ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ МОСКВЫ И МЕРАХ ПО ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИИ. Постановление. Правительство Москвы. 04.02.97 81-ПП

             ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ
               РЫНКЕ МОСКВЫ И МЕРАХ ПО ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                          4 февраля 1997 г.
                                 N 81

                                 (Д)



     За период с 1991 года в Москве на потребительском рынке произошли
значительные преобразования.  Сегодня в городе функционирует 18,5 тыс.
стационарных предприятий торговли,  общественного  питания  и  бытовых
услуг,  из  них  23,2  процента  выкуплены  юридическими и физическими
лицами в собственность,  помещения остальных  предприятий  переданы  в
долгосрочную  аренду.  С  проведением  коммерциализации и приватизации
предприятия    получили    полную     правовую     и     хозяйственную
самостоятельность.  Негосударственный  сектор  в этой сфере городского
хозяйства сегодня обеспечивает более 98 процентов  объемов  розничного
товарооборота и оказываемых населению бытовых услуг.
     Новая практика экономических связей предприятий  потребительского
рынка и услуг столицы с регионами России, странами ближнего и дальнего
зарубежья полностью заменила  ранее  существовавшую  распределительную
систему.  В  короткое время прилавки магазинов были насыщены товарами,
появились новые виды бытовых услуг.
     В наполнении рынка существенна роль предприятий малого и среднего
бизнеса, а также вещевых и мелкооптовых продовольственных рынков.
     Экономическая свобода   позволила  предприятиям  потребительского
рынка и услуг активизировать привлечение инвестиций и заемных средств,
направить значительные ассигнования на свое обновление,  реконструкцию
и модернизацию.  Без отвлечения  бюджетных  средств  на  эти  цели  за
последние   два  года  вложено  более  6  трлн.рублей,  что  позволило
существенно изменить внешний облик этих предприятий,  реконструировать
и  модернизировать  1407  объектов  торговли,  общественного питания и
бытового обслуживания, открыть около 2 тыс. новых предприятий. Сегодня
подавляющее число магазинов,  ресторанов,  столовых и кафе,  ремонтных
мастерских,  прачечных, химчисток, парикмахерских и других объектов по
технологии обслуживания,  эстетическому состоянию,  насыщению товарами
соответствует современному уровню организации торговли и услуг.
     Положительную роль  в  снижении социальной напряженности в Москве
играет малый бизнес и индивидуальное  частное  предпринимательство.  В
текущем  году  цены  вещевых и продовольственных рынков сложились ниже
магазинных  по  продуктам  питания  до  10  -  20  процентов,   а   по
промышленным товарам - до 50 процентов. Уровень розничных цен в Москве
с 1993 года переместился с 11 на 25 место среди 89 регионов России.
     Вместе с  тем  в торговом и бытовом обслуживании населения Москвы
имеются существенные недостатки, вызванные, прежде всего, неустойчивым
экономическим состоянием предприятий торговли, общественного питания и
бытового обслуживания.
     Предприятия потребительского  рынка ощущают постоянный недостаток
оборотных средств.  За последние пять  лет  их  доля  в  общем  объеме
товарооборота  в этой сфере из-за инфляционных процессов сократилась с
50 до 8  процентов.  Растущие  взаимные  неплатежи  за  полученную  на
реализацию  продукцию,  увеличивающиеся  расходы  по  арендной  плате,
коммунальным услугам,  высокий уровень налоговых  платежей,  различные
дополнительные  отчисления,  налагаемые  местными  органами  власти на
предприятия  потребительского  рынка  и  услуг,   также   отрицательно
сказываются на их финансово-хозяйственной деятельности.
     Проведенный анализ   показывает,   что  более  чем  40  процентов
предприятий  завершают  текущий  год  с  нулевым  результатом  или   с
убытками. Уровень  рентабельности  в целом с 1993 года по обследуемому
кругу предприятий снизился в розничной торговле с 8,3 до 0,7 процента,
в общественном питании - с 8,6 до 1,9 процента, в бытовом обслуживании
- с 24,5 до 6,0 процента.
     Увеличивающиеся с  каждым  годом   объемы   продажи   товаров   и
предоставления   услуг   предприятиями   потребительского   рынка   не
обеспечивают  должных  поступлений  в  городской  бюджет  налоговых  и
неналоговых доходов.
     В результате  наметившегося  спада  инвестиционной  активности  в
районах    массовой   жилой   застройки   значительно   отстает   ввод
запроектированных  объектов  потребительского  рынка  и  услуг.  Из-за
нерешенных    имущественно-правовых    вопросов,    возникших    после
приватизации,  отдельные предприятия  не  работают  по  3-4  года.  Не
предпринимается   должных  мер  по  обязательному  сохранению  профиля
объектов торговли и бытового обслуживания при сделках по недвижимости.
     Все это  существенно  препятствует  развитию  новых экономических
отношений в сфере потребительского  рынка  и  услуг,  снижает  уровень
организации  торговли  и бытового обслуживания,  вызывает справедливые
нарекания жителей и гостей столицы.
     В целях    улучшения    организации    деятельности   предприятий
потребительского  рынка  и   услуг,   укрепления   их   экономического
положения, стабилизации уровня цен на продовольственные и промышленные
товары Правительство Москвы постановляет:
     1. Считать  одной из приоритетных задач структурных подразделений
Правительства Москвы,  префектур административных округов, предприятий
оптовой  и  розничной торговли,  бытового обслуживания,  общественного
питания создание экономических  условий  развития  предпринимательских
коллективов   и  рычагов  воздействия  на  организацию  устойчивого  и
максимального  удовлетворения  потребностей  населения  в  товарах   и
услугах, расширении ассортимента и улучшения их качества.
     2. Утвердить представленный Департаментом потребительского  рынка
и  услуг План первоочередных мероприятий по стабилизации экономической
ситуации на потребительском рынке Москвы (приложение).
     3. Департаменту   потребительского   рынка   и  услуг,  префектам
административных округов,    руководителям    предприятий    розничной
торговли,  общественного питания и бытового обслуживания независимо от
форм   собственности   и   организационно-правовых   форм   обеспечить
выполнение  мероприятий  по  оздоровлению  экономики  потребительского
рынка  и  услуг,  обратив особое внимание на контроль за формированием
цен на товары и услуги,  расширением их  ассортимента,  использованием
контрольно-кассовых  машин,  своевременностью расчетов с поставщиками,
платежей в бюджет.
     4. Департаменту  потребительского  рынка  и  услуг  совместно   с
Московским  городским  комитетом  по  статистике  и  Управлением  Мэра
ежегодно проводить выборочный анализ финансового состояния предприятий
потребительского  рынка и услуг для представления Правительству Москвы
предложений по укреплению экономического потенциала города.
     5. Департаменту потребительского рынка и услуг:
     5.1. На  основе  мониторинга   состава   доходов   и   затрат   в
предприятиях  торговли,  общественного питания и бытового обслуживания
совместно с департаментами финансов, экономической политики и развития
города, Управлением Мэра по итогам 1996 года подготовить предложения в
Правительство    Российской    Федерации    по    упрощению    системы
налогообложения в сфере потребительского рынка и услуг.
     5.2. Совместно с Московским  таможенным  управлением  в  срок  до
15.02.97  внести  в  Правительство Российской Федерации предложения по
снижению   ставок   импортных   таможенных    пошлин    на    ввозимое
технологическое  оборудование  для  реконструируемых  и вновь вводимых
объектов потребительского рынка и услуг.
     5.3. В   течение   первого   полугодия   1997  года  совместно  с
департаментами науки   и   промышленной   политики,  продовольственных
ресурсов,  Госторгинспекцией, Государственной инспекцией цен г.Москвы,
Московским   таможенным   управлением   изучить  формирование  цен  на
продовольственные   и    непродовольственные    товары,    поступающие
непосредственно от товаропроизводителей г.Москвы,  оптовых поставщиков
и по импорту.
     Внести предложения по совершенствованию системы товародвижения  в
городе и ценообразования на потребительские товары и услуги.
     5.4. Разработать  с   участием   Департамента   продовольственных
ресурсов,  префектур административных округов, ОАО "Московские оптовые
продовольственные рынки" и утвердить в I квартале  1997  года  Правила
организации   торговли  на  малых(муниципальных)  и  продовольственных
рынках (мелкооптовых ярмарках) г.Москвы.
     5.5. В целях предотвращения сокрытия доходов от налогообложения и
обеспечения поступлений в  городской  бюджет  организовать  выполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.97 N 11  "Об
усилении  контроля  за  обязательным  применением  контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных  расчетов  с  населением  на  рынках,
ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных
для осуществления торговли".
     5.6. Совместно с Москомимуществом  в  течение  первого  полугодия
1997 года решить все  вопросы  продажи  или  сдачи  в  аренду  нежилых
помещений  регионам  России  и  СНГ,  имеющих  экономические  связи  с
Москвой,  для открытия в  городе  объектов  потребительского  рынка  и
услуг.
     6. Поддержать  предложение  Департамента потребительского рынка и
услуг о  проведении  в  Москве  с  1  апреля 1997 года эксперимента по
созданию сети "народных"  магазинов  с  привлечением  в  их  оборотный
капитал   средств  граждан  в  соответствии  с  юридическими  формами,
предусмотренными Гражданским  кодексом  Российской  Федерации  (гл.  4
ст.ст. 82 - 86, гл. 42 ст.ст. 807 - 818 ).
     7. Департаменту   потребительского  рынка  и  услуг  совместно  с
Государственно  -  правовым  управлением  Мэрии  в  трехмесячный  срок
подготовить  проект положения об организации и деятельности "народных"
магазинов.
     8. Московской лицензионной палате в соответствии с постановлением
Правительства Москвы от 15.08.95 N 699  "О  совершенствовании  системы
лицензирования    деятельности    на    территории    города   Москвы"
активизировать работу по приостановлению действий и  лишению  лицензий
предприятий  потребительского  рынка и услуг за нарушение лицензионных
условий.
     9. Префектам административных округов:
     9.1. Привести в соответствие с распоряжением Мэра от  28.10.96  N
429/1-РМ  "  О  введении  нового  Порядка  подготовки  предложений  на
размещение и эксплуатацию нестационарных объектов торговли и  услуг  в
г.Москве " размещение и специализацию объектов мелкорозничной торговли
и услуг при выдаче патентов.
     9.2. Совместно с Департаментом потребительского  рынка  и  услуг,
Комитетом по делам о несостоятельности (банкротстве),  контролирующими
органами города ввести  в  практику  ежеквартальное  представление  на
городскую комиссию по приватизации Москомимущества списка предприятий,
нарушающих права потребителей,  имеющих длительные неплатежи за товары
и  услуги,  не  соблюдающих  условия  приватизации,  для расторжения в
установленном порядке договоров приватизации,  аренды  недвижимости  и
признания  их  несостоятельными,  с  публикацией  списков  в средствах
массовой информации.
     10. Москомимуществу,   Фонду   имущества   Москвы   совместно   с
префектами административных  округов,  Департаментом  потребительского
рынка  и  услуг  для  сохранения  инфраструктуры предприятий торговли,
общественного  питания  и  бытового   обслуживания   предусмотреть   в
договорах  о  сделках  по  недвижимости обязательное наличие условий о
сохранении профиля предприятия,  рабочих мест,  а также санкции за его
несвоевременный ввод в эксплуатацию.
     11. В целях ускорения ввода новых объектов потребительского рынка
и  услуг,  обеспечения  своевременной  реконструкции  и  модернизации,
повышения  эффективности  их  деятельности  разрешить Москомимуществу,
Фонду имущества Москвы по предложению  префектур  производить  продажу
недостроенных  объектов  по  профилю с рассрочкой платежа до 6 месяцев
либо передавать в  аренду  с  приоритетным  правом  выкупа  и  зачетом
вложенных инвестиций в установленном порядке.
     12. Москомимуществу:
     - разрешить  устанавливать  льготную  арендную  плату  на  период
освоения недостроенных объектов  (  3-5  лет)  предприятиям  торговли,
общественного питания и бытового обслуживания;
     - разрешить  взимать  арендную  плату  с  момента  начала  работы
объекта,  но  не  более  чем  через  3  месяца  после  сдачи объекта в
эксплуатацию.
     13. Департаменту  потребительского  рынка  и  услуг подготовить и
внести на рассмотрение Правительства Москвы:
     - во  II  квартале  1997  года  вопрос  "  О состоянии и мерах по
улучшению похоронного обслуживания в г.Москве";
     - во  втором  полугодии 1997 года вопрос " О состоянии и мерах по
развитию бытового обслуживания".
     14. Департаменту  потребительского  рынка  и  услуг в IV квартале
1997 года подготовить проект закона  "  О  торговле  в  г.Москве  "  и
Программу   основных   направлений  развития  торговли,  общественного
питания и бытового обслуживания в г.Москве до 2001 года.
     15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы В.И. Малышкова.

     Премьер Правительства Москвы                        Ю.М. Лужков

                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ
                                                       к постановлению
                                                  Правительства Москвы
                                             от 4 февраля 1997 г. N 81

                   ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
                по стабилизации экономической ситуации
                   на потребительском рынке Москвы
 _____________________________________________________________________________
      Наименование                  Исполнители                     Сроки
      мероприятий                                                 выполнения
 _____________________________________________________________________________
              Мероприятия организационного характера

 1. Проведение экономического   Департаменты потребительского            II
 анализа и подготовка           рынка и услуг, экономической           квартал
 предложений в Правительство    политики и развития города,             1997 г.
 России по упрощению системы    финансов и продовольственных
 налогообложения в сфере        ресурсов
 торговли, общественного
 питания и бытового
 обслуживания.

 2. Подготовка предложений в    Департамент потребительского           до 15.02.
 Правительство РФ по снижению   рынка и услуг, Московское                1997 г.
 таможенных платежей на         таможенное управление,
 ввозимое технологическое       Департамент продовольственных
 оборудование для               ресурсов
 реконструируемых и вновь
 вводимых предприятий.

 3. Проведение заседания        Департамент потребительского           Июль 1997 г.
 Коллегии Департамента          рынка и услуг                          Январь 1998 г.
 потребительского рынка и 
 услуг по вопросам 
 оздоровления экономики.

 4. Проведение выездных         Департамент потребительского           Ежеквартально
 совещаний и консультаций на    рынка и услуг
 предприятиях
 потребительского рынка и
 услуг с целью оказания
 помощи в оздоровлении
 экономики.

 5. Подготовка предложений по   Департамент потребительского            По итогам
 внесению изменений и           рынка и услуг, Комитет                  I
 дополнений в действующую       по делам о несостоятельности            квартала
 нормативную базу по признанию  (банкротстве)
 частных предприятий
 банкротами.

 6. Представление в городскую   Департамент потребительского            Ежеквартально
 комиссию при Москомимуществе   рынка и услуг,префектуры
 списков злостных               административных округов,
 неплательщиков за              Комитет по делам о
 коммунальные услуги аренду     несостоятельности (банкротстве)
 помещений, земли, поставщикам,
 а также нарушителей прав
 потребителей для рассмотрения
 вопроса по расторжению
 в установленном порядке
 договоров приватизации,
 аренды недвижимости и
 признания их
 несостоятельными.

 7. Изучение эффективности      Департамент потребительского                II
 работы предприятий             рынка и услуг,Москомимущество,          квартал
 потребительского рынка и       префектуры                                1997 г.
 услуг через соблюдение
 ассортимента товаров и
 товарооборота на 1 кв.м
 площади.

 8. Проведение бизнес-семинара  Департамент  потребительского             Март
 с участием заинтересованных    рынка и услуг                            1997 г.
 организаций и директоров
 рынков по вопросам управления
 рынками, взаимной
 ответственности администраций
 рынков и арендаторов
 торговых мест, правового
 статуса управляющих
 компаний и фирм.

 9. Проведение работы по        Департамент потребительского            Еженедельно
 размещению в средствах         рынка и услуг                           в течение
 массовой информации                                                      года
 материалов о деятельности
 предприятий потребительского
 рынка и услуг и разъяснению
 основных положений
 экономических  условий
 развития и  воздействия  на
 удовлетворение потребностей
 населения в товарах и услугах.

 10. Организация исследования   Департаменты потребительского               II
 структур и емкости             рынка  и  услуг,  поддержки и           полугодие
 потребительского рынка и       развития  малого                           1997 г.
 услуг г.Москвы для             предпринимательства,
 составления прогнозов          продовольственных ресурсов и
 развития обеспечения жителей   Общественно-экспертный  Совет
 столицы объектами торговли,    по малому предпринимательству.
 общественного питания и
 бытового обслуживания.

 11. Проведение работы по       Департаменты потребительского              IY
 дальнейшему развитию           рынка и услуг, продовольственных        квартал
 конкуренции на потребительском ресурсов и Территориальное               1997 г.
 рынке г. Москвы за счет        управление по  г.Москве и
 совершенствования              Московской области ГКАП РФ
 товароснабжения предприятий    (Антимонопольный Комитет).
 торговли и питания и
 формирования  устойчивых
 торговых систем  на  базе
 ныне разрозненных
 предприятий отраслей.

                 Мероприятия по обеспечению своевременности и полноты расчетов

 1. Организация мониторинга     Департамент потребительского            Ежеквартально
 платежеспособной активности    рынка и услуг, префектуры
 предприятий.                   административных округов

 2. Контроль за обязательным    Департамент потребительского            Январь-
 применением                    рынка  и услуг, префектуры              декабрь
 контрольно-кассовых            административных  округов,
 машин при осуществлении        Мосгорторгинспекция,
 денежных расчетов с            Государственная налоговая
 населением.                    инспекция по г. Москве

 3. Проведение работ по         Департамент потребительского            Ежеквартально
 внедрению  штрихового          рынка и услуг, префектуры
 кодирования товаров и систем,  административных округов
 их считывания  с  целью
 автоматизации учета и
 реализации продукции
 и услуг населения в
 предприятиях
 потребительского рынка.

 4. Отработка механизма         Департамент потребительского                II
 перевода  ряда услуг,          рынка и услуг,Департамент               полугодие
 выполняемых предприятиями      финансов,Департамент                      1997 г.
 торговли, общественного        экономической политики и
 питания и бытового             развития города
 обслуживания и оплачиваемых
 из средств горбюджета,
 в форму городского заказа.

                                 Мероприятия по льготам

 1. Подготовить обоснование     Департамент потребительского                I
 по предоставлению льгот        рынка и услуг                           квартал
 Региональной межведомственной                                            1997 г.
 комиссией по ценовой и
 налоговой  политике  при
 Правительстве  Москвы  на
 водоснабжение и водоотведение
 для социально-значимых
 предприятий бытового
 обслуживания (фабрики -
 прачечные, фабрики -
 химчистки, химчистки -
 прачечные, бани) на уровне
 2-й бюджетной группы
 потребителей

                 Мероприятия по организации и проведению экспериментов

 1. Разработка и апробация      Департамент потребительского               II
 предложений по упрощению       рынка и услуг, Управление Мэра          полугодие
 системы налогообложения в                                                 1997 г.
 сфере потребительского
 рынка и услуг

 2. Организация работы          Департамент потребительского               I
 "народных магазинов",          рынка и услуг                          полугодие
 доведение до населения через                                             1997 г.
 средства массовой информации
 условий создания
 "народных магазинов"

 3. Обобщить материал и         Департамент потребительского              Май
 подготовить предложения в      рынка и услуг                            1997 г.
 Правительство Москвы о
 результатах проведенного
 бизнес-семинара по рынкам.