработку,  хранение и доведение до потребителей научной и технической
информации,   содействует   изданию   научной   и   научно-технической
продукции,  приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий
о   научных   и  (или)  научно-технических  результатах  за  пределами
территории Российской Федерации.
     Правительство Российской  Федерации гарантирует субъектам научной
и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации,
право  на  ее  приобретение  и  обеспечивает им доступ в международные
информационные фонды и системы в области науки и техники.
     3. В  случае ликвидации государственных научных организаций,  при
которых функционируют банки данных  и  базы  данных  научной  и  (или)
научно-технической  информации,  обеспечиваются  сохранность указанных
банков  данных  и  баз  данных  и  передача   их   правопреемникам   в
установленном порядке.

     Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной и
(или) научно-технической деятельности

     Правительство Российской Федерации вправе:
     устанавливать порядок    проведения    научных   исследований   и
использования научных и (или) научно-технических результатов,  которые
могут  создать  угрозу  безопасности  Российской  Федерации,  здоровью
граждан, окружающей природной среде;
     лицензировать отдельные  виды  научной и (или) научно-технической
деятельности;
     вводить в  предусмотренных законодательством Российской Федерации
случаях ограничения на право использования отдельных научных  и  (или)
научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности
и осуществляя надзор за его соблюдением;
     вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным
видам научной и (или) научно-технической деятельности.

         Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                     НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

     Статья 11.    Основные    цели    и    принципы   государственной
научно-технической политики

     1. Основными целями государственной  научно-технической  политики
являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование
научно-технического потенциала,  увеличение вклада науки и  техники  в
развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач,
обеспечение  прогрессивных  структурных   преобразований   в   области
материального    производства,    повышение    его   эффективности   и
конкурентоспособности продукции,  улучшение экологической обстановки и
защиты     информационных     ресурсов     государства,     укрепление
обороноспособности государства и  безопасности  личности,  общества  и
государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
     2. Государственная  научно-техническая  политика   осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
     признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень
развития производительных сил государства;
     гласность и использование различных форм общественных  обсуждений
при  выборе  приоритетных  направлений  развития  науки  и  техники  и
экспертизе  научных  и   научно-технических   программ   и   проектов,
реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
     гарантия приоритетного    развития    фундаментальных     научных
исследований;
     интеграция научной,    научно-технической    и    образовательной
деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и
студентов   образовательных   учреждений   высшего   профессионального
образования  в  научных  исследованиях и экспериментальных разработках
посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных
учреждений высшего профессионального образования,  научных организаций
академий  наук,  имеющих  государственный  статус,  а  также   научных
организаций  министерств  и  иных  федеральных  органов исполнительной
власти;
     поддержка конкуренции   и   предпринимательской   деятельности  в
области науки и техники;
     концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки
и техники;
     стимулирование научной,    научно-технической   и   инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
     развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности
посредством создания системы государственных научных центров и  других
структур;
     стимулирование научной,   научно-технической   и    инновационной
деятельности   субъектов   Российской   Федерации   и   интеграция  их
научно-технического потенциала;
     развитие международного     научного     и    научно-технического
сотрудничества Российской Федерации.

     Статья 12.  Полномочия органов государственной власти  Российской
Федерации   и  органов  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации  в  области  формирования   и   реализации   государственной
научно-технической политики

     1. К  ведению органов государственной власти Российской Федерации
относятся:
     разработка и проведение единой государственной научно-технической
политики;
     выбор приоритетных   направлений   развития  науки  и  техники  в
Российской Федерации;
     формирование и      реализация      федеральных     научных     и
научно-технических  программ   и   проектов,   а   также   определение
федеральных   органов   исполнительной  власти,  ответственных  за  их
выполнение;
     финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за
счет средств федерального бюджета;
     установление системы   экономических   и   иных   льгот  в  целях
стимулирования  научной  и  (или)  научно-технической  деятельности  и
использование ее результатов;
     содействие развитию научной,  научно-технической и  инновационной
деятельности субъектов Российской Федерации;
     управление государственными научными  организациями  федерального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     реализация обязательств   по   научным    и    научно-техническим
программам   и  проектам,  предусмотренным  международными  договорами
Российской Федерации;
     охрана прав интеллектуальной собственности;
     формирование единых систем стандартизации,  обеспечения  единства
измерений,      сертификации,      научно-технической      информации,
патентно-лицензионного дела и управление ими;
     установление государственной   системы   аттестации   научных   и
научно-технических работников.
     Правительство Российской    Федерации    определяет    полномочия
федеральных органов исполнительной власти  в  области  формирования  и
реализации   единой   государственной   научно-технической   политики,
утверждает  федеральные  научные  и  научно-технические  программы   и
проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
     Формирование и   практическое    осуществление    государственной
научно-технической   политики   гражданского  назначения  обеспечивают
Министерство науки и технической политики Российской Федерации или его
правопреемник  совместно  с  Российской  академией  наук,  отраслевыми
академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.
     Формирование и    практическое    осуществление   государственной
политики поддержки приоритетных направлений оборонной  промышленности,
отраслей  оборонного  значения  и связанных с ними науки и образования
обеспечивают органы  исполнительной  власти,  ведущие  государственные
оборонные заказы.
     2. К   совместному   ведению   органов   государственной   власти
Российской   Федерации  и  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации относятся:
     формирование экономического        механизма        осуществления
государственной научно-технической политики;
     организация научно-технического прогнозирования;
     размещение объектов  научно-технического  потенциала  и  создание
инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
     формирование рынков научной и (или) научно-технической  продукции
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     формирование научно-технической    базы    научных    организаций
федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской
Федерации;
     разработка и  реализация  мер  по  социальной  защите  научных  и
научно-технических   работников,   в   том   числе   их   материальное
обеспечение;
     формирование совместных фондов  научного,  научно-технического  и
технологического развития;
     международные научные связи.
     3. К  ведению органов государственной власти субъектов Российской
Федерации относятся:
     участие в      выработке     и     реализации     государственной
научно-технической политики;
     определение приоритетных  направлений  развития науки и техники в
субъектах Российской Федерации;
     формирование научных  и  научно-технических  программ  и проектов
субъектов Российской Федерации;
     финансирование научной  и научно-технической деятельности за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
     формирование органов     управления    в    сфере    научной    и
научно-технической  деятельности  субъектов  Российской  Федерации   и
межрегиональных органов;
     управление государственными научными организациями  регионального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     контроль за  деятельностью  государственных  научных  организаций
федерального  значения по вопросам,  относящимся к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
     создание условий  для  более эффективного использования имеющихся
материальных и информационных ресурсов;
     формирование межрегиональных   и  региональных  фондов  научного,
научно-технического и технологического развития;
     осуществление иных   полномочий,   не   отнесенных   федеральными
законами  к  ведению   органов   государственной   власти   Российской
Федерации.
     4. По вопросам совместного ведения органы государственной  власти
Российской    Федерации    при    осуществлении    своих    полномочий
взаимодействуют с  соответствующими  органами  государственной  власти
субъектов Российской Федерации в форме:
     подготовки совместных     предложений     о     совершенствовании
организационно-экономического   механизма   научной   и  инновационной
деятельности;
     участия представителей  соответствующих  органов  государственной
власти  субъектов  Российской   Федерации   в   составах   научных   и
координационных    советов    по    проблемам    науки    и   техники,
научно-технических комиссий,  экспертных и рабочих групп,  создаваемых
органами государственной власти Российской Федерации;
     взаимной передачи    отдельных    полномочий    на    координацию
научно-технической  деятельности,  затрагивающей  совместные  интересы
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     подготовки и  реализации  совместных мер по содержанию и развитию
социальной сферы научных организаций.

     Статья 13. Порядок формирования государственной научнотехнической
политики

     1. Направления  государственной  научно-технической  политики  на
среднесрочный  и   долгосрочный   периоды   определяются   Президентом
Российской  Федерации  на  основе  специального  доклада Правительства
Российской Федерации,  формируемого  с  учетом  предложений  субъектов
Российской Федерации.
     2. Законодательный  орган   Российской   Федерации   ежегодно   в
соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в
Российской  Федерации   и   предложениями   Правительства   Российской
Федерации  определяет  при  утверждении  федерального  бюджета годовые
объемы    средств,    выделяемых    для     выполнения     федеральных
научно-технических  программ и проектов,  объем финансирования научных
организаций  и  размер  средств,  направляемых  в  федеральные   фонды
поддержки  научной  и  (или) научно-технической деятельности,  а также
систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
     3. Определение      основных      направлений     государственной
научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор
приоритетных   направлений   развития   науки  и  техники,  разработка
рекомендаций и предложений о реализации научных  и  научно-технических
программ  и  проектов,  об  использовании  достижений  науки и техники
осуществляются в условиях гласности,  с использованием различных  форм
общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
     Государственная научно-техническая политика в отношении  отраслей
разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной
власти с привлечением  хозяйствующих  субъектов  и  их  объединений  с
учетом единой государственной научно-технической политики.
     4. Государственная    научно-техническая    политика    субъектов
Российской  Федерации  формируется  и  проводится  при  взаимодействии
органов  государственной  власти  Российской   Федерации   и   органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Государственная научно-техническая   политика   на   региональном
уровне  разрабатывается  и реализуется органами государственной власти
субъектов  Российской  Федерации  с  учетом   единой   государственной
научно-технической политики и интересов регионов.
     5. Органы государственной власти содействуют сохранению  высокого
уровня   научно-технического   потенциала   организаций,   выпускающих
продукцию оборонного  назначения,  и  других  организаций  в  условиях
конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную
поддержку их научным коллективам.
     Федеральный орган   исполнительной   власти,   ответственный   за
выполнение работ по федеральной  научной  и  (или)  научно-технической
программе,   осуществляет   по   отношению  к  организациям  оборонных
отраслей,  работающим по указанной программе, функции государственного
заказчика  и  обеспечивает  необходимые  меры  по  их  государственной
поддержке.

     Статья 14.  Организация  и   проведение   экспертиз   научной   и
научно-технической деятельности

     1. Органы  государственной  власти  Российской Федерации и органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации   организуют
проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов,
финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
     2. Экспертиза     проводится    организациями,    осуществляющими
независимую экспертизу,  другими организациями,  а также экспертами  с
участием  представителей субъектов Российской Федерации,  организаций,
финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при:
     выборе приоритетных          направлений          государственной
научно-технической политики, а также развития науки и техники;
     формировании научных и научно-технических программ и проектов;
     проведении конкурсов на участие в  научных  и  научно-технических
программах и проектах,  контроле за их осуществлением и использованием
полученных научных и (или) научно-технических результатов в  экономике
государства.
     3. В экспертизе научной и (или)  научно-технической  деятельности
не  может участвовать специалист,  имеющий личную заинтересованность в
ее результатах.
     4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ
и проектов органы исполнительной власти Российской Федерации и  органы
исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации   обязаны
заблаговременно информировать население о безопасности,  в  том  числе
экологической,  об экономической и о социальной значимости создаваемых
производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
     5. В   случаях,   предусмотренных   законодательством  Российской
Федерации,   в   установленном   порядке    проводится    обязательная
государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.

     Статья 15.  Финансирование  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности

     1. Финансовое  обеспечение  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности  основывается на его целевой ориентации и множественности
источников   финансирования.    Финансирование    этой    деятельности
осуществляется   за   счет   средств  федерального  бюджета,  бюджетов
субъектов Российской Федерации,  внебюджетных источников  (собственных
или  привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений,  а
также средств заказчиков работ),  иных  источников  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Средства на     финансирование     научных     исследований     и
экспериментальных  разработок  гражданского  назначения  выделяются из
федерального бюджета в размере не менее  четырех  процентов  расходной
части федерального бюджета.
     2. Правительство Российской  Федерации  организует  разработку  и
исполнение   федерального   бюджета   в   части  расходов  на  научные
исследования  и  экспериментальные  разработки,   определяет   порядок
создания    государственных   фондов   поддержки   научной   и   (или)
научно-технической     деятельности,     утверждает      распределение
предусмотренных   федеральным  бюджетом  средств  на  эти  цели  между
государственными    заказчиками    федеральных    целевых    программ,
федеральными органами исполнительной власти,  научными организациями и
указанными государственными фондами.
     3. Фундаментальные     научные     исследования     финансируются
преимущественно  за  счет  средств  федерального  бюджета.   В   целях
содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований,
отбираемым   на   основе   конкурса,   в   порядке,    устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки научной
и (или) научно-технической деятельности.
     4. Федеральные    научно-технические    программы,   приоритетные
прикладные  научные  исследования   и   экспериментальные   разработки
финансируются  за счет средств федерального бюджета,  фондов поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности и в  порядке  долевого
участия  за  счет  средств организаций,  объединений,  банков и других
хозяйствующих   субъектов.   В   порядке   долевого   участия    могут
финансироваться  также научно-технические программы,  сформированные и
реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических
соглашений,  научно-технические  программы  создания  новых  техники и
технологии двойного применения.
     5. Работы  регионального  значения  могут финансироваться за счет
средств бюджетов субъектов  Российской  Федерации,  местных  бюджетов,
региональных  фондов  поддержки  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций,
объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
     За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том
числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные
и научно-технические программы  и  проекты,  результаты  осуществления
которых могут быть использованы и в других регионах.
     Совместное использование  средств,  выделенных  из   федерального
бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской Федерации и местных бюджетов
для  финансирования  научных   исследований   федерального   значения,
осуществляется    на    долевых    началах   по   согласованию   между
соответствующими органами Российской Федерации,  субъектов  Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
     6. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
осуществляется  государством  на основе сочетания финансовой поддержки
научных организаций и целевого  финансирования  конкретных  научных  и
научно-технических программ и проектов.
     7. В Российской Федерации действуют государственные (в том  числе
федеральные),   негосударственные   и  международные  фонды  поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности.
     Органы государственной   власти  Российской  Федерации  и  органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в  порядке,
установленном    законодательством   Российской   Федерации,   создают
государственные фонды поддержки  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности  в  форме учреждений или иных некоммерческих организаций,
деятельность которых финансируется за  счет  средств  соответствующего
бюджета   или   иных   источников,  не  запрещенных  законодательством
Российской Федерации.  Государственный фонд поддержки научной и  (или)
научно-технической  деятельности является самоуправляемой организацией
и осуществляет свою деятельность в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и уставом.
     Государственные фонды     поддержки     научной      и      (или)
научно-технической   деятельности  организуют  независимую  экспертизу
научных  и  научно-технических  программ  и  проектов,  представляемых
субъектами  научной  и  (или)  научно-технической  деятельности,  и на
основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ
и   проектов.   Государственные   фонды   поддержки  научной  и  (или)
научно-технической  деятельности  ведут   раздельный   учет   средств,
выделяемых на реализацию деятельности,  предусмотренной их уставами, и
на иные цели.  Порядок выделения средств на финансирование  научных  и
научно-технических   программ   и   проектов   определяется   уставами
государственных фондов поддержки научной  и  (или)  научно-технической
деятельности (в ред.  Федерального закона от 29.12.2000 г.  N 168-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 20).
     8. В  федеральных  органах  исполнительной  власти,  коммерческих
организациях,  а также  в  органах  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  могут  создаваться  внебюджетные  фонды за счет
относимых   на   себестоимость   производимой   продукции   отчислений
организаций     для     финансирования    научных    исследований    и
экспериментальных разработок.
     Порядок образования    и    использования   внебюджетных   фондов
федеральных органов исполнительной власти и  коммерческих  организаций
определяется Правительством Российской Федерации,  внебюджетных фондов
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации   -
законодательством  субъектов  Российской  Федерации (пункт 8 в ред.  -
Федерального   закона   от   17.12.98   г.   N   189-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6271).
     9. Органы государственной власти Российской  Федерации  и  органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации осуществляют
контроль  за  расходованием  средств,  выделенных  из  соответствующих
бюджетов или внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую
деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.
     10. Научная   и   (или)   научно-техническая  деятельность  может
осуществляться за счет грантов.
     Гранты передаются   научным   работникам,  научным  организациям,
образовательным  учреждениям  высшего  профессионального  образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
     Получатели грантов   распоряжаются   ими   в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации или в случае их использования
на   территории   иностранного   государства    в    соответствии    с
законодательством этого государства,  а также на условиях,  на которых
эти гранты выделяются.

     Статья 16.    Международное    научное    и    научно-техническое
сотрудничество Российской Федерации

     1. Органы  государственной  власти  Российской  Федерации создают
необходимые условия для международного научного и  научно-технического
сотрудничества.
     Субъект научной и (или)  научно-технической  деятельности  вправе
вступать  в  международные  научные и научно-технические организации и
объединения,  участвовать в международных научных и научно-технических
программах  и  проектах,  научных  и  научно-технических  программах и
проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные
соглашения   с  иностранными  юридическими  лицами  на  работу  как  в
Российской  Федерации,  так  и  за  пределами  территории   Российской
Федерации   в   порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации.
      На территории Российской Федерации в установленном порядке могут
создаваться  научные  организации  и   научные   центры   с   участием
иностранных  граждан,  лиц  без  гражданства и иностранных юридических
лиц.
      2. Иностранные    инвестиции   в   область   науки   и   техники
осуществляются  в  порядке   и   в   формах,   которые   предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
      3. Российская     Федерация     поддерживает      научное      и
научно-техническое  сотрудничество  с  иностранными  государствами  на
основе соответствующих международных договоров  Российской  Федерации,
международных  научных  и  научно-технических  программ и проектов,  а
также  содействует   расширению   научно-технического   сотрудничества
научных работников и научных и иных организаций.
     Органы государственной  власти  Российской  Федерации,   учитывая
наличие    высокоинтегрированного    научно-технического    потенциала
Содружества  Независимых  Государств  и  других  государств  -  бывших
республик  СССР,  сложившиеся  научно-технические  связи,  содействуют
развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и
двусторонних договоров с ними.
     4. Органы    государственной    власти    Российской    Федерации
осуществляют  контроль за передачей научных и (или) научно-технических
результатов,  а также научной и (или) научно-технической продукции  за
пределы  территории  Российской  Федерации в порядке,  устанавливаемом
законодательством Российской Федерации.

                  Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом

     Президенту Российской   Федерации   и   Правительству  Российской
Федерации привести свои нормативные правовые  акты  в  соответствие  с
настоящим Федеральным законом.

     Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     Настоящий Федеральный   закон   вступает   в   силу  со  дня  его
официального опубликования.

23 августа 1996 г.
N 127-ФЗ