ОБ УСИЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Указание. Генеральная прокуратура РФ. 10.04.97 15/7

          ОБ УСИЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БОРЬБЕ
            С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ
                   ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                               УКАЗАНИЕ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          10 апреля 1997 г.
                                N 15/7

                    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

                          10 апреля 1997 г.
                                N 15/7

                ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

                          10 апреля 1997 г.
                                N 15/7

               ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ

                          10 апреля 1997 г.
                                N 15/7

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          10 апреля 1997 г.
                                N 15/7

                                (НЦПИ)


     Материалы прокурорских   проверок,    уголовных    дел,    данные
контролирующих   и   правоохранительных   органов   свидетельствуют  о
дальнейшей криминализации внешнеэкономических процессов.  Существующий
уровень  контроля  со  стороны  государства  за  экспортом  и импортом
капиталов,  товаров и услуг по-прежнему не является надежным  барьером
на пути нелегальной утечки российских ресурсов за рубеж.
     Продолжает увеличиваться контрабандный вывоз из  страны  нефти  и
нефтепродуктов,    цветных   и   редкоземельных   металлов,   леса   и
лесоматериалов,  валюты. Усиливается противоправный ввоз на территорию
России   потребительских   товаров  без  уплаты  таможенных  пошлин  и
различных видов налогов.  Эти негативные явления приобрели  угрожающий
характер для экономической безопасности государства.
     Несмотря на принимаемые меры, эффективность работы контролирующих
и   правоохранительных   органов   по  борьбе  с  правонарушениями  во
внешнеэкономической сфере остается неадекватной складывающейся  в  ней
криминогенной  обстановке.  Некоторые  руководители правоохранительных
органов  на  местах  примиренчески  относятся   к   фактам   нарушений
указанного    законодательства,    не   в   полной   мере   используют
предоставленные   им   полномочия   для   выявления    и    пресечения
правонарушений,  затягивают  принятие решений о привлечении виновных к
установленной  законом  ответственности.  Расследование  по  уголовным
делам этой категории зачастую проводится некачественно,  по ним иногда
принимаются   незаконные   и   необоснованные   решения.   Большинство
раскрываемых  преступлений  относится к категории малозначительных,  к
уголовной  ответственности  привлекаются  в  основном   второстепенные
участники  преступлений.  Единичны  факты  разоблачения  международных
преступных группировок.  Медленно нарабатывается практика выявления  и
раскрытия  преступлений,  связанных  с  невозвращением  из-за  границы
средств в иностранной валюте.
     Прокуроры субъектов  Российской Федерации не рассматривают надзор
за  соблюдением  внешнеэкономического  законодательства   в   качестве
приоритетного  направления,  самоустранились  от координирующей роли в
этой сфере.
     Криминализация рыночных  отношений  во внешнеэкономической сфере,
отмеченные  негативные   процессы   и   тенденции   требуют   принятия
комплексных дополнительных мер организационного и правового характера.
     С учетом изложенного предлагаем:
     1. Руководителям  всех  уровней  органов прокуратуры,  внутренних
дел,   Федеральной    службы    безопасности,    налоговой    полиции,
Государственного таможенного комитета Российской Федерации:
     - считать одной из основных задач защиту интересов государства от
внешнеэкономических    преступлений.    Незамедлительно    осуществить
согласованные меры по усилению борьбы с преступлениями  и  нарушениями
законов во внешнеэкономической деятельности;
     - особое  внимание  обратить  на  разоблачение   коррумпированных
государственных    и   муниципальных   служащих,   занятых   в   сфере
внешнеэкономической  деятельности.  По  делам   наибольшей   сложности
практиковать     создание     следственных     групп,     обеспечивать
безотлагательную  подготовку  международных  следственных   поручений,
учитывая  длительность  их  исполнения.  Не  допускать необоснованного
прекращения и приостановления дел названной категории;
     - провести сверку материалов о нарушениях таможенного и валютного
законодательства, переданных в правоохранительные органы;
     - не  реже  одного раза в полугодие проводить совместные проверки
исполнения внешнеэкономического законодательства;
    - принять  меры  к  созданию в регионах единой информационной базы
правоохранительных и контролирующих органов о состоянии  законности  в
сфере  внешнеэкономической деятельности и обеспечить к ней доступ всех
заинтересованных государственных органов.
     2. Министрам  внутренних  дел республик,  начальникам ГУВД краев,
областей,  г.  г.  Москвы и Санкт -  Петербурга,  автономной  области,
автономных   округов,   начальникам   управлений   внутренних  дел  на
транспорте:
     - взять на особый контроль организацию работы УЭП (ОЭП) на данном
направлении, а также реализацию ими указаний и методик, подготовленных
МВД и ГУЭП МВД России по данной проблеме;
     - организовать работу  по  пресечению  преступлений  в  свободных
экономических и таможенных зонах;
     - усилить борьбу с контрабандным вывозом из России  стратегически
важных сырьевых ресурсов;
     - провести  комплекс  оперативно  -  розыскных   мероприятий   по
пресечению  контрабандного  ввоза  товаров  в  Россию  через  Северо -
Западный и другие регионы;
     - сосредоточить    основные    усилия    в   работе   на   уровне
республиканских,  краевых и областных подразделений  по  экономическим
преступлениям;   совершенствовать  уровень  взаимодействия  с  другими
службами,  правоохранительными  органами,  а  также  заинтересованными
министерствами и ведомствами.
     3. Начальникам управлений,  отделов Федеральной службы  налоговой
полиции Российской Федерации по республикам,  краям, областям, городам
федерального значения,  автономной области, автономным округам, отделу
по г. Ленинску и космодрому Байконур:
     - активизировать работу по  выявлению  налоговых  преступлений  и
правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности,  прежде всего
в отношении фирм,  осуществляющих операции по  экспорту  стратегически
важных сырьевых товаров из России (нефти,  нефтепродуктов,  древесины,
целлюлозы, цветных и редкоземельных металлов и т.д.);
     - усилить    контроль    за   работой   инофирм,   осуществляющих
финансово-хозяйственную   деятельность   и   получающих   прибыль   на
территории  России  за  счет  средств,  привлекаемых  из  местного или
федерального бюджета (строительство,  разработка полезных ископаемых и
т.п.).
     4. Начальникам      региональных      таможенных       управлений
Государственного таможенного комитета Российской Федерации:
     - повысить эффективность таможенного контроля в целях обеспечения
полноты  собираемости  налогов  и выявления правонарушений,  наносящих
ущерб экономике России;
     - завершить    в    I    полугодии    1997    года   формирование
специализированных оперативно - розыскных таможен;
     - выработать и внедрить в практику эффективные методы контроля за
деятельностью всех участников внешнеэкономических  операций,  повысить
выявляемость  таможенных  правонарушений  на  всех стадиях таможенного
контроля;
     - обеспечить  полное  и  всестороннее  производство  по  делам  о
нарушениях таможенных правил,  соблюдение законности при  производстве
по ним и их рассмотрении;
     - осуществлять своевременное и обоснованное  принятие  решений  о
возбуждении   уголовных  дел  по  признакам  преступлений,  проведение
дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;
     - принимать  все  необходимые  меры  в  соответствии с таможенным
законодательством Российской Федерации  по  розыску  лиц,  совершивших
таможенные правонарушения, и взысканию с них штрафов.
     5. Прокурорам  субъектов  Российской   Федерации,   транспортным,
военным и другим специализированным (на правах областных) прокурорам:
     - проверить законность принятых решений по материалам,  уголовным
делам данной категории;
     - проанализировать   работу   по   поддержанию   государственного
обвинения  по  указанным  делам,  принять  меры  к  повышению качества
поддержания государственного обвинения и своевременному опротестованию
незаконных и необоснованных судебных постановлений;
     - в   целях   возмещения   причиненного    ущерба    своевременно
использовать   обращения   в   арбитражные  суды  с  исками  в  защиту
государственных и общественных интересов;
     - опротестовать   незаконные   акты   государственных  органов  о
предоставлении таможенных льгот коммерческим и иным структурам.
     О проведенной    работе   по   исполнению   настоящего   указания
информировать соответствующие вышестоящие органы к 01.01.98.

Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции 1 класса
                                                          В.И. ДАВЫДОВ
10 апреля 1997 г.
N 15/7

Первый заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации,
генерал - полковник милиции
                                                       В.И. КОЛЕСНИКОВ
10 апреля 1997 г.
N 15/7

Заместитель Директора
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации,
генерал - полковник
                                                         А.А. БЕСПАЛОВ
10 апреля 1997 г.
N 15/7

Первый заместитель
Директора Федеральной
службы налоговой полиции
Российской Федерации,
генерал - лейтенант
налоговой полиции
                                                       В.И. ВОЛКОВСКИЙ
10 апреля 1997 г.
N 15/7

Заместитель Председателя
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации,
советник таможенной
службы 1 ранга
                                                          И.А. МЕЖАКОВ
10 апреля 1997 г.
N 15/7