ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ. Решение. Министерство общего и профессионального образования РФ. 08.04.97 4/2

                        ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
                  С ДЕТЬМИ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ

                               РЕШЕНИЕ

        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           8 апреля 1997 г.
                                N 4/2

                                 (Д)


     Заслушав и     обсудив     сообщение     начальника    Управления
реабилитационной  работы  и   специального   образования   Д.С.Шилова,
коллегия  отмечает,  что  в  последние годы в ряде регионов Российской
Федерации наметилась тенденция к созданию системы мер по  профилактике
школьной дезадаптации.
     Важным звеном в системе помощи  детям,  испытывающим  проблемы  в
обучении   и   поведении,   являются   психолого-медико-педагогические
комиссии,   выполняющие   функции   своевременной   диагностики    при
определении     форм    обучения    и    последующего    сопровождения
дезадаптированных детей.
     В дошкольных     образовательных     учреждениях,    в    группах
компенсирующего  вида   оказывается   помощь   детям   с   выраженными
отклонениями в психосоматическом развитии.
     В общеобразовательных     учреждениях     организованы     классы
выравнивания  для  детей  с  задержкой  психического развития,  классы
компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения для детей "группы
риска"  со  школьной  и  социальной  дезадаптацией,  призванные решить
проблемы школьной  неуспешности  и  развития  дезадаптированных  детей
путем создания адекватных условий обучения и воспитания.
     Во многих регионах Российской  Федерации  продолжает  развиваться
психологическая служба образования, активно способствующая гуманизации
образовательной среды, предупреждению школьной дезадаптации и оказанию
своевременной помощи детям с проблемами в обучении и поведении.
     Все большее  значение  приобретают  в  настоящее   время   центры
психолого-педагогической    и   медико-социальной   помощи   детям   и
подросткам, оказывающие высококвалифицированную многопрофильную помощь
детям, родителям, образовательным учреждениям.
     Особая роль в осуществлении психологической  и  медико-социальной
реабилитации  отводится  специальным учебно-воспитательным учреждениям
для детей и подростков с девиантным поведением открытого  и  закрытого
типа,    в   которых   обучаются   несовершеннолетние   с   устойчивым
противоправным поведением.
     Большими возможностями   в   работе   по   преодолению   школьной
дезадаптации  располагают  учреждения   дополнительного   образования,
предоставляющие  условия  для  самореализации,  социальной адаптации и
реабилитации личности ребенка в процессе  индивидуальной  и  групповой
творческой деятельности.
     В ряде субъектов Российской Федерации уже  созданы  и  достаточно
успешно  функционируют  региональные  системы помощи дезадаптированным
детям и подросткам (Республика  Северная  Осетия-Алания,  Вологодская,
Курганская,   Ленинградская,   Московская,   Пермская,   Свердловская,
Ярославская области, г.Санкт-Петербург).
     Во многих  педвузах  осуществляется  целенаправленная  подготовка
специалистов для образовательных  учреждений,  выполняющих  работу  по
профилактике    и    коррекции   школьной   дезадаптации   (Орловский,
Череповецкий   госуниверситеты,   Московский,   Тульский,   Уральский,
Рязанский,    Ярославский    госпедуниверситеты,    РГПУ   им.Герцена,
Международный  университет  семьи  и  ребенка   им.Рауля   Валленберга
(Санкт-Петербург),      Коломенский,     Биробиджанский,     Псковский
пединституты).
     Вместе с  тем  условия,  предлагаемые  в  настоящее время детям в
образовательных учреждениях и в семье, нередко способствуют развитию у
них  дезадаптации  вследствие  невозможности и неспособности учитывать
особенности личности конкретного ребенка и оказать  ему  своевременную
помощь. Негативную роль при этом играют учебные перегрузки детей.
     Недостаточно четко разработаны критерии диагностики  обучающихся,
нуждающихся  в  компенсирующем обучении,  дифференциация коррекционных
классов.
     Значительная часть   дезадаптированных   детей   оказывается  вне
системы   коррекционно-педагогической    помощи.    Сеть    дошкольных
образовательных  учреждений и групп компенсирующего вида охватывает не
более 2,5-3 процентов всех детей дошкольного возраста.
     Существующая сеть  специальных  учебно-воспитательных  учреждений
для детей с девиантным поведением  в  условиях  продолжающегося  роста
правонарушений  несовершеннолетних  обеспечивает  потребности России в
подобных учреждениях не более чем на 7-8 процентов.
     Программно-методическое обеспечение в образовательных учреждениях
нуждается  в   серьезном   реформировании.   Практически   отсутствует
методическая  литература  для  родителей,  воспитателей,  педагогов по
выявлению, предупреждению и преодолению школьной дезадаптации.
     Одним из основных препятствий, затрудняющих работу по преодолению
причин и последствий школьной дезадаптации, является отсутствие единой
государственной  системы защиты прав детей и подростков,  профилактики
их безнадзорности и  правонарушений,  обеспечивающей  межведомственное
взаимодействие   в   решении   проблем   несовершеннолетних   как   на
федеральном, так и на региональном уровнях.
     Коллегия решила:
     1. Принять  к  сведению  информацию  Управления  реабилитационной
работы и специального образования об организации работы  с  детьми  со
школьной дезадаптацией.
     2. Одобрить опыт работы по предупреждению школьной дезадаптации и
оказанию   помощи   детям,   испытывающим   сложности  в  обучении,  в
Вологодской, Курганской, Ярославской областях.
     3. Управлению  реабилитационной работы и специального образования
(Д.С.Шилову)  совместно  с  Управлением  общего  среднего  образования
(М.Р.Леонтьевой), Управлением начального профессионального образования
(Е.Я.Бутко),  Отделом дошкольного образования (Р.Б Стеркиной), Отделом
дополнительного      образования      (А.К.Брудновым),     Управлением
образовательных стандартов и программ (Г.К.Шестаковым)  разработать  в
1997-1998 гг. целевую программу "Профилактика школьной дезадаптации".
     4. Управлению экономики (С.А.Белякову), Управлению финансирования
научных  исследований и инноваций (Ю.В.Шленову) обеспечить в 1997-1998
гг.  финансирование  разработки  и  реализации   мероприятий   целевой
программы "Профилактика школьной дезадаптации".
     5. Управлению реабилитационной работы и специального  образования
(Д.С.Шилову):
     5.1. Совместно  с   Управлением   общего   среднего   образования
(М.Р.Леонтьевой), Управлением начального профессионального образования
(Е.Я.Бутко),  Отделом дошкольного образования (Р.Б.Стеркиной), Отделом
дополнительного  образования (А.К.Брудновым) завершить в 1997-1998 гг.
разработку нормативно-правовой базы,  обеспечивающей  систему  мер  по
преодолению школьной дезадаптации.
     5.2. Обобщить  опыт  работы   органов   управления   образованием
субъектов   Российской   Федерации  по  развитию  сети  специальных  и
реабилитационных учреждений,  утвердить номенклатуру этих  учреждений,
подготовить   предложения   о   включении   их   в   перечень  базовых
образовательных учреждений.
     5.3. Разработать    предложения    по    созданию    федерального
организационно-методического  центра  по  проблемам   профилактики   и
коррекции  школьной дезадаптации,  социальной адаптации и реабилитации
детей, консультирования их родителей и педагогических работников.
     5.4. В   течение  1997  г.  подготовить  предложения  о  создании
Научно-методического  совета   по   проблемам   защиты   детства   при
Министерстве   общего   и   профессионального  образования  Российской
Федерации.
     6. Управлению     образовательных     стандартов    и    программ
(Г.К.Шестакову),  Управлению реабилитационной  работы  и  специального
образования   (Д.С.Шилову),  Управлению  общего  среднего  образования
(М.Р.Леонтьевой) совместно с Министерством здравоохранения  Российской
Федерации и Российской академией образования:
     6.1. Рассмотреть вопрос о необходимости  введения  разноуровневых
образовательных стандартов.
     6.2. Подготовить к рассмотрению в 1998 г. на совместном заседании
коллегий  Минздрава  России  и Минобразования России вопрос о мерах по
укреплению здоровья детей и подростков.
     7. Управлению     образовательных     стандартов    и    программ
(Г.К.Шестакову),     Управлению     учебных     заведений      высшего
профессионального   образования   (Ю.А.Новикову),  Управлению  учебных
заведений  среднего  профессионального  образования   (П.Ф.Анисимову),
Управлению   реабилитационной   работы   и   специального  образования
(Д.С.Шилову), Управлению общего среднего образования (М.Р.Леонтьевой),
Отделу   дошкольного  образования  (Р.Б.Стеркиной),  Отделу  повышения
квалификации и переподготовки специалистов (В.В.Безлепкину) в  течение
1997  г.  обеспечить  разработку  примерных  учебных  планов и учебных
программ,  учебно-методических  пособий  для  педагогических  вузов  и
педагогических    учебных    заведений    среднего   профессионального
образования,  институтов  переподготовки  и   повышения   квалификации
педагогических  работников по курсу "Основы коррекционной педагогики и
специальной психологии".
     8. Управлению   учебных   заведений   высшего   профессионального
образования  (Ю.А.Новикову),  Управлению  учебных  заведений  среднего
профессионального      образования     (П.Ф.Анисимову),     Управлению
образовательных  стандартов  и  программ  (Г.К.Шестакову),  Управлению
реабилитационной   работы  и  специального  образования  (Д.С.Шилову),
Отделу   повышения   квалификации   и   переподготовки    специалистов
(В.В.Безлепкину)  разработать  во  втором полугодии 1997 г.  программу
подготовки,  переподготовки и  повышения  квалификации  педагогических
кадров  для  системы  специального  образования  в  рамках федеральной
системы  подготовки  и  переподготовки  педагогических  работников   и
работников государственных органов управления образованием.
     9. Рекомендовать  органам   управления   образованием   субъектов
Российской Федерации:
     9.1. Организовать работу по созданию системы мер по  профилактике
школьной дезадаптации.
     9.2. Создавать  условия   для   развития   сети   образовательных
учреждений,       обеспечивающих       психолого-педагогическую      и
медико-социальную  помощь  детям  и  подросткам,  имеющим  проблемы  в
развитии, обучении и поведении.
     9.3. Подготовить и представить предложения по  перепрофилированию
ряда   профессиональных  училищ  в  специальные  учебно-воспитательные
учреждения  для  детей   с   девиантным   поведением   и   специальные
(коррекционные)    учреждения   для   обучающихся,   воспитанников   с
отклонениями в развитии.
     9.4. Совершенствовать    формы    повышения    педагогической   и
психологической компетенции педагогических работников  образовательных
учреждений и родителей обучающихся, воспитанников.
     10. Контроль  за  выполнением  настоящего  решения  возложить  на
заместителя министра Е.Е.Чепурных.

     Председатель коллегии                        В.Г. Кинелев