О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЧС РОССИИ И МИНЗДРАВА РОССИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 2 апреля 1997 г. N 185 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 2 апреля 1997 г. N 94 (Д) В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ и в целях совершенствования взаимодействия МЧС России и Минздрава России приказываем: 1. Утвердить и ввести в действие прилагаемое Положение о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Заместителям Министра, начальникам департаментов и управлений МЧС России, начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, заместителям Министра, руководителям департамента, управлений, директору Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение требований Положения о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Челышева А.Н. и первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Москвичева А.М. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. Шойгу 2 апреля 1997 г. N 185 Министр здравоохранения Российской Федерации Т. Дмитриева 2 апреля 1997 г. N 94 Приложение к приказу МЧС РФ и Минздрава РФ от 2 апреля 1997 года N 185 / N 94 ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 1. Общие положения 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" и определяет содержание и порядок взаимодействия МЧС России и Минздрава России (далее именуются - Стороны) по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий. 2. Взаимодействие Сторон - согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту, времени, объемам и способам выполнения совместные действия органов управления и сил по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. 3. Целью взаимодействия Сторон по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций является обеспечение эффективного использования сил и средств, спасение жизни и сохранение здоровья людей, оказание пораженным всех видов медицинской помощи в необходимых объемах и в оптимальные сроки, ликвидация эпидемических очагов. 4. Взаимодействие осуществляется на основе принципов: единства государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний; приоритета сохранения жизни и здоровья населения при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами; единых подходов и критериев при прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки при различных чрезвычайных ситуациях, учете возможностей спасательных и медицинских подразделений, формирований и учреждений. 5. Взаимодействие Сторон осуществляется на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. 6. При организации взаимодействия Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными актами, а также настоящим Положением. 2. Содержание взаимодействия Сторон по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 7. Взаимодействие Сторон по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом возложенных на них задач по следующим направлениям: прогнозирование, наблюдение и оценка социально-экономических и медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относящимся к компетенции Сторон; согласование решений о выделении сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; согласование совместных действий по медицинской защите населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным, организации и проведению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий; координация работ по эвакуации пораженных из зон чрезвычайных ситуаций; участие в организации обнаружения радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды, продовольственного сырья, пищевых продуктов и объектов окружающей среды; обеспечение мероприятий по сохранению здоровья личного состава аварийно-спасательных и медицинских подразделений, формирований и учреждений, других лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание и использование фондов финансовых, материально-технических и медицинских ресурсов, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, проведения гуманитарных акций; обучение спасателей и населения приемам оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях; организация подготовки (переподготовки) руководящего состава и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и медицины катастроф; проведение совместных специальных тренировок и учений; выполнение мероприятий по медицинской реабилитации спасателей и населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях; разработка и реабилитация целевых программ, нормативных правовых документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам медицинской защиты и медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях; международное сотрудничество в области организации медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. 8. В интересах взаимодействующих Сторон: МЧС России: обеспечивает информацией медицинские органы управления, формирования и учреждения Минздрава России об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принимаемых решениях; организует и осуществляет поиск (обнаружение) пораженных, их сбор и вынос (вывоз) из опасных зон; содействует в создании и подготовке медицинских органов управления, формирований и учреждений Минздрава России, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставляет каналы и средства связи для органов управления, формирований и учреждений Минздрава России; осуществляет по заявкам Минздрава России доставку сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф в районы чрезвычайных ситуаций; содействует в организации и осуществлении материально-технического обеспечения и охраны сил и средств Минздрава России, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществляет доставку гуманитарных грузов медицинского имущества для пострадавшего населения; участвует в выполнении комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций; проводит подготовку руководящего состава и специалистов здравоохранения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Минздрав России: предоставляет МЧС России данные о пораженных в чрезвычайных ситуациях и поступивших в медицинские формирования и учреждения; участвует в поиске (обнаружении) пораженных и оказании им медицинской помощи; участвует в медицинском обеспечении спасателей и лиц, принимающих участие в ликвидации чрезвычайной ситуации; оказывает содействие в пополнении медицинского имущества аварийно-спасательных подразделений и формирований; координирует выполнение мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций и в местах размещения эвакуированного населения; создает запасы медицинского имущества и лекарственных средств в установленных объемах, поддерживает их в готовности к экстренным поставкам для ликвидации чрезвычайных ситуаций; разрабатывает документацию, обеспечивающую преемственность в оказании медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях; участвует в медицинской подготовке спасателей и населения, специальной подготовке медицинского состава МЧС России, разрабатывает и согласовывает необходимые для этого учебно-методические материалы. 3. Порядок взаимодействия Сторон по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 9. Взаимный обмен информацией и оповещение осуществляется по линии оперативных служб Сторон в целях своевременного доведения обстановки об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации. Оповещение организуется: на федеральном уровне - между 151 Центром управления в кризисных ситуациях МЧС России и Всероссийским центром медицины катастроф "Защита" Минздрава России; на региональном уровне - между региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, региональными центрами медицины катастроф, региональными центрами санитарно-эпидемиологического надзора; на территориальном и местном уровнях - между органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемыми при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органами управления здравоохранением, центрами медицины катастроф и центрами санитарно-эпидемиологического надзора. 10. Структурными подразделениями осуществляющими взаимодействие в повседневной деятельности являются: от МЧС России: на федеральном уровне - Департамент управления и Медицинское управление МЧС России; на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. от Минздрава России: на федеральном уровне - Всероссийский центр медицины катастроф "Защита", Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России; на региональном уровне - региональные центры медицины катастроф и региональные центры санитарно-эпидемиологического надзора; на территориальном и местном уровнях - органы управления здравоохранением, центры медицины катастроф и центры санитарно-эпидемиологического надзора. При необходимости взаимодействие могут осуществлять другие структурные подразделения Сторон. 11. Взаимодействие МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций регламентируется планами взаимодействия, разрабатываемыми на федеральном, региональном и местном уровнях. В планах определяются конкретные обязательства Сторон по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. План взаимодействия включает таблицу взаимодействия, пояснительную записку и при необходимости - карту (схему). 12. При угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации Стороны уточняют и согласовывают: прогнозируемую (сложившуюся) обстановку, санитарные потери среди населения, санитарно-эпидемическое состояние зоны чрезвычайной ситуации; принимаемые (принятые) решения; состав сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок их доставки, действий и наращивания; организацию медицинского обеспечения пострадавшего населения, выполнение специальных медицинских и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций; организацию эвакуации пораженных в лечебные учреждения; организацию связи; наличие, порядок использования и пополнения запасов медицинского имущества, необходимого для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; вопросы материально-технического обеспечения сил, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций; объем предоставляемой информации и порядок информирования населения о степени риска для здоровья и условий жизнедеятельности людей в результате чрезвычайных ситуаций; другие вопросы в зависимости от конкретной ситуации. 13. Привлечение сил и средств Сторон для предотвращения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в установленном порядке. 14. Вопросы взаимодействия Сторон по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций рассматриваются в рабочем порядке, на заседаниях Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Межведомственной координационной комиссии Всероссийской службы медицины катастроф, комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, региональных и территориальных межведомственных координационных комиссий медицины катастроф. Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А. Челышев Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации А. Москвичев |