О ПОВЫШЕНИИ СОБИРАЕМОСТИ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 13 февраля 1997 г. N ВЗ-6-04/133 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ 10 февраля 1997 г. N 1-16/277 (ЭЖ 97-14) Отчетные данные свидетельствуют об ежегодном росте поступлений в бюджетную систему России земельного налога и арендной платы за землю. Налоговыми органами Российской Федерации за 1996 год обеспечено поступление в консолидированный бюджет платы за землю в сумме 5353,6 млрд рублей, или с ростом по сравнению с 1995 годом в 1,6 раза. По регионам наибольшие перевыполнения этих бюджетных назначений имели место, например, в Томской, Московской, Калининградской, Новосибирской, Кемеровской, Оренбургской, Камчатской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в городах Москве и Санкт-Петербурге. В федеральный бюджет поступило платы за землю с перевыполнением бюджетных назначений по следующим регионам: Мурманской (138,7%) и Томской (135,7%) областям, г. Москве (131,5%), республикам: Ингушетия (372,7%), Горный Алтай (232,6%), Марий Эл (120,5%), Бурятия (191,1%), Чувашской Республике (109,0%), Ямало-Ненецкому АО (211,3%), Ханты-Мансийскому АО (109,2%), Приморскому краю (106%). Однако, несмотря на определенную работу, проведенную налоговыми органами по контролю за поступлением в консолидированный бюджет платы за землю, некоторые регионы не обеспечили поступления платы за землю в бюджет в полном объеме, в том числе Орловская (74,9%), Рязанская (72,3%), Смоленская (81,8%), Ярославская (63,9%), Курганская (77,2%), Свердловская (72,4%) области, Республика Башкортостан (65,6%), Республика Адыгея (75,2%), Республика Саха (Якутия) (51,0%) и другие. Несмотря на то, что в 1996 году применялись установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога с коэффициентом 1,5, поступление платы за землю в консолидированный бюджет в 1996 году по таким регионам, как Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Амурская область, Чукотский АО, Еврейская АО, Корякский АО, Таймырский АО, оказалось ниже уровня поступления этих платежей в 1995 году. В нарушение статьи 19 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статьи 10 Федерального закона от 31.12.95 N 228-ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год" и постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 749 "Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю" субъектами Российской Федерации не обеспечено перечисление соответствующих средств от платы за землю, подлежащих централизации в федеральный бюджет в 1996 году. Недопоступление установленных в бюджете на 1996 год средств не позволяет проводить финансирование централизованно выполняемых мероприятий, предусмотренных статьей 24 Закона Российской Федерации "О плате за землю", и приводит к срыву выполнения доходной и расходной частей бюджета, предусмотренных в статьях 13 и 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год". При общем выполнении прогноза поступления земельного налога и арендной платы за землю по Российской Федерации в консолидированный бюджет, в федеральный бюджет централизовано платы за землю всего - 455,3млрд рублей из 1099,1 млрд рублей, подлежащих централизации. Многие субъекты Российской Федерации не обеспечили перечисления средств в федеральный бюджет в размерах, предусмотренных бюджетными назначениями, а 16 вообще не приступили к централизации этих средств: Ленинградская, Рязанская, Тульская, Тамбовская, Липецкая, Волгоградская, Самарская, Кемеровская, Новосибирская, Омская области, Хабаровский край, Республика Хакасия и другие. На данные нарушения обращает внимание также Счетная палата Российской Федерации в материалах проверки Владимирской, Воронежской, Рязанской областей, Краснодарского края (письмо от 02.12.96 N 03-22/346) и Главное контрольное управление Президента Российской Федерации (письмо от 05.01.97 N А8-4.1-4). Учитывая, что в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" предусмотрено значительное увеличение объемов поступлений платы за землю в федеральный бюджет, считаем одной из важнейших задач совместно проводимой работы финансовых и налоговых органов в текущем году обеспечение полноты и своевременности поступления земельного налога и арендной платы за землю в федеральный бюджет. В связи с этим заслуживает внимания опыт работы Госналогинспекции по Мурманской области по вопросу централизации указанных средств. Так, в декабре 1996 года Госналогинспекцией по Мурманской области совместно с Управлением федерального казначейства по Мурманской области проведена документальная проверка Управления финансов администрации Мурманской области по вопросу полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет средств, поступивших от платы за землю в 1996 году, по состоянию на 1 декабря 1996 года. Проверкой установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 749, Управлением финансов администрации Мурманской области в течение года не производились перечисления в федеральный бюджет подлежащих централизации средств, поступивших от взимания платы за землю. В связи с отказом Управления финансов администрации Мурманской области погасить задолженность 27 декабря 1996 года на основании заключения Госналогинспекции по Мурманской области от 26.12.96 N117 на сумму 6,3 млрд рублей Управлением федерального казначейства по Мурманской области в принудительном порядке произведен зачет задолженности областного бюджета перед федеральным бюджетом по платежам за землю в 1996 году. Обращаем внимание на то, что при условии погашения задолженности областных, краевых, городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству перед землеустроительными предприятиями за выполненные и принятые земельно-кадастровые работы согласно государственному заказу в 1996 году за счет средств от платы за землю, подлежащих централизации в федеральный бюджет, налоговые органы с согласия Минфина России и Госналогслужбы России отражают в налоговой отчетности фактически погашенную задолженность как централизованную в федеральный бюджет. В случае неуплаты земельного налога в установленный срок начисляется пеня в размере 0,7 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки, поэтому считали бы необходимым проведение организаторской работы по ликвидации недоимки по данному налогу. В связи с тем, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, будут применяться в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2, рекомендуем пересмотреть размеры арендной платы во всех договорах аренды земельных участков. Примите действенные меры по исправлению создавшегося положения и обеспечьте перечисление в первом квартале текущего года в федеральный бюджет нецентрализованной доли земельного налога. О ходе безусловного выполнения данного письма сообщите Госналогслужбе России до 10 марта текущего года. Обобщенные материалы по данному вопросу будут сообщены Главному контрольному управлению Президента Российской Федерации и Счетной палате Российской Федерации. Заместитель руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации В. Зверховский Председатель Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству Н. Комов |