О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997-2000 ГОДЫ (ЧАСТЬ 2). Постановление. Правительство РФ. 20.06.97 750


Страницы: 1  2  



   О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО
          ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997-2000 ГОДЫ
                              (ЧАСТЬ 2)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           20 июня 1997 г.
                                N 750

                                 (Д)


     В целях   предотвращения   оползневых   явлений   на   селитебных
территориях городов Чебоксары и Новочебоксарска,  защиты  от  волновой
переработки   и   размыва   устьевых   оврагов  в  результате  влияния
водохранилища Чебоксарской ГЭС на рабочей отметке 63 м в  соответствии
с распоряжением Совета Министров РСФСР от 24 декабря 1985 г.  N 1818-р
осуществляется   строительство   берегоукрепительных   сооружений    и
проведение   противооползневых   мероприятий.   Для  завершения  работ
требуется освоить капитальные вложения в объеме  210  млрд.  рублей  и
укрепить 4 км правого берега р. Волги. Для этого необходимо намыть 3,3
млн.  куб.  м песка,  уложить 71 тыс.  куб.  м щебня,  105 тыс. куб. м
камня,  25 тыс.  куб. м бетона и 15 тыс. т арматуры. На 1997-2000 годы
для работ  на  берегоукрепительных  сооружениях  необходимо  42  млрд.
рублей.
     В застраиваемом северо-западном районе  г.  Чебоксары  не  решена
проблема отвода хозяйственно-бытовых и ливневых стоков.  Для повышения
экологической безопасности водного бассейна Республики в  соответствии
с  проектом  института  "Гипрокоммунводоканал" (г.  Санкт-Петербург) с
1992 года осуществляется строительство шахтного  коллектора  глубокого
залегания  протяженностью  2,3  км  от микрорайона "Университетский" к
канализационной насосной станции перекачки N 6 в  юго-западном  районе
г. Чебоксары.
     На сегодняшний день строительство  остановлено  из-за  отсутствия
запланированного  финансирования.  Вынужденная  остановка  работ может
привести к чрезвычайно тяжелым последствиям. Из-за незавершенных работ
по   закреплению   шахты   в   условиях   высокой   водообильности   и
слабоустойчивых  грунтов  возникает  опасность  обрушения  пройденного
участка тоннеля и вывода из строя вышележащих коммуникаций. Остаточный
объем  работ  предусматривает  1,2  км  щитовой  проходки,  монолитное
крепление пройденной части шахты,  постоянное обслуживание построенной
части тоннеля (откачка воды  и  крепление  забоя).  Необходимый  объем
финансирования на 1997-2000 годы составит 29 млрд. рублей.
     На строительство очистных  сооружений  канализации  необходимо  8
млрд. рублей.
     В связи с  поднятием  уровня  воды  в  р.  Волге  и  малых  реках
появились  оползни,  на  участках  развития  которых находятся здания,
сооружения  и   важнейшие   магистральные   коммуникации   города.   В
предаварийном  состоянии  находится построенный в 1964 году мост через
р.  Кайбулку,   расположенный   вблизи   водохранилища   на   основной
транспортной  магистрали  города.  Управлением "Росоргблагоустройство"
(г.  Москва) в 1989 году проведено обследование технического состояния
моста.   Выявлено   ослабление  конструктивных  элементов,  разрушение
деформационных швов,  наблюдается  осадка  мостовых  опор  и  снижение
допустимой  грузоподъемности  сооружения.  Институтом "Гипротрансмост"
(г.  Москва)  разработана  рабочая   документация   на   реконструкцию
мостового перехода через р.  Кайбулку. Общая стоимость проекта 4 млрд.
рублей.  Мероприятия по реконструкции моста включают в себя  частичную
замену   несущих   конструкций   (балок,   прогонов,  плит  покрытия),
восстановление  асфальтового   покрытия,   перил,   отбойного   камня,
укрепление грунта на подходах к мосту.
     В настоящее время значительная часть грузового потока  Республики
проходит  через  центр  города  Чебоксары,  что  значительно  ухудшает
безопасность движения,  экологическое  состояние  города.  Разрушаются
городские автодороги.
     В соответствии с транспортной схемой города, разработанной в 1987
году институтом "Гипрокоммундортранс" (г.  Москва),  разработан проект
объездной  автомагистрали  протяженностью  7  км  с  тремя   мостовыми
переходами.  Эта  автомагистраль  выводит  грузовой  поток  за пределы
территории г. Чебоксары.
     Стоимость данного проекта - 105 млрд.  рублей, срок окупаемости -
4,7 года.
     Общая стоимость проекта - 199 млрд. рублей

  Проект N 3.3.2. Восстановление инженерной инфраструктуры Заволжья

     Левобережная часть  Чувашской  Республики  - уникальный природный
комплекс,  где сосредоточены ценные природные объекты (лечебные грязи,
подземные  минеральные  воды,  запасы  питьевой воды и др.),  редкие и
исчезающие виды флоры и фауны,  в том числе занесенные в Красную книгу
Российской   Федерации,  рекреационные  ресурсы.  Территория  Заволжья
прилегает к акватории Чебоксарского и Куйбышевского водохранилищ.
     Инфраструктура жизнеобеспечения   населения   левобережной  части
Республики в результате создания указанных  водохранилищ  нуждается  в
реконструкции и финансовой поддержке из федерального бюджета.  В связи
со  строительством  Чебоксарской  ГЭС  в   зону   подтопления   попали
топливно-энергетические  объекты,  очистные  сооружения  и  автодороги
Заволжья.  Подъем уровня грунтовых вод (до 0,5-2 м) вызвал  разрушение
подземных инженерных сетей. Вода в существующих системах водоснабжения
населенных пунктов по содержанию  сероводорода  многократно  превышает
нормативы.
     Мероприятия по восстановлению  инфраструктуры  левобережной  зоны
Чувашской    Республики,    обеспечивающие    создание   условий   для
жизнедеятельности населения,  сохранение природной  среды  и  развитие
лечебно-оздоровительной   базы,  включены  в  республиканскую  целевую
программу    социально-экономического    развития    Заволжья.     Они
предусматривают    строительство   очистных   сооружений   канализации
мощностью 15 тыс.  куб.  м в сутки и централизованного водоснабжения с
бурением артезианской скважины и кольцеванием административного центра
левобережья - пос.Сосновка до санатория "Чувашия", поселков Северный и
Первомайский  протяженностью  15  км,  а  также реконструкцию тепловых
сетей и строительство объектов энергоснабжения в Заволжье.
     Общие затраты  на реализацию проекта по восстановлению и развитию
коммунального хозяйства Заволжья составляют 38  млрд.  рублей,  в  том
числе  за  счет  федерального  бюджета  -  9,2 млрд.  рублей,  бюджета
Чувашской
     Республики -  7,5  млрд.  рублей,  местного  бюджета  - 7,5 млрд.
рублей и иностранных инвестиций - 13,8 млрд. рублей.

      Проект N 3.3.3. Системы инженерного обеспечения г. Алатыря

        А. Берегоукрепительные и противооползневые мероприятия
                          на Сурском склоне

     Город Алатырь  расположен  на  возвышенности  между реками Сура и
Алатырь.  В результате подъема уровня  грунтовых  вод  после  создания
Чебоксарского  водохранилища  начались активные оползневые процессы по
берегу р.  Суры в  черте  городской  застройки.  Ежегодно  до  десятка
индивидуальных домов попадают в зону оползней. Республикой принимаются
меры  по  расселению  жителей  из  аварийных  домов  опасной  зоны   и
социальной поддержке пострадавшего населения,  однако дефицит местного
бюджета не  позволяет  профинансировать  проведение  противооползневых
берегоукрепительных  мероприятий  по  укреплению  Сурского  склона  г.
Алатыря.
     Стоимость первоочередных  неотложных  работ  по  защите  Сурского
склона по проекту института "Гипрокоммунстрой" (г.  Москва) составляет
6 млрд. рублей.

                Б. Реконструкция системы водоснабжения

     Мощность существующих  городских  водопроводных сооружений - 17,8
тыс.  куб. м воды в сутки. Потребность города в воде - 25,08 тыс. куб.
м воды в сутки. Для обеспечения стабильного водоснабжения потребителей
с  1982  года  по   проекту   института   "Гипрокоммунводоканал"   (г.
Санкт-Петербург)    ведутся   расширение   и   реконструкция   системы
водоснабжения производительностью  28  тыс.  куб.  м  в  сутки.  Из-за
недостаточного  финансирования  не  начато строительство сооружений по
повторному использованию промышленной воды и обработке  осадка,  линий
электропередач  от  площадки  очистных  сооружений до насосной станции
первого подъема.
     Остаточная стоимость  работ  по  проекту  на  1997-2000 годы - 14
млрд. рублей.

           В. Реконструкция очистных сооружений канализации

     Существующие очистные сооружения канализации  производительностью
17,8   тыс.   куб.  м  стоков  в  сутки  с  механической  очисткой  на
горизонтальных отстойниках и биопрудах перегружены  по  гидравлике  на
20-25  процентов  и  не  обеспечивают  нормативную очистку сточных вод
города.  Недостаточно очищенные воды сбрасываются в р. Суру, впадающую
в   р.  Волгу.  В  1989  году  институтом  "Гипрокоммунводоканал"  (г.
Санкт-Петербург) разработан проект реконструкции и расширения очистных
сооружений канализации города с доведением их мощности до 35 тыс. куб.
м в сутки.
     Стоимость проекта   -  12  млрд.  рублей.  Исходя  из  требований
экологической  безопасности   необходимо   осуществить   реконструкцию
канализации  г.Алатыря  в  1997-2000  годах  с  использованием средств
федерального бюджета.
     Общая стоимость    проекта    составляет    32    млрд.   рублей,
финансирование за  счет  средств  федерального  бюджета  составит  9,8
млрд.рублей,  бюджета Чувашской Республики - 18,2 и местного бюджета -
4 млрд. рублей.

               Проект N 3.3.4. Водоснабжение г. Канаша

     Из-за дефицита    питьевой    воды     водоснабжение     г.Канаша
осуществляется   по   графикам.   Необходимое   количество   воды  для
хозяйственно-питьевых целей в 1990 году составило 30,7 тыс.  куб.  м в
сутки,  а  в  2000  году составит 44,8 тыс.  куб.  м в сутки.  Дефицит
питьевой воды в городе в 1990 году составил 13 тыс.  куб. м в сутки, а
к  2000  году  он  превысит  20  тыс.  куб.м  в  сутки.  Для изыскания
дополнительных источников водоснабжения проведена  детальная  разведка
подземных вод г.  Канаша. Разведанные запасы позволят подавать в город
до 30,5 тыс. куб. м питьевой воды в сутки.
     В 1995  году  были  построены  4  скважины и 5,2 км водоводов для
дополнительной подачи городу питьевой воды в объеме 3 тыс.  куб.  м  в
сутки  по  временной  схеме с использованием водовода вагоноремонтного
завода.  Для улучшения водоснабжения города необходимо построить еще 8
артезианских скважин,  насосную станцию второго подъема с резервуарами
чистой воды,  насосную станцию третьего подъема с резервуарами  чистой
воды,  автодорогу  с  мостовым переходом через р.Цивиль,  два водовода
диаметром по 400 мм от насосной  станции  до  городских  водопроводных
сетей, осуществить частичную реконструкцию городских сетей водопровода
общей протяженностью более  20  км,  построить  ряд  других  объектов,
входящих в комплекс городского водоснабжения.
     Стоимость I очереди проекта водоснабжения г. Канаша составляет 16
млрд.  рублей,  финансирование  за  счет  средств федерального бюджета
составляет 6,3 млрд. рублей и бюджета Чувашской Республики - 9,7 млрд.
рублей.

              Проект N 3.3.5. Теплоснабжение г. Шумерли

     В результате остановки котельной Шумерлинского химического завода
остались  без  тепла  более  2  тыс.  жителей  города  и  17  объектов
социально-культурной сферы. Из-за тяжелого финансового положения завод
в течение пяти лет не проводил  ремонтно-профилактические  мероприятия
на  работающей  котельной  и  не завершил строительство новых тепловых
мощностей.
     Для ввода   в  эксплуатацию  строящейся  котельной  Шумерлинского
химического завода необходимо  предусмотреть  капитальные  вложения  в
размере  8  млрд.  рублей,  в  том  числе за счет средств федерального
бюджета - 1,9 млрд.  рублей,  бюджета Чувашской Республики - 5,1 млрд.
рублей, местного бюджета - 1 млрд. рублей.

                     4. Социальная инфраструктура

                 4.1. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

     Подпрограмма нацелена   на   защиту   граждан  от  безработицы  и
охватывает  прежде  всего  две  группы  населения  -  работающих,   но
находящихся  под  угрозой  увольнения граждан,  и безработных граждан,
зарегистрированных в органах труда и занятости.
     Основными задачами  государственной политики содействия занятости
населения в Республике являются:
     профессиональная ориентация     и    психологическая    поддержка
безработных граждан и незанятого населения;
     опережающее переобучение и переподготовка работников, находящихся
под угрозой увольнения;
     расширение масштабов  подготовки  кадров  и  финансовой поддержки
малого и среднего бизнеса;
     поддержка и  обеспечение  занятости  населения на градообразующих
предприятиях, в сфере обслуживания;
     финансовая поддержка   работодателей,   создающих  ученические  и
рабочие места для отдельных категорий  граждан,  особо  нуждающихся  в
социальной    защите,    а   также   осуществляющих   профессиональную
переподготовку персонала;
     расширение структуры и видов общественных работ, создание условий
для их организации, проведения и финансирования с учетом качественного
состава безработных и социально-экономических потребностей Республики;
     поддержка  доходов  безработных  граждан  в  период поиска ими
работы;
     оказание поддержки беженцам и вынужденным переселенцам.
     Различными формами  профобучения будет охвачено в 1997-2000 годах
21  тыс.  человек,  в  том   числе   4   тыс.человек,   намечаемых   к
высвобождению, пройдут опережающее переобучение.
     Профориентационные услуги будут оказаны 200 тыс.  человек.  Общие
затраты составят 41,8 млрд. рублей.
     В целях создания реальных  возможностей  для  развития  малого  и
среднего  бизнеса,  предпринимательской деятельности незанятых граждан
будет оказана поддержка 860 безработным,  которые решили  организовать
собственное дело, на сумму 1,4 млрд. рублей.
     В 1997-2000  годах  общественными  работами  и  другими   формами
временной  занятости предполагается занять около 50 тыс.  человек,  на
что потребуется 17 млрд. рублей.
     На создание новых и сохранение перспективных рабочих мест, прежде
всего   для   лиц,   особо   нуждающихся    в    социальной    защите,
предусматривается направить 14,4 млрд. рублей. Финансовая помощь будет
оказываться  на  конкурсной  основе   работодателям   для   реализации
бизнес-проектов, обеспечивающих наибольшую занятость населения.
     Меры по поддержке безработных граждан предусматривают:
     досрочный выход  граждан  предпенсионного возраста из числа особо
нуждающихся в социальной  защите  на  пенсию  в  количестве  6,7  тыс.
человек (затраты составят 11,4 млрд. рублей);
     выплату пособий по безработице и их  индексацию  -  для  51  тыс.
человек (к концу 2000 года затраты составят 420 млрд. рублей);
     оказание материальной и  иной  помощи  безработным  и  членам  их
семей,  дотирование  путевок  в  летние  оздоровительные  учреждения и
лагеря детям безработных граждан - 11 тыс.  человек (затраты  составят
2,4 млрд. рублей).
     Для реализации мероприятий,  направленных на  оказание  поддержки
беженцам  и  вынужденным  переселенцам,  необходимо  выделение за счет
средств Федеральной миграционной службы России 11,7 млрд. рублей.
     В ряде  городов  и  районов  Республики  уровень   регистрируемой
безработицы  превышает среднереспубликанский.  Напряженная ситуация на
рынке труда сохраняется в городах  Новочебоксарск,  Алатырь,  Шумерля,
Чебоксары, а также в Порецком районе.
     В 1997-2000  годах в городах и районах с напряженной ситуацией на
рынке труда  в  качестве  приоритетных  мер  по  содействию  занятости
населения   предполагается   осуществление  поддержки  занятости  ряда
профессиональных  групп  специалистов  и  рабочих,  прежде  всего   на
градообразующих и конверсионных предприятиях, поддержка развития сферы
услуг,  малого бизнеса, самозанятости и народных промыслов, проведение
массовых   общественных   работ,   разработка   специальных   программ
содействия занятости молодежи и женщин.
     В результате  реализации этих мероприятий ожидается,  что уровень
безработицы   в   указанных   городах   и    районах    снизится    до
среднереспубликанского значения.
     В целом на 1997-2000  годы  для  реализации  мер  государственной
политики  содействия  занятости населения,  намечаемых в подпрограмме,
потребуется 521 млрд.  рублей.  Расчет показывает, что предусмотренные
меры  поддержки  и  указанный  объем  финансовых  средств  не позволят
допустить в Республике резкого роста безработицы.  В 1997 году за счет
бюджета   Государственного   фонда   занятости   населения  Российской
Федерации будет выделено 130,9 млрд.  рублей,  в  том  числе  за  счет
федеральной  части  -  74,9 млрд.  рублей,  республиканской части - 56
млрд.  рублей.  Учитывая неопределенность с размером тарифа  страховых
отчислений  в  Государственный  фонд  занятости  населения  Российской
Федерации на 1998-2000 годы,  а  также  дефицит  его  бюджета,  размер
финансовой  помощи  из федеральной части Фонда на 1998-2000 годы будет
определен дополнительно.
     Оценка затрат,  связанных с реализацией подпрограммы,  показана в
приложении 4.1.

                      4.2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

            Проект N 4.2.1. Учебно-методическая литература

     Национальные школы Республики обеспечиваются учебниками  русского
языка и литературы для 5-11 классов,  выпускаемыми Санкт-Петербургским
отделением издательства "Просвещение".  В  связи  с  тем,  что  многие
учебники не включены в федеральный комплект учебников,  издание их для
национальных школ осуществляется за счет местных бюджетов,  расходы на
1996  год  составляют  633  млн.  рублей и дополнительно на доставку -
158,3 млн.  рублей.  Всего на обеспечение школ Республики учебниками и
учебно-методической литературой на 1997-2000 годы потребуется 43 млрд.
рублей.
     В Российской   Федерации  50,8  процента  чувашей  проживают  вне
Республики,   в   основном   в   Республике   Татарстан,    Республике
Башкортостан,   Самарской,   Ульяновской,   Тюменской,   Оренбургской,
Саратовской и других  областях.  Однако  в  этих  регионах  во  многих
чувашских   школах   не  организовано  изучение  родного  языка  из-за
отсутствия соответствующих педагогических кадров и учебников. Несмотря
на  имеющиеся  соглашения  с этими регионами по возрождению и развитию
чувашских школ,  органы управления образованием не обеспечивают  школы
учебниками  по чувашскому языку и литературе из-за отсутствия средств.
На эти цели необходимо 1,5 млрд. рублей. На реализацию данного проекта
потребуются  средства  в  сумме  44,5  млрд.  рублей,  в  том числе из
федерального бюджета - 27,6 млрд. рублей, бюджета Чувашской Республики
- 16,9 млрд. рублей.

        Проект N 4.2.2. Начальное профессиональное образование

     В Республике  действуют  29  дневных  профессиональных училищ,  в
которых  обучаются  16400  учащихся  по  88   профессиям.   С   учетом
потребности  рынка  труда в квалифицированных рабочих за последние два
года  ведется  планомерная  работа  по  частичному  перепрофилированию
училищ, введены 58 новых специальностей.
     В 1996 году истек срок освобождения  монастырского  здания  в  г.
Цивильске,  где в настоящее время размещается профессиональное училище
N 5 (680 учащихся).
     В Программу  включено  строительство  училища на 1997-2000 годы с
объемом  капитальных  вложений  38,5   млрд.   рублей.   Строительство
указанного   училища   включено   в  титульный  список  1992  года  по
Министерству образования Российской Федерации.

     Проект N 4.2.3. (Сноска 2) Высшее и среднее профессиональное
        образование (реализуется в рамках федеральной  целевой
            программы "Развитие образования". Госзаказчик
              -  Министерство общего и профессионального
                  образования Российской Федерации)

     Для завершения   строительства   учебного   корпуса    Чувашского
государственного педагогического института требуется 20 млрд.  рублей,
из них в 1997 году - 5 млрд.  рублей, на реконструкцию здания детского
сада для открытия дошкольного факультета необходимо 2 млрд. рублей.
     Для выполнения основного объема  строительно-монтажных  работ  по
корпусу     факультета     механизации    Чувашской    государственной
сельскохозяйственной академии необходимо 27,9 млрд.  рублей,  из них в
1997  году  -  5,2  млрд.  рублей,  в  том  числе из бюджета Чувашской
Республики - 7 млрд.  рублей,  а для оснащения и ввода в строй в  1998
году - 8,3 млрд. рублей, на газоснабжение котельной - 3 млрд. рублей.
     В Чувашском  государственном  университете  имени  И.Н.Ульянова с
1991 года начато строительство учебно-спортивного корпуса,  где с 1993
года  из-за  отсутствия средств строительство не ведется.  Для ввода в
эксплуатацию указанного объекта необходимо 7,5 млрд. рублей.
     На строительство общежития для студентов  и  60-квартирного  дома
для  профессорско-преподавательского  состава и сотрудников - 44 млрд.
рублей.
     Для реализации данного проекта объем капитальных вложений до 2000
года составляет 112,7 млрд. рублей.
     Перечень проектов    подпрограммы    "Развитие   образования"   и
необходимые объемы финансирования приведены в приложении 4.2.

                        4.3. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ

             Проект N 4.3.1. Памятники истории и культуры

     Для проведения в  1997-1999  годах  реставрации  и  реконструкции
комплекса  зданий "Дом П.Ефремова",  занимаемых Чувашским национальным
музеем, требуются ассигнования в сумме 1,8 млрд. рублей.
     Строения находятся в г. Чебоксары, являются образцами гражданской
архитектуры стиля эклектики,  богатой городской усадьбы конца ХIХ в. В
настоящее  время  здания  комплекса  нуждаются  в  срочном  проведении
ремонтно-реставрационных  работ.  Необходимо  восстановить   пристрой,
утраченные   элементы   декора   фасадов,   осуществить  реконструкцию
перекрытий,  укрепление фундаментов и благоустройство территории.  Все
это позволит восстановить ценный памятник истории и культуры, улучшить
условия деятельности Чувашского национального музея.
     Музейный комплекс   находится   в  центре  исторической  зоны  г.
Чебоксары,  вблизи от речного порта,  т.е.  имеются  все  условия  для
улучшения   работы   по   пропаганде   историко-культурного  наследия,
обслуживанию туристических групп и маршрутов.  Чувашский  национальный
музей   имеет   опыт  обслуживания  иностранных  туристов,  что  может
представлять интерес для развития форм  международного  сотрудничества
(открытие новых маршрутов по историческим городам Чувашии и т. д.).
     На реставрацию  здания-памятника   федерального   значения   "Дом
Ф.Ефремова",   занимаемого  Чувашским  государственным  художественным
музеем (отдел русского искусства), потребуется 700 млн. рублей.
     Здание построено   в   1911   году.  Строение  -  ценный  образец
архитектуры стиля  модерн.  В  настоящее  время  необходимо  завершить
работы   по   реставрации   интерьеров,  дворового  фасада,  подвалов,
выполнить  благоустройство  территории.  Здание-памятник  находится  в
заповедной зоне г.  Чебоксары,  вблизи от речного порта, т. е. имеются
все условия для  улучшения  работы  по  пропаганде  русской  живописи,
обслуживанию    туристических    групп    и    маршрутов.    Чувашский
государственный музей имеет опыт  обслуживания  иностранных  туристов,
что  может  представлять  интерес  для  развития  форм  международного
сотрудничества.
     Общая сумма    ассигнований   на   реставрацию   здания-памятника
федерального значения "Дом Н.И.Лобачевского" (г. Козловка) составляет
     в 1997-1999 годах 850 млн. рублей.
     Основной объем реставрационных работ выполнен в 1994 году за счет
средств   бюджета   Чувашской   Республики.   В   настоящее   время  в
здании-памятнике размещены районная библиотека,  краеведческий музей и
единственный  в  России  музей  Н.И.Лобачевского.  В  1997-1999  годах
планируется завершить работы по реставрации интерьеров (восстановление
паркета)  и  благоустройству  территории.  Здание-памятник находится в
историческом центре  г.Козловки,  на  берегу  р.  Волги.  Имеются  все
условия   для   использования   здания-памятника  в  качестве  объекта
туристических и экскурсионных маршрутов.
     На финансирование  реставрации памятника истории и культуры XVIII
века федерального значения "Дом Соловцева",  занимаемого  Чебоксарским
художественным  училищем,  требуются  ассигнования  в  сумме  950 млн.
рублей.
     В 1997-1999  годах  планируется  выполнить  работы по реставрации
фасадов,    интерьеров,    реконструкции    центрального    входа    и
благоустройству    территории.   Памятник   находится   в   заповедной
исторической зоне г. Чебоксары, в непосредственной близости от речного
порта,  т.  е.  имеются все условия для улучшения работы по пропаганде
историко-культурного  наследия,  обслуживания  туристических  групп  и
маршрутов, в том числе международных.
     "Музейный комплекс традиционной чувашской культуры" на территории
парка  культуры  и отдыха имени 500-летия г.  Чебоксары будет создан в
целях воспитания в нынешних и будущих поколениях  чувства  уважения  к
самобытной и древней культуре чувашского народа.
     Намечено в  1997-1999 годах выполнить значительный объем работ по
созданию   традиционного   чувашского   поселения    с    необходимыми
постройками,    включив   в   экспозицию   бытовое   и   хозяйственное
оборудование,  демонстрацию обрядов и праздников,  традиционных  видов
хозяйственной  деятельности,  кустарных  промыслов  и т.  д.  Музейный
комплекс  должен  стать  важным  объектом  культуры   и   своеобразным
туристическим   центром.   Создание   музейного   комплекса   позволит
обеспечить  сохранение  образцов  деревянного   народного   зодчества.
Разработан эскизный проект музейного комплекса.  Авторский коллектив в
1995  году   стал   лауреатом   Международной   выставки   ландшафтной
архитектуры (г. Москва).
     Для осуществления    проекта   в   1997-1999   годах   необходимы
капитальные вложения в сумме 15,8 млрд.  рублей.  Финансирование будет
производиться  за  счет средств бюджета Чувашской Республики в размере
6,5 млрд.  рублей,  федерального бюджета - 6,9 млрд.  рублей,  средств
спонсоров - 2,4 млрд. рублей.

               Проект N 4.3.2. Национальная библиотека

     Национальная библиотека  Чувашской  Республики  в  г.  Чебоксары,
построенная в  1971  г.,  представляет  из  себя  трехэтажное  здание,
рассчитанное  на  500  тыс.  единиц  хранения.  В настоящее время фонд
библиотеки насчитывает около 2 млн.  единиц хранения,  которые  помимо
основного  здания  размещаются в двух приспособленных зданиях в разных
частях города.  Библиотека обслуживает около 50 тыс.  читателей (более
260 тыс. посещений в год).
     Национальная библиотека не  имеет  возможности  из-за  отсутствия
площадей  выполнять  свои  прямые функции в полном объеме.  Количество
мест в  читальных  залах  500,  что  в  два  раза  меньше  ежедневного
количества  посещений.  Литература  из  других  зданий доставляется на
следующий  день.  Нет  условий  для  полного  развертывания  структуры
библиотеки:  создания отделов издательского дела,  реставрации книжных
фондов,  копировально-множительных   услуг,   центра   республиканской
автоматизированной   библиотечно-информационной   системы  и  открытия
мемориального  музея  по  истории  чувашской  книги,  предусмотренного
государственной программой "Сохранение и развитие культуры и искусства
Чувашской Республики на 1994-2000 годы".
     Ввод в   эксплуатацию  пристройки  к  национальной  библиотеке  и
реконструкция существующего здания позволят внедрить новые технологии,
рационально  использовать  фонды национальной библиотеки,  укрепить ее
связи с другими библиотеками и информационными центрами.
     В 1998 году на строительные работы необходимо  28  млрд.  рублей,
всего  на  строительство  в  1998-2000  годах  потребуется  84,1 млрд.
рублей.  Из них средства бюджета Чувашской  Республики  составляют  16
млрд. рублей, средства федерального бюджета - 68,1 млрд. рублей.

                        Проект N 4.3.3. Театры

     Чувашский государственный  ордена  Трудового   Красного   Знамени
академический   драматический   театр   имени   К.В.Иванова  -  первый
профессиональный   театр   Чувашии,   один   из   старейших    театров
Урало-Поволжского региона и ведущих театров России.  Театр, располагая
широкой зрительской аудиторией в Республике, имеет огромное значение и
для  чувашской  диаспоры,  проживающей  за  ее  пределами,  как  центр
духовного возрождения национальной культуры.
     Здание театра,   построенное   в   1961   году,   капитально   не
ремонтировалось со дня ввода в эксплуатацию, его техническое состояние
и   оборудование  устарели  и  не  отвечают  современным  требованиям.
Имеющаяся материальная база не позволяет не  только  развивать,  но  и
сохранить достигнутое.  Со строительством Чебоксарской ГЭС и поднятием
уровня грунтовых вод разрушение здания из года в год усиливается.
     В 1996   году   согласно   инвестиционной   программе   Чувашской
Республики  начата  реконструкция  театра,  на  что  выделено 500 млн.
рублей.  Всего на реконструкцию потребуется 9427 млн.  рублей,  из них
средства  бюджета  Чувашской  Республики  составляют  5 млрд.  рублей,
средства федерального бюджета - 4,4 млрд. рублей.
     Театр кукол,  основанный в 1945 году,  до 1991  года  в  связи  с
отсутствием здания театра являлся гастрольным. В 1992 году театру было
выделено   помещение   бывшего   Дома    политического    просвещения,
построенного  в  1955  году  и предназначенного для лекционной работы.
Сцена не имеет технологического оборудования,  не  хватает  мастерских
для   изготовления   декораций  и  кукол,  артистических  и  складских
помещений.  Театр кукол - единственный  детский  театр  в  Республике,
являющийся центром эстетического воспитания подрастающего поколения.
     Строительство планируется начать в 1998 году, на что необходимо 7
млрд.  рублей.  Всего на период  строительства  потребуется  21  млрд.
рублей,  из  них средства бюджета Чувашской Республики составляют 10,5
млрд. рублей, средства федерального бюджета - 10,5 млрд. рублей.
     Финансирование данного    проекта    из    федерального   бюджета
предусматривается с 1998 года.

             Проект N 4.3.4. (Сноска 2) Учебное заведение

     Республиканское культурно-просветительное  училище - единственное
учебное заведение в Республике,  готовящее национальные кадры культуры
не  только  для  Чувашской  Республики,  но  и для регионов Российской
Федерации с компактным проживанием чувашского населения, - расположено
в  г.  Цивильске  в  двухэтажном кирпичном здании,  построенном в XVII
веке.  Помещение совершенно не отвечает требованиям,  предъявляемым  к
учебным   заведениям:   нет   водопровода,  канализации,  центрального
отопления.
     В настоящее      время      техническое      состояние     здания
неудовлетворительное,   наружные   и   внутренние   стены,   сводчатые
перекрытия имеют многочисленные сквозные трещины.
     Восстановить здание  из-за  его  ветхости  капитальным   ремонтом
невозможно.
     Училище не  имеет  общежития,  учащиеся  проживают   на   частных
квартирах.   Отсутствие  спортивного  и  концертного  залов,  нехватка
классных помещений неблагоприятно сказываются на учебном процессе.
     С 1991 года в г. Чебоксары ведется строительство комплекса зданий
для культурно-просветительного  училища  на  500  учащихся  с  учебным
театром   и  общежитием  на  300  мест.  На  завершение  строительства
необходимо 29,8  млрд.  рублей,  из  них  средства  бюджета  Чувашской
Республики составляют 10 млрд.рублей,  средства федерального бюджета -
19,8 млрд. рублей.
     Финансирование данного    проекта    из    федерального   бюджета
предусматривается с 1997 года согласно федеральной  целевой  программе
"Развитие  и  сохранение  культуры  и  искусства  Российской Федерации
(1997-1999 годы)."
     Госзаказчик - Министерство культуры Российской Федерации.

              ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ
                  НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

     В Чувашской  Республике  действуют  33  утвержденные  федеральные
целевые  программы,  перечень которых представлен в приложении 8.  Эти
программы решают ряд приоритетных  для  России  в  целом  и  Чувашской
Республики   в  частности  проблем,  связанных  с  социальной  сферой,
ликвидацией  последствий  аварий,  катастроф  и  других   чрезвычайных
происшествий, с уменьшением криминогенной опасности, развитием базовых
отраслей экономики.  Общая сумма  финансовых  затрат  из  федерального
бюджета,  необходимая  для реализации указанных программ,  в 1997 году
ориентировочно составляет 213,5 млрд. рублей.
     Их реализация, наряду с осуществлением проектов данной Программы,
будет  способствовать  комплексному   экономическому   и   социальному
развитию региона и укреплению его бюджетного потенциала.

                   РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     В целом  на реализацию всех проектов Программы потребуется 3869,5
млрд.  рублей,  в том числе из средств федерального  бюджета  -  394,1
млрд.  рублей, или 10,2 процента, федеральный инвестиционный кредит на
конкурсной  основе  -   42,8   млрд.   рублей,   или   1,1   процента,
республиканский  и  местный  бюджеты  - 765,9 млрд.  рублей,  или 19,8
процента,  внебюджетные  источники  -  331,9  млрд.  рублей,  или  8,6
процента,   средства   Государственного   фонда   занятости  населения
Российской  Федерации  -  520,1  млрд.  рублей,  или  13,4   процента,
Федерального  дорожного  фонда Российской Федерации и республиканского
дорожного фонда - 1814,7 млрд. рублей, или 46,9 процента.

                                 (млрд. рублей, в ценах 1996 года)
--------------------------------------------------------------------------
|                          | Затраты на |        в том числе             |
| Источники финансирования | период     |--------------------------------|
|                          | реализации | 1997 год | 1998 год   | 1999 - |
|                          | Программы  |          |            | 2000   |
|                          |            |          |            | годы   |
--------------------------------------------------------------------------
  Всего                       3869,5       582,7      980,1       2306,7
  в том числе:
  капитальные вложения        3301,1       437,5      967,2       1896,4
  НИОКР                       2,2          0,9        1,3         -
  прочие                      566,2        144,3      11,6        410,3

  Федеральный
  бюджет - всего              394,1        37,5       117,2       239,4
  в том числе:
  капитальные вложения        364,1        29,9       109,2       225,0
  НИОКР                       1,6          0,9        0,7         -
  прочие                      28,4         6,7        7,3         14,4

  Инвестиции в
  быстроокупаемые
  коммерческие проекты,
  намечаемые
  к размещению на             42,8         -          38,5        4,3
  конкурсной
  основе, - всего

  в том числе:
  капитальные вложения        42,8         -          38,5        4,3
  НИОКР                       -            -          -           -
  прочие                      -            -          -           -

  Республиканский и
  местный                     765,9        163,8      204,9       397,2
  бюджеты - всего

  в том числе:
  капитальные вложения        749,0        159,9      200,9       388,2
  НИОКР                       -            -          -           -
  прочие                      16,9         3,9        4,0         9,0

  Внебюджетные источники -
  всего                       331,9        37,7       166,9       127,3

  в том числе:
  капитальные вложения        330,5        37,6       166,0       126,9
  НИОКР                       0,6          -          0,6         -
  прочие                      0,8          0,1        0,3         0,4

  из них:

  собственные средства        229,5        15,3       136,4       77,8
  предприятий - всего

  в том числе:
  капитальные вложения        228,1        15,2       135,5       77,4
  НИОКР                       0,6          -          0,6         -
  прочие                      0,8          0,1        0,3         0,4

  Иностранные инвестиции      100,0        21,6       29,7        48,7
  - всего

  в том числе:
  капитальные вложения        100,0        21,6       29,7        48,7
  НИОКР                       -            -          -           -
  прочие                      -            -          -           -

  Другие внебюджетные         2,4          0,8        0,8         0,8
  источники - всего

  в том числе:
  капитальные вложения        2,4          0,8        0,8         0,8
  НИОКР                       -            -          -           -
  прочие                      -            -          -           -

  Государственный фонд
  занятости
  населения Российской
  Федерации
  (федеральная и
  республиканская
  части) - всего
                              520,1        133,6     (Сноска 1)   386,5
  в том числе:

  капитальные вложения        -            -          -           -
  НИОКР                       -            -          -           -
  прочие                      520,1        133,6      *           386,5

  Федеральный и
  республиканский
  дорожные фонды - всего      1814,7       210,1      452,6       1152,0

  в том числе:
  капитальные вложения        1814,7       210,1      452,6       1152,0
  НИОКР                       -            -          -           -
  прочие                      -            -          -           -

--------------------
     Сноска 1.  Учитывая  неопределенность с размером тарифа страховых
отчислений  в  Государственный  фонд  занятости  населения  Российской
Федерации  на 1998-2000 годы,  а также дефицит его бюджета,  выделение
средств на 1998-2000 годы из федеральной части Государственного  фонда
занятости  населения  Российской  Федерации  могут  быть рассмотрены в
конце 1997 года.

                    МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Механизм реализации   Программы   охватывает    широкий    спектр
организационных  и  экономических мер.  Предусматривается использовать
такие рычаги экономической политики,  как кредитно-денежный  механизм,
государственно-контрактную    систему,   налоговое   законодательство,
лизинг,  льготы по налогам  и  тарифам,  субсидии  и  ассигнования  из
госбюджета, иностранные инвестиции.
     Доминирующим фактором институциональных  преобразований  является
рациональное   сочетание   федеральных,   отраслевых   и  региональных
интересов,  а   также   практическое   осуществление   государственной
региональной экономической политики.
     Кроме того,  учитывая важность  осуществления  данной  Программы,
предусматривается   создание   организационной   структуры  управления
Программой, а также принятие необходимых законов Чувашской Республики,
указов  Президента  Чувашской  Республики и решений Кабинета Министров
Чувашской Республики (приложение 5).
     Основу экономического  механизма  управления  Программой составит
региональная консолидация многоканального  финансирования  проектов  -
федеральный  бюджет,  республиканский  бюджет,  внебюджетные средства,
собственные средства участников Программы, иностранные инвестиции.
     По экспертной   оценке  на  реализацию  всех  проектов  Программы
потребуется 3869,5 млрд. рублей, в ценах 1996 года (приложение
 1).
     Распределение капитальных вложений по годам будет уточняться  при
составлении    бюджетной    заявки   на   очередной   год.   Выделение
инвестиционных кредитов на  конкурсной  основе,  а  также  собственных
средств предприятий-претендентов, принимающих участие в финансировании
проектов  Программы,  осуществляется  в   установленном   порядке   по
представлении   бизнес-планов   в  соответствии  с  Указом  Президента
Российской Федерации  от  17  сентября  1994  г.  N  1928  "О  частных
инвестициях   в   Российской   Федерации".  При  этом  государственная
поддержка может  быть  оказана  только  после  оформления  необходимых
документов,   а  также  надлежащих  гарантий  в  отношении  выполнения
финансовых обязательств предприятий-претендентов.
     Финансирование работ  по  Программе  и  по  отдельным ее проектам
осуществляется целевым назначением через государственных заказчиков  в
соответствии  с  порядком  разработки и реализации федеральных целевых
программ  и  межгосударственных  целевых  программ,  в   осуществлении
которых  участвует  Российская Федерация,  утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
     При сокращении   объемов   бюджетного   финансирования  работ  по
Программе  и   отдельным   ее   проектам   государственные   заказчики
рассматривают   вопрос   о   дополнительных   мерах   по   привлечению
внебюджетных источников для  выполнения  этих  работ  в  установленные
сроки.
     При необходимости  ими  вносятся  предложения   в   Правительство
Российской  Федерации  о  корректировке  этапов реализации программных
мероприятий (проектов).
     Иностранные инвесторы принимают участие в финансировании проектов
Программы на основе  долевого  участия  и  предоставления  кредитов  в
соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
     Источником финансирования   проектов   Программы  могут  являться
целевые кредиты банков,  предоставляемые под государственные гарантии.
В  связи с этим в целях создания благоприятных условий для привлечения
инвестиций Кабинет Министров Чувашской  Республики  утвердил  перечень
природных ископаемых ресурсов республиканской собственности и перечень
объектов   незавершенного   строительства,   обеспечивающих   гарантии
Правительства Чувашской Республики,  а также установил, что в качестве
обеспечения гарантий могут выступать средства республиканского бюджета
и   целевых   фондов.  Не  вошедшие  в  утвержденные  перечни  активы,
находящиеся в республиканской собственности,  могут  использоваться  в
качестве   обеспечения   гарантий  при  принятии  специальных  решений
Кабинета Министров Чувашской Республики.
     Кроме того,  в качестве  гарантий  под  инвестиции  Правительство
Чувашской Республики может представить акции предприятий,  находящихся
в государственной собственности Чувашии,  а также исключительное право
на приобретение акций приватизируемых предприятий.
     Вместе с тем Кабинет Министров Чувашской  Республики  гарантирует
инвесторам   правовую   защиту   в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и Чувашской Республики.  Согласно подписанному  в
мае  1996  г.  Договору о разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и  органами
государственной  власти  Чувашской Республики до принятия федерального
закона  по  конкретному   предмету   совместного   ведения   Чувашская
Республика  вправе  осуществлять собственное правовое регулирование по
данному   предмету   ведения.   Кроме   того,   Чувашская   Республика
самостоятельно устанавливает и вводит республиканские налоги и сборы в
соответствии с  федеральными  и  республиканскими  законами,  а  также
вправе    выступать   самостоятельным   участником   международных   и
внешнеэкономических связей.
     В целом   достигнутые   договоренности  создают  предпосылки  для
создания необходимых условий  и  механизмов  накопления  национального
капитала  и его трансформации в реальные инвестиции,  усиления функций
государства как "стратегического" инвестора,  что будет способствовать
выполнению   обязательств  по  финансовому  обеспечению  Программы  со
стороны Кабинета Министров Чувашской Республики.
     Кроме того,  определяются  следующие  направления государственной
поддержки реализации проектов Программы:
     стимулирование направления  прибыли  на  развитие  производства и
финансирование капитальных вложений;
     ускоренные нормы амортизации основных фондов для реконструируемых
в рамках Программы предприятий;
     освобождение новых   предприятий   (включая   иностранные   и   с
иностранным  участием)  на  определенный  срок  от  уплаты  налога  на
прибыль,  подлежащую  зачислению в бюджеты Чувашской Республики,  всех
республиканских  и  местных  налогов  и  сборов   (кроме   налога   на
имущество);
     размещение заказов  на  закупки  и  поставки   товаров   в   счет
общереспубликанских и местных нужд в первую очередь среди организаций,
участвующих в реализации проектов Программы;
     предоставление в   пользование   земельных   участков   и  других
природных ресурсов Республики на льготных условиях;
     осуществление мер  по  реструктуризации задолженности организаций
по платежам в бюджет с использованием рынка ценных бумаг;
     установление льготной   ставки   налога   на   прибыль  в  части,
зачисляемой в республиканский бюджет,  для новых  банков  и  страховых
организаций, а также всех коммерческих банков в случае направления ими
высвобождающихся  средств  на  пополнение  собственного   капитала   и
использования кредитных ресурсов на нужды предприятий.

                 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И
                   КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

     Управление реализацией Программы осуществляется  государственными
заказчиками  -  Министерством  сельского  хозяйства  и  продовольствия
Российской Федерации,  Министерством транспорта Российской Федерации и
Государственным   комитетом   Российской   Федерации   по  жилищной  и
строительной    политике,    взаимодействие    которых    осуществляет
государственный   заказчик  -  координатор  Программы  -  Министерство
экономики Российской Федерации.
     В соответствии    с   постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 26 июня 1995 г.  N 594 "О реализации Федерального  закона
"О   поставках   продукции   для   федеральных  государственных  нужд"
государственный заказчик:
     формирует дирекцию  Программы для текущего управления реализацией
Программы;
     заключает государственные   контракты   (договоры)   на   закупку
продукции для федеральных  нужд  со  всеми  исполнителями  программных
мероприятий  и  организует  контроль  за  ходом  работ  по  выполнению
государственных контрактов;
     с учетом  выделяемых  на  реализацию Программы финансовых средств
ежегодно  уточняет  целевые  показатели  и  затраты   по   программным
мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей;
     организует совместно  с  Государственным   комитетом   Российской
Федерации   по   статистике   ведение   ежеквартальной  отчетности  по
реализации   Программы   в   соответствии   с   формой    федерального
государственного   статистического  наблюдения  N  1-БЗ  "Сведения  об
использовании ассигнований из бюджетных и внебюджетных  источников  на
выполнение   федеральных   и  межгосударственных  целевых  программ  и
поставок  (закупок)  продукции  (выполнение  работ)  для   федеральных
государственных нужд".
     Государственный заказчик несет ответственность  за  своевременное
выполнение Программы,  рациональное использование выделенных бюджетных
средств.
     Контроль и   анализ   хода  реализации  Программы  осуществляется
государственным  заказчиком   по   всему   комплексу   соответствующих
программных мероприятий независимо от источников финансирования.
     Государственный заказчик ежегодно готовит доклад о ходе работ  по
реализации  Программы и эффективности использования финансовых средств
и предоставляет его в Министерство экономики  Российской  Федерации  и
Министерство  науки  и  технологий  Российской  Федерации до 1 февраля
следующего за отчетным года.
     Министерство экономики    Российской    Федерации    с   участием
Министерства  финансов  Российской  Федерации,  Министерства  науки  и
технологий  Российской Федерации,  других заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти,  государственного заказчика Программы и
Кабинета  Министров  Чувашской  Республики  до  1  марта  каждого года
подготавливает и представляет  в  Правительство  Российской  Федерации
доклад о ходе реализации Программы.
     В целях  осуществления  текущего  управления   ходом   реализации
Программы создается дирекция Программы. Положение о дирекции Программы
утверждается   Министерством   экономики   Российской   Федерации   по
согласованию  с  другими  федеральными  министерствами  -  заказчиками
Программы и Кабинетом Министров Чувашской Республики.
     Дирекция Программы:
     осуществляет координацию  действий  заинтересованных  федеральных
органов исполнительной власти, прежде всего государственных заказчиков
Программы, по выполнению мероприятий Программы;
     обеспечивает взаимодействие;
     разрабатывает и реализует мероприятия по привлечению  финансовых,
кредитных,   валютных,   материальных   и   других   видов   ресурсов,
направляемых  на  обеспечение   предусмотренных   Программой   целевых
программ и инвестиционных проектов;
     подготавливает и представляет ежегодно в установленном порядке  в
Министерство  экономики  Российской  Федерации и Министерство финансов
Российской Федерации бюджетные заявки на ассигнования из  федерального
бюджета,  другие обосновывающие материалы,  необходимые для реализации

Страницы: 1  2