О ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ". Приказ. Министерство общего и профессионального образования РФ. 29.04.97 826

                                                                          
  О ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ       
  СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА    
   МАГИСТРАТУРЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ 
                  "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"                                 
                                                                          
                                ПРИКАЗ                                    
                                                                          
        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ            
                                                                          
                          29 апреля 1997 г.                               
                                N 826                                     
                                                                          
                             (БМОО 97-7)                                  
                                                                          
     Во исполнение приказа Госкомвуза России от 30 марта 1995 г. N 439    
(п.5) и  в целях совершенствования подготовки преподавательских кадров    
для системы высшего профессионального образования Российской Федерации    
приказываю :                                                              
     1.Ввести в  действие  с  30  апреля   1997   г.   Государственные    
требования к  минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки    
выпускников магистратуры  для  получения  дополнительной  квалификации    
"Преподаватель высшей школы"(приложение).                                 
     2.Присваивать дополнительную квалификацию  "Преподаватель  высшей    
школы"выпускникам магистратуры  ,  выполнившим  за  время  обучения по    
основной образовательной  программе   Государственные   требования   к    
минимуму содержания   и  профессиональной  подготовки  выпускника  для    
получения дополнительной  квалификации  "Преподаватель  высшей  школы"    
(далее - Требования).                                                     
     3.Высшие учебные заведения  ,  ведущие  подготовку  магистров  по    
направлениям высшего профессионального образования,могут предоставлять    
студентам возможности выполнения Требований в  рамках  государственных    
образовательных стандартов   направления   высшего   профессионального    
образования за  счет  курсов  по  выбору  независимо  от   нормативной    
трудоемкости стандарта .                                                  
     4.Установить ,  что реализация программы по выполнению Требований    
может производиться в высших учебных заведениях , имеющих магистратуру    
и (или) аспирантуру , на основании решения учебного совета вуза .         
     5.Ректорам высших учебных заведений ,  реализующих в рамках своих    
структурных подразделений    (аспирантура,    факультеты     повышения    
квалификации и  т.  д.)  подготовку  студентов  и  (или) слушателей по    
дисциплинам ,  тематика которых затронута в Требованиях,  направить до    
15 мая  1997  г.  в  Управление  образовательных стандартов и программ    
(Сенашенко В.С.) авторские программы по этим дисциплинам.                 
     6.Управлению    образовательных     стандартов     и     программ    
(Шестакову Г.К.):                                                         
     6.1.Совместно с  управлением гуманитарного образования и развития    
личности (Сериковым   В.В.),   Отделом   повышения   квалификации    и    
переподготовки специалистов     (Безлепкиным     В.В.),    президиумом    
Учебно-методического объединения  университетов  (Садовничим  В.А.)  и    
Научно-методическим советом  по  подготовке переподготовке и повышению    
квалификации в сфере психолого-педагогических, социально-экономических    
и информационно-технологических    дисциплин   для   преподавательской    
деятельности в высших учебных заведениях (Проворовым А.С.)организовать    
работу по  созданию примерных учебных программ ,  проектов учебников и    
пособий по дисциплинам ,которые включены в Требования.                    
     6.2.Совместно с  управлением по работе с научно-педагогическими и    
руководящими кадрами (Ганькиным Ю.А.)  определить  порядок  применения    
Требований в аспирантуре .                                                
     7.Контроль за  исполнением  настоящего   приказа   возложить   на    
заместителя Министра   А.Г. Асмолова .                                    
                                           Первый заместитель Министра    
                                                        В. Жураковский    
                                                                          
                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ    
                                                                          
                     ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ                           
     К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ           
 ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ        
                    "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"                          
                                                                          
     1. Общая характеристика образовательно-профессиональной программы    
подготовки преподавателя высшей школы                                     
     1.4. Нормативная  трудоемкость  образовательно - профессиональной    
программы  при  очной  форме  обучения  -  600 часов (из них 100 часов    
педагогической практики)                                                  
     1.5. Целью   данной   программы   является   подготовка  будущего    
преподавателя высшей школы к следующим видам деятельности:                
     - реализации профессионально-образовательных программ  и  учебных    
планов  на  уровне,  отвечающем  принятым  образовательным  стандартам    
высшего профессионального образования;                                    
     - разработке и применению современных образовательных технологий,    
выбору оптимальной  стратегии  преподавания  в  зависимости от  уровня    
подготовки обучающихся и целей обучения;                                  
     - выявлению  взаимосвязей  научно-исследовательского  и  учебного    
процессов в  высшей  школе,  возможностей   использования  собственных    
научных    исследований    в    качестве   средства  совершенствования    
образовательного процесса;                                                
     - формированию     профессионального     мышления,     воспитанию    
гражданственности,   развитию    системы    ценностей,    смысловой  и    
мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;        
     - проведению исследований частных и общих проблем преподавания.      
     1.6. Сферами профессиональной  деятельности  преподавателя высшей    
школы являются:                                                           
     - высшие учебные заведения;                                          
     - техникумы,   школы,   лицеи,   гимназии,   колледжи   и  другие    
образовательные учреждения;                                               
     - организации  и  предприятия,  деятельность  которых  связана  с    
различными аспектами преподавания.                                        
     2. Требования  к   уровню  подготовки  лиц,  успешно  завершивших    
обучение  по  программе   подготовки   для   получения  дополнительной    
квалификации "Преподаватель высшей школы"                                 
     Преподаватель высшей школы должен:                                   
     знать:                                                               
     - фундаментальные  основы,   основные   достижения,   современные    
проблемы  и  тенденции  развития соответствующей предметной и  научной    
области; ее взаимосвязи с другими науками;                                
     - основы психологии  личности и социальной психологии, сущность и    
проблемы обучения и воспитания в высшей школе, валеологические аспекты    
образования,  биологические  и   психические   пределы   человеческого    
восприятия и  усвоения,  психические  особенности юношеского возраста,    
особенности   влияния  на   результаты   педагогической   деятельности    
индивидуальных различий студентов;                                        
     - основные    достижения,    проблемы    и    тенденции  развития    
отечественной  и  зарубежной  педагогики  высшей   школы,  современные    
подходы к моделированию педагогической деятельности;                      
     - правовые  вопросы,  связанные   с   функционированием   системы    
образования;                                                              
     уметь:                                                               
     - использовать  при  изложении  предметного материала взаимосвязь    
дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами;        
     - использовать  при  изложении  предметного материала взаимосвязь    
научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая    
возможности привлечения собственных исследовании  в  качестве средства    
совершенствования образовательного процесса.                              
     - использовать знания культурного наследия прошлого и современных    
достижений науки и культуры  в качестве средств воспитания студентов;     
     - создавать творческую атмосферу образовательного процесса;          
     владеть:                                                             
     - методами научных исследований в сфере основной профессиональной    
подготовки,      методами       организации      коллектива    научно-    
-исследовательской работы;                                                
     - основами научно-методической  работы  в  высшей школе, навыками    
самостоятельной      методической        проработки    профессионально    
ориентированного    материала  ( трансформация,   структурирование   и    
психологически  грамотное  преобразование  научного  знания в  учебный    
материал и его моделирование);                                            
     - основами  учебно-методической работы в высшей школе, методами и    
приемами  составления  задач,  упражнений,  тестов по различным темам,    
систематикой учебных и воспитательных задач;                              
     - способами  создания  требовательно-доброжелательной  обстановки    
образовательного     процесса,      разнообразными    образовательными    
технологиями,  методами  и  приемами  устного  и письменного изложения    
предметного материала;                                                    
     - методами   формирования    навыков    самостоятельной   работы,    
профессионального   мышления   и   развития   творческих  способностей    
студентов;                                                                
     - культурой  жизненного  самоопределения,  методами эмоциональной    
саморегуляции;                                                            
     - основами  применения   компьютерной   техники  и информационных    
технологий в учебном и образовательном процессах;                         
     - деловым профессионально ориентированным иностранным языком.        
     3. Обязательный минимум  содержания  профессиональной  программы,    
обеспечивающей получение дополнительной    квалификации "Преподаватель    
высшей школы"                                                             
                                                                          
     Индекс         Наименование дисциплин и          Количество часов    
                      их основные разделы                                 
                                                                          
     ОП.00            ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ                         240    
                           ДИСЦИПЛИНЫ                                     
                                                                          
     ОП.01 Психология человека:                                     60    
           общая психология: объект и предмет психологии;  основные       
           этапы  развития  психологии;  основные  разделы и методы       
           психологии;  психика, поведение  и деятельность; общее и       
           индивидуальное в психике человека; психология личности и       
           социальная      психология;      психология    развития;       
           межличностное   общение,    жизненный    путь  личности;       
           личностный и профессиональный рост; мотивация познания и       
           обучения                                                       
     ОП.02 Педагогика:                                              60    
           предмет  педагогики;   цели   образования  и воспитания;       
           педагогический  идеал   и   его   конкретно-историческое       
           воплощение;   средства    и    методы    педагогического       
           воздействия на  личность; общие  принципы дидактики и их       
           реализация  в  конкретных предметных методиках обучения;       
           нравственно- психологические  и  идейные взаимоотношения       
           поколений; семейное  воспитание  и  семейная педагогика;       
           межличностные  отношения   в  коллективе;   нравственно-       
           -психологический    образ      педагога;    формирование       
           педагогического мастерства                                     
                                                                          
     ОП.03 История и методология соответствующей области науки      60    
                                                                          
     ОП.04 Информационные технологии в науке и образовании:         60    
           аппаратные и программные средства в новых информационных       
           технологиях;  технические  средства  ЭВМ;   операционная       
           система;  пути развития информационных систем; обработка       
           текстов,   машинная   графика;   особенности  разработки       
           прикладных    программ;      программная   документация;       
           электронные  таблицы;  базы  данных;  примеры баз данных       
           учебно-методического  назначения;   экспертные  системы;       
           представление   знаний;    примеры    экспертных  систем       
           соответствующей  научной области; локальные и глобальные       
           компьютерные сети, телекоммуникации                            
                                                                          
     СП.00                 СПЕЦИАЛЬНЫЕ                             260    
                           ДИСЦИПЛИНЫ                                     
                                                                          
     СП.01 Дополнительные  психолого-педагогические  дисциплины  по       
           психологии   и    педагогике   высшей  школы (конкретный       
           перечень определяется вузом, факультетом):               60    
           основные  достижения,  проблемы  и   тенденции  развития       
           отечественной  и зарубежной психологии педагогики высшей       
           школы; биологические и психологические основы развития и       
           обучения;    валеологические     аспекты    образования;       
           психологические   особенности     юношеского   возраста;       
           психологические  основы  проектирования   и  организации       
           ситуаций    совместной     продуктивной     деятельности       
           преподавателя и студентов; развитие личности студентов в       
           процессе  обучения и воспитания;  движущие силы, условия       
           и  механизмы  развития  личности;  личность и коллектив;       
           функционирование малых социальных групп; психологические       
           закономерности        структурирования        предметно-       
           -содержательного  знания и системной организации учебных       
           задач;   систематика  учебных  и   воспитательных  задач       
           (по   дисциплине);   методология   научного  творчества;       
           взаимосвязь  репродуктивной  и творческой деятельности в       
           научном   познании;     взаимосвязь    и   интуитивного,       
           неосознанного  и  сознательного  в  научном  творчестве;       
           социальные   и   индивидуально - психологические  мотивы       
           научного   творчества;   проблемы   нравственной  оценки       
           результатов    научного  творчества;    методы  развития       
           творческой  личности  в  процессе обучения и воспитания,       
           психологические проблемы  формирования  профессионализма       
           ( в  научном   направлении );    системный    подход   к       
           исследованию   педагогических    явлений   и  процессов;       
           структура      и     методы   психолого - педагогических       
           исследований;   пути     формирования    педагогического       
           мастерства)                                                    
                                                                          
     СП.02 Технологии профессионально ориентированного обучения:    60    
           виды учебной деятельности преподавателя  в вузе; лекции,       
           семинары, практикумы  и  практики,  их  общие  и частные       
           цели;содержание, методы и средства обучения каждого вида       
           занятий  и  примеры  их   реализации;    методические  и       
           технологические  проблемы  современной  дидактики высшей       
           школы (на примере конкретной дисциплины); основы научно-       
           -методической  работы:  методы  и  примеры  методической       
           проработки  профессионально  ориентированного материала;       
           трансформация,    структурирование    и   психологически       
           грамотное  преобразование  научного   знания  в  учебный       
           материал  и  его  моделирование  на конкретных примерах;       
           основы  учебно-методической  работы:  методы  и   приемы       
           составления  задач,  упражнений,  тестов   по  различным       
           темам, систематика учебных и воспитательных задач; отбор       
           и  структурирование  информации  на материале конкретной       
           дисциплины;   использование    различных   заданий   как       
           инструмента  диагностики  и  метода  формирования нового       
           знания по дисциплине;  методическая обработка  различных       
           примеров  предметного   материала;   влияние  содержания       
           конкретных  дисциплин   на  выбор  технологии  обучения;       
           способы    создания     требовательно - доброжелательной       
           обстановки  образовательного процесса, обзор современных       
           образовательных технологий; совместная исследовательская       
           деятельность  преподавателя   и   студентов ( конкретная       
           реализация ); методы  организации самостоятельной работы       
           студентов;  цели,  методы  и   приемы   оценки  качества       
           образования и качества образовательного процесса, методы       
           анализа   учебно - социального   состояния  студенческой       
           группы; способы  математической   обработки  результатов       
           учебной работы и психолого-педагогического анализа             
                                                                          
     СП.03 Профессионально  ориентированные   правовые  и  эколого- 30    
           -экономические    дисциплины   ( устанавливаются   вузом       
           (факультетом))                                                 
                                                                          
     СП.04 Тренинг   профессионально    ориентированных   риторики, 60    
           дискуссий и общения:                                           
           основные   проблемы   постановки    голоса,   техника  и       
           артикуляция  речи,  развитие  способности воздействия на       
           людей  своей  речью,  анализ и управление специфическими       
           языковыми  барьерами (на профессионально ориентированном       
           материале); основы создания понятного текста (восприятие       
           основных параметров  текста,  взаимодействие   текста  и       
           иллюстраций)                                                   
                                                                          
     СП.05 Курсы   по  выбору   студента,   устанавливаемые   вузом 50    
           (факультетом)                                                  
                                                                          
     ПП.00            ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА:                     100    
            лекции, семинары, практикумы и практики                       
                                                       ВСЕГО ЧАСОВ 600    
     И.00 Итоговая государственная аттестация                             
                                                                          
     И.01 Защита    выпускной     квалификационной     работы   или       
          квалификационный экзамен (по усмотрению вуза)                   
     Примечание:                                                          
     Вуз (факультет) имеет право:                                         
     1. Осуществлять преподавание дисциплин в форме лекционных  курсов    
и  разнообразных  видов  коллективных  и  индивидуальных  практических    
занятий,  заданий  и  семинаров,  обеспечивающих  реализацию  минимума    
содержания дисциплин, определяемого данной программой.                    
     2. Перезачитывать   лицам,  осваивающим   настоящую    программу,    
дисциплины,  которые  изучались  ими  в  период  обучения по  основным    
образовательным программам высшего профессионального образования.         
     3. Использовать  настоящую  программу при подготовке аспирантов и    
лиц,  имеющих законченное высшее образование третьего уровня, в рамках    
факультетов  и  отделений  повышения  квалификации преподавателей. При    
условии полного выполнения пприсваивать им квалификацию "Преподаватель    
высшей школы" с выдачей соответствующего сертификата.