О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН И ТАРИФОВ, ЦЕН И ТАРИФОВ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ ЗАКОН МЭР МОСКВЫ 26 февраля 1997 г. N 3 (ЭЖ(М) 97-10) Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона Целью настоящего Закона является обеспечение государственного контроля (далее - контроль) за соблюдением порядка применения регулируемых государством цен и тарифов (далее - регулируемые цены и тарифы), цен и тарифов субъектов естественной монополии, признанных таковыми законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - цены и тарифы субъектов естественной монополии). Настоящий Закон устанавливает права и ответственность органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка установления и применения регулируемых цен и тарифов, а также цен и тарифов субъектов естественной монополии (далее - порядок применения цен и тарифов), а также права и ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (далее - субъекты предпринимательской деятельности) и некоммерческих организаций (далее - организации) за нарушение порядка установления и применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии. Статья 2. Сфера применения настоящего Закона 1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между органами, осуществляющими контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов субъектами предпринимательской деятельности и организациями. 2. К нарушениям порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии (далее - несоблюдение установленных цен (тарифов) и условий, их ограничивающих) относятся: - завышение (занижение) установленных или регулируемых уполномоченными на то государственными органами цен и тарифов на продукцию, товары и услуги (фиксированных и предельных цен и тарифов, предельных коэффициентов изменения цен и тарифов, предельных уровней рентабельности и др.); - завышение установленных или регулируемых надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок; - завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, входящие в городской, отраслевой и территориальный заказы, оплачиваемые за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников; - включение в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этой продукции (товаров, услуг), а также применение цен, установленных договором на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции; - завышение цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), у которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации); - установление разного уровня цен и тарифов на однородную продукцию (товары, услуги) организациями, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии со статьей 426 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации заключать публичный договор (за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей); - нецелевое использование денежных средств, включая налоговые льготы, налоговые кредиты и заемные средства, предоставляемые для обеспечения заданного уровня регулируемых цен и тарифов; - включение предприятиями и организациями, цены на продукцию, товары и услуги которых регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и услуг отчислений, не предусмотренных действующим законодательством; - прочие нарушения порядка применения цен и тарифов, прямо не урегулированные настоящим Законом, к которым могут быть применены нормы, регулирующие сходные нарушения, если это не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. Статья 3. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов Контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов осуществляется: 1) органами (далее - органы контроля цен), к которым относятся: - Государственная инспекция цен; - отделы цен административных округов; 2) другими органами исполнительной власти города Москвы, имеющими право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов в пределах их компетенции в соответствии с действующим законодательством. Органы контроля цен находятся на бюджетном финансировании. Статья 4. Полномочия органов контроля цен 1. Органы контроля цен вправе: а) беспрепятственно проверять действующие на территории города Москвы все субъекты предпринимательской деятельности и организации Российской Федерации в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов; б) давать субъектам предпринимательской деятельности, в ходе проверки или после нее, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов; в) принимать и исполнять решения о применении в бесспорном порядке финансовых санкций и взыскании суммы штрафа в установленном размере; г) привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей (должностных лиц) субъектов предпринимательской деятельности, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов; д) налагать штрафы за несоблюдение лицензионных условий; е) осуществлять другие полномочия, установленные федеральными законами и законами города Москвы. 2. Органы контроля цен вправе, учитывая финансово-экономическое состояние предприятий, предоставлять отсрочку по взысканию экономических санкций, но на срок не более 6 месяцев. 3. Субъекты предпринимательской деятельности и организации обязаны по требованию органов контроля цен предоставлять всю информацию, касающуюся установления и применения ими регулируемых цен и тарифов, включая документы бухгалтерской и статистической отчетности, оригиналы договоров, контрактов, и давать необходимые объяснения в письменной форме. 4. Сведения, полученные органами контроля цен, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат. Статья 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности и организаций за нарушение порядка применения цен и тарифов 1. К субъектам предпринимательской деятельности и организациям, допустившим несоблюдение установленных цен (тарифов) или условий, их ограничивающих, согласно п. 2 статьи 2 органы контроля цен, упомянутые в п. 1 статьи 3, в соответствии с полномочиями, предоставленными п. 1 статьи 4, применяют взыскание в доход бюджета неосновательно полученных или сбереженных за счет другого лица денежных средств (далее - финансовая санкция) и взыскание суммы штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении - суммы штрафа в двойном размере, в бесспорном порядке. 2. Размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной субъектом предпринимательской деятельности ценой (тарифом) и ценой (тарифом), сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции (товаров, услуг). 3. Положение о порядке применения экономических и административных санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов утверждается правительством Москвы. 4. Субъекты предпринимательской деятельности и организации, допустившие несоблюдение установленных цен (тарифов) или условий, их ограничивающих, и выявившие это нарушение самостоятельно, в случае невозможности перерасчета вносят в бюджет всю сумму разницы между фактически примененными ими ценами (тарифами) и ценами (тарифами), сформированными в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции (товаров, услуг). Статья 6. Ответственность руководителей (должностных лиц) субъектов предпринимательской деятельности и организаций за нарушение порядка применения цен и тарифов На руководителей субъектов предпринимательской деятельности и организаций, допустивших несоблюдение установленных цен (тарифов) или условий, их ограничивающих, налагаются административные штрафы от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Статья 7. Основания и порядок принятия и исполнения решений и выдачи предписаний органами контроля цен 1. Основанием для применения финансовых санкций и взыскания суммы штрафа в установленном размере являются материалы проверок субъектов предпринимательской деятельности и организаций, проведенных органами контроля цен, а также государственными торговыми инспекциями, финансовыми и антимонопольными органами, органами регулирования естественных монополий, государственной налоговой службы и других, в результате которых обнаружено несоблюдение установленных цен (тарифов) или условий, их ограничивающих. 2. Основаниями для выдачи предписаний являются непредставление в срок документов и иной информации, необходимой для проведения проверки, или предоставление заведомо ложной информации и невыполнение требований органов контроля цен о прекращении субъектом предпринимательской деятельности или организацией нарушений порядка применения цен и тарифов. 3. Взыскание сумм, необоснованно полученных или сбереженных за счет другого лица субъектами предпринимательской деятельности или организациями в результате несоблюдения установленных цен (тарифов) или условий, их ограничивающих, а также штрафа производится органами контроля цен. 4. Предписания органов контроля цен исполняются субъектами предпринимательской деятельности и организациями (их руководителями) в срок, предусмотренный предписаниями, но не позднее 30 дней со дня их получения. 5. Взыскание сумм финансовых санкций и суммы штрафа осуществляется у субъекта предпринимательской деятельности или организации, проверкой которых установлено несоблюдение порядка применения цен (тарифов) или условий, их ограничивающих. Если установленное нарушение явилось следствием распоряжений лиц, которые имеют право давать обязательные для этого субъекта предпринимательской деятельности или гражданина-предпринимателя указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, субъект предпринимательской деятельности или гражданин-предприниматель вправе требовать возмещения убытков от этих лиц. 6. Органы контроля цен вправе предоставлять отсрочку по уплате суммы штрафа сроком до 6 месяцев в случае, если изъятие суммы штрафа ведет к резкому ухудшению финансового состояния субъекта предпринимательской деятельности. Органы контроля цен вправе предоставлять отсрочку по уплате в бюджет финансовых санкций сроком до 6 месяцев в случае, если применение финансовых санкций ведет к банкротству субъекта предпринимательской деятельности. Статья 8. Порядок распределения денежных средств, взыскиваемых по решениям органов контроля цен 1. Суммы взысканных финансовых санкций зачисляются равными долями в доход федерального бюджета и бюджета города Москвы. Сумма взысканного штрафа по решению правительства Москвы распределяется по внебюджетным фондам города Москвы и административного округа, на территории которого находится проверяемый субъект предпринимательской деятельности. Также по решению правительства Москвы часть взысканного штрафа может отчисляться на цели социального и производственного развития органов контроля цен. 2. В случае проведения проверки по жалобе субъектов предпринимательской деятельности или организаций сумма, необоснованно полученная или сбереженная за счет этих лиц, подлежит возврату им с уплатой процентов на сумму этих средств в установленном размере. Сумма взыскиваемого штрафа распределяется в соответствии с п. 1 данной статьи. Статья 9. Порядок обжалования решений органов контроля цен 1. Жалобы на решения органов контроля цен о взыскании финансовых санкций и суммы штрафа могут быть направлены руководителю вышестоящего органа ценообразования и контроля цен не позднее месячного срока со дня получения решения. Подача жалобы не приостанавливает исполнения решения на время ее рассмотрения. 2. Решения органов контроля цен о взыскании финансовых санкций и суммы штрафа могут быть обжалованы субъектами предпринимательской деятельности и организациями в суде в порядке, установленном законодательством. 3. При рассмотрении в суде или арбитражном суде споров о взыскании финансовых санкций в качестве ответчиков выступают контролирующие органы, по материалам проверок которых были приняты соответствующие решения. 4. Возврат неправильно взысканных финансовых санкций и суммы штрафа производится органом, осуществившим данное взыскание, на основании решений органов контроля цен, суда или арбитражного суда. 5. Субъекты предпринимательской деятельности вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления города Москвы в случае неправомерного расширения этими органами перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, или сферы применения такого регулирования. Статья 10. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Мэр Москвы Ю.М.Лужков |