20 марта 1997 г. N 11-05/131 (Д) Госналогслужба России рассмотрела запрос Госналогинспекции по Санкт-Петербургу о взыскании пени при самостоятельном исправлении налогоплательщиком допущенных ошибок при составлении и расчете налоговых платежей и сообщает следующее. Госналогслужба России по согласованию с Минфином России письмом от 10.05.95 N ВГ-4-14/17н, зарегистрированным Минюстом России 18.05.95 N 855 "О неприменении к налогоплательщику санкций за нарушение налогового законодательства в случае самостоятельного внесения им в отчетность исправлений допущенных ошибок" определено, что при соблюдении налогоплательщиком установленного порядка исправлений допущенных ошибок с него взыскиваются пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей. Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой дисциплины" технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов об ошибках, не являются налоговыми нарушениями. Пунктом 3 письма Госналогслужбы России от 28.06.96 N ПВ-6-09/450, зарегистрированного Минюстом России 16.07.96 N 1124 "О реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой дисциплины" разъяснено, что если налогоплательщик самостоятельно и своевременно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или не полностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и платежам, произвел уплату причитающихся сумм, то допущенные ошибки налоговыми нарушениями не являются. В указанных случаях с налогоплательщика пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей не взыскиваются. Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-п "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" разъяснено, что пени не являются мерами ответственности за налоговые нарушения, а представляют собой дополнительный платеж как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер, а не карательный характер, как меры, предусмотренные за налоговые нарушения. Следовательно, факт выявления, а также своевременного доведения до налоговых органов сведений о допущенных им технических ошибках не является основанием для неприменения мер компенсационного характера в виде взыскания пени, так как данный факт не устраняет потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Пункт 13 вышеупомянутого Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 освобождает налогоплательщика от применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства, а пени к таковым не относятся, что подтверждено вышеупомянутым Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, абзац 3 пункта 3 вышеуказанного письма Госналогслужбы России от 28.06.96 N ВГ-6-09/450 не должен применяться, так как разъяснения Госналогслужбы России противоречат разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации и будут приведены в соответствие. Письмо Госналогслужбы России от 10.05.95 N ВГ-4-14/17н "О неприменении к налогоплательщику санкций за нарушение налогового законодательства в случае самостоятельного внесения им в отчетность исправлений допущенных ошибок" не отменялось, следовательно, сохраняет свое действие. Статс-секретарь, заместитель Руководителя Е.В. Бушмин |