ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ МОСКВЫ И МЕРАХ ПО ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 4 февраля 1997 г. N 81 (Д) За период с 1991 года в Москве на потребительском рынке произошли значительные преобразования. Сегодня в городе функционирует 18,5 тыс. стационарных предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг, из них 23,2 процента выкуплены юридическими и физическими лицами в собственность, помещения остальных предприятий переданы в долгосрочную аренду. С проведением коммерциализации и приватизации предприятия получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность. Негосударственный сектор в этой сфере городского хозяйства сегодня обеспечивает более 98 процентов объемов розничного товарооборота и оказываемых населению бытовых услуг. Новая практика экономических связей предприятий потребительского рынка и услуг столицы с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья полностью заменила ранее существовавшую распределительную систему. В короткое время прилавки магазинов были насыщены товарами, появились новые виды бытовых услуг. В наполнении рынка существенна роль предприятий малого и среднего бизнеса, а также вещевых и мелкооптовых продовольственных рынков. Экономическая свобода позволила предприятиям потребительского рынка и услуг активизировать привлечение инвестиций и заемных средств, направить значительные ассигнования на свое обновление, реконструкцию и модернизацию. Без отвлечения бюджетных средств на эти цели за последние два года вложено более 6 трлн.рублей, что позволило существенно изменить внешний облик этих предприятий, реконструировать и модернизировать 1407 объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, открыть около 2 тыс. новых предприятий. Сегодня подавляющее число магазинов, ресторанов, столовых и кафе, ремонтных мастерских, прачечных, химчисток, парикмахерских и других объектов по технологии обслуживания, эстетическому состоянию, насыщению товарами соответствует современному уровню организации торговли и услуг. Положительную роль в снижении социальной напряженности в Москве играет малый бизнес и индивидуальное частное предпринимательство. В текущем году цены вещевых и продовольственных рынков сложились ниже магазинных по продуктам питания до 10 - 20 процентов, а по промышленным товарам - до 50 процентов. Уровень розничных цен в Москве с 1993 года переместился с 11 на 25 место среди 89 регионов России. Вместе с тем в торговом и бытовом обслуживании населения Москвы имеются существенные недостатки, вызванные, прежде всего, неустойчивым экономическим состоянием предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Предприятия потребительского рынка ощущают постоянный недостаток оборотных средств. За последние пять лет их доля в общем объеме товарооборота в этой сфере из-за инфляционных процессов сократилась с 50 до 8 процентов. Растущие взаимные неплатежи за полученную на реализацию продукцию, увеличивающиеся расходы по арендной плате, коммунальным услугам, высокий уровень налоговых платежей, различные дополнительные отчисления, налагаемые местными органами власти на предприятия потребительского рынка и услуг, также отрицательно сказываются на их финансово-хозяйственной деятельности. Проведенный анализ показывает, что более чем 40 процентов предприятий завершают текущий год с нулевым результатом или с убытками. Уровень рентабельности в целом с 1993 года по обследуемому кругу предприятий снизился в розничной торговле с 8,3 до 0,7 процента, в общественном питании - с 8,6 до 1,9 процента, в бытовом обслуживании - с 24,5 до 6,0 процента. Увеличивающиеся с каждым годом объемы продажи товаров и предоставления услуг предприятиями потребительского рынка не обеспечивают должных поступлений в городской бюджет налоговых и неналоговых доходов. В результате наметившегося спада инвестиционной активности в районах массовой жилой застройки значительно отстает ввод запроектированных объектов потребительского рынка и услуг. Из-за нерешенных имущественно-правовых вопросов, возникших после приватизации, отдельные предприятия не работают по 3-4 года. Не предпринимается должных мер по обязательному сохранению профиля объектов торговли и бытового обслуживания при сделках по недвижимости. Все это существенно препятствует развитию новых экономических отношений в сфере потребительского рынка и услуг, снижает уровень организации торговли и бытового обслуживания, вызывает справедливые нарекания жителей и гостей столицы. В целях улучшения организации деятельности предприятий потребительского рынка и услуг, укрепления их экономического положения, стабилизации уровня цен на продовольственные и промышленные товары Правительство Москвы постановляет: 1. Считать одной из приоритетных задач структурных подразделений Правительства Москвы, префектур административных округов, предприятий оптовой и розничной торговли, бытового обслуживания, общественного питания создание экономических условий развития предпринимательских коллективов и рычагов воздействия на организацию устойчивого и максимального удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, расширении ассортимента и улучшения их качества. 2. Утвердить представленный Департаментом потребительского рынка и услуг План первоочередных мероприятий по стабилизации экономической ситуации на потребительском рынке Москвы (приложение). 3. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам административных округов, руководителям предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания независимо от форм собственности и организационно-правовых форм обеспечить выполнение мероприятий по оздоровлению экономики потребительского рынка и услуг, обратив особое внимание на контроль за формированием цен на товары и услуги, расширением их ассортимента, использованием контрольно-кассовых машин, своевременностью расчетов с поставщиками, платежей в бюджет. 4. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Московским городским комитетом по статистике и Управлением Мэра ежегодно проводить выборочный анализ финансового состояния предприятий потребительского рынка и услуг для представления Правительству Москвы предложений по укреплению экономического потенциала города. 5. Департаменту потребительского рынка и услуг: 5.1. На основе мониторинга состава доходов и затрат в предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания совместно с департаментами финансов, экономической политики и развития города, Управлением Мэра по итогам 1996 года подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по упрощению системы налогообложения в сфере потребительского рынка и услуг. 5.2. Совместно с Московским таможенным управлением в срок до 15.02.97 внести в Правительство Российской Федерации предложения по снижению ставок импортных таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование для реконструируемых и вновь вводимых объектов потребительского рынка и услуг. 5.3. В течение первого полугодия 1997 года совместно с департаментами науки и промышленной политики, продовольственных ресурсов, Госторгинспекцией, Государственной инспекцией цен г.Москвы, Московским таможенным управлением изучить формирование цен на продовольственные и непродовольственные товары, поступающие непосредственно от товаропроизводителей г.Москвы, оптовых поставщиков и по импорту. Внести предложения по совершенствованию системы товародвижения в городе и ценообразования на потребительские товары и услуги. 5.4. Разработать с участием Департамента продовольственных ресурсов, префектур административных округов, ОАО "Московские оптовые продовольственные рынки" и утвердить в I квартале 1997 года Правила организации торговли на малых(муниципальных) и продовольственных рынках (мелкооптовых ярмарках) г.Москвы. 5.5. В целях предотвращения сокрытия доходов от налогообложения и обеспечения поступлений в городской бюджет организовать выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.97 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли". 5.6. Совместно с Москомимуществом в течение первого полугодия 1997 года решить все вопросы продажи или сдачи в аренду нежилых помещений регионам России и СНГ, имеющих экономические связи с Москвой, для открытия в городе объектов потребительского рынка и услуг. 6. Поддержать предложение Департамента потребительского рынка и услуг о проведении в Москве с 1 апреля 1997 года эксперимента по созданию сети "народных" магазинов с привлечением в их оборотный капитал средств граждан в соответствии с юридическими формами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 4 ст.ст. 82 - 86, гл. 42 ст.ст. 807 - 818 ). 7. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Государственно - правовым управлением Мэрии в трехмесячный срок подготовить проект положения об организации и деятельности "народных" магазинов. 8. Московской лицензионной палате в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 N 699 "О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы" активизировать работу по приостановлению действий и лишению лицензий предприятий потребительского рынка и услуг за нарушение лицензионных условий. 9. Префектам административных округов: 9.1. Привести в соответствие с распоряжением Мэра от 28.10.96 N 429/1-РМ " О введении нового Порядка подготовки предложений на размещение и эксплуатацию нестационарных объектов торговли и услуг в г.Москве " размещение и специализацию объектов мелкорозничной торговли и услуг при выдаче патентов. 9.2. Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг, Комитетом по делам о несостоятельности (банкротстве), контролирующими органами города ввести в практику ежеквартальное представление на городскую комиссию по приватизации Москомимущества списка предприятий, нарушающих права потребителей, имеющих длительные неплатежи за товары и услуги, не соблюдающих условия приватизации, для расторжения в установленном порядке договоров приватизации, аренды недвижимости и признания их несостоятельными, с публикацией списков в средствах массовой информации. 10. Москомимуществу, Фонду имущества Москвы совместно с префектами административных округов, Департаментом потребительского рынка и услуг для сохранения инфраструктуры предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания предусмотреть в договорах о сделках по недвижимости обязательное наличие условий о сохранении профиля предприятия, рабочих мест, а также санкции за его несвоевременный ввод в эксплуатацию. 11. В целях ускорения ввода новых объектов потребительского рынка и услуг, обеспечения своевременной реконструкции и модернизации, повышения эффективности их деятельности разрешить Москомимуществу, Фонду имущества Москвы по предложению префектур производить продажу недостроенных объектов по профилю с рассрочкой платежа до 6 месяцев либо передавать в аренду с приоритетным правом выкупа и зачетом вложенных инвестиций в установленном порядке. 12. Москомимуществу: - разрешить устанавливать льготную арендную плату на период освоения недостроенных объектов ( 3-5 лет) предприятиям торговли, общественного питания и бытового обслуживания; - разрешить взимать арендную плату с момента начала работы объекта, но не более чем через 3 месяца после сдачи объекта в эксплуатацию. 13. Департаменту потребительского рынка и услуг подготовить и внести на рассмотрение Правительства Москвы: - во II квартале 1997 года вопрос " О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в г.Москве"; - во втором полугодии 1997 года вопрос " О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания". 14. Департаменту потребительского рынка и услуг в IV квартале 1997 года подготовить проект закона " О торговле в г.Москве " и Программу основных направлений развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в г.Москве до 2001 года. 15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы В.И. Малышкова. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Москвы от 4 февраля 1997 г. N 81 ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ по стабилизации экономической ситуации на потребительском рынке Москвы _____________________________________________________________________________ Наименование Исполнители Сроки мероприятий выполнения _____________________________________________________________________________ Мероприятия организационного характера 1. Проведение экономического Департаменты потребительского II анализа и подготовка рынка и услуг, экономической квартал предложений в Правительство политики и развития города, 1997 г. России по упрощению системы финансов и продовольственных налогообложения в сфере ресурсов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 2. Подготовка предложений в Департамент потребительского до 15.02. Правительство РФ по снижению рынка и услуг, Московское 1997 г. таможенных платежей на таможенное управление, ввозимое технологическое Департамент продовольственных оборудование для ресурсов реконструируемых и вновь вводимых предприятий. 3. Проведение заседания Департамент потребительского Июль 1997 г. Коллегии Департамента рынка и услуг Январь 1998 г. потребительского рынка и услуг по вопросам оздоровления экономики. 4. Проведение выездных Департамент потребительского Ежеквартально совещаний и консультаций на рынка и услуг предприятиях потребительского рынка и услуг с целью оказания помощи в оздоровлении экономики. 5. Подготовка предложений по Департамент потребительского По итогам внесению изменений и рынка и услуг, Комитет I дополнений в действующую по делам о несостоятельности квартала нормативную базу по признанию (банкротстве) частных предприятий банкротами. 6. Представление в городскую Департамент потребительского Ежеквартально комиссию при Москомимуществе рынка и услуг,префектуры списков злостных административных округов, неплательщиков за Комитет по делам о коммунальные услуги аренду несостоятельности (банкротстве) помещений, земли, поставщикам, а также нарушителей прав потребителей для рассмотрения вопроса по расторжению в установленном порядке договоров приватизации, аренды недвижимости и признания их несостоятельными. 7. Изучение эффективности Департамент потребительского II работы предприятий рынка и услуг,Москомимущество, квартал потребительского рынка и префектуры 1997 г. услуг через соблюдение ассортимента товаров и товарооборота на 1 кв.м площади. 8. Проведение бизнес-семинара Департамент потребительского Март с участием заинтересованных рынка и услуг 1997 г. организаций и директоров рынков по вопросам управления рынками, взаимной ответственности администраций рынков и арендаторов торговых мест, правового статуса управляющих компаний и фирм. 9. Проведение работы по Департамент потребительского Еженедельно размещению в средствах рынка и услуг в течение массовой информации года материалов о деятельности предприятий потребительского рынка и услуг и разъяснению основных положений экономических условий развития и воздействия на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. 10. Организация исследования Департаменты потребительского II структур и емкости рынка и услуг, поддержки и полугодие потребительского рынка и развития малого 1997 г. услуг г.Москвы для предпринимательства, составления прогнозов продовольственных ресурсов и развития обеспечения жителей Общественно-экспертный Совет столицы объектами торговли, по малому предпринимательству. общественного питания и бытового обслуживания. 11. Проведение работы по Департаменты потребительского IY дальнейшему развитию рынка и услуг, продовольственных квартал конкуренции на потребительском ресурсов и Территориальное 1997 г. рынке г. Москвы за счет управление по г.Москве и совершенствования Московской области ГКАП РФ товароснабжения предприятий (Антимонопольный Комитет). торговли и питания и формирования устойчивых торговых систем на базе ныне разрозненных предприятий отраслей. Мероприятия по обеспечению своевременности и полноты расчетов 1. Организация мониторинга Департамент потребительского Ежеквартально платежеспособной активности рынка и услуг, префектуры предприятий. административных округов 2. Контроль за обязательным Департамент потребительского Январь- применением рынка и услуг, префектуры декабрь контрольно-кассовых административных округов, машин при осуществлении Мосгорторгинспекция, денежных расчетов с Государственная налоговая населением. инспекция по г. Москве 3. Проведение работ по Департамент потребительского Ежеквартально внедрению штрихового рынка и услуг, префектуры кодирования товаров и систем, административных округов их считывания с целью автоматизации учета и реализации продукции и услуг населения в предприятиях потребительского рынка. 4. Отработка механизма Департамент потребительского II перевода ряда услуг, рынка и услуг,Департамент полугодие выполняемых предприятиями финансов,Департамент 1997 г. торговли, общественного экономической политики и питания и бытового развития города обслуживания и оплачиваемых из средств горбюджета, в форму городского заказа. Мероприятия по льготам 1. Подготовить обоснование Департамент потребительского I по предоставлению льгот рынка и услуг квартал Региональной межведомственной 1997 г. комиссией по ценовой и налоговой политике при Правительстве Москвы на водоснабжение и водоотведение для социально-значимых предприятий бытового обслуживания (фабрики - прачечные, фабрики - химчистки, химчистки - прачечные, бани) на уровне 2-й бюджетной группы потребителей Мероприятия по организации и проведению экспериментов 1. Разработка и апробация Департамент потребительского II предложений по упрощению рынка и услуг, Управление Мэра полугодие системы налогообложения в 1997 г. сфере потребительского рынка и услуг 2. Организация работы Департамент потребительского I "народных магазинов", рынка и услуг полугодие доведение до населения через 1997 г. средства массовой информации условий создания "народных магазинов" 3. Обобщить материал и Департамент потребительского Май подготовить предложения в рынка и услуг 1997 г. Правительство Москвы о результатах проведенного бизнес-семинара по рынкам. |