ОБ АКТИВИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕН. Указание. Генеральная прокуратура РФ. 17.02.97 6/14

               ОБ АКТИВИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
            ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ
           ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
        И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
                ЖИЛЬЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ
                 С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

                               УКАЗАНИЕ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          17 февраля 1997 г.
                                N 6/14

                                (НЦПИ)


     Обсуждение на    заседании   коллегии   Генеральной   прокуратуры
Российской Федерации состояния прокурорского  надзора  за  исполнением
органами   власти,   местного  самоуправления  и  военного  управления
законодательства об обеспечении жильем военнослужащих,  лиц, уволенных
с  военной  службы,  и  членов  их  семей  показало,  что  положение с
реализацией  жилищных  прав  указанных  категорий  граждан  близко   к
катастрофическому.
     Только по Министерству обороны  в  настоящее  время  нуждается  в
жилье  163,6 тыс.  семей военнослужащих.  Во внутренних войсках МВД РФ
без жилья каждая  четвертая  семья.  Аналогичное  положение  в  других
воинских формированиях Российской Федерации.
     За последние пять лет более чем в четыре раза (с  27,8  до  132,5
тыс.)  возросло  количество  семей бывших военнослужащих,  уволенных в
запас или отставку, и также не обеспеченных жильем. Еще более обострит
обстановку предстоящее значительное сокращение Вооруженных Сил.
     Как показали  проверки,  при  явно  недостаточном  финансировании
жилищного   строительства,   которое   не   позволяет  в  полной  мере
реализовать законные  права  военнослужащих  и  граждан,  уволенных  с
военной  службы,  на  получение,  строительство  и приобретение жилья,
имеют  место  многочисленные  случаи  нецелевого   и   нерационального
использования бюджетных денежных средств, выделяемых на эти цели.
     Нередко администрация  регионов  и  органы  военного   управления
расходуют  их  на  собственные  нужды,  далекие  от  решения  жилищных
проблем,  кредитуют   ими   коммерческие   структуры,   привлекают   к
строительству    и   приобретению   жилья   различные   посреднические
организации,  что ведет к удорожанию жилых помещений, многомиллиардным
потерям.
     Выявлены многочисленные нарушения при распределении жилья,  факты
его  разбазаривания  и  присвоения.  Нередко за счет нуждающихся жилые
помещения  без   каких-либо   оснований   предоставляются   чиновникам
различного ранга.
     Несмотря на  столь  критическое  положение,  чреватое  социальным
взрывом  в  воинских  коллективах,  многие  прокуроры  не осознали его
опасности,  не приняли всех необходимых мер по  обеспечению  и  защите
жилищных прав военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.
     В работе в этом направлении нет  должной  системы,  зачастую  она
проводится фрагментарно, без учета реального положения дел.
     Прокурорское реагирование неадекватно сложившейся  ситуации,  нет
жесткого  спроса  с  должностных лиц,  использующих денежные средства,
предназначенные  для  жилищного  строительства,  не   по   назначению,
допускающих их нерациональное использование и разбазаривание жилья.
     В отношении   должностных   лиц,   незаконно    получивших    или
предоставивших  другим  гражданам жилье,  допускается нерешительность,
мало возбуждается в отношении них уголовных  дел,  редко  используется
предоставленное  прокурорам  право  на  обращение в суды для признания
незаконными  фактов  выделения  жилой  площади,  не  реализуются  иные
полномочия  по  своевременному  и  эффективному  устранению  нарушений
закона.
     Отсутствует должное  взаимодействие  территориальных,  военных  и
иных  специализированных  прокуроров  в  решении  проблем  обеспечения
жильем уволенных в запас или отставку военнослужащих.
     Низка роль   прокуратур   в   совершенствовании   и    разработке
нормативной  базы  по  строительству  и  распределению жилья,  которая
отстала от требований времени, новых экономических отношений.
     Недостаточна организующая  и  направляющая  роль,  в  том числе в
вопросах координации деятельности, военных прокуратур окружного звена,
прокуратур  субъектов Российской Федерации,  структурных подразделений
Главной  военной  прокуратуры  и  Генеральной  прокуратуры  Российской
Федерации.
     Предлагаю:
     1. Прокурорам субъектов Российской Федерации,  приравненным к ним
военным   и   другим   специализированным    прокурорам    осуществить
дополнительные,   скорректированные  меры,  направленные  на  усиление
прокурорского надзора за исполнением законодательства  об  обеспечении
жильем военнослужащих,  лиц,  уволенных с военной службы,  и членов их
семей.
     В этих целях:
     - активизировать  надзорную  работу  в   указанном   направлении,
обращая особое внимание на целевое расходование выделенных на жилищное
строительство денежных средств,  на  соблюдение  законодательства  при
распределении жилья;
     - своевременно выявлять и опротестовывать незаконные  нормативные
акты   органов   государственной  власти,  местного  самоуправления  и
военного управления,  ущемляющие законные права на обеспечение  жильем
военнослужащих,  в  том числе уволенных в запас и отставку.  Проверить
принятые органами власти субъектов Российской Федерации правовые  акты
по этим вопросам, при наличии оснований принять меры к приведению их в
соответствие с Законом;
     - шире  использовать все предоставленные прокурорам полномочия по
защите жилищных прав указанной категории граждан,  острее  реагировать
на  факты  произвола  и  другие  нарушения  при  распределении  жилья,
принимать меры к привлечению виновных лиц к законной ответственности.
     2. В  I  квартале  1997  г.  обсудить  на  совместных  совещаниях
прокуроров  субъектов   Российской   Федерации,   военных   прокуроров
окружного  звена  с привлечением прокуроров войсковых частей,  а также
представителей местной администрации сложившееся в регионах  положение
дел с обеспечением жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы,  и  членов  их  семей,  выработать  пути   повышения   влияния
прокурорского надзора в деле защиты жилищных прав этих лиц.
     3. Организовать в первом полугодии 1997 г.  в финансовых  органах
субъектов  Российской  Федерации,  военного управления окружного звена
проведение  проверок  законности   использования   денежных   средств,
выделенных  на  строительство и приобретение жилья для военнослужащих,
лиц,  уволенных с военной службы,  и членов их  семей.  В  последующем
обеспечить систематическое, не реже двух раз в год, получение сведений
по этим вопросам,  при наличии оснований проводить по ним  проверки  и
осуществлять прокурорское реагирование.
     4. Повысить требовательность за состояние работы  по  надзору  за
исполнением органами государственной власти, местного самоуправления и
военного   управления   законодательства   об    обеспечении    жильем
военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
     С привлечением соответствующих  военных  прокуроров  организовать
проведение   в   территориальных   прокуратурах  занятий  по  изучению
законодательства о правовом статусе военнослужащих, включая вопросы их
жилищных прав,  методики проведения данного вида проверок, разработать
на местах планы совместных действий  по  рассматриваемому  направлению
надзора.
     Активнее использовать  для  предупреждения  нарушений   жилищного
законодательства средства массовой информации.
     Указание направить  прокурорам  субъектов  Российской  Федерации,
приравненным к ним военным и специализированным прокурорам.
     Контроль за  выполнением   настоящего   указания   возложить   на
заместителя  Генерального  прокурора  Российской  Федерации - Главного
военного прокурора Паничева В.Н.

Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный государственный
советник юстиции
                                                         Ю.И. Скуратов
17 февраля 1997 г.
N 6/14