ОБ УСИЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 10 апреля 1997 г. N 15/7 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 10 апреля 1997 г. N 15/7 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 10 апреля 1997 г. N 15/7 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ 10 апреля 1997 г. N 15/7 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 10 апреля 1997 г. N 15/7 (НЦПИ) Материалы прокурорских проверок, уголовных дел, данные контролирующих и правоохранительных органов свидетельствуют о дальнейшей криминализации внешнеэкономических процессов. Существующий уровень контроля со стороны государства за экспортом и импортом капиталов, товаров и услуг по-прежнему не является надежным барьером на пути нелегальной утечки российских ресурсов за рубеж. Продолжает увеличиваться контрабандный вывоз из страны нефти и нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов, леса и лесоматериалов, валюты. Усиливается противоправный ввоз на территорию России потребительских товаров без уплаты таможенных пошлин и различных видов налогов. Эти негативные явления приобрели угрожающий характер для экономической безопасности государства. Несмотря на принимаемые меры, эффективность работы контролирующих и правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями во внешнеэкономической сфере остается неадекватной складывающейся в ней криминогенной обстановке. Некоторые руководители правоохранительных органов на местах примиренчески относятся к фактам нарушений указанного законодательства, не в полной мере используют предоставленные им полномочия для выявления и пресечения правонарушений, затягивают принятие решений о привлечении виновных к установленной законом ответственности. Расследование по уголовным делам этой категории зачастую проводится некачественно, по ним иногда принимаются незаконные и необоснованные решения. Большинство раскрываемых преступлений относится к категории малозначительных, к уголовной ответственности привлекаются в основном второстепенные участники преступлений. Единичны факты разоблачения международных преступных группировок. Медленно нарабатывается практика выявления и раскрытия преступлений, связанных с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте. Прокуроры субъектов Российской Федерации не рассматривают надзор за соблюдением внешнеэкономического законодательства в качестве приоритетного направления, самоустранились от координирующей роли в этой сфере. Криминализация рыночных отношений во внешнеэкономической сфере, отмеченные негативные процессы и тенденции требуют принятия комплексных дополнительных мер организационного и правового характера. С учетом изложенного предлагаем: 1. Руководителям всех уровней органов прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, Государственного таможенного комитета Российской Федерации: - считать одной из основных задач защиту интересов государства от внешнеэкономических преступлений. Незамедлительно осуществить согласованные меры по усилению борьбы с преступлениями и нарушениями законов во внешнеэкономической деятельности; - особое внимание обратить на разоблачение коррумпированных государственных и муниципальных служащих, занятых в сфере внешнеэкономической деятельности. По делам наибольшей сложности практиковать создание следственных групп, обеспечивать безотлагательную подготовку международных следственных поручений, учитывая длительность их исполнения. Не допускать необоснованного прекращения и приостановления дел названной категории; - провести сверку материалов о нарушениях таможенного и валютного законодательства, переданных в правоохранительные органы; - не реже одного раза в полугодие проводить совместные проверки исполнения внешнеэкономического законодательства; - принять меры к созданию в регионах единой информационной базы правоохранительных и контролирующих органов о состоянии законности в сфере внешнеэкономической деятельности и обеспечить к ней доступ всех заинтересованных государственных органов. 2. Министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД краев, областей, г. г. Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области, автономных округов, начальникам управлений внутренних дел на транспорте: - взять на особый контроль организацию работы УЭП (ОЭП) на данном направлении, а также реализацию ими указаний и методик, подготовленных МВД и ГУЭП МВД России по данной проблеме; - организовать работу по пресечению преступлений в свободных экономических и таможенных зонах; - усилить борьбу с контрабандным вывозом из России стратегически важных сырьевых ресурсов; - провести комплекс оперативно - розыскных мероприятий по пресечению контрабандного ввоза товаров в Россию через Северо - Западный и другие регионы; - сосредоточить основные усилия в работе на уровне республиканских, краевых и областных подразделений по экономическим преступлениям; совершенствовать уровень взаимодействия с другими службами, правоохранительными органами, а также заинтересованными министерствами и ведомствами. 3. Начальникам управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам, отделу по г. Ленинску и космодрому Байконур: - активизировать работу по выявлению налоговых преступлений и правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, прежде всего в отношении фирм, осуществляющих операции по экспорту стратегически важных сырьевых товаров из России (нефти, нефтепродуктов, древесины, целлюлозы, цветных и редкоземельных металлов и т.д.); - усилить контроль за работой инофирм, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и получающих прибыль на территории России за счет средств, привлекаемых из местного или федерального бюджета (строительство, разработка полезных ископаемых и т.п.). 4. Начальникам региональных таможенных управлений Государственного таможенного комитета Российской Федерации: - повысить эффективность таможенного контроля в целях обеспечения полноты собираемости налогов и выявления правонарушений, наносящих ущерб экономике России; - завершить в I полугодии 1997 года формирование специализированных оперативно - розыскных таможен; - выработать и внедрить в практику эффективные методы контроля за деятельностью всех участников внешнеэкономических операций, повысить выявляемость таможенных правонарушений на всех стадиях таможенного контроля; - обеспечить полное и всестороннее производство по делам о нарушениях таможенных правил, соблюдение законности при производстве по ним и их рассмотрении; - осуществлять своевременное и обоснованное принятие решений о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов; - принимать все необходимые меры в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации по розыску лиц, совершивших таможенные правонарушения, и взысканию с них штрафов. 5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортным, военным и другим специализированным (на правах областных) прокурорам: - проверить законность принятых решений по материалам, уголовным делам данной категории; - проанализировать работу по поддержанию государственного обвинения по указанным делам, принять меры к повышению качества поддержания государственного обвинения и своевременному опротестованию незаконных и необоснованных судебных постановлений; - в целях возмещения причиненного ущерба своевременно использовать обращения в арбитражные суды с исками в защиту государственных и общественных интересов; - опротестовать незаконные акты государственных органов о предоставлении таможенных льгот коммерческим и иным структурам. О проведенной работе по исполнению настоящего указания информировать соответствующие вышестоящие органы к 01.01.98. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, Государственный советник юстиции 1 класса В.И. ДАВЫДОВ 10 апреля 1997 г. N 15/7 Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, генерал - полковник милиции В.И. КОЛЕСНИКОВ 10 апреля 1997 г. N 15/7 Заместитель Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, генерал - полковник А.А. БЕСПАЛОВ 10 апреля 1997 г. N 15/7 Первый заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, генерал - лейтенант налоговой полиции В.И. ВОЛКОВСКИЙ 10 апреля 1997 г. N 15/7 Заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации, советник таможенной службы 1 ранга И.А. МЕЖАКОВ 10 апреля 1997 г. N 15/7 |