О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЧС РОССИИ И МИНЗДРАВА РОССИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Приказ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 02.04.97 185

          О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЧС РОССИИ И МИНЗДРАВА РОССИИ ПО
          ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

                                ПРИКАЗ

      МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ
        СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

                           2 апреля 1997 г.
                                N 185

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                           2 апреля 1997 г.
                                 N 94

                                 (Д)


     В соответствии  с  Федеральным  законом  "О  защите  населения  и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций   природного   и   техногенного
характера"  от 21 декабря 1994 г.  N 68-ФЗ и в целях совершенствования
взаимодействия МЧС России и Минздрава России приказываем:
     1. Утвердить   и   ввести  в  действие  прилагаемое  Положение  о
взаимодействии МЧС России  и  Минздрава  России  по  предупреждению  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     2. Заместителям Министра,  начальникам департаментов и управлений
МЧС  России,  начальникам  региональных  центров  по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий,    заместителям    Министра,   руководителям   департамента,
управлений,  директору  Всероссийского   центра   медицины   катастроф
"Защита"    Минздрава   России,   руководителям   органов   управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечить  выполнение
требований Положения о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     3. Контроль   за  выполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя  Министра  Российской  Федерации  по   делам   гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий Челышева А.Н.  и первого заместителя Министра здравоохранения
Российской Федерации Москвичева А.М.

Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
                                                              С. Шойгу
2 апреля 1997 г.
N 185

Министр здравоохранения
Российской Федерации
                                                          Т. Дмитриева
2 апреля 1997 г.
N 94


                                                            Приложение

                                       к приказу МЧС РФ и Минздрава РФ
                                                 от 2 апреля 1997 года
                                                          N 185 / N 94

                              ПОЛОЖЕНИЕ

            о взаимодействии МЧС России и Минздрава России
         по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

                          1. Общие положения

     1. Настоящее    Положение    разработано    в    соответствии   с
постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г.
N  1113  "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций",  от 3 мая 1994 г.  N 420  "О  защите  жизни  и
здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций,  вызванных  стихийными  бедствиями,
авариями  и  катастрофами",  от  28  февраля  1996  г.  N 195 "Вопросы
Всероссийской службы медицины катастроф"  и  определяет  содержание  и
порядок  взаимодействия МЧС России и Минздрава России (далее именуются
-  Стороны)   по   предупреждению   и   ликвидации   медико-санитарных
последствий аварий,  опасных природных явлений, катастроф, стихийных и
иных бедствий.
    2. Взаимодействие  Сторон  -  согласованные  и  взаимосвязанные по
целям,  задачам,  месту,  времени,  объемам  и   способам   выполнения
совместные  действия  органов  управления  и  сил  по предупреждению и
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
    3. Целью  взаимодействия  Сторон  по  предупреждению  и ликвидации
медико-санитарных   последствий   чрезвычайных    ситуаций    является
обеспечение эффективного использования сил и средств, спасение жизни и
сохранение здоровья людей,  оказание пораженным всех видов медицинской
помощи  в  необходимых  объемах  и  в  оптимальные  сроки,  ликвидация
эпидемических очагов.
     4. Взаимодействие осуществляется на основе принципов:
     единства государственной  политики  в  области  предупреждения  и
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,   охраны  здоровья  населения  и
профилактики заболеваний;
     приоритета сохранения    жизни    и    здоровья   населения   при
возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными
бедствиями, авариями и катастрофами;
     единых подходов  и  критериев  при   прогнозировании   и   оценке
медико-санитарной  обстановки  при  различных  чрезвычайных ситуациях,
учете   возможностей   спасательных   и   медицинских   подразделений,
формирований и учреждений.
     5. Взаимодействие   Сторон   осуществляется    на    федеральном,
региональном, территориальном и местном уровнях единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций  в  режимах
повседневной   деятельности,   повышенной  готовности  и  чрезвычайной
ситуации.
     6. При   организации   взаимодействия   Стороны   руководствуются
законодательством  Российской  Федерации,  указами  и   распоряжениями
Президента   Российской   Федерации,   Постановлениями   Правительства
Российской Федерации,  ведомственными  нормативными  актами,  а  также
настоящим Положением.

        2. Содержание взаимодействия Сторон по предупреждению
                  и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     7. Взаимодействие   Сторон   по   предупреждению   и   ликвидации
медико-санитарных  последствий  чрезвычайных ситуаций осуществляется с
учетом возложенных на них задач по следующим направлениям:
     прогнозирование, наблюдение  и  оценка  социально-экономических и
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
     взаимный обмен   информацией   по   вопросам   предупреждения   и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, относящимся к компетенции Сторон;
     согласование решений о выделении сил и средств для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     согласование совместных действий по медицинской защите населения,
своевременному оказанию медицинской помощи пораженным,  организации  и
проведению   санитарно-гигиенических,  противоэпидемических  и  других
специальных мероприятий;
     координация работ  по  эвакуации  пораженных  из зон чрезвычайных
ситуаций;
     участие в  организации  обнаружения радиоактивного,  химического,
биологического     заражения     (загрязнения)     питьевой      воды,
продовольственного  сырья,  пищевых  продуктов  и  объектов окружающей
среды;
     обеспечение мероприятий  по  сохранению  здоровья личного состава
аварийно-спасательных  и  медицинских  подразделений,  формирований  и
учреждений,   других   лиц,   участвующих  в  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     создание и         использование        фондов        финансовых,
материально-технических  и  медицинских  ресурсов,   необходимых   для
ликвидации   медико-санитарных   последствий   чрезвычайных  ситуаций,
проведения гуманитарных акций;
     обучение спасателей   и   населения   приемам   оказания   первой
медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
     организация подготовки  (переподготовки)  руководящего  состава и
специалистов  в  области  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций и медицины катастроф;
     проведение совместных специальных тренировок и учений;
     выполнение мероприятий  по  медицинской реабилитации спасателей и
населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях;
     разработка и реабилитация целевых программ,  нормативных правовых
документов  в  области  предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных
ситуаций;
     участие в осуществлении  государственной  экспертизы,  надзора  и
контроля  в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций;
     участие в       выполнении       научно-исследовательских       и
опытно-конструкторских  работ  по  проблемам  медицинской   защиты   и
медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;
     международное сотрудничество в  области  организации  медицинской
помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
     8. В интересах взаимодействующих Сторон:
     МЧС России:
     обеспечивает информацией    медицинские    органы     управления,
формирования  и  учреждения Минздрава России об угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций, принимаемых решениях;
     организует и осуществляет поиск (обнаружение) пораженных, их сбор
и вынос (вывоз) из опасных зон;
     содействует в   создании   и   подготовке   медицинских   органов
управления,    формирований    и    учреждений    Минздрава    России,
предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     предоставляет каналы и средства  связи  для  органов  управления,
формирований и учреждений Минздрава России;
     осуществляет по заявкам Минздрава России доставку сил  и  средств
Всероссийской   службы   медицины   катастроф  в  районы  чрезвычайных
ситуаций;
     содействует в         организации         и         осуществлении
материально-технического обеспечения и охраны сил и средств  Минздрава
России, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     осуществляет доставку гуманитарных грузов медицинского  имущества
для пострадавшего населения;
     участвует в  выполнении   комплекса   санитарно-гигиенических   и
противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций;
     проводит подготовку   руководящего   состава    и    специалистов
здравоохранения  по  вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
     Минздрав России:
     предоставляет МЧС  России  данные  о  пораженных  в  чрезвычайных
ситуациях и поступивших в медицинские формирования и учреждения;
     участвует в  поиске  (обнаружении)  пораженных  и   оказании   им
медицинской помощи;
     участвует в медицинском обеспечении спасателей и лиц, принимающих
участие в ликвидации чрезвычайной ситуации;
     оказывает содействие   в   пополнении   медицинского    имущества
аварийно-спасательных подразделений и формирований;
     координирует выполнение      мероприятий      по      поддержанию
санитарно-эпидемиологического   благополучия   в   зонах  чрезвычайных
ситуаций и в местах размещения эвакуированного населения;
     создает запасы  медицинского  имущества и лекарственных средств в
установленных объемах,  поддерживает  их  в  готовности  к  экстренным
поставкам для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     разрабатывает документацию,  обеспечивающую   преемственность   в
оказании медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях;
     участвует в  медицинской  подготовке  спасателей   и   населения,
специальной подготовке медицинского состава МЧС России,  разрабатывает
и согласовывает необходимые для этого учебно-методические материалы.

          3. Порядок взаимодействия Сторон по предупреждению
                  и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     9. Взаимный  обмен  информацией  и  оповещение  осуществляется по
линии  оперативных  служб  Сторон  в  целях  своевременного  доведения
обстановки   об   угрозе   или  возникновении  чрезвычайной  ситуации.
Оповещение организуется:
     на федеральном  уровне - между 151 Центром управления в кризисных
ситуациях  МЧС  России  и  Всероссийским  центром  медицины  катастроф
"Защита" Минздрава России;
     на региональном уровне - между региональными  центрами  по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных  бедствий,  региональными   центрами   медицины   катастроф,
региональными центрами санитарно-эпидемиологического надзора;
     на территориальном и местном уровнях - между органами  управления
по  делам  гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,  создаваемыми
при органах исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  и
местного   самоуправления,   органами   управления   здравоохранением,
центрами медицины катастроф и  центрами  санитарно-эпидемиологического
надзора.
     10. Структурными подразделениями осуществляющими взаимодействие в
повседневной деятельности являются:
     от МЧС России:
     на федеральном  уровне  -  Департамент  управления  и Медицинское
управление МЧС России;
     на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий;
     на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе или при органах
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и   местного
самоуправления.
     от Минздрава России:
     на федеральном  уровне  -  Всероссийский центр медицины катастроф
"Защита",  Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава
России;
     на региональном уровне - региональные центры медицины катастроф и
региональные центры санитарно-эпидемиологического надзора;
     на территориальном  и  местном  уровнях   -   органы   управления
здравоохранением,     центры     медицины     катастроф    и    центры
санитарно-эпидемиологического надзора.
     При необходимости   взаимодействие   могут   осуществлять  другие
структурные подразделения Сторон.
     11. Взаимодействие    МЧС    России   и   Минздрава   России   по
предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций регламентируется планами взаимодействия,  разрабатываемыми на
федеральном, региональном и местном уровнях.
     В планах   определяются   конкретные   обязательства   Сторон  по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. План взаимодействия
включает   таблицу   взаимодействия,   пояснительную   записку  и  при
необходимости - карту (схему).
     12. При   угрозе   возникновения   и  возникновении  чрезвычайной
ситуации Стороны уточняют и согласовывают:
     прогнозируемую (сложившуюся) обстановку,  санитарные потери среди
населения,   санитарно-эпидемическое   состояние   зоны   чрезвычайной
ситуации;
     принимаемые (принятые) решения;
     состав сил   и  средств  для  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,
порядок их доставки, действий и наращивания;
     организацию медицинского   обеспечения  пострадавшего  населения,
выполнение специальных медицинских и противоэпидемических  мероприятий
в зонах чрезвычайных ситуаций;
     организацию эвакуации пораженных в лечебные учреждения;
     организацию связи;
     наличие, порядок использования и пополнения запасов  медицинского
имущества,  необходимого  для ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций;
     вопросы материально-технического  обеспечения сил,  участвующих в
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     объем предоставляемой   информации   и   порядок   информирования
населения о степени риска для  здоровья  и  условий  жизнедеятельности
людей в результате чрезвычайных ситуаций;
     другие вопросы в зависимости от конкретной ситуации.
     13. Привлечение   сил  и  средств  Сторон  для  предотвращения  и
ликвидации   медико-санитарных   последствий   чрезвычайных   ситуаций
осуществляется в установленном порядке.
     14. Вопросы взаимодействия Сторон по предупреждению и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций рассматриваются в рабочем порядке, на заседаниях
Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,   Межведомственной  координационной  комиссии  Всероссийской
службы медицины катастроф,  комиссий по чрезвычайным ситуациям органов
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации  и  органов
местного    самоуправления,     региональных     и     территориальных
межведомственных координационных комиссий медицины катастроф.

Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
                                                            А. Челышев

Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
                                                          А. Москвичев