РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ НА ВЫПЛАТУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ. Письмо. Министерство труда и социального развития РФ. 07.03.97 1084-ЮЛ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
        ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РАСХОДОВАНИЯ
         СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ НА ВЫПЛАТУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
                                ПЕНСИЙ

                                ПИСЬМО

             МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           7 марта 1997 г.
                              N 1084-ЮЛ

                    ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

                           7 марта 1997 г.
                          N ЛЧ-06-11/1741-ИН

                        МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РФ

                           7 марта 1997 г.
                                N 1302

                                 (Д)



     Настоящие Рекомендации   подготовлены   во    исполнение    Указа
Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г.  N 1095 "О мерах по
обеспечению  государственного  финансового   контроля   в   Российской
Федерации"  и  поручения  Правительства  Российской  Федерации  от  14
февраля 1997 г. N 212-р.
     Министерство труда  и  социального развития Российской Федерации,
Пенсионный фонд Российской Федерации и Министерство  связи  Российской
Федерации  в  целях обеспечения контроля за правильностью расходования
средств,  предназначенных на выплату  государственных  пенсий,  в  том
числе  за  правильностью назначения,  перерасчета,  выплаты и доставки
пенсий, считают необходимым организовать эту работу путем:
     усиления ведомственной  контрольно-ревизионной  работы  в органах
социальной защиты населения,  региональных органах  Пенсионного  фонда
Российской Федерации и организациях федеральной почтовой связи;
     создания действенной  системы   вневедомственного   контроля   за
правильностью расходования пенсионных средств.
     1. Задачи контроля  -  обеспечения  обоснованности  использования
средств,  предназначенных на выплату государственных пенсий, выявление
и обобщение фактов нарушений  в  расходовании  указанных  средств  для
последующего  анализа причин,  повлекших эти нарушения,  разработки на
его основе и реализации мер по их устранению и предупреждению.
     В этих целях организуется:
     1.1. Проверка      правильности      применения       пенсионного
законодательства при назначении и выплате пенсий.
     1.2. Проверка   целевого    использования    и    своевременности
расходования средств, предназначенных на выплату пенсий.
     1.3. Проверка  правильности  организации  бухгалтерского   учета,
отчетности по выплате пенсий, соблюдения финансовой дисциплины.
     2. Организация контроля.
     2.1. Ведомственный контроль осуществляется контрольными и другими
подразделениями  Минтруда   России,   Пенсионного   фонда   Российской
Федерации,   Минсвязи   России,   соответствующими   службами  органов
социальной   защиты   населения   субъектов   Российской    Федерации,
региональных   отделений  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  и
управлений  федеральной  почтовой  связи  в   порядке,   установленном
ведомственными инструкциями, положениями или иными документами.
     Ведомственный контроль     включает      проведение      ревизий,
инвентаризаций  и  тематических проверок (по направлениям деятельности
соответствующих   органов,   участвующих   в   процессе    пенсионного
обеспечения).
     2.2. Вневедомственный контроль правильности расходования  средств
при  назначении  и выплате государственных пенсий в органах социальной
защиты   населения   и   организациях   федеральной   почтовой   связи
осуществляется  Главным  контрольно-ревизионным  управлением и другими
подразделениями    Пенсионного     фонда     Российской     Федерации,
соответствующими   подразделениями   его   региональных   отделений  с
привлечением контрольных и  других  служб  органов  социальной  защиты
населения  субъектов  Российской  Федерации  и региональных управлений
федеральной почтовой связи,  а при необходимости и  других  органов  в
субъектах Российской Федерации, наделенных контрольными функциями.
     Органы вневедомственного контроля проводят выборочную проверку  в
органах   социальной   защиты  населения  и  организациях  федеральной
почтовой связи правильности назначения или перерасчета (не  менее  10%
пенсионных   дел)   и   выплаты  пенсий,  а  также  проверку  целевого
использования  пенсионных   средств,   в   том   числе   по   пенсиям,
финансируемым на возвратной основе.  Соответствующие органы социальной
защиты населения и организации федеральной почтовой связи представляют
все необходимые для целей вневедомственного контроля документы.
     В целях координации контрольной работы органами социальной защиты
населения  субъектов  Российской Федерации,  региональными отделениями
Пенсионного фонда  Российской  Федерации  и  управлениями  федеральной
почтовой  связи  определяется периодичность (не реже одного раза в два
года)  проведения  вневедомственного  контроля  в  органах  социальной
защиты населения и организациях федеральной почтовой связи.
     Для обеспечения  задач  вневедомственного  контроля по конкретной
проверке составляется программа,  в  которой  в  обязательном  порядке
указывается   цель   проверки,   объемы  и  сроки  проверки,  а  также
участвующие в ней подразделения.
     2.3. В зависимости от принятой в субъектах  Российской  Федерации
технологии  обработки  пенсионной  информации  и  схемы финансирования
выплаты пенсий ведомственный и  вневедомственный  контроль  проводится
или непосредственно в органах,  назначающих или выплачивающих пенсии в
соответствующих подразделениях районных,  городских органов социальной
защиты населения,  региональных отделений Пенсионного фонда Российской
Федерации,  организациях  федеральной  почтовой  связи,   или   в   их
территориальных органах.
     Обоснованность документов,  подтверждающих занятость на  работах,
дающих   право   на  пенсию  на  льготных  основаниях,  проверяется  в
необходимых случаях непосредственно на предприятиях и в организациях с
участием   территориальных   органов   Госэкспертизы   условий  труда.
Аналогичным образом осуществляется проверка справок  о  заработке  для
назначения   (перерасчета)   пенсии   с   привлечением  представителей
Рострудинспекции.
     2.4. Результаты   ведомственных   и   вневедомственных   проверок
оформляются  актами,  которые   являются   основанием   для   принятия
соответствующими  органами мер по устранению выявленных нарушений и их
предупреждению.
     Информация о     принятых     мерах    представляется    органам,
осуществляющим проверку,  в срок не позднее  одного  месяца  после  ее
завершения.
     3. Предмет контроля.
     Предметом ведомственного  и  вневедомственного  контроля являются
операции по назначению (перерасчету),  начислению,  выплате и доставке
государственных пенсий,  банковские операции по финансированию выплаты
пенсий,  бухгалтерский учет и  отчетность  в  органах,  участвующих  в
процессе пенсионного обеспечения (в части пенсий).
     3.1. Проверка  правильности   назначения   (перерасчета)   пенсий
включает:
     обоснованность и правильность назначения и перерасчета пенсий,  в
том  числе  правовую основу документов о трудовом стаже,  о заработке,
других правоустанавливающих  документов,  послуживших  основанием  для
назначения  (перерасчета) пенсии.  (При проверке перерасчета пенсий по
стажу и заработку анализируется правильность выплаты пенсий  в  период
работы пенсионера, в связи с которой производится перерасчет пенсии, а
также  соблюдение   требований   законодательства   о   предоставлении
информации пенсионным органам о работе пенсионера);
     технологический контроль за вводом правовой информации.
     3.2. В  целях определения правильности начисления и выплат пенсий
проверке подлежат:
     правильность ведения   лицевых   отчетов   получателей  пенсий  и
соответствие их пенсионному делу;
     своевременность и  обоснованность  заявок потребности в средствах
на выплату пенсий;
     правильность ведения   выплатной  документации  и  отчетности  по
выплаченным суммам пенсий;
     учет работающих пенсионеров и размеры выплачиваемых им пенсий;
     выплата пенсий   через    сберегательные    банки,    организации
федеральной почтовой связи и другие выплачивающие структуры;
     выплата пенсий при смене места жительства;
     своевременное прекращение выплаты пенсий умершим;
     учет удержаний и восстановление излишне выплаченных средств;
     целевое использование   средств   на   выплату  пенсий  органами,
осуществляющими  пенсионное  обеспечение,  организациями   федеральной
почтовой   связи,   учреждениями   сберегательного   банка  и  другими
выплачивающими структурами;
     исполнение рекомендаций   Минтруда   России,   Пенсионного  фонда
Российской Федерации и Минсвязи России  в  части  организации  выплаты
пенсий.
     3.3. Банковские операции по финансированию и расходованию средств
на  выплату  пенсий  и  состояние  бухгалтерского  учета  и отчетности
оцениваются  по   наличию   и   правильности   оформления   банковских
документов,  по документам,  послужившим основанием к расходу денежных
сумм,  состоянию расчетов с организациями федеральной  почтовой  связи
(сберегательными    банками),    правильности    составления   заявок,
своевременности перечисления денежных средств на выплату пенсий.

Первый заместитель
Министра труда
и социального развития
Российской Федерации                           Ю.З.ЛЮБЛИН

Заместитель Председателя
Правления Пенсионного
фонда Российской Федерации                     Л.И.ЧИЖИК

Заместитель Федерального
Министра связи                                 Б.А.ЦИБУЛЬСКИЙ