РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ НА ВЫПЛАТУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 7 марта 1997 г. N 1084-ЮЛ ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 7 марта 1997 г. N ЛЧ-06-11/1741-ИН МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РФ 7 марта 1997 г. N 1302 (Д) Настоящие Рекомендации подготовлены во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" и поручения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 212-р. Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и Министерство связи Российской Федерации в целях обеспечения контроля за правильностью расходования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий, в том числе за правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, считают необходимым организовать эту работу путем: усиления ведомственной контрольно-ревизионной работы в органах социальной защиты населения, региональных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и организациях федеральной почтовой связи; создания действенной системы вневедомственного контроля за правильностью расходования пенсионных средств. 1. Задачи контроля - обеспечения обоснованности использования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий, выявление и обобщение фактов нарушений в расходовании указанных средств для последующего анализа причин, повлекших эти нарушения, разработки на его основе и реализации мер по их устранению и предупреждению. В этих целях организуется: 1.1. Проверка правильности применения пенсионного законодательства при назначении и выплате пенсий. 1.2. Проверка целевого использования и своевременности расходования средств, предназначенных на выплату пенсий. 1.3. Проверка правильности организации бухгалтерского учета, отчетности по выплате пенсий, соблюдения финансовой дисциплины. 2. Организация контроля. 2.1. Ведомственный контроль осуществляется контрольными и другими подразделениями Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Минсвязи России, соответствующими службами органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и управлений федеральной почтовой связи в порядке, установленном ведомственными инструкциями, положениями или иными документами. Ведомственный контроль включает проведение ревизий, инвентаризаций и тематических проверок (по направлениям деятельности соответствующих органов, участвующих в процессе пенсионного обеспечения). 2.2. Вневедомственный контроль правильности расходования средств при назначении и выплате государственных пенсий в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи осуществляется Главным контрольно-ревизионным управлением и другими подразделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, соответствующими подразделениями его региональных отделений с привлечением контрольных и других служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и региональных управлений федеральной почтовой связи, а при необходимости и других органов в субъектах Российской Федерации, наделенных контрольными функциями. Органы вневедомственного контроля проводят выборочную проверку в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи правильности назначения или перерасчета (не менее 10% пенсионных дел) и выплаты пенсий, а также проверку целевого использования пенсионных средств, в том числе по пенсиям, финансируемым на возвратной основе. Соответствующие органы социальной защиты населения и организации федеральной почтовой связи представляют все необходимые для целей вневедомственного контроля документы. В целях координации контрольной работы органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и управлениями федеральной почтовой связи определяется периодичность (не реже одного раза в два года) проведения вневедомственного контроля в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи. Для обеспечения задач вневедомственного контроля по конкретной проверке составляется программа, в которой в обязательном порядке указывается цель проверки, объемы и сроки проверки, а также участвующие в ней подразделения. 2.3. В зависимости от принятой в субъектах Российской Федерации технологии обработки пенсионной информации и схемы финансирования выплаты пенсий ведомственный и вневедомственный контроль проводится или непосредственно в органах, назначающих или выплачивающих пенсии в соответствующих подразделениях районных, городских органов социальной защиты населения, региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, организациях федеральной почтовой связи, или в их территориальных органах. Обоснованность документов, подтверждающих занятость на работах, дающих право на пенсию на льготных основаниях, проверяется в необходимых случаях непосредственно на предприятиях и в организациях с участием территориальных органов Госэкспертизы условий труда. Аналогичным образом осуществляется проверка справок о заработке для назначения (перерасчета) пенсии с привлечением представителей Рострудинспекции. 2.4. Результаты ведомственных и вневедомственных проверок оформляются актами, которые являются основанием для принятия соответствующими органами мер по устранению выявленных нарушений и их предупреждению. Информация о принятых мерах представляется органам, осуществляющим проверку, в срок не позднее одного месяца после ее завершения. 3. Предмет контроля. Предметом ведомственного и вневедомственного контроля являются операции по назначению (перерасчету), начислению, выплате и доставке государственных пенсий, банковские операции по финансированию выплаты пенсий, бухгалтерский учет и отчетность в органах, участвующих в процессе пенсионного обеспечения (в части пенсий). 3.1. Проверка правильности назначения (перерасчета) пенсий включает: обоснованность и правильность назначения и перерасчета пенсий, в том числе правовую основу документов о трудовом стаже, о заработке, других правоустанавливающих документов, послуживших основанием для назначения (перерасчета) пенсии. (При проверке перерасчета пенсий по стажу и заработку анализируется правильность выплаты пенсий в период работы пенсионера, в связи с которой производится перерасчет пенсии, а также соблюдение требований законодательства о предоставлении информации пенсионным органам о работе пенсионера); технологический контроль за вводом правовой информации. 3.2. В целях определения правильности начисления и выплат пенсий проверке подлежат: правильность ведения лицевых отчетов получателей пенсий и соответствие их пенсионному делу; своевременность и обоснованность заявок потребности в средствах на выплату пенсий; правильность ведения выплатной документации и отчетности по выплаченным суммам пенсий; учет работающих пенсионеров и размеры выплачиваемых им пенсий; выплата пенсий через сберегательные банки, организации федеральной почтовой связи и другие выплачивающие структуры; выплата пенсий при смене места жительства; своевременное прекращение выплаты пенсий умершим; учет удержаний и восстановление излишне выплаченных средств; целевое использование средств на выплату пенсий органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, организациями федеральной почтовой связи, учреждениями сберегательного банка и другими выплачивающими структурами; исполнение рекомендаций Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации и Минсвязи России в части организации выплаты пенсий. 3.3. Банковские операции по финансированию и расходованию средств на выплату пенсий и состояние бухгалтерского учета и отчетности оцениваются по наличию и правильности оформления банковских документов, по документам, послужившим основанием к расходу денежных сумм, состоянию расчетов с организациями федеральной почтовой связи (сберегательными банками), правильности составления заявок, своевременности перечисления денежных средств на выплату пенсий. Первый заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации Ю.З.ЛЮБЛИН Заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Л.И.ЧИЖИК Заместитель Федерального Министра связи Б.А.ЦИБУЛЬСКИЙ |