О НЕОБХОДИМОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ОТДЕЛОВ ДОЗНАНИЯ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 12 мая 1997 г. N 11-01/2252 УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ 12 мая 1997 г. (Д) С момента наделения таможенных органов функциями дознания количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами, резко возрастало до 1996 года. В 1993 году - 1027 уголовных дел, в 1994 году - 2303, а в 1995 году - 3919. В 1996 году в производстве таможенных органов с учетом поступивших из других правоохранительных ведомств находилось 3627 уголовных дел, что на 413 дел меньше, чем в 1995 году (4040). Из них непосредственно таможенными органами возбуждено 3363 дела (в 1995 году - 3919 или на 14,2% больше). В 1996 году передано в следственные органы либо в прокуратуру 3192 уголовных дела, из них с обвинительным заключением - 77 (в 1995 году - 3867, из них с обвинительными заключениями 50, т.е. на 17,5% больше). Приведенные данные указывают на общее ослабление работы таможенных органов по борьбе с уголовно-наказуемыми таможенными правонарушениями. Наряду с уменьшением количественных показателей, характеризующих состояние дознания, резко ухудшились и качественные показатели дознания. Так, по подозрению в совершении преступлений задержано 640 человек, из них только в отношении 291, т.е. менее половины задержанных, избрана мера пресечения - заключение под стражу, а остальные подозреваемые освобождены. Из 3627 находящихся в 1996 году в производстве таможенных органов уголовных дел самими таможенными органами прекращено на стадии дознания 201 дело, причем 115 прекращено за отсутствием события или состава преступления. По сравнению с 1995 годом количество прекращенных уголовных дел по этим основаниям возросло более чем в 2 раза. С нарушением сроков, предусмотренных ч.ч.1 или 2 статьи 121 УПК РСФСР окончено производством 53 уголовных дела, причем 35 дел находились в производстве более 1 месяца без продления сроков дознания прокурором. 145 уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей в крупных размерах приостановлено самими таможенными органами по ст.195 УПК РСФСР, т.е. в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, либо в связи с тем, что обвиняемый скрылся. Последнее свидетельствует как о низком качестве неотложных следственных действий либо запоздалом их проведении, так и об отсутствии надлежащей помощи отделам дознания со стороны отделов по борьбе с таможенными правонарушениями. В 1996 году в таможенные органы было возвращено для проведения дополнительного расследования по причине неполноты расследования 61 дело (1995 год - только 3). В 1997 году негативные тенденции в работе таможенных органов по линии дознания продолжают усугубляться. В частности, в январе с.г. в целом уменьшилось количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами на 28,6%, а в феврале 1997 года - на 29,5% по сравнению с январем-февралем 1996 года. Возникает вопрос, в чем причина обвального сокращения количества возбужденных в 1996 году и в январе-феврале 1997 года таможенными органами уголовных дел, сопряженного с резким ухудшением качества дознания. Казалось бы, за 1994-1997 г.г. ГТК России, УБТП и Российская таможенная академия наработали и довели до всех таможенных органов подготовленные на высоком профессиональном уровне многочисленные методические рекомендации и разъяснения, касающиеся дознания, издано учебное пособие по вопросам правоохранительной деятельности таможенных органов. Целевым назначением выделены дополнительные штатные единицы для укрепления отделов дознания таможенных органов, систематически проводились занятия по профессиональному обучению дознавателей, были разработаны и доведены до таможенных органов табели оснащенности (положенности) криминалистической техникой отделов дознания и отделов таможенных расследований, приняты меры по финансовому обеспечению реализации последних, начали функционировать в качестве ведомственных экспертных учреждений региональные таможенные лаборатории. Однако принятые ГТК России меры не использовались руководителями таможенных органов для улучшения состояния дел по проведению дознания. Проведенный УБТП анализ определил причину выше указанных негативных тенденций. Так, согласно приказам ГТК России от 13.01.94 N 7, от 22.12.94 N 687 и от 02.03.95 N 138 общая штатная численность отделов дознания таможенных органов была установлена в количестве 1080 единиц. Во всех таможнях и региональных таможенных управлениях были созданы отделы дознания. По мере создания и укрепления этих подразделений и готовности их осуществлять функции дознания, росло количество возбужденных таможенными органами уголовных дел, повышалось качество расследования. Однако, во второй половине 1995 года и в 1996 году многие руководители РТУ и таможен без согласования с Управлением, а в ряде случаев вопреки позиции последнего, произвели сокращения в штатных расписаниях этих подразделений, в том числе, с их упразднением и слиянием, при фактическом значительном росте правонарушений в зоне деятельности этих таможенных органов (например, Восточно-Сибирское таможенное управление). Штатные единицы отделов дознания, как правило, передавались не в правоохранительные подразделения. В результате в конце 1996 года в отделах дознания фактически работало, включая лиц, ответственных за делопроизводство и ведение статистики, всего лишь 689 специалистов, то есть не многим более 60% (в отдельных регионах - 50%). В отдельных таможнях в отделах дознания остались лишь их начальники и лица, занимающиеся делопроизводством и статистикой. Такой подход прямо противоречит таможенной политике Российской Федерации, составной частью которой является усиление борьбы с таможенными правонарушениями. Так, Указом Президента РФ от 24.05.94 N 1016 утверждена Федеральная программа РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 г.г., которой целевым назначением для ГТК России выделено 6 тысяч штатных единиц. Имея, согласно приказу ГТК РФ N 239 от 27.04.95 "О расширении прав руководителей таможенных органов при проведении организационно-штатных мероприятий", полномочия на увеличение отделов дознания и иных отделов правоохранительного блока в пределах установленного лимита еще на 30% от штатной численности таможенных органов, руководители таможенных органов, несмотря на резкий рост преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, использовали это свое право не на укрепление правоохранительных подразделений, что вызывается необходимостью, а для обратного, причем вопреки интересам службы, то есть для сокращения численности отделов дознания и иных правоохранительных подразделений, что противоречило Указу Президента Российской Федерации и требованиям ГТК России. Более того, устанавливая для следственно-прокурорских работников необоснованные испытательные сроки, затягивая присвоение им специальных званий, игнорируя при этом уже имевшиеся у них звания, руководители таможенных органов спровоцировали уход наиболее подготовленных специалистов и неоправданно высокую текучесть кадров, а также приход в отделы дознания неквалифицированных или непринципиальных работников. Утверждение ряда руководителей таможенных органов о том, что сокращение и даже ликвидация отделов дознания вызывается незначительным количеством уголовных дел, является надуманным. В действительности имеет место обратное - фактическое укрытие в таможенных органах преступлений, совершенных в сфере таможенного дела. Причем, отделы дознания не допускаются к рассмотрению в порядке ст.109 УПК РСФСР материалов с признаками указанных преступлений. Так, в 1996 году таможенными органами зафиксировано более 67 тыс. случаев недоставки товаров при ввозе на 1 млрд. 490 тыс. долларов США и более 24 тыс. случаев недоставки транзитных товаров на сумму 668,9 млн. долларов США, подавляющее большинство которых содержат признаки преступления, предусмотренного ч.2 ст.162-6 УК РСФСР (ст.194 УК РФ). Однако, в лучшем случае по этим очевидным правонарушениям таможнями заводились дела о НТП и в немногих случаях - уголовные дела. Отсутствует адекватная реакция таможенных органов как органов дознания и на массовые случаи неуплаты юридическими лицами таможенных платежей, систематически фиксируемых в таможенных органах. В то же время дознаватели используются для выполнения несвойственных им задач, которые являются прерогативой отделов таможенных расследований, отделов по борьбе с таможенными правонарушениями, юридических отделов и др. В этой связи указываем, что основная функция отделов дознания таможен - это проведение дознания по уголовным делам. При этом ежемесячно каждым сотрудником подразделения дознания должно заканчиваться дознанием в среднем не менее 5 уголовных дел. Серьезную озабоченность РТУ по БТП вызывают случаи отказов в предоставлении сотрудникам отделов дознания и отделов расследований необходимой им для производства по делам информации, документов и справок из других подразделений таможенных органов, выделения специалистов и ревизоров, запрета вызова для допросов сотрудников таможни, если ими являются должностные лица. Такие отказы грубо противоречат требованиям УПК РСФСР и ТК РФ и являются недопустимыми. Высшие федеральные органы исполнительной и законодательной власти в настоящее время рассматривают предложения ГТК России о наделении таможенных органов функциями предварительного следствия. Для этого на базе отделов дознания планируется создание следственных отделов. ГТК России по перечисленным выше причинам утрачивает основания для принятия решения о признании таможенных органов полноценным правоохранительным ведомством. Кроме того, размеры и своевременность уплаты таможенных платежей - пополнение доходной части федерального бюджета находятся в прямой зависимости от эффективности работы правоохранительного блока таможенных органов. Следовательно, сокращение количества возбужденных таможенными органами уголовных дел - неисполнение таможенными органами обязанностей органов дознания, нарушение их работниками требований норм УПК РСФСР, является для ГТК России главными критериями соответствия начальников РТУ и таможен, а также их заместителей по правоохранительной деятельности занимаемым должностям. В связи с изложенным предлагаем: 1. Во всех РТУ и таможнях, руководствуясь приказом ГТК России N 239 от 27.04.95, восстановить отделы дознания как в прежней штатной численности, так и по структуре выделенных им штатных единиц, приняв безотлагательные меры по их укомплектованию квалифицированными кадрами. 2. Ввести практику ежемесячной проверки заместителями начальников РТУ и таможен по правоохранительной работе подразделений, осуществляющих контроль доставки товаров, таможенный контроль и таможенное оформление товаров, взимание таможенных платежей, валютный контроль, оперативных подразделений и др. на предмет наличия у них материалов, содержащих признаки таможенных правонарушений. 3. Не допускать случаев волокиты и тем более отказов в представлении подразделениями таможенных органов по запросам отделов дознания и таможенных расследований данных, документов, справок и заключений, необходимых для разрешения ими рассматриваемых материалов и дел. 4. Привлекать к строгой дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов независимо от их должностного положения за сокрытие от правоохранительного блока, в том числе и отделов дознания, таможенных органов материалов и данных, свидетельствующих о совершенных таможенных преступлениях и нарушениях таможенных правил. Настоящее письмо прошу довести до сведения всех сотрудников таможенных органов. Начальник Управления М.В. Ванин N 11-01/2252 12 мая 1997 г. |