Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ 12 февраля 1997 г. N 91 (ФПС) Представлен Федеральной пограничной службой РФ по договору с агентством INTRALEX В целях обеспечения качественного решения задач подготовки офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях ФПС России приказываю: 1. Утвердить инструкцию по организации и ведению учебного процесса в высших военно-учебных заведениях Федеральной пограничной службы Российской Федерации (прилагается). 2. Настоящий приказ довести до органов и войск ФПС России. Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации, генерал армии А. Николаев 12 февраля 1997 г. N 91 УТВЕРЖДЕНО приказом директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 12 февраля 1997 года N 91 ИНСТРУКЦИЯ по организации и ведению учебного процесса в высших военно-учебных заведениях Федеральной пограничной службы Российской Федерации Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Учебный процесс - это система учебной, методической и других видов деятельности постоянного и переменного состава образовательного учреждения. Организация учебного процесса в высшем военно-учебном заведении (в дальнейшем - вуз) призвана обеспечить качественное выполнение задач по подготовке офицерских кадров по определенным специальностям и квалификациям в установленные сроки (в соответствии с требованиями государственных и ведомственных стандартов). 1.2. Организатором и руководителем учебного процесса является начальник вуза. Он (не позднее 1 июля) определяет комплекс мероприятий по организации учебного процесса на предстоящий учебный год, содержание которых объявляется приказом (указываются: приоритетные направления в совершенствовании образовательной деятельности и задачи подразделений вуза по их реализации: изменения и уточнения, которые необходимо внести в учебный план и программы в пределах предоставленной начальнику вуза компетенции: порядок использования учебгной материально-технической базы кафедрами, учебными, учебно-методическими и научно-исследовательскими подразделениями: указываются другие вопросы, отражающие специфику предстоящего учебного года, а также назначаются сроки готовности подразделений к началу учебного года). 1.3. Планирование учебного процесса осуществляется учебнометодическим отделом совместно с кафедрами, факультетами (в дальнейшем - учебные подразделения) под руководством начальника вуза. Учебно-методическим отделом разрабатываются и ведутся следующие документы по планированию учебного процесса и учету его результатов: учебные планы и программы (совместно с кафедрами); план основных мероприятий вуза на учебный год; план-календарь основных мероприятий вуза на месяц; расписания учебных занятий и экзаменов на семестр; структурно-логические схемы подготовки специалистов или комплексные тематические планы; приказы об организации учебного процесса (с приложениями о закреплении преподавателей за учебными группами для проведения учебных занятий, составе предметно-методических секций, с расчетом объема учебной работы вуза, а также с расчетом часов учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава по кафедрам на учебный год); книга регистрации выданных дипломов об окончании вуза; книга регистрации выдаваемых академических справок; материалы общевузовских конференций, совещаний; сводные ведомости о результатах экзаменационных сессий (если нет факультетов); экзаменационные ведомости (если нет факультетов); зачетные книжки курсантов и слушателей (если нет факультетов); учебные карточки курсантов и слушателей (если нет факультетов); перспективный (на 5 лет) и годовой (на учебный год) планы развития и совершенствования учебной материально-технической базы: отчет о работе вуза за учебный год; журнал контроля учебных занятий, проводимых начальниками (заведующими) кафедр и их заместителями, профессорами кафедр, начальниками факультетов их заместителями; приказы по организации командирской подготовки офицерского состава вуза на учебный год (с утвержденными программами). 1.4. На кафедре (в учебном подразделении) разрабатываются и ведутся следующие документы по планированию учебного процесса и учету его результатов: учебные программы; тематические планы учебных дисциплин по каждой специальности (с учетом специализаций); структурно-логические схемы изучения дисциплин кафедры; план работы кафедры (учебного подразделения) на учебный год (на месяц - по решению вуза); программы специальной подготовки постоянного состава; информационно-методические материалы по каждой учебной дисциплине (в том числе и в электронном варианте) для пользования курсантами и слушателями (в дальнейшем - слушателями): журналы контроля учебных занятий, проводимых профессорско-преподавательским составом; книги протоколов заседаний кафедры, методических совещаний учебного подразделения и дневники работы предметно-методических секций; индивидуальные планы работы преподавателей на учебный год; журнал учета занятий по командирской подготовке. В учебном подразделении, кроме документов, предусмотренных для кафедры, на период обучения составляются расписание факультативных занятий, график тренировок. В учебной группе ведутся выписка из графика тренировок и сводная ведомость текущей успеваемости слушателей, а также хранятся их зачетные книжки. 1.5. Формирование учебных подразделений слушателей проводится с учетом рекомендаций лаборатории профессионально-психологического отбора и психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, знания ими иностранных языков. Состав учебных застав (в дальнейшем - учебные группы) отдается приказом по вузу и остается неизменным до выпуска из вуза. Приказом начальника вуза за каждой учебной группой закрепляются (сроком на 1 год) преподаватели, которые ведут обучение слушателей по соответствующим дисциплинам (по ряду общевоенных дисциплин занятия проводятся командирами учебных подразделений). Привлечение лиц постоянного состава, а также слушателей на мероприятия, не связанные с проведением или обеспечением учебного процесса, допускается только с разрешения: Академии - директора ФПС России; военных институтов - заместителя директора ФПС России, курирующего вузы. Раздел II. УЧЕБНАЯ РАБОТА 2.1. Организация учебной работы 2.1.1. Учебная работа является основным видом деятельности военно-учебных заведений и включает планирование и проведение всех видов учебных занятий, текущего и итогового контроля усвоения слушателями учебного материала. 2.1.2. Учебный план для подготовки слушателей разрабатывается на каждую специальность (курсантов - на гражданскую и военную специальность). Учебные дисциплины специализаций отражаются в учебном плане соответствующей специальности. 2.1.3. Учебная программа включает: целевую установку, организационно-методические указания, перечень и содержание тем, расчет часов на их изучение, формы занятий и учет моторесурсов на каждое занятие. Учебные программы по дисциплинам оформляются в виде сборника программ (в котором располагаются в той же последовательности, как они внесены в учебный план) и утверждаются начальником вуза. 2.1.4. В целях обеспечения логической последовательности изучения и взаимосвязи учебных дисциплин, разделов и тем учебно-методическим отделом совместно с кафедрами и учебными подразделениями разрабатываются структурно-логические схемы подготовки специалистов или комплексные тематические планы. Они утверждаются начальником вуза или его заместителем по учебной (учебной и научной) работе и должны обеспечивать логически стройное и согласованное построение обучения. Структурно-логическая схема (комплексный тематический план) служит основным документом для разработки расписания учебных занятий. 2.1.5. Тематический план изучения дисциплины является основным руководящим документом кафедры и преподавателя, определяющим содержание и логическое построение изучения данной учебной дисциплины. Содержание и форма тематического плана определяется вузом. Тематический план разрабатывается на кафедре, в учебном подразделении для каждой дисциплины по годам обучения на основе учебного плана, учебной программы и приказа начальника вуза об организации учебного процесса. Он подписывается начальником кафедры (командиром учебного подразделения) и утверждается начальником вуза или его заместителем по учебной (учебной и научной) работе. При переходе к обучению слушателей по новым учебным планам и программам в тематические планы вносятся дополнения и уточнения, а при необходимости составляется отдельный тематический план (с включением в него изученного материала по данной дисциплине до введения новой учебной программы). 2.1.6. Расписание учебных занятий является одним из основных документов, регламентирующих учебную работу вуза. Оно составляется учебно-методическим отделом на семестр, согласовывается с начальниками (заведующими) кафедр и командирами учебных подразделений, утверждается начальником вуза или его заместителем по учебной (учебной и научной) работе и доводится до преподавательского состава и обучаемых не позднее, чем за один месяц до начала занятий. Выписки из расписаний занятий и экзаменов с учетом потребностей выдаются в учебные подразделения, на кафедры и в другие заинтересованные подразделения вуза. 2.1.7. План основных мероприятий вуза на учебный год разрабатывается (в произвольной форме) учебно-методическим отделом совместно с кафедрами, отделами и другими подразделениями, подписывается заместителями начальника вуза и утверждается начальником военно-учебного заведения. План-календарь основных мероприятий вуза на месяц составляется исходя из годового плана основных мероприятий, особенностей предстоящего месяца, увязывается с расписанием учебных занятий и не позднее, чем за 5 дней до начала месяца, утверждается начальником вуза и доводится до начальников отделов, служб, кафедр и командиров учебных подразделений. 2.1.8. План работы кафедры, учебного подразделения на учебный год разрабатывается на основе тематических планов изучения дисциплин кафедры, учебного подразделения, плана основных мероприятий вуза на учебный год и программы командирской подготовки. Годовой план работы кафедры (учебного подразделения) согласовывается с заместителями начальника вуза по учебной, научной работе (заместителем начальника по учебной и научной работе) и утверждается начальником вуза. На кафедре, в учебном подразделении по решению начальника вуза могут составляться планы работы на месяц, которые согласовываются с начальником учебно-методического отдела и утверждаются заместителем начальника вуза по учебной (учебной и научной) работе. 2.1.9. Учебные занятия - главная составная часть учебной работы, в ходе которых осуществляется подготовка слушателей по установленным специальности и квалификации. Основные виды и формы учебных занятий изложены в Положении о высшем военно-учебном заведении ФПС России (утверждено приказом директора ФПС России от 18.10.96 г. N 699). 2.2. Контроль успеваемости и качества подготовки слушателей 2.2.1. Контроль успеваемости слушателей проводится с целью определения уровня их теоретической и практической подготовки, качества выполнения учебных планов и программ обучения. Он подразделяется на текущий и итоговый. 2.2.2. Результаты текущего контроля заносятся в журнал учета учебных занятий, а экзаменов и зачетов - в экзаменационные ведомости. Контрольные занятия организуются и проводятся начальником вуза, его заместителем по учебной (учебной и научной работе), начальником учебно-методического отдела и начальниками кафедр (только с разрешения начальника вуза) за счет резервного учебного времени. Формы и виды контроля определяются вузом. 2.2.3. Изучение всех дисциплин учебного плана должно завершаться одной из форм итогового контроля. 2.2.4. Зачеты по дисциплинам в целом или отдельным ее частям (разделам) имеют целью всесторонне выявить и оценить теоретические знания и практические навыки слушателей в объеме программы. К зачету допускаются слушатели после выполнения ими всех лабораторных, расчетно-графических, контрольных и других работ, предусмотренных учебным планом и программой. Если по данной дисциплине учебным планом предусмотрено проведение нескольких экзаменов и зачетов, то в перечень вопросов, вынесенных на зачет по ее части (разделу), не включается учебный материал, по которому были ранее проведены экзамены и зачеты. Материалы, разработанные для проведения зачетов, обсуждаются на заседании кафедры или предметно-методической секции и утверждаются начальником (заведующим) кафедры, командиром учебного подразделения. Порядок проведения зачета определяется начальником (заведующим) кафедры, командиром учебного подразделения. 2.2.5. Экзамены (курсовые и семестровые) служат завершающим этапом изучения дисциплины. На подготовку и сдачу каждого экзамена отводится не менее четырех дней, а по общевоинским уставам, физической подготовке и на право вождения автомобиля - не менее одного дня. Экзамены принимаются комиссией (не менее двух человек). Состав комиссии определяется начальником (заведующим) кафедры по согласованию с учебно-методическим отделом. Во время экзамена слушатели могут пользоваться учебными программами, справочниками, картами, таблицами, макетами и другими пособиями (перечень указывается в методических рекомендациях). Экзамены проводятся в объеме учебной программы по билетам (устно или письменно) в классах или на учебных объектах. По решению начальника вуза экзамены могут проводиться в форме индивидуального собеседования. Количество билетов должно быть на 15 процентов больше числа экзаменующихся в учебной группе, а содержание билетов должно охватывать весь пройденный материал. Предварительное ознакомление с экзаменационными билетами, а также заданиями, летучками и задачами для письменных и практических работ запрещается. На экзамене кроме экзаменаторов и экзаменуемых имеют право присутствовать начальник вуза и его заместители, начальник учебно-методического отдела, его заместители, начальники кафедр, их заместители, командиры учебных подразделений. Другие лица присутствуют на экзамене только с разрешения начальника вуза. Если экзамен проводится с раздельной проверкой уровня теоретических знаний и качества практической подготовки или с использованием устной или письменной форм контроля, то по результатам сдачи такого экзамена слушателю выставляется единая оценка. При оценке успеваемости слушателей по дисциплине "Общевоинские уставы Вооруженных Сил" учитывается практическое выполнение ими требований общевоинских уставов в повседневной жизни. Председатель экзаменационной комиссии несет личную ответственность за правильность выставленной оценки. При проведении письменного экзамена слушатели размещаются в просторных аудиториях, им выдаются разрешенные задания и пособия, листы чистой бумаги со штампом учебно-методического центра (отдела), которые по окончании работы должны сдаваться принимающему экзамен. Если в письменной работе несколько самостоятельных задач, то выдаются только те, которые должны быть выполнены до перерыва (до истечения определенного времени). На каждой выполненной работе проставляется время ее сдачи. При приеме экзамена комиссией (подкомиссией) письменные работы для их проверки распределяются между членами комиссии. Выставленные ими оценки за работу утверждаются председателем комиссии (подкомиссии). Если учебным планом по дисциплине предусмотрен экзамен с использованием двух форм контроля - письменного и устного, то письменные работы должны быть проверены и оценены до начала устной части экзамена. Устные экзамены проводятся по билетам (программным вопросам, квалификационным заданиям). Основные правила приема экзаменов: при проведении экзаменов необходимо иметь программу учебной дисциплины, экзаменационную ведомость, экзаменационные билеты, различные справочники, таблицы, приборы и иные материалы, требующиеся экзаменуемым при ответе; в аудитории могут одновременно находиться не более пяти экзаменующихся; не допускается замена заданий слушателю (если он не может ответить на вопросы, то выставляется оценка "неудовлетворительно"); на подготовку к ответу дается не более 30 минут; ответы могут заслушиваться (контролироваться) одним членом комиссии (по указанию председателя) по отдельным вопросам, требующим практического выполнения; не рекомендуется прерывать ответ обучаемого и задавать ему наводящие вопросы за исключением, если экзаменующийся отвечает не по существу вопроса. Практическая часть экзамена организуется так, чтобы обеспечивалась возможность проверить умение слушателей применять теоретические знания при решении практических задач охраны государственной границы, их командирские качества, умение и навыки работы с вооружением и боевой техникой. Практическая часть экзамена проводится на учебной заставе, стрельбище, танкодроме, автодроме, в поле, учебном центре, парке, лаборатории и обеспечивается соответствующей материальной частью. Слушателям, пользующимся на экзамене неразрешенными материалами и различного рода записями выставляется оценка "неудовлетворительно". 2.2.6. Оценка слушателю за устный ответ на вопрос, письменную работу, практические действия в командовании подразделением и выполнение работ при текущем контроле на занятиях, экзаменах выставляется: "отлично", если слушатель показал глубокие знания и понимание программного материала по поставленному вопросу, умело увязывает его с практикой, грамотно и логично строит ответ, быстро принимает оптимальные решения, умело управляет подразделением, безупречно владеет правилами работы с вооружением и техникой; "хорошо", если слушатель твердо знает программный материал, грамотно его излагает, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет полученные знания при решении практических вопросов и владеет приемами работы с вооружением и техникой; "удовлетворительно", если слушатель имеет знания только основного материала по поставленному вопросу, но не усвоил его деталей, требует в отдельных случаях наводящих вопросов для принятия правильного решения, допускает отдельные неточности или недостаточно четко выполняет приемы работы с вооружением и техникой; "неудовлетворительно", если слушатель допускает грубые ошибки в ответе на поставленный вопрос, не может применять полученные знания на практике, неуверенно работает с вооружением и техникой. 2.2.7. Оценка за выполнение упражнений стрельб, вождение боевых машин выставляется на экзаменах и зачетах в соответствии с требованиями действующих курсов стрельб, вождения боевых машин. В процессе обучения вождению боевых машин, при отработке упражнений на нескольких занятиях, нормативы и оценочные показатели за выполнение элементов упражнения, отрабатываемых на данном занятии, могут устанавливаться кафедрой в соответствии с уровнем навыков слушателей по вождению. Нормативы и оценочные показатели должны определяться таким образом, чтобы к последнему занятию по данному упражнению обеспечивалось выполнение упражнения по нормативам курса (сборника нормативов). 2.2.8. Оценка знаний слушателя на экзаменах выводится по частным оценкам за ответы на вопросы билета. При двух частных оценках выводится: "отлично", если обе оценки "отлично"; "хорошо", если обе оценки "хорошо" или одна оценка "отлично", а другая "хорошо" или "удовлетворительно"; "удовлетворительно", если обе оценки "удовлетворительно" или одна оценка "хорошо", а другая - "удовлетворительно"; "неудовлетворительно", если одна из частных оценок "неудовлетворительно". При трех частных оценках выводится: "отлично", если в частных оценках не более одной оценки "хорошо", а остальные - "отлично"; "хорошо" или "удовлетворительно", если в частных оценках не более одной оценки "удовлетворительно" или "неудовлетворительно" соответственно. При четырех частных оценках выводится: "отлично", если в частных оценках одна оценка "хорошо", а остальные "отлично"; "хорошо", если в частных оценках одна оценка "удовлетворительно", остальные "хорошо" и "отлично" или две оценки "удовлетворительно" и две оценки "отлично"; "удовлетворительно", если в частных оценках не более одной оценки "неудовлетворительно". 2.2.9. Если на экзамене установлены две формы проверки - устный и практический экзамен (по оперативно-тактической, тактической, тактико-специальной подготовке, вооружению и стрельбе и т.д.), оценка по дисциплине (ее части, разделу) выставляется "отлично", если обе частные оценки "отлично"; "хорошо", если обе частные оценки "хорошо" или одна оценка "отлично", а другая "хорошо" или "удовлетворительно"; "удовлетворительно", если в частных оценках нет оценки "неудовлетворительно". По физической подготовке оценка выставляется в соответствии с требованиями НФП. 2.2.10. Если по одной дисциплине проводится несколько экзаменов, в выписку из зачетной ведомости (приложение к диплому) вносится, как правило, последняя оценка, полученная слушателем; если последняя оценка не характеризует общего уровня подготовки по данной дисциплине, начальник вуза по представлению кафедры объявляет приказом какая оценка (за какой экзамен) вносится в выписку из ведомости. Среднюю оценку выводить не разрешается. Копии выписок из зачетной ведомости, а также копии дипломов, напечатанные в двух экземплярах на плотной бумаге или выполненные фото (ксеро) способом и заверенные начальником вуза и гербовой печатью вуза, подлежат постоянному хранению: первый экземпляр - в учебно-методическом отделе вуза, второй - в первом экземпляре личного дела офицера. 2.2.11. По каждой дисциплине, изучаемой в данном семестре и на данном курсе, слушателям выставляются итоговые оценки за семестр и курс (оценки, полученные на экзаменах и зачетах, заносятся как итоговые за семестр, курс). По остальным дисциплинам итоговые оценки за семестр и курс выставляются на основании оценок текущего контроля. Если объем изученного материала, а также количество проведенных занятий не позволяют определить степень усвоения программы каждым слушателем, итоговая оценка за семестр и курс по данной дисциплине по решению начальника кафедры, командира учебного подразделения не выставляется. Итоговая оценка за семестр и курс проставляется только в журналах учета учебных занятий. 2.3. Учет учебных занятий и успеваемости слушателей 2.3.1. Учет учебных занятий и успеваемости слушателей ведется в журналах учета учебных занятий, экзаменационных ведомостях, зачетных книжках, учебных карточках, сводных ведомостях о результатах экзаменационных сессий. 2.3.2. Основным первичным документом учета учебной работы и выполнения учебных программ является журнал учета учебных занятий. Журнал ведется на каждую учебную группу. В нем учитываются все занятия, проводимые под руководством преподавателей (командиров учебных групп), их посещаемость, выполнение контрольных, расчетно-графических и курсовых работ, выставляются оценки по текущему контролю, оценки за экзамены и зачеты, итоговые оценки за семестр и курс по дисциплинам, не выносимым на экзамены и зачеты. Записи в журнале о проведенных занятиях делают только преподаватели (командиры учебных групп), проводившие занятия и принимавшие контрольные, лабораторные, расчетно-графические и курсовые работы, а также зачеты и экзамены. Во время занятий журналы находятся в учебных группах, а в остальное время место их хранения определяется начальником учебно-методического отдела, при наличии в вузе факультета - начальником факультета. Их получают перед занятиями и сдают после занятий специально назначенные для этой цели слушатели. Журналы хранятся весь срок обучения слушателей. 2.3.3. Экзаменационная ведомость (приложение 1) является основным документом по учету успеваемости слушателей. Ведомость составляется учебно-методическим отделом, при наличии факультета -учебной частью факультета в одном экземпляре на учебную группу по каждой дисциплине, выносимой на экзамены и зачеты, и подписывается начальником учебно-методического отдела. Ведомость, подписанная начальником учебно-методического отдела, передается в день проведения экзамена на кафедру (в учебное подразделение) или непосредственно экзаменаторам. Оценка, полученная слушателем на экзамене (зачете), заносится в экзаменационную ведомость преподавателем (командиром учебного подразделения), принимающим экзамен (зачет). Каждая оценка заверяется подписью экзаменатора. По окончании экзамена (зачета) экзаменатор представляет ведомость в учебно-методический отдел, при наличии факультета - на факультет в порядке, установленном начальником вуза. Экзаменационные ведомости нумеруются, сшиваются и хранятся в учебно-методическом отделе, при наличии факультета - на факультете, как документы строгой отчетности в течении всего периода обучения слушателей. На слушателей, которые по каким-либо причинам (болезнь, командировка, повторная сдача экзамена или зачета при получении неудовлетворительной оценки или "незачета") сдают экзамен (зачет) отдельно от своей учебной группы, учебно-методическим центром (отделом), при наличии факультета - учебной частью факультета взамен экзаменационной ведомости составляется экзаменационный лист (приложение 2). Экзаменационный лист сдается экзаменатором в учебно-методический отдел, при наличии факультета - на факультет в день экзамена (зачета) и подшивается к экзаменационной ведомости учебной группы. 2.3.4. Лицам, выбывшим из военно-учебного заведения, выдается академическая справка (приложение 3) установленного образца. Бланки академических справок печатаются централизованно типографским способом на бумаге с водяными знаками и защитной сеткой и заполняются от руки черной тушью. Сведения об изученных дисциплинах, сданных зачетах и экзаменах вносятся отдельно по каждому семестру. При выбытии слушателя, ранее обучавшегося в нескольких вузах, ему выдается академическая справка с оценками полученными за период обучения во всех вузах, с указанием учебных заведений, в которых они были выставлены. В академическую справку не вносятся дисциплины, по которым слушатель получил неудовлетворительные оценки. Слушателю, выбывшему с первого курса и не сдавшему экзаменов и зачетов, академическая справка выдается с указанием, что экзамены и зачеты этот слушатель не сдавал. Академическая справка подписывается начальником вуза или его заместителем по учебной (учебной и научной работе), заверяется гербовой печатью военно-учебного заведения и выдается лично владельцу или другому лицу (по доверенности, оформленной в установленном порядке), или высылается по почте ценным пакетом с обратным уведомлением. Если академическая справка содержит закрытые сведения, то на руки выбывшему из вуза справка не выдается, а высылается по запросу воинской части, учреждения, предприятия, организации и другого учебного заведения, имеющих в своем составе секретное делопроизводство или вкладывается в личное дело. Для учета выдачи академических справок в военно-учебном заведении ведется книга регистрации выдаваемых академических справок, в которую заносятся: порядковый регистрационный номер; номер академической справки: дата выдачи; фамилия, имя, отчество лица, получившего справку; расписка лица, получившего справку; основание и дата отправки академической справки с указанием воинской части, учреждения, предприятия, организации, по запросу которых она отправляется. 2.3.5. На каждого зачисленного в вуз слушателя оформляется зачетная книжка установленного образца, которая хранится в учебном подразделении и выдается слушателю на время экзаменационной сессии (в дни проведения экзаменов и зачетов.). Наименование военных дисциплин, не подлежащих опубликованию в открытой печати, в зачетной книжке заменяется условным обозначением. В зачетную книжку заносятся полученные слушателем оценки на экзаменах и зачетах (кроме зачетов при текущем контроле), а также результаты по курсовым работам и войсковой стажировке. Записи в зачетной книжке производятся обязательно чернилами, все исправления должны быть оговорены и заверены подписью начальника учебно-методического отдела. При переводе слушателя в другой вуз, а также при отчислении из вуза зачетная книжка аннулируется, а взамен ее выдается академическая справка. В вузе, в который переведен (восстановлен) слушатель, ему оформляется новая зачетная книжка. Оценки (отметки) по ранее сданным экзаменам и зачетам в новую зачетную книжку заносятся на основании выданной слушателю академической справки и заверяются подписью начальника учебно-методического отдела. Справка подшивается к учебной карточке слушателя. В зачетной книжке делается отметка о переводе на следующий курс, а в конце обучения - о допуске к государственной аттестации. 2.3.6. Учебная карточка слушателя (приложение 4) ведется в учебно-методическом отделе, при наличии факультета - на факультете. В нее вносятся из экзаменационных ведомостей (экзаменационных листов) все оценки, полученные слушателем на экзаменах и зачетах (кроме зачетов при текущем контроле). В учебной карточке проставляются также номера приказов о приеме слушателя в вуз, переводе с курса на курс, о допуске к государственным экзаменам, об отчислении. Исправления в карточках должны быть оговорены и заверены подписью начальника учебно-методического отдела. Карточки хранятся в вузе постоянно. 2.3.7. Сводная ведомость (приложение 5) о результатах экзаменационных сессий составляется учебно-методическим отделом, при наличии факультета - учебной частью факультета на каждую учебную группу за весь срок обучения слушателей (уничтожается после выпуска слушателей из вуза). 2.4. Организация работы учебных подразделений 2.4.1. Кафедра военно-учебного заведения подчиняется начальнику вуза, его заместителю по учебной (учебной и научной) работе. Работа кафедры осуществляется на основе годового и месячных планов. Главными задачами кафедры являются: организация и проведение учебной и методической работы по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам; участие в воспитании обучаемых; выполнение научных исследований по профилю кафедры, по вопросам подготовки офицерских кадров и обучения слушателей основам ведения научных исследований; подготовка научных и научно-педагогических кадров. На кафедрах создаются и действуют предметно-методические секции (ПМС) по курсам обучения и дисциплинам. Кафедра должна иметь документацию, отражающую содержание, организацию и ведение учебного процесса. Основные функции кафедры: разрабатывает внутривузовские документы по организации учебного процесса (учебные программы, тематические планы изучения дисциплин и т.д.), а также предложения по организации и совершенствованию учебного процесса; организует подготовку и проводит все виды учебных занятий, осуществляет их методическое обеспечение, контроль успеваемости слушателей; организует и проводит методическую работу с преподавателями и командирами учебных групп; организует и руководит научной работой слушателей; участвует в научно-исследовательской и редакционно-издательской работе вуза; проводит научные исследования по проблемам служебно-боевой деятельности ФПС России, обучения и воспитания личного состава, повышения качества и эффективности учебного процесса; обсуждает научно-исследовательские работы, учебные пособия, рефераты и дает заключение об их актуальности и практической значимости, рекомендации к их изданию и использованию в учебном процессе; готовит и проводит научно-теоретические (методические, практические) конференции и семинары; участвует в воспитании обучаемых; планирует и проводит командирскую подготовку, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры; развивает и совершенствует учебно-материальную базу; проводит работу по расширению и укреплению связей с войсками; изучает опыт работы выпускников вуза в войсках, анализирует и обобщает отзывы на них и вносит коррективы в содержание и методику обучения. 2.4.2. Предметно-методические секции (ПМС) создаются на кафедрах в целях совершенствования методики обучения и воспитания слушателей. Численность ПМС - не менее 3 человек. В ее состав включаются преподаватели, ведущие обучение слушателей по определенной дисциплине (одного курса), преподаватели смежных дисциплин и руководители кафедры, а также могут включаться командиры учебных подразделений и офицеры управления вуза. Один и тот же преподаватель (офицер) может быть членом не более двух ПМС. Предметно-методическая секция возглавляется председателем, назначаемым начальником кафедры на учебный год из числа наиболее подготовленных старших преподавателей учебной дисциплины или курса. Состав предметно-методической секции объявляется ежегодно приказом начальника вуза. 2.4.3. Функции предметно-методической секции: разрабатывает, обсуждает и реализует вопросы совершенствования методической работы с преподавателями; организует подготовку и проведение всех видов занятий на курсе (по учебной дисциплине), обеспечивает взаимосвязь с другими предметами; осуществляет методическое руководство самоподготовкой слушателей, их войсковой стажировкой и практикой, выполнением курсовых работ; разрабатывает предложения по совершенствованию учебного процесса; участвует в воспитании слушателей; развивает и совершенствует частную методику, учебно-материальную базу ПМС. Предметно-методическая секция ведет дневник. Заседания ПМС проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания ПМС заканчиваются отдачей указаний председателя, а совместное заседание двух и более ПМС - решением, которое оформляется в дневнике каждой ПМС. Протокол подписывается председателем секции и утверждается начальником кафедры. 2.5. Планирование и учет работы профессорско-преподавательского состава 2.5.1. Основными документами по планированию и учету работы профессорско-преподавательского состава вуза являются: расчет объема учебной работы военно-учебного заведения, расчет часов учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава кафедры на учебный год, приказ о закреплении преподавателей кафедры за курсами и учебными группами, индивидуальный план работы преподавателей на учебный год. 2.5.2. Расчет объема учебной работы вуза и необходимого количества преподавателей для ее выполнения ежегодно производится учебнометодическим отделом и утверждается начальником вуза. 2.5.3. На основе расчетов объема учебной (аудиторной), методической и научной работы начальник кафедры составляет расчет часов учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава и план распределения преподавателей по курсам и учебным группам на учебный год. Расчет часов учебной нагрузки устанавливается на каждый учебный год приказом начальника военно-учебного заведения и является основой для планирования индивидуальной работы профессорско-преподавательского состава на год. План распределения профессорско-преподавательского состава по курсам и учебным группам представляется в учебно-методический отдел для подготовки приказа о закреплении преподавателей за учебными группами. 2.6. Контроль учебного процесса 2.6.1. Контроль учебного процесса проводится с целью получения объективной информации для оперативного принятия мер по его совершенствованию. Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным и охватывать все направления учебного процесса, выявлять недостатки и положительные стороны, сочетаться с оказанием помощи в работе и решать главную задачу - повышение качества подготовки слушателей. Контроль учебного процесса в вузе включает: контроль учебных занятий и самостоятельной работы слушателей, всестороннюю проверку кафедр и учебных подразделений. 2.6.2. Контроль учебных занятий и самостоятельной работы в вузе организуется по указанию начальника вуза. Он осуществляется начальником вуза, его заместителем по учебной (учебной и научной работе), начальником учебно-методического отдела и его заместителями, старшими преподавателями-методистами и преподавателями-методистами учебно-методического отдела по плану контроля, разрабатываемому учебнометодическим отделом на месяц. По плану кафедр (учебных подразделений) проводится контроль учебных занятий и самостоятельной работы начальниками (заведующими) кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами, старшими тактическими руководителями, старшими преподавателями (командирами учебных подразделений). Офицеры учебно-методического отдела контролируют учебные занятия в соответствии с их специальностью по образованию и служебным положением: начальник учебно-методического отдела - от начальника кафедры и ниже; заместители начальника учебно-методического отдела - от заместителя начальника кафедры, командира учебного подразделения и ниже; заместители начальника и старшие преподаватели-методисты учебно-методического отдела - от старшего преподавателя, заместителя командира учебного подразделения и ниже; преподаватели-методисты учебно-методического отдела - преподавателей, командиров учебных групп. Контроль учебных занятий осуществляется с целью определения методического уровня проводимого занятия, степени достижения учебных задач и уровня подготовки лица, проводящего занятие. Контроль учебных занятий должен обеспечивать проверку занятий, проводимых каждым лицом профессорско-преподавательского состава и командиром учебного подразделения (учебной группы), не реже одного раза в семестре. Количество и объем контроля различных видов занятий должны соответствовать соотношению теоретического и практического обучения по учебной программе. На занятиях имеют право присутствовать лица, контролирующие занятия. Другие лица присутствуют на занятиях только с разрешения начальника вуза, его заместителя по учебной (учебной и научной) работе или самого преподавателя. 2.6.3. Цели, задачи и технология контроля учебных занятий определяются (утверждаются) вышестоящим начальником (с документальным оформлением в журнале контроля). Запись о результатах контроля учебных занятий производится, как правило, в день проверки и доводится до преподавательского состава кафедры, офицеров учебного подразделения (при многоуровневой и многоступенчатой схеме контроля в рамках единого замысла - по ее завершению). 2.6.4. Журнал контроля учебных занятий ведется: на кафедрах - на всех старших тактических руководителей, доцентов, старших преподавателей и преподавателей; в учебных подразделениях - на командиров учебных групп; в учебно-методическом отделе - на начальников (заведующих) кафедр, их заместителей и профессоров кафедр, командиров учебных подразделений и их заместителей. Журнал контроля учебных занятий хранится 2 года. 2.6.5. Контроль самоподготовки слушателей осуществляется учебнометодическим отделом, командиром учебного подразделения (по методикам, утвержденным начальником вуза). 2.6.6. В целях изучения качества учебного процесса в вузе проводится комплексная проверка кафедр и учебных подразделений комиссией, назначенной начальником вуза, в состав которой включаются опытные методисты, старшие преподаватели других кафедр, а при необходимости и других вузов. Проверка проводится в соответствии с годовым планом основных мероприятий вуза без нарушения расписания занятий. Комплексная проверка кафедр и учебных подразделений проводится на основе программы (плана), утвержденной начальником вуза. Результаты комплексных проверок обсуждаются на заседании ученого совета вуза или объявляются в приказе начальника вуза. 2.6.7. Итоги учебного процесса подводятся в подразделениях слушателей и в масштабе вуза: в учебной группе - командиром учебной группы (не реже одного раза в месяц); в учебном подразделении, на кафедре - командиром учебного подразделения, начальником (заведующим) кафедры (один раз в семестр); в масштабе военно-учебного заведения - начальником вуза (после окончания учебного года) с объявлением в приказе. 2.6.8. Индивидуальная подготовка слушателей при подведении итогов оценивается, исходя из следующего: отличниками считаются слушатели, имеющие за учебный год (семестр) не менее, чем по 75 процентам дисциплин учебного плана (в том числе по всем дисциплинам, выносимым на экзамены) оценки "отлично", а по остальным - "хорошо"; хорошо подготовленными считаются слушатели, имеющие за учебный год (семестр) по всем дисциплинам оценки не ниже "хорошо"; удовлетворительно подготовленными считаются слушатели, которые за учебный год (семестр) имеют оценки не ниже "удовлетворительно". Раздел III. ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ 3.1. Общие положения 3.1.1. Для приема государственных экзаменов в высших военно-учебных заведениях ФПС России решением директора ФПС России создаются единые по всем специальностям и формам обучения Государственные аттестационные комиссии (ГАК), действующие в течение одного года со дня их утверждения. 3.1.2. На Государственную аттестационную комиссию возлагается: проверка соответствия выпускников вуза квалификационным характеристикам; присвоение выпускникам вуза квалификации в соответствии с полученными специальностями, решение вопроса о выдаче дипломов или дипломов с отличием, присуждении золотых медалей и занесении на Доску почета за окончание военно-учебного заведения с дипломом с отличием и золотой медалью; разработка предложений по дальнейшему совершенствованию учебного процесса в военно-учебном заведении и повышению качества подготовки офицерских кадров. Государственная аттестационная комиссия руководствуется действующими законодательными и ведомственными нормативными актами ФПС России, а также уставом высшего военно-учебного заведения. 3.1.3. Государственная аттестационная комиссия организуется в составе председателя, заместителей председателя, высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля и уровня подготовки, имеющих базовое высшее образование по проверяемой специальности и опыт практической работы. Состав Государственной аттестационной комиссии и сроки проведения экзаменов определяются приказом директора ФПС России. Назначение Государственных аттестационных комиссий производится не позднее чем за один месяц до начала их работы. 3.1.4. В Государственной аттестационной комиссии организуются подкомиссии в составе не менее трех человек, возглавляемые председателями. На подкомиссию возлагается прием государственного экзамена по учебной дисциплине или группе дисциплин (комплексный государственный экзамен). Общее число подкомиссий устанавливается в зависимости от численности выпускаемых слушателей и количества государственных экзаменов. Число и персональный состав подкомиссий утверждается председателем Государственной аттестационной комиссии, при этом председателями подкомиссий назначаются члены ГАК, не принадлежащие к личному составу данного вуза. 3.1.5. Председатель Государственной аттестационной комиссии отвечает за объективность и высокую требовательность в оценке качества подготовленности слушателей, четкую организацию работы комиссии и строгое выполнение установленного порядка приема государственных экзаменов. Председатель Государственной аттестационной комиссии имеет право отстранять от сдачи государственных экзаменов курсантов и слушателей, совершивших в период проведения государственных экзаменов проступки, дискредитирующие звание военнослужащего. Вопрос об отчислении таких слушателей из вуза решается в установленном порядке. 3.1.6. До начала работы Государственных аттестационных комиссий председатели ГАК получают в ФПС России необходимые данные о вузе, особенностях выпуска слушателей текущего года, изучают отчеты ГАК предыдущего выпуска и материалы последнего аттестования (частной проверки) военно-учебного заведения. 3.1.7. Государственная аттестационная комиссия начинает свою работу в военно - учебном заведении за 3-4 дня до начала приема государственных экзаменов. В этот период она проводит следующие мероприятия: на заседании ГАК заслушивает доклад начальника военно-учебного заведения о выполнении учебного плана и учебных программ и доклады других должностных лиц с краткой характеристикой моральных и деловых качеств и успеваемости слушателей, представляет состав Государственной аттестационной комиссии офицерско-преподавательскому составу вуза и слушателям выпускного курса; изучает руководящие документы по проведению государственных экзаменов, учебные планы и учебные программы, программы комплексных государственных экзаменов, состояние и готовность учебно-материальной базы, где будут проводиться государственные экзамены, рассматривает документы по организации и ведению учебного процесса на выпускном курсе; определяет единые требования и подход к оценке теоретических знаний и практических навыков выпускников. 3.1.8. В Государственную аттестационную комиссию до начала государственных экзаменов вузом представляются следующие документы: приказ начальника военно-учебного заведения о допуске слушателей к государственным экзаменам. В приказ включаются: слушатели выпускного курса, выполнившие все требования учебного плана и учебных программ; экстерны, сдавшие экзамены и зачеты по всем предметам, не выносимым на государственные экзамены; военнослужащие, допущенные в установленном порядке к повторной сдаче государственных экзаменов; расписание государственных экзаменов, утвержденное начальником вуза и объявленное выпускникам не позднее чем за месяц до начала государственных экзаменов; экзаменационные билеты и экзаменационные материалы, составленные в полном соответствии с программой учебной дисциплины или программой комплексного Государственного экзамена; справки учебно-методического отдела вуза, а при наличии факультетов - учебной части факультетов на каждого слушателя о выполнении им учебного плана с оценками для внесения в приложение к диплому; учебные карточки на каждого слушателя. 3.1.9. Председатель Государственной аттестационной комиссии до начала государственных экзаменов; рассматривает и утверждает план работы Государственной аттестационной комиссии, персональный состав подкомиссий, экзаменационные билеты, экзаменационные материалы и материалы справочного характера, разрешенные для использования обучаемыми на государственных экзаменах; определяет порядок приема государственных экзаменов, единые требования к ответам выпускников. 3.1.10. Заместители председателя ГАК осуществляют контроль за прибытием и размещением членов комиссии, организуют изучение с ними приказов, указаний, учебных планов, учебных программ вуза, других документов, представленных учебным заведением, и готовят необходимые материалы по работе Государственной аттестационной комиссии. 3.1.11. Председатели подкомиссий: составляют план работы и утверждают его у Председателя аттестационной комиссии, знакомятся с общим уровнем подготовки членов ГАК по предмету и организуют работу с ними по изучению необходимых руководящих и нормативных документов по организации и ведению учебного процесса в вузе и проведению государственных экзаменов; изучают и анализируют представленные вузом экзаменационные материалы, при необходимости вносят поправки и в установленный срок представляют их на утверждение Председателю ГАК и докладывают ему о готовности подкомиссии и материального обеспечения к государственному экзамену по предмету. 3.2. Прием государственных экзаменов 3.2.1. Перечень государственных экзаменов определяется учебным планом. Государственный экзамен по учебной дисциплине принимается в объеме учебной программы, по которой проводилось обучение слушателей данного выпуска. Комплексный государственный экзамен принимается в объеме специальной программы, включающей основные вопросы из учебных программ профилирующих дисциплин данного вида (раздела) подготовки. Продолжительность приема теоретического экзамена подкомиссией не должна превышать 6 часов в день. Государственный экзамен с раздельной проверкой уровня теоретических знаний и качества практической подготовки может приниматься в два дня, в этом случае дополнительное время на подготовку ко второму дню приема экзамена не представляется. По результатам сдачи такого экзамена слушателю выставляется единая оценка. 3.2.2. Для подготовки к сдаче каждого государственного экзамена выделяется 5-6 дней. Количество билетов в каждом комплекте должно превышать на 20 % число слушателей в учебной группе. До сведения выпускников содержание экзаменационных билетов предварительно не доводится, повторное их использование не допускается. Для приема государственного экзамена на одного слушателя отводится до 45 минут, комплексного государственного экзамена - до одного часа. На подготовку к ответу представляется не менее 30 минут. При подготовке к ответу выпускникам разрешается пользоваться наглядными пособиями и материалами справочного характера, перечень которых утвержден Председателем Государственной аттестационной комиссии. В помещении, где проводится государственный экзамен, могут одновременно находиться не более четырех слушателей, готовящихся к ответу. На государственном экзамене, кроме членов Государственной аттестационной комиссии, имеют право присутствовать начальник вуза и его заместители. Другие лица могут присутствовать на экзамене только с разрешения председателя Государственной аттестационной комиссии и его заместителей. 3.2.3. Результаты сдачи государственных экзаменов в высшем военно-учебном заведении определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". Обсуждение результатов государственного экзамена в отношении каждого слушателя производится на закрытом заседании подкомиссии. При необходимости на обсуждение могут быть приглашены начальник кафедры и ведущий преподаватель. Решение об оценке принимается открытым голосованием, в котором принимает участие только состав данной подкомиссии, простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя подкомиссии является решающим. 3.2.4. Результаты сдачи экзамена заносятся в экзаменационную ведомость, которая утверждается председателем Государственной аттестационной комиссии в день сдачи государственного экзамена. В случаях, когда при выставлении оценки определились особые мнения у членов комиссии, председатель ГАК обязан рассмотреть спорные вопросы и принять окончательное решение. Итоги сдачи государственного экзамена объявляются слушателям в день утверждения экзаменационной ведомости председателем Государственной аттестационной комиссии. 3.2.5. Председатель Государственной аттестационной комиссии в ходе экзаменов: руководит работой комиссии, контролирует соблюдение расписания госэкзаменов и ежедневную готовность ГАК к работе; участвует в работе подкомиссий; не более чем в трехдневный срок рассматривает заявления и жалобы слушателей по вопросам приема государственных экзаменов. 3.2.6. Заместители председателя ГАК: осуществляют постоянный контроль за соблюдением подкомиссиями установленного порядка проведения экзаменов; лично принимают участие в приеме экзаменов; анализируют работу кафедр, которые ведут предметы, выносимые на государственные экзамены, и участие командования вуза в работе с профессорско-преподавательским составом; принимают участие в подведении итогов работы подкомиссий на кафедрах; готовят материалы к отчету об итогах государственных экзаменов. 3.3. Работа Государственной аттестационной комиссии по окончании государственных экзаменов 3.3.1. По окончании государственных экзаменов Государственная аттестационная комиссия принимает решение в отношении каждого выпускаемого слушателя о выдаче диплома или диплома с отличием, о присуждении золотой медали и занесении на Доску почета. Слушателям, сдавшим государственные экзамены, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, вручается диплом государственного (ведомственного) образца и нагрудный знак. Решение в отношении каждого слушателя принимается на закрытом заседании Государственной аттестационной комиссии открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя Государственной аттестационной комиссии является решающим. 3.3.2. Присуждение золотой медали, принятие решения о занесении на Доску почета и выдаче диплома с отличием производится в порядке, установленном Положением о высшем военно-учебном заведении Федеральной пограничной службы Российской Федерации. 3.3.3. Решение Государственной аттестационной комиссии по выпуску слушателей является основанием для выдачи диплома лицу, окончившему военно-учебное заведение. 3.3.4. Диплом подписывается председателем Государственной аттестационной комиссии, начальником военно-учебного заведения и секретарем комиссии. Вручение дипломов производится лично выпускнику в торжественной обстановке. 3.3.5. Допуск военнослужащих к повторной сдаче государственных экзаменов осуществляется в порядке, установленном Положением о высшем военно-учебном заведении Федеральной пограничной службы Российской Федерации. 3.3.6. В случае неявки слушателя высшего военно-учебного заведения на государственные экзамены по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства и другие), подтвержденным документально, председатель Государственной аттестационной комиссии по ходатайству начальника вуза может определить порядок и время проведения государственных экзаменов для этого слушателя, как в период работы Государственной аттестационной комиссии, так и в пределах всего срока ее полномочий. 3.3.7. Председатель Государственной аттестационной комиссии принимает слушателей по личным вопросам в дни и часы, установленные распорядком работы комиссии. Жалобы слушателей по вопросам государственных экзаменов председатель ГАК должен рассмотреть и принять по ним решения до окончания работы комиссии в вузе. 3.3.8. По окончанию приема всех государственных экзаменов на заключительном заседании Государственной аттестационной комиссии, кроме решения вопросов о присвоении квалификации и выдачи дипломов слушателям, обсуждаются и обобщаются замечания и предложения комиссий по совершенствованию учебно-методической и воспитательной работы в вузе, оценивается качество теоретической и практической подготовленности выпускников; зачитывается проект решения Государственной аттестационной комиссии. Решение подписывается председателем ГАК, его заместителями, членами и секретарем комиссии (приложение 6). 3.3.9. Уничтожение экзаменационных материалов осуществляется секретарем ГАК по акту. 3.3.10. Заключительным периодом работы ГАК является составление отчета о проведении государственных экзаменов и выпуске обучаемых (приложение 7). Отчет Государственной аттестационной комиссии составляется в двух экземплярах и представляется в десятидневный срок после окончания приема государственных экзаменов: первый экземпляр - директору ФПС России, второй - вручается начальнику военно-учебного заведения. 3.3.11. О результатах работы председатель Государственной аттестационной комиссии лично докладывает директору ФПС России или его заместителю. Раздел IV. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ 4.1. Объем работы профессорско-преподавательского состава вуза определяется исходя из норм времени, отводимого для выполнения ее основных видов (определяются настоящей Инструкцией), штатной численности подразделений, а также из трудоемкости мероприятий, проводимых в соответствии с учебными планами и программами. 4.2. Годовой бюджет рабочего (служебного) времени профессорско-преподавательского состава определяется из расчета 36-часовой рабочей недели и составляет: для преподавателей-военнослужащих - 1630 часов (при выслуге до 25 лет), 1550 часов (при выслуге более 25 лет); для преподавателей из числа гражданского персонала) - 1500 часов. Рабочий день преподавателей устанавливается в соответствии с трудовым законодательством, а также распорядком дня, утверждаемым начальником высшего военно-учебного заведения. 4.3. Планирование объемов работ для конкретного преподавателя зависит от сложности и новизны читаемого им курса, его участия в учебной, научной и методической работе, педагогического стажа и индивидуальных возможностей, а также контингента обучающихся. Основным документом, определяющим работу каждого преподавателя на учебный год, является индивидуальный план работы преподавателя, который содержит объемы учебной, научной и других основных видов работ, в том числе по повышению собственной квалификации. Индивидуальный план работы преподавателя утверждается начальником кафедры, а индивидуальный план работы начальника кафедры - начальником факультета или учебного заведения (его заместителем). 4.4. При определении норм времени на виды учебной, методической и научно-исследовательской работы вузы руководствуются примерными нормами (приложение 8). Допускается нормирование (в часах, авторских листах и т. д.) отдельных или всех видов методической, научной и других работ, выполняемых преподавателем. В учебных заведениях, ведущих разнопрофильную подготовку и повышение квалификации кадров, возможна дифференцированная оценка одного вида педагогической работы. 4.5. Общий объем годовой учебной работы в диапазоне 450-900 часов (с указанием обязательной аудиторной нагрузки) для различных категорий профессорско-преподавательского состава устанавливается приказом начальника военно-учебного заведения (для преподавателей, выполняющих помимо основных и дополнительные обязанности, объем учебной работы может быть меньше 450 часов в год). Этим же приказом определяются порядок учета всех видов работ, выполняемых профессорско - преподавательским составом, и особые условия при проведении отдельных занятий (специальное деление группы на подгруппы, выделение нескольких преподавателей для одновременной работы с группой, подгруппой и прочее). Норма годовой учебной нагрузки для начальников (заведующих) кафедр, устанавливается на 130 часов, для заместителей начальников кафедр и доцентов - на 100 часов, для профессоров - на 250 часов (при осуществлении ими руководства соискателями), а для старших преподавателей (преподавателей), занимающих должности, штатное наименование которых предусматривает совмещение преподавательской работы с обязанностями начальников кабинетов, пунктов и начальников служб (связи, химической, инженерной и других) учебных заведений - на 40 % меньше годовой учебной нагрузки, установленной для профессорско - преподавательского состава по соответствующим учебным дисциплинам. Для старших научных сотрудников норма годовой учебной нагрузки устанавливается 150 часов. Расчетные нормы годовой учебной нагрузки профессорско - преподавательского состава высших военно-учебных заведений указаны в таблице 1: Среднегодовая учебная нагрузка (таблица 1) ---------------------------------------------------------------------- | Группы учебных | Расчетные нормы годовой учебной | | дисциплин | нагрузки профессорско-преподавательского | | | состава в часах | |---------------------|----------------------------------------------| | 1 | 2 | |---------------------|----------------------------------------------| | на ФПК, ВАК, в | 450 | | адъюнктуре | | |---------------------|----------------------------------------------| | Первая | 550 | |---------------------|----------------------------------------------| | Вторая | 660 | |---------------------|----------------------------------------------| | Третья | 720 | ---------------------------------------------------------------------- Примечание: перечень групп учебных дисциплин приведен в приложении 9 Инструкции; для проведения учебных занятий по расписанию необходимо планировать не менее 25 % - для начальника кафедры и профессора, 30 % - для заместителя начальника кафедры и доцента, 35 % - для старшего преподавателя, 40 % - для преподавателя от норм времени на учебную работу. При этом данная нагрузка не должна превышать 60 % от указанных норм; объем учебной работы, указанный в таблице 1, необходимо рассматривать как максимальный по дисциплинам. При расчете объема учебной работы учебный час приравнивается к астрономическому. 4.6. Время на научную и методическую работу определяется с учетом времени, выделяемого профессорско-преподавательскому составу на учебную и иные виды работ. При этом, как правило, время на научную работу составляет до 30 % бюджета времени, отведенного на научную и методическую работу. Начальники кафедр имеют право перераспределять до 60 % бюджета времени между указанными видами работ. 4.7. Для проведения занятий в учебных заведениях могут привлекаться в установленном порядке (на условиях совместительства или почасовой оплаты) руководители и специалисты из числа военнослужащих и служащих Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других министерств и ведомств. 4.8. Штатные преподаватели вуза могут выполнять педагогическую работу на своей или на другой кафедре как с почасовой оплатой в объеме 240 часов в учебном году, так и на условиях совместительства в объеме до 0,5 ставки преподавателя, в том числе в период замещения временно отсутствующего преподавателя. Почасовая оплата за работу на той же кафедре производится после выполнения годовой учебной нагрузки, предусмотренной индивидуальным планом по основной должности. . 4.9. Примерные нормы времени для расчета объема учебной, методической, научной и других видов работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом, являются рекомендательными и могут быть дополнены в соответствии со спецификой учебного заведения ФПС России начальником учебного заведения (на основании заключения ученого совета вуза). 4.10. Изменения в штаты учебных заведений вносятся приказами директора ФПС России. Основанием для внесения в ФПС России предложений об увеличении (уменьшении) общей численности профессорско - преподавательского состава учебного заведения является увеличение (уменьшение) штатной численности слушателей учебных потоков подготовки и повышение квалификации, изменение технологии построения учебного процесса. Расчет штатной численности профессорско-преподавательского состава осуществляется в соответствии с методикой, изложенной в приложении 10. Приложение N 1 к ст. 2.3.3. Инструкции ---------------------------------------------------------------------- (наименование учебного заведения) ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ N ---- за "--" семестр 199-/9- учебного года -- учебная застава --------- факультет ---- курс Дисциплина ------------------------------------------------------ Экзаменатор ----------------------------------------------------- Дата ------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------- | N | Воинское | Фамилия. | Оценка за | Подпись | Оценка | Подпись | | п/п | звание | имя и | экзамен | экзаменатора | за зачет | принимающего | | | | отчество | | | (отм. о | зачет | | | | | | | сдаче | | | | | | | | зачета | | ----------------------------------------------------------------------------------- Начальник учебно-методического отдела --------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (звание, подпись) Итого: "отлично" ------------------------------------------------------- (прописью) "хорошо" -------------------------------------------------------- (прописью) "удовл. " ------------------------------------------------------- (прописью) "неудовл. " ----------------------------------------------------- (прописью) не аттестовано -------------------------------------------------- (прописью) Краткие выводы по экзамену (зачету) ------------------------- (подпись экзаменатора) Приложение N 2 к ст. 2.3.3. Инструкции (наименование военно-учебного заведения) ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЛИСТ N ---- Название дисциплины Экзаменатор ---------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (ученое звание, воинское звание, фамилия и инициалы) ---------------------------------------------------------------------- Воинское звание, фамилия, имя и отчество слушателя (курсанта) Учебная застава ----- курс ---- факультет --------- семестр ---------. Направление действительно в течение ----- дней. Начальник учебно-методического отдела -------------------------------- /звание, подпись/ "---" -------------- 19-- г. Оценка ------------------ Дата сдачи ---------------------------- Подпись экзаменатора --------------- Приложение N 3 к ст. 2.3.4. Инструкции ---------------------------------------------------------------------- (наименование военно-учебного заведения) АКАДЕМИЧЕСКАЯ СПРАВКА N ---- Выдана гр. (фамилия, имя, отчество) в том, что он обучался с 19- по 19--г. в (наименование военно-учебного заведения) За время обучения гр. (фамилия, имя, отчество) пройдены следующие дисциплины и сданы зачеты и экзамены. -------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Количество | Сданы | | п/п | дисциплин | часов по |--------------------| | | по учебному плану | учебному | зачеты| экзамены | | | | плану | | (указать | | | | дневного | | оценки) | | | | обучения | | | -------------------------------------------------------------- (заполняется отдельно по каждому семестру) Отчислен ------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (причина отчисления) -------------------- по приказу -------------------------------------- (N и дата приказа) Гербовая печать Начальник военно-учебного заведения ---------------------------------- (звание, подпись) Регистрационный N -------- Дата выдачи ------------------ Приложение N 4 к ст. 2.3.6. Инструкции ---------------------------------------------------------------------- (наименование учебного заведения) N ---------------- (зачетной книжки) УЧЕБНАЯ КАРТОЧКА -------------------------------------------------------------------------- | 1. Слушатель (курсант) --------- | 7. Приказом N --- от --------- 19- | | | г. допущен к защите дипломного | | (фамилия, | проекта, к сдаче государственных | | | экзаменов (лишнее зачеркнуть). | | (имя, отчество) | Начальник учебно-методического | | 2. Зачислен: в вуз приказом | отдела -------------------------- | | N --------- от -------- 19- г. | (звание, подпись) | | на курс | 8. Государственные экзамены | | по специальности*) | N п/п Наименование дисциплины Дата | | | сдачи экз. Экз. | | 3. Отчислен приказом N ---------- | оценка | | от -------- 19-г. | | | --------------------------------- | | | (причина отчисления) | | | 4. Восстановлен приказом N | 9. Дипломный проект (работу) | | от ---------------- 19-- г. | выполнил на тему: | | 5. Предоставлен дополн. отпуск| | | сроком с ----------- 19--- г. | и защитил ------------ 19- г. с | | по ------------ 19--- г. | оценкой | | приказом N --- от -------- | 10. Постановлением Государственной | | 19-- г. | аттестационной комиссии (протокол | | | N ----------- от ---------- 19- г. | | (причина) | ) присвоена квалификация | | 6. Сдано за весь срок обучения: | | | ----------- предметов, из них: | | | ----------- "отлично" | | | ----------- "хорошо" | | | ----------- "удовлетвор. " | | -------------------------------------------------------------------------- Начальник учебно-методического отдела ----------------------------------- (звание, подпись) ----------------------------- * - специальность записывается согласно ее наименования, определенной приказом для записи в диплом. При изменении специальности вносится дополнение о ее новом наименовании и с какого года она введена. ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | семестр | Наименование | Число | Оценка | Датаа | семестр | Наименование | Число часов | Оценка | Дата | |-----------------| дисциплины | часов по |--------------------| экзамена и N |----------------------| дисциплины | по плану |------------------| экзамена и N | | первый | второй | | плану | экзамен | зачет | экзаменационной | третий | четвертый | | | экзамен | зачет | экзаменационной | | | | | | | | ведомости | | | | | | | ведомости | Страницы: 1 2 |