ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0201 "ПРАВОВЕДЕНИЕ" (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 6 марта 1997 г. (Д) УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра общего и профессионального образования Российской Федерации В.М.ЖУРАКОВСКИЙ 6 марта 1997 года N 29-0201-ВР Дата ввода - 1 сентября 2001 года Действует в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 2001 г. 1. Общая характеристика специальности 0201 "Правоведение" 1.1. Специальность утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 N 4 "Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора специальностей среднего профессионального образования". 1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0201 "Правоведение": очная; очно - заочная (вечерняя); заочная; экстернат. 1.3. Квалификация - юрист. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев. 1.4. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника 1.4.1. Место специальности в области юриспруденции Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. 1.4.2. Объекты профессиональной деятельности юриста Объектами профессиональной деятельности юриста по специальности 0201 "Правоведение" являются правовые отношения граждан и организаций. 1.4.3. Виды профессиональной деятельности юриста Юрист по специальности 0201 "Правоведение" в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может осуществлять правоприменительную деятельность в организациях различных форм собственности. 2. Требования к уровню подготовки юриста по специальности 0201 "Правоведение" 2.1. Общие требования к образованности Юрист отвечает следующим требованиям: - обладает гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; - владеет основами гуманитарных и социально - экономических наук, умеет использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности; - знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей природной среде; - обладает культурой мышления, владеет государственным языком Российской Федерации - русским языком, грамотно использует профессиональную лексику, способен применять знание иностранного языка в своей профессиональной деятельности; - имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе, необходимое для решения профессиональных задач с учетом технико - технологических, социально - экономических и экологических факторов; - имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического совершенствования; - понимает сущность и социальную значимость своей профессии, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; - готов при реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений; - умеет рационально организовать свой труд, в том числе планировать работу, анализировать ее результаты, организовывать рабочее место; готов к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; - готов к взаимодействию с коллегами по работе, знаком с методами управления и организации работы коллектива; - психологически готов к изменению вида и характера профессиональной деятельности, осознает необходимость повышения квалификации, способен к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности. 2.2. Требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике 2.2.1. По общим гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам юрист должен: в области философии: - иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, обществе, цивилизации; - иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии; - иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении; - иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды; - знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе; в области экономики: - знать общие положения экономической теории; - иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно - кредитной, социальной и инвестиционной политике; - уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности; - иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом; в области социологии и политологии: - иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности; - иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества; - знать особенности процесса социализации личности в формах регуляции и саморегуляции социального поведения; - иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития; - иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом); - иметь представление о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики; в области иностранного языка: - владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; - обладать элементарными умениями общения на иностранном языке; в области физической культуры: - иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - знать основы физической культуры и здорового образа жизни; - уметь использовать физкультурно - спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре. 2.2.2. По общепрофессиональным дисциплинам юрист должен иметь представление: - об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; - о закономерностях развития и функционирования государства и права, о государственной власти и государственном аппарате; о правосознании и правовой культуре; - о правосудии и его демократических принципах; об истории развития нормативной базы правосудия и ее современном состоянии; - об истории развития российской государственности; о перспективах конституционного развития страны; - об общечеловеческой морали, о роли этики в нравственном развитии личности; - о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении и деятельности людей, формировании личности; о роли и влиянии психологических факторов на формирование профессиональных качеств; - о роли логики в формировании правового мышления; - о значении бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования; - об отечественном опыте организации делопроизводства и информационно - документационном обеспечении управления; знать: - способы получения информации при помощи персональных ЭВМ; - основные типы и формы государства, роль государства в политической системе общества; понятие и сущность права, источники (формы) права; систему права, правоотношения; реализацию права; - Конституцию РФ, государственное устройство РФ; полномочия органов государственной власти и управления; основные права, свободы, обязанности граждан РФ; избирательную систему; - систему правоохранительных органов и их компетенцию; - психологические особенности и специфику делового общения; значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, бессознательных механизмов в поведении человека; личность, ее развитие в деятельности и общении; конфликтные ситуации и возможные выходы из них; правила этикета и пользование ими в работе юриста; - логические законы, основы теории аргументации; - единые методологические основы ведения учета на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от видов деятельности и форм собственности; - основные нормативные документы, регламентирующие организацию делопроизводства и информационно - документационное обеспечение управления; основные виды организационно - распорядительных документов и правила их оформления; типовые решения по организации делопроизводства и информационно - документационного обеспечения; - основы безопасности жизнедеятельности; уметь: - пользоваться программными средствами персональных ЭВМ, предназначенными для обработки информации; - анализировать и давать правовое толкование нормам Конституции РФ, конституционных и федеральных законов; - давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; навыками культуры поведения; - пользоваться логическими законами на практике; - отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета; - оформлять организационно - распорядительные документы; осуществлять кодификацию документов и работать с кодификационными картотеками. 2.2.3. По специальным дисциплинам юрист должен иметь представление: - о месте и роли гражданского и предпринимательского права в системе права; о проблемах гражданского права и законодательства, путях его совершенствования и развития; - о стадиях гражданского процесса, их задачах и характере совершаемых процессуальных действий; об исполнении судебных постановлений; о проблемах процессуального права; - о взаимодействии органов и должностных лиц в сфере исполнительной власти; о правовых основах управления в отраслях материального производства и социально - культурной сфере; - об основных этапах развития трудового законодательства, его современном уровне и тенденциях совершенствования; - о деятельности Международной организации труда; - об основных задачах уголовного права; об истории развития уголовного законодательства; о политике государства в области уголовного права; - об истории развития уголовно - процессуального права и законодательства; о международном опыте применения уголовно - процессуального законодательства; - о принципах природопользования; - о роли государства в охране окружающей среды; о международно - правовых нормах по охране окружающей среды; - о финансовых и кредитных органах; о правилах ведения валютных операций; - об истории развития семейного права, о проблемах семейного права в нашей стране и за рубежом; - о международном опыте работы в области социальной защиты населения; о государственных и частных пенсионных фондах; - о перспективах развития законодательства в области социальной защиты; знать: - содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты, виды ответственности по гражданскому праву, содержание различных гражданско - правовых договоров; их применение в предпринимательских отношениях; - основные источники и основные понятия гражданского процессуального права; - понятие, виды административно - правовых норм; понятие государственного управления, государственной службы; состав административного правонарушения; виды административных взысканий; - основное содержание российского трудового права, особенности трудовых правоотношений, трудовые права и обязанности граждан, права и обязанности работодателей; - основные принципы и содержание российского уголовного права и уголовного процесса; - содержание российского экологического права и законодательства, виды экологических правонарушений и ответственности за них; - финансовую и бюджетную системы государства, отраслей и предприятий разных форм собственности; бюджетный процесс; налоговое право и виды налогов; - содержание семейного права и законодательство России о браке и семье, семейно - правовой метод регулирования общественных отношений; - систему социальной защиты; основные виды пенсий и пособий; основные виды медико - социального обслуживания; уметь: - использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав; - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно - правовой и политической проблематике, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; - анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско - правовых, предпринимательских и гражданско - процессуальных отношений; - анализировать состав преступления, понимать цели и значение наказания; - анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых правоотношений; знать порядок разрешения трудовых споров; - применять нормы права о режиме использования и охране земель, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха. 2.2.4. По производственной (профессиональной) практике В процессе производственной (профессиональной) практики юрист должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по профессиональной деятельности. 2.2.5. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0201 "Правоведение" юрист должен владеть умениями и иметь опыт: - работы с Конституцией Российской Федерации, законами, другими нормативными актами; использования их в своей правоприменительной деятельности; - оформления организационно - распорядительных документов; - использования компьютерных методов сбора, хранения, обработки информации в профессиональной деятельности; - анализа своих возможностей в условиях изменяющейся социальной политики государства. 3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности <*> -------------------------------- <*> Дидактические единицы представлены в документе разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины. ------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименование дисциплин и их | Всего | В т.ч. | | | основные разделы | часов | час. | | | | учебной | обязател. | | | | нагрузки | учебных | | | | | занятий | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОГСЭ.00 | Общие гуманитарные и социально - | 687 | 560 | | | экономические дисциплины | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОГСЭ.01 | Основы философии | | | | | Предмет философии, основные вехи | | | | | философской мысли; природа человека и | | | | | смысл его существования; человек и бог; | | | | | человек и космос; человек, общество, | | | | | цивилизация, культура; свобода и | | | | | ответственность личности; человеческое | | | | | познание и деятельность; наука и ее роль; | | | | | человечество перед лицом глобальных | | | | | проблем | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОГСЭ.02 | Основы экономики | | | | | Экономика и ее основные проблемы; | | | | | микроэкономика; ресурсы; механизмы | | | | | рыночного ценообразования; конкуренция; | | | | | экономические основы деятельности фирмы; | | | | | антимонопольное регулирование; доходы | | | | | населения; регулирование социально - | | | | | экономических проблем; макроэкономика; | | | | | структура экономики страны; финансы; | | | | | кредитно - денежная и налоговая системы; | | | | | инфляционные процессы; безработица; | | | | | проблемы экономического роста; микро- и | | | | | макроэкономические проблемы российской | | | | | экономики; международное разделение | | | | | труда; мировой рынок товаров, услуг и | | | | | валют; основы бизнеса | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОГСЭ.03 | Основы социологии и политологии | | | | | Социология как наука; общество как | | | | | социокультурная система; социальные и | | | | | этнонациональные отношения; социальные | | | | | процессы, социальные институты и | | | | | организации; личность: ее социальные роли | | | | | и социальное поведение; социальные | | | | | движения; социальные конфликты и способы | | | | | их разрешения; предмет политологии; | | | | | политическая власть и властные отношения; | | | | | политическая система; субъекты политики; | | | | | политическое сознание; политическая | | | | | культура; мировая политика и | | | | | международные отношения; социально - | | | | | политические процессы в России | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОГСЭ.04 | Иностранный язык | | 124 | | | Основы делового языка по специальности; | | | | | профессиональная лексика, | | | | | фразеологические обороты и термины; | | | | | техника перевода (со словарем) | | | | | профессионально ориентированных текстов; | | | | | профессиональное общение | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОГСЭ.05 | Физическая культура | | 214 | | | Роль физической культуры в подготовке | | | | | специалиста, формирование его здорового | | | | | образа жизни; социально - биологические и | | | | | психофизиологические основы физической | | | | | культуры; основы физического и | | | | | спортивного самосовершенствования; | | | | | профессионально - прикладная физическая | | | | | подготовка | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОГСЭ.06 | Дисциплины по выбору студентов, | | 76 | | | устанавливаемые учебным заведением | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 800 | 590 | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОПД.01 | Информатика | | 70 | | | Информационные системы; технические и | | | | | программные средства реализации | | | | | информационных процессов; простые | | | | | математические модели систем и процессов | | | | | в сфере профессиональной деятельности; | | | | | инфотехнология решения задач; | | | | | мультимедиа; компьютерные | | | | | телекоммуникационные сети; прикладное | | | | | программное обеспечение | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОПД.02 | Теория государства и права | | 72 | | | Понятие государства, его признаки и | | | | | функции; соотношение государства с | | | | | обществом и правом; основные теории | | | | | возникновения государства и права; типы и | | | | | формы государства; механизм (аппарат) | | | | | государства; государство в политической | | | | | системе общества; правовое государство; | | | | | понятие и сущность права; источники | | | | | права, система права; правоотношения; | | | | | правоспособность и дееспособность; | | | | | основные формы реализации права; | | | | | правосознание; общественный порядок, | | | | | законность, правопорядок; правомерное | | | | | поведение; правонарушение; юридическая | | | | | ответственность | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОПД.03 | Конституционное право | | 68 | | | Предмет, система, источники | | | | | конституционного права России; место | | | | | конституционного права в системе права; | | | | | общее представление о государстве: форма | | | | | правления, форма государственного | | | | | устройства, политический режим; | | | | | конституционный процесс в России; | | | | | конституционный статус личности в РФ; | | | | | избирательное право и избирательная | | | | | система в РФ; основы общественного строя, | | | | | глава государства, парламент, | | | | | исполнительная власть, государственные | | | | | органы; порядок принятия и изменения | | | | | конституции; понятие муниципального | | | | | права: местное самоуправление, его | | | | | система; представительные и | | | | | исполнительные органы местного | | | | | самоуправления, порядок их формирования; | | | | | полномочия местного самоуправления, | | | | | организационные формы их осуществления | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОПД.04 | Правоохранительные органы | | 72 | | | Основные понятия, предмет и система | | | | | дисциплины; законодательство и иные | | | | | правовые акты о правоохранительных | | | | | органах; судебная власть и система | | | | | органов, осуществляющих ее; правосудие, | | | | | конституционные принципы его организации | | | | | и осуществления; судебная система и | | | | | судебная инстанция; суды общей | | | | | юрисдикции; арбитражные суды; | | | | | Конституционный Суд РФ; правовой статус | | | | | судей РФ; органы внутренних дел РФ; | | | | | органы обеспечения безопасности в РФ; | | | | | органы налоговой службы и налоговой | | | | | полиции; таможенные органы РФ; органы | | | | | юстиции РФ, органы предварительного | | | | | расследования; прокуратура в РФ; | | | | | нотариат; адвокатура; негосударственные | | | | | организации обеспечения правоохраны | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОПД.05 | Этика и психология профессиональной | | 72 | | | деятельности | | | | | Общие понятия о психических явлениях: | | | | | психические процессы, состояния и | | | | | свойства; деловое общение как социально - | | | | | психологический феномен; психологические | | | | | особенности и специфика делового общения; | | | | | способы психологического воздействия в | | | | | деловом общении; коллектив; уровни | | | | | подчиненности, служебная субординация; | | | | | основы психологического климата в | | | | | коллективе; конфликт: природа конфликта; | | | | | способы и методы разрешения конфликтных | | | | | ситуаций; взаимодействия в коллективе с | | | | | руководителем, с подчиненными, с | | | | | коллегами; совместимость, виды | | | | | совместимости; профессиональная этика | | | | | юриста: основные понятия и принципы; | | | | | личностно - нравственные качества юриста; | | | | | моральные нормы и принципы в работе | | | | | юриста; этика взаимоотношений с клиентом; | | | | | долг и ответственность; этика партнерских | | | | | взаимоотношений специалистов в сфере | | | | | юриспруденции; этикет юриста | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОПД.06 | Логика | | 54 | | | Предмет и значение логики; понятие, виды | | | | | понятий, логические операции с понятиями | | | | | в юридической практике; правила | | | | | определений и логические ошибки; основные | | | | | логические законы и их применение в | | | | | юриспруденции; дедуктивные и индуктивные | | | | | умозаключения; логические основы | | | | | аргументации | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОПД.07 | Основы бухгалтерского учета | | 70 | | | Предмет и метод бухгалтерского учета; | | | | | бухгалтерский баланс; техника, формы и | | | | | организация бухгалтерского учета; учет | | | | | денежных средств; учет труда и заработной | | | | | платы; учет основных средств; учет | | | | | нематериальных активов, финансовых | | | | | инвестиций и ценных бумаг | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОПД.08 | Делопроизводство | | 72 | | | Документ, его свойства, способы | | | | | документирования; информация и документ; | | | | | носители информации; системы | | | | | документации; формуляр - образец, | | | | | реквизиты, их оформление, бланки | | | | | документов; правила оформления основных | | | | | видов организационно - распорядительных | | | | | документов, копий документов; понятие о | | | | | делопроизводстве и информационно - | | | | | документационном обеспечении управления; | | | | | служба документационного обеспечения | | | | | (СДОУ), ее структура, функции, | | | | | должностной состав; организация | | | | | документооборота; кодификация документов, | | | | | техника ее проведения; кодификационные | | | | | картотеки | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ОПД.09 | Безопасность жизнедеятельности | | 40 | | | Современное состояние и негативные | | | | | факторы среды обитания; принципы | | | | | обеспечения взаимодействия человека со | | | | | средой обитания; рациональные условия | | | | | деятельности; последствия воздействия на | | | | | человека травмирующих, вредных и | | | | | поражающих факторов, принципы их | | | | | идентификации; средства и методы | | | | | повышения безопасности технических | | | | | средств и технологических процессов; | | | | | устойчивость функционирования объектов | | | | | экономики и технических систем в | | | | | чрезвычайных ситуациях; ликвидация | | | | | последствий аварий, катастроф и стихийных | | | | | бедствий; правовые, нормативно - | | | | | технические и организационные основы | | | | | безопасности жизнедеятельности | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.00 | Специальные дисциплины | 1200 | 940 | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.01 | Гражданское право | | 176 | | | Понятие гражданского права; отношения, | | | | | регулируемые гражданским правом: | | | | | имущественные и личные неимущественные | | | | | отношения; предпринимательские отношения; | | | | | предмет, метод, система, источники | | | | | гражданского права; понятие, элементы, | | | | | виды гражданских правоотношений; | | | | | юридические факты, их классификация; | | | | | субъекты гражданского права; | | | | | правоспособность граждан, ее содержание, | | | | | возникновение и прекращение; понятие и | | | | | признаки юридического лица, классификация | | | | | юридических лиц, возникновение и | | | | | прекращение юридических лиц; коммерческие | | | | | и некоммерческие организации; | | | | | организационно - правовые формы | | | | | коммерческих организаций: хозяйственные | | | | | общества, хозяйственные товарищества, | | | | | производственные кооперативы, | | | | | государственные и муниципальные унитарные | | | | | предприятия; значение и порядок | | | | | государственной регистрации; сделки: | | | | | понятие, виды, формы, условия | | | | | действительности, последствия | | | | | недействительности; представительство, | | | | | его виды, доверенность; исковая давность | | | | | и другие сроки в гражданском праве; право | | | | | собственности и иные вещные права; формы | | | | | собственности в РФ: частная собственность | | | | | граждан и юридических лиц; | | | | | государственная и муниципальная | | | | | собственность; объекты права | | | | | собственности: вещи, деньги, ценные | | | | | бумаги (акция, облигация, чек, вексель, | | | | | коносамент, сберегательный сертификат и | | | | | др.); защита права собственности; | | | | | обязательства; гражданско - правовой | | | | | договор, значение договора в условиях | | | | | рыночной экономики и в | | | | | предпринимательской деятельности; | | | | | понятие, виды, условия гражданско - | | | | | правовой ответственности; способы | | | | | обеспечения исполнения обязательств: | | | | | неустойка, залог, удержание, | | | | | поручительство, банковская гарантия, | | | | | задаток; прекращение обязательств; виды | | | | | договоров: купля - продажа, аренда, | | | | | подряд и др.; правовое регулирование | | | | | жилищных отношений; наследственное право: | | | | | основные понятия; принятие наследства, | | | | | наследование по закону и по завещанию; | | | | | методы регулирования гражданско - | | | | | правовых отношений с иностранными | | | | | гражданами и юридическими лицами; | | | | | субъекты международного частного права; | | | | | вопросы собственности в международных | | | | | отношениях | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.02 | Предпринимательское право | | 54 | | | Понятие предпринимательского права; | | | | | законодательство РФ о | | | | | предпринимательстве; правовой статус | | | | | предпринимателя; организационно - | | | | | правовые формы предпринимательской | | | | | деятельности; ответственность | | | | | предпринимателя; государственный контроль | | | | | за осуществлением предпринимательской | | | | | деятельности; основные виды договоров в | | | | | сфере предпринимательской деятельности: | | | | | оптовая купля - продажа, поставка, | | | | | контрактация, аренда предприятий, лизинг, | | | | | строительный подряд, договор на | | | | | проведение НИОКР и др. | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.03 | Гражданский процесс | | 70 | | | Понятие гражданского процесса и | | | | | гражданского процессуального права; | | | | | принципы гражданского процессуального | | | | | права; лица, участвующие в деле; | | | | | подведомственность и подсудность; | | | | | процессуальные сроки; судебные расходы, | | | | | иск, доказательства, судебное | | | | | разбирательство; понятие и виды | | | | | постановлений суда первой инстанции; | | | | | судебная защита прав предпринимателей | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.04 | Административное право | | 51 | | | Понятие административного права; предмет, | | | | | метод, система, источники | | | | | административного права; административно | | | | | - правовые нормы и отношения; субъекты | | | | | административного права; административно | | | | | - правовые формы и методы управления; | | | | | административное правонарушение и | | | | | административная ответственность; | | | | | правовые основы управления в отраслях | | | | | материального производства и социально - | | | | | культурной сфере | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.05 | Трудовое право | | 136 | | | Трудовое право: понятие, предмет, метод; | | | | | принципы трудового права; единство и | | | | | дифференциация трудового права; источники | | | | | трудового права; система трудового права; | | | | | трудовые коллективы как субъекты | | | | | трудового права; права и роль профсоюзов; | | | | | коллективные договоры и соглашения; | | | | | трудовой договор, виды трудовых | | | | | договоров; трудоустройство граждан; | | | | | рабочее время и время отдыха; заработная | | | | | плата; трудовая дисциплина; материальная | | | | | ответственность сторон трудового | | | | | правоотношения; трудовые споры и порядок | | | | | их разрешения | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.06 | Уголовное право | | 153 | | | Уголовное право как отрасль права; | | | | | уголовный закон - основной источник | | | | | уголовного права; уголовная | | | | | ответственность: понятие, признаки, | | | | | основания; понятие и признаки | | | | | преступления; классификация, категории | | | | | преступлений; состав преступления; объект | | | | | преступления; объективная сторона | | | | | преступления; субъект преступления; | | | | | субъективная сторона преступления; | | | | | обстоятельства, исключающие преступность | | | | | деяния; стадии совершения умышленного | | | | | преступления; соучастие в преступлении; | | | | | уголовные наказания; освобождение от | | | | | уголовной ответственности и наказания; | | | | | амнистия и помилование; судимость; | | | | | особенности уголовной ответственности | | | | | несовершеннолетних; принудительные меры | | | | | медицинского характера; квалификация | | | | | преступления; преступления против | | | | | личности; преступления в сфере экономики; | | | | | преступления против общественного порядка | | | | | и общественной безопасности | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.07 | Уголовный процесс | | 70 | | | Уголовный процесс и уголовно - | | | | | процессуальная деятельность; стадии | | | | | уголовного процесса; уголовно - | | | | | процессуальное право как отрасль права; | | | | | источники уголовно - процессуального | | | | | права, действие уголовно - | | | | | процессуального закона в пространстве, во | | | | | времени и по кругу лиц; принципы | | | | | уголовного процесса; субъекты уголовного | | | | | процесса; обстоятельства, исключающие | | | | | участие в деле отдельных категорий | | | | | субъектов; отводы; доказательственное | | | | | право; меры уголовно - процессуального | | | | | принуждения; меры пресечения; возбуждение | | | | | уголовного дела; предварительное | | | | | расследование; дознание и следствие; | | | | | подготовка дела к рассмотрению в суде 1 | | | | | инстанции подсудность; рассмотрение | | | | | уголовного дела в суде 1 инстанции; | | | | | особенности рассмотрения дела с участием | | | | | присяжных заседателей; пересмотр актов | | | | | суда в кассационном порядке, в порядке | | | | | надзора и по вновь открывшимся | | | | | обстоятельствам | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.08 | Экологическое право | | 68 | | | Экологические основы природопользования: | | | | | современное состояние окружающей среды | | | | | России; глобальные проблемы экологии; | | | | | принципы рационального природопользования | | | | | и охраны окружающей среды; понятие | | | | | мониторинга окружающей среды; источники | | | | | загрязнения и основные группы | | | | | загрязняющих веществ в природных средах, | | | | | государственные и общественные | | | | | мероприятия по охране окружающей среды; | | | | | понятие, источники экологического права; | | | | | окружающая среда как объект правовой | | | | | охраны; право природопользования, | | | | | правовой механизм его реализации; | | | | | организационно - правовые формы | | | | | экологического контроля; ответственность | | | | | по экологическому праву; международно - | | | | | правовая охрана окружающей среды | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.09 | Финансовое право | | 68 | | | Предмет и понятие финансового права; | | | | | система и источники финансового права; | | | | | понятие финансово - правовых норм; | | | | | финансовые правоотношения; субъекты | | | | | финансового права; правовые основы и | | | | | принципы финансовой деятельности | | | | | государства и органов местного | | | | | самоуправления; финансовый контроль; | | | | | бюджетное право; бюджетный процесс; | | | | | налоговое право; виды налогов; правовые | | | | | основы государственного кредита; | | | | | банковское право; правовые основы | | | | | валютного регулирования и валютного | | | | | контроля; ответственность за нарушение | | | | | налогового законодательства; финансовая | | | | | ответственность | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.10 | Семейное право | | 34 | | | Семейное право в системе права РФ; | | | | | предмет, метод, система, источники | | | | | семейного права; семейные правоотношения; | | | | | субъекты семейного права; юридические | | | | | факты; основания возникновения и | | | | | прекращения брачного правоотношения; | | | | | личные и имущественные правоотношения | | | | | между супругами и детьми; личные и | | | | | имущественные правоотношения между | | | | | другими членами семьи; формы принятия | | | | | детей на воспитание в условиях семьи; | | | | | опека и попечительство; акты гражданского | | | | | состояния | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | СД.11 | Право социальной защиты | | 60 | | | Понятие, система социальной защиты и | | | | | структура государственных органов; | | | | | предмет, метод, система, источники права | | | | | социальной защиты; основные виды | | | | | социальной защиты: пенсии, пособия, | | | | | компенсационные выплаты; государственные | | | | | и негосударственные пенсионные фонды; | | | | | медико - социальное обслуживание; реформы | | | | | в области социальной политики | | | | | государства; международный опыт | | | | | социальной защиты | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ДВ.00 | Дисциплины по выбору студентов, | 213 | 142 | | | устанавливаемые учебным заведением | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | Ф.00 | Факультативные дисциплины | 248 | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ТО.00 | Всего часов теоретического обучения | 3348 | 2232 | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ПП.00 | Производственная (профессиональная) | 12 нед. | | | | практика | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | ИГА.00 | Итоговая государственная аттестация | 2 нед. | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | | 1 вариант: итоговый экзамен по | 2 нед. | | | | отдельной дисциплине | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | | 2 вариант: итоговый междисциплинарный | 2 нед. | | | | экзамен по специальности | | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | РВ.00 | Резерв времени учебного заведения | 144 час. | | |----------|-------------------------------------------|----------|-----------| | К.00 | Консультации (на каждую учебную | | | | | группу на весь период обучения) | 200 час. | | ------------------------------------------------------------------------------- Государственные требования составлены на основе следующих данных: ------------------------------------------------------------------------------- | | Теоретическое обучение (при обязательной | 62 нед. | | | | максимальной учебной нагрузке 36 часов в | | | | | неделю) | | | |---------|--------------------------------------------|----------|-----------| | | Время промежуточной аттестации | 4 нед. | | |---------|--------------------------------------------|----------|-----------| | | Производственная (профессиональная) | 12 нед. | | | | практика | | | |---------|--------------------------------------------|----------|-----------| | | Итоговая государственная аттестация | 2 нед. | | |---------|--------------------------------------------|----------|-----------| | | Резерв времени учебного заведения | 4 нед. | | |---------|--------------------------------------------|----------|-----------| | | Каникулярное время | 12 нед. | | |---------|--------------------------------------------|----------|-----------| | | ИТОГО: срок реализации основной | 96 нед. | | | | профессиональной программы базового | | | | | уровня при очной форме обучения для | | | | | лиц, обучающихся на базе среднего | | | | | (полного) общего образования | | | ------------------------------------------------------------------------------- Примечания. 1. При освоении основной профессиональной образовательной программы: - максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы; - при очной форме обучения нагрузка студента обязательными учебными занятиями не должна превышать 36 часов в неделю, при этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам и консультации. 2. При разработке основной профессиональной программы образовательное учреждение имеет право: 2.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, для циклов дисциплин в целом и для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 5% без превышения максимального недельного объема нагрузки студентов и при сохранении минимального содержания, указанных в настоящем документе. 2.2. Определять объемы часов обязательных учебных занятий по конкретным дисциплинам общегуманитарного и социально - экономического цикла, но не менее 32 часов на дисциплину. 2.3. Вводить дисциплины по выбору, направленные на реализацию личностных потребностей и профессиональных интересов, в объеме, регламентированном стандартом. Выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения. 2.4. Определять форму и сроки промежуточной аттестации, суммарный объем времени которой должен составлять не менее 4 недель на весь период обучения. В учебном году не должно проводиться более 8 экзаменов. 2.5. Использовать резерв времени учебного заведения на реализацию национально - регионального компонента, специализацию, производственную (профессиональную) практику. За счет этого времени (но не более 30% от установленного государственными требованиями) также может быть увеличен объем учебного времени дисциплин, заданных требованиями, и объем времени на промежуточную аттестацию. 2.6. Устанавливать общий объем учебной нагрузки (аудиторной и внеаудиторной) по каждой дисциплине с учетом ее специфики. 2.7. Учитывать национально - региональные особенности в подготовке специалистов как путем отражения их в рабочих программах дисциплин, заданных государственными требованиями, так и устанавливаемых самостоятельно. 2.8. Производить деление групп на подгруппы численностью не менее 8 человек при проведении практических и семинарских занятий, занятий по физической культуре и т.п. 2.9. Определять соотношение и объемы этапов производственной (профессиональной) практики. 2.10. Выбирать вид итоговой государственной аттестации выпускников и объем времени на аттестацию (но не менее 2 недель). 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом образовательного учреждения (не более 4 часов в неделю) и не являются обязательными для изучения студентами. 4. Консультации для студентов предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год. Московский комитет образования ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ N 0201 "ПРАВОВЕДЕНИЕ" Форма обучения - очная Нормативный срок обучения - 1 год 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования ---------------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Элементы учебного | Время в | Максим. | Время по видам | Рекомендуемый | | | процесса, учебные | неделях | учебная | учебной работы, | курс изучения | | | дисциплины | | нагрузка | час. | | | | | | студентов |------------------| | | | | | в часах | всего | лаб. | | | | | | | | раб., | | | | | | | | практ. | | | | | | | | занятия | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ТО.00 | Теоретическое | 62 | 3348 | 2232 | 680 | 2,3 | | | обучение | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОГСЭ.00 | Общие гуманитарные и | | 687 | 560 | 344 | | | | социально - | | | | | | | | экономические | | | | | | | | дисциплины | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОГСЭ.01 | Основы философии | | | 96 | | 2,3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОГСЭ.02 | Основы экономики | | | | 6 | 2 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОГСЭ.03 | Основы социологии и | | | 32 | | 2 | | | политологии | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОГСЭ.04 | Иностранный язык | | | 124 | 124 | 2,3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОГСЭ.05 | Физическая культура | | | 232 | 214 | 2,3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ДВ.00 | Дисциплины по выбору | | | 76 | | 2,3 | | | студентов, | | | | | | | | устанавливаемые | | | | | | | | учебным заведение | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОПД.00 | Общепрофессиональные | | 800 | 590 | 164 | | | | дисциплины | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОПД.01 | Информатика | | | 70 | 50 | 2,3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОПД.02 | Теория государства и | | | 72 | | 2 | | | права | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОПД.03 | Конституционное право | | | 68 | 4 | 2 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОПД.04 | Правоохранительные | | | 72 | 6 | 2 | | | органы | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОПД.05 | Этика и психология | | | 72 | 22 | 2 | | | профессиональной | | | | | | | | деятельности | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОПД.06 | Логика | | | 54 | 16 | 2 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОПД.07 | Основы бухгалтерского | | | 70 | 28 | 2 | | | учета | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОПД.08 | Делопроизводство | | | 72 | 22 | 2 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ОПД.09 | Безопасность | | | 40 | 16 | 3 | | | жизнедеятельности | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.00 | Специальные | | 1200 | 940 | 172 | | | | дисциплины | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.01 | Гражданское право | | | 176 | 36 | 2,3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.02 | Предпринимательское | | | 54 | 6 | 3 | | | право | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.03 | Гражданский процесс | | | 70 | 16 | 3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.04 | Административное | | | 51 | 6 | 2 | | | право | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.05 | Трудовое право | | | 136 | 28 | 2,3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.06 | Уголовное право | | | 153 | 30 | 2,3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.07 | Уголовный процесс | | | 70 | 16 | 3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.08 | Экологическое право | | | 68 | 6 | 2 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.09 | Финансовое право | | | 68 | 18 | 3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.10 | Семейное право | | | 34 | 4 | 3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | СД.11 | Право социальной | | | 60 | 6 | 3 | | | защиты | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ДВ.00 | Дисциплины по выбору | | 213 | 142 | | 2,3 | | | студентов, | | | | | | | | устанавливаемые | | | | | | | | учебным заведением | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ВПА.00 | Время промежуточной | 4 | | | | | | | аттестации | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ПП.00 | Производственная | 12 | | | | | | | (профессиональная) | | | | | | | | практика | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ПП.01 | Практика для | 3 | | | | | | | получения первичных | | | | | | | | профессиональных | | | | | | | | навыков | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ПП.02 | Практика по профилю | 9 | | | | | | | специальности | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ИГА.00 | Итоговая | 2 | | | | | | | государственная | | | | | | | | аттестация | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | | 1 вариант | | | | | | | | Итоговый экзамен по | 2 | | | | | | | отдельной дисциплине | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | | 2 вариант | | | | | | | | Итоговый | 2 | | | | | | | междисциплинарный | | | | | | | | экзамен по | | | | | | | | специальности | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | РВ.00 | Резерв времени | 4 | | | | | | | учебного заведения | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | ВК.00 | Время каникулярное | 12 | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | | | 10 | | | | 2 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | | | 2 | | | | 3 | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | К.00 | Консультации (на | | | | | 2,3 | | | каждую учебную группу | | | | | | | | на весь период | | | | | | | | обучения) - 200 ч | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | Ф.00 | Факультативные | | | | | 2,3 | | | дисциплины - | | | | | | | | 248 ч | | | | | | |----------|-----------------------|---------|------------|-------|----------|---------------| | | ИТОГО: | 96 | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------- Пояснения к примерному учебному плану 1. Примерный учебный план предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 "Правоведение" и является основой для разработки учебного плана образовательным учреждением среднего профессионального образования. 2. Указанное в примерном учебном плане время на теоретическое и практическое обучение является минимальным и может быть увеличено за счет резерва времени учебного заведения. 3. Объем обязательных (аудиторных) учебных занятий студентов (графа 5) в период теоретического обучения не должен превышать 36 часов в неделю. Максимальная нагрузка студента в период теоретического обучения (графа 4) не должна превышать 54 часа в неделю и включает все виды учебной работы студента в образовательном учреждении и вне его: обязательные, факультативные занятия, консультации, выполнение домашних заданий, самостоятельную работу и т.п. 4. При реализации "Государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений по общим гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам": - суммарное количество часов (96 ч), отведенное в примерном учебном плане на дисциплины "Основы философии" и "Основы экономики", распределяет образовательное учреждение, но не менее 32 часов на дисциплину; - объем часов на физическую культуру (4 - 6 часов в неделю) необходимо реализовать как за счет указанных в примерном учебном плане аудиторных часов, так и за счет различных форм внеучебных занятий в спортивных клубах, секциях и т.д.; - дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением (ОГСЭ.06), суммарное время которых должно составлять 76 часов, могут быть представлены следующими дисциплинами: основами эстетики, культурологии, педагогики, религиоведения, риторики, русским языком, географией и др. 5. Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые учебным заведением (ДВ.00), направлены на удовлетворение личностных наклонностей обучающегося в сфере профессиональных интересов и позволяют студенту определиться в выборе конкретного объекта или вида профессиональной деятельности. Образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять количество часов на дисциплину, но не менее 32 ч. Выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения. 6. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает состав итоговой государственной аттестации из рекомендованных примерным учебным планом. При выборе первого варианта рекомендуется проведение итоговых экзаменов по следующим дисциплинам: - "Гражданское право"; - "Уголовное право". В соответствии с выбранным им вариантом образовательное учреждение может скорректировать поэтапное распределение времени в разделе ПП.00 плана при обязательной реализации государственных требований по специальности в части практической подготовки и при сохранении суммарного времени 12 недель. 7. Указанное в примерном учебном плане время на промежуточную аттестацию студентов является минимальным и может быть увеличено за счет резерва времени учебного заведения. 8. Время и формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные и т.д.) определяются образовательным учреждением. 9. Образовательное учреждение может вносить изменения в примерный перечень кабинетов и лабораторий. Примерный перечень кабинетов, лабораторий и др. Кабинеты 1. Социально - экономических дисциплин 2. Иностранного языка 3. Теории государства и права 4. Конституционного права 5. Правоохранительных органов 6. Этики и психологии профессиональной деятельности 7. Логики 8. Основ бухгалтерского учета 9. Гражданского права 10. Предпринимательского права 11. Гражданского процесса 12. Административного права 13. Трудового права 14. Уголовного права 15. Уголовного процесса 16. Экологического права 17. Семейного права 18. Права социальной защиты 19. Делопроизводства 20. Методический Лаборатории 1. Информатики 2. Технических средств обучения Спортивный комплекс 1. Спортивный зал 2. Лыжная база 3. Бассейн 4. Открытый стадион широкого профиля |