ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 15 апреля 1997 г. N 02-12/6938 (Д) Для учета в работе, в связи с поступающими в ГТК России из таможенных органов и различных организаций писем и запросов по вопросу оборудования таможенных складов (ТС) и складов временного хранения (СВХ) аппаратурой радиационного контроля, направляю разъяснение по указанному вопросу. Таможенным кодексом Российской Федерации и рядом Постановлений Правительства Российской Федерации (от 16 марта 1996 г. N 291, от 8 мая 1996 г. N 574, от 7 марта 1997 г. N 264) на таможенные органы была возложена дополнительная функция по проведению таможенного контроля радиоактивных материалов. В соответствии с федеральной целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1996 г. N 1052, таможенным органам необходимо повысить надежность таможенного контроля за перемещением делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ). Учитывая изложенное, а также в целях реализации Закона "О радиационной безопасности населения", в таможенные органы были направлены письма ГТК России от 20.11.96 N 01-15/20580, от 19.12.96 N 01-15/22647 и от 06.01.97 N 02-12/138 об уточнении конкретных требований к обустройству ТС и СВХ для осуществления таможенного контроля за товарами, предполагаемыми для хранения на этих складах. К этим требованиям относятся введение в состав оборудования склада стационарной таможенной системы обнаружения ДРМ "Янтарь" в необходимой для конкретных условий комплектации или поисковых микропроцессорных дозиметров ДРС-РМ1401. Вышеуказанные письма были подготовлены в соответствии с Приказами ГТК России от 10 августа 1993 г. N 314 и от 7 октября 1993 г. N 388, которыми были утверждены соответственно Положение о таможенных складах и Положение о временном хранении (складах временного хранения). Основные особенности указанных складов следующие: - территория ТС и СВХ является зоной таможенного контроля; - в выдаче лицензии на учреждение ТС или СВХ может быть отказано в случаях, если обустройство помещений, предназначенных для этих складов, не соответствует указанным Положениям и не отвечает требованиям таможни, если таможня в силу объективных причин не может в полной мере осуществлять таможенный контроль за товарами, предполагаемыми для хранения на складе, а также в иных случаях, когда имеются достаточные основания для отказа; - обустройство складов должно исключать возможность поступления товаров и изъятие их со склада помимо таможенного контроля и обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе; - таможня вправе устанавливать конкретные требования к обустройству таможенного склада. Дооборудование и техническое обслуживание стационарной таможенной системы "Янтарь" или поискового дозиметра ДРС-РМ1401 должно производиться в соответствии с этими Положениями владельцем складов за его счет. Указанные технические средства остаются на балансе склада и передаются таможенным органам только для их использования при проведении таможенного контроля. В качестве основных модификаций системы "Янтарь" в условиях ТС и СВХ были предложены два варианта ее исполнения - "Янтарь-1С" и "Янтарь-2С", стоимость которых составляет ориентировочно 6,7 тыс. дол. и 12,0 тыс. дол. США ( без учета НДС) соответственно, что в 2 раза меньше стоимости аналогичных мониторов США. Основные характеристики рекомендуемых для размещения на ТС и СВХ систем "Янтарь-1С" и "Янтарь-2С" были приведены в письме ГТК России от 06.01.97 N 01-12/138. ТС и СВХ, размещаемые в аэропортах и портах, открытых для международного сообщения, в пунктах пропуска через государственную или таможенную границу, должны дооборудоваться системами "Янтарь" в необходимом для конкретных условий варианте исполнения - "Янтарь-1П", "Янтарь-2П", "Янтарь-3П", "Янтарь-1Ж", "Янтарь-2Ж", "Янтарь-1А", "Янтарь-1А", - в том случае, если технологией таможенного контроля данного пункта пропуска не предусмотрен радиационный контроль аналогичными системами товаров и транспортных средств, ввозимых на склад и вывозимых со склада непосредственно при их перемещении через таможенную границу. При этом следует отметить, что система "Янтарь" разрабатывалась НПЦ "Аспект" (г. Дубна) по ТЗ ГТК России. В связи с отсутствием в России на момент разработки системы нормативных документов, определяющих типовые требования к данному классу аппаратуры и порядок проведения их испытаний, ТЗ на систему было разработано на основании требований стандартов США к радиационным мониторам. Опытные образцы системы "Янтарь" прошли испытания в Российском федеральном ядерном центре - ВНИИТФ (г. Снежинск) на фактических ядерных материалах (уран-235, уран-238, плутоний-239) по программе и методике, основанной также на требованиях американских стандартов. В дальнейшем в Лос-Аламосской национальной лаборатории США были проведены сравнительные испытания системы "Янтарь" с аналогичными американскими мониторами фирм TSA и Канберра. По результатам испытаний Лос-Аламосской национальной лабораторией был выдан системе "Янтарь" сертификат соответствия требованиям стандартов США (ASTM) С1237-93, С1112-93, С993-92. Стационарная таможенная система "Янтарь" адаптирована к технологии таможенного контроля, имеет устройство документирования срабатываний, а также ряд других эксплуатационных достоинств. В этом году Минатом России с участием Госстандарта России начал первые попытки по разработке Российского государственного стандарта "Оборудование радиационного контроля специальных ядерных материалов. Общие технические требования. Методы испытаний". Так в марте с.г. отработка этого разрабатываемого стандарта проводилась на системе "Янтарь" в различных комплектациях по программе, утвержденной ГП ВНИИМ им. Менделеева Госстандарта России в РФЯЦ-ВНИИТФ. В настоящее время ГП ВНИИМ им. Менделеева Госстандарта России оформляет акт сертификационных испытаний системы "Янтарь". Следует отметить, что указанные сертификационные испытания аппаратуры данного типа с участием представителей Госстандарта России на фактических ядерных материалах проводились впервые. В отдельных обоснованных случаях, с учетом особенностей конкретного склада, по решению начальника регионального таможенного управления или Управления организации таможенного контроля (для таможен, непосредственно подчиненных ГТК России) допускается в состав оборудования ТС и СВХ вводить вместо системы "Янтарь" - поисковые микропроцессорные дозиметры ДРС-РМ1401, передаваемые владельцами складов в пользование сотрудникам соответствующих таможенных органов. Указанное решение должно приниматься в случае возможности организации таможенным органом радиационного таможенного контроля на складе переносными поисковыми дозиметрами ДРС-РМ1401. Поисковый дозиметр ДРС-РМ1401 разрабатывался СП "Полимастер" (г. Минск) также по ТЗ ГТК России и удовлетворяет требованиям по обнаружению ДРМ и эксплуатационным характеристикам при таможенном контроле. Ориентировочная его стоимость 1200 долл. США. Выбор предприятий - разработчиков стационарной таможенной системы "Янтарь" и поискового прибора ДРС-РМ1401 был осуществлен на основе конкурса, проведенного в 1995 году ГТК России в РФЯЦ-ВНИИТФ, с участием 14 зарубежных и российских организаций. ГТК России до введения в действие вышеуказанного Российского государственного стандарта готов рассмотреть предложения любого предприятия - разработчика радиационных мониторов, при условии представления результатов испытаний этих систем, проведенных в РФЯЦ-ВНИИТФ по той же программе, по которой проверялась система "Янтарь" на соответствие стандартов США (ASTM) С1237-93, С1112-93, С993-92. Мнение отдельных организаций о том, что ввоз радиоактивных материалов необходимо контролировать только на пограничных пунктах пропуска ошибочно, так как при этом не все радиоактивные материалы (особенно перемещаемые автомобильным и железнодорожным транспортом, с учетом защитных свойств контейнеров и стенок транспортных средств) могут быть выявлены на пограничных пунктах пропуска. При поступлении ввозимых в Российскую Федерацию товаров на склады производится их перегрузка, сортировка, переупаковка, в ходе которых выявление в них радиоактивных материалов значительно упрощается. Кроме того, организация контроля радиоактивных материалов на складах при вывозе товаров и транспортных средств из Российской Федерации не позволит выявленные радиоактивные материалы перемещать по территории России до пограничных пунктов пропуска. При этом, в случае отсутствия такого контроля на складах, радиоактивные материалы, помещаемые на него, будут подвергать радиоактивному облучению другие товары, а также людей. С учетом изложенного, вышеуказанные письма ГТК России по уточнению конкретных требований по обустройству таможенных складов и складов временного хранения техническими средствами радиационного контроля для организации таможенного контроля не противоречат Таможенному кодексу и положениям о складах. Начальник Управления организации таможенного контроля ГТК России А.Г. ВАСИЛЬЕВ 15 апреля 1997 г. N 02-12/6938 |