О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЯДЕРНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ДРУГИХ ОСОБО ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В УСЛОВИЯХ РАКЕТНОГО, ЯДЕРНОГО И ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ КОНВЕРСИИ И РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 1997-1998 ГОДАХ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 22 февраля 1997 г. N 191 (Д*) В целях сохранения здоровья трудящихся, занятых на производствах с особо опасными факторами физической и химической природы, снижения загрязнения окружающей природной среды и уменьшения опасности при проведении работ на предприятиях ядерно-энергетического комплекса Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Медико-санитарное обеспечение современного этапа развития ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения, а также конверсии и разработки новых технологий в 1997-1998 годах" (далее именуется - Программа). 2. Определить Министерство здравоохранения Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы. 3. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на 1997 год Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. 4. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета, и предусмотреть ее финансирование в проекте федерального бюджета на 1998 год. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 191 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Медико-санитарное обеспечение современного этапа развития ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения, а также конверсии и разработки новых технологий в 1997-1998 годах" П А С П О Р Т ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Медико-санитарное обеспечение современного этапа развития ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения, а также конверсии и разработки новых технологий в 1997-1998 годах" Наименование - федеральная целевая программа Программы "Медико-санитарное обеспечение современного этапа развития ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения, а также конверсии и разработки новых технологий в 1997-1998 годах" Дата принятия - постановлениe Правительства Российской решения Федерации от 20 апреля 1995 г. N 384 о разработке "Вопросы Федерального управления Программы, медико-биологических и экстремальных дата ее утверждения проблем при Министерстве здравоохранения (наименование и медицинской промышленности и номер Российской Федерации, поручение соответствующего Правительства Российской Федерации от нормативного акта) 30 апреля 1996 г. N ВК-П12-14914 Государственный - Министерство здравоохранения Российской заказчик - координатор Федерации Программы Основной - Федеральное управление медико-биологических разработчик и экстремальных проблем при Министерстве Программы здравоохранения Российской Федерации Сроки реализации - 1997-1998 годы Программы Цели и задачи - основной целью Программы является Программы медицинская защита здоровья персонала предприятий и объектов, обслуживаемых учреждениями Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, и населения прилегающих территорий от воздействия особо вредных факторов физической и химической природы в условиях ракетно-ядерного и химического разоружения, конверсии, а также разработки новых технологий. Задачи Программы: снижение риска возникновения аварийных ситуаций на особо опасных производствах; предотвращение неблагоприятного воздействия особо опасных производств на среду обитания людей; создание системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, занятых на предприятиях и объектах, обслуживаемых Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации; модернизация санитарно-эпидемиологического надзора в организациях, учреждениях и на предприятиях с особо опасными условиями труда; обеспечение готовности учреждений, организаций, предприятий, служб и специалистов к планированию и осуществлению оптимальных контрмер против последствий радиационных и химических аварий Перечень - специальные профилактические, подпрограмм лечебно-диагностические и основных и реабилитационные мероприятия для мероприятий персонала особо опасных производств; специальные санитарно-гигиенические мероприятия по обеспечению функционирования особо опасных производств на современном этапе их развития; материально-техническое обеспечение; повышение готовности учреждений, организаций, предприятий, подведомственных Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; международное сотрудничество Исполнители - организации, учреждения и предприятия, подпрограмм находящиеся в ведении Федерального и основных управления медико-биологических мероприятий и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства промышленности Российской Федерации, Министерства оборонной промышленности Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Российского космического агентства Объемы и источники - 254,9 млрд. рублей, в 1997 году - за счет финансирования средств Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России и внебюджетных источников в объеме 42,21 млрд. рублей; в 1998 году - 212,69 млрд. рублей за счет ассигнований из федерального бюджета (в ценах 1996 года) Ожидаемые - предотвращение дальнейшего ухудшения результаты показателей здоровья лиц, реализации занятых на особо опасных Программы ядерных и химических производствах, членов их семей и населения районов, прилегающих к предприятиям и объектам; снижение риска возникновения аварийных ситуаций на особо опасных предприятиях и объектах; снижение медицинских и экологических последствий от радиационных и химических аварий при проведении текущих работ с особо опасными вредными агентами, в ходе ракетно-ядерного разоружения, уничтожения химического оружия, конверсии производств и внедрения новых технологий; снижение неблагоприятного влияния особо опасных производств на природную среду в условиях конверсии и уничтожения ракетного, ядерного и химического оружия Система организации - создание дирекции Программы, возглавляемой контроля заместителем начальника Федерального за исполнением управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, с участием ведущих специалистов Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства промышленности Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти для координации работ по реализации Программы и контроля за использованием финансовых средств. Информация о ходе выполнения Программы и об использовании бюджетных средств представляется в установленном порядке Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Создававшаяся с 1947 года система Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (далее именуется - Федеральное управление) изначально была ориентирована на выполнение государственных оборонных задач, отличавшихся высокой опасностью и беспрецедентной сложностью проводимых работ. В результате объединения государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специальной медицинской помощью в единых учреждениях - медико-санитарных частях, а также проведения целевых научных исследований эта система в настоящее время располагает сетью учреждений здравоохранения, хорошо сбалансированной с потребностями производства. В 1996 году сетью лечебных учреждений Федерального управления охвачено около 2,5 млн. человек, из которых около 1 млн. человек работают на особо опасных предприятиях. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 1995 г. N 314 дополнительно предписывает Федеральному управлению обеспечить медицинским обслуживанием работников объектов по уничтожению химического оружия, поликлиническим, консультативно-профилактическим обслуживанием граждан, проживающих на территории зоны наблюдения вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Изменения экономических и социальных условий России отрицательно сказались на функционировании системы Федерального управления, причем в гораздо большей степени, чем на медико-санитарном обеспечении страны в целом. Одним из видов профилактики воздействия вредных факторов особо опасных производств на людей и природную среду являются специальные санитарно-гигиенические мероприятия, разрабатываемые по результатам обследований предприятий и объектов, а также прилегающих территорий. В последние годы из-за недостатка финансирования объем обследований неуклонно сокращается. Причина - в сокращении штатов промышленно-санитарных лабораторий медико-санитарных частей и нарастающей моральной и физической изношенности оборудования. Санитарно-эпидемиологический надзор Федерального управления почти полностью лишился передвижных радиологических и химических лабораторий, что создает серьезные трудности в осуществлении санитарного надзора, особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций. Несмотря на то, что на Федеральное управление возложена функция информирования правительственных органов о нарушениях радиационной и химической обстановки на обслуживаемых особо опасных производствах, оно практически не располагает современными средствами связи со своими объектами (факс-модемной связью, системой электронной почты и так далее). Организация динамического наблюдения за лицами с факторами риска - носителями плутония и других особо опасных веществ затруднена в связи с тем, что имеющиеся в немногих медико-санитарных частях счетчики излучения человека по большей части морально устарели и не обеспечивают измерение достаточно низких концентраций значимых радионуклидов в теле человека, хотя на химико-металлургических заводах Министерства Российской Федерации по атомной энергии зарегистрировано около 2 тыс. лиц - носителей плутония с превышением его содержания в организме и доказана прямая связь между плутонием и заболеваемостью раком легких. Физически изношена и морально устарела материально-техническая база лечебных учреждений здравоохранения Федерального управления. Износ основных средств на 1 января 1996 г. составил более 50 процентов. По многим позициям лечебно-профилактические учреждения не оснащались современным рентгенологическим, ультразвуковым, эндоскопическим и лабораторно-диагностическим оборудованием. Система не располагает ни одним магнитно-ядерно-резонансным или электронно-позитронным томографом, современными рентгено-диагностическими установками. Ухудшаются отдельные показатели здоровья как лиц, непосредственно занятых в особо опасных производствах, так и населения прилегающих местностей. В структуре профессиональной заболеваемости работников системы Министерства Российской Федерации по атомной энергии 58 процентов занимают болезни, вызванные воздействием радиоактивных веществ. За последние 5 лет рост заболеваемости злокачественными новообразованиями среди работников, занятых на отдельных предприятиях Министерства Российской Федерации по атомной энергии, составил 28 процентов, среди всех лиц, обслуживаемых Федеральным управлением - на 23 процента (это превышает темпы роста по России). При этом резко увеличилось число больных, впервые выявленных в запущенной стадии, снизился процент выявления этих заболеваний на медосмотрах. Первичная заболеваемость психическими расстройствами среди работающих на ряде предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии за последние 3 года возросла почти на 50 процентов. Это - серьезная предпосылка к росту риска возникновения аварийной ситуации на особо опасных предприятиях по вине работников этих предприятий. Снижается продолжительность профессиональной деятельности высококвалифицированного персонала особо опасных производств. Среди работников имеются лица, получившие сверхнормативные дозы ионизирующего облучения и воздействия вредных химических веществ, а также страдающие профессиональными заболеваниями. У 80 процентов работников особо опасных производств отмечается развитие вторичных иммунодефицитов, осложняющих течение профессиональных заболеваний. Неблагоприятны и общие показатели здоровья населения, проживающего в районах размещения особо опасных предприятий. Общая смертность населения закрытых административно-территориальных образований, на территории которых расположены предприятия Министерства Российской Федерации по атомной энергии, за последние годы возросла в полтора раза, а 1994 год характеризовался отрицательным естественным приростом населения. Распространенность врожденных аномалий среди детей в возрасте до 14 лет, проживающих в ЗАТО, вдвое превышает показатель по России. Отсутствует база для организации социально-гигиенического мониторинга на объектах, обслуживаемых Федеральным управлением, с целью идентификации ведущих факторов, сокращающих продолжительность жизни и ухудшающих показатели здоровья работающих лиц и населения прилегающих местностей. Все изложенное усугубляется начавшимися в оборонных отраслях промышленности процессами уничтожения ядерного, ракетного и химического оружия, а также конверсией, сопровождающейся разработкой и внедрением новых особо опасных технологий. При нынешних технологиях на обслуживаемых Федеральным управлением 90 предприятиях и учреждениях оборонного комплекса используется и производится более 400 видов токсических химических веществ. В рамках химического разоружения Россией заявлено к уничтожению 40 тыс.тонн боевых отравляющих веществ, планируется снять с боевого дежурства 1,5 тыс. ракет и слить около 110 тыс. тонн горючего - особо токсичных сильнодействующих веществ. Эти работы влекут реальную опасность загрязнения среды обитания человека высокотоксичными компонентами ракетного топлива. Новые технологии эксплуатации (в том числе вызванные разоружением и конверсией) особо опасных предприятий химического, ракетостроительного, судостроительного профиля, объектов ядерного топливного цикла с экспериментальным характером работ в контакте с новыми токсичными веществами, со сложной операторской деятельностью увеличивают риск аварийных ситуаций. Только на атомных электростанциях ежегодно регистрируется около 100 эксплуатационных событий, которые могут привести к авариям различной степени тяжести. Обеспеченность медицинского персонала средствами индивидуальной защиты и индивидуальными аварийными дозиметрами составляет менее 50 процентов от штатной, причем половина из них подлежит замене как морально устаревших. Менее чем наполовину укомплектованы специализированные аварийные укладки медикаментов. Не имеется средств на замену устаревших препаратов по срокам годности, а также на восполнение запасов, истраченных в ходе послеаварийных работ. Отсутствует возможность разработки и производства в необходимых объемах специальных медикаментозных препаратов на случай радиационной или химической аварии для защиты персонала медико-санитарных частей и аварийного предприятия, а также населения прилегающих местностей. Практически приостановлена деятельность подведомственных научно-исследовательских институтов по корректировке и разработке новых инструкций и методических документов, регламентирующих действия медицинского персонала по ликвидации последствий аварий на обслуживаемых предприятиях, в том числе в связи с изменением характера их деятельности. В подведомственных научно-исследовательских институтах не могут быть также организованы бригады быстрого реагирования, нет оперативной связи институтов с медико-санитарными частями. Уничтожение ракетного и химического оружия, а также конверсия особо опасных производств осуществляются на фоне активизации деятельности "зеленых" и других общественно-политических организаций, использующих недостоверную информацию, в связи с чем требуется организовать выпуск учебно-методических пособий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, а также учебные пособия по токсикологии особо опасных веществ военного применения, диагностике и лечению вызываемых ими хронических и острых поражений, дегазации и дезактивации. Из изложенного видно, что данная Программа продиктована острой необходимостью осуществления мероприятий по обеспечению задач, возложенных на Федеральное управление. Цели и задачи Программы Основной целью Программы является медицинская защита и сохранение здоровья персонала предприятий, объектов, обслуживаемых Федеральным управлением, и населения прилегающих территорий от воздействия особо вредных факторов физической и химической природы в условиях ракетно-ядерного и химического разоружения, конверсии, а также разработки новых технологий. Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих задач: снижение риска возникновения аварийных ситуаций на особо опасных производствах по вине их работников; предотвращение неблагоприятного воздействия особо опасных производств на среду обитания людей в нынешних условиях их функционирования; создание на современном уровне развития медицинской науки и техники системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, занятых на предприятиях и объектах, обслуживаемых Федеральным управлением, а также консультативно-диагностического обслуживания населения прилегающих территорий; модернизация санитарно-эпидемиологического надзора в организациях, учреждениях и на предприятиях с особо опасными условиями труда в соответствии с требованиями современного этапа развития производства и проблем, вызванных уничтожением ракетно-ядерного и химического оружия, конверсией и внедрением новых технологий; обеспечение материально-технической, информационной и организационной готовности учреждений, организаций, предприятий, служб и специалистов к планированию и осуществлению оптимальных медико-санитарных и социальных контрмер против последствий радиационных и химических аварий, возможных на современном этапе развития особо опасных производств. Основные направления реализации Программы Специальные профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия в отношении персонала особо опасных производств Обеспечивая повышение уровня медицинской помощи в учреждениях Федерального управления, специальные профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия в отношении персонала особо опасных производств будут способствовать улучшению показателей здоровья работников, уменьшению профессиональных заболеваний и смертности. Запланированные в рамках данного раздела Программы следующие специальные мероприятия включают в себя неотъемлемые проблемно-ориентированные блоки - профилактика, диагностика, лечение и реабилитация: создание центров профессиональной патологии при лечебно-профилактических учреждениях для работников особо опасных производств и лиц, занятых в работах по уничтожению ядерного, ракетного и химического оружия и конверсии; создание медицинских центров клинической психофизиологии и реабилитации работников особо опасных производств; организация иммунологических лабораторий для работников особо опасных производств; открытие медико-генетических кабинетов и лабораторий для диагностического обслуживания работников, членов их семей и населения, проживающего в районах расположения особо опасных предприятий, а также мест уничтожения ракетного, ядерного и химического оружия; дополнительное оснащение медико-санитарных частей и клиник современным оборудованием; совершенствование организации комплексных медицинских обследований работников, повышающих эффективность ранней диагностики заболеваний, их лечения и последующей реабилитации; обеспечение работников особо опасных производств, а также населения, проживающего в районах расположения производств и мест уничтожения ракетного, ядерного и химического оружия, дорогостоящими социально-значимыми видами медицинской помощи; совершенствование службы крови, в частности улучшение ее материально-технического оснащения; совершенствование службы судебно-медицинской экспертизы с ее материально-техническим переоснащением. Создание центров профессиональной патологии приблизит специализированную помощь к работающим, обеспечит комплексную диагностику профессиональных заболеваний и отравлений с применением новейших методов исследования и повысит качество профилактики, лечения и реабилитации больных, предоставит возможность внедрить в практику медико-санитарных частей современные медицинские технологии. Повысится эффективность выявления групп риска по развитию профессиональных заболеваний и улучшатся условия для ранней диагностики, консультативной и лечебно-профилактической помощи работникам предприятий из этих групп риска. Повысится качество проводимых предварительных и периодических медицинских осмотров персонала особо опасных предприятий и лиц, занятых в работах по уничтожению ракетного, ядерного и химического оружия. Открытие специализированных центров, кабинетов и лабораторий наряду с оснащением медико-санитарных частей и клиник современным оборудованием и другим медицинским имуществом поднимет на должный уровень качество лечебно-профилактической помощи работникам особо опасных производств и больным профессиональными заболеваниями с последующей реабилитацией. Это увеличит продолжительность активной трудоспособности высококвалифицированных работников особо опасных производств и будет способствовать сохранению особо ценных трудовых ресурсов предприятий, снижению риска возникновения аварийных ситуаций, которые могут иметь тяжелые последствия - вплоть до глобальных. Специальные санитарно-гигиенические мероприятия по обеспечению функционирования особо опасных производств на современном этапе их развития Программой предусмотрена модернизация санитарно-эпидемиологического надзора и расширение сферы его деятельности, направленной на обеспечение безопасности персонала и населения при уничтожении ракетного, ядерного и химического оружия, а также защиту природной среды. Реализация Программы обеспечит максимально возможное сохранение трудовых ресурсов, снижение расходов на лечение и социальную компенсацию лицам в случае утраты трудоспособности по профессиональному заболеванию, сокращение мероприятий по реабилитации загрязненной природной среды и объектов, используемых в народном хозяйстве, снижение риска возникновения радиационных аварий при переработке оружейного урана и плутония и предотвращение переоблучения лиц, занятых в этих работах, и жителей населенных пунктов, находящихся в зоне влияния данных объектов, а также предотвращение острой и хронической интоксикации лиц, занятых в уничтожении ракетного и химического оружия. Данным разделом Программы предусмотрены следующие мероприятия, направленные на укрепление и развитие санитарно-эпидемиологического надзора и повышение его эффективности: материально-техническое переоснащение и кадровое обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора; развитие нормативной базы мероприятий по санитарно-эпидемиологическому надзору на особо опасных производствах; научно-информационное обеспечение мероприятий по санитарно-эпидемиологическому надзору; мероприятия по санитарному надзору за уничтожением ракетного, ядерного и химического оружия; мероприятия по санитарному надзору за конверсией предприятий на всех стадиях внедрения новых особо опасных технологий. Повышение готовности учреждений, организаций и предприятий системы Федерального управления к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций Каждый из предыдущих разделов Программы помимо своих непосредственных целей способствует снижению роли человеческого фактора в риске возникновения ядерных, химических и иных аварийных ситуаций на предприятиях, обслуживаемых системой Федерального управления. Однако при любых принимаемых мерах возможность возникновения аварии на особо опасном производстве, в том числе с широкомасштабными последствиями, нельзя исключить полностью. Медико-санитарное обеспечение персонала и населения при радиационной или химической аварии входит в состав неотложных мероприятий, проводимых в кратчайшие сроки: спасение людей и оказание специализированной медицинской помощи пострадавшим, предупреждение разноса радиоактивных и химических загрязнений за пределы территорий особого режима, введение и организация соблюдения на этих территориях санитарно-гигиенических ограничений для предотвращения переоблучения или отравления, предупреждения возникновения или распространения инфекционных заболеваний. Данный раздел Программы посвящен повышению готовности медицинской службы системы Федерального управления к преодолению последствий аварий и других чрезвычайных ситуаций на особо опасных предприятиях и объектах путем реализации следующих мероприятий: создание сети и эксплуатация автоматизированной системы информационного обеспечения принятия решений при подготовке учреждений, организаций и предприятий Федерального управления к работе в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение постоянной готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций специализированных бригад быстрого реагирования; организация и проведение медико-санитарной экспертизы чрезвычайных ситуаций, связанных с острыми профессиональными отравлениями и аварийными ситуациями. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Научные исследования являются прикладными и подразделяются на следующие направления: экспериментальные исследования на биологических моделях человека действия особо опасных факторов физической и химической природы; изучение условий труда и состояния здоровья лиц, работающих на особо опасных производствах в непосредственном контакте с источниками ионизирующего и неионизирующего излучения, компонентами видов ракетного топлива и другими особо токсичными веществами; клинические исследования средств и методов профилактики, диагностики и лечения профессиональных заболеваний, а также критериев отбора лиц для работы на производствах с особо опасными условиями труда; разработка научно-методологического обеспечения лечебно-эвакуационных и санитарно-гигиенических мероприятий при возникновении аварийных ситуаций на предприятиях ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производствах, обслуживаемых системой Федерального управления; разработка санитарных правил и норм эксплуатации предприятий, объектов, цехов и участков, в том числе при внедрении новых особо опасных технологий, в ходе конверсии особо опасных производств, а также объектов по уничтожению ракетного, ядерного и химического оружия; научно-издательская деятельность; организация и совершенствование информационного обеспечения учреждений и организаций системы Федерального управления, разработка автоматизированной информационной системы оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений системы Федерального управления. Международное сотрудничество В рамках данной Программы предполагается использовать опыт и знания специалистов других стран в следующих областях: научная методология и методики проведения обследований населения, проживающего вблизи особо опасных химических производств; лабораторные модели вредного действия излучения (малых доз) и химических веществ на человека; принципы медицинской сортировки пострадавших при химических авариях; диагностика, клиника и лечение химических поражений, вызванных боевыми отравляющими веществами; санитарно-гигиеническая регламентация воздействия боевых отравляющих веществ. Россия заинтересована в сотрудничестве в указанных областях, так как оно позволило бы сократить расходы на проведение российских разработок по данным направлениям. Социально-экономическая эффективность Программы Программа обеспечивает: своевременное формирование и эффективное функционирование модернизированной медико-санитарной системы защиты здоровья лиц, занятых в особо опасных ядерных и химических производствах, а также населения прилегающих местностей, отвечающей современным научно-техническим требованиям; снижение неблагоприятного влияния особо опасных производств на природную среду в условиях конверсии и уничтожения ракетного, ядерного и химического оружия при безаварийной работе предприятий; максимальное снижение медицинских и экологических последствий от радиационных и химических аварий, возможных как при нынешнем состоянии производства, так и в ходе уничтожения ракетного, ядерного и химического оружия, конверсии производства и внедрения новых технологий; снижение прямых и косвенных экономических потерь и улучшение состояния здоровья населения. Ресурсное обеспечение Программы В таблицах 1 и 2 представлены необходимые для реализации Программы финансовые ресурсы, их объемы и источники поступления. Таблица 1 Источники и объемы финансирования, необходимые для реализации Программы (млрд. рублей, в ценах 1996 года) ------------------------------T----------T------------------------¬ ¦ ¦1997-1998 ¦ В том числе ¦ ¦ ¦ годы - +-----------T------------+ ¦ ¦ всего ¦ 1997 год ¦ 1998 год ¦ L-----------------------------+----------+-----------+------------- Объемы финансирования - всего 254,9 42,21 212,69 из них: научно-исследовательские и 51,4 5,3 46,1 опытно-конструкторские работы прочие расходы 203,5 36,91 166,59 Таблица 2 Распределение финансовых средств из федерального бюджета для реализации направлений Программы (млрд. рублей, в ценах 1996 года) --------------------------------------T---------T-----------------¬ ¦ ¦1997-1998¦В том числе ¦ ¦ ¦ годы - +--------T--------+ ¦ ¦ всего ¦1997 год¦1998 год¦ L-------------------------------------+---------+--------+--------- Специальные профилактические, 29,01 4,9 24,11 лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия для персонала особо опасных производств Специальные санитарно-гигиенические 23,7 2,2 21,5 мероприятия по обеспечению функционирования особо опасных производств на современном этапе их развития Материально-техническое обеспечение 132,06 28,41 103,65 Повышение готовности учреждений, 18,73 1,4 17,33 организаций, предприятий системы Федерального управления к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций Научно-исследовательские и 51,4 5,3 46,1 опытно-конструкторские работы Механизм реализации и организация управления Программой Программой предусмотрены назначение руководителей основных направлений Программы на федеральном и региональном уровнях, организация консультативных советов, проведение независимой комплексной оценки реализации Программы и ее корректировка, разработка соответствующих критериев и методов оценки эффективности реализации мероприятий. Отдельные направления и разделы Программы ежегодно будут корректироваться с учетом оценки состояния здоровья персонала предприятий и объектов системы Федерального управления и населения прилегающих территорий, результатов научных исследований, проводимых по этой проблеме, а также социально-экономического положения страны и развития международных связей. Для текущего управления Программой Федеральным управлением создается дирекция, возглавляемая заместителем начальника Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации с участием ведущих специалистов Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства промышленности Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств. Государственный заказчик Программы - Министерство здравоохранения Российской Федерации. Соисполнители Программы - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности Российской Федерации, Министерство оборонной промышленности Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское космическое агентство. Контроль за ходом реализации Программы Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с разделом VII порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Приложение к федеральной целевой программе Медико-санитарное обеспечение современного этапа развития ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения, а также конверсии и разработки новых технологий в 1997-1998 годах" Таблица 1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ, ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕРСОНАЛА ОСОБО ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ --------------------------------------T-----------------------T-------------T------------------------------ ¦Объем финансирования ¦ ¦ ¦(млрд. рублей, в ценах ¦ ¦ Мероприятия ¦1996 года) ¦ Исполнители ¦ Ожидаемые результаты +--------T--------------+ ¦ ¦1997- ¦ в том числе ¦ ¦ ¦1998 +-------T------+ ¦ ¦годы - ¦1997 ¦ 1998 ¦ ¦ ¦всего ¦ год ¦ год ¦ ¦ --------------------------------------+--------+-------+------+-------------+------------------------------ 1. Создание центров профессиональной 12,54 - 12,54 Федеральное Снижение хронической патологии для контроля за управление профессиональной состоянием здоровья работающих на заболеваемости, обеспечение предприятиях с особо опасными квалифицированной медицинской условиями труда и населения помощью больных прилегающих территорий профессиональными заболеваниями, своевременное выявление групп риска развития профессиональных заболеваний 2. Создание медицинских центров 1,7 - 1,7 Федеральное Раннее выявление состояний клинической психофизиологии и управление психической дезадаптации. реабилитации Обеспечение безопасности работ и безаварийной эксплуатации потенциально опасных производств. Длительное сохранение работоспособности их кадрового состава 3. Организация иммунологических 6,2 3,1 3,1 Федеральное Своевременное выявление лабораторий управление иммунодефицитных состояний работников предприятий и их коррекция. Прогноз состояния здоровья обслуживаемого контингента на ближайшие годы 4. Открытие медико-генетических 4,8 - 4,8 Федеральное Снижение распространенности кабинетов и лабораторий управление генетических дефектов, младенческой смертности и инвалидности 5. Обеспечение дорогостоящих видов 2,88 1,44 1,44 Федеральное Своевременная диагностика, медицинской помощи управление лечение и реабилитация больных профессиональными заболеваниями. Продление трудоспособного периода и жизни работников промышленных предприятий 6. Совершенствование 0,13 0,06 0,07 Федеральное Сокращение сроков гражданских судебно-медицинской экспертизы управление и уголовных дел, связанных с проведением судебно-медицинских экспертиз на производствах с особо опасными условиями труда 7. Совершенствование деятельности 0,76 0,3 0,46 Федеральное Полное обеспечение службы крови управление лечебно-профилактических учреждений цельной донорской кровью ВСЕГО 29,01 4,9 24,11 Таблица 2 СПЕЦИАЛЬНЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИХ РАЗВИТИЯ --------------------------------------T-----------------------T-------------T------------------------------ ¦Объем финансирования ¦ ¦ ¦(млрд. рублей, в ценах ¦ ¦ Мероприятия ¦1996 года) ¦ Исполнители ¦ Ожидаемые результаты +--------T--------------+ ¦ ¦1997- ¦ в том числе ¦ ¦ ¦1998 +-------T------+ ¦ ¦годы - ¦1997 ¦ 1998 ¦ ¦ ¦всего ¦ год ¦ год ¦ ¦ --------------------------------------+--------+-------+------+-------------+------------------------------ 1. Создание сети автоматизированного 14,7 - 14,7 Федеральное Оперативное получение радиационного контроля в управление информации о радиационной наблюдаемых зонах (в рамках обстановке, своевременное системы ЕГАСКРО, подсистема принятие управленческих Минздрава России) решений с целью уменьшения медико-санитарных последствий аварии, снижения уровней облучения населения 2. Информационное обеспечение 4,5 - 4,5 Федеральное Повышение уровня санитарного процессов разоружения и конверсии управление надзора за особо опасными производствами 3. Санитарно-гигиеническая оценка 1,5 0,7 0,8 Федеральное Повышение безопасности влияния новых техногенных факторов управление персонала и населения в при уничтожении химического и процессе уничтожения ракетного оружия химического и ракетного оружия 4. Гигиеническая экспертиза проектов 3 1,5 1,5 Федеральное Повышение безопасности перепрофилирования предприятий, управление персонала и населения при цехов, участков применении новых технологий ВСЕГО 23,7 2,2 21,5 Таблица 3 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ --------------------------------------T-----------------------T-------------T------------------------------ ¦Объем финансирования ¦ ¦ ¦(млрд. рублей, в ценах ¦ ¦ Мероприятия ¦1996 года) ¦ Исполнители ¦ Ожидаемые результаты +--------T--------------+ ¦ ¦1997- ¦ в том числе ¦ ¦ ¦1998 +-------T------+ ¦ ¦годы - ¦1997 ¦ 1998 ¦ ¦ ¦всего ¦ год ¦ год ¦ ¦ --------------------------------------+--------+-------+------+-------------+------------------------------ 1. Оснащение центров профессиональной 32,64 - 32,64 Федеральное Оснащение 5 центров патологии управление профессиональной патологии медицинской и другой аппаратурой и оборудованием 2. Оснащение центров клинической 5,15 2,6 2,55 Федеральное Оснащение 7 центров психофизиологии и реабилитации управление клинической психофизиологии и реабилитации медицинской и другой аппаратурой и оборудованием 3. Оснащение иммунологических 15,64 7,82 7,82 Федеральное Оснащение 13 иммунологических лабораторий управление лабораторий медицинской и другой аппаратурой и оборудованием 4. Оснащение медико-генетических 12,6 6,3 6,3 Федеральное Оснащение 12 кабинетов управление медико-генетических кабинетов медицинской и другой аппаратурой и оборудованием 5. Переоснащение медико-санитарных 39,02 9,51 29,51 Федеральное Дооснащение 76 частей управление медико-санитарных частей медицинской аппаратурой и оборудованием 6. Дооснащение клинических больниц 8,65 - 8,65 Федеральное Дооснащение 7 клинических для оказания дорогостоящих видов управление больниц медицинской медицинской помощи аппаратурой и оборудованием 7. Оснащение службы 0,38 0,19 0,19 Федеральное Дооснащение Бюро главной судебно-медицинской экспертизы управление судебно-медицинской экспертизы медицинской и другой аппаратурой и оборудованием 8. Оснащение службы переливания крови 2,28 1,14 1,14 Федеральное Дооснащение станции управление переливания крови медицинской аппаратурой и оборудованием 9. Дооснащение 15,7 0,85 14,85 Федеральное Дооснащение 76 санитарно-эпидемиологической управление санитарно-эпидемиологических службы служб аппаратурой и оборудованием ВСЕГО 132,06 28,41 103,65 Таблица 4 ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ --------------------------------------T-----------------------T-------------T------------------------------ ¦Объем финансирования ¦ ¦ ¦(млрд. рублей, в ценах ¦ ¦ Мероприятия ¦1996 года) ¦ Исполнители ¦ Ожидаемые результаты +--------T--------------+ ¦ ¦1997- ¦ в том числе ¦ ¦ ¦1998 +-------T------+ ¦ ¦годы - ¦1997 ¦ 1998 ¦ ¦ ¦всего ¦ год ¦ год ¦ ¦ --------------------------------------+--------+-------+------+-------------+------------------------------ 1. Информационное обеспечение 1,5 0,7 0,8 Федеральное Ввозможность своевременного организаций и предприятий управление получения информации о Федерального управления по чрезвычайной ситуации, связь с оказанию медико-санитарной помощи заинтересованными в условиях ликвидации чрезвычайных организациями, ведомствами, ситуаций эффективный маневр силами и средствами службы, квалифицированное принятие управленческих решений 2. Обеспечение готовности 15,93 - 15,93 Федеральное Создание условий для специализированных бригад быстрого управление оперативного сбора реагирования к действиям в медицинского персонала бригад, условиях чрезвычайных ситуаций прибытия их на место аварии и своевременного проведения медико-санитарных мероприятий по оказанию помощи пострадавшим 3. Организация и проведение 1,3 0,7 0,6 Федеральное Накопление и обобщение опыта медико-санитарной экспертизы управление проведения контрмер для чрезвычайных ситуаций, связанных с уменьшения неблагоприятных острыми профессиональными последствий чрезвычайных отравлениями персонала и ситуаций, связанных с острыми аварийными ситуациями профессиональными отравлениями персонала и аварийными ситуациями ВСЕГО 18,73 1,4 17,33 Таблица 5 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ --------------------------------------T-----------------------T-------------T------------------------------ ¦Объем финансирования ¦ ¦ ¦(млрд. рублей, в ценах ¦ ¦ Мероприятия ¦1996 года) ¦ Исполнители ¦ Ожидаемые результаты +--------T--------------+ ¦ ¦1997- ¦ в том числе ¦ ¦ ¦1998 +-------T------+ ¦ ¦годы - ¦1997 ¦ 1998 ¦ ¦ ¦всего ¦ год ¦ год ¦ ¦ --------------------------------------+--------+-------+------+-------------+------------------------------ 1. Изучение особенностей состояния 5,5 2,8 2,7 Федеральное Обобщенные оценки показателей здоровья и условий труда лиц, управление здоровья и условий труда работающих на особо опасных работников особо опасных производствах в непосредственном производств. Рекомендации по контакте с источниками наблюдению за состоянием ионизирующего и неионизирующего здоровья и проведению излучения, компонентами ракетных лечебно-профилактических топлив и другими особо токсичными мероприятий. Предотвращение веществами, а также населения профессиональных заболеваний прилегающих территорий работников в результате контакта с особо опасными веществами 2. Экспериментальные исследования на 2 1 1 Федеральное Научная основа для разработки биологических моделях человека управление нормативных документов по действия особо опасных факторов гигиенической регламентации физической, химической и особо опасных факторов биологической природы физической, химической и биологической природы, а также создания средств диагностики, профилактики и лечения острых и хронических поражений людей 3. Клиническая оценка средств и 8 - 8 Федеральное Средства и методы методов профилактики, диагностики управление профилактики, диагностики и и лечения профессиональных лечения профессиональных заболеваний, а также разработка заболеваний. Критерии критериев профотбора на профессионального отбора на производствах с особо опасными производства с особо опасными условиями труда условиями труда 4. Создание научно-методической 6,4 - 6,4 Федеральное Научно-методическая и основы и осуществление ведения управление, информационная основа контроля регионального комплексного Государст- и нормализации экологической эколого-гигиенического мониторинга венный обстановки и разработки в закрытых комитет оптимальных мер по улучшению административно-территориальных Российской показателей здоровья населения образованиях (ЗАТО), в районах Федерации закрытых размещения объектов по уничтожению по административно-территориальных ядерного, ракетного и химического охране образований, а также оружия с внедрением в практику окружающей населения, проживающего в системы динамического наблюдения среды районах размещения объектов по за влиянием указанных объектов на уничтожению ядерного, состояние окружающей среды и ракетного и химического оружия здоровье населения 5. Разработка санитарных правил и 8,5 - 8,5 Федеральное Санитарные правила, норм эксплуатации предприятий, управление методические пособия и объектов, цехов и участков, в том рекомендации и другие числе при внедрении новых особо документы, предназначенные для опасных технологий в ходе штатных и аварийных ситуаций конверсии особо опасных на предприятиях с особо производств (включая предприятия опасными производствами, ядерно-топливного цикла), а также включая предприятия при эксплуатации объектов по атомно-энергетического уничтожению ракетного, ядерного и комплекса и объектов по химического оружия уничтожению ракетно-ядерного оружия 6. Разработка научно-методического 6 - 6 Федеральное Методические рекомендации по обеспечения лечебно-эвакуационных управление лечебно-эвакуационным и и санитарно-гигиенических санитарно-гигиеническим мероприятий при возникновении мероприятиям при возникновении аварийных ситуаций на предприятиях аварийных ситуаций на ядерно-энергетического комплекса и предприятиях других особо опасных ядерно-энергетического производствах, обслуживаемых комплекса и других особо системой Федерального управления опасных производствах, обслуживаемых системой Федерального управления 7. Разработка и производство 7 - 7 Федеральное Медико-технические средства медико-технических средств управление обеспечения деятельности обеспечения деятельности медицинского персонала медицинского персонала специализированных бригад специализированных бригад быстрого быстрого реагирования реагирования 8. Научно-издательская деятельность 4,5 - 4,5 Федеральное Массовые тиражи управление инструктивно-методических, научных и научно-популярных материалов, необходимых для эффективного функционирования системы Федерального управления 9. Организация и совершенствование 3,5 1,5 2 Федеральное Пакеты прикладных программ, информационного обеспечения управление автоматизированная учреждений и организаций системы информационная система, Федерального управления по телекоммуникационные сети основным направлениям его деятельности. Разработка автоматизированной информационной системы для оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений системы Федерального управления ВСЕГО 51,4 5,3 46,1 ____________ |