ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ НАСЕЛЕНИЮ. Указание. Генеральная прокуратура РФ. 09.04.97 13/7

          ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
          ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
               БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ
                    И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ НАСЕЛЕНИЮ

                               УКАЗАНИЕ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                           9 апреля 1997 г.
                                N 13/7

                                (НЦПИ)


     Президентом Российской Федерации издан Указ от 26.03.97 N 268 "Об
усилении контроля  за  использованием  средств  федерального  бюджета,
предназначенных  для  выплаты  заработной  платы".  В  нем  отмечаются
серьезные нарушения  в  использовании  средств  федерального  бюджета,
недопустимое   положение   с   оплатой  труда  и  денежными  выплатами
населению,  что  является  одной   из   основных   причин,   повлекших
многочисленные коллективные трудовые споры, забастовки, массовые акции
протеста.
     Поступающие с   мест   материалы   свидетельствуют   о  том,  что
по-прежнему выявляются  неединичные  факты  отвлечения  руководителями
предприятий  и  организаций  денежных средств на цели,  не связанные с
производством и не предусмотренные бюджетом.  При наличии значительной
задолженности по заработной плате предназначенные для этого финансовые
средства направляются на погашение кредитов,  выдачу беспроцентных или
льготных  ссуд,  приобретение  неиспользуемой в производстве импортной
техники,  личные  нужды.  Распространены  также  случаи  присвоения  и
хищения денежных средств.
     Одной из  причин  несоблюдения  платежной   дисциплины   являются
многочисленные  противоправные действия коммерческих банков,  которыми
нарушаются сроки исполнения поручений клиентов по перечислению налогов
в бюджеты всех уровней.
     Анализ деятельности контролирующих органов свидетельствует о том,
что в настоящее время они зачастую не обеспечивают реальное исполнение
налагаемых ими штрафных санкций, что порождает чувство безнаказанности
у нарушителей и не способствует исправлению создавшегося положения.
     Прокуроры зачастую   неэффективно   используют    предоставленные
полномочия    по    обнаружению    и   пресечению   грубых   нарушений
законодательства. Расследование возбужденных по фактам злоупотреблений
должностных  лиц уголовных дел необоснованно затягивается,  в то время
как своевременное выявление и наказание  виновных  является  одним  из
важнейших  факторов предупреждения негативных последствий в социальной
сфере.
     В связи с вышеизложенным предлагаю:
     1. Совместно  с  органами  федерального   казначейства   Минфина,
Центрального   банка,  Госналогслужбы,  Федеральной  службы  налоговой
полиции России организовать проверки целевого  использования  денежных
средств  федерального и местных бюджетов,  предназначенных для выплаты
зарплаты,  пенсий и пособий.  Особое внимание  при  этом  обратить  на
соблюдение  законодательства  о  централизованном  кассовом исполнении
бюджета через учреждения  Банка  России,  пресечение  фактов  передачи
бюджетных  денежных  средств коммерческим структурам,  злоупотреблений
служебным положением государственными служащими, коррупции.
     2. Осуществить  с  учетом  требований Указа Президента Российской
Федерации  от  26.03.97  N  268  дополнительные  меры   по   повышению
эффективности  прокурорского  надзора  за  соблюдением  трудовых  прав
граждан республиканскими,  краевыми,  областными,  окружными  органами
исполнительной власти и органами местного самоуправления, должностными
лицами,   а   также   руководителями   предприятий   и    организаций,
хозяйственных  обществ  и  товариществ.  При  выявлении нарушений прав
работников,   необоснованных   задержек   выплаты   заработной   платы
использовать  весь  комплекс  предоставленных  прокурорам  полномочий,
включая  применение  к  злостным   правонарушителям   мер   уголовного
воздействия.
     3. Шире использовать в работе такие формы, как направление в суды
заявлений  о  выдаче  судебных  приказов  о взыскании начисленной,  но
невыплаченной заработной платы,  а также  предъявление  в  арбитражные
суды  исков  в  защиту  интересов  предприятий,  имеющих  значительную
задолженность по заработной плате.
     4. Постоянно  совершенствовать  надзор за законностью принимаемых
решений в порядке ст.109  УПК  РСФСР  по  заявлениям  и  сообщениям  о
противоправных проявлениях в социальной сфере.
     Активизировать надзор за расследованием уголовных дел  по  фактам
хищений, злоупотреблений и другим корыстным преступлениям, связанным с
нецелевым использованием средств федерального  бюджета,  в  том  числе
направляемых на выплату заработной платы, пенсий и пособий.
     Принять необходимые меры к завершению расследования  имеющихся  в
производстве уголовных дел данной категории. В случае прекращения либо
приостановления производства по таким делам  проверять  обоснованность
решений  с  направлением  в  Генеральную  прокуратуру  соответствующих
заключений.
     Не реже   одного   раза   в  полугодие  обобщать  прокурорскую  и
следственную практику с принятием необходимых мер реагирования. Списки
уголовных  дел  по фактам хищений,  злоупотреблений и другим корыстным
преступлениям, связанным с нецелевым использованием бюджетных средств,
находящихся   в  производстве  следственных  органов,  представлять  в
управление  по  надзору  за  расследованием  преступлений  Генеральной
прокуратуры   Российской   Федерации  один  раз  в  полугодие.  Строго
соблюдать установленный порядок направления  специальных  донесений  о
возбужденных уголовных делах такой категории.
     5. Руководителям прокуратур обеспечить  обязательное  поддержание
государственного  обвинения  по  делам  о  должностных  преступлениях,
связанных с нарушением законов об использовании  средств  федерального
бюджета,  предназначенных  для  выплаты  населению  заработной  платы,
пенсий  и  пособий,  а  по  наиболее  актуальным  делам   поддерживать
государственное   обвинение   лично.   Своевременно   реагировать   на
выявленные  нарушения   закона,   уделяя   особое   внимание   случаям
либерализма   при   назначении   наказания,   опротестовывать   каждое
незаконное  и  необоснованное  решение  суда.   Результаты   судебного
рассмотрения  дел  использовать  для  повышения  качества  следствия и
прокурорского надзора.
     6. О  результатах  проверки и принятых мерах в соответствии с п.1
настоящего указания информировать Генеральную прокуратуру  в  срок  до
15.06.97.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
                                                         Ю.И. Скуратов
9 апреля 1097 г.
N 13/7