ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 15.09.00). Постановление. Правительство РФ. 25.04.97 490

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          25 апреля 1997 г.
                                N 490

                                (ЮИАИ)




     В соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "О защите прав
потребителей"  (Ведомости   Съезда   народных   депутатов   Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,  1992,  N 15,  ст.
766;  Собрание законодательства Российской Федерации,  1996,  N 3, ст.
140) Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления гостиничных услуг
в Российской Федерации.
     2. Признать утратившими силу:
     Постановление Правительства  Российской Федерации от 15 июня 1994
г.  N 669 "Об утверждении Правил предоставления  гостиничных  услуг  в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1994, N 8, ст. 871);
     последний абзац  Постановления Правительства Российской Федерации
от  28  февраля  1996  г.  N  199  "О  внесении  изменений  в  решения
Правительства   Российской   Федерации"   (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 1996, N 10, ст. 948).

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                        В. Черномырдин
25 апреля 1997 г.
N 490


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 25 апреля 1997 года
                                                                 N 490


                               ПРАВИЛА
       ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          I. Общие положения

     1. Настоящие  Правила  разработаны  в  соответствии   с   Законом
Российской  Федерации  "О  защите прав потребителей" (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации,  1992,  N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской
Федерации,  1996,  N 3,  ст.  140) и регулируют  отношения  в  области
предоставления гостиничных услуг (далее именуются - услуги).
     2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах, означают:
     "гостиница" -   имущественный  комплекс  (здание,  часть  здания,
оборудование и иное  имущество),  предназначенный  для  предоставления
услуг;
     "потребитель" -  гражданин,  имеющий  намерение   заказать   либо
заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных,
домашних   и   иных    нужд,    не    связанных    с    осуществлением
предпринимательской деятельности;
     "исполнитель" -   организация   независимо  от  организационно  -
правовой формы,  а также индивидуальный  предприниматель,  оказывающие
услуги потребителям по возмездному договору.

            II. Информация об услугах, порядок оформления
                проживания в гостинице и оплаты услуг

     3. Исполнитель   обязан  довести  до  сведения  потребителя  свое
фирменное наименование (наименование),  место нахождения  (юридический
адрес)  и режим работы.  Исполнитель размещает указанную информацию на
вывеске.
     Исполнитель -  индивидуальный предприниматель должен предоставить
потребителю  информацию  о   своей   государственной   регистрации   и
наименовании зарегистрировавшего его органа.
     4. Исполнитель  обязан  своевременно  предоставлять   потребителю
необходимую   и  достоверную  информацию  об  услугах,  обеспечивающую
возможность их правильного выбора.
     Информация размещается    в    помещении,   предназначенном   для
оформления проживания,  в удобном для обозрения месте и в обязательном
порядке включает в себя:
     настоящие Правила;
     сведения об исполнителе и номер его контактного телефона;
     свидетельство о присвоении гостинице  соответствующей  категории,
если категория присваивалась;
     сведения о   подтверждении   соответствия   услуг   установленным
требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган,
его выдавший,  или регистрационный номер  декларации  о  соответствии,
срок ее действия,  наименование исполнителя,  принявшего декларацию, и
орган, ее зарегистрировавший);
     сведения о  номере  лицензии,  сроке  ее  действия,  об   органе,
выдавшем    лицензию,    если   данный   вид   деятельности   подлежит
лицензированию;
     извлечения из    государственного   стандарта,   устанавливающего
требования в области оказания услуг;
     цену номеров (места в номере);
     перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);
     перечень и  цену  дополнительных услуг,  оказываемых за отдельную
плату;
     сведения о форме и порядке оплаты услуг;
     предельный срок  проживания  в  гостинице,  если  он   установлен
исполнителем;
     перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также
перечень  льгот,  предоставляемых  при оказании услуг в соответствии с
законами и иными нормативными правовыми актами;
     порядок проживания в гостинице;
     сведения о   работе   размещенных   в    гостинице    предприятий
общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.;
     сведения об  органе  по  защите  прав  потребителей  при  местной
администрации, если такой орган имеется;
     сведения о вышестоящей организации.
     Исполнитель обязан  обеспечить наличие в каждом номере информации
о порядке проживания в гостинице,  правил противопожарной безопасности
и правил пользования электробытовыми приборами.
     Указанная информация должна доводиться до  сведения  потребителей
на  русском  языке  и дополнительно,  по усмотрению исполнителя,  - на
государственных языках субъектов Российской Федерации и родных  языках
народов Российской Федерации.
     5. Исполнитель  обязан  обеспечить   предоставление   льгот   при
оказании   услуг   тем   категориям   граждан,  которым  такие  льготы
предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами.
     6. Исполнитель  вправе  заключать  договор на бронирование мест в
гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а
также  путем  принятия  заявки  на  бронирование посредством почтовой,
телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка
исходит от потребителя.
     В случае опоздания потребителя с него взимается  кроме  платы  за
бронирование  также  плата  за  фактический  простой  номера  (места в
номере),  но не более чем за сутки.  При опоздании более чем на  сутки
бронь  аннулируется.  В случае отказа потребителя оплатить бронь,  его
размещение в гостинице производится в порядке общей очереди.
     7. Исполнитель  -  коммерческая  организация  обязан  заключить с
потребителем договор на предоставление  услуг,  кроме  случаев,  когда
отсутствует   возможность  предоставления  услуг,  в  том  числе  если
учредительными  документами  исполнителя  или  гражданско  -  правовым
договором,  заключенным с ним, предусмотрена обязанность исполнителя в
определенном порядке предоставлять  услуги  соответствующей  категории
лиц.
     8. Договор на предоставление услуг заключается  при  предъявлении
потребителем  паспорта  или  военного билета,  удостоверения личности,
иного   документа,   оформленного   в    установленном    порядке    и
подтверждающего личность потребителя.
     При оформлении  проживания   в   гостинице   исполнитель   выдает
квитанцию   (талон)   или  иной  документ,  подтверждающий  заключение
договора на оказание услуг, который должен содержать:
     наименование исполнителя  (для  индивидуальных предпринимателей -
фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
     фамилию, имя, отчество потребителя;
     сведения о предоставляемом номере (месте в номере);
     цену номера (места в номере);
     другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.
     9. Исполнитель  вправе  установить  предельный  срок проживания в
гостинице, одинаковый для всех потребителей.
     10. Исполнитель   должен   обеспечить  круглосуточное  оформление
потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее.
     11. Исполнитель  не  вправе  без  согласия  потребителя выполнять
дополнительные услуги  за  плату.  Потребитель  вправе  отказаться  от
оплаты   таких   услуг,   а  если  они  оплачены,  потребитель  вправе
потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
     Запрещается обуславливать  выполнение  одних  услуг  обязательным
оказанием других услуг.
     12. Цена номера (места  в  номере),  а  также  форма  его  оплаты
устанавливаются исполнителем.
     Исполнителем может  быть  установлена  посуточная  или  почасовая
оплата проживания.
     Исполнитель определяет  перечень  услуг,  которые  входят  в цену
номера (места в номере).
     Потребитель обязан   оплатить  оказанную  исполнителем  в  полном
объеме услугу после принятия ее потребителем.  С согласия  потребителя
услуга  может быть оплачена им при заключении договора в полном объеме
или путем выдачи аванса.
     13. Плата за проживание в гостинице взимается  в  соответствии  с
единым расчетным часом - с 12 часов текущих суток по местному времени.
     При размещении до расчетного часа (с 0  до  12  часов)  плата  за
проживание не взимается.
     В случае  задержки  выезда  потребителя   плата   за   проживание
взимается в следующем порядке:
     не более 6 часов после расчетного часа - почасовая оплата;
     от 6 до 12 часов после расчетного часа - плата за половину суток;
     от 12 до 24 часов после расчетного часа - плата за  полные  сутки
(если нет почасовой оплаты).
     При проживании не более суток (24 часов) плата взимается за сутки
независимо от расчетного часа.
     Исполнитель с учетом местных особенностей вправе изменить  единый
расчетный час.

                  III. Порядок предоставления услуг

     14. Качество   предоставляемых   услуг   должно   соответствовать
условиям договора,  а при отсутствии или неполноте условий договора  -
требованиям, обычно предъявляемым к этим услугам.
     Если нормативными  правовыми  актами  предусмотрены  обязательные
требования   к   услугам,   качество   предоставляемых   услуг  должно
соответствовать этим требованиям.
     Материально -   техническое  обеспечение  гостиницы,  перечень  и
качество  предоставляемых  услуг  должны  соответствовать  требованиям
присвоенной ей категории.
     15. Исполнитель    обязан    предоставить     потребителю     без
дополнительной оплаты следующие виды услуг:
     вызов скорой помощи;
     пользование медицинской аптечкой;
     доставка в номер корреспонденции по ее получении;
     побудка к определенному времени;
     предоставление кипятка,  иголок, ниток, одного комплекта посуды и
столовых приборов.
     16. Порядок проживания в гостинице устанавливается исполнителем.
     17. Исполнитель   в  соответствии  со  статьей  925  Гражданского
кодекса   Российской   Федерации   отвечает   за   сохранность   вещей
потребителя.
     В случае обнаружения забытых вещей исполнитель обязан  немедленно
уведомить   об   этом   владельца  вещей.  Если  лицо,  имеющее  право
потребовать  забытую  вещь,  или  место  его  пребывания   неизвестны,
исполнитель  обязан  заявить  о  находке  в милицию или орган местного
самоуправления.
     18. В   организациях  общественного  питания,  связи  и  бытового
обслуживания,  размещенных в гостинице, лица, проживающие в гостинице,
обслуживаются вне очереди.
     19. Потребитель  обязан  соблюдать   установленный   исполнителем
порядок проживания и правила противопожарной безопасности.
     20. Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание  услуги  в
любое  время,  уплатив  исполнителю  часть  цены пропорционально части
оказанной услуги до  получения  извещения  о  расторжении  договора  и
возместив  исполнителю  расходы,  произведенные  им до этого момента в
целях исполнения договора,  если они не входят в указанную часть  цены
услуги.

            IV. Ответственность исполнителя и потребителя
                       за предоставление услуг

     21. Потребитель  при  обнаружении  недостатков  оказанной  услуги
вправе по своему выбору потребовать:
     безвозмездного устранения недостатков;
     соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу.
     Потребитель вправе  расторгнуть договор на предоставление услуг и
потребовать   полного   возмещения   убытков,   если   исполнитель   в
установленный срок не устранил эти недостатки.
     Потребитель также вправе расторгнуть договор,  если он  обнаружил
существенные  недостатки  в  оказанной  услуге  или  иные существенные
отступления от условий договора.
     Исполнитель должен  устранить  недостатки  оказанной   услуги   в
течение  часа  с  момента  предъявления  потребителем соответствующего
требования.
     Требования потребителя  об  уменьшении  цены оказанной услуги,  а
также о  возмещении  убытков,  причиненных  расторжением  договора  на
предоставление услуг, подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня
предъявления соответствующего требования.
     Потребитель вправе  потребовать также полного возмещения убытков,
причиненных  ему  в  связи  с  недостатком  оказанной  услуги.  Убытки
возмещаются в сроки,  установленные для удовлетворения соответствующих
требований потребителя.
     Удовлетворение требований  потребителя о безвозмездном устранении
недостатков  при  оказании  услуг  не   освобождает   исполнителя   от
ответственности   в  форме  неустойки  за  нарушение  срока  окончания
оказания услуги.
     22. За  нарушение  сроков  удовлетворения  отдельных   требований
потребителя  исполнитель  уплачивает  потребителю за каждый час (день,
если срок определен в днях) просрочки неустойку  (пени)  в  размере  3
процентов  суточной  цены  номера  (места в номере) или цены отдельной
услуги, если ее можно определить.
     23. За  нарушение  сроков  начала  оказания  услуг по договору на
бронирование мест в гостинице исполнитель  уплачивает  потребителю  за
каждый  день просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов суточной
цены забронированных мест.
     Если исполнитель  нарушил сроки начала оказания услуг по договору
на бронирование мест в гостинице, потребитель по своему выбору вправе:
     назначить исполнителю новый срок;
     потребовать уменьшения цены за оказанные услуги;
     расторгнуть договор об оказании услуги.
     Потребитель вправе потребовать также полного возмещения  убытков,
причиненных  ему  в связи с нарушением сроков оказания услуги.  Убытки
возмещаются в сроки,  установленные для удовлетворения соответствующих
требований потребителя.
     Назначенные потребителем новые сроки оказания услуги  указываются
в договоре об оказании услуги.
     При расторжении  потребителем  договора  об  оказании  услуги  по
договору  на  бронирование  мест  в  гостинице  исполнитель  не вправе
требовать возмещения своих затрат,  произведенных в процессе  оказания
услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением случая, если
потребитель принял оказанную услугу.
     24. Исполнитель  в  соответствии  с  законодательством Российской
Федерации несет ответственность за вред,  причиненный жизни,  здоровью
или имуществу потребителя вследствие недостатков при оказании услуг, а
также компенсирует моральный вред,  причиненный потребителю нарушением
прав потребителя.
     25. В  случае нарушения исполнителем настоящих Правил защита прав
потребителей,  предусмотренных законодательством Российской Федерации,
осуществляется  в порядке,  установленном Законом Российской Федерации
"О защите прав потребителей".
     26. Потребитель  в  соответствии  с  законодательством Российской
Федерации возмещает ущерб в случае утраты  или  повреждения  имущества
гостиницы, а также несет ответственность за иные нарушения.
     27. Контроль  за  соблюдением  настоящих  Правил   осуществляется
федеральным  антимонопольным  органом (его территориальными органами),
другими    федеральными    органами    исполнительной    власти    (их
территориальными  органами) и органами санитарно - эпидемиологического
надзора в пределах их компетенции.