ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ РЕШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8 апреля 1997 г. N 4/2 (Д) Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления реабилитационной работы и специального образования Д.С.Шилова, коллегия отмечает, что в последние годы в ряде регионов Российской Федерации наметилась тенденция к созданию системы мер по профилактике школьной дезадаптации. Важным звеном в системе помощи детям, испытывающим проблемы в обучении и поведении, являются психолого-медико-педагогические комиссии, выполняющие функции своевременной диагностики при определении форм обучения и последующего сопровождения дезадаптированных детей. В дошкольных образовательных учреждениях, в группах компенсирующего вида оказывается помощь детям с выраженными отклонениями в психосоматическом развитии. В общеобразовательных учреждениях организованы классы выравнивания для детей с задержкой психического развития, классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения для детей "группы риска" со школьной и социальной дезадаптацией, призванные решить проблемы школьной неуспешности и развития дезадаптированных детей путем создания адекватных условий обучения и воспитания. Во многих регионах Российской Федерации продолжает развиваться психологическая служба образования, активно способствующая гуманизации образовательной среды, предупреждению школьной дезадаптации и оказанию своевременной помощи детям с проблемами в обучении и поведении. Все большее значение приобретают в настоящее время центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, оказывающие высококвалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, образовательным учреждениям. Особая роль в осуществлении психологической и медико-социальной реабилитации отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям для детей и подростков с девиантным поведением открытого и закрытого типа, в которых обучаются несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением. Большими возможностями в работе по преодолению школьной дезадаптации располагают учреждения дополнительного образования, предоставляющие условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации личности ребенка в процессе индивидуальной и групповой творческой деятельности. В ряде субъектов Российской Федерации уже созданы и достаточно успешно функционируют региональные системы помощи дезадаптированным детям и подросткам (Республика Северная Осетия-Алания, Вологодская, Курганская, Ленинградская, Московская, Пермская, Свердловская, Ярославская области, г.Санкт-Петербург). Во многих педвузах осуществляется целенаправленная подготовка специалистов для образовательных учреждений, выполняющих работу по профилактике и коррекции школьной дезадаптации (Орловский, Череповецкий госуниверситеты, Московский, Тульский, Уральский, Рязанский, Ярославский госпедуниверситеты, РГПУ им.Герцена, Международный университет семьи и ребенка им.Рауля Валленберга (Санкт-Петербург), Коломенский, Биробиджанский, Псковский пединституты). Вместе с тем условия, предлагаемые в настоящее время детям в образовательных учреждениях и в семье, нередко способствуют развитию у них дезадаптации вследствие невозможности и неспособности учитывать особенности личности конкретного ребенка и оказать ему своевременную помощь. Негативную роль при этом играют учебные перегрузки детей. Недостаточно четко разработаны критерии диагностики обучающихся, нуждающихся в компенсирующем обучении, дифференциация коррекционных классов. Значительная часть дезадаптированных детей оказывается вне системы коррекционно-педагогической помощи. Сеть дошкольных образовательных учреждений и групп компенсирующего вида охватывает не более 2,5-3 процентов всех детей дошкольного возраста. Существующая сеть специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением в условиях продолжающегося роста правонарушений несовершеннолетних обеспечивает потребности России в подобных учреждениях не более чем на 7-8 процентов. Программно-методическое обеспечение в образовательных учреждениях нуждается в серьезном реформировании. Практически отсутствует методическая литература для родителей, воспитателей, педагогов по выявлению, предупреждению и преодолению школьной дезадаптации. Одним из основных препятствий, затрудняющих работу по преодолению причин и последствий школьной дезадаптации, является отсутствие единой государственной системы защиты прав детей и подростков, профилактики их безнадзорности и правонарушений, обеспечивающей межведомственное взаимодействие в решении проблем несовершеннолетних как на федеральном, так и на региональном уровнях. Коллегия решила: 1. Принять к сведению информацию Управления реабилитационной работы и специального образования об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией. 2. Одобрить опыт работы по предупреждению школьной дезадаптации и оказанию помощи детям, испытывающим сложности в обучении, в Вологодской, Курганской, Ярославской областях. 3. Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С.Шилову) совместно с Управлением общего среднего образования (М.Р.Леонтьевой), Управлением начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Отделом дошкольного образования (Р.Б Стеркиной), Отделом дополнительного образования (А.К.Брудновым), Управлением образовательных стандартов и программ (Г.К.Шестаковым) разработать в 1997-1998 гг. целевую программу "Профилактика школьной дезадаптации". 4. Управлению экономики (С.А.Белякову), Управлению финансирования научных исследований и инноваций (Ю.В.Шленову) обеспечить в 1997-1998 гг. финансирование разработки и реализации мероприятий целевой программы "Профилактика школьной дезадаптации". 5. Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С.Шилову): 5.1. Совместно с Управлением общего среднего образования (М.Р.Леонтьевой), Управлением начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Отделом дошкольного образования (Р.Б.Стеркиной), Отделом дополнительного образования (А.К.Брудновым) завершить в 1997-1998 гг. разработку нормативно-правовой базы, обеспечивающей систему мер по преодолению школьной дезадаптации. 5.2. Обобщить опыт работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации по развитию сети специальных и реабилитационных учреждений, утвердить номенклатуру этих учреждений, подготовить предложения о включении их в перечень базовых образовательных учреждений. 5.3. Разработать предложения по созданию федерального организационно-методического центра по проблемам профилактики и коррекции школьной дезадаптации, социальной адаптации и реабилитации детей, консультирования их родителей и педагогических работников. 5.4. В течение 1997 г. подготовить предложения о создании Научно-методического совета по проблемам защиты детства при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации. 6. Управлению образовательных стандартов и программ (Г.К.Шестакову), Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С.Шилову), Управлению общего среднего образования (М.Р.Леонтьевой) совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской академией образования: 6.1. Рассмотреть вопрос о необходимости введения разноуровневых образовательных стандартов. 6.2. Подготовить к рассмотрению в 1998 г. на совместном заседании коллегий Минздрава России и Минобразования России вопрос о мерах по укреплению здоровья детей и подростков. 7. Управлению образовательных стандартов и программ (Г.К.Шестакову), Управлению учебных заведений высшего профессионального образования (Ю.А.Новикову), Управлению учебных заведений среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову), Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С.Шилову), Управлению общего среднего образования (М.Р.Леонтьевой), Отделу дошкольного образования (Р.Б.Стеркиной), Отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов (В.В.Безлепкину) в течение 1997 г. обеспечить разработку примерных учебных планов и учебных программ, учебно-методических пособий для педагогических вузов и педагогических учебных заведений среднего профессионального образования, институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических работников по курсу "Основы коррекционной педагогики и специальной психологии". 8. Управлению учебных заведений высшего профессионального образования (Ю.А.Новикову), Управлению учебных заведений среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову), Управлению образовательных стандартов и программ (Г.К.Шестакову), Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С.Шилову), Отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов (В.В.Безлепкину) разработать во втором полугодии 1997 г. программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы специального образования в рамках федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием. 9. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации: 9.1. Организовать работу по созданию системы мер по профилактике школьной дезадаптации. 9.2. Создавать условия для развития сети образовательных учреждений, обеспечивающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в развитии, обучении и поведении. 9.3. Подготовить и представить предложения по перепрофилированию ряда профессиональных училищ в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением и специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. 9.4. Совершенствовать формы повышения педагогической и психологической компетенции педагогических работников образовательных учреждений и родителей обучающихся, воспитанников. 10. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Е.Е.Чепурных. Председатель коллегии В.Г. Кинелев |