О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (РЕДАКЦИЯ НА 30.12.2001). Закон. Президент РФ. 23.08.96 127-ФЗ

        О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
                       (Редакция на 30.12.2001)

                                ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          23 августа 1996 г.
                               N 127-ФЗ

                                (ГДФС)


(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД.  - ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 19 ИЮЛЯ
1998 Г.  N 111-ФЗ; ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1998 Г. N 189-ФЗ; ОТ 3 ЯНВАРЯ 2000 Г.
N 41-ФЗ;  ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 Г.  N  194-ФЗ;  ОТ  29  ДЕКАБРЯ  2000  Г.
N 168-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1998, N 30,
СТ.  3607;  N 51, СТ. 6271; 2000, N 2, СТ. 162; 2001, N 1, СТ. 20; N ,
СТ. )

     Принят Государственной Думой               12 июля 1996 года
     Одобрен Советом Федерации                7 августа 1996 года

     Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами
научной    и    (или)    научно-технической   деятельности,   органами
государственной власти  и  потребителями  научной  и  (или)  научно  -
технической продукции (работ и услуг).

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.    Законодательство    о    науке   и   государственной
научно-технической политике

     Законодательство о  науке  и  государственной  научно-технической
политике  состоит  из  настоящего  Федерального закона и принимаемых в
соответствии  с  ним  законов  и  иных  нормативных   правовых   актов
Российской  Федерации,  а  также  законов  и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации.

     Статья 2.  Основные понятия,  применяемые в настоящем Федеральном
законе

     Научная (научно-исследовательская)  деятельность (далее - научная
деятельность) - деятельность,  направленная на получение и  применение
новых знаний, в том числе:
     фундаментальные научные  исследования  -  экспериментальная   или
теоретическая деятельность,  направленная на получение новых знаний об
основных  закономерностях  строения,   функционирования   и   развития
человека, общества, окружающей природной среды;
     прикладные научные  исследования  -  исследования,   направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения практических
целей и решения конкретных задач.
     Научно-техническая деятельность  - деятельность,  направленная на
получение,  применение  новых  знаний  для  решения   технологических,
инженерных,  экономических,  социальных,  гуманитарных и иных проблем,
обеспечения функционирования науки,  техники и производства как единой
системы.
     Экспериментальные разработки - деятельность,  которая основана на
знаниях,  приобретенных  в  результате проведения научных исследований
или на основе практического опыта,  и направлена на сохранение жизни и
здоровья человека,  создание новых материалов,  продуктов,  процессов,
устройств,   услуг,   систем   или    методов    и    их    дальнейшее
совершенствование.
     Государственная научно-техническая  политика  -  составная  часть
социально-экономической    политики,    которая   выражает   отношение
государства к научной и  научно-технической  деятельности,  определяет
цели,  направления,  формы деятельности органов государственной власти
Российской Федерации в области науки,  техники и реализации достижений
науки и техники.
     Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной  и
(или)  научно-технической  деятельности,  содержащий  новые знания или
решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
     Научная и  (или)  научно-техническая  продукция - научный и (или)
научно-технический результат,  в том числе результат  интеллектуальной
деятельности, предназначенный для реализации.
     Гранты - денежные и иные средства,  передаваемые  безвозмездно  и
безвозвратно   гражданами   и   юридическими   лицами,   в  том  числе
иностранными гражданами и иностранными юридическими  лицами,  а  также
международными  организациями,  получившими  право  на  предоставление
грантов   на   территории   Российской   Федерации   в   установленном
Правительством Российской Федерации порядке,  на проведение конкретных
научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

                  Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ)
                   НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 3.  Общие  положения   о   субъектах   научной   и   (или)
научно-технической деятельности

     1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется
в порядке,  установленном настоящим Федеральным  законом,  физическими
лицами   -  гражданами  Российской  Федерации,  а  также  иностранными
гражданами,  лицами без гражданства  в  пределах  прав,  установленных
законодательством  Российской  Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации,  и юридическими лицами при условии, если научная
и    (или)    научно-техническая    деятельность    предусмотрена   их
учредительными документами.
     2. Органы   государственной   власти   Российской   Федерации   в
соответствии с настоящим Федеральным законом:
     гарантируют субъектам    научной   и   (или)   научно-технической
деятельности  свободу  творчества,  предоставляя   им   право   выбора
направлений    и    методов    проведения   научных   исследований   и
экспериментальных разработок;
     гарантируют субъектам    научной   и   (или)   научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
     признают право  на  обоснованный  риск в научной и (или) научно -
технической деятельности;
     обеспечивают свободу   доступа  к  научной  и  научно-технической
информации,  за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской   Федерации  в  отношении  государственной,  служебной  или
коммерческой тайны;
     гарантируют подготовку,  повышение  квалификации и переподготовку
научных работников и специалистов государственных научных организаций;
     гарантируют финансирование      проектов,      выполняемых     по
государственным заказам.

     Статья 4.  Научный работник,  специалист  научной  организации  и
работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных
работников

     1. Научным  работником   (исследователем)   является   гражданин,
обладающий  необходимой  квалификацией  и профессионально занимающийся
научной и (или) научно-технической деятельностью.
     Правовые основы   оценки   квалификации   научных   работников  и
специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в
порядке,   устанавливаемом   Правительством   Российской  Федерации  и
обеспечиваются государственной системой аттестации.
     Результаты аттестации    могут   быть   обжалованы   и   отменены
вышестоящей аттестационной комиссией.  В случаях нарушения порядка или
критериев   оценки  квалификации  научных  работников  и  специалистов
научной организации результаты  аттестации  могут  быть  обжалованы  и
отменены в судебном порядке.
     2. Единый   реестр   предусмотренных   государственной   системой
аттестации   ученых   степеней   и  ученых  званий,  а  также  порядок
присуждения   ученых   степеней   или   присвоения    ученых    званий
устанавливается Правительством Российской Федерации.  Указанный реестр
действует на всей  территории  Российской  Федерации  (новый  пункт  2
введен  Федеральным  законом  от  29.12.2000  г.  N  168-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст.20).
     3. Правом    выдачи    дипломов,    подтверждающих    присуждение
предусмотренных государственной системой аттестации ученных  степеней,
и правом выдачи аттестатов,  подтверждающих присвоение предусмотренных
государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально
уполномоченный  на  то Правительством Российской Федерации федеральный
орган исполнительной власти (новый пункт 3 введен Федеральным  законом
от  29.12.2000  г.  N  168-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 1, ст. 20).
     4. Специалистом    научной   организации   (инженерно-техническим
работником) является гражданин,  имеющий среднее профессиональное  или
высшее   профессиональное   образование   и  способствующий  получению
научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
     5. Работником  сферы  научного  обслуживания  является гражданин,
обеспечивающий  создание  необходимых  условий  для  научной  и  (или)
научно-технической деятельности в научной организации.
     6. Научный работник имеет право на:
     признание его   автором   научных   и   (или)  научно-технических
результатов  и  подачу  заявок  на  изобретения  и  другие  результаты
интеллектуальной   деятельности  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации;
     получение в соответствии с законодательством Российской Федерации
доходов от реализации научных и (или) научно-технических  результатов,
автором которых он является;
     объективную оценку  своей  научной  и  (или)   научно-технической
деятельности   и   получение   вознаграждений,   поощрений   и  льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
     осуществление предпринимательской  деятельности в области науки и
техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок  на  участие  в научных дискуссиях,  конференциях и
симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
     участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет
средств соответствующего бюджета,  фондов поддержки  научной  и  (или)
научно-технической  деятельности  и  иных  источников,  не запрещенных
законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок    на    участие    в   международном   научном   и
научно-техническом    сотрудничестве    (стажировки,     командировки,
публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами
территории Российской Федерации);
     доступ к  информации  о научных и научно-технических результатах,
если  она  не  содержит  сведений,  относящихся   к   государственной,
служебной или коммерческой тайне;
     публикацию в открытой печати научных и (или) научно - технических
результатов,   если   они   не   содержат   сведений,   относящихся  к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
     мотивированный отказ   от   участия   в   научных  исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека,  общество и окружающую
природную среду;
     повышение научной квалификации.
     7. Научный работник обязан:
     осуществлять научную,  научно-техническую  деятельность  и  (или)
экспериментальные разработки,  не нарушая права и свободы человека, не
причиняя вреда его жизни и  здоровью,  а  также  окружающей  природной
среде;
     объективно осуществлять экспертизы представленных ему  научных  и
научно-технических    программ    и    проектов,   научных   и   (или)
научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
     8. Научные   работники  могут  заключать  договоры  о  совместной
научной и  (или)  научно-технической  деятельности  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     9. Научные работники  вправе  создавать  на  добровольной  основе
общественные  объединения  (в том числе научные,  научно-технические и
научно-просветительские  общества,  общественные  академии   наук)   в
порядке,  предусмотренном  законодательством  Российской  Федерации об
общественных объединениях.
     Общественные академии  наук  участвуют  в  координации  научной и
(или) научно-технической деятельности и действуют  в  соответствии  со
своими уставами и законодательством Российской Федерации.
     Органы государственной  власти  Российской  Федерации  и   органы
государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать
на добровольной основе общественные объединения научных  работников  к
подготовке  проектов  решений  в  области науки и техники,  проведению
экспертиз,  а  также  на  основе  конкурсов  к  выполнению  научных  и
научно-технических программ и проектов,  финансируемых за счет средств
соответствующего бюджета.
     (Пункты 2  -  7  считать  соответственно  пунктами  4  - 9 в ред.
Федерального  закона  от   29.12.2000   г.   N   168-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 20).

     Статья 5. Научная организация

     1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от
организационно-правовой  формы  и   формы   собственности,   а   также
общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве
основной научную и (или) научно-техническую  деятельность,  подготовку
научных  работников  и  действующие  в  соответствии  с учредительными
документами научной организации.
     Научные организации  подразделяются на научно - исследовательские
организации,  научные организации образовательных  учреждений  высшего
профессионального     образования,     опытно    -    конструкторские,
проектно-конструкторские,   проектно   -   технологические   и    иные
организации,   осуществляющие   научную   и  (или)  научно-техническую
деятельность.
     2. Правительство  Российской  Федерации  и  органы исполнительной
власти субъектов Российской  Федерации  организуют  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации  государственную аккредитацию
научных  организаций  и  выдают  им  свидетельства  о  государственной
аккредитации.   Порядок   государственной   аккредитации  определяется
Правительством Российской Федерации.
     Свидетельство о  государственной  аккредитации  выдается  научной
организации,  объем научной и  (или)  научно-технической  деятельности
которой   составляет  не  менее  семидесяти  процентов  общего  объема
выполняемых   указанной   организацией   работ   и   уставом   которой
предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в
качестве одного из органов управления. Объем продукции (товаров, работ
и   (или)   услуг),   которая  произведена  научной  организацией  при
осуществлении   неосновных   видов   деятельности   с   использованием
полученных  указанной  организацией научных и (или) научно-технических
результатов  и  прибыль  от   реализации   которой   направляется   на
финансирование   научной   и   (или)  научно-технической  деятельности
указанной организации,  не  учитывается  в  общем  объеме  выполненных
указанной  организацией  работ  при  определении  доли научной и (или)
научно-технической  деятельности  от   данного   объема   в   порядке,
установленном   Правительством   Российской   Федерации   (в   ред.  -
Федерального  закона   от   03.01.2000   г.   N   41-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 162).
     Свидетельство о государственной аккредитации является  основанием
для  предоставления  научной  организации  льгот  на  уплату  налогов,
предусмотренных налоговым законодательством  Российской  Федерации,  и
других льгот,  установленных для научных организаций законодательством
Российской Федерации.
     Научной организации,   которая   имеет   уникальное   опытно    -
экспериментальное  оборудование,  располагает  научными  работниками и
специалистами высокой  квалификации  и  научная  и  (или)   научно   -
техническая  деятельность  которой  получила  международное признание,
Правительством  Российской  Федерации   может   присваиваться   статус
государственного научного центра.
     Отказ в   выдаче  свидетельства  о  государственной  аккредитации
научной организации не может  являться  препятствием  к  осуществлению
научной и (или) научно-технической деятельности.
     3. Научная  организация  владеет,  пользуется   и   распоряжается
имуществом,    передаваемым    ей   учредителями   для   осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
     Порядок владения,  пользования  и распоряжения имуществом научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.
     Государственные научные  организации,  учрежденные Правительством
Российской Федерации или федеральными органами исполнительной  власти,
имеют  право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа
временно не используемое ими,  находящееся в федеральной собственности
имущество,  в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется
договором и не должен  быть  ниже  среднего  размера  арендной  плиты,
обычно  взимаемой  за  аренду  имущества  в  местах расположения таких
организаций.
     Доходы от  сдачи  в аренду имущества,  находящегося в федеральной
собственности,  в полном объеме  учитываются  в  доходах  федерального
бюджета  и  используются указанными организациями в качестве источника
дополнительного бюджетного финансирования  содержания  и  развития  их
материально-технической   базы  (абзацы  третий  и  четвертый  введены
Федеральным законом Российской Федерации от 19.07.98  г.  N  111-ФЗ  -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3607).
     4. Научная организация  обязана  поддерживать  и  развивать  свою
научно - исследовательскую и опытно-экспериментальную базу,  обновлять
производственные фонды.
     5. Научная   организация   осуществляет   научное   и   научно  -
техническое  сотрудничество  с  иностранными  юридическими  лицами   и
внешнеэкономическую  деятельность  в  соответствии с законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
     6. Научная организация создается,  реорганизуется и ликвидируется
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     При реорганизации   государственной  научной  организации  должно
обеспечиваться сохранение технологического единства  научной  и  (или)
научно-технической  деятельности.  Не допускается выделение из состава
указанной  научной  организации  опытного,  опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
     Органы исполнительной   власти   Российской   Федерации,   органы
исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации,  учредившие
государственную  научную  организацию,  могут  выделять  средства   на
возобновление,   капитальный   и   текущий   ремонт  имущества  данной
организации и при недостаточности средств у данной  организации  несут
субсидиарную  ответственность  по  ее  обязательствам  в случае,  если
государственная научная организация создана  в  форме  учреждения  или
унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления.
     7. За  государственными  научными  организациями  закрепляются  в
бессрочное  безвозмездное пользование земельные участки,  выделенные в
установленном порядке.

     Статья 6.   Академии   наук   Российской    Федерации,    имеющие
государственный статус
     (название статьи  в  ред.  -  Федерального  закона от 19.07.98 г.
N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30,
ст. 3607)

     1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская
академия  сельскохозяйственных  наук,  Российская академия медицинских
наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры
и строительных наук,  Российская академия художеств) являются имеющими
государственный статус некоммерческими  организациями  (учреждениями),
которые  наделяются  правом  управления  своей  деятельностью,  правом
владения,  пользования  и  распоряжения  переданным   им   имуществом,
находящимся    в   федеральной   собственности,   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом
и  уставами  указанных  академий,  в  том  числе  правом  на создание,
реорганизацию  и  ликвидацию  входящих  в   их   состав   предприятий,
учреждений и организаций,  закрепление за ними федерального имущества,
а также правом на утверждение их уставов и  назначение  руководителей.
Реестры федерального имущества,  переданного указанным академиям наук,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
     Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество
(имущественное право или  имущественные  обязанности)  академий  наук,
имеющих   государственный   статус,   используется  ими  на  условиях,
определяемых  договором  (сделкой)  и   законодательством   Российской
Федерации,  отражается  в  смете  доходов  и расходов,  учитывается на
отдельном балансе.
     Академии наук,   имеющие   государственный   статус,   создаются,
реорганизуются и ликвидируются федеральным  законом  по  представлению
Президента   Российской   Федерации   или   Правительства   Российской
Федерации.
     В Российскую  академию  наук,  отраслевые  академии  наук  входят
научные организации,  организации научного обслуживания  и  социальной
сферы.
     Структура Российской академии наук и  отраслевых  академий  наук,
порядок  деятельности  и  финансирования  входящих в их состав научных
организаций,  организаций научного  обслуживания  и  социальной  сферы
определяются  уставами  указанных  академий  наук  (пункт  1 в ред.  -
Федерального   закона   от   19.07.98   г.   N   111-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3607).
     2. Российская    академия    наук    является     самоуправляемой
организацией,   действующей   на  основе  законодательства  Российской
Федерации  и  своего  устава.  Российская   академия   наук   проводит
фундаментальные   и   прикладные  научные  исследования  по  важнейшим
проблемам естественных,  технических и гуманитарных наук  и  принимает
участие    в   координации   фундаментальных   научных   исследований,
выполняемых научными  организациями  и  образовательными  учреждениями
высшего профессионального образования и финансируемыми за счет средств
федерального бюджета.
     3. Отраслевые    академии    наук    являются    самоуправляемыми
организациями,   проводят   фундаментальные   и   прикладные   научные
исследования  в соответствующих областях науки и техники и участвуют в
координации данных научных исследований.
     4. Финансирование   Российской  академии  наук,  ее  региональных
отделений и отраслевых академий наук осуществляется  за  счет  средств
федерального   бюджета   и   иных   не  запрещенных  законодательством
Российской Федерации источников.
     Российская академия     наук,     ее    региональные    отделения
(Дальневосточное  отделение  Российской   академии   наук,   Сибирское
отделение  Российской  академии  наук и Уральское отделение Российской
академии  наук)  и   отраслевые   академии   наук   являются   прямыми
получателями и главными распределителями средств федерального бюджета.
     Порядок использования результатов научных исследований Российской
академии наук и отраслевых академий наук,  проведенных за счет средств
федерального  бюджета,   определяется   законодательством   Российской
Федерации.
     Российская академия наук  и  отраслевые  академии  наук  ежегодно
представляют   Президенту   Российской  Федерации  и  в  Правительство
Российской  Федерации  отчеты  о  проведенных  научных  исследованиях,
научных и (или) научно-технических результатах,  а также предложения о
приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
     Академии наук,  имеющие  государственный статус,  в установленном
ими   порядке   ежегодно   представляют   в   уполномоченные   на   то
государственные органы субъектов Российской Федерации,  на территориях
которых  расположены  научные  организации  указанных  академий  наук,
информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета научными
организациями   указанных   академий   наук   научных   исследованиях,
представляющую   интерес   для  соответствующих  субъектов  Российской
Федерации (пункт  4  в  ред.  -  Федерального  закона  от  19.07.98 г.
N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30,
ст. 3607).
     5. Научные   организации,  организации  научного  обслуживания  и
социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и
отраслевых   академий   наук   владеют,   пользуются  и  распоряжаются
федеральным   имуществом,   переданным   указанным   организациям    в
оперативное  управление  или  в хозяйственное ведение в соответствии с
законодательством Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом
и  уставами.  Реестры  федерального  имущества,  переданного указанным
организациям в оперативное управление  или  в  хозяйственное  ведение,
утверждаются соответствующими академиями наук.
     Доходы научных организаций,  организаций научного обслуживания  и
социальной  сферы от разрешенной их уставами деятельности и имущество,
приобретенное  указанными  организациями  за   счет   таких   доходов,
поступают  в  самостоятельное  распоряжение  указанных  организаций  и
учитываются на отдельном балансе.
     Научные организации,    организации   научного   обслуживания   и
социальной сферы Российской академии наук и отраслевых  академий  наук
имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое
указанными организациями и  находящееся  в  федеральной  собственности
имущество,    в   том   числе   недвижимое,   на   основании   решения
соответствующей академии  наук,  которое  должно  быть  согласовано  с
соответствующим    федеральным    органом    исполнительной    власти,
уполномоченным Правительством Российской  Федерации  на  управление  и
распоряжение  объектами  федеральной  собственности.  Размер  арендной
платы определяется договором и не должен быть  ниже  среднего  размера
арендной   платы,  обычно  взимаемой  за  аренду  имущества  в  местах
расположения таких организаций.
     Доходы от  сдачи  в аренду имущества,  находящегося в федеральной
собственности,  в полном объеме  учитываются  в  доходах  федерального
бюджета  и  используются указанными организациями в качестве источника
дополнительного бюджетного финансирования  содержания  и  развития  их
материально-технической базы (пункт 5 в ред.  - Федерального закона от
19.07.98 г. N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 30, ст. 3607).
     6. За академиями наук,  их научными организациями и организациями
научного  обслуживания  и  социальной  сферы закрепляются в бессрочное
безвозмездное  пользование  земельные   участки,   выделенные   им   в
установленном порядке.

       Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
               И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 7.   Управление   научной   и   (или)   научно-технической
деятельностью

     1. Управление  научной  и  (или) научно-технической деятельностью
осуществляется  на   основе   сочетания   принципов   государственного
регулирования и самоуправления.
     2. Органы государственной  власти  Российской  Федерации,  органы
государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  научные
организации и организации научного обслуживания и социальной  сферы  в
пределах  своих  полномочий  определяют  соответствующие  приоритетные
направления  развития  науки  и  техники,  обеспечивают   формирование
системы  научных организаций,  осуществление межотраслевой координации
научной  и  (или)  научно-технической   деятельности,   разработку   и
реализацию научных и научно-технических программ и проектов,  развитие
форм интеграции науки и производства,  реализацию достижений  науки  и
техники.
     3. Управление научной и  (или)  научно-технической  деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
     Органы государственной   власти,   учреждающие    государственные
научные организации:
     утверждают уставы государственных научных организаций;
     осуществляют контроль    за    эффективным    использованием    и
сохранностью  предоставленного  государственным  научным  организациям
имущества;
     осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
     Руководители государственных   научных   организаций   и  научных
организаций  академий  наук,   а   также   негосударственных   научных
организаций     назначаются     (избираются)    в    соответствии    с
законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
     4. Ученые     советы    государственных    научных    организаций
разрабатывают  и   утверждают   планы   научных   работ   и   развития
государственных  научных  организаций гласно исходя из государственных
заданий,  профиля государственных научных организаций,  их  научных  и
экономических интересов.

     Статья 8.   Договоры   (контракты)   на   создание,   передачу  и
использование научной и (или) научно-технической продукции

     1. Основной правовой формой отношений между научной организацией,
заказчиком  и  иными  потребителями научной и (или) научно-технической
продукции,  в том числе министерствами и иными  федеральными  органами
исполнительной  власти,  являются  договоры  (контракты)  на создание,
передачу  и  использование  научной  и  (или)  научно  -   технической
продукции,     оказание     научных,     научно     -     технических,
инженерно-консультационных и иных услуг,  а также другие  договоры,  в
том  числе  договоры  о  совместной научной и (или) научно-технической
деятельности и распределении прибыли.
     2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные
исследования и экспериментальные разработки для государственных  нужд.
В  этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным
органом - заказчиком и организацией - исполнителем.
     Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти
субъектов Российской  Федерации,  учредившие  государственные  научные
организации,   вправе   устанавливать   для   государственных  научных
организаций обязательный государственный заказ на  выполнение  научных
исследований и экспериментальных разработок.
     3. Условия владения,  пользования и распоряжения научными и (или)
научно-техническими    результатами   определяются   законодательством
Российской  Федерации,  а  также  не  противоречащими  ему  договорами
(контрактами)  сторон  -  субъектов научной и (или) научно-технической
деятельности  и  потребителей  научной  и   (или)   научно-технической
продукции.

     Статья 9.    Информационное    обеспечение    научной   и   (или)
научнотехнической деятельности

     1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют
право  на  обмен  информацией,  за исключением информации,  содержащей
сведения,  относящиеся к государственной,  служебной или  коммерческой
тайне.
     2. Правительство  Российской  Федерации   обеспечивает   создание
федеральных  информационных фондов и систем в области науки и техники,
осуществляющих  сбор,   государственную   регистрацию,   аналитическую
обработку,  хранение и доведение до потребителей научной и технической
информации,  содействует  изданию  научной  и  научно  -   технической
продукции,  приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий
о научных и  (или)  научно  -  технических  результатах  за  пределами
территории Российской Федерации.
     Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам  научной
и   (или)   научно  -  технической  деятельности  доступ  к  указанной
информации,  право на ее  приобретение  и  обеспечивает  им  доступ  в
международные  информационные  фонды  и  системы  в  области  науки  и
техники.
     3. В  случае ликвидации государственных научных организаций,  при
которых функционируют банки данных  и  базы  данных  научной  и  (или)
научно - технической информации,  обеспечиваются сохранность указанных
банков  данных  и  баз  данных  и  передача   их   правопреемникам   в
установленном порядке.

     Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной и
(или) научно - технической деятельности

     Правительство Российской Федерации вправе:
     устанавливать порядок    проведения    научных   исследований   и
использования  научных  и  (или)  научно  -  технических  результатов,
которые   могут  создать  угрозу  безопасности  Российской  Федерации,
здоровью граждан, окружающей природной среде;
     лицензировать отдельные виды научной и (или) научно - технической
деятельности;
     вводить в  предусмотренных законодательством Российской Федерации
случаях ограничения на право использования отдельных научных  и  (или)
научно   -   технических   результатов,  распространяя  на  них  режим
секретности и осуществляя надзор за его соблюдением;
     вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным
видам научной и (или) научно - технической деятельности.

         Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                    НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

     Статья 11.  Основные  цели  и  принципы  государственной научно -
технической политики

     1. Основными целями государственной научно - технической политики
являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование
научно - технического потенциала,  увеличение вклада науки и техники в
развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач,
обеспечение  прогрессивных  структурных   преобразований   в   области
материального    производства,    повышение    его   эффективности   и
конкурентоспособности продукции,  улучшение экологической обстановки и
защиты     информационных     ресурсов     государства,     укрепление
обороноспособности государства и  безопасности  личности,  общества  и
государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
     2. Государственная научно - техническая  политика  осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
     признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень
развития производительных сил государства;
     гласность и использование различных форм общественных  обсуждений
при  выборе  приоритетных  направлений  развития  науки  и  техники  и
экспертизе  научных  и  научно  -  технических  программ  и  проектов,
реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
     гарантия приоритетного    развития    фундаментальных     научных
исследований;
     интеграция научной,  научно  -  технической   и   образовательной
деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и
студентов   образовательных   учреждений   высшего   профессионального
образования  в  научных  исследованиях и экспериментальных разработках
посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных
учреждений высшего профессионального образования,  научных организаций
академий  наук,  имеющих  государственный  статус,  а  также   научных
организаций  министерств  и  иных  федеральных  органов исполнительной
власти;
     поддержка конкуренции   и   предпринимательской   деятельности  в
области науки и техники;
     концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки
и техники;
     стимулирование научной,  научно  -  технической  и  инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
     развитие научной,    научно   -   технической   и   инновационной
деятельности  посредством  создания  системы  государственных  научных
центров и других структур;
     стимулирование научной,  научно  -  технической  и  инновационной
деятельности  субъектов  Российской Федерации и интеграция их научно -
технического потенциала;
     развитие международного   научного   и   научно   -  технического
сотрудничества Российской Федерации.

     Статья 12.  Полномочия органов государственной власти  Российской
Федерации   и  органов  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации в области формирования и реализации государственной научно -
технической политики

     1. К  ведению органов государственной власти Российской Федерации
относятся:
     разработка и   проведение   единой   государственной   научно   -
технической политики;
     выбор приоритетных   направлений   развития  науки  и  техники  в
Российской Федерации;
     формирование и   реализация   федеральных   научных  и  научно  -
технических программ  и  проектов,  а  также  определение  федеральных
органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;
     финансирование научной и (или) научно - технической  деятельности
за счет средств федерального бюджета;
     установление системы  экономических  и   иных   льгот   в   целях
стимулирования  научной  и  (или)  научно - технической деятельности и
использование ее результатов;
     содействие развитию научной, научно - технической и инновационной
деятельности субъектов Российской Федерации;
     управление государственными  научными  организациями федерального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     реализация обязательств   по   научным  и  научно  -  техническим
программам  и  проектам,  предусмотренным  международными   договорами
Российской Федерации;
     охрана прав интеллектуальной собственности;
     формирование единых  систем стандартизации,  обеспечения единства
измерений,  сертификации,  научно - технической информации, патентно -
лицензионного дела и управление ими;
     установление государственной системы аттестации научных и  научно
- технических работников.
     Правительство Российской    Федерации    определяет    полномочия
федеральных  органов  исполнительной  власти  в области формирования и
реализации  единой  государственной  научно  -  технической  политики,
утверждает  федеральные  научные  и  научно  - технические программы и
проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
     Формирование и  практическое осуществление государственной научно
-   технической   политики   гражданского   назначения    обеспечивают
Министерство науки и технической политики Российской Федерации или его
правопреемник  совместно  с  Российской  академией  наук,  отраслевыми
академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.
     Формирование и   практическое    осуществление    государственной
политики  поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности,
отраслей оборонного значения и связанных с ними  науки  и  образования
обеспечивают  органы  исполнительной  власти,  ведущие государственные
оборонные заказы.
     2. К   совместному   ведению   органов   государственной   власти
Российской  Федерации  и  органов  государственной  власти   субъектов
Российской Федерации относятся:
     формирование экономического        механизма        осуществления
государственной научно - технической политики;
     организация научно - технического прогнозирования;
     размещение объектов  научно  - технического потенциала и создание
инфраструктуры научно - технической и инновационной деятельности;
     формирование рынков   научной   и   (или)  научно  -  технической
продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     формирование научно   -   технической  базы  научных  организаций
федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской
Федерации;
     разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно
- технических работников, в том числе их материальное обеспечение;
     формирование совместных фондов научного,  научно - технического и
технологического развития;
     международные научные связи.
     3. К  ведению органов государственной власти субъектов Российской
Федерации относятся:
     участие в   выработке   и  реализации  государственной  научно  -
технической политики;
     определение приоритетных  направлений  развития науки и техники в
субъектах Российской Федерации;
     формирование научных  и  научно - технических программ и проектов
субъектов Российской Федерации;
     финансирование научной  и  научно  -  технической деятельности за
счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
     формирование органов  управления  в  сфере  научной  и  научно  -
технической   деятельности   субъектов    Российской    Федерации    и
межрегиональных органов;
     управление государственными научными организациями  регионального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     контроль за  деятельностью  государственных  научных  организаций
федерального  значения по вопросам,  относящимся к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
     создание условий  для  более эффективного использования имеющихся
материальных и информационных ресурсов;
     формирование межрегиональных   и  региональных  фондов  научного,
научно - технического и технологического развития;
     осуществление иных   полномочий,   не   отнесенных   федеральными
законами  к  ведению   органов   государственной   власти   Российской
Федерации.
     4. По вопросам совместного ведения органы государственной  власти
Российской    Федерации    при    осуществлении    своих    полномочий
взаимодействуют с  соответствующими  органами  государственной  власти
субъектов Российской Федерации в форме:
     подготовки совместных     предложений     о     совершенствовании
организационно-экономического   механизма   научной   и  инновационной
деятельности;
     участия представителей  соответствующих  органов  государственной
власти  субъектов  Российской   Федерации   в   составах   научных   и
координационных  советов  по  проблемам  науки  и  техники,  научно  -
технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами
государственной власти Российской Федерации;
     взаимной передачи отдельных полномочий на  координацию  научно  -
технической деятельности, затрагивающей совместные интересы Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации;
     подготовки и  реализации  совместных мер по содержанию и развитию
социальной сферы научных организаций.

     Статья 13. Порядок формирования государственной научнотехнической
политики

     1. Направления  государственной  научно - технической политики на
среднесрочный  и   долгосрочный   периоды   определяются   Президентом
Российской  Федерации  на  основе  специального  доклада Правительства
Российской Федерации,  формируемого  с  учетом  предложений  субъектов
Российской Федерации.
     2. Законодательный  орган   Российской   Федерации   ежегодно   в
соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в
Российской  Федерации   и   предложениями   Правительства   Российской
Федерации  определяет  при  утверждении  федерального  бюджета годовые
объемы  средств,  выделяемых  для  выполнения  федеральных  научно   -
технических   программ   и   проектов,  объем  финансирования  научных
организаций  и  размер  средств,  направляемых  в  федеральные   фонды
поддержки  научной и (или) научно - технической деятельности,  а также
систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
     3. Определение  основных  направлений  государственной  научно  -
технической политики,  научно  -  техническое  прогнозирование,  выбор
приоритетных   направлений   развития   науки  и  техники,  разработка
рекомендаций и предложений о реализации научных и научно - технических
программ  и  проектов,  об  использовании  достижений  науки и техники
осуществляются в условиях гласности,  с использованием различных  форм
общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
     Государственная научно  -  техническая   политика   в   отношении
отраслей   разрабатывается  и  реализуется  соответствующими  органами
исполнительной власти с  привлечением  хозяйствующих  субъектов  и  их
объединений  с  учетом  единой  государственной  научно  - технической
политики.
     4. Государственная   научно   -  техническая  политика  субъектов
Российской  Федерации  формируется  и  проводится  при  взаимодействии
органов   государственной   власти   Российской  Федерации  и  органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Государственная научно  -  техническая  политика  на региональном
уровне разрабатывается и реализуется органами  государственной  власти
субъектов  Российской Федерации с учетом единой государственной научно
- технической политики и интересов регионов.
     5. Органы  государственной власти содействуют сохранению высокого
уровня  научно  -  технического  потенциала  организаций,  выпускающих
продукцию  оборонного  назначения,  и  других  организаций  в условиях
конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную
поддержку их научным коллективам.
     Федеральный орган   исполнительной   власти,   ответственный   за
выполнение  работ  по федеральной научной и (или) научно - технической
программе,  осуществляет  по  отношению   к   организациям   оборонных
отраслей,  работающим по указанной программе, функции государственного
заказчика  и  обеспечивает  необходимые  меры  по  их  государственной
поддержке.

     Статья 14.  Организация и проведение экспертиз научной и научно -
технической деятельности

     1. Органы государственной власти Российской  Федерации  и  органы
государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации  организуют
проведение  экспертиз  научных  и  научно  -  технических  программ  и
проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
     2. Экспертиза    проводится    организациями,     осуществляющими
независимую  экспертизу,  другими организациями,  а также экспертами с
участием представителей субъектов Российской  Федерации,  организаций,
финансирующих научную и (или) научно - техническую деятельность, при:
     выборе приоритетных   направлений   государственной   научно    -
технической политики, а также развития науки и техники;
     формировании научных и научно - технических программ и проектов;
     проведении конкурсов  на участие в научных и научно - технических
программах и проектах,  контроле за их осуществлением и использованием
полученных   научных  и  (или)  научно  -  технических  результатов  в
экономике государства.
     3. В экспертизе научной и (или) научно - технической деятельности
не может участвовать специалист,  имеющий личную заинтересованность  в
ее результатах.
     4. По  результатам  экспертиз  научных  и  научно  -  технических
программ  и проектов органы исполнительной власти Российской Федерации
и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  обязаны
заблаговременно  информировать  население о безопасности,  в том числе
экологической,  об экономической и о социальной значимости создаваемых
производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
     5. В  случаях,   предусмотренных   законодательством   Российской
Федерации,    в    установленном   порядке   проводится   обязательная
государственная экспертиза научно - технических программ и проектов.

     Статья 15.  Финансирование научной и (или) научно  -  технической
деятельности

     1. Финансовое  обеспечение  научной  и (или) научно - технической
деятельности основывается на его целевой ориентации и  множественности
источников    финансирования.    Финансирование    этой   деятельности
осуществляется  за  счет  средств   федерального   бюджета,   бюджетов
субъектов  Российской Федерации,  внебюджетных источников (собственных
или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их  объединений,  а
также  средств  заказчиков  работ),  иных  источников в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     Средства на     финансирование     научных     исследований     и
экспериментальных разработок  гражданского  назначения  выделяются  из
федерального  бюджета  в  размере не менее четырех процентов расходной
части федерального бюджета.
     (Приостановлено с  1  января  по  31  декабря  2002 года действие
абзаца  второго  пункта  1  статьи  15  в   части,   не   обеспеченной
финансированием   из  федерального  бюджета,  Федеральным  законом  от
30.12.2001  г.  N  194-ФЗ  -  Собрание   законодательства   Российской
Федерации, 2001, N , ст. ).
     2. Правительство Российской  Федерации  организует  разработку  и
исполнение   федерального   бюджета   в   части  расходов  на  научные
исследования  и  экспериментальные  разработки,   определяет   порядок
создания  государственных  фондов  поддержки  научной и (или) научно -
технической  деятельности,  утверждает  распределение  предусмотренных
федеральным  бюджетом  средств  на  эти  цели  между  государственными
заказчиками  федеральных  целевых  программ,   федеральными   органами
исполнительной    власти,    научными   организациями   и   указанными
государственными фондами.
     3. Фундаментальные     научные     исследования     финансируются
преимущественно  за  счет  средств  федерального  бюджета.   В   целях
содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований,
отбираемым   на   основе   конкурса,   в   порядке,    устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки научной
и (или) научно - технической деятельности.
     4. Федеральные   научно  -  технические  программы,  приоритетные
прикладные  научные  исследования   и   экспериментальные   разработки
финансируются  за счет средств федерального бюджета,  фондов поддержки
научной и (или) научно - технической деятельности и в порядке долевого
участия  за  счет  средств организаций,  объединений,  банков и других
хозяйствующих   субъектов.   В   порядке   долевого   участия    могут
финансироваться также научно - технические программы, сформированные и
реализуемые  на  основе  международных  и   межотраслевых   научно   -
технических соглашений,  научно - технические программы создания новых
техники и технологии двойного применения.
     5. Работы  регионального  значения  могут финансироваться за счет
средств бюджетов субъектов  Российской  Федерации,  местных  бюджетов,
региональных  фондов  поддержки  научной  и (или) научно - технической
деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций,
объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
     За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том
числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные
и научно - технические программы и проекты,  результаты  осуществления
которых могут быть использованы и в других регионах.
     Совместное использование  средств,  выделенных  из   федерального
бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской Федерации и местных бюджетов
для  финансирования  научных   исследований   федерального   значения,
осуществляется    на    долевых    началах   по   согласованию   между
соответствующими органами Российской Федерации,  субъектов  Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
     6. Финансирование  научной   и   (или)   научно   -   технической
деятельности   осуществляется   государством   на   основе   сочетания
финансовой поддержки научных  организаций  и  целевого  финансирования
конкретных научных и научно - технических программ и проектов.
     7. В Российской Федерации действуют государственные (в том  числе
федеральные),   негосударственные   и  международные  фонды  поддержки
научной и (или) научно - технической деятельности.
     Органы государственной   власти  Российской  Федерации  и  органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в  порядке,
установленном    законодательством   Российской   Федерации,   создают
государственные фонды поддержки научной и (или) научно  -  технической
деятельности  в  форме учреждений или иных некоммерческих организаций,
деятельность которых финансируется за  счет  средств  соответствующего
бюджета   или   иных   источников,  не  запрещенных  законодательством
Российской Федерации.  Государственный фонд поддержки научной и  (или)
научно    -    технической   деятельности   является   самоуправляемой
организацией  и  осуществляет  свою  деятельность  в  соответствии   с
законодательством Российской Федерации и уставом.
     Государственные фонды  поддержки  научной  и   (или)   научно   -
технической  деятельности  организуют независимую экспертизу научных и
научно - технических программ и  проектов,  представляемых  субъектами
научной  и  (или)  научно  -  технической  деятельности,  и  на основе
конкурса выделяют средства  на  финансирование  указанных  программ  и
проектов.  Государственные  фонды  поддержки  научной и (или) научно -
технической деятельности ведут раздельный учет средств,  выделяемых на
реализацию деятельности,  предусмотренной их уставами, и на иные цели.
Порядок  выделения  средств  на  финансирование  научных  и  научно  -
технических  программ и проектов определяется уставами государственных
фондов поддержки научной и (или) научно - технической деятельности  (в
ред.  Федерального  закона  от  29.12.2000  г.  N  168-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 20).
     8. В  федеральных  органах  исполнительной  власти,  коммерческих
организациях,  а также  в  органах  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  могут  создаваться  внебюджетные  фонды за счет
относимых   на   себестоимость   производимой   продукции   отчислений
организаций     для     финансирования    научных    исследований    и
экспериментальных разработок.
     Порядок образования    и    использования   внебюджетных   фондов
федеральных органов исполнительной власти и  коммерческих  организаций
определяется Правительством Российской Федерации,  внебюджетных фондов
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации   -
законодательством  субъектов  Российской  Федерации (пункт 8 в ред.  -
Федерального   закона   от   17.12.98   г.   N   189-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6271).
     9. Органы государственной власти Российской  Федерации  и  органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации осуществляют
контроль  за  расходованием  средств,  выделенных  из  соответствующих
бюджетов   или  внебюджетных  фондов  на  научную  и  (или)  научно  -
техническую деятельность,  определяют формы и способы использования ее
результатов.
     10. Научная и  (или)  научно  -  техническая  деятельность  может
осуществляться за счет грантов.
     Гранты передаются  научным  работникам,   научным   организациям,
образовательным  учреждениям  высшего  профессионального  образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
     Получатели грантов    распоряжаются    ими   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации или в случае  их  использования
на    территории    иностранного    государства   в   соответствии   с
законодательством этого государства,  а также на условиях,  на которых
эти гранты выделяются.

     Статья 16.   Международное   научное   и   научно  -  техническое
сотрудничество Российской Федерации

     1. Органы государственной  власти  Российской  Федерации  создают
необходимые   условия   для   международного   научного   и  научно  -
технического сотрудничества.
     Субъект научной  и (или) научно - технической деятельности вправе
вступать в международные научные и научно - технические организации  и
объединения,   участвовать   в   международных   научных  и  научно  -
технических программах и проектах,  научных  и  научно  -  технических
программах  и  проектах  иностранных  государств,  заключать  договоры
(контракты) и иные соглашения с иностранными  юридическими  лицами  на
работу  как  в  Российской  Федерации,  так  и за пределами территории
Российской  Федерации  в  порядке,   установленном   законодательством
Российской Федерации.
     На территории Российской Федерации в установленном порядке  могут
создаваться   научные   организации   и   научные  центры  с  участием
иностранных граждан,  лиц без гражданства  и  иностранных  юридических
лиц.
     2. Иностранные   инвестиции   в   область   науки    и    техники
осуществляются   в   порядке   и   в   формах,  которые  предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
     3. Российская   Федерация   поддерживает   научное   и  научно  -
техническое сотрудничество  с  иностранными  государствами  на  основе
соответствующих    международных   договоров   Российской   Федерации,
международных научных и научно - технических программ  и  проектов,  а
также  содействует  расширению  научно  -  технического сотрудничества
научных работников и научных и иных организаций.
     Органы государственной   власти  Российской  Федерации,  учитывая
наличие  высокоинтегрированного  научно  -   технического   потенциала
Содружества  Независимых  Государств  и  других  государств  -  бывших
республик СССР,  сложившиеся научно - технические  связи,  содействуют
развитию научно - технического сотрудничества на основе многосторонних
и двусторонних договоров с ними.
     4. Органы    государственной    власти    Российской    Федерации
осуществляют  контроль  за  передачей  научных  и   (или)   научно   -
технических результатов,  а также научной и (или) научно - технической
продукции  за  пределы  территории  Российской  Федерации  в  порядке,
устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

                  Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом

     Президенту Российской  Федерации   и   Правительству   Российской
Федерации  привести  свои  нормативные  правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.

     Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

23 августа 1996 г.
N 127-ФЗ