О ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 29 апреля 1997 г. N 826 (БМОО 97-7) Во исполнение приказа Госкомвуза России от 30 марта 1995 г. N 439 (п.5) и в целях совершенствования подготовки преподавательских кадров для системы высшего профессионального образования Российской Федерации приказываю : 1.Ввести в действие с 30 апреля 1997 г. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников магистратуры для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"(приложение). 2.Присваивать дополнительную квалификацию "Преподаватель высшей школы"выпускникам магистратуры , выполнившим за время обучения по основной образовательной программе Государственные требования к минимуму содержания и профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" (далее - Требования). 3.Высшие учебные заведения , ведущие подготовку магистров по направлениям высшего профессионального образования,могут предоставлять студентам возможности выполнения Требований в рамках государственных образовательных стандартов направления высшего профессионального образования за счет курсов по выбору независимо от нормативной трудоемкости стандарта . 4.Установить , что реализация программы по выполнению Требований может производиться в высших учебных заведениях , имеющих магистратуру и (или) аспирантуру , на основании решения учебного совета вуза . 5.Ректорам высших учебных заведений , реализующих в рамках своих структурных подразделений (аспирантура, факультеты повышения квалификации и т. д.) подготовку студентов и (или) слушателей по дисциплинам , тематика которых затронута в Требованиях, направить до 15 мая 1997 г. в Управление образовательных стандартов и программ (Сенашенко В.С.) авторские программы по этим дисциплинам. 6.Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.): 6.1.Совместно с управлением гуманитарного образования и развития личности (Сериковым В.В.), Отделом повышения квалификации и переподготовки специалистов (Безлепкиным В.В.), президиумом Учебно-методического объединения университетов (Садовничим В.А.) и Научно-методическим советом по подготовке переподготовке и повышению квалификации в сфере психолого-педагогических, социально-экономических и информационно-технологических дисциплин для преподавательской деятельности в высших учебных заведениях (Проворовым А.С.)организовать работу по созданию примерных учебных программ , проектов учебников и пособий по дисциплинам ,которые включены в Требования. 6.2.Совместно с управлением по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами (Ганькиным Ю.А.) определить порядок применения Требований в аспирантуре . 7.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Г. Асмолова . Первый заместитель Министра В. Жураковский ПРИЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ" 1. Общая характеристика образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя высшей школы 1.4. Нормативная трудоемкость образовательно - профессиональной программы при очной форме обучения - 600 часов (из них 100 часов педагогической практики) 1.5. Целью данной программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к следующим видам деятельности: - реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым образовательным стандартам высшего профессионального образования; - разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения; - выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, возможностей использования собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса; - формированию профессионального мышления, воспитанию гражданственности, развитию системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества; - проведению исследований частных и общих проблем преподавания. 1.6. Сферами профессиональной деятельности преподавателя высшей школы являются: - высшие учебные заведения; - техникумы, школы, лицеи, гимназии, колледжи и другие образовательные учреждения; - организации и предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания. 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" Преподаватель высшей школы должен: знать: - фундаментальные основы, основные достижения, современные проблемы и тенденции развития соответствующей предметной и научной области; ее взаимосвязи с другими науками; - основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, валеологические аспекты образования, биологические и психические пределы человеческого восприятия и усвоения, психические особенности юношеского возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; - основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики высшей школы, современные подходы к моделированию педагогической деятельности; - правовые вопросы, связанные с функционированием системы образования; уметь: - использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами; - использовать при изложении предметного материала взаимосвязь научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных исследовании в качестве средства совершенствования образовательного процесса. - использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания студентов; - создавать творческую атмосферу образовательного процесса; владеть: - методами научных исследований в сфере основной профессиональной подготовки, методами организации коллектива научно- -исследовательской работы; - основами научно-методической работы в высшей школе, навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала ( трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование); - основами учебно-методической работы в высшей школе, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематикой учебных и воспитательных задач; - способами создания требовательно-доброжелательной обстановки образовательного процесса, разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала; - методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей студентов; - культурой жизненного самоопределения, методами эмоциональной саморегуляции; - основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и образовательном процессах; - деловым профессионально ориентированным иностранным языком. 3. Обязательный минимум содержания профессиональной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" Индекс Наименование дисциплин и Количество часов их основные разделы ОП.00 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ 240 ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Психология человека: 60 общая психология: объект и предмет психологии; основные этапы развития психологии; основные разделы и методы психологии; психика, поведение и деятельность; общее и индивидуальное в психике человека; психология личности и социальная психология; психология развития; межличностное общение, жизненный путь личности; личностный и профессиональный рост; мотивация познания и обучения ОП.02 Педагогика: 60 предмет педагогики; цели образования и воспитания; педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение; средства и методы педагогического воздействия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно- психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; межличностные отношения в коллективе; нравственно- -психологический образ педагога; формирование педагогического мастерства ОП.03 История и методология соответствующей области науки 60 ОП.04 Информационные технологии в науке и образовании: 60 аппаратные и программные средства в новых информационных технологиях; технические средства ЭВМ; операционная система; пути развития информационных систем; обработка текстов, машинная графика; особенности разработки прикладных программ; программная документация; электронные таблицы; базы данных; примеры баз данных учебно-методического назначения; экспертные системы; представление знаний; примеры экспертных систем соответствующей научной области; локальные и глобальные компьютерные сети, телекоммуникации СП.00 СПЕЦИАЛЬНЫЕ 260 ДИСЦИПЛИНЫ СП.01 Дополнительные психолого-педагогические дисциплины по психологии и педагогике высшей школы (конкретный перечень определяется вузом, факультетом): 60 основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии педагогики высшей школы; биологические и психологические основы развития и обучения; валеологические аспекты образования; психологические особенности юношеского возраста; психологические основы проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов; развитие личности студентов в процессе обучения и воспитания; движущие силы, условия и механизмы развития личности; личность и коллектив; функционирование малых социальных групп; психологические закономерности структурирования предметно- -содержательного знания и системной организации учебных задач; систематика учебных и воспитательных задач (по дисциплине); методология научного творчества; взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности в научном познании; взаимосвязь и интуитивного, неосознанного и сознательного в научном творчестве; социальные и индивидуально - психологические мотивы научного творчества; проблемы нравственной оценки результатов научного творчества; методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания, психологические проблемы формирования профессионализма ( в научном направлении ); системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов; структура и методы психолого - педагогических исследований; пути формирования педагогического мастерства) СП.02 Технологии профессионально ориентированного обучения: 60 виды учебной деятельности преподавателя в вузе; лекции, семинары, практикумы и практики, их общие и частные цели;содержание, методы и средства обучения каждого вида занятий и примеры их реализации; методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примере конкретной дисциплины); основы научно- -методической работы: методы и примеры методической проработки профессионально ориентированного материала; трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование на конкретных примерах; основы учебно-методической работы: методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач; отбор и структурирование информации на материале конкретной дисциплины; использование различных заданий как инструмента диагностики и метода формирования нового знания по дисциплине; методическая обработка различных примеров предметного материала; влияние содержания конкретных дисциплин на выбор технологии обучения; способы создания требовательно - доброжелательной обстановки образовательного процесса, обзор современных образовательных технологий; совместная исследовательская деятельность преподавателя и студентов ( конкретная реализация ); методы организации самостоятельной работы студентов; цели, методы и приемы оценки качества образования и качества образовательного процесса, методы анализа учебно - социального состояния студенческой группы; способы математической обработки результатов учебной работы и психолого-педагогического анализа СП.03 Профессионально ориентированные правовые и эколого- 30 -экономические дисциплины ( устанавливаются вузом (факультетом)) СП.04 Тренинг профессионально ориентированных риторики, 60 дискуссий и общения: основные проблемы постановки голоса, техника и артикуляция речи, развитие способности воздействия на людей своей речью, анализ и управление специфическими языковыми барьерами (на профессионально ориентированном материале); основы создания понятного текста (восприятие основных параметров текста, взаимодействие текста и иллюстраций) СП.05 Курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 50 (факультетом) ПП.00 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: 100 лекции, семинары, практикумы и практики ВСЕГО ЧАСОВ 600 И.00 Итоговая государственная аттестация И.01 Защита выпускной квалификационной работы или квалификационный экзамен (по усмотрению вуза) Примечание: Вуз (факультет) имеет право: 1. Осуществлять преподавание дисциплин в форме лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой. 2. Перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования. 3. Использовать настоящую программу при подготовке аспирантов и лиц, имеющих законченное высшее образование третьего уровня, в рамках факультетов и отделений повышения квалификации преподавателей. При условии полного выполнения пприсваивать им квалификацию "Преподаватель высшей школы" с выдачей соответствующего сертификата. |