Страницы: 1 2 00А О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУКЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 31 марта 1997 г. N 59 (Д) Утверждена приказом Банка России от 31 марта 1997 г. N 02-139 В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", формирования системного подхода к применению мер воздействия и на этой основе повышения эффективности банковского надзора, Банк России устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России: - предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; - нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; - требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Меры воздействия к кредитным организациям применяются Банком России (территориальными учреждениями Банка России) (Сноска 1) в случаях и в порядке, определенном действующим банковским законодательством и настоящей инструкцией. 2. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее применения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и Банком России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных действующим банковским законодательством и настоящей инструкцией, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи. 3. Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: - предупредительные; - принудительные. Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. -------------------- Сноска 1. Банк России и территориальные учреждения Банка России именуются в тексте "надзорные органы". 4. Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено настоящей инструкцией, производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений настоящей инструкции, других нормативных актов Банка России с учетом: - характера допущенных кредитной организацией нарушений; - причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; - общего финансового состояния кредитной организации. Общее финансовое состояние кредитной организации определяется на основании данных отчетности (бухгалтерской, финансовой, статистической), материалов проверок и аудиторских заключений, выполнения требований, установленных другими нормативными актами Банка России. Финансовое состояние кредитной организации устанавливается с учетом требований письма Банка России от 2.04.96 N 265 "О рекомендациях по определению критериев степени проблемности банков"; - положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг. II. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ 5. Предупредительные меры воздействия применяются, в основном, в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и участников (акционеров) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее участников (акционеров) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее участниками (акционерами), соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации. 6. Целесообразность применения предупредительных мер воздействия к кредитной организации определяется надзорным органом самостоятельно. В основе принимаемого решения должно лежать требование наиболее эффективного решения надзорными органами задачи, определенной п. 2 настоящей инструкции. 7. Предупредительные меры воздействия могут применяться, главным образом, на ранних стадиях возникновения недостатков. В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться: - при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России экономические нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков; - если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденции к снижению собственных средств (капитала), привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты); - при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности. Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия. 8. Надзорный орган в рамках предоставленных последнему полномочий может ограничиться применением предупредительных мер воздействия в следующих случаях: 8.1. Когда характер выявленных в деятельности кредитной организации недостатков е предполагает применения принудительных мер воздействия. 8.2. Если в результате анализа деятельности кредитной организации, проведенного в соответствии с п. 4 настоящей инструкции, установлено, что от применения принудительных мер воздействия в данном конкретном случае целесообразно воздержаться. 9. Содержание предупредительных мер воздействия включает: - доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации; - изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации; - предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее участниками (акционерами); - установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности. 10. Информация руководящим органам кредитной организации о наличии в ее деятельности недостатков и/или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена в следующих формах: - письменной; в ходе встречи (совещания). 11. Письменная форма информации представляет собой официальный документ (письмо, телеграмма, телекс, факсимильное сообщение с подтверждением), направляемый надзорным органом кредитной организации и содержащий информацию и требования, предусмотренные п. 9 настоящей инструкции. 12. деловая встреча проводится в виде совещания уполномоченных представителей надзорных органов с представителями органов управления кредитной организации в следующих целях: - обсуждения ситуации, сложившейся в кредитной организации; - анализа предложенных кредитной организацией (участниками (акционерами) кредитной организации, потенциальными инвесторами или кредиторами) путей преодоления финансовых и/или организационных трудностей в ее деятельности. Результаты совещания оформляются протоколом, который должен содержать: - констатацию основных замечаний (недостатков) к деятельности кредитной организации; - перечень основных мероприятий по нормализации положения в кредитной организации с указанием сроков их реализации (мероприятия разрабатываются кредитной организацией и согласуются с уполномоченным представителем надзорного органа); - механизм контроля за выполнением согласованных мероприятий, в том числе со стороны надзорного органа. По результатам совещания надзорным органом может быть принято решение о целесообразности принятия кредитной организацией письменных обязательств об устранении допущенных нарушений. Протокол подписывается лицом, проводившим совещание. Экземпляр протокола направляется кредитной организации (Правлению и Совету). 12.1. При решении о целесообразности принятия кредитной организацией письменных обязательств об устранении допущенных нарушений надзорный орган должен учитывать, что письменные обязательства (в дальнейшем - обязательства) представляются кредитной организацией, ее участниками (акционерами), другими заинтересованными лицами в тех случаях, когда в деятельности кредитной организации отмечаются недостатки, устранение которых объективно возможно принятием мер со стороны лиц, берущих на себя соответствующие обязательства. 12.2. Представление обязательств может быть достаточной мерой воздействия в тех случаях, когда: - есть основания полагать, что принявшие на себя соответствующие обязательства лица (юридические и/или физические) намерены и в состоянии обеспечить их выполнение; - в обязательствах содержатся конкретный состав мер и сроки их осуществления, которые признаются надзорным органом достаточными для устранения нарушений; - надзорный орган может осуществлять эффективный контроль за соблюдением принятых обязательств. 12.3. При выполнении кредитной организацией, ее участниками (акционерами), другими лицами (потенциальными инвесторами) принятых обязательств и наличии реальных признаков устранения допущенных недостатков в деятельности кредитной организации, надзорный орган может: - отменить на определенный срок, в том числе частично, ранее примененные к кредитной организации надзорным органом принудительные меры воздействия; - увеличить установленный настоящей инструкцией срок доформирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги до величины требуемой Банком России. III. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ 13. Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия надзорный орган основывается на результатах анализа, проведенного в соответствии с требованиями п. 4 настоящей инструкции. 14. Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков). 15. К основным принудительным мерам воздействия относятся: - штрафы; - требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана финансового оздоровления (плана санации); - ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; - запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года; - запрет на открытие филиалов на срок до одного года; - требование о замене руководителей кредитной организации; - введение Временной администрации по управлению кредитной организаций; - отзыв лицензии на осуществление банковских операций. 16. Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания (Приложение N 1 к настоящей инструкции). Информацию о направлении предписаний с приложением копий направленных предписаний территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса кредитной организации представляет территориальным учреждениям Банка России по месту нахождения филиалов кредитной организации, которой направлено предписание. Информация о всех случаях направления (отмены) предписания рассматривается как конфиденциальная. Контроль за выполнением кредитной организацией требований предписания осуществляется надзорным органом, направившим его. В необходимых случаях территориальные учреждения Банка России по месту нахождения головных кредитных организаций обращаются в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за деятельностью иногородних филиалов, с просьбой о проведении проверок выполнения требований указанных в предписании с указанием срока их проведения и сообщения результатов. Результаты проверок оформляются справками (актами), с которыми должна быть ознакомлена кредитная организация, получившая предписание. Введение временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских операций оформляются приказом и информация об этих мерах воздействия не является конфиденциальной. 17. Штраф 17.1. Штраф - денежное взыскание, налагаемое на кредитную организацию в соответствии с установленными банковским законодательством и нормативными актами Банка России основаниями для его применения. 17.2. При применении штрафов территориальное учреждение Банка России должно принимать во внимание как требуемое воздействие на уровень организации деятельности кредитной организации, так и возможное отрицательное влияние на ее финансовое состояние. 17.3. Наложение штрафа оформляется предписанием. В предписании об уплате штрафа указываются срок его перечисления (но не более одного месяца), а также основания для его взыскания. 17.4. В случае отказа либо уклонения кредитной организацией от исполнения требования об уплате штрафа (штрафов), его взыскание может осуществляться в судебном порядке. При получении исполнительного листа суда о взыскании штрафа с кредитной организации, на корреспондентском счете которой недостаточно денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к ней требований, штрафы взыскиваются в порядке, определенном положением Банка России от 1.03.96 N 244 "О порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций", утвержденным приказом Банка России от 1.03.96 N 02-52, дополнениями и изменениями к нему. 17.5. Штраф может быть применен за каждый случай нарушения норм Федеральных законов "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" или требований нормативных актов Банка России. 17.6. Величина штрафа за нарушение каждого вида пруденциальных норм (предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь, нарушение требований, предъявленных Банком России при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитной организации, по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности) за отчетный месяц не может превышать 1,0 процента от минимального размера уставного капитала кредитной организации, действующего на первое число месяца, в котором допущено нарушение. 17.7. Минимальный размер уставного капитала, используемый для определения предельной величины и расчета суммы штрафа (штрафов), которая может быть взыскана с кредитной организации в соответствии со ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", определяется, исходя из минимального размера уставного капитала, действующего на момент нарушения установленного инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" для вновь создаваемых кредитных организаций. 17.8. Взыскание штрафа с кредитной организации не производится при наличии у нее на момент возникновения нарушения отрицательного капитала (кроме штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования, установленного Банком России). В этом случае к кредитной организации применяются другие меры воздействия, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 17.9. Штрафы за нарушение кредитными организациями обязательных экономических нормативов, предусмотренных инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций". 17.9.1. При невыполнении обязательных экономических нормативов штрафы взыскиваются с кредитной организации по результатам рассмотрения справок с расчетами фактических значений нормативов, представленных в соответствии с инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" или по результатам инспекционной проверки. 17.9.2. При невыполнении кредитной организацией нескольких экономических нормативов не допускается взыскание штрафа за невыполнение каждого экономического норматива в отдельности. Штраф взыскивается за невыполнение на отчетную дату обязательных экономических нормативов в целом, независимо от количества невыполненных нормативов. 17.9.3. Штраф в размере 0,1 процента от размера минимального уставного капитала может быть взыскан с кредитной организации за нарушение на отчетную дату: а) одного или нескольких следующих обязательных экономических нормативов: - норматива достаточности каптала (Н1), - норматива текущей ликвидности (Н2), - максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), - максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам) (Н9), - максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим инсайдерам (Н10), - максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (Н11), - норматива риска собственных вексельных обязательств (Н13); б) других обязательных экономических нормативов (одного или нескольких), если их нарушение допускалось три и более раз в течение последних двенадцати месяцев. 17.9.4. Штраф в размере от 0,05 процента до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала может быть взыскан за двукратное нарушение кредитной организацией в течение последних двенадцати месяцев одного или нескольких обязательных экономических нормативов, указанных в подпункте "б" пункта 17.9.3, исходя из степени их невыполнения. 17.9.5. При однократном нарушении одного или нескольких обязательных экономических нормативов, указанных в подпункте "б" пункта 17.9.3, с кредитной организации может быть взыскан штраф в размере до 0,05 процента от размера минимального уставного капитала в зависимости от количества нарушенных нормативов и степени их нарушения. 17.9.6. Если кредитной организацией одновременно допущены нарушения, предусмотренные в пунктах 17.9.3-17.9.5 настоящей инструкции, размер штрафа определяется, исходя из наибольшей величины штрафа, предусмотренной в соответствующих пунктах. 17.9.7. При однократном невыполнении кредитной организацией в установленный предписанием срок требований о соблюдении экономических нормативов, с нее взыскивается штраф в размере до 0,5 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более одного процента от минимального размера уставного капитала. 17.9.8. В случае невыполнения кредитной организацией установленных предписанием требований о соблюдении экономических нормативов более одного раза в течение последних двенадцати месяцев с нее взыскивается штраф в размере от 0,5 до одного процента от величины оплаченного уставного капитала, но не более одного процента от минимального размера уставного капитала, либо применяются другие меры воздействия, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 17.9.9. Штрафные санкции к кредитным организациям, допускающим нарушения установленных значений обязательных экономических нормативов, применяются с учетом следующих особенностей: - к кредитным организациям, оценка деятельности которых осуществляется, исходя из значений экономических нормативов, установленных инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1, - за невыполнение данных значений; - к кредитным организациям, оценка деятельности которых производится по индивидуально установленным значениям нормативов, - за невыполнение индивидуально установленных значений нормативов на квартальные даты, за ухудшение в течение квартала значений нормативов, по сравнению с фактически достигнутыми на предыдущую месячную (внутриквартальную) дату; - к кредитным организациям, которым первоначально установленные индивидуальные экономические нормативы были отменены в связи с достижением значений, предусмотренных инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1, - за невыполнение значений, установленных Инструкцией N 1; - к вновь созданным кредитным организациям - за невыполнение значений экономических нормативов, предусмотренных п. 11 инструкции Банка России от 30.01.96 N 1, по истечении 6 месяцев с момента регистрации кредитной организации. 17.9.10. К кредитным организациям, утратившим собственные средства, в случаях их невыполнения в течение квартала и ухудшения на месячные (внутриквартальные даты) фактически сложившихся значений экономических нормативов, применяются меры воздействия, предусмотренные п. 17.8 настоящей инструкции, как на квартальные, так и на месячные (внутриквартальные) даты. При восполнении кредитными организациями собственных средств территориальное учреждение Банка России устанавливает индивидуальные значения нормативов таким образом, чтобы обеспечить, начиная с квартальной даты, следующей за датой восполнения собственных средств, постепенное (равными долями) достижение значений, установленных инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1 в течение ближайших 6 месяцев. В случае невосполнения кредитными организациями собственных средств в установленный срок территориальное учреждение Банка России применяет более жесткие меры воздействия, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 17.10. Штрафы за нарушение кредитными организациями лимитов открытой валютной позиции. 17.10.1. За превышение на конец операционного дня лимитов открытой валютной позиции, установленных в соответствии с п. п. 10, 11 инструкции Банка России от 22.05.96 N 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации", утвержденной приказом Банка России от 22.05.96 N 02-171, с учетом дополнений и изменений, с кредитной организации по результатам анализа отчета, представляемого кредитной организацией в соответствии с вышеупомянутой инструкцией, может быть взыскан штраф. 17.10.2. За нарушение на конец операционного дня лимитов открытой валютной позиции, установленных для суммарной величины всех открытых валютных позиций и по отдельным иностранным валютам и российским рублям, территориальным учреждением Банка России может быть взыскан штраф в размере от 0,05 процента до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала исходя из степени их превышения и количества случаев превышения лимитов данной кредитной организацией. 17.10.3. При нарушении (превышении) филиалом кредитной организации сублимита открытой валютной позиции территориальное учреждение Банка России по месту нахождение уполномоченной кредитной организации (головного офиса) принимает решение о предъявлении штрафа к кредитной организации в размере, указанном в п. 17.10.2, в зависимости от частоты, степени несоблюдения сублимитов и общего выполнения лимита открытой валютной позиции по кредитной организации. Рекомендуется предъявлять штрафные санкции при двух и более случаях несоблюдения сублимитов открытой валютной позиции по головному офису (филиалам) в течение квартала при одновременном выполнении общих лимитов. 17.10.4. В случае выявления при проверке фактов нарушения кредитной организацией порядка определения открытой валютной позиции, приведших к превышению установленных лимитов, территориальное учреждение Банка России взыскивает штраф в размере 0,1 процента от размера минимального уставного капитала, если ранее за выявленное превышение установленного лимита открытой валютной позиции штрафы не взыскивались. 17.10.5. Не допускается одновременное взыскание штрафов за превышение лимита (сублимита), установленного для суммарной величины всех открытых валютных позиций, и за каждое превышение лимитов (сублимитов) по отдельным иностранным валютам и российским рублям. 17.11. Штрафы за нарушение кредитными организациями обязательных резервных требований взыскиваются в порядке, определенном положением Банка России от 30.03.96 N 37 "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации", утвержденным приказом Банка России от 30.03.96 N 02-77, и положением Банка России от 04.11.96 N 51 "Об обязательных резервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации", утвержденным приказом Банка России от 04.11.96 N 02-401, с учетом изменений и дополнений к ним. 17.12. Штрафы за нарушение кредитными организациями порядка формирования резерва на возможные потери по ссудам и создания резервов под обесценение вложений в ценные бумаги. 17.12.1. Территориальное учреждение Банка России может взыскивать штраф за невыполнение кредитной организацией требований письма Банка России от 20.12.94 N 130а с учетом дополнений и изменений к нему, письма Банка России от 8.12.94 N 127 "О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг" и телеграммы Банка России от 8.09.95 N 101-95. 17.12.2. Штраф взыскивается с кредитной организации в случаях, если: - при формировании резерва на возможные потери по ссудам, размер сформированного резерва не соответствует его величине, необходимой для ссуды, классифицированной в соответствии с требованиями Банка России, либо кредитной организацией допущены нарушения при классификации ссуд исходя из критериев оценки кредитных рисков; - при создании резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, размер созданного резерва не соответствует величине, требуемой Банком России, либо кредитной организацией допущены нарушения в порядке его создания. 17.12.3. Размер штрафа зависит от полноты сформированного резерва и количества случаев нарушений в течение последних двенадцати месяцев. 17.12.4. Полнота формирования резерва на возможные потери по ссудам и количество случаев нарушений определяется на основании расчета, представляемого ежемесячно кредитными организациями в составе общей финансовой отчетности в соответствии с Временной инструкцией Банка России от 24.08.93 N 17 "По составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками", дополнениями и изменениями к ней. 17.12.5. Территориальное учреждение Банка России вправе взыскать с кредитной организации штрафы в размерах: - до 0,05 процента от размера минимального уставного капитала кредитной организации в случае, если резервы на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги созданы в размере менее 100, но не менее 80 процентов от требуемых величин Банком России. - от 0,05 до 0,1 процента - при создании резервов менее 80 процентов. Величина резерва, требуемая Банком России, определяется: - при создании резерва на возможные потери по ссудам - исходя из категории риска ссудной задолженности и соответствующих процентных отчислений в резерв; - при создании резерва под обесценение вложений в ценные бумаги - исходя из размера снижения средней рыночной цены (цены переоценки) относительно балансовой стоимости ценной бумаги, но не более 50 процентов от ее балансовой стоимости. 17.12.6. Одновременно к кредитной организации предъявляется требование о доначислении на ближайшую отчетную дату резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги до величин, установленных Банком России на момент нарушения. 1.12.7. При невыполнении кредитной организацией в установленный Банком России срок требования о создании резервов в необходимых размерах, когда такое требование вытекает из положений п. 17.12.6, территориальное учреждение Банка России применяет другие, более жесткие, меры воздействия в соответствии со ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 17.12.8. Штраф взыскивается с кредитной организации по результатам проверки за нарушения в классификации: - ссуд при выявлении несоответствия произведенной кредитной организацией оценки кредитных рисков и определения величины резерва требованиям письма Банка России от 20.12.94 N 130а с учетом изменений и дополнений к нему; - ценных бумаг при выявлении несоответствия произведенной кредитной организацией оценки рыночной стоимости ценных бумаг и определения категории ценных бумаг требованиям письма Банка России от 08.12.94 N 127 "О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг" и телеграммы Банка России от 08.09.95 N 101-95. Нарушения в классификации ценных бумаг могут состоять в завышении рыночной стоимости ценных бумаг и неправомерном отнесении ценных бумаг к категории котируемых. 17.12.9. В случае выявление при проверке фактов, по которым кредитная организация допустила нарушения в классификации ссуд и ценных бумаг и в связи с этим не сформирована в установленном Банком России размере резервы на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги, территориальное учреждение Банка России может взыскать штраф в размере 0,1 процента от минимально установленного уставного капитала либо применить другие принудительные меры воздействия. Одновременно предъявляется требование к кредитной организации о доначислении резерва до установленного Банком России размера на ближайшую отчетную дату, а также направляется предупреждение, что в случае невыполнения требования предписания к кредитной организации будут применены более жесткие меры воздействия. 17.13. Территориальное учреждение Банка России вправе не применять к кредитной организации санкции в виде штрафа, предусмотренные пунктами 17.9.3-17.9.5; 17.10.2; 17.12.5, либо применить штрафные санкции в размере меньшем, чем предусмотрено указанными пунктами в случае, если применение штрафов в размере, предусмотренном настоящей инструкцией будет иметь существенные негативные последствия для финансового положения кредитной организации, а также, если на момент совершения нарушения к ней применены более жесткие меры совершения нарушения к ней применены более жесткие меры воздействия, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в частности, в ременно ограничен круг банковских операций или введен запрет на их осуществление, направлено ходатайство в Банк России на отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Информация о неприменении штрафной санкции либо применении ее в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей инструкцией, с указанием причин принятого решения, представляется территориальным учреждением Банка России Департаменту пруденциального банковского надзора Банка России на квартальные даты с помесячной разбивкой в составе аналитической записки не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетной датой. При принятии решения о неприменении штрафных санкций, предусмотренных пунктом 17.12.5, территориальное учреждение Банка России предъявляет требование к кредитной организации о доначислении резерва до требуемой величины на ближайшую отчетную дату. 18. Требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению 18.1. Надзорные органы имеют право потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению (изменению величины и/или структуры активов и/или пассивов), в том числе в рамках предоставляемого кредитной организацией плана финансового оздоровления (плана санации). 18.2. Требование об изменении величины и/или структуры активов и/или пассивов кредитной организации (в дальнейшем - требование реструктурировать баланс). 18.2.1. Требование реструктурировать баланс предъявляется к кредитной организации в случае возникновения текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности возникновения таких проблем в ближайшей перспективе. 18.2.2. Требование реструктурировать баланс оформляется и доводится до кредитной организации в форме предписания. 18.2.3. Предписание может включать следующие требования: 18.2.3.1. В части активов: - улучшение качества кредитного портфеля путем изменения кредитной политики кредитной организации и принятия мер по взысканию просроченной задолженности; - приведение структуры активов по срочности в соответствие с обязательствами; - сокращение затрат на капитальные вложения и приведения их в соответствие с имеющимися на эту цель источниками; - продажа ценных бумаг, эмитированных третьими лицами, в том числе государственных ценных бумаг в целях улучшения ликвидности и выполнения обязательств; - продажа основных средств, реализация которых не будет препятствовать выполнению кредитными организациями банковских операций; - продажа доли участия (паев) в уставных капиталах других юридических лиц; - продажа активов, не приносящих доход; - сокращение расходов; иные требования по реструктурированию активов; 18.2.3.2. В части пассивов: - увеличение уставного капитала; - увеличение резервного фонда; - увеличение доходов; - снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств; - увеличение удельного веса собственных источников либо среднесрочных и долгосрочных обязательств; - другие требования по реструктурированию пассивов. 18.2.4. Предписание о реструктурировании баланса должно содержать конкретные параметры изменения структуры и сроки, в течение которых эти параметры должны быть достигнуты кредитной организацией. 18.2.5. Принятию решения о предъявлении кредитной организации требования о реструктурировании баланса должен предшествовать анализ, результаты которого свидетельствуют о целесообразности проведения тех или иных форм реструктурирования баланса. В частности, не следует предъявлять требования реструктурирования активов, которое может негативно отразиться на взаимоотношениях кредитной организации с клиентами и/или на финансовом положении кредитной организации в силу неблагоприятной общей конъюнктуры рынка для продажи тех или иных видов активов, либо в связи с вероятной негативной реакцией рынка на продажу активов данного вида. 18.3. Требование о представлении кредитной организацией плана финансового оздоровления (плана санации). 18.3.1. Требование о представлении плана санации предъявляется к кредитной организации в случае невыполнения ею в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). 18.3.2. Инициатива представления плана санации исходит от надзорного органа и состоит в направлении в кредитную организацию письменного указания, содержащего основания и требование представить план санации в определенный срок, а также предупреждение о том, что в случае непредставления плана санации к указанному сроку к кредитной организации могут быть применены более жесткие меры воздействия. 18.3.3. План санации кредитной организации должен быть подписан руководителем исполнительного органа и утвержден председателем Совета этой кредитной организации. Порядок разработки кредитными организациями планов санации и их рассмотрения надзорными органами установлен письмом Банка России от 22.11.96 N 363 "О планах санации кредитных организаций" и дополнениями к нему. 18.3.4. В плане санации должны быть отражены: а) сведения, позволяющие оценить ситуацию в кредитной организации (показаны динамика развития кредитной организации, финансовое состояние, указаны причины, приведшие к возникновению затруднений); б) мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации с указанием путей его достижения: участие участников (акционеров) и третьих лиц в финансовом оздоровлении, сокращение расходов, источники дополнительных доходов (развитие бизнеса), реализация имущества и/или других активов кредитной организации, прочие мероприятия; в) календарные сроки выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению; г) планируемые результаты санирования (ежемесячные и окончательные показатели деятельности кредитной организации, которые будут достигнуты в результате проведения мероприятий по финансовому оздоровлению). 18.3.5. К плану санации прикладываются таблицы расчетов экономических показателей, достижение которых предусматривается планом санации, копии договором (соглашений), подтверждающих принятие на себя участниками (акционерами) и/или третьими лицами обязательства по участию в финансовом оздоровлении кредитной организации, другие документы, свидетельствующие о принятых (принимаемых) мерах со стороны кредитной организации по реализации имущества, а также получению дополнительных доходов. 18.3.6. При непредставлении плана санации в установленный надзорным органом срок либо, если он представлен, но не выполняется в полном объеме или частично, к кредитной организации могут быть применены более жесткие меры воздействия, включая подготовку ходатайства об отзыве у нее лицензии. 19. Ограничение на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций 19.1. Надзорный орган может ограничить на срок до шести месяцев выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций и других сделок в рублях и иностранной валюте, предусмотренных выданными лицензиями в случае нарушения (невыполнения) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации. 19.2. Ограничение вводится на осуществление кредитной организацией одной или нескольких банковских операций в зависимости от нарушений, предусмотренных п. 19.1 настоящей инструкции. 19.3. Ограничение на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций предполагает установление надзорным органом количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующих сетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков). 19.4. Мера воздействия в виде ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляется предписанием, в котором должна быть установлена дата начала применения указанной меры воздействия. 19.5. По истечении срока действия предписания, в тех случаях, когда результаты анализа деятельности кредитной организации не свидетельствуют об улучшении ее финансового положения, мера воздействия в виде ограничения на осуществление отдельных банковских операций может быть введена вновь. 19.6. В случан направления ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии территориальное учреждение Банка России с момента его направления в Банк России должно ввести ограничение на выполнение данной кредитной организацией следующих банковских операций: - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), а также путем продажи им собственных ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов, чеков и др.), привлечения новых межбанковских кредитов, открытия депозитных счетов клиентам, не являющимся акционерами (пайщиками) кредитной организации; - открытие расчетных и текущих счетов клиентам, не являющимся акционерами (пайщиками) кредитной организации, счетов банкам-корреспондентам и иным кредитным организациям, открытие своих корреспондентских счетов в других банках и иных кредитных организациях; - выдача банковских гарантий; - проведение операций с физическими лицами по купле и продаже иностранной валюты. Если на банковские операции, указанные в данном пункте ранее было введено ограничение на их проведение ограничение вводится после истечения его срока. 19.7. Порядок введения ограничения на осуществление операций через корреспондентские счета "ностро", открытые в других кредитных организациях, изложен в письме Банка России от 28.02.97 N 419 "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций". 20. Запрет на осуществление отдельных банковских операций 20.1. Запрет на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций и других сделок в рублях и иностранной валюте, предусмотренных выданными лицензиями, может быть введен на срок до одного года в случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). 20.2. Запрет, предусмотренный п. 20.1. настоящей инструкции, вводится на осуществление кредитной организацией одной или нескольких операций в зависимости от ее финансового состояния, соблюдения требований банковского законодательства и нормативных актов Банка России, характера рисков клиентов и кредиторов кредитной организации. 20.3. Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций означает требование территориального учреждения Банка России полностью прекратить осуществление соответствующих операций, предусмотренных выданными банковскими лицензиями, в частности, запрет на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады означает, что кредитная организация не вправе с даты, установленной предписанием, принимать новые вклады, запрет на размещение денежных средств означает лишение кредитной организации права предоставлять кредиты, приобретать ценные бумаги и т.д. Исчисление срока запрета на осуществление отдельных банковских операций начинается с установленной предписанием даты. 20.4. Мера воздействия в виде запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляется предписанием. При введении запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций в предписании также должна быть рекомендация кредитной организации и участникам (акционерам) кредитной организации ограничить (прекратить) выплату и получение доходов (дивидендов), воздержаться от выхода из состава участников (акционеров) кредитной организации. 20.5. В случае реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков (в частности, при наличии фактов прекращения кредитной организацией выплат по своим обязательствам), непредставления кредитной организацией отчетности на 2 отчетные даты за последние двенадцать месяцев или представления недостоверной отчетности запрет на осуществление отдельных банковских операций может быть введен незамедлительно. 20.6. Мера воздействия в виде запрета на осуществление отдельных банковских операций может быть введена вновь в случаях, предусмотренных п. 19.5 настоящей инструкции. 20.7. В случае направления ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии территориальное учреждение Банка России с момента его направления в Банк России должно ввести запрет на проведение операций: - по балансовому сет 871 "Взаимные расчеты между учреждениями банков, обслуживаемыми одним вычислительным центром"; - через корреспондентские счета "ностро", открытые в других кредитных организациях. Если на банковские операции, указанные в данном пункте ранее был введен запрет на их проведение согласно п. 20.1 настоящей инструкции, то с момента направления ходатайства на отзыв лицензии начинается новый срок исчисления на их запрет. 20.8. Порядок введения запрета на осуществление операций через корреспондентские счета "ностро", открытые в других кредитных организациях, изложен в письме Банка России от 28.02.97 N 419 "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций". 20.9. В случае открытия кредитной организацией, к которой применена мера воздействия, предусмотренная п. 20.8 настоящей инструкции, корреспондентских счетов "ностро" в других кредитных организациях надзорный орган применяет более жесткие меры воздействия, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 21. Запрет на открытие филиалов 21.1. Мера воздействия в виде запрета на открытие филиала применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельности кредитной организации, неудовлетворительного ее финансового положения в целях ограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации. 21.2. Надзорный орган вправе ввести запрет на открытие филиалов сроком до одного года. 21.3. Запрет на открытие филиалов оформляется предписанием, в котором должна быть установлена дата начала применения указанной меры воздействия. 21.4. Мера воздействия в виде запрета на открытие филиала может быть введена вновь, если по истечении срока действия предписания результаты анализа деятельности кредитной организации не свидетельствуют о ликвидации проблем, связанных с ухудшением ее деятельности. 22. Требование о замене руководителей кредитной организации 22.1. Надзорный орган в случаях систематического (более трех раз за последние двенадцать месяцев) невыполнения кредитной организацией в установленный надзорным органом срок требований предписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансового положения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков), выявления при проверках серьезных нарушений в организации бухгалтерского учета кредитной организации, несоблюдения банковского законодательства при выполнении банковских операций, а также операций на рынке ценных бумаг может предъявить требование о замене руководителей кредитной организации (руководителя исполнительного органа кредитной организации). 22.2. Требование о замене руководителей кредитной организации оформляется в виде предписания. 22.3. В случае невыполнения предписания о замене руководителей кредитной организации в установленный срок, надзорный орган применяет более жесткие меры воздействия, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 23. Введение временной администрации по управлению кредитной организацией 23.1. Временная администрация назначается и организует свою деятельность в соответствии со ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и утвержденным Банком России "Временным положением о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями" от 31.08.94 N 106 и последующими дополнениями и изменениями к нему. 23.2. Введение временной администрации по управлению кредитной организацией означает передачу ей полномочий органов управления соответствующей кредитной организации. 24. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций 24.1. Отзыв лицензии на совершение банковских операций у кредитных организаций осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". 24.2. Решению об отзыве лицензии, как правило, предшествует применение к кредитной организации предусмотренных настоящей инструкцией предупредительных и/или принудительных мер воздействия. 24.3. Решение об отзыве лицензии может быть принято без предварительного применения иных мер воздействия в случаях, когда дальнейшее проведение кредитной организацией банковских операций создает реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков), а применение иных мер в слоившейся ситуации признано Банком России нецелесообразным. 24.4. Порядок отзыва у кредитной организации лицензии определен Положением "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации" от 2.04.96 N 264 (введено в действие приказом Банка России от 2.04.96 N 02-78) с учетом последующих изменений и дополнений. 25. Меры воздействия, применяемые к кредитной организации за нарушение требований по представлению отчетности 25.1. Меры воздействия за нарушения требований, установленных Банком России по представлению отчетности, надзорный орган применяет к кредитной организации в случаях, если: - нарушены сроки представления отчетности; - отчетность представлена в объеме, не соответствующем требованиям Банка России; - установлены факты недостоверности отчетных данных; - отчетность не представлена. 25.2. В случае, если кредитной организацией нарушены сроки представления отчетности, но отчетность представлена в течение 5 дней с установленной Банком России даты, надзорный орган может взыскать Страницы: 1 2 |