О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ). Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 06.02.97 06-1-14/2-80

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                          6 февраля 1997 г.
                            N 06-1-14/2-80
     
                                 (Д)


     Управление международных    налоговых    отношений   по   вопросу
постановки на учет иностранных юридических лиц сообщает следующее.
     1. В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95
N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Российской
Федерации,  подлежит постановке на учет в налоговых органах  по  месту
осуществления  такой  деятельности.  При  этом  сам факт осуществления
деятельности  (включая  деятельность,  продолжающуюся   более   одного
месяца)  и  постановки  в  связи  с  ее  началом  на налоговый учет не
означает     автоматического     признания     наличия     постоянного
представительства  иностранного  юридического лица,  как это указано в
пункте  1  письма  ГНИ  по  г.Москве.  Решение  о  налоговом   статусе
иностранного   юридического   лица,   т.е.   подпадает   или  нет  его
деятельность   под   понятие   "постоянного    представительства"    в
соответствии с законодательством Российской Федерации и международными
соглашениями об избежании  двойного  налогообложения,  принимается  на
основании   налоговой  отчетности  такого  лица  исходя  из  характера
фактически осуществленной за отчетный период деятельности.
     Вместе с  тем  в  соответствии  с  положениями  Закона Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"  (статьи  1,
7)   и   Инструкции   Госналогслужбы   России  от  16.06.95  N  34  "О
налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (пункты
1.2   и  2.3)  плательщиками  налога  на  прибыль  и,  соответственно,
налогоплательщиками,  подлежащими  постановке   на   налоговый   учет,
являются    иностранные   юридические   лица,   которые   осуществляют
предпринимательскую  деятельность   в   Российской   Федерации   через
постоянные представительства.
     Положение об особенностях учета в налоговых органах  организаций,
образованных    в   соответствии   с   законодательством   иностранных
государств,  и международных организаций  от  20.09.96  N  ВА-4-06/57н
разработано  с  учетом  возможности осуществления конкретной компанией
(плательщиком)  деятельности  на  территории  Российской  Федерации  в
нескольких  местах,  а  также  исходя  из  необходимости осуществления
действенного контроля за полным  поступлением  налоговых  платежей  от
такой компании и распределения доходов по звеньям бюджетной системы, и
определяет лишь различные способы (технический порядок) постановки  на
налоговый учет.
     2. Способ постановки на налоговый учет, в том числе с присвоением
ИНН  или  без  такового,  сам по себе не связан с порядком определения
налоговых   обязательств.   Налоговые    обязательства    иностранного
юридического  лица  определяются  по каждому отделению самостоятельно.
При этом,  как указано  в  Методических  рекомендациях  по  применению
отдельных  положений Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34
"О налогообложении прибыли и  доходов  иностранных  юридических  лиц",
доведенных  до  налоговых  органов  письмом  Госналогслужбы  России от
20.12.95 N НП-6-06/652,  консолидация отчетности и налоговых  расчетов
одного   и  того  же  иностранного  юридического  лица  по  нескольким
постоянным представительствам не допускается.
     Проведение налоговой инспекцией зачета переплаты по одним налогам
в  счет  покрытия  недоимки  по  другим  налогам  в  пределах  каждого
отделения иностранного юридического лица производится в соответствии с
письмом  Госналогслужбы   России   и   Минфина   России  от   12.01.96
N ВЗ-6-09/24.
     В случае,  если по лицевому счету иностранной фирмы с  одним  ИНН
имеется недоимка по налогам в бюджет, а по лицевому счету той же фирмы
с  другими  ИНН   -   переплата,   и   данная   фирма   обращается   в
Госналогинспекцию   с   письменным  заявлением  о  возврате  имеющейся
переплаты или ее зачете в счет недоимки  по  другому  лицевому  счету,
такой зачет возможен в пределах одной территориальной инспекции.
     3. В пунктах 2.2 и 2.3  Положения  говорится  об  организациях  и
физических лицах, представляющих интересы иностранных юридических лиц,
и деятельность которых по представлению этих интересов рассматривается
в  соответствии  с  Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34
как постоянное представительство.
     Цель представления  уведомлений  по  форме 2201FE (1996) и других
учетных документов - постановка на учет иностранных  юридических  лиц,
имеющих,  как постоянные представительства,  налоговые обязательства в
Российской Федерации.
     Указанные документы   в  соответствии  с  общим  порядком  должны
направляться в ГНИ,  осуществляющие учет  постоянных  представительств
иностранных юридических лиц.
     Лица, деятельность   которых   рассматривается   как   постоянное
представительство  иностранных  лиц,  состоящие  на  налоговом учете в
налоговых  органах  г.Москвы  (для  юридических  лиц),  либо   имеющие
постоянное местопребывание в г.Москве (для физических лиц), направляют
эти документы в Госналогинспекцию по г.Москве.
     4. Пунктом  2.9.1  Положения установлен порядок учета иностранных
юридических лиц (кроме банков и иных финансово-кредитных  учреждений),
не  имеющих отделений в Российской Федерации,  в связи с открытием ими
счетов в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
     Порядок применения   положений   Указа   Президента    Российской
Федерации  от  23.05.94  N  1006  "Об осуществлении комплексных мер по
своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных
платежей"  (совместные  письма Госналогслужбы России,  Минфина России,
Центрального  банка   России   от   13.08.94   N   ВГ-4-13/94н/104/104
(зарегистрировано  Минюстом  России  08.09.94  N  682);   от  02.06.95
N ВГ-4-13/23н/46/171  (зарегистрировано   Минюстом   России   15.06.95
N 873),  установивший,  что банки открывают  счета  налогоплательщикам
только после представления справок установленных форм,  подтверждающих
постановку на учет,  распространяется на иностранных юридических  лиц,
осуществляющих деятельность в Российской Федерации через отделения.
     Открытие иностранными юридическими лицами (кроме  банков  и  иных
финансово-кредитных  учреждений),  не  имеющими отделений в Российской
Федерации,  рублевых или валютных счетов в  уполномоченных  банках  на
территории Российской Федерации осуществляется при представлении ими в
банк Справки по форме  2301FE  (1996),  полученной  в  соответствии  с
разделом 6 Положения от 20.09.96.
     Для открытия счета в банке  на  основании  Уведомления  по  форме
2202FE  (1996) государственная налоговая инспекция может выдать только
одну Справку по форме 2301FE (1996) на каждое Уведомление.
     Разделы 11   и   12   формы   2202FE   (1996)  заполняются  самой
Государственной налоговой инспекцией после открытия счета на основании
сведений банка,  направляемых им в соответствии с действующим порядком
в Госналогинспекцию.
     5. По  поводу учета иностранных банков,  открывающих счета "лоро"
или какие-либо другие счета  в  уполномоченных  банках  на  территории
Российской Федерации, сообщаем, что в Уведомлениях по форме приложения
N  5  к  Положению  (2203FE),  ежемесячно   направляемых   банками   в
Госналогинспекцию, сообщаются сведения только о вновь открытых счетах.
     Сведения об иностранных банках,  открывших счета до вступления  в
силу Положения, будут получены в ходе проведения переучета иностранных
юридических лиц.
     Предложение о порядке снятия с учета иностранных юридических лиц,
учитываемых на основе уведомлений,  будет  рассмотрено  при  доработке
Положения.
     6. До разработки программного обеспечения по  автоматизированному
ведению  базы  данных  иностранных  юридических  лиц,  поставленных на
налоговый  учет  на  основании   уведомлений   (ориентировочный   срок
окончания разработки III кв. 1997 года), поступающая информация должна
быть систематизирована в виде текстового массива на бумажных носителях
информации.   В   качестве  основных  показателей  для  систематизации
рекомендуем  использовать:  дату   поступления   уведомления,   страну
регистрации, типы открываемых счетов и т.п.

Начальник Управления
международных
налоговых отношений                            А. Тамошин